Первая половина XIX века характеризуется обострением идейно-политической обстановки в России. Связано это было с отставанием в развитии от европейских стран. Понимание ситуации присутствовало не только у всей прогрессивной части общества, этого же мнения придерживались и помещики. Необходимость реформ осознавали и государи – Александр I и Николай I. Но в их период правления изменения проведены не были. Идеи улучшения общества присутствовали и в Европе, однако там это выражалось в совершенствовании буржуазии. Российские же идеологи делали упор на ломку самодержавия и крепостничества, поскольку промышленность находилась только в стадии становления.
Источник: https://histerl.ru/kurs/posle_petra/ideinaia_boriba_obshestvennaia_dvegenie.htm/
Содержание
Введение
В первой половине девятнадцатого века началась особая эпоха в истории общественного движения России. Во время Заграничного похода русской армии (1813-1814 гг) офицеры посетили множество европейских стран, познакомились с европейской системой и порядками, которые произвели на них сильное впечатление. Вернувшись домой, русские солдаты всё более стали осознавать несовершенство российской системы: крепостное право, самодержавие, набиравшие обороты контрреформы, необразованность населения и прочее. Всё это побуждало дворян искать способы воздействия на власть, а также решения назревших проблем. Так, постепенно одно за другим стали возникать тайные общества.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15605-obschestvennoe-dvizhenie-v-rossii-v-pervoj-polovine-xix-veka.html
Традиционализм
Традиционализм пережил свою высшую точку в период правления императора Александра 3. Во многом это стало реакцией на предыдущие годы правления, когда излишний либерализм привел к росту революционного движения в России. Особенно сильным оно было в 70-ые годы 19 века.
Представители традиционного общественного движения характеризовались строгой приверженность идеалам власти, политическим консерватизмом, сохранением текущих духовных и моральных ценностей общества. Основная задача традиционных партий и учреждений заключалась в том, чтобы создать в России такую социальную базу, которая защитит страну от любых политических потрясений, а также от любых попыток изменения социальной структуры общества. Иными словами речь идет о сохранении стабильности любой ценой, даже когда это запрещает логичное и необходимое развитие определенных отраслей и направлений.
Выделяются 3 основные течения традиционализма в российском общественно-политическом движении конца 19 века:
- Государственный консерватизм. Ярчайшим представителем этого направления являлся обер-прокурор святейшего Синода Константин Победоносцев. Основные задачи государственного консерватизма были изложены в «Московском сборнике», изданном в 1896 году. Этот трактат в основном критиковал демократию, отмечая: власть народу может принадлежать только в небольшом обществе, власть народа в России является фикцией, свободной прессы существовать не может, поскольку так или иначе она будет зависеть от частного капитала, процветание России возможно только при укреплении власти императора и при укреплении православной веры.
- Религиозно-философский традиционализм. Представители этого общественного движения были убеждены, что современные цивилизации обречены, и что единственный путь к созданию лучшего мира заключается в создании новой славяно-византийской цивилизации, которая будет основываться на принципах православия и консерватизма пролетариата. Величайший представитель этого направления: Константин Леонтьев, издавший в 1875 году трактат «Византизм и славянство».
- Новое славянофильство. Представители этого направления были в основном философы и литературы. Они говорили о полном отрицании западной цивилизации, как в виде социализма, так и виде капитализма. Кроме того новые славянофилы говорили о том, что Россия обладает уникальной историей и культурой, а также уникальными религиозно-нравственными ценностями, которые являются благом для всех, и которые позволят создать новый лучший мир, или, как говорили представители новых славянофилов, «царство Божье на Земле».
Несмотря на то, что идеи традиционализма достаточно хорошо воспринимаются обществом, данные общественные организации успеха не достигли, поскольку были гораздо менее организованы, чем, например, либеральные организации. Представители традиционализма несколько раз пытались создать политические организации, но каждый раз это заканчивалась неудачей.
Священная дружина
В марте 1881 года была создана тайная традиционная монархическая организация под названием «Священная дружина». Деятельность данной организации до сих пор мало изучена историей. Считается, что ее руководителями были Граф Шувалов, министр императорского двора Воронцов-Дашков, генерал губернатора Москвы князь Долгоруков, Витте, министр внутренних дел граф Игнатьев, обер прокурор святейшего Синода Победоносцев. По некоторым данным членами организации были Владимир и Алексей Александровичи, великие князья династии Романовых.
«Священная дружина» это классический пример того, как ограниченность мышления традиционного течения не позволяет донести эти идеи до широких масс. Одна из причин, почему традиционные организации не смогли проявить себя, заключается в том, что согласно манифесту «Священной дружины» организация должна была решать следующие задачи:
- Создание крестового похода против врагов России и текущего порядка. Это был ответ народничеству. Для достижения этих целей использовались те же методы что и у народников — террор.
- Стремление натравить революционные организации друг на друга.
Эти цели показывают, что «Священная дружина» не стремилась что-либо созидать, а только стремилась мешать другим. Это одна из причин, почему деятельность традиционной организации провалилась. Важно отметить еще один факт — именно с этой организации началась головокружительная карьера Витте.
Источник: https://istoriarusi.ru/imper/obshestvennoe-dvizenie-v-konce-19-veka.html
Это интересно: 1433,Петр: III (1761-1762)
Зарождение дворянского движения
Зарождение идеологического движения происходило только в передовой части дворянства. В других сословиях подобные идеи не возникали по следующим причинам:
-
Крепостническое крестьянство было необразованным и не могло разобраться в ситуации.
-
До помещиков только доходило понимание этого вопроса, поскольку они тесно были связаны с землёй.
-
Буржуазия, как класс, ещё не сформировалась.
В этих условиях прогрессивное дворянство не всегда находило отклик своих взглядов у остальной части сословия.
Общественное движение в начале XIX века стало проявляться в формировании политических кружков и организаций, которые представлены в таблице.
Название организации |
Описание деятельности |
---|---|
Кружок «Чока» |
В 1811 был создан Муравьёвым. В его составе было 7 человек. Имели иллюзорную цель сформировать республику на острове Сахалин |
Союз спасения |
Это политическая организация будущих декабристов, сформированная в 1816 году. Её основателями были Пестель, Муравьёв, Трубецкой. В её программу входило свержение самодержавия и устранение крепостного права. Однако некоторые члены придерживались других взглядов. Они хотели установление конституционной монархии. |
Союз благоденствия |
Организация существовала с 1818 по 1821годы. Руководителями были Муравьевы, Муравьевы-Апостолы, Якушкин и Лунин. Имелась своя программа, записанная в «Зелёную книгу». В ней говорилось о необходимости свержения самодержавия и ликвидации крепостного права насильственным путём. Организация действовала полулегально. С целью выполнения программы проводился выкуп крепостных крестьян с последующим их отпуском на волю |
Северное общество |
Образовано в Петербурге с 1821 года. Лидером его являлся Муравьёв. Действовала организация совместно с Южным обществом. Выступала за формирование парламента и наделения его законодательной властью. При этом исполнительная ветвь отдавалась монарху. Дала толчок восстанию декабристов в Петербурге |
Южное общество |
Сформировано было в 1821 году Пестелем на Украине. Этот человек придерживался мнения построения республиканского строя. Именно эта организация подготовила почву для восстания будущих декабристов на юге |
Источник: https://histerl.ru/kurs/posle_petra/ideinaia_boriba_obshestvennaia_dvegenie.htm/
Восстание декабристов
К 1825 году в государстве на некоторый период образовалось безвластие. После смерти Александра I на престол должен был взойти Константин. Однако он отказался от такой высокой должности. Николай I долго не решался занять место своего старшего брата. Это время как нельзя лучше подходило для проведения восстания декабристов.
Причины восстания
После войны 1812 года с Францией, российские офицеры, перейдя границу, увидели европейский уровень жизни. Это произвело перелом в идеологии прогрессивной части общества, что и привело к будущему восстанию декабристов.
Причины его носили следующий характер:
- Промышленная отсталость России. В Европе ручной труд заменяли машины.
- Отсутствие демократии и свободы слова.
- Репрессивные действия, проявляемые императорами по отношению к крестьянству.
Руководители Северного общества выпустили Манифест, с требованиями устранения самодержавия и крепостного права. Этот документ был направлен в Сенат.
Ход восстания в Петербурге
14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь вышли:
- Московский полк.
- Матросы Гвардейского экипажа.
- Некоторые части петербургского гарнизона.
- Простые люди.
Если количество военных у восставших достигало 3000 человек, то простых людей собралось больше 10000 тыс. Николай I, который уже успел взять власть в свои руки, выставил правительственные войска в количестве 12000 человек.
Обращение к восставшим с требованием разойтись ни к чему не привело. Тогда со стороны государя последовал приказ дать холостой артиллерийский выстрел. Он тоже результата не дал. Следом раздался залп картечью, за которым последовало наступление правительственных войск. Восставших оттеснили с площади. Началось массовое бегство. Многие попали на хрупкий лёд Невы и утонули. Восстание было подавлено.
Причины поражения
К основным причинам поражения относятся:
- Недостаточная подготовленность общества к перевороту.
- Слабое ведение пропаганды.
- Плохая согласованность действий по ходу восстания.
Основная ставка была сделана на заговор и последующий военный переворот. Этого явно было недостаточно.
Источник: https://histerl.ru/kurs/posle_petra/ideinaia_boriba_obshestvennaia_dvegenie.htm/
Либеральные организации конца 19 века
Либерализм, как общественно-политическое движение в конце 19 века в России, развивался в двух основных направлениях:
- Интеллектуальный
- Земский
Изначально наибольшую власть имели земские либеральные движения, пик могущества которых пришелся на период с 1878 по 1882 годы. В этот период было создано общество «Земского союза и самоуправления», а также направленно 50 ходатайств на имя императора, в которых предлагалось при земствах создать дополнительный народный орган контроля. После убийства Александра 2 земский либерализм практически полностью исчез.
Ему на смену пришел либерализм интеллектуальный. Его представителями были видные историки, юристы, экономисты, философы своего времени. Основное направление деятельности этого движения заключалась в создании независимой и демократичной судебной системы, а также эффективной работе органов городского и земского самоуправления.
Интеллектуальный либерализм в основном функционировал вокруг Вольного экономического общества и Русского юридического общества. Организации пытались донести свою идею до масс, в частности публикуя различные газеты и журналы, среди которых можно выделить «Вестник Европы», «Русская мысль» и «Русские ведомости». К концу 19 века либеральные организации создали кружок «Беседа», который состоял из 50 видных дворян Российской Империи, среди которых было 9 князей, 8 графов и 2 барона.
Источник: https://istoriarusi.ru/imper/obshestvennoe-dvizenie-v-konce-19-veka.html
Сравнительная характеристика программ декабристов — Конституции Н.М. Муравьева и «Русской правды» П.И. Пестеля
Общие черты:
1. Отмена крепостного права.
2. Отмена сословий.
3. Ликвидация самодержавия, введение Конституции.
4. Ликвидация рекрутчины.
Обе программы по содержанию были буржуазными, утопическими и либеральными (провозглашали буржуазные свободы, парламентаризм, свободу предпринимательства). Всё это программа европейской буржуазии. В России не было класса буржуазии. 90% населения — крестьяне с традиционным бытом.
В Российской империи только начался промышленный переворот, следствием завершения которого является юридическая консолидация буржуазии. Даже в случае победы декабристов в России не было класса, кроме дворян, способного прийти к управлению.
Вопросы тактики:
К 1823 года оба общества пришли к консенсусу в тактике. Было решено организовать военное восстание под руководством тайных обществ.
Различия в программах
В 1823 году с приходом К. Рылеева, якобинца, от руководства был отстранен Н.М. Муравьев. Члены общества северян, подобно южным, стали склоняться к военному восстанию с целью свержения самодержавия.
К декабристским обществам также относят «Общество соединённых славян». Оно было организовано ссыльными офицерами братьями Борисовыми (1823-1825, Украина, город: Новгород-Волынский).
Летом 1825 года «Общество соединённых славян» объединилась с «Южным обществом». На 1826 год был назначен объединительный съезд «южан» и «северян». Однако «северяне» выступили раньше, до объединения (14 декабря 1825 года). Они решили использовать период междуцарствия. После смерти Александра I Сенат и армия присягнули Константину Павловичу, который ещё в 1823 году отрекся от престола. На 14 декабря была назначена переприсяга Николаю I.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15605-obschestvennoe-dvizhenie-v-rossii-v-pervoj-polovine-xix-veka.html
Народничество
Народничество, как элемент общественно-политической мысли России в конце 19 века подразделялся на 3 направления:
- Революционное народничество.
- Либеральное народничество.
- Революционное народничество.
Изначально наибольшей властью пользовались организации революционного народничества. Однако, после убийства Александра 2 эти организации либо начали распадаться, либо значительно утрачивали свою власть. Им на смену пришло либеральное народничество. Внутри них шла борьба между, так называемыми, «западниками» и «почвенниками». Однако, несмотря на эту борьбу, народники были едины с тем, кто является их главным политическим оппонентом — либералы. Отличие либерального народничества от революционного заключается в стремлении отказаться от террора. В истории либеральное народничество известно как «теория малых дел». Они вели каждодневную работу для того, чтобы донести свои идеи до простых людей, то есть до крестьян.
Источник: https://istoriarusi.ru/imper/obshestvennoe-dvizenie-v-konce-19-veka.html
Восстание 14 декабря 1825 года на Сенатской площади
Хронограф событий:
17 декабря — последнее совещание К.Ф. Рылеева. Был избран диктатор — руководитель восстания Сергей Трубецкой. Члены общества решили вывести гвардейцев на Сенатскую площадь, оказать давление на Сенат и армию, чтобы те не присягали Николаю I, пока тот не зачитает Манифест, составленный декабристами. Если откажется, то С. Трубецкой должен был убить Николая I.
Планы спутал один из участников обсуждения восстания Я.И. Ростовцев — противник военного восстания. О восстании стало известно императору.
14 декабря в 6 часов утра Сенат присягнул Императору. В 11 часов декабристы А.А., Н.А. и М.А. Бестужевы вывели лейб-гвардии Московского полка. Восставшие построились каре. В это же время все улицы заняли правительственные войска.
Декабристы заняли выжидательную позицию. С. Трубецкой на площадь не явился. Только к 13 часам был избран новый диктатор — Е.П. Оболенский.
Николай I пытался предотвратить кровопролитие. Уговаривали восставших и митрополит Серафим, и великий князь Михаил Павлович и, наконец, генерал-губернатор Петербурга М.А. Милорадович, герой Отечественной войны 1812 года. Ряды гвардейцев дрогнули, и тогда Петр Каховский выстрелил в М.А. Милорадовича. После этого Николай I отдал приказ расстрелять гвардейские полки картечью.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15605-obschestvennoe-dvizhenie-v-rossii-v-pervoj-polovine-xix-veka.html
Это интересно: 1334,От «оттепели» к конфронтации в международных отношениях
Анархисты
В общественных движениях России конца 19 века можно выделить 2 основные группы анархистов: революционные и мирные. Лидером революционного анархизма выступал Пётр Алексеевич Кропоткин. Основная идея революционного анархизма заключалась в уничтожение государства как структуры, а также в уничтожении любой системы, практикующей эксплуатацию человека. Князь Кропоткин полагал, что уничтожить государство возможно только социальной революцией. После нее должны были сформироваться федерации трудовых коллективов, а также объединения людей с общей целью и идеей. Эта идеология в дальнейшем трансформировалась в 4 направления:
- Анархизм «коммунизм». Выступали за активную стадию народной революции. Представитель — Кропоткин.
- Анархизм «синдикализм». Пытались совместить идеи уничтожения государства с идеями создания кооперативов и коопераций. Представитель: Кирилловский.
- Анархисты «индивидуалисты». Выступали за свободу личности, которая никем и ничем не ограничена. Представители: Городецкий и Паровой.
- Анархисты «безначальщины». Предполагали наличие террора важнейшим фактором при образовании государства. Представители: Махно, Романов.
Идейным вдохновителем мирного анархизма был Лев Николаевич Толстой. Он говорил о том, что власть и государство должны трансформироваться с точки зрения принципов религии раннего христианства, а также на принципе русских духоборов. Духоборы ранее проповедовали принципы равенства, полного отсутствия насилия, а также отречения личности ради достижения духовного идеала. Идеи выражены в знаменитом произведении «Учение о непротивлении злу насилием».
Источник: https://istoriarusi.ru/imper/obshestvennoe-dvizenie-v-konce-19-veka.html
Историческое значение восстания декабристов
Плюсы:
1. Декабристы положили начало русскому освободительному движению против крепостного права и самодержавия, указали царскому правительству на социальные язвы в российском обществе.
2. Декабристы ошибались, но они показали пример бескорыстного служения обществу. Не все декабристы были революционерами. Многие из них выступали за Просвещение, ликвидацию сословий, крепостного права, улучшение жизни народных масс.
Минусы:
1. Пытались перенести на русскую почву политическое устройство европейских буржуазных государств, что является не только утопией, но и несёт в себе разрушительную силу.
2. Пытались провести в России революцию французского образца — цареубийство, установление Директории, кровавого режима террора.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15605-obschestvennoe-dvizhenie-v-rossii-v-pervoj-polovine-xix-veka.html
Марксисты или социал-демократы
Идейным лидером марксизма считается Карл Маркс, который в 1867 году издал свой знаменитый труд «Капитал». В этом труде с точки зрения теории описывается гибель капиталистической системы мира, а также создание новой социалистической или пролетарской системы. В марксизме Российской Империи принято выделять следующие основные течения:
- Легальные марксисты. Они пересмотрели труды Маркса и отвергли идею диктатуры пролетариата, а также идеи обреченности капиталистической системы уклада мира.
- Революционные марксисты. У них принято выделять 2 крыла: умеренные марксисты и радикальные марксисты. Первые считали социалистическую форму правления в России возможной, но в отдаленной перспективе, поэтому радикальных шагов здесь и сейчас, по их мнению, предпринимать не стоило. Вторые были уверены, что социалистическую форму правления в России можно создать достаточно быстро, поэтому нужно действовать здесь и сейчас. Активно продвигал эту идею Владимир Ильич Ленин.
В последней четверти 19 века активно формируются марксистские общественные движения России, которые сыграли значительную роль в последующих событиях 1917 года.
Источник: https://istoriarusi.ru/imper/obshestvennoe-dvizenie-v-konce-19-veka.html
Восстание декабристов на Украине
Только через две недели в поддержку «северянам» выступили «южане». К этому времени П. Пестель и другие руководители Тульчинской управы были арестованы. Черниговский полк вывели М.П. Бестужев-Рюмин, С.И. и М.И. Муравьёвы-Апостолы. Черниговский полк 29 декабря вышел из Трилесов, осуществил рейд до Васильевской управы и вернулся обратно.
3 января 1826 года недалеко от Трилесов полк был расстрелян.
По делу декабристов в июле 1826 года были казнены: К.Ф. Рылеев, П.Г. Каховский, из «южан» — П.И. Пестель, С.И. Муравьев-Апостол и М.П. Бестужев-Рюмин.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15605-obschestvennoe-dvizhenie-v-rossii-v-pervoj-polovine-xix-veka.html
Историческое значение общественного движения этого периода
Несмотря на неудачу декабрьского восстания, общественное движение первой половины XIX века оставило свой след в истории России. Заключалось оно в следующем:
-
Власти услышали требования народа и было ими напугано.
-
Изменения прошли в армии. Солдатам был сокращён срок службы.
-
Направленные в Сибирь декабристы оказали влияние на культурное развитие территории.
-
В конце первой половине XIX века были созданы предпосылки для проведения коренных реформ, осуществлённых новым царём Александром II.
Источник: https://histerl.ru/kurs/posle_petra/ideinaia_boriba_obshestvennaia_dvegenie.htm/
Общественные движения в России в тридцатых-пятидесятых годах XIX века
Особенности общественных движений:
1) Большое влияние восстания декабристов и расправа над декабристами летом 1826 года.
2) Возникновение большого числа философских кружков и групп, основным вопросом в которых был «По какому пути будет развиваться Россия: по западному (капиталистическому, Конституция, парламентаризм) или самобытному, русскому?»
3) Возникновение революционных демократических социалистических идеологий. Революционная, буржуазная идеология, привнесённая с Запада, не нашла в России почвы. Она «была расстреляна» на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15605-obschestvennoe-dvizhenie-v-rossii-v-pervoj-polovine-xix-veka.html
Итоги общественного движения
Итогом общественного движения первой половины XIX века является усиленный цензурный террор. Если во времена Александра I здесь наблюдалась либеральная политика, то сразу после его смерти Николаем I принимается новый цензурный устав. В народе он получил название «чугунный». Его реализация была направлена на борьбу с опасными политическими организациями.
Особенно цензурный террор получил развитие в последние 7 лет царствования Николая I. Была создана сеть цензурных учреждений, которые пресекали любые ростки инакомыслия. Требовательность превышала все разумные меры.
Такие действия власти были направлены на удержание самодержавия любыми способами.
Источник: https://histerl.ru/kurs/posle_petra/ideinaia_boriba_obshestvennaia_dvegenie.htm/
Кружки 30-40-х годов
1.
Кружок выпускника Московского университета Н.В. Станкевича.
Философско-просветительский кружок. На квартире Н.В. Станкевича можно было встретить весь цвет московской интеллигенции: литераторов-братьев Аксаковых (идеологи славянофильства, Т.Н. Грановского, историка-медиевиста, отца западников, В.П. Боткин (писатель, публицист, западник).
Кружок посещали А.И. Герцен, Н.П. Огарёв, В.Г. Белинский — будущие революционные демократы; молодой М.А. Бакунин — будущий социалист-анархист.
Частыми гостями были И.С. Тургенев, Н.В. Гоголь. Большой путь в политику начал в кружке публицист, книгоиздатель, будущий государственный деятель М.Н. Катков (от западничества до главы консерваторов).
2.
Кружок В.Г. Белинского — Литературное общество 11 нумера.
В.Г. Белинский — сын военного врача, разночинец. В 1828 году поступил в Московский университет, где проучился только один год. Был исключён за драму «Дмитрий Калинин», в которой призвал к ликвидации крепостничества, критиковал самодержавие.
После исключения сотрудничал в журналах (сначала в «Телескопе Н.И. Надеждина), позднее переехал в Петербург, где возглавил критический отдел «Отечественных записок» и «Современник», стал широко известен благодаря своему письму Н.В. Гоголю, в котором дал резкую критику молодёжи, впавший в пессимизм из-за Николаевской реакции (написано в июле 1847 года).
Белинский поначалу был левым западником, затем увлекся социалистическими идеями, после он выдвинул лозунги:
1. Россия минует капитализм.
2. Сельская община — готовая ячейка социализма.
3. Народная революция.
3.
Кружок А.И. Герцена и Н.П. Огарёва.
А.И. Герцен — из дворян (1812-1870), «Искандер». В 1826 году в 14 лет Саша Герцен и Коля Огарёв дали «аннибалову клятву» — отомстить за казненных декабристов. Своей клятве они были верны всю жизнь.
В 1829 году поступили в Московский университет, где создали кружок Герцена и Огарёва. В кружке читали запрещённые стихи А.С. Пушкина, К. Рылеева, распространяли запрещённые цензурой книги, в результате чего были сосланы. В ссылке они увлеклись литературной деятельностью. А.И. Герцен написал «Сорока-воровка», «Кто виноват?» — критика крепостничества. В конце жизни написал роман «Былое и Думы».
После окончания ссылки уехал в Лондон, где при помощи польских «военных друзей» основал Вольную русскую типографию (1853 год) и приступил к изданию альманаха «Полярная звезда» (на обложке силуэты пяти казненных декабристов). В первых номерах он напечатал послание Пушкина в Сибирь, ответ Е.П. Оболенского, письмо Н.В. Гоголя.
Кроме альманаха, Герцен издавал газету «Колокол» (1857 год) под девизом — «Буди живых». Герцен призывал к народной революции. При Вольной типографии сложилась сеть, связывающая Россию и Лондон. Органом связи с русскими стала газета «Голоса из России». В Лондоне сложился штаб подготовки русской крестьянской революции. Герцен же стал «отцом» русского крестьянского социализма.
4.
Кружок Петрашевцев.
Большую известность во второй половине сороковых годов 19 века получили литературные пятницы М.В. Буташевича-Петрашевского (1845-1849). Кружок был раскрыт в 1849 году. Петрашевцев обвинили в подготовке революции, но, всё же, по большей части, это был просветительский кружок.
Интересно, что петрашевцы предлагали объединение славян в федерацию славянских республик. По делу петрашевцев прошли М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15605-obschestvennoe-dvizhenie-v-rossii-v-pervoj-polovine-xix-veka.html
Оформление идеологии западников и славянофилов
Славянофилы — сторонники самобытного развития России. Идеологами этой теории были, главным образом, писатели и философы (А. С. Хомяков, И.В. и В.П. Киреевские, И.С. и К.С. Аксаковы, крупный общественный деятель Ю.Ф. Самарин). Славянофилы также находились в оппозиции к самодержавию: требовали ограничения царской власти земскими представительными учреждениями, выступали против крепостного права.
«Отцом» западников считают историка Т.Н. Грановского. Крупнейшими представителями западников были публицист В.П. Боткин, И.С. Тургенев, Т.В. Анненков, историк С.М. Соловьев и юрист, идеолог реформ шестидесятых-семидесятых годов К.Д. Кавелин.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15605-obschestvennoe-dvizhenie-v-rossii-v-pervoj-polovine-xix-veka.html
Заключение
Дворяне не смогли решить поставленные ими задачи. Более того, при Николае I произошло дальнейшее усиление цензуры и слежки за деятельностью кружков. Сам Император говорил, что не допустит революции в России, пока в нём «теплится хоть капля крови».
Несмотря на то что декабристы были далеки от народа и обречены на поражение, именно они, по мнению В.И. Ленина, положили начало русскому революционному движению.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15605-obschestvennoe-dvizhenie-v-rossii-v-pervoj-polovine-xix-veka.html
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15605-obschestvennoe-dvizhenie-v-rossii-v-pervoj-polovine-xix-veka.html: использовано 9 блоков из 11, кол-во символов 10199 (36%)
- https://histerl.ru/kurs/posle_petra/ideinaia_boriba_obshestvennaia_dvegenie.htm/: использовано 8 блоков из 8, кол-во символов 8491 (30%)
- https://istoriarusi.ru/imper/obshestvennoe-dvizenie-v-konce-19-veka.html: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 9587 (34%)