Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. А. Васнецов. 1922 год
С годом основания столицы историки после долгих споров определились — 1147-й. А вот день и месяц её образования до сих пор под вопросом. По некоторым данным, этот день как раз сегодня, 5 апреля. Откуда взялась официальная дата? И настолько ли она однозначна, как уверяют учебники истории?
Источник: https://www.mos.ru/news/item/22507073/
Содержание
Исторические поселения и основание Москвы
На сегодняшний день сохранилось мало сведений о том, что находилось на территории современной Москвы задолго до ее строительства. Существуют данные, что на берегу реки на месте современного Храма Христа спасителя задолго до основания Руси располагались Дьяковские городища (железный век), именно они считаются первыми поселениями на этой земле.
Позднее, незадолго до появления Русского государства, эти земли облюбовали финно-угорские племена, проживающие вдоль берега на разрозненных хуторах. Вскоре тут начали появляться и славянские деревни, и села, принадлежащие племени вятичей. В тот период единого централизованного поселения на этом месте не существовало, и земли были заселены разрозненно.
Первое упоминание о Москве появилось в русских летописях (Ипатьевская летопись) в 1147 году. В этот период Киев постепенно начинает терять свою власть, русские земли перестают подчиняться единой, централизованной власти. В летописи говорится о том, как великий князь Киевский Юрий Долгорукий созывает военный совет и призывает для разговора князя Святослава Олеговича. Совет проходит, предположительно, на территории будущей Москвы, так как в летописи упоминается призыв «На Московь». Считается, что на момент упоминания в летописи города на этом месте еще не существовало, однако было достаточно крупное поселение.
Что касается более точной даты основания города, то тут происходит небольшая путаница. Согласно одной из версий, Москва была основана в 1156 году Юрием Долгоруким, который приказал на месте старого поселения построить деревянную крепость и заложить город. Эта версия подвергается критике, так как в этот период князь находился в Киеве, и летопись весьма нечетко упоминает его визиты на московские земли. Еще одна версия утверждает, что закладка крепости произошла чуть раньше, в 1153 году. Также существует мнение, что Москву мог основать вовсе не сам Юрий Долгорукий, а его сын Андрей.
Источник: http://historykratko.com/osnovanie-moskvy
Память московских земель
Археологические раскопки показывают, что территория современной Москвы и Московской области была заселена издревле. Самые ранние находки — каменные и костяные топоры, ножи, рыболовные крючки и наконечники стрел — следы так называемой льяловской культуры — специалисты относят к эпохе неолита (позднейшего периода каменного века). Например, на территории села Дьяково (сейчас музей-заповедник «Коломенское») обнаружена первобытная стоянка IV тысячелетия до нашей эры , а в Орехово-Зуевском районе — почти на тысячу лет старше .
Фатьяновская культура знаменует переход к освоению металла. В Московской области, например в Истре и Икше, археологи изучили множество могильников (захоронений) конца III тысячелетия до нашей эры. Так стало известно, что здесь жили кочевники-скотоводы, которые пользовались орудиями труда и украшениями из бронзы .
Очевидные признаки оседлой жизни демонстрируют памятники дьяковской культуры, которую археологи датируют более чем тысячелетним периодом — от VII века до нашей эры до VII–VIII веков нашей эры. Кости домашних животных, железные серпы и зернотёрки говорят о том, что финно-угорские племена, такие как меря и весь, активно занимались земледелием и скотоводством .
Наконец, земляные курганы X–XI веков учёные приписывают славянским племенам: на землях современной Москвы жили в основном вятичи, а на севере нынешнего Подмосковья, выше Клязьмы, — кривичи .
Следы славянских городищ находят почти во всех районах, имеющих выход к воде: Дьякове, Филях, Кунцеве, Матвеевском, Братееве, Зюзине… Самым старым московским домом считается жилище вятича-ремесленника, обнаруженное у современных Патриарших палат Кремля . Вероятно, он входил в комплекс построек, окружённых треугольным рвом, который засыпали в начале XII века. Его очертания археологи выявили возле нынешнего Большого Кремлёвского дворца .
Ссылаясь на летописи и предания, некоторые историки даже перечисляют названия поселений вятичей, в которых узнаются имена таких современных районов, как Воробьёво, Высоцкое, Кулишки, Кудрино, Симоново, Сущёво.
Источник: https://www.mos.ru/news/item/22507073/
Московский Кремль
История любого древнерусского города начинается со строительства крепости. Первые укрепления на территории Москвы были построены Юрием Долгоруким, имели деревянные стены, небольшой диаметр и служили по большей части для проживания и хозяйственных нужд. Лишь в 14 веке старая крепость была перестроена, стены были выполнены из белого камня, территория расширена. Отсюда Москва получила название Белокаменной. Кремль перестраивался еще дважды, в 15 и 18 веках, после чего приобрел свой окончательный вид.
Источник: http://historykratko.com/osnovanie-moskvy
Это интересно: 1127,Морозовская стачка — причины и последствия
Летописи: факты и вопросы
Наиболее авторитетным источником по вопросу «отцовства» будущей столицы считается Ипатьевская (Киевская) летопись — она содержит первое достоверное упоминание о Москве:
«В лето 6655. Иде Гюрги воевать Новгорочкой волости, и пришед взя Новый Торг и Мьсту всю взя; а ко Святославу приела Юрьи повеле ему Смоленьскую волость воевати; и шед Святослав и взя люди Голядь, верх Поротве, и так ополонишася дружина Святославля. И прислал Гюрги и рече: “Приди ко мне, брате, в Московъ”. Святослав же еха к нему с дитятем своим Олгом, в мале дружине, пойма с собою Володямера Святославича; Олег же еха наперед к Гюргеви, и да ему пардус. И приеха по нем отець его Святослав, и тако любезно целовастася, в день пяток, на похвалу святой Богородици, и тако быша весели. На утрий же день повеле Гюрги устрояти обед силен, и створи честь велику им, и да Святославу дары многы, с любовию, и сынови его Олгови и Володимиру Святославичю…» .
6655 год по древней традиции отсчитывался от сотворения мира; в современном летоисчислении это 1147-й. Князь Юрий (Георгий) Долгорукий, сын Владимира Мономаха, всего лишь приглашает другого князя, Святослава Ольговича, на пир. Никак не обозначены ни статус поселения, ни отношение князя к его происхождению.
Эти моменты открывает другой источник — Тверская летопись: «Того же лета (1156) князь великий Юрий Володимеричъ заложи град Москву на устниже Неглинны выше реки Яузы». То есть князь построил крепость; судя по археологическим раскопкам, она занимала юго-западный угол современного Кремля .
Загвоздка в том, что историки доверяют этому источнику гораздо меньше: самый ранний сохранившийся список Ипатьевской летописи датируется XV веком, а Тверской — XVI веком. Есть сведения, что в 1156 году Юрий Долгорукий был в Киеве и вряд ли мог заниматься строительством на московских землях. Это даёт основание полагать, что на самом деле крепость заложил сын Юрия, Андрей Боголюбский .
Источник: https://www.mos.ru/news/item/22507073/
История Москвы в XII-XIV веках: борьба с Ордой
Для защиты своего княжества Юрий Долгорукий в 1156 году построил Кремль и окружил его крепостной стеной, земляным валом и рвом. Еще долго территорию Подмосковья покрывали дремучие леса. Здесь в 1175 году во время одной из междоусобиц два войска двигались навстречу друг другу из Москвы и Владимира, но заблудились в дебрях и не встретились.
В 1237-1238 годах Москве впервые пришлось держать оборону: войска Батыя ворвались в город и сожгли его. За 10 лет Москву отстроили вновь. А в 1271 она стала центром самостоятельного княжества, благодаря удачному расположению на пересечении множества дорог и торговых путей.
Во время княжения Ивана Калиты Москва стала «центром собирания земель русских». В 1331 Калита получил ярлык на великое княжение и право самостоятельно собирать дань со всех русских земель. Благодаря этому он смог бескровно расширять свое княжество — скупать города и села. Тогда Москва стала самым богатым княжеством Руси, а князь получил прозвище «Калита» — кошель. Также в город потянулись крупнейшие боярские рода из других княжеств. Они получали большие земельные владения и льготы по уплате налогов.
В 1339-1340 годах Иван Калита увеличил Московский Кремль и обнес его дубовыми стенами. А его сын — Дмитрий Донской — в 1367-1368 заменил их каменными. Тогда появилось прозвище «Москва Белокаменная». Но в 1382 году (через 2 года после Куликовской битвы) Москву вновь разграбили татаро-монголы. Тогда хан Тохтамыш обманом вошел в крепость, заявив, что пришел воевать только с князем Дмитрием и не тронет ничего в городе. Дмитрия Донского в Москве не было, и жители попались на эту уловку. В ответ на обман Тохтамыша изгнали и разбили под Волоколамском. А Дмитрий Донской передал великое княжение сыну Василию I, уже не спрашивая разрешения в Орде.
Кстати, историки рассказывают о чуде, произошедшем во время княжения Василия I. В 1395 году Тимур (Тамерлан) подошел к Москве. Князь собрал ополчение в Коломне и перенес в город икону Владимирской Богоматери. И в тот миг, когда икона оказалась под стенами кремля, Тимур отказался от похода на Русь и повернул на юг.
Источник: https://liveinmsk.ru/article/kratkaya-istoria-moskvy
Городские легенды
Есть и другие версии появления Москвы. Ветвь сочинений под общим названием «Сказание о зачатии Москвы и Крутицкой епископии» появилась в конце XVII века. Здесь уже явно вымышленный князь Даниил Иванович ищет место, где основать престольный град. В лесах он встречает пятнистого зверя с тремя головами. Советник князя, грек Василий, трактует эту встречу как знак: царство будет треугольным, населят его самые разные люди. На территории будущего града выделены две точки: остров, где живёт пустынник (отшельник) Букал, становится местом царского двора (крепости), а холм, где обитает некий римлянин Подон, — площадкой для Крутицкого монастыря. Град закладывается в 6720 (1212) году .
Хотя в «Сказании» много вымысла историческое зерно присутствует и в нём: создание Крутицкого подворья приписывают князю Даниилу Московскому именно в XIII веке.
Но и этим «шкатулка» московских легенд не исчерпывается! Есть ещё «Предание об основании Москвы Олегом», или «О начале царствующаго града Москвы», которое исследователи также датируют второй половиной XVII века. В нём основателем Москвы объявляется воевода Рюрика — князь Олег, а само событие отнесено в 6388 (880) год. После Олега князем всех российских земель стал Игорь Рюрикович. Сжатое до предела повествование буквально выпячивает очень важный (для утверждения княжеской власти) момент: неизвестный автор отмечает, что Игорь ведёт свой род от «кесаря римского» Августа . Таким образом, отпадает даже необходимость в формуле: Россия фактически называется наследницей Рима.
Источник: https://www.mos.ru/news/item/22507073/
Почему Москву назвали Москвой
Ни для кого не секрет, что название города произошло от названия реки Москвы, на которой он был основан. А вот этимология, то есть историческое происхождение слова, указывает на язык коми, где оно имеет значение «Коровья река».
Источник: https://1001student.ru/istoriya/moskva.html
История Москвы в XV-XVII веках: время самозванцев и семибоярщина
Первая половина XV века стала чередой испытаний для Москвы. В 1408 году внезапно напал Едигей. Месяц простояв под городом, ордынцы ушли с солидным откупом. В 1417-1427 годах Москву охватила эпидемия чумы. В это время многие села опустели. Ситуация усугубилась необычайно ранним наступлением зимы и голодом в 1421 и 1422 году.
В это же время за великое княжение боролись Юрий Звенигородский (сын Дмитрия Донского) и Василий II Темный (сын Василий I), а на ослабленный город периодически совершали набеги ордынцы. После смерти Юрия Звенигородского борьбу продолжили Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Последний не гнушался никакими средствами. Когда в 1445 году Василий Косой во время сражения с татарами попал в плен, Дмитрий воспользовался этим и объявил себя великим князем Московским. В 1447 сторонники Василия объединились и свергли Шемяку. А потом его отравил его же повар.
Во время правления Ивана IV в Москве построили Покровский собор (храм Василия Блаженного) в память о победе над Казанским ханством и в 1553 году, когда в Россию прибыла экспедиция английского мореплавателя Ричарда Ченслера, начали торговать с Англией. Но запомнилось это время многочисленными жертвами опричнины. Опричники носили черные одежды поверх золота, а к седлу лошади у них были привязаны метла и собачья голова. Это символизировало, что они «вынюхивали и выметали» измену. При этом Иван IV провозгласил себя уже не князем, а царем всея Руси. А в 1589 году в Москве учредили Патриаршество.
На Иване IV род Рюриковичей закончился, и народ впервые выбрал царя — Бориса Годунова. Но 1602 и 1603 года стали неурожайными для всей страны, и голодное население рвалось к Москве, где были запасы хлеба. Людям приходилось есть собак, кошек, кору деревьев. Росла смертность, и Борис Годунов решил организовать государственные работы (например, строительство колокольни Ивана Великого), чтобы дать заработок нуждающимся. Но люди продолжали умирать, а на дорогах появлялось все больше разбойников.
Дмитрий весьма приблизился к Москве, но вступил в нее только, когда достоверно узнал, что вся страна признала его царем, и вступление свое он совершил 20 июня. И с ним было около восьми тысяч казаков и поляков, ехавших кругом него, и за ним следовало несметное войско, которое стало расходиться, как только он вступил в Москву; все улицы были полны народом так, что невозможно было протолкаться; все крыши были полны народом, также все стены и ворота, где он должен был проехать; и все были в лучших нарядах и, считая Дмитрия своим законным государем и ничего не зная другого (о нем), плакали от радости. И миновав третью стену и Москву-реку, и подъехав к Иерусалиму — так называется церковь на горе, неподалеку от Кремля — он остановился со всеми окружавшими и сопровождавшими его людьми и, сидя на лошади, снял с головы свою царскую шапку и тотчас ее надел опять и, окинув взором великолепные стены и город, и несказанное множество народа, запрудившее все улицы, он, как это было видно, горько заплакал и возблагодарил Бога за то, что тот продлил его жизнь и сподобил увидеть город отца своего, Москву, и своих любезных подданных, которых он сердечно любил. Много других подобных речей (говорил Дмитрий), проливая горючие слезы, и многие плакали вместе с ним…
Из монастыря привезли инокиню Марфу, мать Дмитрия. Их встреча состоялась в подмосковном царском дворце — Тайнинском. Марфа признала его своим сыном.
Но Дмитрий правил менее года: за это время казна изрядно похудела, так как нужны были деньги для оплаты помощи поляков. Народ раздражала приверженность царя к иностранцам и католической вере, а поляки вели себя слишком вызывающе. За спиной у Дмитрия плел интриги Василий Шуйский. Вслух он чествовал его как государя, а шепотком называл самозванцем. В конце концов всем стало понятно, что царевич ведет себя не так, как подобает русскому государю — молится иначе, не чтит святых икон, не отдыхает после обеда. А пик недовольства вызвала женитьба Дмитрия на католичке Марине Мнишек и свадебные торжества, когда ради иноземных гостей москвичей выгнали из домов в Китай-городе и Белом городе.
Вскоре заговорщики во главе с Шуйским, который сам хотел занять царский трон, убили самозванца. Труп Лжедмитрия в маске скомороха с волынкой и дудкой в руках выставили на несколько дней у Лобного места. Затем тело сожгли, прах положили в пушку и выстрелили в ту сторону, откуда он пришел.
Вскоре появился новый самозванец. Его попытка взять Москву оказалась неудачной, но началась открытая война Польши с Россией.
В то время в Москве было 7 членов Боярской думы — князья Мстиславский, Воротынский, Трубецкой, Лыков, Голицын, бояре И.Н. Романов и Шереметев. Они составляли правительство России и назвались «седьмочисленные бояре». Бояре долго спорили, из какого рода должен быть новый царь, и в итоге решили не выбирать из русских родов. Полякам это было на руку: тогда к Москве подошли войска под командованием Станислава Жолкевского.
Народ заволновался. Тогда бояре послали к Жолкевскому и объявили, что готовы признать русским царем сына Сигизмунда III Владислава. Составили договор. Бояре выдвинули ряд условий, по которым они должны были остаться у власти и сохранить свои имения. Договорились, что Владислав примет православие, женится на русской девушке, в ближайшем окружении оставит небольшое число поляков. Жолкевский принял эти условия, понимая, что соглашение ничего не стоит.
21 сентября 1610 года ночью бояре открыли городские ворота, и Гетман Жолкевский ввел польские войска в Москву. Но скоро оказалось, что «седьмочисленные бояре» фактически не правят и вынуждены подписывать указы и распоряжения оккупировавших город властей.
Люди ненавидели интервентов. А 19 марта 1611 года польско-литовские отряды вышли из Кремля и встали на Красной площади. Они требовали у извозчиков втащить пушку на башню. Один из извозчиков ударил поляка, и стража набросилась на безоружных людей. Тогда против интервентов поднялся весь город — началась народная борьба против интервентов.
Но полное освобождение Москве принесло второе ополчение, образованное в 1612 году в Нижнем Новгороде под руководством посадского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Правление «седьмочисленных бояр» тоже закончилось. Дмитрий Пожарский пощадил всех, но им пришлось разъехаться по дальним деревням. А в народе с тех пор появились поговорки: «у семи нянек дитя без глазу», «у семи нянек дитя — урод».
С 1613 года началось правление династии Романовых. Первым на царство избрали Михаила Федоровича. А его отец — Филарет — вернувшись из польского плена, стал патриархом Московским и всея Руси.
Следом правил Алексей Михайлович Тишайший. Это прозвище ему дали не за богобоязненность, а за безволие. Во время его правления территория России не увеличилась, но при этом внутри страны прошло три бунта: «Медный» (вызванный чеканкой медных денег и уравниванием их с серебряными), «Соляной» (после введения повышенного налога на соль) и раскольническое движение. От всех бунтов Алексей Михайлович прятался в селе Коломенском.
Источник: https://liveinmsk.ru/article/kratkaya-istoria-moskvy
Спорная дата
Хотя перечисленные легенды являются литературными памятниками, историки уделяли им немало внимания. Первые упоминания этих текстов встречаются у Василия Татищева. Николай Карамзин пренебрежительно называл их сказками. А вот Иван Забелин, один из первых директоров Исторического музея, не был столь категоричен: он считал, что в легендах присутствует некое рациональное зерно .
Но историкам и без легенд есть о чём поспорить. Помимо 880, 1147 и 1156 года, в источниках, якобы основанных на летописях, упоминались и другие даты основания Москвы, например 1117-й и 1140-й. Это мало кого смущало до поры до времени, а точнее — до 1840-х годов. Первая серьёзная дискуссия возникла в связи с предстоящим 700-летием города и проходила на страницах «Московитянина», «Московских ведомостей» и других периодических изданий .
Впрочем, серьёзной она была скорее по накалу страстей, чем по своему предмету. Карамзин в «Истории государства Российского», в соответствии с Ипатьевской летописью, авторитетно объявил «правильным» 1147 год. Более того, он назвал точную дату встречи князей — 28 марта (праздник Похвалы Богородицы). Первым решился её оспорить профессор И.М. Снегирёв: ссылаясь на сдвиги церковного календаря, он «перенёс» событие на 5 апреля. Версию Карамзина поддержали М.П. Погодин и А.И. Герцен, вариант Снегирёва — его ученик П.В. Хавский и молодой Иван Забелин. Спор фактически окончился ничем: по указу императора Николая I Москва скромно, почти незаметно, отметила юбилей… 1 января 1847 года .
В конце XIX века историки уже фактически не спорили, а придерживались демократического плюрализма — каждый высказывал свою точку зрения. Одним исследователям импонировала версия об основании Москвы князем Олегом , другие называли её «вымыслом позднейших книжников» .
Наука не стоит на месте: археологические раскопки в разных районах Москвы ведутся и в наше время, и новые артефакты дают повод для продолжения дискуссии о возрасте города. Например, селище, открытое на территории Даниловского монастыря, датируется IX веком; к IX–X столетиям относят и следы построек, найденные рядом с Красной площадью. Немало вопросов вызывают и найденные старинные арабские монеты. Всё это заставляет некоторых исследователей говорить о том, что Москва может быть на 200–300 лет старше, чем по общепринятой версии, установленной Карамзиным .
Более осторожные или скептически настроенные учёные просят учитывать несколько важных моментов. Во-первых, следует разграничить понятия. Если для поселения достаточно группы построек, то для города требуется нечто большее — наличие оборонительных сооружений, как минимум валов и рвов, и минимальной инфраструктуры, выражаясь современным языком, например мостовых .
Во-вторых, создание города нужно рассматривать как культурно-политический факт. В средневековой Восточной Европе статус города мог присвоить поселению только князь. Как правило, такое важное событие отмечалось в летописях, поэтому их и считают главным источником по «административным» вопросам .
Источник: https://www.mos.ru/news/item/22507073/
Это интересно: 1130,МОСКОВСКАЯ ЭПОПЕЯ И НАРОДНАЯ ВОЙНА
В каком году Москва стала столицей
Источник: https://1001student.ru/istoriya/moskva.html
Использованные источники
- Канторович И.В. Из истории Москвы. — М.: МИРОС, 1997. — С. 5–22.
- Векслер А.Г., Мельникова А.С. Московские клады. — М.: Московский рабочий, 1988. — С. 26–56.
- Седая старина Москвы: Исторический обзор и полный указатель её достопамятностей / Сост. И.К. Кондратьев. — М.: И.А. Морозов, 1893. — С. 3–6.
- Кузнецов А.А. Владимирский князь Георгий Всеволодович (1188–1238). Источниковедение, история, историография (диссертация). — Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2009. — С. 289–299.
- Повести о начале Москвы / Исследование и подготовка текстов М.А. Салминой. — М., Л.: Наука, 1964.
- Наек Е.Л. Отечественная хронология конца XVIII в. — 1991 г.: историографический опыт (диссертация). — М.: Московский государственный областной университет, 2010. — С. 164–165.
- Кайгородова Т.В. Научное историко-хронологическое знание в России в XVIII — начале ХХ века (диссертация). — Барнаул: Алтайский государственный университет, 2012. — С. 135–139.
- Назаревский В.В. Москва — сердце России. Восемь веков истории. — М.: АСТ, Астрель, 2008. — С. 7–21.
- Тюняев А.А. Сколько лет Москве? К вопросу о спорах между археологами и летописцами // Россия и современный мир: Научный журнал. — М.: РАН, ИНИОН, Институт экономики, 2011. — № 1 (70). — C. 172–178.
- Важдаева Н. Пожилая моя столица // Итоги. — 2012. — № 37 (848). — C. 78–79.
Источник: https://www.mos.ru/news/item/22507073/
Что входит в исторический центр Москвы
По праву красивейшими местами в Москве считаются Красная площадь и Кремль, где расположились такие достопримечательности как Оружейная палата, памятник Минину и Пожарскому, Собор Василия Блаженного, Мавзолей В. И. Ленина.
Собор Василия Блаженного
Помимо этого, в исторический центр также входят Третьяковская галерея, Мемориальный парк «Поклонная Гора», улицы Новый и Старый Арбат и многие другие места.
Третьяковская галерея
Источник: https://1001student.ru/istoriya/moskva.html
История Москвы в XX-XXI веках: парад Победы и стремительный рост
В 1917 году, сразу после взятия Петрограда, революция захлестнула Москву. Встали фабрики и заводы, началась политическая забастовка. Рабочие брали в руки оружие и вместе с солдатами шли в наступление. А 25 октября 1917 года в городе установилась советская власть. В марте 1918 правительство переехало в Москву, и она вновь стала российской столицей, а в 1922 году — столицей новообразованного СССР. В 1935 москвичи спустились под землю — заработала первая линия метрополитена.
В военное время предприятия работали на оборону, тысячи москвичей ушли на защиту города, остальные — маскировали столицу, рыли окопы, устанавливали орудия и формировали народное ополчение. С октября по декабрь 1941 года шла битва за Москву. Она стала первым крупным поражением Германии во Второй Мировой войне. Президиум Верховного Совета СССР 1 мая 1944 года учредил медаль «За оборону Москвы». К 1 января 1995 года ей наградили 1 028 600 человек. А в 1965 году Москва получила звание «город-герой».
В 1950-х в городе появились знаменитые сталинские высотки или «семь сестер», а в 1960-х года начала работать Останкинская телебашня. В 1959-1985 годах Москву массово застраивали панельными и кирпичными жилыми домами — «хрущевками» по имени Н.С. Хрущева.
1980 год вошел в историю проведением Олимпиады в России. Церемонию закрытия ХХII Летних Олимпийских Игр в Москве до сих пор считают одной из лучших в истории. Тогда кадры с плачущим олимпийским мишкой облетели весь мир.
1990-е вошли в память августовским путчем 1991 года, штурмом Дома правительства на Краснопресненской набережной в октябре 1993 года и масштабным празднованием 850-летия города в 1997.
А вам есть что добавить в рассказ об истории Москвы?
Источник: https://liveinmsk.ru/article/kratkaya-istoria-moskvy
Заключение
Она имеет богатейшую историю, которой другие города могут только позавидовать. И хоть Москве уже довольно приличное количество лет, несомненно, она ещё проявит себя.
Источник: https://1001student.ru/istoriya/moskva.html
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:
- http://historykratko.com/osnovanie-moskvy: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 2469 (7%)
- https://1001student.ru/istoriya/moskva.html: использовано 6 блоков из 8, кол-во символов 1556 (4%)
- https://1chudo.ru/kreposti/90-kratkaya-ist: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 2710 (7%)
- https://liveinmsk.ru/article/kratkaya-istoria-moskvy: использовано 6 блоков из 7, кол-во символов 19437 (52%)
- http://historynotes.ru/istoriya-osnovaniya-moskvy/: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 645 (2%)
- https://www.mos.ru/news/item/22507073/: использовано 6 блоков из 6, кол-во символов 10257 (28%)