Военная реформа Александра II — одна из «великих реформ», проведённых в период царствования Александра II в 1860-х — 1870-х годах. Предусматривала переход от рекрутских наборов к всеобщей воинской повинности. Основные положения реформ были разработаны военным министром Д. А. Милютиным. Их можно условно разделить на две части: организационные и технологические.
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%92%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0_II
Содержание
- 1 Причины военной реформы Милютина
- 2 Технологические реформы
- 3 Результаты
- 3.1 Плакатное искусство Сибири в годы войны первой половины XX в.
- 3.2 Военная тематика в плакатном искусстве России первой…
- 3.3 Преодолеть войну в умах детей! (по плану мероприятий КЦИТР…)
- 3.4 Внеклассное занятие на тему: «Сталинград во время Великой…»
- 3.5 Проект «Детям о Великой Отечественной войне»
- 3.6 Методическая разработка мероприятия к 70-летию Победы…
- 3.7 Особенности творческого процесса работы над советским…
Причины военной реформы Милютина
В 1853-1856 году Россия участвовала в Крымской войне против Османской империи и ее европейских союзников (Англия, Франция). Война была проиграна, а главной причиной стала отсталость Российской империи, как в военном, так и в экономическом плане.
Александр 2 понимал острую необходимость проведения реформ для обеспечения будущего империи. В 1861 году военным министром был назначен Дмитрий Милютин, участник войны на Кавказе, принимавший участие в преобразовании войск этого региона. В 1862 году министр совместно со своими подчиненными подготовили доклад для императора (именно с этого доклада фактически началась военная реформа под контролем Александра 2), в котором назывались следующие проблемы российской армии:
- Необходимость нормализации затрат на армию, поскольку Россия тратит большие деньги на армию, которая является не достаточно боеспособной.
- Наличие рекрутских наборов, из-за чего страдает качество военных российской армии.
- Из предыдущего пункта вытекает следующая проблема: обучать рекрутов должны были офицеры запаса, из-за чего отсутствовало нормальное разделение войск на «действующие» и «резерв».
- Отсутствие учреждений военного образования, как результат около 70 процентов офицеров не имели военного образования!
- Неразвитость сети государственных учреждений, которые осуществляют контроль за призывом, оснащение армии и т.д.
- Большое количество армии, часть из которого находится без действия. Необходимо увеличить резервные войска, тем самым уменьшаться регулярные. В случае войны будет возможность в кратчайшие сроки призвать резерв.
Источник: https://istoriarusi.ru/imper/voennaja-reforma-aleksandr-2-miljutin.html
Библиографическое описание:
Задачи:
Образовательная: расширить представление обучающихся о жанрах литературных произведений, жанрах произведений изобразительного искусства и о роли искусства в годы Великой Отечественной войны.
Воспитательная: воспитывать патриотизм, гордость за свою страну, уважение к подвигу соотечественников в Великой Отечественной войне.
Развивающая: Развивать навыки работы с дополнительной литературой, развивать речь обучающихся.
Ход урока
Учитель литературы:
Война — страшное слово, страшное событие в жизни любой страны. Существует древнее выражение: «Когда говорят пушки, музы молчат».
— Как вы понимаете эти слова?
В конце этой фразы мы поставили вопросительный знак. В течение урока вы должны собрать доказательства, чтобы подтвердить или опровергнуть эти слова.
Учитель ИЗО:
Художник А. Дейнека говорил: «Большое искусство рождается в результате большого естественного чувства, и это может быть не только радостью, но и гневом». Волна гнева охватила нашу страну, когда на нее вероломно напал враг — фашистская Германия. Народ всей душой откликнулся на это событие. А. Толстой в очерке «Я призываю к ненависти!» писал «Враг коварен и силы у него еще много. Мы должны объединиться в одной воле, в одном чувстве, в одной мысли — победить и уничтожить Гитлера и его армии, которые несут смерть и рабство, рабство и смерть и больше ничего.
Для этой великой цели нужна ненависть. В ответ на вторжение Гитлера в нашу страну — ненависть, в ответ на бомбардировки Москвы — ненависть. Сильная, прочная, смелая ненависть… Не черная, которая разрушает душу, но светлая, священная ненависть, которая объединяет и возвышает, которая родит героев нашего фронта и утраивает силы у работников тыла» («Правда», СССР).
Учитель литературы:
24 июня появилось стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача «Священная война», а уже на следующий день композитор Александр Александров положил его на музыку и родилась знаменитая песня, которая звучала из всех репродукторов, звала в бой на защиту родины.
(Песня «Священная война»)
Учитель ИЗО:
В изобразительном искусстве первыми произведениями, созданными сразу после начала войны, стали плакаты. Что такое плакат?
Учитель литературы:
Стихи, написанные в первые дни войны, отличались особой торжественностью. Это стихи-призывы, стихи-клятвы.
(Выразительное чтение ученицей стихотворения А. Ахматовой «Мужество»)
Учитель литературы:
Чтобы поддержать боевой дух народа писателями создавались публицистические очерки, статьи. Их целью было воздействовать на читателей, затрагивая самые важные проблемы. А что было самым важным в то время? Защита Родины.
(Слайд со словами А. Н. Толстого из очерка «Родина»: «Так неужели можно даже помыслить, что мы не победим! Мы сильнее немцев. Черт с ними! Их миллионы, нас миллионы вдвойне. Все опытнее, увереннее и хладнокровнее наша армия делает свое дело — истребления фашистских армий. Они сломали себе шею под Москвой, потому что Москва — это больше, чем стратегическая точка, больше, чем столица государства. Москва — это идея, охватывающая нашу культуру в ее национальном движении. Через Москву — наш путь в будущее. Как Иван в сказке, схватился весь русский народ с Чудом-юдом двенадцатиглавым на калиновом мосту. «Разъехались они на три прыска лошадиных и ударились так, что земля застонала, и сбил Иван чуду-юду все двенадцать голов и покидал их под мост».
Наша земля немало поглотила полчищ наезжавших на нее насильников. На западе возникали империи и гибли. Из великих становились малыми, из богатых — нищими. Наша родина ширилась и крепла, и никакая вражья сила не могла пошатнуть ее. Так же без следа поглотит она и эти немецкие орды. Так было, так будет. Ничего, мы сдюжим!..»)
Учитель литературы:
Почему А. Н. Толстой обращается к народной сказке? (Народный характер войны).
Какое народное, просторечное слово употребляет автор в конце очерка? (Сдюжим — одолеем, справимся). А чтобы одолеть сильного врага, нужно иметь недюжинную силу. Не случайно в русском фольклоре защитниками родной земли были…? (Богатыри).
Учитель ИЗО:
Образ богатыря появляется и на плакате 1941 г. А что же богатырского в солдате, изображенном рядом с ним. (Сила духа, решительность, мужество).
Учитель литературы:
О таких богатырях писал А. Твардовский в поэме «Василий Теркин». (Чтение отрывка).
Учитель литературы:
Как называются стихи, в которых говорится о любви к Родине о стремлении защищать ее? (Патриотические).
В годы войны создавались не только такие произведения. Что еще придавало бойцам силы на фронте? Оком они думали, беспокоились? (О родных, близких, любимых). Так рождались стихи о любви, согревающей бойца на войне, вселяющей в него веру в победу. Это — лирические стихи.
Одним из самых известных стихотворений, которое солдаты твердили как заклинание, было стихотворение Константина Симонова «Жди меня».
(Аудиозапись песни + слайд)
Многие стихи военных лет стали любимыми в народе песнями. (Стихотворения М. Исаковского «Катюша», «В лесу прифронтовом», «Синий платочек»).
(Исполнение песни ученицей)
Учитель ИЗО:
Особая страница в истории военного плаката связана с творчеством художников Кукрыниксов (Куприянов, Крылов, Соколов).
Учитель литературы:
Стихи-подписи к плакатам тоже сатирические. На что они похожи? (На частушки). В годы Великой Отечественной войны частушка получила новую жизнь. Почему? (Смех — тоже оружие против уныния, отчаяния, горя).
(Исполнение частушек военных лет учениками)
Учитель ИЗО:
Плакаты отразили все важнейшие события войны. В яркой, образной и в то же время лаконичной форме они говорили о самом главном, обращаясь к сердцу человека.
Учитель литературы:
В стихах о войне часто встречается образ дороги. Много пришлось пройти нашим солдатам за долгие 4 года войны. Пройти по своей земле и по земле Европы, освобождая её от фашизма. «Нам дороги эти позабыть нельзя». (Песня «Эх, дороги…», написанная Анатолием Новиковым на стихи Льва Ошанина в 1945 году).
Учитель ИЗО:
Итак, согласны ли вы, что во время войны музы молчали? (Нет). С какими жанрами литературных произведений и произведений изобразительного искусства вы встретились сегодня на уроке.
Домашнее задание: Создать свой мини-плакат на тему «Берегите мир!» и сделать подпись к нему.
Выражение было создано на основе старой поговорки, употребительной еще в Древнем Риме: Когда гремит оружие, законы молчат — Inter arma silent leges (интэр арма силент легэс). Последняя поговорка известна из речи (52 до н. э.) Марка Туллия Цицерона в защиту Милона. Иносказательно: искусство отходит на второй план, когда страна ведет военные действия.
Источник: https://moluch.ru/th/2/archive/104/3619/
Смысл военной реформы
Целью военной реформы ставилось формирование армии, не требующей значительных затрат на ее содержание в безвоенное время. При этом требовалось, чтобы войско имело возможность стремительно мобилизоваться и оперативно действовать во время войны.
1 января 1847 года были подписаны Манифест о всеобщей воинской повинности и Устав о воинской повинности. Манифест утверждал установление всеобщей воинской повинности вместо рекрутского набора в армию. Всем мужчинам, вне зависимости от сословия, необходимо было служить в армии на протяжение 6 лет, включая и крестьян. Обойти службу в армии стороной было невозможно. На службу забирали лиц старше 20 лет. Это не только дало возможность для создания более многочисленной и мобильной армии, но также открывало перспективы представителям крестьянского сословия завоевать успех благодаря армейской службе.
Срок службы был разный для различных видов войск: в сухопутных войсках служили 15 лет, в морских – 10 лет. Если у мужчины было начальное образование, служба сокращалась до 4 лет, а если высшее – 6 месяцев. От службы освобождались юноши, которые являлись единственными сыновьями в семье. Кроме того, Манифест не затронул национальные районы (Среднюю Азию, Кавказ и т.п.).
Кроме того, для повышения боеспособности армии было проведено абсолютное техперевооружение. Войска всех подразделений были обеспечены новым, современным оружием, заводы по его производству были обновлены и оснащены передовым оборудованием. Теперь они могли обеспечивать армию большим количеством качественной и передовой техники и оружия.
Методы обучения военных также подверглись поправкам. Телесные наказания были отменены, офицеры стали более дисциплинированными и сведущими в военном деле, т.к. начали использоваться новые принципы воспитания и обучения. Образование в армии стало обязательным, начали появляться солдатские школы, военные училища и академии.
Были введены военный суд и военная прокуратура, проводившие официальные и неофициальные процессы, что так же позволило поднять на высший уровень дисциплину.
Кроме того, находились в разработке новые военные законы, которые должны были повысить уровень российской армии и соответствовать современным требованиям, чтобы сделать войско конкурентоспособной наряду с другими странами.
Первоначально реформа дала результаты в Пруссии. Там устаревшую структуру практически бессрочной крестьянской повинности заменили трехлетней службой в армии, а отслуживших там отправляли в запас. В случае государственной необходимости войска пополнялись за счет людей из запаса в короткие сроки. В России претворение реформы тормозилось из-за недовольства дворянства, которое было уверено, что служа в смешанной армии, они становятся в ровень с низшим слоем — крестьянами.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/11288-voennaya-reforma-aleksandra-ii.html
Это интересно: 1138,Мужской костюм Древней Руси
Технологические реформы
6-линейная винтовка обр. 1856 г.
Винтовка Бердана № 2
В 1856 году был разработан новый вид пехотного вооружения: 6-линейная (15,24-мм), заряжающаяся с дула, капсюльная винтовка. В 1862 году ею были вооружены более 260 тыс. чел. Значительная часть винтовок выпускалась в Германии и Бельгии. К началу 1865 года вся пехота была перевооружена винтовками образца 1856 г. В то же время продолжались работы по совершенствованию винтовок, и в 1868 году на вооружение принимают 10,75-мм винтовку Бердана под унитарный патрон, а в 1870 — её модифицированную версию (№ 2). В итоге, к началу Русско-турецкой войны 1877—1878 годов вся русская армия была вооружена новейшими казнозарядным нарезным оружием уменьшенного калибра.
Введение нарезных, заряжающихся с дула орудий было начато в 1860 году. На вооружение полевой артиллерии были приняты 4-фунтовые нарезные пушки Маиевского калибром 3,42 дюйма, превосходящие ранее выпускаемые как по дальности стрельбы, так и по точности.
В 1866 году было утверждено вооружение для полевой артиллерии, по которому все батареи пешей и конной артиллерии должны иметь нарезные, заряжающиеся с казённой части орудия. 1/3 пеших батарей должна быть вооружена 9-фунтовыми пушками, а все остальные батареи пешей и конная артиллерия — 4-фунтовыми. Для перевооружения полевой артиллерии требовалось 1200 орудий. К 1870 году перевооружение полевой артиллерии было полностью завершено, а к 1871 году в запасе имелось 448 орудий.
В 1870 году на вооружение артиллерийских бригад были приняты скорострельные 10-ствольные картечницы Гатлинга и 6-ствольные Барановского со скорострельностью 200 выстрелов в минуту. В 1872 году была принята на вооружение 2,5-дюймовая скорострельная пушка Барановского, в которой были осуществлены основные принципы современных скорострельных орудий.
Таким образом, на протяжении 12 лет (с 1862 по 1874) количество батарей выросло с 138 до 300, а количество орудий с 1104 до 2400. В 1874 году в запасе находилось 851 орудие, был осуществлён переход от деревянных лафетов к железным.
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%92%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0_II
Интегрированный урок по изобразительному искусству в шестом…
Тема урока № 1: «Великие темы жизни. Великая Отечественная война 1941–1945 годы». Тема урока № 2:«Графические серии. Война в моем сознании». (Уроки № 1 и № 2 проходят подряд один за другим).
Источник: https://moluch.ru/th/2/archive/104/3619/
«Отклик сердца на жестокий зов войны». Повышение уровня…
Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, изобразительное искусство, война, ребенок
Роль литературы о войне в нравственном воспитании. Великая Отечественная война стала одной из главных тем литературы ХХ века.
Источник: https://moluch.ru/th/2/archive/104/3619/
Изобразительное искусство 1941–1945 годов как важный фактор…
Из огня пожарищ Великой Отечественной войны наша страна вышла стойкой и духовно закаленной. Победу отстояло предвоенное поколение советских людей, которые не только самоотверженным подвигом, героическим трудом, но и высокой духовностью победили врага.
Источник: https://moluch.ru/th/2/archive/104/3619/
Результаты
- сокращение численности армии на 40 %;
- создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий;
- усовершенствование системы военного управления, введение военных округов (1864 год), создание Главного штаба;
- отмена телесных наказаний (за исключением розг для особых «оштрафованных») в армии;
- перевооружение армии и флота (принятие нарезных стальных орудий, новых винтовок и т. д.), реконструкция казенных военных заводов;
- введение всеобщей воинской повинности в 1874 году вместо рекрутского набора и сокращение сроков службы. По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число, хотя обычно на службу призывалось не более 20-25 % призывников. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет — 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте — 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу — до 3-х лет, гимназию — до полутора лет, а имевших высшее образование — до полугода.
- разработка и введение в войска новых воинских законов.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0_II
Плакатное искусство Сибири в годы войны первой половины XX в.
Великая Отечественная Война повлияла на изменение внутреннего мира художников всех видов искусств. В стороне от решения важнейших моральных общечеловеческих проблем, от попыток передать в художественных образах героическое напряжение народа не мог остаться…
Источник: https://moluch.ru/th/2/archive/104/3619/
Военная тематика в плакатном искусстве России первой…
Истории развития плаката в Первой мировой войне посвящены работы Березовой Л. Г
Плакат — броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом
Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но…
Источник: https://moluch.ru/th/2/archive/104/3619/
Преодолеть войну в умах детей! (по плану мероприятий КЦИТР…)
Ветеран Великой Отечественной войны и труда, участник обороны Москвы и Северного Кавказа Валентин
(Учитель предлагает участникам мероприятия на плакате «Агитокно «Чтобы не было войны
Выступления детей: — выразительное чтение стихов о войне и мире
Источник: https://moluch.ru/th/2/archive/104/3619/
Внеклассное занятие на тему: «Сталинград во время Великой…»
Произведения мастеров искусства: музыки, живописи, поэзии, кино и других жанров художественной
Великая Отечественная Война наложила отпечаток абсолютно на все сферы
Источник: https://moluch.ru/th/2/archive/104/3619/
Проект «Детям о Великой Отечественной войне»
Проблема: у детей недостаточный уровень знаний о Великой Отечественной войне, поэтому важно сформировать у дошкольников ясные представления
Обогощать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыкой о ВОВ.
Источник: https://moluch.ru/th/2/archive/104/3619/
Методическая разработка мероприятия к 70-летию Победы…
Ведущий1: Великая Отечественная война. Ведущий2: Великие битвы. Ведущий1: Великие победы. Ведущий2: Битва за Москву.
Еще вчера мы, крепко стиснув зубы, говорили себе: «Ни шагу назад», а сегодня Родина приказала нам идти вперед.
Ведущий 1: Слово предоставляется члену союза писателей Берсеневу Сергею Витальевичу, стихи.
Источник: https://moluch.ru/th/2/archive/104/3619/
Особенности творческого процесса работы над советским…
Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. социальный плакат «Родина Мать
Ефимов Б. Е. Вехи Победы: Великая Отечественная Война в плакатах и рисунках.
Школа изобразительного искусства: В 10 вып. Вып. 8. — М.: Изд-во Академия художеств СССР, 1960.
Источник: https://moluch.ru/th/2/archive/104/3619/
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:
- https://istoriarusi.ru/imper/voennaja-reforma-aleksandr-2-miljutin.html: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 1675 (8%)
- https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/11288-voennaya-reforma-aleksandra-ii.html: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 2759 (14%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0_II: использовано 1 блоков из 10, кол-во символов 1371 (7%)
- http://historykratko.com/voennaya-reforma: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 767 (4%)
- https://wiki2.org/ru/%D0%92%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0_II: использовано 2 блоков из 10, кол-во символов 2436 (12%)
- https://moluch.ru/th/2/archive/104/3619/: использовано 11 блоков из 12, кол-во символов 10724 (54%)