1533,Правление Алексея Михайловича — поясняем все нюансы

Алексей Михайлович «Тишайший»


Алексей Михайлович — второй русский царь из династии Романовых. Отец — Михаил Фёдорович Романов (1596—1645), мать — Евдокия Лукьяновна Стрешнева (1608-1645). Правил Московским государством с 1645 по 1676 год. В русскую историю вошел под прозвищем «Тишайший»

(С. Ф. Платонов «Полный курс лекций по русской истории»)

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 346
Источник: http://ChtoOznachaet.ru/carstvovanie-alekseya-mixajlovicha-kratko.html

История России  /  Алексей Михайлович  /  Правления Алексей Михайловича (кратко)

Русскому царю Алексею Михайловичу не даром дали прозвище Тишайший. Оно было рождено его демонстративным христианским смирением в поведении самого царя. Он был тих и добродушен, старался выслушать каждого из своих приближённых. С иной стороны годы правления этого правителя историки часто называют «бунташным веком». Решения и действия следовавшие за ними нередко приводили к восстаниям и бунтам, которые тем не менее очень жёстко подавлялись.

Именно при царе Алексее Михайловиче начинается процесс сближения двух культур (западно-европейской и русской). По его приказу организовывается перевод на русский язык различных иностранных книг, научных и исторических трудов.

Однако, главным результатом правления этого царя стало полное превращение в абсолютную сословно-представительной монархии, а также законодательное утверждение крепостничества в качестве основы общественной и хозяйственной жизни.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1062
Источник: http://student-hist.ru/alexey-mihailovic/pravlenie-alekseya-mihaylovica-kratko/

Краткая биография царя Алексея Михайловича


  • 1629, 19 марта — рождение
  • 1645, 13 июля — смерть отца — царя Михаила Федоровича. Вступление Алексея Михайловича на русский престол
  • 1645, 28 сентября — венчание Алексея Михайловича на царство
  • 1648, январь— женитьба на Марии Ильиничне Милославской
  • 1648, сентябрь — 1649, январь — составление Земским собором и Уложенной комиссией Н. И. Одоевского нового Уложения. Участие Алексея Михайловича в работе собора. Принятие Соборного уложения 1649 года
  • 1654 — первый поход Алексея Михайловича против Речи Посполитой. Участие в осаде и взятии Смоленска
  • 1654, 15 февраля — рождение царевича Алексея Алексеевича
  • 1655 — второй поход Алексея Михайловича против Речи Посполитой.
  • 1656 — участие Алексея Михайловича в осаде Риги
  • 1658 — разрыв Алексея Михайловича и патриарха Никона. Удаление Никона в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь.
  • 1661, 30 мая — рождение царевича Федора Алексеевича
  • 1666–1667 — участие Алексея Михайловича в работе Церковного собора. Суд и низложение Никона. Начало раскола
  • 1666, 27 июля — рождение царевича Ивана Алексеевича
  • 1669, 4 марта — смерть царицы Марии Ильиничны
  • 1670, 17 января — смерть царевича Алексея Алексеевича, наследника престола
  • 1671, 22 января — вступление Алексея Михайловича в брак с Натальей Кирилловной Нарышкиной.
  • 1672, 30 мая — рождение царевича Петра Алексеевича
  • 1676, 29 января — смерть царя Алексея Михайловича

На бедную, еще слабую средствами Русь при Алексее Михайловиче обстоятельства наложили столько государственных задач, поставили столько вопросов, требовавших немедленно ответа, что невольно удивляешься исторической содержательности царствования Алексея Михайловича

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1685
Источник: http://ChtoOznachaet.ru/carstvovanie-alekseya-mixajlovicha-kratko.html

Основные направления политики Алексей Михайловича:


Блок: 3/4 | Кол-во символов: 56
Источник: http://student-hist.ru/alexey-mihailovic/pravlenie-alekseya-mihaylovica-kratko/

ОБРАЩЕНИЕ БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО НА ПЕРЕЯСЛАВСКОЙ РАДЕ

После тайной рады в тот же день назначена была явная. С раннего утра начали бить в барабан и били целый час, чтоб собирался народ. Когда собралось много всяких чинов людей, сделали круг пространный, куда вошел гетман под бунчуком, с ним судьи, есаулы, писарь и все полковники. Гетман стал посреди круга, войсковой есаул велел всем молчать, и гетман начал говорить:

«Паны полковники, есаулы, сотники, все Войско Запорожское и все православные христиане! Ведомо вам всем, как Бог освободил нас из рук врагов, гонящих церковь божию и озлобляющих все христианство нашего восточного православия. Вот уже шесть лет живем мы без государя, в беспрестанных бранях и кровопролитиях с гонителями и врагами нашими, хотящими искоренить церковь божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей, что уже очень нам всем наскучило, и видим, что нельзя нам жить больше без царя. Для этого собрали мы Раду, явную всему народу, чтоб вы с нами выбрали себе государя из четырех, кого хотите: первый царь турецкий, который много раз через послов своих призывал нас под свою власть; второй — хан крымский; третий — король польский, который, если захотим, и теперь нас еще в прежнюю ласку принять может; четвертый есть православный Великой России государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Руси самодержец восточный, которого мы уже шесть лет беспрестанными моленьями нашими себе просим; тут которого хотите выбирайте! Царь турецкий — бусурман: всем вам известно, как братья наши, православные христиане, греки беду терпят и в каком живут от безбожных утеснении; крымский хан тоже бусурман, которого мы, по нужде в дружбу принявши, какие нестерпимые беды испытали! Об утеснениях от польских панов нечего и говорить: сами знаете, что лучше жида и пса, нежели христианина, брата нашего, почитали. А православный христианский великий государь царь восточный единого с нами благочестия, греческого закона, единого исповедания, едино мы тело церковное с православием Великой России, главу имея Иисуса Христа. Этот великий государь, царь христианский, сжалившись над нестерпимым озлоблением православной церкви в нашей Малой России, шестилетних наших молений беспрестанных не презревши, теперь милостивое свое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с царскою милостию своею прислать изволил; если мы его с усердием возлюбим, то, кроме его царской высокой руки, благотишайшего пристанища не обрящем; если же кто с нами не согласен, то куда хочет — вольная дорога».

Тут весь народ завопил: «Волим под царя восточного православного! Лучше в своей благочестивой вере умереть, нежели ненавистнику Христову, поганину достаться!» Потом полковник переяславский Тетеря, ходя в кругу, спрашивал на все стороны: «Все ли так соизволяете?» «Все единодушно!» — раздавался ответ. Гетман стал опять говорить: «Будь так, да господь Бог наш укрепит нас под его царскою крепкою рукою!» Народ на это завопил единогласно: «Боже, утверди! Боже, укрепи! Чтоб мы вовеки все едино были».

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1962. Кн. 10. Гл. 3

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 3108
Источник: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/tsarstvovaniie-alieksieia-mikhailovicha

НАЧАЛО И КОНЕЦ ВОССТАНИЯ СТЕНЬКИ РАЗИНА

Народное воображение разыгралось: счастливый атаман вырос, превратился в чародея, которого пуля не брала, которому ничто не могло противостать. Стенька плыл мимо Царицына, воевода велел стрелять по воровским судам: ни одна пушка не выстрелила, запалом весь порох выходил. Воевода обомлел от ужаса, и когда явился к нему есаул от Разина, то он исполнил все его требования: отдал наковальню, мехи, кузнечную снасть.

Настращав царицынского воеводу, Стенька поплыл дальше; плыл он теперь на тридцати пяти стругах; вместо тысячи было уже у него 1500 человек, проплыл мимо Черного Яра, ограбил, прибил, высек плетьми встретившегося ему воеводу Беклемишева, выплыл морем к устью Яика, где уже ждали его свои: старый богомолец, взявши с собою сорок человек, подошел к воротам Яицкого городка и послал к стрелецкому голове Яцыну, чтоб пустил их в церковь помолиться; Разин с товарищами был впущен, ворота за ним заперли, но он уже был хозяином в городке: товарищи его отперли ворота и впустили остальную толпу; Яцын с своими стрельцами не сопротивлялся, но и не приставал явно к ворам. Это не понравилось атаману: вырыли глубокую яму, у ямы стоял стрелец Чикмаз и вершил своих товарищей, начиная с Яцына: сто семьдесят трупов попадало в яму. Зверь насытился и объявил остальным стрельцам, что дает им волю: хотят — остаются с ним, хотят — идут в Астрахань. Одни остались, другие пошли; но при виде людей, которые уходили, не сочувствуя искателям зипунов, уходили, чтоб увеличить средства страшного и ненавистного государства, Стенька снова рассвирепел и поплыл в погоню за ушедшими; козаки нагнали стрельцов и начали им кричать, чтоб были с ними вместе; видя, что они не слушаются, воры начали их рубить и бросать в воду; тогда некоторые послушались и пристали к козакам, другие успели спрятаться в камышах.

Но когда пришли вести, что Разин разбит государевыми людьми, когда он сам явился на Дону с подтверждением этого известия, то дела переменились: старые козаки взяли верх. Стенька свирепствовал, жег попадавшихся ему врагов в печи вместо дров, но ничто не помогало; Дон не поднимался на его защиту. В феврале 1671 года он подошел было с своею шайкою к Черкасску, но его не пустили; он отошел с угрозою, что возвратится и изведет всех, и засел в Кагальницком городке. Дело покончилось скорее, чем ждали: 14 апреля старые козаки подступили к Кагальницкому, сожгли городок, схватили Стеньку с братом Фролом, сообщников его перевешали. 6 июня Стеньку после обычного допроса четвертовали в Москве.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1962. Кн. 11. Гл. 5

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 2613
Источник: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/tsarstvovaniie-alieksieia-mikhailovicha

Прочие реформы и заботы Алексея Михайловича

  • 1646 — перепись тяглых дворов: определение состояния крестьянского хозяйства
  • 1646 — упразднение привилегий английским купцам
  • 1646 — создается линия укрепленных городков от Белгорода до Симбирска
  • 1648-1663 — учреждение новых приказов: Тайных дел, Хлебного, Рейтарского, Счётных дел, Малороссийского, Литовского, Монастырского
  • 1648, 1-11 июня — Соляной бунт в Москве, вызванный сначала увеличением ввозной пошлины на соль, что привело к её удорожанию, а затем (после отмены пошлины) увеличению налога на соль
  • 1647 — публикация книги военных уставов
  • 1649 — начало путешествий Е. Хабарова в Приамурье
  • 1652 — в Москве возникла Немецкая слобода для жительства иноземных мастеров
  • 1655-1659 — война со Швецией
  • 1661, 21 июня — Карадисский мир со Швецией. Россия возвратила Швеции завоёванные ею ранее эстляндские и лифляндские города: Кокенгаузен, Дерпт, Мариенбург, Анзль, Нейгаузен, Сыренск. Русские получили право держать торговые дворы в Стокгольме, Риге, Ревеле и Нарве, шведы — в Москве, Новгороде, Пскове и Переславле. Купцы свободно могли отправлять свои религиозные обряды и богослужения
  • 1661 — основан Иркутский острог
  • 1662-1664 — восстание башкир
  • 1665, 18 мая — голландцем Й. ван Сведеном основана почта
  • 1672 — отмена торговых привилегий духовенства
  • 1674 — в типографии Киево-Печерской лавры публикация «Киевского синопсиса» архимандрита лавры Иннокентия Гизеля — первого учебника русской истории

*Тягло — податная обязанность более или менее осевших, состоятельных хозяйств по отношению к государству. В термине «тягло» нередко сливались все виды прямых налогов

** Земщина (здесь) — всё гражданское население Руси, обыватели

*** чрезвычайный налог Московского государства XVII века, взимавшиеся с дохода торговых людей в размере 20, 10 и 6,7%

Династия Романовых

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 1829
Источник: http://ChtoOznachaet.ru/carstvovanie-alekseya-mixajlovicha-kratko.html

СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ

К делу составления кодекса были привлечены выборные люди, съехавшиеся на собор из 130 (если не более) городов. Среди выборных насчитывалось до 150 служилых и до 100 тяглых людей. Московских же дворян и придворных чинов на соборе было сравнительно мало, потому что от них теперь потребовали также выборных, а не допустили их, как прежде допускали, поголовно. Дума и освященный собор участвовали в полном своем составе. По полноте представительства этот собор можно назвать одним из удачнейших. Рассматривая этот кодекс или, как его называли, «Уложение», мы замечаем, что это, во-первых, не Судебник, т. е. не законодательство исключительно о суде, а кодекс всех законодательных норм, выражение действующего права государственного, гражданского и уголовного. Состоя из 25 глав и почти тысячи статей, Уложение обнимает собой все сферы государственной жизни. Это был свод законов, составленный из старых русских постановлений с помощью права византийского и литовского. Во-вторых, Уложение представляет собой не механический свод старого материала, а его переработку; оно содержит в себе многие новые законоположения, и они часто имеют характер крупных общественных реформ и служат ответом на общественные нужды того времени.

Так, Уложение отменяет урочные лета для сыска беглых крестьян и тем окончательно прикрепляет их к земле. Отвечая этим настоятельной нужде служилого сословия, Уложение проводит тем самым крупную реформу одной из сторон общественной жизни.

Далее, оно запрещает духовенству приобретать вотчины. Вторым пунктом неудовольствия против духовенства были различные судебные привилегии. И здесь новый законодательный сборник удовлетворил желанию населения: им учреждается Монастырский приказ, которому с этих пор делается подсудным в общем порядке духовное сословие, и ограничиваются прочие судебные льготы духовенства.

Далее, Уложение впервые со всей последовательностью закрепляет и обособляет посадское население, обращая его в замкнутый класс: так посадские становятся прикрепленными к посаду. Из посада теперь нельзя уйти, зато и в посад нельзя войти никому постороннему и чуждому тяглой общине.

Насколько Уложение было реформой общественной, настолько оно в своей программе и направлении вышло из земских челобитий и программ. В нем служилые классы достигли большего, чем прежде, обладания крестьянским трудом и успели остановить дальнейший выход вотчин из служилого оборота. Тяглые посадские общины успели добиться обособления и защищали себя от вторжения в посад высших классов и от уклонений от тягла со стороны своих членов. Посадские люди этим самым достигли облегчения тягла, по крайней мере в будущем. Вообще же вся земщина достигла некоторых улучшений в деле суда с боярством и духовенством и в отношениях к администрации. Торговые люди на том же соборе значительно ослабили конкуренцию иностранных купцов через уничтожение некоторых их льгот. Таким образом, велико ли было значение выборных 1648 г., решить нетрудно: если судить по результатам их деятельности, оно было очень велико.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории.  СПб., 2000

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 3108
Источник: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/tsarstvovaniie-alieksieia-mikhailovicha

ЦАРЬ И ПАТРИАРХ

Началась у московского государства война за Малороссию; Никон с особенным рвением благословлял царя на эту войну своим советом, вероятно, побуждаемый к тому же своими киевскими справщиками, хлопотавшими в Москве о помощи своему отечеству. Отправляясь в поход, царь доверил патриарху, как своем ближайшему другу, свою семью, свою столицу и поручил ему наблюдение за правосудием и ходом дел в приказах. Все боялись Никона: ничего важного не делалось без его совета и благословения. Он не только, по примеру Филарета, стал называть себя «великим государем», но, во время отсутствия Алексея Михайловича, как верховный правитель государства, писал грамоты (напр. о высылке подвод на службу под Смоленск), в которых выражался так; «Указал государь, царь, великий князь всея Руси, Алексей Михайлович и мы, великий государь…» Во время постигшей Москву заразы Никон сделал распоряжение поставить в разных местах заставы, чтобы, на время заразы, пресечь сообщение с войском, в котором был государь, приказал в Москве заложить кирпичом царские кладовые и не выпускать никого из тех дворов, где появится зараза, а сам выехал вместе с царским семейством в Вязьму. Тогда враги, в его отсутствие, начали возмущать народ и толковать, что бедствие постигает православный народ за еретического патриарха. Толпа принесла на сходку к Успенскому собору образ Спасителя, на котором стерлось изображение; некто Софрон Лапотников говорил, что этот образ выскоблен был по приказанию патриарха, и ему, Софрону, было от этого образа видение: велено показать образ мирским людям, чтобы все восстали за поругание икон. Народ сердился за то, что Никон дал волю еретикам печатать книги; какая-то женщина из Калуги кричала всенародно, что ей было видение, запрещающее печатать книги. Никону ставили в вину, что он покинул столицу, а за ним разбежались и приходские священники. Патриарх в своем управлении был до чрезвычайности строг, и множество попов находилось у него под запрещением; они-то и были повсеместными возмутителями толпы. Оставленный в столице князь Пронский с большим трудом успокаивал народное волнение, и вопрос о состоявших под запрещением попах был до того важен, что старосты и сотские московских сотен и слобод, не пристававшие к мятежникам, ради всеобщего успокоения, били челом патриарху, чтоб он разрешил опальных священников, потому что много церквей остается без богослужения, некому напутствовать умирающих и погребать мертвых.

Сам царь развил в этом человеке властолюбие; он приучил его вмешиваться в государственные дела, и патриарху трудно было держаться в стороне от них. Зависимость церкви от государственной власти казалась ему нестерпимою, по мере того, как он терял прежнюю силу и влияние на дела государственные. С этих пор у него естественно, если не в первый раз явилось, то сильнее развилось стремление поставить духовную власть независимо от светской и церковь — выше государства. Это ясно видно из его критики на Уложение, которое подчинило духовных лиц суду приказов: монастырского и дворцового. «Ответ» Никона, хотя написан позже, но в нем отразился тот взгляд патриарха, который неминуемо должен был привести его в столкновение с верховною светскою властью.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории.  СПб., 2000

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 3254
Источник: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/tsarstvovaniie-alieksieia-mikhailovicha

Кол-во блоков: 11 | Общее кол-во символов: 20143
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. http://student-hist.ru/alexey-mihailovic/pravlenie-alekseya-mihaylovica-kratko/: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 1118 (6%)
  2. https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/tsarstvovaniie-alieksieia-mikhailovicha: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 15165 (75%)
  3. http://ChtoOznachaet.ru/carstvovanie-alekseya-mixajlovicha-kratko.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 3860 (19%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий