Собор Святого Петра – это известная религиозная достопримечательность в Риме. Базилика привлекает не только верующих людей, но и многих других туристов, желающих убедиться в величии достопримечательности.
Источник: https://turproezdka.ru/dostoprimechatelnosti/sobor-svatogo-petra.html
Содержание
- 1 Константиновская базилика
- 2 Чем на самом деле является собор Св. Петра в Риме?
- 3 Строительство собора
- 4 Постройка Собора святого Петра
- 5 Архитектурные решения
- 6 Что было раньше на месте базилики?
- 7 Архитектура собора
- 8 Площадь Святого Петра (Piazza San Pietro)
- 9 Как попасть в Собор святого Петра
- 10 Кто из великих «руку приложил»?
- 11 Описание
- 12 Часы работы и правила посещения
- 13 Практическая информация
- 14 Интерьер: самые известные шедевры
- 15 Архитектурный стиль базилики Святого Петра в Ватикане
- 16 Собор святого Петра на карте
- 17 Какая христианская церковь больше, чем собор Св. Петра?
- 18 Где находится, адрес, как добраться
- 19 «… чтобы церковь вышла на улицы» или Почему столько шедевров в храме?
- 20 Базилика — двуликий Янус
- 21 Какие христианские реликвии хранятся в соборе?
Константиновская базилика
Точная хронология строительства древней палеохристианской церкви неизвестна, однако согласно приведенных в Liber Pontificalis (Книга Понтификов) сведений, историками установлено, что она была возведена императором Константином во время понтификата Сильвестра Первого (314-335). Работы, предположительно, начались между 319 и 326 гг. на месте старого цирка Нерона. Здесь, помимо всевозможных состязаний, император Нерон с особой жестокостью казнил первых уверовавших в Спасителя христиан.
Некоторые историки предполагают, что именно на этом месте, у подножия Ватиканского холма, в 64 г.н.э. был распят апостол Петр – ученик и последователь Иисуса Христа. Захоронение христианского мученика, отмеченное скромной надгробной плитой, в течение следующих двухсот лет стало местом массового, но тайного паломничества. В IV веке н.э. по указу Константина Великого (первого из императоров, прекратившего всяческие гонения на христиан) здесь была построена базилика, названная именем Святого Петра.
На протяжении двенадцати столетий базилика Константина являлась главным центром паломничества христиан Рима. Лишь в конце XIV века церковь вместе с Ватиканским комплексом зданий стала резиденцией понтификов и была обогащена многими произведениями искусства.
Интерьер Константиновской базилики на фреске Рафаэля «Пожертвование Рима» в зале Константина в Музеях Ватикана
Взошедший на папский престол в марте 1447 года Николай V (Томазо Парентучелли, 1397-1455) решил частично реконструировать Ватиканский дворец и обветшавшую Константиновскую базилику Святого Петра. В 1452г., проконсультировавшись с архитектором Леоне Баттиста Альберти, он поручил Бернардо Росселино разработать проект, который сохранял бы важное древнее наследие. Однако смерть понтифика прервала начавшиеся работы на длительное время.
Возможно Вас заинтересует:
Источник: http://39rim.ru/sobor-svyatogo-petra.html
Это интересно: 1892,Смоленская война — разъясняем со всех сторон
Чем на самом деле является собор Св. Петра в Риме?
Обратите внимание: церковь является папской базиликой (Папале ди Сан-Пьетро), а не собором. Базилика — это почётный титул для храма, который дарует Папа Римский. Папская — значит, что подчиняется только Папе. Но у этого слова есть и другое значение, которое определяет античную или средневековую прямоугольную постройку с двумя продольными рядами колонн внутри (обычно храм).
Собором называют церковь, где находится кафедра или трон (кресло) епископа, на котором он восседает во время богослужения. Кафедральный собор Рима — базилика Арчи Святого Иоанна Латеранского. Последний функционирует как главная церковь для верующих Рима.
Папскую базилику называют собором, видимо, потому что в ней хранится трон Св.Петра.
Источник: https://arhi1.ru/arh-pamyatniki/italiya/sobor-sv-petra-v-rime
Строительство собора
После признания христианства, в 322 году император Константин велел построить базилику на месте распятия святого Петра, фактически она служила мавзолеем святого Петра.
В 1506 году папа Юлий II решил перестроить небольшую базилику в более престижный собор, который в действительности бы исполнял роль главной святыни христиан.
Разработку проекта поручили Донато Браманте, который и стал первым архитектором собора святого Петра в Ватикане. Позже к созданию церкви приложили усилие не один именитый мастер: Рафаэль Санти, Антонио да Сангалло, Микеланджело Буонаротти и Джакомо делла Порта – непосредственно участвовали в возведении этого белоснежного чуда.
Чертёж от Антонио да Сангалло
Кстати говоря, Микеланджело долго отказывался от работы над собором, подкрепляя свои слова тем, что он не архитектор, хотя также Буонаротти не брался за роспись всем известной Сикстинской капеллы. Уже в последствие именно при Микеланджело Буонаротти работа продвинулась больше, чем за время всех предыдущих мастеров вместе взятых: практически с нуля были возведены стены, крыша и начата работа над огромным куполом.
Но каждый из предшествующих великих мастеров вносил свои идеи, которые отразились на конечном варианте чертежей Буаноротти, наиболее сильные изменения происходили в форме собора: изначальная идея была построить собор в виде греческого креста (с равными сторонами), затем латинского (с вытянутой нижней частью), затем опять греческого, но остановились всё-таки на латинском варианте.
Интерьер собора святого Петра создавал величайший зодчий Италии – Лоренцо Бернини.
Окончание строительства было ознаменовано освящением собора Урбаном VIII 18 ноября 1626 года. Тогда же был официально открыт собор и начались службы.
Молящиеся туристы в соборе
Источник: https://italy4trip.ru/sobor-svyatogo-petra
Постройка Собора святого Петра
Автором архитектурного проекта строительства Собора святого Петра нельзя назвать одного человека, так как на протяжении длительного периода времени разработкой и постройкой занимались поочерёдно сразу несколько известных мастеров. Первым начал работу в 1506 году архитектор Донато Браманте, проект которого предусматривал постройку сооружения в форме греческого креста, а после его смерти строительством занялся Рафаэль Санти, вернувший вид латинского креста (то есть, храм отличался одной удлинённой стороной). Затем строительство продолжилось под руководством Бальдассаре Перуцци, а после него свой вклад внёс и Антонио да Сангалло.
Спустя почти 40 лет руководить строительными работами поручили известному живописцу, скульптору и архитектору Микеланджело Буонаротти. Его идея собора, ориентированного на центральный купол стала основополагающей. Укрепив фундамент сооружения, и сделав его более монументальным, великий архитектор разработал многоколонный входной портик и возвёл барабан центрального купола. Проект Микеланджело предусматривал дополнительные четыре малых купола, однако после его смерти архитектором Виньола были реализованы только два, а центральный купол был возведён уже Джакомо делла Порта.
Реконструкции и перестройки Собора святого Петра на этом не закончились, и в начале XVII века по воле Павла V архитектор Карло Мадерна увеличил восточную сторону сооружения за счёт пристройки трехнефной базиликальной части, а с западной стороны возвёл фасад. В результате купол оказался скрытый монументальным фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали (с улицы Via della Conciliazione, которая ведёт на Площадь святого Петра). 18 ноября 1626 года Папа Урбан VIII освятил Собор святого Петра.
Источник: https://tisamsebegid.ru/rim/sobor-svyatogo-petra
Архитектурные решения
Продолжавшееся более века строительство совпало с переходом от идей Возрождения к архитектурному стилю раннего барокко. Поэтому в архитектуре Собора святого Павла можно найти черты обоих этих стилей.
Главный фасад
Близ входа в Собор на пьедесталах стоят скульптуры апостолов – Петра с ключом и Павла с мечом. Монументальный фасад высотой 45 м и шириной 115 увенчан почти 6-метровыми фигурами Иисуса, 11 (кроме Петра) апостолов и Иоанна Предтечи. Собор имеет 5 дверей (порталов), четыре из которых построены сравнительно недавно – в XX в.
Центральный портал назван Филарете по имени создавшего его флорентийского мастера. Эта дверь – единственная, сохранившаяся от старой базилики XV в. На верхних бронзовых панелях двери изображены Христос и Мадонна на троне. В середине – апостолы Пётр и Павел, а в низу – сцены их мученической смерти. Сверху двери – мраморный барельеф с апостолом Петром, получающим ключи. Напротив портала Филарете – знаменитая мозаика «Навичелла», выложенная Джотто в XIII в.
Святой портал используется один год в четверть века. Каменная кладка изнутри разбирается в канун юбилейного Рождества. В конце года эта дверь вновь замуровывается. Портал Смерти предназначен только для выноса тела умершего понтифика. На этой двери изображены соответствующие сюжеты – смерть Иосифа, Гроб Господен, убийство Петра, а также сцены таинства Причащения. Ещё есть портал Добра и Зла и дверь Таинств.
Купол
Высота купола Собора святого Петра достигает 138 м снаружи и 119 м изнутри, а диаметр – 42 м. Купол зиждется на четырёх массивных колоннах. По его фризу выложена мозаичная надпись, цитирующая слова Иисуса из Евангелия от Матфея о Петре, Церкви и ключах от Небесного Царства. На внутренней поверхности изображены авторы 4 Евангелий. Рядом с Марком, Иоанном и Лукой – соответственно лев, орёл и вол. Этих апокалиптических животных, согласно Откровению, увидел Иоанн у престола Бога. Рядом с Евангелистом Матфеем нарисован ангел, водящий его рукой.
При понтифике Клименте VIII купол собора был увенчан крестом. На него поместили свинцовые шкатулки с реликвиями. С балкона купольной башенки открывается запоминающаяся римская панорама.
Источник: http://SnovaDoma.ru/temples/Cathedrals/Saint-Pauls/
Что было раньше на месте базилики?
Святой Петр, один из двенадцати учеников Иисуса, свидетель его воскресения и первый епископ Рима, был замучен в 64 году н. э. и похоронен на этом месте. Могила Св. Петра стала культовой около 160 г. После признания религиозной воли христиан император Константин велел здесь построить базилику. Случилось это примерно в 320 г.
Именно эта могила является центром и сутью всех строений города-государства Ватикана.
Источник: https://arhi1.ru/arh-pamyatniki/italiya/sobor-sv-petra-v-rime
Архитектура собора
Размеры храма
Собор святого Петра поражает своим масштабом: высота – 136 метров, а ширина – 211. Долгое время имела статус самого огромного христианского собора в мире, однако статус был «отобран» 1990 году базиликой в городе Ямусукро, Кот-д’Ивуар, но по вместимости он все равно находится на первом месте среди всех церквей.
Вид на собор и мост Святого Ангела
Гордость собора – алтарь к гробнице Апостола Петра (у алтаря есть отверстие, так что каждый может взглянуть внутрь), но Петр не единственный кто тут погребен: на территории собора похоронены многие люди, причисленные к лику святых.
Алтарь с отверстием к гробнице апостола Петра
Перед входом в храм стоят статуи Святых Павла и Петра. В руке у Петра ключи от “царства небесного”, которые вручил ему сам Господь.
Фото: Статуя апостола Петра с ключом от небес. Статуя Павла находится правее.
Купол базилики
Шедевром архитектурного искусства является купол. Высота – 119 метров, а диаметр имеет 42 метра. Опирается купол на четыре огромных столба.
Внутри собора под куполом расположился шедевр Бернини – балдахин, высотой в 29 метров, на четырех витых колонах. Балдахин – это декоративный навес на столбах. Над каждой из четырех колон возвышаются статуи ангелов. Бронзу для балдахина взяли из Пантеона, демонтировав бронзовые конструкции, поддерживающие портик.
Балдахин – шедевр Бернини
Входы в собор
Храм имеет 5 дверей. Одна из дверей имеет очень интересное назначение. Эти врата – последние с правого бока, и называются они – Святые. Открывается эти врата только в особый “Святой” год. Все остальное время дверь замурована. Разбивается замурованная дверь перед Рождеством через каждые 25 лет. После тройного коленопреклонения и 3 ударов молоточка, врата открываются, и папа с крестом заходит в храм. После окончания Святого года врата бетонируются на 25 лет.
Источник: https://italy4trip.ru/sobor-svyatogo-petra
Площадь Святого Петра (Piazza San Pietro)
Грандиозный кафедральный собор, построенный в 16 веке, требовал соответствующей оправы. Ватикан постановил, что плохо спланированный прямоугольник столичной земли у подножья храма должен был обрести изящную форму. Кроме того, требовалось обустроить дорогу от Апостольского дворца (Palazzi Apostolici) к базилике.
Джан Лоренцо Бернини создал Площадь Святого Петра за 11 лет, начав строительство в 1656 году.
Архитектурный план Бернини имел два крупных элемента: овальную плоскость самой площади, окруженную полумесяцами галерей и трапециевидные аллеи, ведущие к площади и собору.
С высоты птичьего полета площадь, аллея и собор выглядят как ключ, за что и были названы «ключом Святого Петра». Овал площади, покоится в чаше из двух галерей, оснащенных колоннами. Колоннада из 284 дорических колон и 80 столпов из травертина увенчана аттиком, на котором красуются 140 скульптур святых и десяток церковных гербов. В дни больших католических праздников Площадь Святого Петра вмещает порядка 400 тысяч посетителей!
Источник: https://Italy4.me/lazio/vatikan/basilica-di-san-pietro.html
Как попасть в Собор святого Петра
Это можно сделать несколькими видами общественного транспорта:
- на метро линии A до станции Ottaviano;
- на троллейбусе №19 до остановки Piazza Risorgimento;
- автобусами №№ 32, 49, 62, 81, 590, 271 до среды Via della Conciliazione.
Время работы Собора святого Петра – с 8 до 19 часов в высокий сезон и до 18 – в низкий. Смотровая площадка закрывается на 1 час 15 мин. раньше. Вход в Собор бесплатный, а на площадку – нет. За пеший подъём надо заплатить 6 EUR, и 8 EUR – за пользование лифтом. Сэкономить удастся только физически подготовленным людям, которые смогут подняться более чем на 500 ступенек. Туристы должны иметь в виду, что последняя секция всё сужающихся ступенек в обоих случаях преодолевается самостоятельно. Через завершающие подъём совсем узкие ступеньки приходится почти ползти.
Чтобы минимизировать время на очередь, рекомендуется избегать среды (день богослужения и папской аудиенции) и воскресенья. Прийти лучше к открытию или во второй половине дня. Туристы, завершившие осмотр музеев Ватикана, проходят в Собор без очереди. Правда, человеку трудно справиться с такой огромной эмоциональной нагрузкой.
Посещение Собора святого Петра будет максимально познавательным в рамках экскурсии. За двухчасовую экскурсию нужно будет заплатить 80 EUR.
При посещении действует стандартный для религиозных сооружений дресс-код. Должны быть закрыты плечи, руки и ноги, у женщин – волосы. Мужчины, наоборот, должны снять головной убор. Туристы проходят через турникет с металлоискателем.
Возле Собора находится ватиканская почта. Отсюда можно отослать открытку со специальной маркой, подтверждающей отправку с территории Ватикана.
Источник: http://SnovaDoma.ru/temples/Cathedrals/Saint-Pauls/
Кто из великих «руку приложил»?
Активными понтификами были:
- Лев X (1513-1521),
- Климент VII (1523-1534),
- Павел III (1534-1549),
- Сикст V (1585-1590),
- Григорий XIV (1590-1),
- Климент VIII (1592-1605),
- Павел V (1605-1621) и
- Урбан VIII (1623-1644).
Фасад Мадерно. Автор: Jean-Pol GRANDMONT — собственная работа, CC BY-SA 3.0, Ссылка
Среди самых известных архитекторов (Capomaestro), участвующих в его возведении, были
- Донато Браманте (1444-1514),
- Рафаэль (1483-1520),
- Джулиано да Сангалло,
- Бальдессаре Перуцци,
- Антонио да Сангалло Младший,
- Микеланджело (1475-1564),
- Джакомо делла Порта,
- Карло Мадерно (1556- 1629) при содействии Франческо Борромини 1599-1667 и
- Джованни Бернини (1598-1680).
Источник: https://arhi1.ru/arh-pamyatniki/italiya/sobor-sv-petra-v-rime
Описание
Собор Святого Петра отличается впечатляющими параметрами: порядка 211 метров в длину и высотой, с учетом купола — 132 м, общая площадь храма — 23 тысячи м2.
Столь внушительные размеры собора позволяют ему оставить далеко позади своих ближайших конкурентов. Метки с размерами других католических храмов нанесены на пол, чтобы посетители смогли оценить монументальность постройки.
Интересный факт: второй по размеру католический храм – собор святого Павла (St Paul’s Cathedral), находится в Лондоне.
Фасад
Современный фасад собора заканчивал архитектор Карло Модерна в 17 веке. Обшитый травертином барочный фасад имеет солидную ширину — 118 м и высоту — 48 м.
Классические колонны поддерживают аттик, увенчанный 13-ю статуями. Пятиметровая статуя Христа, в окружении Иоанна Крестителя и 11 апостолов украшают лицевую часть Собора Святого Петра. Также фасад храма украшают часы, созданные в 18 веке Джузеппе Валадье (Giuseppe Valadier).
За колоннами портика скрываются пять ворот, ведущих внутрь кафедрального собора: Врата Смерти (Porta della Morte), Врата Добра и Зла (Porta del Bene del Male), Врата Филарета (Porta del Filarete), Врата Таинств (Porta dei Sacramenti), Святые врата (Porta Santa). Наиболее примечательные из них — Врата Смерти, созданные в середине 20-го столетия, скульптором Джакомо Манцу (Giacomo Manzu). Именно через эти створки Ватикан отправляет в последний путь своих понтификов.
Центральный портал собора украшен двумя конными статуями: Карла Великого, выполненной в 18 в. Августино Корначчини (Agostino Cornacchini) и императора Константина, работы Бернини (1670 г.). Еще одна жемчужина экстерьера храма — фреска «Навичиелла» (Navicella degli Apostoli), кисти Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone), выполненная еще в 13-ом столетии.
Интерьер
Собор Святого Петра обладает внушительным внутренним пространством, которое разделено между тремя нефами. Арочные своды высотой 23 м и шириной около 13 м отделяют центральный неф от боковых. Галерея 90 м в длину и площадью порядка 2500 м2 начинается у входа в храм и упирается в алтарь. В последней арке центрального нефа расположена чудодейственная статуя Святого Петра, отлитая из бронзы, к которой устремляются тысячи паломников.
Ватикан в лице кафедрального собора приобрел хранилище ценнейших произведений искусства, от пола до кончика купола. Мраморные полы храма частично сохранили элементы прежней базилики, реконструированной в 13 столетии.
Привлекает внимание диск из красного египетского порфира, на котором преклонял свое колено Карл Великий, во время своей коронации в 800 году, а также большинство правителей Европы до 15 века.
Множество элементов внутреннего декора были созданы при участии Джан Лоренцо Бернини, потратившего на украшение собора 50 лет своей творческой жизни. Одной из значительных его работ является статуя римского центуриона Лонгина. По преданию сотник, страдающий очень плохим зрением, пронзил распятого Христа, чтобы убедиться в смерти сына Божьего. Кровь Христа попала на глаза Лонгину и он сразу прозрел. Через некоторое время Лонгин обратился в христианство, активно проповедовал, а ныне почитается одним из главных христианских святых.
Собор Святого Петра в качестве одной из реликвий хранит наконечник копья римского центуриона.
Над алтарем храма раскинулся еще один шедевр Бернини — обширный балдахин (кеворий), опирающийся на четыре фигурных столпа. Балдахин был создан при Урбане VIII, множество декоративных элементов воспевают аристократический род понтифика. Баснословная стоимость работ мастера была покрыта из казны семейства Барберри, а вот бронза и прочие стройматериалы были без зазрения совести взяты в Пантеоне (греч. πάνθειον).
И по сей день в Риме ходит поговорка: «Что не сделали варвары, сделали Бернини с Барберини».
Над балдахином возвышается кафедра, посвященная Святому Петру, также созданная Бернини.
Если прогуляться по центральному нефу собора, то в нишах можно полюбоваться статуями святых: Терезы, Елены-Софии Барат, Святого Винченцо де Паоли, Иоанна, Святого Филиппа Нери, Святого Иоанна-Баттиста де Ла Сале, Святого Иоанна Боско.
Правый неф
Пьета
В правом нефе храма расположена скульптурная группа «Пьета» (Оплакивание Христа) авторства молодого Микеланджело (1499 год).
Чтобы уберечь произведение искусства от пагубного влияния температурных колебаний, пыли, влажности, а также нерадивых посетителей, статуя накрыта прочным стеклянным колпаком. В 1972 году религиозный фанатик нанес серьезные повреждения шедевру молотком!
Памятник понтифику Льву XII
По соседству с Пьетой располагается памятник понтифику Льву XII работы Джузеппе де Фабриса (19 в) и монумент Кристине, принцессе Шведской выполненный Карлом Фонтаной в 17 веке.
Капелла Святого Себастьяна
В капелле Святого Себастьяна (Cappella di San Sebastiano) можно полюбоваться мозаикой, выполненной Пьером Паоло Кристофари (Pier Paolo Cristofari), по эскизам самого Доменикино (Domenichino). Свод часовни украшает мозаика Пьетро да Кортоны (Pietro da Cortona).
Усыпальница маркграфини Матильды Каносской
Уникальный памятник — усыпальница маркграфини Матильды Каносской, выполненный Бернини. Аристократка являлась первой женщиной, погребенной в храме.
Часовня Святого Причастия
Часовня Святого Причастия (Cappella del Santissimo Sacramento) украшена декоративной решеткой, созданной по наброскам Франческо Борромини (Francesco Borromini). Внутри часовни — работа по бронзе Карло Модерно, зодчество Борромини.
Левый неф
Гробница Александра VII (лат. Alexander VII)
Последняя значительная работа Бернини украшает гробницу Александра VII из семейства Киджи (Chigi). Ансамбль, выполненный из цветного мрамора и бронзы, изображает молящегося понтифика, окруженного аллегорическими статуями Милосердия, Истины, Справедливости и Благоразумия. Перед Александром VII находится скелет, завернувшийся в красную мантию – символ смерти.
В руке скелета находятся песочные часы — метафора окончания земной жизни понтифика.
Барочный ансамбль наполнен театральной драматичностью и полон тайного смысла. Так, одна из добродетелей изображена стоящей на земном шаре. Отнюдь не случаен тот факт, что каменная стопа закрывает собой Англию. К 17 веку раскол между католической и англиканской церковью достиг своего апогея. Британские монархи из рода Стюартов отреклись от короны ради того, чтобы сохранить верность католической вере. Вся эта противоречивая ситуация была художественно обыграна Бернини в камне. Гробница Стюартов сейчас находится внутри собора слева от входа.
Часовня Крещения
В левом нефе располагается часовня Крещения (Cappella del Battesimo), спроектированная Карлом Фонтаной и украшенная мозаиками Бачиччо (Baciccio). Рядом находится усыпальница Марии-Клементины Собески (Maria Clementina Sobieski), украшенная скульптором Пьетро Браччи (Pietro Bracci) в 18 веке. Соседствует с ней мемориал Стюартам, авторства Атонио Канова (Antonio Canova, 19 в). Интересна работа флорентийского зодчего 15 столетия Антонио Поллайло (Antonio Pollaiolo) — гробница понтифика Иннокентия VIII.
Центр
Центральное пространство собора, ограничено четырьмя столпами, поддерживающими купол. Эта часть храма была реализована в соответствии с задумками Микеланджело. В самом сердце церкви можно увидеть множество мозаичных картин, выполненных по эскизам Доменикино.
Особый трепет вызывает мемориал Пию VII, выполненный в 19 столетии не католическим творцом — Бертелем Торвальдсеном (Bertel Thorvaldsen). Собор Святого Петра имеет Григорианскую капеллу (Gregoriana Cappella), которая напоминает о том, кто дал человечеству григорианский календарь. Многочисленные гробницы понтификов и богато украшенные капеллы производят неизгладимое впечатление на прихожан.
Купол
Купол Собора Святого Петра представляет собой грандиозное произведение искусства. Максимальная высота — 133,3 м от уровня земли, высота внутри базилики — 117,57 м, внутренний диаметр — 41,5 м, общий вес — 14 тысяч тонн! Изображение купола уже несколько веков является эмблемой кафедрального собора и одним из распространенных символов Ватикана.
Микеланджело, создавший архитектурный план купола в своей работе вдохновлялся Пантеоном и Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) во Флоренции.
Высокий барабан купола призван обеспечить устойчивость массивной постройке. В нем выделяются 16 окон, разделенных колоннами, и ровно 16 ребер жесткости. Изнутри устойчивость конструкции придают 4-е мощные столба.
В соборе хранятся макеты и эскизы купола, предполагаемого к постройке: Микеланджело, Сангалло и Браманте. Все они имели в основе более округлую форму, стремящуюся к параметрам идеального шара. Однако же строительство свода было поручено Джакомо дела Порта, который реализовал несколько иную модель. Изменения были внесены для того, чтобы обеспечить большую надежность и устойчивость куполу, особенно с учетом того факта, что конструкция вышла на 7 метров выше изначально запланированной.
Несмотря на все ухищрения архитекторов и строителей, уже в 18 веке купол стал разрушаться под собственным весом и воздействием ветров. Четыре прочных цепи стянули свод, чтобы придать ему дополнительную жесткость. Изнутри купол украшен мозаичными картинами Джованни де Веки (Giovanni De Vecchi).
Свод Микеланджело реализован согласно эскизам мастера: сфера, уходящая ввысь, украшенная кессонным декором.
Могила Святого Петра
В 1939 году по распоряжению Бенито Муссолини (Benito Mussolini) под полами собора проводились обширные археологические исследования – был обнаружен древний некрополь, одно из захоронений которого имело особый статус. Удалось выяснить, что в 1-2 веках н.э. одна из могил была особенно почитаема.
Тщательное изучение церковных хроник и повторные раскопки позволили с большой долей вероятности предположить, что в земле под Собором Святого Петра покоится могила апостола. О чем в 1968 году торжественно объявил Павел VI.
Источник: https://Italy4.me/lazio/vatikan/basilica-di-san-pietro.html
Часы работы и правила посещения
В летний период – с апреля по сентябрь включительно, базилика открыта ежедневно с 07:00 до 19:00. С октября по март – с 07:00 до 18:00. Каждую среду, во время проведения понтификом общей аудиенции на площади, собор в утренние часы закрыт.
- Запрещено проносить с собой крупногабаритные сумки и рюкзаки, режуще-колющие предметы, взрывоопасные и легковоспламеняющиеся жидкости. На входе производится досмотр.
- При посещении рекомендуется не облачаться в вызывающие неприятие у окружающих фривольные одежды. В частности, чтобы не нарушать церковные каноны и не оскорблять чувств верующих, женщинам следует прикрывать обнаженные плечи шалью или любой другой одеждой.
- Фотографирование в храме не запрещено, однако при этом не следует пользоваться фотовспышкой.
Купол
Посещение обзорной площадки купола собора пешком (551 ступенька!) возможно ежедневно с 08:00 до 18:00 в период с апреля по октябрь, и с 08:00 до 16:45 с октября по март. Стоимость билета составляет 8 евро.
Подняться на купол можно, также, на лифте, который доставит до обзорной площадки открытой террасы. Стоимость услуги – 10 евро.
Гроты Ватикана
Ватиканские гроты открыты каждый день с 07:00 до 18:00 с апреля по сентябрь, и с 07:00 до 17:00 с октября по март. Доступ осуществляется из трансепта базилики.
Некрополь
Посещение некрополя и места захоронения апостола Петра производится только по предварительному запросу в составе групп. Для этого необходимо связаться с офисом управления раскопками по тел. +39.06 69 88 53 18 или написать по e-mail:
Источник: http://39rim.ru/sobor-svyatogo-petra.html
Практическая информация
- Адрес: Piazza San Pietro
- Время работы: летний период (с 1 апреля по 30 сентября) — с 07:00 до 19:00, зимний период (с 1 октября по 31 марта) — с 07:00 до 18:30.
- Посещение купола: летний период (с 1 апреля по 30 сентября) — с 08:00 до 18:00, зимний (с 1 октября по 31 марта) — с 07:00 до 18:00.
- Стоимость билета: полностью пешее восхождение (551 ступенька) — 8 евро, лифт + пешее восхождение (320 ступеней) — 10 евро, детям до 12 лет — бесплатно.
- Индивидуальные экскурсии: gid.italy4.me
- Посещение могилы Святого Петра и некрополя под собором: допустимо после предварительного бронирования мест по почте: scavi@fsp.va или по телефону: +39 06 69873017. Стоимость индивидуального билета – 13 евро. Время работы: пн-пт: с 09:00 до 18:00, сб — 09:00 до 17:00.
- Официальный сайт Ватикана: www.vatican.va
Для посещения собора, купола и археологических раскопок потребуется соблюдение дресс-кода: длинные юбки и брюки, покрытые плечи, головные уборы, удобная обувь.
Источник: https://Italy4.me/lazio/vatikan/basilica-di-san-pietro.html
Интерьер: самые известные шедевры
Собор Св. Петра в Риме можно назвать хранилищем ценнейших произведений искусства от пола до креста на куполе. Паломников, входящих в базилику, контролируют церковные чиновники и Швейцарские гвардейцы. Внутри базилика имеет форму латинского креста. Удлинённый неф обрамлен широкими проходами, дающими доступ к нескольким часовням. В их числе капеллы:
- Преподобной Девы,
- Клементины,
- Мадонны Колонны,
- Григорианская,
- Пьеты (Оплакивание Христа) и
- несколько других алтарей.
Кроме того, в центре базилики находится Часовня Исповеди.
Интерьер Святого Петра содержит ряд бесценных сокровищ в мраморе и бронзе величайших скульпторов эпохи Возрождения.
Одно из них — Пьета (1500г) Микеланджело.
С итальянского Pietà – сострадание, скорбь, жалость, сочувствие. Больше узнать об этой Мадонне можно на Дзен канале Архитектура в статьях
Скульптура Микеланджело: это надо знать,
Пьета Микеланджело: новое об известном и
Уничтожение Пьеты.
Скульптуры в стиле барокко, такие как балдахин (киворий) или церемониальный навес над главным алтарем, и кафедра (трон) Святого Петра (Cathedra Petri), спроектированные Бернини. Зодчий поместил его в золочёную бронзовую композицию.
Неоклассические скульптуры (например, мраморная статуя папы Пия VI), созданные величайшими мастерами Европы, такими как итальянский гений Антонио Канова (1757-1822).
Он также содержит многочисленные папские гробницы, украшенные
- мраморными статуями и рельефами (могила Папы Льва XI (1634-44) Алессандро Альгарди (1598-1654)),
- а также мозаикой и драгоценными металлами.
Источник: https://arhi1.ru/arh-pamyatniki/italiya/sobor-sv-petra-v-rime
Архитектурный стиль базилики Святого Петра в Ватикане
Длительный и прерывистый ход его строительства иллюстрирует меняющийся курс искусства высокого Ренессанса:
- переход от строгой античности к более свободным эклектическим тенденциям маньеризма и,
- в конечном счете, к барокко.
Артистизм и архитектурное величие папской базилики должны подтверждать статус Ватикана как духовного дома христианства.
Источник: https://arhi1.ru/arh-pamyatniki/italiya/sobor-sv-petra-v-rime
Собор святого Петра на карте
Города Европы на Putidorogi-nn.ru:
Замосць |
Милан |
Рим |
Флоренция |
Амальфи |
Ассизи |
Альберобелло |
Барселона |
Жирона |
Берлин |
Мюнхен |
Париж |
Афины |
Лондон |
Торунь |
Венеция |
Таллин |
Обидуш |
Прага |
Будапешт |
Источник: https://putidorogi-nn.ru/100-chudes-sveta/161-sobor-svyatogo-petra
Какая христианская церковь больше, чем собор Св. Петра?
Построенный из травертинового камня, здание имеет
- высоту 138 м,
- 223 метра в длину и
- 152 метра в ширину,
- с внутренней длиной примерно 211 метров.
- Площадь — 2,3 гектара, где помещаются 60 000 человек.
Это была самая большая христианская церковь в мире до 1989 года. Теперь таковой считается церковь в столице западно-африканского государства Кот д’Ивуар — Ямусукро.
Источник: https://arhi1.ru/arh-pamyatniki/italiya/sobor-sv-petra-v-rime
Где находится, адрес, как добраться
Собор в Ватикане отличается удобным местоположением, поэтому его можно посетить без каких-либо проблем с выбором оптимального маршрута. Туристы иногда бронируют номера в близлежащих отелях, понимая, что из окон может открываться замечательный вид на религиозную достопримечательность.
Также можно воспользоваться общественным транспортом:
- метро линия А;
- автобусы №60 и 64, 32, 49, 62, 81, 590, 271;
- троллейбус №19.
Перед входом в собор всегда очередь. По этой причине желательно запланировать больше времени для того, чтобы попасть в храм и внимательно изучить особенности интерьера, оценить местные сокровища. Если планируется изначальное посещение музеев Ватикана, можно в собор попасть без ожидания.
Планируя посещение лучшего собора в Италии, желательно запланировать предстоящую туристическую поездку с учетом личных пожеланий относительно ознакомления местной достопримечательности. Собор, посвященный святому Петру, является важной религиозной и культурной достопримечательностью, поэтому привлекает многих путешественников.
*Цены актуальны на 2018 год.
Источник: https://turproezdka.ru/dostoprimechatelnosti/sobor-svatogo-petra.html
«… чтобы церковь вышла на улицы» или Почему столько шедевров в храме?
Начиная с девятого века христианская церковь неразрывно связана с
- изобразительным искусством архитектуры,
- скульптурой (рельефами и статуями),
- живописью (алтарными панелями, монументальными произведениями).
Она стала крупнейшим заказчиком и покровителем искусств в Европе. Чтобы понять, почему мировой центр Римской Церкви в лице базилики Святого Петра в Ватикане так щедро наделён множеством шедевров, вспомните вот о чём.
Чтобы вдохновлять религиозные общины христианским посланием церковью было создано
- декоративное искусство (витражи в готических соборах),
- искусство гобеленов,
- огромный ассортимент настенной росписи (Сикстинская капелла),
- мозаичное искусство и
- богатство иконописи.
Фактически, с середины XVI века скульпторы и художники получили подробные инструкции, как представлять особенности новозаветной истории. Притом, что читать библию имели право только священники. А для безграмотных и невежественных рисовали картинки.
Источник: https://arhi1.ru/arh-pamyatniki/italiya/sobor-sv-petra-v-rime
Базилика — двуликий Янус
Главный храм католицизма имеет два лица:
- одно — символ могущества и величия церкви;
- другое — раскол, потеря авторитета и силы.
Для оплаты стоимости базилики и ее содержания требовалась фантастическая сумма — 46 миллионов дукатов. Сколько это в сегодняшних рублях и евро узнайте на Дзен канале Архитектура. Огромная и агрессивная компания по сбору средств вызвала протест в Европе. Она-то и стала важным фактором в инициировании Реформации и рождении Протестантизма. Как Вы думаете, ирония судьбы или закономерное явление? Напишите своё мнение в , пожалуйста.
Источник: https://arhi1.ru/arh-pamyatniki/italiya/sobor-sv-petra-v-rime
Какие христианские реликвии хранятся в соборе?
В базилике хранятся, но не демонстрируются публике, частица Распятия Христа и Плат Вероники, а также мощи Св. Лонгинуса (легионера, пронзившего копьём тело Иисуса), и Св. Андрея (брата Св. Петра).
В нишах, установленных в четырех опорах купола, находится ряд статуй, связанных со святыми мощами базилики. К ним относятся:
- Св. Елена, держащая Истинный Крест (Андреа Болги);
- Св. Лонгинус с копьем, пронзившим рёбра Иисуса на кресте (Бернини, 1639);
- Св. Вероника, на платке которой проявился лик Иисуса (Франческо Мочи) и
- Св. Андрея с Андреевским крестом (Франсуа Дюкенуа).
Источник: https://arhi1.ru/arh-pamyatniki/italiya/sobor-sv-petra-v-rime
Количество использованных доноров: 8
Информация по каждому донору:
- https://italy4trip.ru/sobor-svyatogo-petra: использовано 2 блоков из 8, кол-во символов 3659 (10%)
- http://SnovaDoma.ru/temples/Cathedrals/Saint-Pauls/: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 3912 (11%)
- https://arhi1.ru/arh-pamyatniki/italiya/sobor-sv-petra-v-rime: использовано 9 блоков из 14, кол-во символов 6401 (18%)
- https://Italy4.me/lazio/vatikan/basilica-di-san-pietro.html: использовано 4 блоков из 8, кол-во символов 11768 (33%)
- http://39rim.ru/sobor-svyatogo-petra.html: использовано 2 блоков из 6, кол-во символов 3397 (10%)
- https://turproezdka.ru/dostoprimechatelnosti/sobor-svatogo-petra.html: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 2263 (6%)
- https://putidorogi-nn.ru/100-chudes-sveta/161-sobor-svyatogo-petra: использовано 1 блоков из 6, кол-во символов 358 (1%)
- https://tisamsebegid.ru/rim/sobor-svyatogo-petra: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 3784 (11%)