Возврат правобережной Украины в русское государство.
Возникающие в ходе активного поиска национальной идентичности Украиной проблемы требуют беспристрастного подхода к долговременному и многотрудному объединению России и Украины. Освещение присоединения к России правобережной Украины, имеет целью показать процесс в развитии реальной исторической ситуации второй половины XVII и конца XVIII веков и ее значимость для всестороннего развития региона.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/13427-prisoedinenie-pravoberezhnoy-ukrainy-k-rossii.html
Содержание
Правобережье Украины, порождение Руины
Продолжившаяся после Переяславской рады освободительная война народа Украины за освобождение от польского гнета, называемая историками «Руина», втянула в свою орбиту наряду с Польшей и Россией, еще и Швецию с Турцией. Разгоревшиеся кровопролитные битвы между участниками конфликта привели к формированию правобережной Украины в составе Речи Посполитой. Более чем столетие Украина делилась по Днепру.
В 1667 году, территории запорожского войска, расположенные вдоль правого берега Днепра, согласно перемирию, заключенному в деревне Андрусово были оставлены за Речью Посполитой. Они были официально названы в документах – «правобережная Украина». В 1672 году правобережную Украину поделили на три части:
1. Турецкая Подолия (по реке Буг и левый берег Днестра).
2. Юг Киевщины под властью гетмана П. Дорошенко.
3. Брацлавщина и прилегающие территории оставались под польским гнетом.
В 1683 году Турцию вытеснили из Подолии, а в 1698-1699 годах, решениями Карловицкого конгресса Польша восстановила свою власть в большей части территории Правобережной Украины. В начале XVIII века, Речь Посполитая постепенно утрачивает свой суверенитет, попав под зависимость от Российской империи. В этот период Россия была заинтересована в территориальной целостности Польши и всячески ее поддерживала.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/13427-prisoedinenie-pravoberezhnoy-ukrainy-k-rossii.html
КАК ПРИНИМАЛИ УКРАИНУ
1 (11) октября 1653 г. в Московском Кремле собрался Земский собор, который принял решение о воссоединении Левобережной Украины с Россией. Земские соборы — центральное сословно-представительное учреждение России в середине XVI-XVII вв. В состав Земского собора входили царь, Боярская дума, Освященный собор в полном составе, представители дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество), т.е. кандидаты трех сословий. Регулярность и продолжительность заседаний Земских соборов не были заранее регламентированы и зависели от обстоятельств и важности и содержания обсуждавшихся вопросов. Земский собор 1653 г. был собран для принятия решения о включении Украины в состав Московского государства.
В XVII в. большая часть Украины входила в состав Речи Посполитой — объединенного польско-литовского государства. Официальным языком на территории Украины был польский, государственной религией — католичество. Увеличение феодальных повинностей, религиозные притеснения православных украинцев вызвали недовольство польским господством, которое в середине XVII в. переросло в освободительную войну украинского народа.
Начало войне положило восстание в Запорожской Сечи в январе 1648 г. Во главе восстания стоял Богдан Хмельницкий. Одержав ряд побед над польскими войсками, повстанцы взяли Киев. Заключив перемирие с Польшей, Хмельницкий в начале 1649 г. отправил своего представителя к царю Алексею Михайловичу с просьбой принять Украину под власть России. Отклонив эту просьбу из-за сложного внутреннего положения в стране и неподготовленности к войне с Польшей, правительство в то же время начало оказывать дипломатическую помощь, разрешило ввоз на Украину продовольствия и вооружения. Весной 1649 г. Польша возобновила военные действия против повстанцев, которые продолжались вплоть до 1653 г. В феврале 1651 г. русское правительство с целью оказать давление на Польшу впервые заявило на Земском соборе о готовности принять Украину в свое подданство. После длительного обмена посольствами и письмами между русским правительством и Хмельницким царь Алексей Михайлович в июне 1653 г. объявил о своем согласии на переход Украины в русское подданство.
1 (11) октября 1653 г. Земский собор принял решение о воссоединении Левобережной Украины с Россией.8 (18) января 1654 г. в Переяславле Великом рада единодушно высказалась за вхождение Украины в состав России и вступила в войну с Польшей за Украину. По итогам русско-польской войны 1654-1667 гг. Речь Посполитая признала воссоединение Левобережной Украины с Россией (Андрусовское перемирие). Земский собор 1653 г. стал последним Земским собором, собранным в полном составе.
Президентская библиотека
Источник: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/vossoiedinieniie-ukrainy
Ослабление Польши и ее раздел между соседями
Все поменялось во второй половине XVIII столетия, когда ослабленная Польша стала предметом вожделения Австрии и Пруссии. Пытаясь сохранить хоть какую-то самостоятельность в действиях, Польша намеревалась вступить в союзнические отношения с Турцией. Австрия и Пруссия, пользуясь моментом, продавили в Петербурге согласие на частичный раздел Речи Посполитой.
В 1772 году Австрия отхватила от Польши Галицию, Пруссия присоединила к себе прибалтийскую Польшу, а Россия довольствовалась восточными землями с городами Витебск, Полоцк и Могилев.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/13427-prisoedinenie-pravoberezhnoy-ukrainy-k-rossii.html
ПОД ВЫСОКУЮ ГОСУДАРЕВУ РУКУ
Земский собор по украинскому вопросу состоялся в 1653 г. 1 октября на нем было принято решение о воссоединении Украины с Россией. Но этому акту предшествовала длительная история.
В «Дворцовых разрядах» указано, что 19 марта этого года «государь указал во все городы послать к воеводам и к приказным людем государевы грамоты» с вызовом стольников, стряпчих, дворян московских, жильцов в Москву к 20 мая «со всею службою». Намечалось, что «на тот срок изволит их государь смотреть на Москве на конех». 2 мая это распоряжение было повторено, но помимо него воеводам ряда Замосковных и Украинных городов велено было «выслать изо всякаго города из выбору по два человека дворян, добрых и разумичных людей». Срок прибытия определен тот же — 20 мая. Видно, что готовились два мероприятия: царский смотр лиц, служивших по «московскому списку», и земский собор — оба они были связаны с борьбой за Украину. <…> Очевидно, было не одно, а несколько соборных заседаний. Хронологические пласты, выделенные в белгородском столбце (15 мая-4 июня, 21-24 мая, 25 мая-19 июня), являются ориентирами при датировке этих заседаний. Первоначально правительственный срок явки дворянам в Москву был назначен, как известно, на 20 мая. Между 20 и 25 мая, надо думать, и собрался впервые (далеко не в полном составе) земский собор, как об этом можно сейчас заключить на основании анализа данного источника. Но еще ранее, 15 мая, учитывая возможность дальнейших совещаний, правительство отсрочило дату прибытия в Москву провинциальным служилым людям до 5 июня. Возможно, что тогда состоялось второе совещание. Не исключено, что собор заседал и в третий раз где-то в начале третьей декады июня. <…>
Однако есть источник, позволяющий определить точное время заседания собора в мае. Для суждения о майском соборе 1653 г. и его дате имеет значение документ, открытый А. И. Козаченко, — грамота (не датированная) Алексея Михайловича русским послам, отправленным в апреле в Польшу, — кн. Б. А. Репнину, окольничему Б. М. Хитрово и дьяку Алмазу Иванову. В ней читаем: «…да буди вам ведомо — был собор на седьмой недели в среду майя в (далее не ясно читаемые цифры числа дня. — Л. Ч.) день, и мы, великий государь, со отцем своим и богомольцем Никоном, патриархом московским и всеа Русии, на том соборе многое время разговор чинили и всех людей допрашивали — что принимать ли черкас. И о том всяких чинов и площадных людей все единодушно говорили, чтоб черкас принять. И мы, великий государь, за то, что оне хотят располительными и самохотными сердцы служить, милостивым своим словом похвалили. И они, слышя наши государьския милостивыя слова, наипаче обрадовались, да пос. И мы отложили до вас, как вы с посольства придете…». Из приведенного текста видно, что в мае 1653 г. состоялся земский собор, на котором обсуждался вопрос о приеме Украины в русское подданство. Это уже подтверждает сделанное выше предварительное заключение о соборном заседании в первой половине 20-х чисел мая. Обсуждение было долгое, опросили людей «всех чинов». Приняли во внимание и мнение «площадных людей» (очевидно, не участников собора, а тех, кто был на площади пока шло заседание и как-то выразил свое к нему отношение). В результате было высказано единодушно положительное мнение о присоединении Украины к России. В грамоте выражено удовлетворение его добровольным характером со стороны украинцев, но указано, что окончательное решение вопроса о их присоединении и оформление этого акта отложены до возвращения посольства из Польши в Москву. <…>
Последнее, решающее заседание земского собора в 1653 г., когда было принято постановление о воссоединении Украины с Россией, состоялось 1 октября в Москве в Грановитой палате. До нас дошел акт этого собора. В нем три части: 1) царский указ о созыве собора; 2) доклад от правительства; 3) приговор бояр и думных людей и речи других сословных групп.
В качестве участников собора названы: царь, патриарх Никон, митрополит Крутицкий Селивестр, митрополит сербский Михаил, архимандриты, игумены, «со всем освященным собором», бояре, окольничие, думные дворяне, стольники, стряпчие, дворяне московские, жильцы, дворяне из городов, дети боярские, гости, торговые люди гостинной, суконной сотен, тяглые люди черных сотен и дворцовых слобод, стрельцы (стрелецкие головы). Фигурирует и стереотипная формула: «и всяких чинов люди». Это примерно тот же состав, что назван в «письме» от 25 мая, добавлены только жильцы, стрельцы и более детально сказано о «торговых людях». Заслуживает внимания, что в словах «дворяне и дети боярские выборные из городов» определение «выборные» зачеркнуто. Очевидно, к «выборным» служилым провинциальным людям на последнем этапе земского собора правительство уже не обращалось. Оно имело с ними дело в мае-июне, когда они были вызваны в Москву.
1 октября был праздничный день, и собор носил торжественный характер. Государь явился на него прямо из церкви с крестным ходом. На соборе было «чтено всем вслух» «письмо» (доклад в новой редакции) о «неправдах» польского короля и панов рад и о «челобитной государю в подданство» Богдана Хмельницкого и войска Запорожского.
После «прочтения» правительственного доклада последовало его обсуждение. <…> Сначала в соборном акте приводится мнение бояр, которое расценивается как «приговор» («и выслушав бояре приговорили», «и по тому по всему приговорили»). Затем следуют высказывания других «чинов», перечисленных в начале документа. Здесь говорится уже не о «приговоре», а о «допросе» («допрашиваны ж по чином, порознь»). Очевидно, представители каждого «чина» совещались между собой и затем объявляли свое мнение. Нет высказываний духовенства, хотя оно присутствовало на соборе. Может быть, оно просто подтвердило сказанное на соборе 1651 г.? «Приговор» бояр был такой: «против польского короля война весть», а Богдана Хмельницкого с войском Запорожским «з городами их и з землями принять». И то и другое предложения вытекали непосредственно из правительственного доклада. Совпадает полностью и аргументация: умаление польской стороной государственного достоинства России, преследование православия, угроза перехода православного украинского населения «в подданство» к турецкому султану или к крымскому хану, так как нарушение польским королем присяги делало его подданных «вольными людьми». <…>
В «Дворцовых разрядах» известие о земском соборе 1 октября 1653 г. изложено под определенным углом зрения. Из двух разбиравшихся на нем тесно связанных вопросов — взаимоотношения России с Польшей и обращение Богдана Хмельницкого к русскому правительству о воссоединении Украины с Россией — выбран второй вопрос. Для русского правительства и для сословий Русского государства это было главное. Но прежде всего вопрос о воссоединении Украины с Россией был главным для широких народных масс, и русских и украинских. Они не принимали участия в земских соборах, не выносили решения о вхождении Украины в состав России. Однако объективно данное решение отвечало народным интересам, отвечало потребностям национального развития. Три крупных народных движения середины XVII в. — городские восстания в Москве и Пскове, освободительная борьба на Украине — породили несколько земских соборов. Они были близки по социальному составу. Но их историческое значение различно. Соборы 1648-1650 гг. были заняты укреплением внутренних, классовых основ феодального государства. И хотя при этом были проведены отдельные прогрессивные мероприятия, их основной комплекс был направлен на усиление крепостничества. Освободительная война на Украине и ее последующее воссоединение с Россией не привели и не могли привести к ликвидации феодального строя, и само воссоединение происходило в феодальных формах. Но решение октябрьского земского собора 1653 г. обеспечивало украинскому народу более благоприятный путь исторического развития.
Л.В. Черепнин Земские соборы Русского государства в XVI — XVII вв. М., 1978
Источник: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/vossoiedinieniie-ukrainy
Возвращение правобережной Украины в последующих разделах
Во втором разделе Польши 1793 года Пруссия поживилась коренной польской территорией с городами Познань, Торунь, Гданьск. А Россия включила в состав империи Минск, с прилегающими белорусскими территориями и большую часть Правобережной Украины.
На следующий год поляки взбунтовались, вначале восстание возглавил польский генерал, до того успевший повоевать за независимость США, Тадеуш Костюшко. Польское восстание было подавлено, в том числе и потому, что украинцы Правобережья его не поддержали. Больше того помогали русским войскам в борьбе против повстанцев.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/13427-prisoedinenie-pravoberezhnoy-ukrainy-k-rossii.html
Разделы Польши и воссоединение Руси
В 1767 году польский сейм под влиянием Екатерины II предоставил православным и униатам ряд прав, хотя единственной государственной религией в Польше остался католицизм, а римокатолики, составлявшие меньшинство населения в стране, сохранили за собой большую часть мест в парламенте. Однако эти нововведения всё равно возмутили польскую шляхту, не считавшую православных полноценными людьми. В 1768 году в городке Бар была создана конфедерация, выступившая за восстановление старых порядков. Её участники заявили, что русских, которые «повинуются только страху плети и наказанию», могут победить даже польские холопы, и попытались начать против России войну.
Однако гордых шляхтичей малыми силами молниеносно разгромил бригадир Александр Суворов. Участники конфедерации обратились за помощью к европейским странам, однако присланных в Польшу «европейских волонтёров» Суворов, ставший к тому моменту уже генерал-майором, также разбил наголову. В 1772 году российский полководец заставил капитулировать шляхетско-французский гарнизон Краковского замка, фактически поставив точку в войне.
- Генерал-майор Александр Суворов
- © Wikimedia Commons/Public Domain
Барская конфедерация вызвала реакцию не только со стороны официального Санкт-Петербурга, но и у крестьянско-казацкого населения Правобережья. В мае—июне 1768 года началось восстание, известное как Колиивщина. Народ подняли полковник (по другой версии — сотник) Иван Гонта и запорожский казак Максим Железняк. Введя людей в заблуждение рассказами о якобы имеющихся у них «царских грамотах», они сформировали из крестьян, мещан и казаков подобие армии и устроили резню польского, еврейского и лояльного полякам православного населения в Умани. А затем ворвались на плечах у отступающих конфедератов в турецкую Балту.
Восстание Гонты и Железняка грозило серьёзными международными осложнениями, поэтому на его подавление были брошены российские войска. Вождей движения арестовали, а воинственным добровольцам из числа жителей Правобережья предложили записаться в регулярную российскую армию и служить царице на законных основаниях.
Учитывая тот факт, что активность России в Польше начала беспокоить европейские страны, Екатерина II под сильным давлением Австрии и Пруссии согласилась разделить часть земель Речи Посполитой между соседями. В 1772 году было подписано соглашение, согласно которому России отошла часть Прибалтики и Белоруссии, Пруссии достались районы на западе, а Австрии — на юге Польского государства.
Шляхта на этом не успокоилась, спровоцировав Русско-польскую войну 1792 года, закончившуюся разгромом повстанцев и полным подчинением короля Станислава Понятовского России. В январе 1793 года Россия и Пруссия договорились о втором разделе Речи Посполитой. России отошло Правобережье Днепра и часть Белоруссии, а Пруссии — Данциг, Торн, Великая Польша, Куявия и Мазовия.
- Станислав II Август Понятовский
- © Wikimedia Commons/Public Domain
27 марта 1793 года Екатерина II, подчеркнув, что Правобережье Днепра и ранее было достоянием Руси и что оно заселено православными, издала манифест о присоединении утраченных столетия назад земель к России.
Кандидат исторических наук, старший преподаватель РГУУ Вадим Трухачев в интервью RT рассказал, что манифест Екатерины II не затрагивал земель, на которых жило польское этническое большинство, однако некоторые проблемы с польской шляхтой всё же возникли.
«Местные польские помещики, хоть и получили российское дворянство, стали своеобразной пятой колонной, способствовавшей затем появлению на Украине особого националистического самосознания», — отметил эксперт.
Вадим Трухачёв подчеркнул, что решение Екатерины было политически верным и касалось исключительно земель, которые исторически были частью Древнерусского государства.
Источник: https://russian.rt.com/science/article/497306-ekaterina-ukraina-manifest-prisoedinenie-pravoberezhie-dnepr
Значимость вхождения в состав России правобережной Украины
В 1795 году, после третьего раздела Польши, Россия окончательно установила контроль над большинством территорий, населенных украинцами. Они долгое время страдали от религиозных гонений и жестокого угнетения польскими панами, стремившихся стереть у подвластного им украинского народа русскую идентичность.
Присоединением Правобережной Украины к Российской империи в конце XVIII века был сделан выдающийся шаг к полному воссоединению восточных славян, некогда создававших Киевскую Русь в новом государственном образовании. Тем самым возрождались вековые связи народов, волею судьбы и истории, разорванных на определенный промежуток времени. Это способствовало укреплению политических, военных и экономических позиций России в Европе и мире.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/13427-prisoedinenie-pravoberezhnoy-ukrainy-k-rossii.html
Троянский конь
«Екатерина II воссоединила и интегрировала между собой две части расколотого народа», — подчеркнул в интервью RT Андрей Кошкин.
Однако, по словам эксперта, образование по обе стороны Днепра единого политического пространства способствовало и возникновению так называемых самостийныческих идей.
- Екатерина II
- © Wikimedia Commons
Оказавшаяся на территории Российской империи польская интеллигенция уже в первой половине XIX века развернула среди жителей Украины пропаганду, доказывая им, что они якобы являются отдельным самостоятельным народом. В польской литературе даже сформировалась «украинская романтическая школа», представители которой писали свои произведения на малороссийских диалектах и сравнивали Россию с Англией, а Украину — с Шотландией.
Российские власти долгое время считали происходящее блажью местного дворянства и изначально достаточно вяло реагировали на «украинофильскую» пропаганду. Польские сторонники независимой Украины могли попасть под горячую руку властям разве что за участие в тайных обществах и революционных организациях. А идея тем временем набирала популярность.
После поражения Польского восстания 1863—1864 годов шляхтичи с удвоенной энергией начали распространять «украинофильскую» пропаганду, на которую вскоре обратили внимание и австрийские власти. «Украинская идея» пришлась по вкусу Вене, у которой появилось официальное обоснование экспансионистских планов и инструмент идеологического воздействия на пророссийски настроенное русинское население австро-венгерской Галиции.
Хотя принятое Екатериной II решение о воссоединении русских земель было, по оценкам историков, правильным и своевременным, недальновидность царской администрации в XIX веке превратила Правобережную Украину в троянского коня.
Под влиянием поляков на этих территориях зародился украинский национализм, последствия возникновения которого дают о себе знать по сей день.
Источник: https://russian.rt.com/science/article/497306-ekaterina-ukraina-manifest-prisoedinenie-pravoberezhie-dnepr
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:
- https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/13427-prisoedinenie-pravoberezhnoy-ukrainy-k-rossii.html: использовано 5 блоков из 5, кол-во символов 3778 (15%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D0%B0: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 310 (1%)
- https://istoriarusi.ru/car/prisoedinenie_ukraini_k_rossii.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 722 (3%)
- https://russian.rt.com/science/article/497306-ekaterina-ukraina-manifest-prisoedinenie-pravoberezhie-dnepr: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 9972 (39%)
- https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/vossoiedinieniie-ukrainy: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 10605 (42%)