Содружество Независимых Государств (СНГ) — это международная организация, созданная для регулировки отношений между государствами, входившими в состав СССР до его распада.
Источник: http://historynotes.ru/sozdanie-sodruzhestva-nezavisimyh-gosudarstv/
Содержание
- 1 Государственные параллели между образованием СССР и СНГ
- 2 Что значит «государство-член», «государство-участник» и «ассоциированный член»?
- 3 Военные организации СНГ
- 4 Для решения каких задач существует объединение?
- 5 По какому принципу осуществляется председательство в организации?
- 6 Как вступить в объединение и выйти из него?
- 7 Какие страны и при каких обстоятельствах пользовались правом выхода из СНГ?
- 8 Какие страны и при каких обстоятельствах делали заявления о выходе из СНГ?
Предыстория
Этой структуры не существовало бы, если бы не произошел распад СССР.
Поводов для недовольства советской действительностью хватало всегда:
• затоваривание магазинов одеждой из немодного текстиля преимущественно серого или черного цветов;
• скудный выбор продуктов питания;
• ежедневные очереди даже за молочной продукцией и колбасой;
• малая сеть магазинов;
• дефицит электроники, мебели, посуды, личного транспорта;
• жилищная проблема;
• невозможность хорошо заработать;
• плохое функционирование городского транспорта;
• сокрытие информации о важных и трагических событиях от народа;
• война с Афганистаном;
• изолированность от остального мира (даже в области культуры);
• понимание того, что советская экономика выпускает некачественные товары;
• некомпетентное и авторитарное вмешательство руководства в производственные, научные, творческие процессы;
• слухи о преследованиях за политические убеждение или за твердую личную позицию.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16537-obrazovanie-sng-kratko.html
Государственные параллели между образованием СССР и СНГ
Если сопоставлять образование СССР и образование СНГ, то в этих процессах можно обнаружить общее и отличное.
Во-первых, СССР и СНГ представляют собой юридические формы сосуществования почти всех территорий и населяющих их народов, ранее входивших в состав Российской империи.
Во-вторых, то и другое образование возникло в переломные периоды истории, когда актуальным был вопрос о пути дальнейшего развития. Так было в 1920-х годах, когда завершилась фаза длительного военно-революционного кризиса, начавшегося в 1914 году, и потребовался переход к мирной жизни. Для этого нужно было обеспечить возрождение экономики, защиту национальной безопасности и решение накопившихся за годы войн и революций бытовых проблем населения. Сделать это в одиночку не представлялось возможным. Поэтому в декабре 1922 года три республики – РСФСР, УССР и ЗСФСР подписали договор, заложивший юридическую основу Советского Союза, в который затем были включены все остальные территории, за исключением польских и финских земель.
СССР к рубежу 1980-1990-х годов испытывал острый системный кризис, порожденный комплексом объективных и субъективных причин, который мог быть преодолен серьезным модернизационным рывком. Для этого необязательно было разрушать Советский Союз. Данный сценарий развития оценивался большинством исследователей как наиболее неблагоприятный и катастрофичный по своим последствиям. Если бы Союз был сохранен и прошел период мягкой, но продуманной модернизации, то многих проблем, которые сегодня переживают государства, ранее в него входившие, можно было бы избежать. Но, как известно, история не имеет сослагательного наклонения. 8 декабря 1991 года главы России, Украины и Беларуси объявили договор 1922 года денонсированным. Вместо СССР была предложена новая форма сотрудничества – СНГ.
Принципиальное отличие СССР и СНГ состоит в том, что последний не является ни государственным, ни надгосударственным, как ЕС, образованием. Союз Независимых Государств – это договор, соглашение о сотрудничестве, осуществляющемся на строго добровольной основе без утраты его членами своего суверенитета. При его заключении преследовалась двойная цель:
- смягчить последствия распада единого государства;
- перевести сотрудничество между суверенными государствами, ранее бывшими союзными республиками, в новый формат.
Таким образом, распад СССР и образование СНГ – это два хронологически последовательных институциональных и исторически взаимосвязанных процесса.
Видео о распаде СССР и образовании СНГ
Источник: https://www.rutvet.ru/in-obrazovanie-sng-hronologiya-soputstvuyuschie-problemy-7694.html
Развитие событий
Удешевление нефти на мировом рынке и резкое сокращение ее продажи повлекло уменьшение импорта продуктов и прочих товаров народного потребления.
В сумме с выше изложенным это привело к экономическому и политическому кризису. Объявленная в 1985 году «перестройка» призвана была исправить ситуацию. Намечался ряд реформ в управленческой структуре и в экономике. Народ охватили надежды на коренные изменения в стране. Советская идеология была разрушена. Политическая активность граждан невиданно выросла. В городах постоянно возникали стихийные митинги, образовывались политические и националистические партии, общественные объединения. Но планы не осуществились, жизненный уровень быстро падал. В 1989 году были введены талоны на основные продукты питания. Снятие политического давление и финансовой подкормки со стран соцлагеря стало причиной переориентации этих стран в западном направлении. В Союзе тут и там вспыхивали национальные конфликты.
Горбачевым была выдвинута идея преобразования государства в федерацию суверенных республик. Требовалась выработка законодательной базы. Образовались две противоположные концепции, которые длительное время не могли примириться, сойтись в едином видении. Это сопровождалось борьбой за власть. По мнению народа и политических деятелей страны, Горбачев оказался слабым лидером. В этом мнении большинство укрепилось после августовского путча 1991 года.
Результатом путча было запрещение коммунистической партии. Лишенные партийного руководства республики стали отделяться от «нерушимого» союза «свободных» национальных образований. Республиканские налоги перестали поступать в союзный бюджет.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16537-obrazovanie-sng-kratko.html
Что значит «государство-член», «государство-участник» и «ассоциированный член»?
- Государствами-членами Содружества, согласно Уставу, являются только государства-участники, присоединившиеся к Уставу СНГ в течение одного года после его принятия.
- Устав Содружества был принят 22 января 1993 г., тогда же его подписали Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. В том же году к Уставу присоединились Азербайджан и Грузия, в 1994 г. — Молдавия.
- Украина и Туркменистан не являются полноправными членами, поскольку не ратифицировали Устав СНГ.
- С декабря 1991 г. Украина имеет статус государства-участника.
- Туркменистан являлся государством-участником с декабря 1991 г. до августа 2005 г., с августа 2005 г. – ассоциированный член. Статус ассоциированного члена предоставляется государству, желающему участвовать лишь в отдельных видах деятельности организации.
- Ни в одном документе СНГ не проводится различие между статусом членов и участников Содружества.
Источник: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3436859
Новообразование
8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще собрались главы РСФСР, Украины и Белоруссии. Они подписали Соглашение, в котором говорилось о прекращении существования государства Советский Союз и об образовании СНГ. Горбачев на встрече не присутствовал. В течение 4-х дней Верховные Советы этих республик ратифицировали документ.
Отрицательное отношение Горбачева к ликвидации Союза уже ничего не изменило. 13 декабря руководители среднеазиатских республик, собравшиеся в Ашхабаде, изъявили желание присоединиться к Содружеству, если все члены будут равны во всех смыслах и будут иметь статус учредителей. Сформулированную в Алма-Ате декларацию о целях и идее СНГ 21 декабря подписали руководители 11 республик (за исключением 3-х Прибалтийских и Грузии).
Объединяющим звеном для создания Содружества стало:
• длительное совместное пребывание республик в пространстве общих идеологии, экономики, образования, культуры;
• желание каждой республики строить свою государственность;
• стремление к демократии и правопорядку.
В намерения собравшихся входило создание координационного аппарата, работающего в соответствии с принципами и регламентом, разработанными и принятыми всеми участвующими сторонами на добровольных началах. СНГ не должно было быть новым государством даже с минимальным приоритетным влиянием на своих учредителей. Ему хотели придать роль «спасательного круга», советчика и помощника в новой для всех ситуации.
Командование оборонным комплексом и ядерный контроль оставались в единых руках.
Организационные вопросы решались в течение года. Уже на первой встрече 30 декабря 1991 г. главы государств назначили руководящий орган – Совет глав государств. Также был учрежден Совет глав правительств. Подписанное соглашение узаконивало право государств-членов иметь свою армию.
После принятия устава в январе 1993 г. Содружество Независимых Государств стало полноценной дееспособной организацией. К апрелю 1994 г. под эгидой СНГ объединились все бывшие советские республики, за исключением прибалтийских. Кроме действительных, в отдельных проектах могут участвовать ассоциированные члены (имеют права в соответствии с заключенным с ними договором). Наблюдателям разрешается присутствовать на заседаниях структур организации по разрешению Совета глав государств.
ООН воспринимает новые 15 государств как правопреемников соответствующих республик на момент выхода из состава СССР и не признает никаких территориальных или политических претензий, уходящих корнями в историю. Отсюда возникло Содружество Непризнанных Государств (Абхазия, Нагорный Карабах, Приднестровье и Южная Осетия).
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16537-obrazovanie-sng-kratko.html
Цели
Содружество должно было стать инструментом взимодействия:
• на международной арене;
• в общем экономическом пространстве;
• в вопросах обороноспособности;
• в разрешении внутри- и межгосударственных конфликтов;
• на ниве образования, спорта, культуры, защиты прав человека;
• в борьбе с преступностью.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16537-obrazovanie-sng-kratko.html
Военные организации СНГ
На данный момент в рамках СНГ существует две военные структуры:
- Совет министров обороны СНГ — основан для ведения единой военной политики. В его распоряжении находятся Постоянный совет и ШКВС (Штаб по координации сотрудничества СНГ);
- ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности) — основана для активной борьбы с терроризмом.
Источник: http://historynotes.ru/sozdanie-sodruzhestva-nezavisimyh-gosudarstv/
Реальность
За годы существования СНГ мало что удалось. Наибольшее достижение—создание Таможенного, а затем ЕвроАзийского таможенного союза. Страны, столкнувшиеся с межнациональными конфронтациями, отмечают полное отсутствие поддержки или попыток что-либо предпринять со стороны Содружества. Возникновению общих международных экономических договоров мешает побаивание Запада по поводу возрождения СССР. Двусторонние соглашения достигаются гораздо легче. Большинство бывших республик в планах на будущее развитие стали ориентироваться на западные страны. Некоторые страны, члены СНГ, якобы ощутили давление со стороны России. Изначальное стремление к власти и суверенитету победило тягу к объединению интересов.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16537-obrazovanie-sng-kratko.html
Для решения каких задач существует объединение?
- сотрудничество в политической, экономической, социальной, культурной и иных областях
- создание общего экономического пространства
- обеспечение прав и свобод человека, мира и безопасности
- борьба с организованной преступностью
- сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ и т.д.
Источник: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3436859
Заключение
Последствия разрыва экономических, культурных связей до сих пор не удалось компенсировать. Хочется верить, что осознание факта: «ломать – не строить», когда-нибудь станет доступно человечеству.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16537-obrazovanie-sng-kratko.html
По какому принципу осуществляется председательство в организации?
- Председательство в органах СНГ осуществляется поочередно каждым государством-участником Содружества в лице его представителя на основе принципа ротации, на срок не более одного года.
- 1 января 2016 г. председательство в СНГ перешло к Киргизии.
- Россия будет председательствовать в 2017 г.
Источник: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3436859
Это интересно: 1240,Оброк крестьян — денежный и натуральный
Как вступить в объединение и выйти из него?
- Устав Содружества предусматривает, что членом СНГ может стать любое государство, разделяющее цели и принципы организации и принимающее на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов.
- Согласно статье 9 Устава, государство-член вправе выйти из Содружества. Для этого необходимо за 12 месяцев до предполагаемого выхода письменно известить о своем намерении депозитария Устава СНГ (Белоруссия). При этом все обязательства данного государства, возникшие в период его участия в организации, должны быть полностью им выполнены.
Источник: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3436859
Какие страны и при каких обстоятельствах пользовались правом выхода из СНГ?
- Правом выхода из СНГ воспользовалась лишь одна страна — Грузия.
- Решение о выходе Грузии из Содружества было принято руководством этой страны после грузино-югоосетинского конфликта в августе 2008 г.
- 12 августа 2008 г. президент Грузии Михаил Саакашвили сделал заявление о выходе страны из СНГ.
- 14 августа парламент республики принял постановление о выходе Грузии из трех соглашений: Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 г., Устава СНГ от 22 января 1993 г. и Договора о создании Экономического союза СНГ от 24 сентября 1993 г.
- 18 августа МИД Грузии направил соответствующую ноту в Исполком СНГ. Решение вступило в силу спустя год.
- С 18 августа 2009 г. Грузия не является государством — участником СНГ.
Источник: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3436859
Какие страны и при каких обстоятельствах делали заявления о выходе из СНГ?
- 19 марта 2014 г. директор департамента информационной политики украинского МИД Евгений Перебейнос сообщил, что Украина приостанавливает председательство в СНГ. Кроме того, «Украина оставляет за собой право рассмотреть целесообразность дальнейшего участия в деятельности СНГ».
- Решение украинской стороной принято после проведения 16 марта референдума о статусе Крыма и Севастополя и вхождении их в состав России.
- В 2014 г. неоднократно появлялись сообщения о возможности выхода Украины из СНГ, однако официальную заявку страна не подавала.
Подробнее о событиях читайте в спецпроекте ТАСС «Украина: хроника евразийского раскола».
Источник: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3436859
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16537-obrazovanie-sng-kratko.html: использовано 6 блоков из 7, кол-во символов 6425 (48%)
- https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3436859: использовано 6 блоков из 12, кол-во символов 3818 (29%)
- http://historynotes.ru/sozdanie-sodruzhestva-nezavisimyh-gosudarstv/: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 563 (4%)
- https://www.rutvet.ru/in-obrazovanie-sng-hronologiya-soputstvuyuschie-problemy-7694.html: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 2542 (19%)