В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Орлова; Орлова, Любовь.
Любо́вь Петро́вна Орло́ва (29 января 1902 — 26 января 1975) — советская актриса театра и кино, певица, танцовщица, пианистка. Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1950). Народная артистка СССР (1950).
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%9B%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0
Содержание
- 1 Актриса, которая умеет делать все
- 2 Любовь Орлова: новости >>
- 3 Любовь Орлова: семья
- 4 Образование и трудовая деятельность
- 5 Любовь Орлова: история одной любви. Путь к звездам
- 6 Награды и звания
- 7 Всенародная любовь
- 8 Личная жизнь Любови Орловой и последние годы жизни
- 9 Жизнь после войны
- 10 Любовь Орлова и Марина Ладынина
- 11 Память
- 12 Ростислав Плятт в жизни Орловой
- 13 Фильмы и телепередачи об Орловой
- 14 И еще немного о символе советского оптимизма
Актриса, которая умеет делать все
Любовь Орлова родилась в дворянской семье. Еще в раннем возрасте у нее проявились способности к пению и танцам. На одном из домашних спектаклей Федор Шаляпин, восхищенный выступлением девочки, сказал, что она станет большой артисткой. Однако родители Орловой и думать не хотели о подобном варианте. Они мечтали, что дочь станет пианисткой, и в семь лет отдали ее в музыкальную школу. У музыкантов было много возможностей — и концертировать, и давать уроки, и аккомпанировать певцам.
Когда семилетней меня привели на экзамен в Ярославское музыкальное училище, после двух или трех сыгранных мною пьесок меня с похвалой зачислили на первый курс. Но не было предела изумлению учительницы, когда в первый же день занятий она выяснила, что я не знаю ни одной ноты, что на экзамене я играла всё на память (так учила меня мама). Впрочем, нотная грамота далась легко и не задержала моей учебы.
В 1919 году Любовь Орлова поступила в Московскую консерваторию по классу фортепиано. Из-за тяжелого положения в годы Гражданской войны ей приходилось совмещать учебу с работой. Любовь Орлова устроилась тапером сразу в несколько московских кинотеатров и играла во время показов немых фильмов. Параллельно она преподавала музыку и танцы.
После третьего курса Орловой пришлось оставить консерваторию, потому что денег на жизнь все-таки не хватало. Однако вскоре она снова взялась за учебу: поступила на хореографическое отделение Московского театрального техникума имени А.В. Луначарского, а в свободное время брала уроки танцев, вокала и актерского мастерства. Любовь Орлова мечтала стать актрисой, которая умела бы делать все и лучше всех, поэтому своим занятиям отдавалась самозабвенно.
В 1926 году Любовь Орлова прошла конкурс в труппу Музыкального театра под руководством В.И. Немировича-Данченко. Ее приняли в хор, но вскоре режиссеры заметили, что молодая артистка хорошо танцует. Любовь Орлова стала выступать с танцевальными номерами.
Когда мне дали роль Герсильи в оперетте «Дочь Анго», вся моя роль заключалась в словах: «Да, гражданка! Нет, гражданка! Слушаюсь, гражданка!» — это было первым большим событием в моей творческой жизни, потому что я получила право говорить на сцене. Я пела и играла еще целый ряд небольших ролей. Затем я приготовила большую партию Периколы в оперетте Оффенбаха. Это очень серьезная партия, где надо и петь, и говорить, и танцевать. После этого я почувствовала себя по-настоящему актрисой. И смелее стала присматриваться к другим ролям.
Несмотря на занятость в Музыкальной студии — четыре спектакля в неделю и ежедневные репетиции, — Любовь Орлова начала выступать на эстраде. Сначала это были отдельные вокальные номера, но затем она создала целую концертную программу, которую давала в кинотеатрах перед началом сеанса. Основу ее вокальных партий составляли произведения русских композиторов: Михаила Глинки, Александра Даргомыжского, Модеста Мусоргского и Петра Чайковского.
Источник: https://www.culture.ru/persons/2265/lyubov-orlova
Это интересно: 1085,Луцк: краткая история города
Любовь Орлова: новости >>
По сравнению с литературой или театром киноискусство кажется чуть ли не младенцем. Однако этому младенцу, как известно, перевалило за сто лет.
11 необычных специальностей женщин в кино
И еще 10 спектаклей, которые выпустили раньше, но они всё ещё свежие
Все новости >>
Источник: https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/3185/
Любовь Орлова: семья
Любовь Петровна Орлова родилась 29 января (11 февраля) 1902 года в городе Звенигороде.
Всю свою жизнь актриса заполняла строку в графе анкеты о происхождении словами «из служащих», скрывая свое аристократическое происхождение. Доподлинно неизвестно, но предполагается, что граф Орлов, блистательный фаворит императрицы Екатерины II, является ее родственником. Может быть, это и не так.
Но то, что мать Любови Орловой принадлежала к древнейшей дворянской семье, не вызывает никакого сомнения. Подтверждено также и родство с великим писателем Львом Толстым, не раз бывавшим в их доме. У нее даже был от него подарок — книга, с подписью «Любочке — Лев Толстой».
С самого раннего детства у Любови проснулся актерский талант и любовь к искусству, которые заметил даже Федор Шаляпин, который часто бывал у них. Он пророчил ей великое актерское будущее. Эти ее способности родители девочки тоже отметили и заботливо взращивали, приглашая для занятий с дочерью лучших педагогов того времени.
Она даже училась в музыкальной школе по классу фортепиано. Но закончить это заведение ей не удалось, так как страну накрыла революция, и в финансовом плане семья резко обеднела.
Отец выправить положение в одиночку не мог, и трудиться пришлось всей семье. Еще до начала своего творческого пути Орловой пришлось доить коров и продавать молоко. С 1920 года она начала работать в творческой сфере. На пути к вершине своей карьеры актриса играла когда-то совсем незавидные, маленькие эпизодические роли. Но даже здесь, как утверждали в голос современники, она блистала, как яркая звезда. Любовь не могла остаться незамеченной.
Источник: https://personallife.ru/love-story/lyubov-orlova/
Образование и трудовая деятельность
В 1917 году Любу приютила сестра матери, они стали вместе жить в Воскресенске. Из-за финансовых проблем девушке пришлось уже тогда начать работать. Ежедневно она отвозила в Москву на продажу тяжёлые бидоны с молоком. Руки Орловой леденели от холода, она дрожала от страха, когда везла домой деньги.
После этого у Орловой было ещё несколько работ. Она иллюстрировала киноленты, обеспечивала музыкальное сопровождение для первых немых фильмов. В 1920 году девушка была тапером в картинах «Великий немой», «Арс», «Унион» и «Орфеум». Денег катастрофически не хватало, но она не отчаивалась, продолжая работать. Этот трудный жизненный период научил будущую актрису терпению, развил в ней стойкость характера и упорство.
Несмотря на загруженность на работе, девушка не оставляла надежды получить образование. Она поступила в театральный техникум на хореографическое отделение. Параллельно с этим Любовь брала уроки актёрского мастерства у Елизаветы Телешовой, работавшей в Художественном театре. В 1926 году она окончила техникум. После этого Орлову пригласили работать хористкой в Музыкальной студии при МХАТе.
Источник: https://stories-of-success.ru/lyubovi-orlovoi
Любовь Орлова: история одной любви. Путь к звездам
Судьбоносная встреча с Александровым еще впереди. Первый муж Любови — это Андрей Берзин, по возрасту старше ее на 9 лет. Общего у них ничего не было. Но у него была высокая должность, квартира, спецпаек, которого хватало на всех. Но вот пришел час Берзина, как и многих в то страшное время, и актриса вмиг стала женой врага народа. Это случилось 04.02.1930 года, и с того дня, точнее, ночи, когда его увели, она и первый муж больше не виделись до самого конца войны.
Возможно, жена врага народа и должна быть очень скромной, сидеть дома и бояться выходить. Но это тогда была бы история не про Любовь Орлову. Она влюбляется в австрийского инженера, фамилию которого наверняка так никто и никогда не узнает. Их короткий роман был чреват плохими последствиями, громко обсуждался, но казалось, что актрисе все нипочем.
1933 год для Любови Орловой ознаменовался знакомством с будущим мужем, советским режиссером Григорием Александровым. Говорят, что только раз увидев его, Орлова забыла обо всем на свете. Но он был женат, она — в гражданском браке с австрийцем. Хотя для нее никогда не было никаких преград. Да и брак режиссера уже давно дышал на ладан, а ее австриец сразу заметил, что этих людей объединяет не только симпатия. Гражданский муж смылся в свою родную Австрию, где и теряются его следы.
Любовь Орлова и Григорий Александров расписались в самом начале 1934 года, еще до выхода фильма, благодаря которому актриса получила огромную славу и любовь советского народа. Он назывался «Веселый ребята» и именно эта лента свела вместе этих двух ярких людей. Орлова, история любви которой давно уже превратилась в легенду, тогда и не представляла, насколько прочно этот человек войдет в ее жизнь.
Куда их только не приглашали вместе. Но они больше любили проводить время вдвоем и редко куда-то выходили. Как-то раз, на одном приеме, когда Любовь Петровну представили Сталину, говорят, что он был очень удивлен тому, что у нее такой маленький рост, а тем более вес (рост Любови был 158 см, вес — 49 кг). Она отшутилась в ответ, сославшись на то, что это муж ее не кормит. На что Сталин пригрозил ее супругу пальцем, приказав беречь Григорию свою жену как зеницу ока, сказав, что иначе его расстреляет.
Вряд ли напугался Александров того наказа, что дал ему Сталин, просто он действительно очень любил свою жену, как мог о ней заботился, опекал, продвигал. В семье у них были особые даты, которые они почитали и обязательно отмечали. Одной из них был день знакомства супругов. Свою любовь, уважение, тепло, заботу, верность друг другу они пронесли через всю жизнь. Кстати, Орлова и Александров стали образцом для подражания в семейной жизни.
Источник: https://personallife.ru/love-story/lyubov-orlova/
Это интересно: 1030,Культурная политика Российской Федерации
Награды и звания
Заслуженная артистка РСФСР Любовь Орлова и Заслуженный деятель искусств РСФСР
Григорий Александров на Красной площади,
7 ноября 1935 года
- Заслуженная артистка РСФСР (1935)
- Народная артистка РСФСР (1947)
- Народная артистка СССР (1950)
- Сталинская премия первой степени (1941) — за исполнение роли Марион Диксон в фильме «Цирк» (1936) и роли Стрелки в фильме «Волга, Волга» (1938)
- Сталинская премия первой степени (1950) — за исполнение роли американской журналистки Джаннетт Шервуд в фильме «Встреча на Эльбе» (1949)
- Орден Ленина (1939)
- Два ордена Трудового Красного Знамени (1938, 1967)
- Медаль «За оборону Кавказа» (1944)
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945)
- Медаль «В память 800-летия Москвы» (1947)
- Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
- Медаль «За освоение целинных земель»
- Юбилейный значок «XX лет советской кинематографии» (1940)
- VIII Венецианский кинофестиваль (1947, специальный приз фестиваля за лучшую женскую роль (в фильме «Весна») (разделила с И. Бергман).
- IV Международный кинофестиваль в Марианске-Лазне (1949, премия Мира за фильм «Встреча на Эльбе»)
- Почётная грамота Советского комитета защиты мира (1960).
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%9B%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0
Всенародная любовь
Вся страна обожала ее, причем и мужчины, и женщины в одинаковой мере. Сама Орлова, история любви, ее личная биография, фильмы, красота, походка, улыбка, одежда — все это любили в ней. И пытались ей во всем подражать, что привело к появлению нового диагноза тех времен, который назывался «синдром Любови Орловой».
Она воплощала собой, одним своим существованием, мечту советских граждан о другой жизни, более счастливой, более красивой, более лучшей… Потому что, глядя на нее, невозможно было предположить, что она родилась и выросла в СССР. Своей какой-то особенной красотой и поведением актриса очень выделялась.
В те годы, когда каждый боялся своего соседа, в стране, погрязшей в репрессиях и расстрелах, во времена, когда балом правила безысходность, наложившая свою особенную печать на советский народ, Любовь Петровна стала просто «лучом света в царстве тьмы». Во всех ее фильмах был хороший конец, торжествовала правда и справедливость, которых так не хватало людям той эпохи.
Ею восторгался Сталин, и этим можно объяснить, что ее карьера достигла просто головокружительной высоты.
Говорят, когда началась война, какой-то умник расклеил по Москве афиши с актрисой, и это возымело волшебное действие и успокоило запаниковавших жителей. Настолько она у них была связана со светлым будущим и, вообще, всем хорошим.
Источник: https://personallife.ru/love-story/lyubov-orlova/
Личная жизнь Любови Орловой и последние годы жизни
В жизни Любови Орловой было три брака. Первым ее супругом был политический деятель Андрей Берзин, с которым она прожила четыре года. После этого актриса около года жила вместе с австрийцем по имени Франц, который в тот период работал ее импресарио.
Однако наиболее долгим оказался ее супружеский союз с режиссером Григорием Александровым. Их творческий и любовный союз впоследствии стал важнейшим событием в жизни знаменитости.
Именно Александров был рядом с актрисой, когда у нее был обнаружен рак поджелудочной железы. В 1975-м году первой звезды советского кино не стало.
Источник: https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-lyubov-orlova.html
Жизнь после войны
В военные годы артистка почти не снималась. За всё время проведения боевых действий был выпущен только один фильм с её участием. Он назывался «Боевой киносборник №4», Любовь сыграла в одной из новелл. В 1947 г. на экранах появился мюзикл «Весна», а в 1949 — военная картина «Встреча на Эльбе». Обе киноленты высоко оценили как на территории СССР, так и за рубежом. Их отметили несколькими международными премиями.
После 1950 г. Орлова стала реже появляться в кино из-за возрастных изменений во внешности. Она всю жизнь потратила на сохранение молодости и красоты, стала одной из первых российских актрис, использовавших косметические средства. Но на этом Любовь не остановилась, вскоре она пристрастилась к пластическим операциям. Женщина скрывала от всех свой возраст, часто отказывалась сниматься из-за боязни показаться некрасивой.
В 1952 г. актриса исполнила главную роль в биографическом фильме «Композитор Глинка». Это был не первый её опыт в картине о музыкантах. За два года до этого Орлова снялась в драме «Мусоргский». Последними фильмами, в которых можно было увидеть Любовь, стали ленты «Русский сувенир» и «Скворец и Лира», вышедшие в 1972 году.
В феврале 1972 года артистке исполнилось 70 лет. После этого она перестала сниматься, просила всех умалчивать её истинный возраст. В этот период обострилась светобоязнь Орловой, которая началась ещё в конце 20-х годов. До конца своих дней она плотно закрывала портьеры, но всё равно мучилась от бессонницы.
В 1974 г. женщина попала в Кунцевскую больницу из-за жутких болей в почках. Врачи диагностировали рак поджелудочной железы. Григорий Александров беспокоился о психологическом комфорте своей возлюбленной, поэтому попросил доктора соврать ей. До самой смерти Любовь считала, что у неё в почках камни.
Последние несколько месяцев актриса провела в поисках пьесы, которая могла бы стать последней в её жизни. Но найти её так и не удалось. Двадцать третьего января 1975 года Орлова потеряла сознание прямо во время празднования дня рождения мужа. Через три дня она скончалась в больнице. Женщину похоронили на Новодевичьем кладбище, а на её доме установили мемориальную доску.
Источник: https://stories-of-success.ru/lyubovi-orlovoi
Любовь Орлова и Марина Ладынина
Их негласно считали конкурентками. Как и Люба Орлова, снимающаяся только у мужа, Марина Ладынина тоже появлялась исключительно в картинах своего супруга режиссера Ивана Пырьева.
Но зачем им было соперничать? Ведь у каждой своя история любви, своя стезя в кино, своя народная любовь (Марина Ладынина была тоже очень любима в народе), делить им в принципе было нечего. Есть, наверное, в этом соревновании что-то чисто женское, чего уже не понять и не отнять, и что навсегда останется загадкой.
Когда Орлова олицетворяла для жителей необъятной страны городскую девчонку, Марина Ладынина являлась образом деревенской девушки. Они такие разные, но их почему-то всегда сравнивали. Обе были символом желаемого мира, покоя и стабильности, которых тогда не существовало. Любимые советские кинозвезды…
Источник: https://personallife.ru/love-story/lyubov-orlova/
Память
Памятник Любови Орловой в Звенигороде. Архитектор А. Рожников |
|
|
|
Памятная монета Банка России, посвящённая 100-летию со дня рождения Л. П. Орловой. 2 рубля, серебро, 2002 год | Почтовая марка России, 2001 год |
Памятник на Новодевичьем кладбище |
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%9B%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0
Ростислав Плятт в жизни Орловой
Вместе начали работать они в кинофильме «Весна» (1947), после которого Орлова и Плятт неоднократно разъезжали по гастролям, давали концерты, участвовали в них вместе, играли совместно в нескольких спектаклях. Один из них — «Милый лжец» (1963). Эту пьесу написал американский актер и журналист Джером Килти. Она создана по мотивам переписки драматурга Бернарда Шоу и актрисы Стеллы Кэмпбел. Ростислав Плятт играл Бернарда, актрису — Орлова.
Интересный факт заключается в том, что впервые перевести пьесу на русский язык предложила французская писательница и переводчица Эльза Триоле специально для Любови, но пока суд да дело, она была переведена другими людьми и уже сыграна в других театрах.
Плятт только уважительно относился к актрисе, одно из его высказываний: Любовь Орлова — великое имя. Кстати, она называла его Пляттиком.
Источник: https://personallife.ru/love-story/lyubov-orlova/
Фильмы и телепередачи об Орловой
- 1969 — Любовь Орлова. Передача о творчестве
- 1983 — Любовь Орлова (документальный)
- 1996 — В поисках утраченного. Любовь Орлова
- 2002 — Воплощённое счастье. Любовь Орлова
- 2003 — Больше, чем любовь. Григорий Александров и Любовь Орлова (документальный фильм)
- 2005 — Три любви Любови Орловой
- 2006 — Любовь Орлова, Григорий Александров (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
- 2006 — Утёсов. Песня длиною в жизнь (телесериал), Украина. В роли Любови Орловой — Людмила Смородина
- 2006 — Сталин. Live (телесериал). В роли Орловой — Екатерина Галахова
- 2007 — Сказка о Золушке или Фемина Совьетика (документальный)
- 2007 — Три персонажа в поисках роли
- 2009 — Великие комбинаторы (документальный)
- 2015 — Орлова и Александров (телесериал). В роли Любови Орловой — Олеся Судзиловская
- 2015 — Любовь Орлова. Шипы и розы (документальный фильм)
- 2016 — Любовь Орлова. Двуликая и великая (документальный фильм)
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%9B%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0
И еще немного о символе советского оптимизма
Орлова, история одной любви ее, всегда связана с Александровым. Но некоторые из тех, кого интересовала ее биография, утверждают, что настоящей любовью актрисы был первый муж. А к Григорию Васильевичу ее чувства были совершенно другими. Больше связанными с благодарностью. Потому что благодаря ему она оказалась не в лагерях, не была репрессирована, как и первый муж, а очутилась на вершине советского киноолимпа.
Хотя даже утверждающие то, что жизнь актрисы была наполнена любовью к Андрею Берзину, не отрицают, что это чувство присутствовало и в отношениях с Александровым. Просто ему она подарила любовь уже более зрелую, без пылкости и страсти.
Говорят, что актрису любил сам Сталин. Она понравилась Иосифу Виссарионовичу после того, как он посмотрел «Веселые ребята». Может быть, поэтому ей прощалось иногда такое, что другим бы не сошло с рук. Она не ответила ему взаимностью, и как-то даже резко с ним разговаривала. Сталин стал относиться к Орловой прохладно, но как актрису все равно ее очень уважал.
Пара Александров-Орлова не оставила после себя потомство. Как-то у Григория Васильевича спросили почему, он на это ответил, что Любовь сначала не хотела иметь детей, а потом уже не смогла. Хотя, если бы дети у них все-таки появились, возможно, конец их жизни был другим. По крайней мере, было бы кому оставить свое наследство, ведь они по тем меркам были миллионерами того времени. А у режиссера был сын от первого брака, к сожалению, большой любитель выпить.
Любовь и Григорий были вместе до конца жизни. Муж был рядом, когда у нее обнаружилась онкология (рак поджелудочной железы) и когда 26 января 1975 года ее не стало. Похоронена «звезда по имени Любовь» на Новодевичьем кладбище. Муж Любови, Григорий Васильевич, пережил любимую жену всего на несколько лет, уйдя из жизни 16 декабря 1983 года.
Источник: https://personallife.ru/love-story/lyubov-orlova/
Количество использованных доноров: 7
Информация по каждому донору:
- https://www.culture.ru/persons/2265/lyubov-orlova: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 7282 (22%)
- https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-lyubov-orlova.html: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 3439 (11%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%9B%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0: использовано 4 блоков из 10, кол-во символов 2771 (8%)
- https://stories-of-success.ru/lyubovi-orlovoi: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 6323 (19%)
- https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/3185/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 331 (1%)
- https://to-name.ru/biography/ljubov-orlova.htm: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 3321 (10%)
- https://personallife.ru/love-story/lyubov-orlova/: использовано 6 блоков из 7, кол-во символов 9199 (28%)