178,В, н, татищев – «отец русской истории»


Велико и ответственно звание историка. Знаем мы и Геродота, и Плутарха, и Тацита, и Н.М. Карамзина. Но для русской истории нет выше авторитета, нет выше имени, чем преподобный Нестор Летописец (ок. 1056–114) — монах Киево-Печерской Лавры, отец русской истории.

9 ноября отмечается день памяти летописца Нестора. Годы его жизни пришлись на XI столетие. Для него буквально недавно, в 988 году, воды Днепра приняли в себя крестящихся киевлян, ещё живы были свидетели этого чуда. Но уже настигли Русь междоусобицы, нападения внешних врагов. Потомки князя Владимира не смогли или не захотели быть едиными, с каждым десятилетием возрастали междоусобные распри среди князей.

 

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 669
Источник: https://ruvera.ru/articles/marina_voloskova_nazvannyiy_otcom_istorii_drevneiy_rusi

Историограф второй четверти XVIII века

Крупнейшим представителем историографии второй четверти XVIII в. был Василий Никитич Татищев (1686—1750). Он происходил из старинной, но обедневшей дворянской фамилии. Его отец, псковский помещик, стольник Никита Алексеевич Татищев, определил сына в московскую Инженерную и артиллерийскую школу. Будучи родственником царицы Прасковьи (жены Ивана V), Василий Татищев рано попал в окружение царя Петра Алексеевича. В 18 лет он поступил на военную службу: участвовал в Северной войне (1700— 1721), сражался под Нарвой, Полтавой, где получил ранение (1709), в Прутском походе (1711); побывал в Польше и Пруссии; на Аландском конгрессе (1718—1719) выполнял различные дипломатические поручения.

В. Н. Татищев постоянно расширял свои знания, изучал языки (по его словам, он знал польский и немецкий), знакомился с западноевропейской литературой, приобретал книги (надписи на некоторых принадлежащих ему экземплярах указывают на иностранные города) для двух своих библиотек, которые впоследствии представляли ценные для своего времени собрания. В его книжных коллекциях находились труды по военному делу, естественнонаучным знаниям, но более всего по истории, географии, государственному праву и дипломатии; встречались также раритеты и архивные материалы — источники его будущей «Истории Российской». Одно из своих книжных собраний — в тысячу томов — Василий Никитич отдал «для пользы заводских школ», что свидетельствует о его внимании к просвещению не только дворянских детей, но и детей рабочих.

В 1719 г. В. Н. Татищев получил от Петра I (по рекомендации Я. В. Брюса) задание составить географическое описание России с соответствующими картами («обстоятельной российской географии с ландкартами»). Выполнение этой задачи было связано с практическими мероприятиями по межеванию земель («землемерие»), и Татищев представил царю специальный проект, касающийся производства межевания.

Для составления географического описания России потребовались конкретные сведения, и он занялся изучением истории. Ученый отмечал, что именно к этому времени относятся его подготовительные работы по разработке русской истории.

В 1720 г. Татищева отправили в Сибирь для управления горными заводами, и поручение Петра I осталось «без действа». Выполняя свои обязанности, он одновременно знакомился с географией, этнографией, историей этого края, составлял записки, касающиеся водных путей сообщения в Сибири, организации Ирбитской ярмарки и т.п. Здесь Татищев приобрел некоторые летописи, важные в историческом отношении, список «весьма древнего письма на пергаменте», ценный тем, что содержал сведения, которые в других летописях «ни одном не написаны». К поискам книг была подключена даже местная администрация: «рукописьменные книги и тетради, и письма» следовало «отсылать в Тобольск в губернскую канцелярию». В частности, Татищев получил от заводского комиссара Т. Бурцева «книгу в четверть по-русски написанную о Муроме городе и о других вопросах, в коже серой, букварь новой печати Санкт-Петербурхе, тетратку нешитую о учении Сипоту…».

По его инициативе в 1721 г. создаются казенные школы для рабочих при Кунгурском и Уктусском заводах, позднее — горнозаводские школы в Екатеринбурге, Соликамске, Каменске. Василий Никитич составил методическое руководство («Инструкция о преподавании в школах при Уральских заводах») для учителей заводских школ. Обучение в школах дополнялось практическими занятиями па заводах. В. Н. Татищев был сторонником сочетания теории и практики в процессе обучения: «Не только присматриваться, но и руками по возможности применяться, и о искусстве ремесла — в чем оное состоит — уведомиться и рассуждать».

С 1724 по 1726 г. Василий Никитич находился в Швеции «для призыву мастеров, потребных к горным и минеральным делам», изучал горное и монетное дело, наблюдал за русскими людьми, обучавшимися на местных металлургических заводах. Это время он активно использовал для расширения своих знаний в области истории и географии: общался со шведскими учеными (известными ему еще но Сибири Ф. Страленбергом и Г. Бреннером, где они были в плену, а также с Г. Ю. Биорнером), занимавшимися русско-шведскими отношениями, знакомился с местными древностями, работая в библиотеках и архивах.

По возвращении в Петербург Татищев поступил на службу в Московскую монетную контору, учрежденную для оперативного руководства монетными дворами. В 1730 г. Татищев активно участвовал в политической борьбе, развернувшейся в связи с воцарением Анны Иоанновны. Он выступил против «верховников» (членов высшего правительственного учреждения России — Верховного тайного совета, которые стремились обеспечить через этот орган власти господство в государстве нескольких аристократических фамилий), защищая интересы широких кругов шляхетства (дворянства). В политическом проекте «Произвольное и согласное рассуждение и мнение собравшегося шляхетства русского о правлении государственном», составленном Татищевым, исторически обосновывалась необходимость самодержавия в России и предлагались формы участия дворянства в государственном управлении.

Создание литературного произведения «Разговор двух приятелей о пользе науки и училищ» относится к 1733 г. В этой работе ученый изложил основы своего философского и политического мировоззрения. Тогда же, по-видимому, написана и «Духовная» Татищева, в виде наставления сыну, где также отражены его общественно-политические взгляды.

Через год Татищева назначили главным начальником всех горных заводов в Перми и Сибири, а затем перевели в Оренбургский край в качестве начальника Оренбургской экспедиции. Удаление из столицы, а затем и устранение от заведования горным делом, вероятно, было вызвано недовольством его деятельностью со стороны Бирона и ставленника последнего — Шемберга, возглавлявшего горнозаводское управление в России.

В 1734 г. Татищев разослал местным властям в города Сибири и Казанской губернии вопросник (касающийся сведений по географии, этнографии и истории) из 92 пунктов, рассчитывая таким образом собрать материал для составления «Общего географического описания всея Сибири». Через два года были написаны первые главы этого труда. Позднее он разработал и представил в Академию наук «Предложение о сочинении истории и географии Российской». «Предложение» содержало 198 вопросов но истории, географии и этно- графин России (в том числе о народах Поволжья, Приуралья, Сибири), ответы на которые предполагалось получить через губернскую администрацию. Одновременно ученый работал над комментариями к найденным им текстам Русской Правды, Судебника 1550 г. (с дополнительными к нему указами) и «Историей Российской».

В 1739 г. Татищев привез первоначальный вариант «Истории Российской» в Петер6ург и показал ее ряду лиц. Ревнители старины усмотрели в пронизывающей текст рационалистической структуре посягательство на основы православия, в чиновных академических кругах автора пренебрежительно упрекали в недостатке эрудиции. Издание труда Татищева отложили. Вероятно, это было связано и с враждебным отношением к нему иностранцев, пользовавшихся влиянием в Академии.

Вскоре против Татищева возбудили судебное дело но обвинению в служебных злоупотреблениях. Возможно, для этого и были основания, главной же причиной преследования ученого некоторые исследователи называют его близкие отношения с кабинет-министром А. II. Волынским, возглавлявшим круг дворян, недовольных антинациональной политикой Бирона и его приспешников.

Несмотря на трудные условия, в которых находился в это время Татищев, он не оставлял своих научных занятий. В подготовленном в 1739—1740 гг. труде «Руссиа или, как ныне зовут, России» ученый рассмотрел вопросы как исторической, так и современной ему физической, экономической и политической географии. В начале 1740 г. он представил в Академию наук подготовленные им к печати «Древние законы» (Русскую Правду и Судебник 1550 г. с дополнительными указами).

С падением Бирона общественное положение Татищева улучшилось. В периоде 1741 по 1745 г. он занимал должность астраханского губернатора. Затем вновь попал в опалу и последние годы жизни провел в имении Болдино (ныне Солнечногорский район Московской обл.), продолжая трудиться над «Историей Российской».

Государственный деятель, последователь дела Петра 1, ученый-энциклопедист В. Н. Татищев проявлял интерес к различным областям знаний. Он одновременно писал и об изменении монетной системы, и об усмирении киргизов в Оренбургской губернии, и об Иоакимовской летописи.

Мировоззрение историка формировалось и развивалось па модной в то время идее естественного права немецкого ученого С. Пуффендорфа. Можно сказать, что Татищев был сознательным и последовательным утилитаристом — всегда стремился извлечь из любого занятия практическую пользу. Высшая цель, или «истинное благополучие», считал он, достигается при «разумном самолюбии»: «нужно человеку прилежать, чтоб ум над волей властвовал», а для того чтобы доставить преобладание уму, надо развить его природные силы наукой. Следовательно, главная наука — это познание самого себя, что является условием «высшего добра». Из этого условия развивается затем целая система «нужных» для человека наук: «телесные» (медицина, экономия), «политические» (законоучение), «душевные» (логика, богословие), «щегольские» (стихотворство, музыка), «любопытные» (астрономия, хиромантия), «вредные» («некромантия»).

Таким образом, мировоззрение Татищева находилось в полной гармонии с практическими задачами времени и с трезвым, прозаическим складом его натуры.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 9558
Источник: https://studme.org/59606/istoriya/tatischev_otets_russkoy_istorii

Ученый монах Нестор


Кем же был преподобный Нестор? Предание говорит, что, будучи семнадцатилетним отроком, он пришёл в обитель к святому старцу Феодосию Печерскому (ок. 1008–3 мая 1074 г.), где принял иноческий сан. Несомненно, что в монастырь Нестор пришел уже достаточно грамотным и даже, по уровню того времени, образованным юношей. К тому времени в Киеве было немало учителей, у которых  и мог учиться Нестор.

В то время, по словам преподобного Нестора

чернецы, как светила, сияли в Руси. Одни были крепкими наставниками, другие тверды были на бдении или на коленопреклоненной молитве; иные постились через день и через два дня, другие вкушали только хлеб с водой; иные варёное зелье, другие — только сырое.

 

Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними, и изъявляли покорность и послушание; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых. Если какой-либо брат впадал в какое-либо прегрешение, утешали его и по великой любви делили епитимью на двух и на трёх. Такова была любовь взаимная, при строгом воздержании.

И дни монаха Нестора были неотличимы от дней других черноризцев. Только его послушание отличалось: он по благословению настоятеля Феодосия Печерского писал историю Руси. В своих литературных трудах летописец называет себя «грешным», «окаянным», «недостойным рабом Божиим». В этих оценках себя проявляется смирение, богобоязненность: человек, достигший таких высот смирения, видит в своей душе мельчайшие прегрешения. Чтобы представить духовный уровень святых, достаточно вникнуть в такое изречение: «Святые принимали за грех тень мысли о грехе», даже малейший помысел, а часто даже и оплакивали свои добродетели как грехи.

 

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 1712
Источник: https://ruvera.ru/articles/marina_voloskova_nazvannyiy_otcom_istorii_drevneiy_rusi

Первые литературные труды Нестора Летописца

Первым по времени был труд Нестора «Житие святых князей Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Романа и Давыда». В нём присутствуют высокая молитвенность, точность описания, нравоучительность. Нестор говорит о сотворении человека, падении его и восстании его по милости Божией. В словах летописца просматривается тяжкая печаль о том, что вера христианская медленно распространяется на Руси. Нестор пишет:

Между тем как повсюду умножались христиане и идольские жертвенники были упраздняемы, страна Русская оставалась в прежней прелести идольской, потому что не слышала ни от кого слова о Господе нашем Исусе Христе; не приходили к нам апостолы и никто не проповедовал слова Божия.

Второй, и не менее интересный и значимый труд летописца — «Житие преподобного Феодосия Печерского». Нестор совсем молодым послушником видел святого Феодосия, затем, долгие годы спустя, участвовал в обретении мощей преподобного, и вот составил его жизнеописание. Оно написано просто и вдохновенно.

Цель моя, — пишет Нестор, — чтобы будущие после нас черноризцы, читая житие святого и увидев доблести его, прославляли Бога, прославили и угодника Божия и укрепились на подвиг, особенно тем, что в стране Русской явился такой муж и угодник Божий.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 1269
Источник: https://ruvera.ru/articles/marina_voloskova_nazvannyiy_otcom_istorii_drevneiy_rusi

Несторова летопись «Повесть временных лет»

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112–1113 годам «Повести временных лет». Необычайно широкий круг источников, осмысленных с единой, церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода. «Повесть временных лет» дошла до нас в составе более поздних сводов:

  1. Лаврентьевской летописи (1377 г.)
  2. Первой Новгородской летописи (XIV в.) и
  3. Ипатьевской летописи (XV в.).

Предполагается, что Нестор использовал материал Древнейшего свода (IX в.), Свода Никона (70-е гг. XI в.) и Начального свода (1093–1095). В тексте очевидны переклички с византийской хроникой Георгия Амартолы. Достоверность и полнота писаний преподобного Нестора такова, что до сего дня к ним прибегают историки как к самому важному и достоверному источнику сведений о Древней Руси.

«Повесть временных лет» — великое создание отца русской истории.

Не врéменных, а временны́х лет, охвативших не какой-то малый период, а огромные годы русской жизни, целую эпоху. Полностью она называется так: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Руская земля стала есть».

История осмысливается Нестором строго с православной точки зрения. Он рассказывает о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, показывает великое счастье Крещения Руси, плоды просвещения её. Равноапостольный Владимир — главный герой «Повести временных лет» Нестора. Летописец сравнивает его с Иоанном Крестителем. Подвиги и жизнь князя изображены подробно и с любовью. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.

 

Летопись Нестора «Повесть временных лет» нельзя назвать чистой историей, церковной или гражданской хроникой. Это еще и история русского народа, русской нации, размышление об истоках русского сознания, русского восприятия мира, о судьбе и мироощущении человека того времени. Это было не простое перечисление ярких событий или привычное европейское жизнеописание, но глубокое размышление о месте в мире нового молодого народа — русского. Откуда мы? Чем прекрасны? Чем отличаемся мы от других народов? — вот вопросы, которые стояли перед Нестором.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 2292
Источник: https://ruvera.ru/articles/marina_voloskova_nazvannyiy_otcom_istorii_drevneiy_rusi

«Повесть временных лет». Исследования

Первым исследователем «Повести временных лет» стал российский историк и географ В. Н. Татищев. Немало интересного о летописи удалось выяснить археографу П. М. Строеву. Он высказал новый взгляд на «Повесть временных лет», как на свод нескольких более ранних летописей, и такими сводами стал считать все дошедшие до нас летописи.

Известный русский филолог и историк конца XIX–XX вв. А. А. Шахматов выдвинул версию, что каждый из летописных сводов — это историческое произведение со своей собственной политической позицией, продиктованной местом и временем создания. Историю летописи он связал с историей всей страны. Результаты его исследований изложены в работах «Разыскания о древнейших русских летописных сводах» (1908 год) и «Повесть временных лет» (1916 год). По версии Шахматова, первую редакцию «Повести временных лет» Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110–1112 годах. Вторая редакция была написана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116 г. В 1118 г. была составлена третья редакция «Повести временных лет» по поручению, или даже политическому заказу, новгородского князя Мстислава I Владимировича.

 

Советский исследователь Д. С. Лихачев предполагал, что в 30–40-е годы XI века по распоряжению Ярослава Мудрого была произведена запись устных народных исторических преданий о распространении христианства. Этот цикл послужил будущей основой летописи.

Александр Сергеевич Пушкин, создавая своего летописца Пимена в драме «Борис Годунов» (1824–1825 гг., опубликована в 1831 г.), брал за основу черты характера летописца Нестора, стремящегося к правде, даже если она кому-то и не нравится, ничуть «не украшает пишущего».

Преподобный Нестор пережил пожар и разорение Киево-Печерской Лавры в 1196 году. Последние его труды пронизаны мыслью о единении Руси, о сплочении её верой христианской. Летописец завещал печерским инокам продолжать дело всей своей жизни. Его преемники в летописании: преподобный Сильвестр, игумен Выдубицкого Киевского монастыря; игумен Моисей, продливший летопись до 1200 года; игумен Лаврентий — автор знаменитого Лаврентьевского летописного свода 1377 года. Все они ссылаются на преподобного Нестора: для них он высочайший учитель — и как писатель, и как молитвенник.

Как установили современные ученые, преподобный Нестор скончался в возрасте 65 лет. Ныне мощи преподобного Нестора пребывают нетленными в Ближних пещерах (Антониевых) Киево-Печерской Лавры. В начале XXI века «Общество любителей истории при Киевском университете» оковало серебром раку преподобного.

___________________________________________

Вниманию всех любителей русской истории

Лицевой летописный свод. Читать онлайн

___________________________________________

Русская летописная история — это монументальный памятник древнерусского книжного искусства, по масштабности и широте охвата исторических событий, а также по форме представления материала не имеющий аналогов в мире. В коллекции собраны погодные (по годам) летописи, повести, сказания, жития русской летописной истории на протяжении четырёх с половиной столетий (XII–XVI века).

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 3112
Источник: https://ruvera.ru/articles/marina_voloskova_nazvannyiy_otcom_istorii_drevneiy_rusi
Кол-во блоков: 7 | Общее кол-во символов: 24702
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://studme.org/59606/istoriya/tatischev_otets_russkoy_istorii: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 9558 (39%)
  2. http://www.russdom.ru/oldsayte/2006/200604i/20060411.shtml: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 6090 (25%)
  3. https://ruvera.ru/articles/marina_voloskova_nazvannyiy_otcom_istorii_drevneiy_rusi: использовано 5 блоков из 5, кол-во символов 9054 (37%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий