182,Василий: I (1272-1276)

В Википедии есть статьи о других людях с именем Василий.

Запрос «Василий Ярославич» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Васи́лий Яросла́вич (1236/1241—1276) — князь костромской, великий князь владимирский (1272—1276). Младший сын Ярослава Всеволодовича, великого князя киевского и владимирского.

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 313
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%87_(%D0%BA%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D1%8C_%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9)

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ ЯРОСЛАВИЧ (1272- 1276 гг.)

Василий Ярославич, младший брат Ярослава, наследовал престол великого князя. Прибыв из Костромы, он сразу же отправил послов в Новгород, чтобы подчинить его себе, но туда же прибыл сын Александра Невского — Дмитрий Александрович. Дмитрий Александрович надеялся на свои ратные заслуги, проявленные им в походах с отцом, а еще больше на его славу, а Василий Ярославич, его дядя, — на поддержку Орды. Новгородцы избрали своим князем Дмитрия Александровича, но вскоре передумали и встали на сторону великого князя. Дмитрий Александрович не противился их воле и дружелюбно расстался с ними. Таким образом Василий Ярославич был объявлен правителем Новгорода. Пока великий князь выяснял отношения с Дмитрием Александровичем из-за Новгорода, тверчане опустошили берега Волги, города Бежецк и Волок-Ламский. Два года правления Василия Ярославича прошли относительно спокойно. В 1275 г. Татаро-монголы решили идти на Литву. Помня обиды литовцев, которые опустошили русские земли вплоть до Чернигова, к татаро-монголам присоединились русские князья Глеб Ростиславич Смоленский и Роман Михайлович Брянский. Однако из-за внутренних распрей князей войска татаро-монгол и русских не пошли в глубь территории Литвы, опустошив лишь ее окраины. Но Татаро-монголы решили не возвращаться домой без добычи и разграбили русские селения. В 1276 г. великий князь возвращался из Орды. Доехав до Костромы, Василий Ярославич занемог и вскоре, к горести русского народа, чтившего в нем государя умного и добродушного, на сороковом году жизни умер. В правление Василия Ярославича (в 1276 г.) татары произвели вторую перепись населения на Руси. Цель та же — сбор налогов.


Блок: 2/2 | Кол-во символов: 1690
Источник: http://www.kolpashewo.ru/page784

Символы Нации

Венчание Василия Ярославича в Костроме в 1263 г., миниатюра Лицевого летописного свода, XVI в.

Фактическая столица Руси в Костроме

После смерти Великого Князя Ярослава Ярославича Тверского ярлык на великое княжение Владимирское был получен его младшим братом Василием Ярославичем, князем Костромским. Обстоятельства получения ярлыка неизвестны, но вероятно, что это как всегда не обошлось без богатых даров ордынскому хану. Подобно своему старшему брату, Василий Ярославич стал править Русью не из Владимира, а из столицы своего собственного удела — Костромы. Перенос столицы, по всей видимости, весьма способствовал развитию и росту города в этот период.

Некоторые источники относят к периоду великого княжения Василия Костромского основание знаменитого Ипатьевского монастыря в Костроме (1275 г.). В «Сказании о явлении и чудесах от иконы Богоматери Федоровской» рассказывается, что на мысу, где позднее возник Ипатьевский монастырь, в 1272 г. князь Василий Ярославич с наскоро собранной дружиной встретил и разгромил отряд татарских баскаков, возвращавшихся из Ярославля. Победе способствовала чудотворная Федоровская икона Богоматери, явление которой князю Василию Ярославичу совершилось ранее, между 1256 и 1262 годами. В память о победе на месте битвы был поставлен высокий дубовый столб, на котором установлена копия Фёдоровской иконы (в начале XVIII века вместо столба была построена каменная часовня), а близлежащее озеро стало именоваться Святым. Вероятно, став Великим Князем, Василий Ярославич основал вблизи этого места Ипатьевский монастырь — богомольный князь любил строить церкви и заботился об укреплении своей столицы, да и место было подходящее.

В летописях Ипатьевский монастырь впервые упоминается под 1432 г. Согласно другой версии, монастырь был основан около 1330 года крещёным татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых и Сабуровых (Чет, в крещении Захарий, бежал из Золотой Орды к Ивану Калите). Впоследствии монастырь стал одним из богатейших и самых учёных на Руси, здесь была написана Ипатьевская летопись, здесь Михаил Фёдорович Романов получил весть о своём избрании на царство Земским собором 1613 г.

Феодоровская икона Божией Матери

Похоронен Василий Костромской (также известный как Василий Квашня или Василий Мизинный, то есть «младший сын») был в Феодоровской церкви, построенной в ходе восстановления Костромы после монгольского нашествия при Ярославе Всеволодовиче (в крещении Феодоре), отце Василия. Скорее всего, этот храм был значительно украшен при жизни Василия Костромского, так как до основания Успенского собора и Ипатьевского монастыря был главным в Костроме. По весьма вероятной версии, именно с этой церковью, с её основателем Ярославом Всеволодовичем и его святым покровителем Феодором Стратилатом связано происхождение Феодоровской иконы. В XVII в. эта икона стала одной из главных святынь дома Романовых, поскольку оказалась связана с призванием Михаила Романова на царство.

Успенский собор Костромского кремля

В бытность Василия Ярославича удельным князем Костромским был заложен и, вероятно, построен Успенский собор Костромского кремля. Закладка храма была осуществлена после явления Феодоровской чудотворной иконы Божией Матери (не ранее 1259 г.), а завершение строительства, по всей видимости, произошло не позднее последнего года княжения Василия в Костроме (1274 г.). Остатки собора XIII в. были обнаружены в Костроме в 2007 г.

Если данная датировка собора верна, то он был первым каменным соборным зданием, выстроенным на Руси после монгольского нашествия, опережая точно датированный Спасо-Преображенский собор в Твери. Также собор был первым каменным зданием Костромы. В XVI веке на месте старого был выстроен новый собор, перестроенный в 1775-1778 гг. в стиле барокко и снесенный при советской власти в 1934 г. С 2015 г. началось возрождение Успенского собора.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 3860
Источник: https://ruxpert.ru/%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B_%28%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%9A%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9,_1272-1276%29

Источники


  • Мир русской истории. Энциклопедический справочник. — М.: Вече, 1999
  • Рыжов К. В. Все монархи мира. Россия. — М.: Вече, 1998. — 640 с. — 16 000 экз. — ISBN 5-7838-0268-9.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 178
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%87_(%D0%BA%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D1%8C_%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9)

Кол-во блоков: 7 | Общее кол-во символов: 6041
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%87_(%D0%BA%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D1%8C_%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9): использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 491 (8%)
  2. http://www.kolpashewo.ru/page784: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 1690 (28%)
  3. https://ruxpert.ru/%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B_%28%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%9A%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9,_1272-1276%29: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 3860 (64%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий