1565,Преобразования Петра I в области культуры


Реформа культуры Петра I — комплекс законов и преобразований касающихся развития культурной сферы русского общества, проведенный за время правления Петра I в Русском царстве и Российской империи в 1762-1725 годах.

Полный список реформ Петра I в области культуры можно изучить в таблице ниже.

Реформы культуры Петра I Великого

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 327
Источник: https://xn--1-itb3afj.xn--p1acf/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B/%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5/

Таблица

«Реформы и преобразования культуры Петра I Великого»

Год/Событие Причины и цели Суть и содержание
Начало 1690-х

Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор

Высмеивание церконых традиций и обычаев, разврат, пьянство. Учрежден царём Петром I с целью развлечений, питейных увеселений, карнавальных действ, а также пародирования обрядов католической и православной церквей
1697 11 февраля

Разрешение на продажу табака

Разрушение русских традиций, прививание европейских обычаев Именным указом Пётр I отменил запрет 1634 года на курение и продажу табака
1698 5 сентября

Указ брить и рубить бороды

Вернувшись из Великого Посольства Пётр I решил пресечь сложившиеся традиции русского общества. У самого Петра I борода не росла. Всем, кроме жителей деревень и духовенства было приказано сбрить бороды. Тех кто отказывался — брили насильно. Сам Пётр I отрубил бороды нескольким боярам пришедшим к нему
1700

Новое летоисчисление и календарь

Пресечение сложившихся традиций русского общества. 15 декабря 7207 года (старый стиль русского календаря) Пётр I подписал указ об изменении летоисчисления — новый год велено именовать 1700, а празднование Нового года переносилось с 1 сентября, на 1 января.
1700 январь

Указ «О ношении платья на манер венгерского»

Пресечение сложившихся традиций русского общества. При въезде в города были поставлены специальные люди, которые следили, в какой одежде приходит человек. За неподобающий вид брали пошлину: с пеших 13 алтын и 2 деньги, а с конных 2 рубля. Тем же, кто не платил, полы длинного кафтана могли отрезать на месте
1702

Комедиальная храмина на Красной площади

Пропаганда и агитация западного образа жизни, высмеивание русских традиций Основанный Петром государственный театр просуществовал всего несколько лет и распался в 1707 году, после того, как двор переехал в Петербург. Потом Петр опять принимал меры для создания нового театра, но безуспешно.
1714 31 января

Создание кунсткамеры

Коллекционирование уникальных предметов Петр I распорядился перевести свои коллекции диковинок в новую столицу и разместить их в служебном помещении Летнего дворца на Фонтанке, названном на европейский манер Кунсткамерой – кабинетом редкостей.
1718 25 ноября

Ассамблеи

Организация общественных развлечений на европейский манер. Проводились во все времена года, летом — на открытом воздухе. В программу ассамблей входили еда, напитки, танцы, игры и беседы. Посещение ассамблей было обязательно не только для дворян, но и для их жён. Мужчинам полагалось играть в карты и курить табак.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 2576
Источник: https://xn--1-itb3afj.xn--p1acf/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B/%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5/

Реформы Петра 1 в области гос.управления. Завершение абсолютной монархии.

Из всех преобразований времени правления Петра I (1689-1725) центральное место занимала реформа всех звеньев государственного управления. Унаследованный Петром от предшественников старый государственный аппарат был не в состоянии справиться с выдвигаемыми временем задачами. Петр I радикально перестроил всю систему центральных ор­ганов государства. Боярская дума уже в конце XVII в. фактически прекращает свою деятельность и ее функции переходят с 1699 г. Ближней канцелярии, которая с 1708 г. стала называться «консили-ей министров» — временному совету руководителей важнейших пра­вительственных ведомств.

При самом Петре существовала личная канцелярия — кабинет. В 1711 г. вместо «консилии министров» был учрежден Правительствующий Сенат. Первоначально, по мысли Петра, он должен был заменять государя во время его отсутствия в столице. Однако вскоре Сенат наделяется правами исполнительной и судебной власти, обладая при этом значительными законодательны­ми функциями. Члены Правительствующего Сената в составе 9 сенаторов назна­чались лично царем. Решения принимались коллегиально, на общем собрании. Функции Сената были широки и разнообразны. В обязан­ности его членов входила забота о государственных доходах и рас­ходах, регулирование службы дворян.

При этом одновременно Сенат являлся органом надзора за разветвленным бюрократическим аппа­ратом. Для контроля в центре и на местах в 1711 г. были введены долж­ности фискалов, которые следили и доносили о любых действиях подданных, наносящих вред государству. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор (П.И. Ягужинский, бывший ранее денщиком у Петра), который осуществлял контроль за всей деятель­ностью Сената и претворением в жизнь решений и указов государя. Действуя через подчиненных ему прокуроров на местах (гласный надзор) и фискалов (тайный надзор), генерал-прокурор выступал как «око царево». Сенат в руках Петра стал послушным исполнителем его воли и планов.

Однако многообразие его функций диктовало необходимость коренным образом перестроить всю систему центральных государ­ственных органов. Система управления, сложившаяся в XVII в. уже не соответствовала требованиям времени. Вместо многочисленных приказов с их расплывчатыми функциями были учреждены 12 госу­дарственных коллегий, в качестве органов отраслевого управления. Замена старых приказов новыми центральными учреждениями-кол­легиями — была произведена в период с 1717 по 1721 гг. Организация управления через коллегии базировалась на опыте функционирования подобных учреждений Швеции, Голландии с уче­том Российских особенностей.

В отличие от приказов в новых органах решения принимались коллективно. Наиболее главными («первейши­ми») были Военная, Адмиралтейская (морская) коллегии и коллегия Иностранных дел. Финансами ведали три коллегии: Камер-колле­гия — доходами, Штатс-контор-коллегия — расходами, Ревизион-кол-легия контролировала поступление дохода и правильность расходо­вания учреждениями отпущенных им финансов. Коммерц-коллегия и Мануфактур-коллегия управляли торговлей промышленностью, за исключением горной и военной, которая относилась к ведению Берг-коллегии. Юстиц-коллегия — гражданским судопроизводством. Вотчинная коллегия, созданная несколько позднее (1721), вместо По­местного приказа ведала земельными вопросами (рассматривала зе­мельные сделки, решала земельные споры и др.).

Духовная коллегия являлась органом церковного управления. В 1708-1709 гг. радикально было реорганизовано местное управ­ление. В допетровское время уезды, отдельные города и слободы, а зачастую и волости подчинялись непосредственно центру, не было четкого административно-территориального деления. Уезды сильно различались по размерам территории и величиной населения. Все это требовало нового подхода к совершенствованию организации мест­ного управления. В 1708 г. вся территория страны была разделена на восемь губер­ний (позднее на 11).

В две из них (Петербургскую и Азовскую), нахо­дящиеся на границах страны, были назначены генерал-губернаторы, а в остальные губернаторы из числа видных государственных деяте­лей, ближайших сподвижников Петра (Ментиков, Апраксин, Стреш­нев и др.) — Губернаторы обладали всей полнотой административной и судебной власти и являлись главнокомандующими войск, находя­щихся на территории подведомственных им губерний. Генерал-губер­наторы и губернаторы подчинялись царю, Сенату и всем коллегиям, распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу. Губернаторы имели помощников, ведавшими отраслями управления (военной, финансовой, юстиции).

В каждой губернии были созданы губернские канцелярии. Смысл реформы состоял в том, чтобы пере­нести центр тяжести в управлении на места. Оперативно управлять огромной территорией при существующих средствах сообщения из центра становилось уже невозможным, необходима была разумная децентрализация власти. Назначая губернаторами крупных государственных деятелей Петр рассчитывал, что они могут самостоятельно решать многие вопросы на местах. Однако время показало, что многие из назначенных Пе­тром губернаторов и их помощников были одновременно президен­тами коллегий и сенаторами (Ментиков, Апраскин) и практически не могли постоянно находиться в подведомственных им губерниях, а их вице-губернаторы не имели достаточных полномочий для решения многих вопро сов.

Создавшееся положение указывало на необходимость дальнейше­го совершенствования местного управления. В 1719 г. проводится вто­рой этап реформы. Губернии делятся на 45 (позднее на 50) провинций. В пограничные провинции назначались губернаторы, а во внутрен­ние — воеводы. Основной единицей местного управления становится провинция. Губернатор осуществлял общий надзор за управлением своей губернии. В каждой провинции создается аппарат управления, который помимо губернатора подчиняется также соответствующей коллегии в центре. Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с во­еводой и уездной канцелярией. Предпринималась попытка заменить уездную администрацию выборным земским комиссаром из местных дворян или отставных офицеров.

Подчинялся комиссар провинциаль­ной канцелярии и был ответственен за сбор подушной подати, поим­ку беглых крестьян, контролировал ход выполнения казенных повин­ностей. С 1713 г. в помощь губернатору местное уездное дворянство вы­бирало 8-12 ландратов (советников), а после введения подушной по­дати были образованы полковые дистрикты. Расположенные в них воинские части наблюдали за выполнением населением решений вышестоящих решений и в случае надобности пресекали антиправи­тельственные выступления. Таким образом, была создана трехзвенная система: губерния, про­винция, уезд. Города имели свое городское управление: губернские -магистраты, уездные — ратуши, подчинявшиеся в центре Главному магистрату.

Становление абсолютизма. С середины XVII в. сословно-пред-ставительная монархия в Русском государстве начинает постепенно трансформироваться в абсолютную монархию. Абсолютизм (абсо­лютная монархия), форма государственного управления, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. Окончательное оформление абсолютизма и его идеологическое обоснование приходится уже на начало XVIII в., когда Петр I в Ар­тикуле воинском отмечал, что «его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу давать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко хри­стианский государь, по своей воле и благомышлению управлять». В 1722 г. В Уставе о наследии престола было установлено право мо­нарха назначать себе приемника, что отменяло последнее еще сохра­нявшееся ограничение его власти. С этого времени власть монарха становится неограниченной, в полной мере утверждается абсолют­ная монархия.

Наследниками Петра были: старший сын (от брака с Евдокией Лопухиной) Алексей Петрович (1690 г.р.) — казнен в 1718 г и Петр Петрович (от брака с Екатериной Алексеевной) — скончался в мла­денчестве в 1719 г. Петр I умер 28 января 1725 года после тяжелой болезни, не успев назначить приемника, что послужило почвой для неоднократных дворцовых переворотов в XVIII веке.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 8126
Источник: https://studopedia.ru/10_157992_reformi-petra-v-oblasti-kulturi-i-bita.html

Причины реформы культуры и предпосылки культурных преобразований Петра I


  • Петр I стремился сломать сложившиеся русские традиции для установления европейских ценностей.
  • Великое посольство Петра I в Европу позволило ему ознакомиться с европейскими порядками и проникнуться зарубежной культурой.
  • С юных лет царь всячески противился устоявшимся нормам русского общества, считая их варварскими и устаревшими.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 403
Источник: https://xn--1-itb3afj.xn--p1acf/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B/%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5/

Российская империя в 1725-1762 гг. Причины дворцовых переворотов.

Петр умер 28 января 1725 года, не оставив после себя сыновей. Дочери были рождены до оформления брака с Екатериной. Реальными претендентами на престол после смерти императора оказались его жена Екатерина и внук Петр – сын казненного царевича Алексея. При дворе обнаружились 2 группировки знати. Одну из них сост. высшие сановники, выдвинувшиеся при Петре I. Среди них важнейшую роль играл безродный князь А.Д. Меньшиков. Их кандидатом на престол была Екатерина. Другую группировку предст. родовитые аристократы во главе с князем Д.М. Голицыным, выдвинувшие кандидатуру Петра II. Пока сенат и высшие сановники обсуждали, кому передать трон, Преображенский и Семеновский полки открыто стали на сторону Екатерины I (1725-1727).

Фактическим правителем страны стал Меньшиков. Для лучшего упр-я гос-вом был создан Верховный тайный совет – высший гос. Орган, огранич. власть сената. В него вошли А.Д. Меньшиков, Г.И. Головкин, П.А. Толстой, А.И. Остерман, Д.М. Голицин и Карл Фридрих. Незадолго до смерти Екатерина I завещала престол Петру II (1727-1730). Он занял трон при регентстве верховного тайного совета. Но вскоре А.Д. Меньшиков, был арестован, лишен имения и наград и сослан в Сибирь. Верховный совет теперь состоял из: 4 князя Долгоруких, 2 Голицыных, а также мастер интриги Остерман. Но на 15 году жизни Петр II умирает в день своей коронации и свадьбы. Династия Романовых пресеклась по мужской линии. После долгих консультаций верховники останов. на старшей линии династии, связ. с братом Петра I – Иваном V.

Они решили возвести на престол курляндскую герцогиню Анну Иоановну. Не имея полит. связей с дворянством императрица должна была стать послушным орудием в руках верховников и написали ей специальные условия – кондиции, на основании кот. она д.б. управлять страной. Но уже через 2 недели после приезда в Москву Анна разорвала кондиции на глазах у верховников и заявила о “восприятии ею самодержавства”. Верховный совет был заменен Кабинетом из 3 министров во главе с Остерманом. В 37 лет Анна Иоанновна (1730-1740) заняла русский престол. Она не отличалась ни умом, ни образованностью. Она фактич. передала управление гос-вом своему фавориту Бирону.

Время правления Анны Иоанновны получило название “бироновщины”, ставшего олицетворением засилья иноземцев в управлении страной. Анна Иоанновна решила, что ее наследником будет сын ее племянницы Анны Леопольдовны. регентшей при царственном ребенке была провозглашена его мать. Ведущую роль при ней стал играть небезызвестный и непотопляемый Остерман. Дальнейшее пребывание у власти временщиков грозило довести страну до развала и вредило интересам русского дворянства. Свои надежды оно связывало с дочерью Петра I – Елизаветой. В 1741 г. произошел очередной переворот.

С помощью гренадерской роты Преображенского полка на престол взошла Елизавета Петровна (1741-1761), декларировавшая возвращение к политике Петра I. Она любила наряды, балы, фейерверки и прочее фуфло и мало чем отличалась от своих предшественников.После смерти ЕП в 1761 г. 33-летний внук Петра I – Петр Ш (1761-1762) стал императором России. Вздорный, неуравновешенный Петр Ш не любил русский народ, зато боготворил Фридриха II. Его отличало обилие принятых гос.

Актов за 6 месяцев правления, грубость к семье, пьянка, дурачество и отсутствие программы действий.Приговор двора, гвардии и духовенства был единодушен: Петр III не похож на настоящего государя и 28 июня 1762 г. гвардия совершила переворот в пользу жены Петра III  Екатерины II. Екатерина II Великая (1762-1796). Время ее правления называют “екатерининской эпохой”. Такая характеристика во многом объясняется успехами России на мировой арене и решением ряда внутриполитических задач при Екатерине и ее соратниках. Екатерина I 1725 — 1727, Петр II — 1727 — 1730, Анна Иоановна — 1730-1740, Иван Антонович 1740-1741, Елизавета Петровна – 1741-1761, Петр 3 1761-1762.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 3924
Источник: https://studopedia.ru/10_157992_reformi-petra-v-oblasti-kulturi-i-bita.html

Культурные реформы Петра I

Все петровские преобразования были взаимосвязаны. Ведь, довольно часто, одна реформа была необходима для поддержания другой. Так как русский государь Петр Первый проводил всесторонние изменения, то их подготовка и введение в жизнь требовали квалифицированных кадров. Это и стало одной из причин в открытия в стране различных учебных заведений. А для осуществления этой цели нужны были новые учебники и знания.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 438
Источник: https://fox-calculator.ru/petr-1/reformyi-petra-i-v-sfere-kulturyi/

Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II , ее сущность, результаты

Просвещенный абсолютизм (ПА). Под ПА некоторые понимают политику, использующую соц. демагогию и лозунги просветителей, преследовала цель сохранения старых порядков. Другие говорили, что ПА способствует буржуазному развитию, одновременно отвечая интересам дворянства. Политика ПА в России, проводимая Екатериной II, так же как и в ряде других стран, заключалась в использовании положений просветительской идеологии для укрепления феодального строя в условиях его начавшегося разложения. С 1763 г. Е II начала постоянную переписку с Вольтером и его единомышленниками, обсуждая с ними гос. дела.

“Наказ” Екатерины II и деятельность уложенной комиссии. Преследуя цель установить «тишину и спокойствие» в стране, укрепить свое положение на престоле, Е II созвала в 1767 г. в Москве специальную Комиссию для составления нового свода законов Российской империи взамен устаревшего «Соборного уложения» 1649 г. в работе Уложенной комиссии участвовали 572 депутата, представлявших дворянство, гос. учреждения, крестьян и казачество. Крепостные не участвовали. Депутаты по предложению Е II представили в комиссию примерно 1600 наказов с мест, «дабы лучше узнать было нужды и чувствительные недостатки народа».

В качестве руководящего документа Комиссии Екатерина II подготовила «Наказ» – теоретическое обоснование политики ПА. Почти три четверти «Наказа» составляли цитаты из сочинений просветителей. Эти цитаты были тщательно отобраны, и «Наказ» представлял собой произведение, в котором доказывалась необходимость сильной самодержавной власти в России и сословного устройства русского общества. Работа Комиссии продолжалась более года и под предлогом войны с Турцией была распущена в 1768 году на неопределенное время, так и не составив нового уложения.


Дата добавления: 2015-05-27; 15400; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:


Блок: 4/4 | Кол-во символов: 2011
Источник: https://studopedia.ru/10_157992_reformi-petra-v-oblasti-kulturi-i-bita.html

Кол-во блоков: 8 | Общее кол-во символов: 17805
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://xn--1-itb3afj.xn--p1acf/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B/%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5/: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 3306 (19%)
  2. https://fox-calculator.ru/petr-1/reformyi-petra-i-v-sfere-kulturyi/: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 438 (2%)
  3. https://studopedia.ru/10_157992_reformi-petra-v-oblasti-kulturi-i-bita.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 14061 (79%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий