1933,Социально-экономическая и общественно-политическая трансформация России в 90е гг — основательный взгляд на вопрос

Завершение в стране перестроечных процессов обозначили не только серьезные экономические проблемы, но центробежные тенденции во всех республиках Советского Союза. На выборах в республиканские Верховные Советы победу одерживают национальные силы с демонстрацией желания полной независимости.

В 1990 г. начинается корректировка законодательства с учетом сложившихся реалий. Принимаются законы, которые затрагивают важнейшие сферы жизни общества, такие как о собственности, программа перехода к рынку, отмена статьи о роли партии и идеологии.

В девяностые годы Россия вступила на фоне политического кризиса власти. Весной 1991 г. на референдуме большинство граждан СССР проголосовали за сохранения союзного государства и учреждение института президентства в РСФСР. На основании данных результатов были внесены поправки в Конституцию республики и 12 июня состоялись выборы, на которых победил Б. Ельцин.

В августе 1991 г. в стране после дискуссий о формах нового союзного договора, была осуществлена попытка силового решения вопроса. В момент нахождения М. Горбачева на отдыхе в Крыму, на основе партийных указов 18 августа был образован Государственный комитет (ГКЧП), объявивший в столице чрезвычайное положение. Через три дня после противостояния ГКЧП и демократических сил, власть вновь передается действующему президенту СССР. Следующим шагом было принятия 23 августа нормативного акта о приостановке деятельности КПСС в стране.

В конце 1991 г. заключением Беловежских соглашений началось правовое оформление распада СССР (8 декабря). В Алма-Ате были подписаны принципы нового союзного договора (21 декабря). В обсуждении СНГ участвовали все республики бывшего государства, кроме Прибалтики и Грузии. Официально Президент СССР сложил свои полномочия 25 декабря.

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 1760
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16015-socialno-jekonomicheskaja-i-obschestvenno-politicheskaja-transformacija-rossii-v-90e-gg.html

Содержание

1. Начало модернизации. 1991–1993 гг

Современное общество переживает очередной, объективно назревший этап модернизации, которая включает в себя изменения в экономической, политической, социальной, культурной сферах, а также в области общественного сознания и психологии масс. Проходящая в стране трансформация приобрела длительный характер, поэтому состояние современного общества характеризуется как переходное (сочетающее в себе элементы старой системы – государственного социализма и новой рыночной модели экономики, демократии и авторитаризма).

События, связанные с распадом СССР и началом нового этапа развития России, получили неоднозначную оценку в обществе.


Новейший этап российской истории определяется как «либерально‑демократическая революция», «революционная трансформация» (или «реформация»), «капиталистическая революция».

Ряд авторов склонны рассматривать этот период отечественной истории как «контрреволюцию», «антимодернизацию», т. е. «Смуту», поразившую страну и закончившуюся полным крахом проводимого курса. Среди основных признаков состояния Смуты указаны: ослабление власти, раскол в умонастроениях (на почвенническое «социал‑демократическое» большинство и западническое «прокапиталистическое» меньшинство), активизация всех деструктивных сил в обществе, высадка в России «западнического десанта», межнациональная вражда, угроза государственной целостности и одновременно патриотический подъем как реакция на историческое унижение, которому подверглась Россия.

Процессы модернизации российского общества развивались в течение длительного времени. Они прерывались периодами застоя и кризисов. После 1991 г. в России начался новый этап экономической модернизации.

1.1. Программа либеральных экономических реформ на 1992–1993 гг. была выдвинута группой радикально настроенных реформаторов во главе с президентом Б. Н. Ельциным. Основным методом была избрана модель «шоковой терапии», которая до того применялась в странах с кризисной ситуацией (например в Польше) и предполагала быстрые, но глубокие преобразования экономики и всего общества в целом, в том числе:

– введение свободного ценообразования (что должно было ликвидировать товарный дефицит);

– либерализацию торговли и затем;

– изменение форм собственности, массовая приватизация жилья и госпредприятий.

Особенностью структурной перестройки российской экономики должно было стать преодоление ее сверхмилитаризации и сокращение доли производства средств производства (в 1992 г. на долю последнего приходилось свыше 80 % промышленной продукции).

Социальное направление реформ заключалось в формировании новых социальных групп, прежде всего относительно широкого слоя собственников.

Главным стратегом экономических реформ, сторонником метода «шоковой терапии» выступил вице‑премьер российского правительства Е. Т. Гайдар.

1.2. Ход реформы. Основные меры правительства.

• Введение свободного ценообразования и либерализация торговли. С 1 января 1992 г. были «отпущены» цены на большинство продуктов. К марту было освобождено 90 % розничных и 80 % оптовых цен. Была упразднена централизованная система распределения ресурсов.

Вслед за реформами в промышленности развернулся процесс реорганизации колхозов и совхозов, на месте которых создавались акционерные общества или производственные кооперативы. Новым стало создание фермерских хозяйств.

• Приватизация государственных предприятий и жилья. С этой целью был создан Государственный комитет по управлению государственным имуществом РСФСР (председатель – А. Б. Чубайс). Гражданам выдавались приватизационные чеки – ваучеры, означавшие право на долю собственности приватизируемых предприятий.

1.3. Итоги первого этапа реформ оказались глубоко противоречивыми.

• Достижения. В России были введены экономические свободы, начал складываться рынок, был ликвидирован товарный дефицит. В ходе приватизации более Vs госпредприятий стали частными. Произошли изменения в структуре занятости: теперь в негосударственной сфере трудились больше половины всех работающих.

• Негативные последствия. Усилился спад производства в промышленности и сельском хозяйстве. Социально‑экономические последствия метода «шоковой терапии» (темпы роста цен в 10 раз превысили темпы увеличения зарплаты) оказались чрезвычайно тяжелыми для рядовых граждан. Произошло резкое снижение уровня жизни населения, сокращение занятости и рост безработицы.

• Оппозиция курсу реформ. Противоречивые итоги проводимого курса вызывали справедливую критику в обществе. Главными оппонентами выступили депутаты Верховного Совета РСФСР во главе с его председателем Р. И. Хасбулатовым. Оппозиция предложила «антикризисную программу»: восстановление государственного регулирования зарплат и цен; государственное кредитование, дотирование сельского хозяйства; индексация сбережений граждан; отказ от форсированной приватизации.

Правительство, чтобы не допустить политического кризиса и смягчить социальные последствия реформ, пошло на некоторые уступки. В результате в несколько раз выросла денежная масса, резко усилилась инфляция. После отставки Е. Т. Гайдара на VII Съезде народных депутатов России главой правительства стал В. С. Черномырдин (декабрь 1992 г.).

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 5210
Источник: http://history.iamruss.ru/article/socialno-ekonomicheskoe-razvitie-rossijskoj-federacii-v-90-e-gg-xx-%E2%80%93-nachale-xxi-v.html

Ïðîáëåìà ôîðìû ïðàâëåíèÿ â Ðîññèè è õàðàêòåðèñòèêà ñèñòåìû âûñøèõ îðãàíîâ âëàñòè. Ýêîíîìè÷åñêèå ðåôîðìû 1990-93 ãîäîâ è èõ ðåçóëüòàòû. Àíàëèç ïðèíöèïîâ è íàïðàâëåíèé âíåøíåé ïîëèòèêè. Âíåøíåýêîíîìè÷åñêèå ñâÿçè è ïðåîäîëåíèå õîçÿéñòâåííîãî êðèçèñà

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

ÌÈÍÈÑÒÅÐÑÒÂÎ ÝÊÎÍÎÌÈ×ÅÑÊÎÃÎ ÐÀÇÂÈÒÈß È

ÒÎÐÃÎÂËÈ ÐÎÑÑÈÉÑÊÎÉ ÔÅÄÅÐÀÖÈÈ

Ïåðìñêèé èíñòèòóò (ôèëèàë) ãîñóäàðñòâåííîãî îáðàçîâàòåëüíîãî ó÷ðåæäåíèÿ âûñøåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ

«Ðîññèéñêèé ãîñóäàðñòâåííûé òîðãîâî-ýêîíîìè÷åñêèé óíèâåðñèòåò»

ÊÎÍÒÐÎËÜÍÀß ÐÀÁÎÒÀ
Ïî Îòå÷åñòâåííîé èñòîðèè íà òåìó:
«Ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêîå è ïîëèòè÷åñêîå ðàçâèòèå ñòðàíû â 90-å ãã. XX â.»
Âûïîëíèëà ñòóäåíòêà 1êóðñà
Ïðîâåðèë: Ñóñëîâ Ì.Ã

Ïåðìü 2005

Ñîäåðæàíèå

Ââåäåíèå

1. Ïðîáëåìà ôîðìû ïðàâëåíèÿ â Ðîññèè. Ðàäèêàëüíûå è ýêîíîìè÷åñêèå ðåôîðìû 1990-93 ãîäîâ

2. Ïîêàçàòåëè ïåðâûõ ðåôîðì íà÷àëà 90 ã.ã. XX âåêà

3. Ïðèíöèïû âíåøíåé ïîëèòèêè. Èòîãè

Çàêëþ÷åíèå

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

Ââåäåíèå

Ñîâðåìåííàÿ Ðîññèÿ. Âåäü ýòî òî âðåìÿ è òà ñòðàíà, â êîòîðîé ìû æèâåì. Ó êàæäîãî ÷åëîâåêà åñòü ñâîÿ òî÷êà çðåíèÿ íà òâîðÿùóþñÿ âîêðóã íåãî èñòîðèþ, è îíà ìîæåò îòëè÷àòüñÿ îò ìîåé. Âîîáùå î÷åíü òðóäíî ïèñàòü î ïîëèòè÷åñêèõ, ýêîíîìè÷åñêèõ è ñîöèàëüíûõ ïðîöåññàõ ïðîõîäÿùèõ â íàñòîÿùåå âðåìÿ, ïîòîìó ÷òî ìû íå çíàåì, à òîëüêî ìîæåì ïðîãíîçèðîâàòü èõ èñòîðè÷åñêóþ çíà÷èìîñòü

«Òðè ïóòè âåäóò ê ïîçíàíèþ:

ïóòü ðàçìûøëåíèÿ — ñàìûé áëàãîðîäíûé,

ïóòü ïîäðàæàíèÿ — ñàìûé ëåãêèé,

ïóòü îïûòà — ñàìûé ãîðüêèé!»

ÊÎÍÔÓÖÈÉ

Íà èñòîðè÷åñêîì îïûòå âèäíî ÷òî Ðîññèÿ ïîõîæå âûáðàëà òðèòèé (âçÿòü ê ïðèìåðó ðåôîðìû Ãîðáà÷åâà), ìîæåò áûòü ïî ýòîìó íà ñåãîäíÿøíèé äåíü Ðîññèÿ, èç 150 ñòðàí ìèðà íàõîäèòüñÿ ìåñòå òàê íà ñîòîì ñ ëèøíåì. Ñëèøêîì ìíîãî îñòàëîñü ïåðåæèòêîâ ñòàðîãî, è ñëèøêîì ìàëî ðåøåíî íàøèì ïðàâèòåëüñòâîì íîâûõ ïðîáëåì.

Ñ êîíöà 1991ã. íà ìåæäóíàðîäíîé ïîëèòè÷åñêîé àðåíå ïîÿâèëîñü íîâîå ãîñóäàðñòâî-Ðîññèÿ, Ðîññèéñêàÿ ôåäåðàöèÿ (ÐÔ). Â å¸ ñîñòàâå íàõîäèëîñü 89 ñóáúåêòîâ Ôåäåðàöèè, âêëþ÷àÿ 21 àâòîíîìíóþ ðåñïóáëèêó. Ðóêîâîäñòâó Ðîññèè ïðåäñòîÿëî ïðîäîëæèòü êóðñ íà äåìîêðàòè÷åñêîå ïðåîáðàçîâàíèå îáùåñòâà è ñîçäàíèå íîâîãî ãîñóäàðñòâà.  ÷èñëå ïåðâîî÷åð¸äíûõ áûëî ïðèíÿòèå ìåð ïî âûõîäó ñòðàíû èç ýêîíîìè÷åñêîãî è ïîëèòè÷åñêîãî êðèçèñà. Íàäëåæàëî ñîçäàòü íîâûå îðãàíû óïðàâëåíèÿ íàðîäíûì õîçÿéñòâîì, ñôîðìóëèðîâàòü ðîññèéñêóþ ãîñóäàðñòâåííîñòü.

 ïîëèòè÷åñêîé ñôåðå âñå òîæå âðîäå íå ê ëó÷øåìó. Åñëè âäóìàòüñÿ â òî ÷òî ãîâîðÿò íàøè “ïîëèòèêè”, òî êàæåòñÿ ÷òî îíè ñàìè íå ïîíèìàþò, ÷òî ïðîèñõîäèò.

Ïðàâÿùàÿ ýëèòà Ðîññèè, âêëþ÷àÿ åå ïðåçèäåíòà, ãîâîðèò è ïèøåò î òîì, ÷òî Ðîññèÿ — âåëèêàÿ äåðæàâà, è î òîì, ÷òî îíà, ò.å. Ðîññèÿ, äîëæíà çàíÿòü «äîñòîéíîå ìåñòî» â ìèðîâîì ñîîáùåñòâå. Íå î÷åíü òîãäà ñòàíîâèòñÿ ïîíÿòíî: åñëè Ðîññèÿ — “âåëèêàÿ äåðæàâà”, òî ýòî óæå ñàìî ïî ñåáå «äîñòîéíîå ìåñòî» â ìèðå. Òîãäà òóò ÷òî-òî íå êëåèòñÿ.

 ñâîåé êîíòðîëüíîé ðàáîòå ÿ áû õîòåëà èçëîæèòü ýòî ñàìîå “ñòàíîâëåíèå è ôîðìèðîâàíèå” Ðîññèè â 90-ûå ãîäû 20-ãî âåêà. ß âûáðàëà ýòó òåìó ïîòîìó, ÷òî — ýòî “íîâåéøàÿ èñòîðèÿ”- ýòî âðåìÿ , â êîòîðîì ìû æèâ¸ì â äàííûé ìîìåíò, è îñîçíà¸ì âñ¸ äî ìåëü÷àéøèõ ïîäðîáíîñòåé ò.ê. ýòî ïðîèñõîäèëî íà íàøèõ ãëàçàõ, òåì áîëåå â íàøå âðåìÿ ãîðàçäî áîëüøå èñòî÷íèêîâ èíôîðìàöèè, òàêèõ êàê ðàäèî, òåëåâèäåíèå, ãàçåòû, æóðíàëû è äð.

1. Ïðîáëåìà ôîðìû ïðàâëåíèÿ â Ðîññèè.Ðàäèêàëüíûå è ýêîíîìè÷åñêèå ðåôîðìû 1990-93 ãîäîâ

Âàæíûì âîïðîñîì äëÿ Ðîññèè íà÷àëà 90-õ áûë, âûáîð ôîðìû ïðàâëåíèÿ: ïðåçèäåíòñêàÿ ðåñïóáëèêà (ñèëüíûé ïðåçèäåíò, ôîðìèðóþùèé ïðàâèòåëüñòâî è èìåþùèé ïðàâî íà ðîñïóñê ïàðëàìåíòà ïðè îïðåäåëåííûõ óñëîâèÿõ) èëè ïàðëàìåíòñêàÿ ðåñïóáëèêà (ñèëüíûé ïàðëàìåíò, íàçíà÷àþùèé ïðàâèòåëüñòâî) èëè ñìåøàííàÿ ôîðìà — ïðåçèäåíòñêî-ïàðëàìåíòñêàÿ ðåñïóáëèêà. Íà ïðîòÿæåíèè 1992 ãîäà øëà áîðüáà ìåæäó çàêîíîäàòåëüíîé è èñïîëíèòåëüíîé âåòâÿìè âëàñòè. Ðàçî÷àðîâàíèå õîäîì ðàäèêàëüíûõ ðåôîðì çíà÷èòåëüíîé ÷àñòè îáùåñòâà, ýêîíîìè÷åñêèå òðóäíîñòè ëèøèëè ðåôîðìàòîðñêèå ñèëû ïîääåðæêè ìíîãèìè ñëîÿìè íàñåëåíèÿ è óñèëèëè áëîê ñòàðîé íîìåíêëàòóðû.  óñëîâèÿõ, êîãäà âëàñòü ïðîäîëæàëà îñòàâàòüñÿ ãëàâíûì èñòî÷íèêîì ñîáñòâåííîñòè, ñòðàòåãèÿ îïïîçèöèè èçìåíèëàñü. Åå ïåðåñòàëà óñòðàèâàòü âîçìîæíîñòü âëèÿòü íà èñïîëíèòåëüíóþ âëàñòü çà ñ÷åò ÷èñëåííîãî ïðåîáëàäàíèÿ â ïàðëàìåíòå. Öåëüþ ñòàíîâèëàñü âëàñòü è âîçìîæíîñòü êîíòðîëèðîâàòü ïðàâèòåëüñòâî. Èìåííî ýòó öåëü îòðàæàë ëîçóíã ìèòèíãîâ «Òðóäîâîé Ðîññèè» è Ôðîíòà íàöèîíàëüíîãî ñïàñåíèÿ — «Âñÿ âëàñòü Ñîâåòàì».  ñâîþ î÷åðåäü, ê âåñíå 1992 ãîäà ñòîðîííèêè æåñòêîé ëèíèè â îêðóæåíèè Ïðåçèäåíòà âçÿëè êóðñ íà ðîñïóñê ïàðëàìåíòà.

 ôåâðàëå 1992 ãîäà Ïðåçèäåíò ïðåäëîæèë çàêîíîäàòåëüíîé âëàñòè ñäåëàòü âûáîð: èëè çàêëþ÷èòü ñ èñïîëíèòåëüíîé âëàñòüþ ñîãëàøåíèå î ïðîäîëæåíèè ðàäèêàëüíûõ ðåôîðì, èëè ïðåäîñòàâèòü âîçìîæíîñòü èçáèðàòåëÿì íà ðåôåðåíäóìå âûáðàòü, êîìó âðó÷èòü âëàñòü: Ïðåçèäåíòó èëè ïàðëàìåíòó.

Íà ïðîòÿæåíèè 1992 ãîäà áîðüáà âîêðóã êîíñòèòóöèîííîãî ñòðîÿ Ðîññèè øëà ñ ïåðåìåííûì óñïåõîì. Âåðõîâíûé Ñîâåò âî ãëàâå ñ Õàñáóëàòîâûì âñå áîëåå àêòèâíî âìåøèâàëñÿ â äåëà èñïîëíèòåëüíîé âëàñòè. Èñïîëíèòåëüíàÿ âëàñòü è â öåíòðå è íà ìåñòàõ áûëà ïðåäñòàâëåíà îðãàíàìè Ñîâåòñêîé âëàñòè.  ñòðàíå ôàêòè÷åñêè âîçíèêëî äâîåâëàñòèå.

12 äåêàáðÿ 1993 ãîäà ñîñòîÿëñÿ ïåðâûå âûáîðû çàêîíîäàòåëüíîé âëàñòè è ðåôåðåíäóì ïî îäîáðåíèþ ïðîåêòà íîâîé êîíñòèòóöèè. Ïðîåêò ïîëó÷èë îäîáðåíèå. Êîíñòèòóöèÿ óñòàíîâèëà ïðèíöèï ðàçäåëåíèÿ âëàñòåé íà 3 ñàìîñòîÿòåëüíûå âåòâè âëàñòè (èñïîëíèòåëüíóþ, çàêîíîäàòåëüíóþ è ñóäåáíóþ). Ãëàâîé ãîñóäàðñòâà ñòàíîâèëñÿ Ïðåçèäåíò, èçáèðàåìûé ïðÿìûì ãîëîñîâàíèåì íà 4 ãîäà, îïðåäåëÿåò îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ âíóòðåííåé è âíåøíåé ïîëèòèêè, ôîðìèðóåò Ïðàâèòåëüñòâî.

 äåêàáðå 1993 ã. ñîñòîÿëèñü âûáîðû â íîâûé îðãàí ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè — Ôåäåðàëüíîå ñîáðàíèå Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, ñîñòîÿùåå èç äâóõ ïàëàò: Ñîâåòà Ôåäåðàöèè è Ãîñóäàðñòâåííîé Äóìû.  êàíóí âûáîðîâ âîçíèêëè íåñêîëüêî ïîëèòè÷åñêèõ áëîêîâ è êîàëèöèé. Øèðîêóþ èçâåñòíîñòü ïðèîáðåëè áëîêè «Âûáîð Ðîññèè» è «ßâëèíñêèé, Áîëäûðåâ, Ëóêèí» («ß-Á-Ë»), Ðîññèéñêîå äâèæåíèå äåìîêðàòè÷åñêèõ ðåôîðì, ïðåäâûáîðíîå îáúåäèíåíèå «Îòå÷åñòâî». Áîëüøèíñòâî îáúåäèíåíèé è ïàðòèé âûñòóïàëè çà ìíîãîîáðàçèå ôîðì ñîáñòâåííîñòè, óñèëåíèå ñîöèàëüíîé çàùèòû íàñåëåíèÿ, çà åäèíñòâî è öåëîñòíîñòü Ðîññèè. Îäíàêî â âîïðîñàõ íàöèîíàëüíî-ãîñóäàðñòâåííîãî ñòðîèòåëüñòâà èõ ïîçèöèè îñíîâàòåëüíî ðàñõîäèëèñü. Áëîê «ß-Á-Ë» îòñòàèâàë èäåþ êîíñòèòóöèîííîé ôåäåðàöèè, ÊÏÐÔ — âîññòàíîâëåíèå íà íîâîé îñíîâå ñîþçíîãî ãîñóäàðñòâà, ËÄÏÐ — âîçðîæäåíèå ðîññèéñêîãî ãîñóäàðñòâà â ðàìêàõ äî 1977 ã.

 ðåçóëüòàòå ïðîâåäåííûõ íà ìíîãîïàðòèéíîé îñíîâå âûáîðîâ â ïàðëàìåíò âîøëè ïðåäñòàâèòåëè 8 ïàðòèé. Íàèáîëüøåå ÷èñëî ìåñò ïîëó÷èëè «Âûáîð Ðîññèè», ËÄÏÐ, Àãðàðíàÿ ïàðòèÿ è ÊÏÐÔ.

Ïåðâûì ïðåäñåäàòåëåì Ñîâåòà Ôåäåðàöèè ñòàë Â.Ô. Øóìåéêî, â ïðîøëîì äèðåêòîð îäíîãî èç êðóïíûõ ïðîìûøëåííûõ ïðåäïðèÿòèé ñòðàíû. Ãîñóäàðñòâåííóþ Äóìó âîçãëàâèë È.Ï. Ðûáêèí. Ñ ïåðâûõ äíåé ðàáîòû Ãîñóäàðñòâåííîé Äóìû â åå ñîñòàâå âîçíèêëè íåñêîëüêî ïàðòèéíûõ ôðàêöèè, íàèáîëåå ìíîãî÷èñëåííîé ñðåäè êîòîðûõ ÿâëÿëàñü ôðàêöèÿ «Âûáîð Ðîññèè» (ïðåäñåäàòåëü Å.Ò. Ãàéäàð).

12 äåêàáðÿ 1993 ã. âñåíàðîäíûì ãîëîñîâàíèåì áûëà ïðèíÿòà Êîíñòèòóöèÿ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè. Ðîññèÿ îáúÿâëÿëàñü äåìîêðàòè÷åñêèì

ôåäåðàòèâíûì ïðàâîâûì ãîñóäàðñòâîì ñ ðåñïóáëèêàíñêîé ôîðìîé ïðàâëåíèÿ. Ãëàâîé ãîñóäàðñòâà ÿâëÿëñÿ èçáèðàåìûé âñåíàðîäíûì ãîëîñîâàíèåì ïðåçèäåíò.  ñîñòàâ ÐÔ âõîäèëè 21 ðåñïóáëèêà è 6 êðàåâ, 1 àâòîíîìíàÿ îáëàñòü è 10 àâòîíîìíûõ îêðóãîâ, 2 ãîðîäà ôåäåðàëüíîãî çíà÷åíèÿ (Ìîñêâà è Ñ.-Ïåòåðáóðã) è 49 îáëàñòåé. Áûëè îïðåäåëåíû ïðèíöèïû ïîñòðîåíèÿ âûñøèõ îðãàíîâ ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè è óïðàâëåíèÿ. Çàêîíîäàòåëüíî çàêðåïëÿëàñü äâóõïàëàòíàÿ ñòðóêòóðà Ôåäåðàëüíîãî ñîáðàíèÿ — ïîñòîÿííî äåéñòâóþùåãî çàêîíîäàòåëüíîãî îðãàíà ÐÔ. Ê âåäåíèþ âûñøèõ îðãàíîâ âëàñòè Ðîññèè áûëè îòíåñåíû: ïðèíÿòèå çàêîíîâ è êîíòðîëü çà èõ âûïîëíåíèåì, óïðàâëåíèå ôåäåðàëüíîé ãîñóäàðñòâåííîé ñîáñòâåííîñòüþ, îñíîâû öåíîâîé ïîëèòèêè, ôåäåðàëüíûé áþäæåò. Èì ïðèíàäëåæàëî ðåøåíèå âîïðîñîâ âíåøíåé ïîëèòèêè è ìåæäóíàðîäíûõ îòíîøåíèé, îáúÿâëåíèå âîéíû è çàêëþ÷åíèå ìèðà, ðóêîâîäñòâî âíåøíåýêîíîìè÷åñêèìè ñâÿçÿìè. Ïîä÷åðêèâàëàñü ñàìîñòîÿòåëüíîñòü îðãàíîâ òðåõ âåòâåé âëàñòè — çàêîíîäàòåëüíîé, èñïîëíèòåëüíîé è ñóäåáíîé. Çàêîíîäàòåëüíî çàêðåïëÿëèñü ïîëèòè÷åñêàÿ ìíîãîïàðòèéíîñòü, ïðàâî ñâîáîäû òðóäà è ïðàâî ÷àñòíîé ñîáñòâåííîñòè. Êîíñòèòóöèÿ ñîçäàâàëà óñëîâèÿ äëÿ äîñòèæåíèÿ â îáùåñòâå ïîëèòè÷åñêîé óñòîé÷èâîñòè.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 8270
Источник: https://revolution.allbest.ru/history/00635052_0.html

Трансформация общества в 90-е годы

Сложившаяся годами система планирования и распределения ресурсов была отвергнута, производственная интеграция нарушилась. В результате отсутствия законов о финансовой дисциплине и обязательствах, стали нормой такие явления как выплата заработной платы товарами и продуктами, бартер и взаимозачет между предприятиями, повсеместная задержка и не индексация пенсий. Произошло закрытие ранее эффективных производств и предприятий машиностроения, текстильной промышленности, пищевых комбинатов.

Сейчас многие экономисты утверждают, что все программы были разработаны авторитетными учеными, и благодаря этим мерам удалось совершить переход к рынку, осуществить приватизацию, расширить сферы предпринимательства, развить фермерство. Их оппоненты высказывают противоположное мнение, что в это время происходило сокращение социальных программ, обесценивание советских сбережений граждан, галопирующая инфляция вызвала снижение доверия к банковской системе. Спортивные объекты превращались в места торговли промышленными товарами. Безработица привела к ненужности специальностей профессиональных училищ. В условиях демографического кризиса закрывались детские дошкольные учреждения. Устоять и сохранить государственную целостность удалось за счет огромного морального и культурного потенциала накопленного в советский период. Достижения и совершенные просчеты в экономике девяностых годов остаются одним из самых спорных вопросов в современной российской истории.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1487
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16015-socialno-jekonomicheskaja-i-obschestvenno-politicheskaja-transformacija-rossii-v-90e-gg.html

2. Экономическое развитие в 1993–1996 гг

2.1. Приватизация. К концу 1993 г. было приватизировано почти % предприятий, что привело к изменению форм собственности (общенародная, государственная, муниципальная, акционерная, иностранная собственность и др.). В России складывался частный, в том числе акционерный, капитал.

Широко распространенным является мнение о том, что в первые годы приватизации реформаторы стремились раздать собственность кому угодно, лишь бы вырвать ее из рук государства. Простые люди не получили от нее никакой выгоды. Доходы от приватизации составляли менее 1 % доходной части бюджета. Другая точка зрения предполагает, что по реальной цене приватизировавашиеся предприятия мог приобрести только иностранный капитал.

Государство действительно лишилось монопольного права на управление экономикой. Приватизация привела к быстрому росту частного сектора экономики, где эффективность управления была выше, но в условиях коррупции и сверхмонополизации при очевидных успехах она имела ряд негативных последствий.

Приватизация была необходима в целях привлечения средств для модернизации предприятий и отраслей производства. Но средства инвестировались в основном в торговлю и финансы (что давало прибыль в кратчайшие сроки) при минимальных вложениях в производство. Расширялся вывоз за рубеж сырья и полученной прибыли.

Важной задачей было образование класса или слоя собственников, которые должны были стать опорой проводимых реформ. Однако при продаже предприятий произошло занижение реальной стоимости основных фондов в 20–30 раз, соответственно снизилась стоимость приватизационных чеков. В результате перераспределения госсобственности значительная ее часть сосредоточилась в руках небольшой (10 %) группы населения страны. Кроме того, на предприятиях, приватизированных в собственность трудовых коллективов, реальным хозяином фактически оставался директор, распоряжавшийся доходами. В стране не оказалось предпосылок для быстрого создания среднего класса.

Выполнение этих задач требовало большего времени.

2.2. Корректировка курса реформ. Продолжая курс на создание рыночной экономики, правительство возобновило с середины 1992 г. фактически безвозвратное кредитование государственных предприятий, прежде всего топливно‑энергетических и оборонных.

• Проблема финансирования реформ и источников инвестиций в экономику. Активизировалась деятельность по привлечению иностранных инвестиций, но к 1996 г. иностранные вложения в российскую экономику составили лишь 5 % общей суммы российских капвложений.

При этом долг развивающихся стран России как преемнице СССР составлял 149 млрд долл. Чтобы ускорить процесс возврата денег, Россия вступила в члены Лондонского и Парижского клубов стран‑кредиторов, однако реальных результатов это не принесло.

Важнейшим источником финансирования социальных программ и дотаций в условиях нестабильности налоговых сборов с 1993 г. стал выпуск государственных краткосрочных облигаций (ГКО), которое государство использовало не как инструмент финансовой политики, а как простой источник прибыли.

2.3. Итоги. Правительству в целом удалось сохранить курс на развитие рыночных реформ. Формировался финансовый рынок, складывалась банковская система, начал действовать принцип конкуренции в экономике. Некоторые акционированные предприятия смогли привлечь средства для технической модернизации. Кроме того, на базе старых советских заводов и фабрик в основном с помощью крупных международных корпораций были созданы новейшие технические линии: известные мировые марки потребительских товаров («Кока‑кола», «Колгейт», «Кэдбери», «Тайд», «Ариэль», «Дирол» и пр.) стали производиться в России. Несколько крупнейших компаний вывели свои ценные бумаги на мировой фондовый рынок.

• Однако в стране в целом не удалось приостановить спад производства в промышленности и сельском хозяйстве. Бюджет наполнялся главным образом за счет средств, полученных от экспорта сырья.

• Социально‑экономическими последствиями проводимых реформ стало дальнейшее падение уровня жизни населения. Впервые власть столкнулась с протестным движением народа, требовавшим регулярных выплат зарплат, пенсий, пособий на детей. Наиболее значительным событием стала Всероссийская акция протеста (март 1997 г.), организованная профсоюзами и оппозицией.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 4311
Источник: http://history.iamruss.ru/article/socialno-ekonomicheskoe-razvitie-rossijskoj-federacii-v-90-e-gg-xx-%E2%80%93-nachale-xxi-v.html

Изменения в культуре, спорте, науке

На политические процессы в стране огромное влияние оказали деятели культуры. Активное участие в избирательных кампаниях приняли режиссеры, актеры, артисты, композиторы, спортсмены.

С целью поддержки президентской программы снимались рекламные ролики, проходили концерты, организовывались агитационные поезда. Увеличивается количество издательств, которые приступают к публикации исторических серий, детективов, детской и учебной литературы.

В прокат выходят фильмы, снятые на коммерческой основе, появляются новые творческие объединения. Создаются кинокартины, поднимающие проблемные вопросы советской истории, такие как «Утомленные солнцем», «Троцкий», «Тридцатого уничтожить», «Серые волки». Комедийный жанр, отражавший современную реальность, был представлен такими картинами, как «Мордашка», «Дети понедельника», «Русский бизнес». С интересом были приняты киноленты о национальных особенностях.

Расширяется сеть телевизионных каналов. После двадцатилетнего запрещения в 1995 г. возобновляются игры команд КВН. Выходят телевизионные версии новогодних концертов. В съемках мюзиклов на основе советских песен приняли участие популярные артисты, такие как В. Пресняков, Л. Лещенко, Н. Фоменко, А. Свиридова, Н. Королева. Юмористические передачи «Куклы», «Осторожно модерн», «Каламбур» прочно занимают свою нишу на телевидении. Новый формат для зрителей был предложен в программах «Поле чудес», «Моя семья», «Угадай мелодию», «Пока все дома». Значительные изменения происходят в театральной жизни. Московские сцены пополняются новыми творческими коллективами, такими как «Театр Луны», «Содружество актеров Таганки».

В спорте объединенная команда бывших союзных республик успешно выступила на Олимпиаде в Барселоне (1992). Последующие достижения российских атлетов создавали новую спортивную историю побед в гимнастике А. Немов, в биатлоне С. Тарасов, в лыжных гонках О. Данилова, Л. Лазутина, в фигурном катании, в танцах на льду И. Кулик, О. Казакова, А. Дмитриев, О. Грищук, Е. Платов.

В девяностые годы негативные тенденции затронули науку и высшее образование. Падение государственных вложений в образование приводит к снижению уровня заработной платы в этой сфере. Престиж профессии преподавателя вуза теряет свою значимость в обществе относительно советского периода. Происходит переориентация высшего образования от технического приоритета и инженерной основы к быстрому удовлетворению гуманитарного спроса. Выпуск научных журналов и образовательных телевизионных программ осуществляется за счет коммерческих средств. Отсутствие должного финансирования и сокращение исследовательских институтов приводят к иммиграции ученых в другие страны. Численность научных работников за десятилетие уменьшается в два раза.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 2757
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16015-socialno-jekonomicheskaja-i-obschestvenno-politicheskaja-transformacija-rossii-v-90e-gg.html

3. Экономический курс в 1997 – начале 1998 г

3.1. Новый состав кабинета правительства В. С. Черномырдина. После мартовских событий 1997 г. Президент отправил в отставку правительство. Премьер сохранил за собой пост, его первыми заместителями были назначены А. Б. Чубайс (одновременно министр финансов) и Б. Е. Немцов (бывший губернатор Нижегородской области).

• Основными направлениями деятельности нового правительства были названы реформирование естественных монополий, пенсионная и коммунальная реформы, реформа правительственного аппарата, борьба с возросшей коррупцией – одной из причин падения авторитета власти.

Было принято решение об отмене неоправданных налоговых и таможенных льгот. Каждая закупка товаров или предоставление услуг по государственному заказу должны были осуществляться через открытые конкурсы.

• Нарастание кризисных явлений в экономике. Однако реальных изменений не произошло ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве. Ухудшение финансового положения заставило сократить в 1997 г. государственные расходы (на 30 % – в оборонной промышленности, угольной отрасли; на 50 % – все остальные траты), в начале 1998 г. – провести деноминацию рубля. Продолжали выпускаться ГКО. Каждый следующий их выпуск, не обеспеченный реальным развитием народного хозяйства, давал возможность произвести выплаты по предыдущим и обеспечивал неоправданно высокую стоимость рубля. Завышенный курс рубля создавал видимость некоторого благополучия, обеспечивал рост импорта потребительских товаров и, соответственно, таможенных доходов. Отечественная продукция при этом оказывалась сопоставимой по ценам с импортом и неконкурентноспособной, что способствовало спаду в обрабатывающей промышленности.

Сельское хозяйство также практически не развивалось, в том числе из‑за того, что нерешенность вопроса о собственности на землю не давала возможности привлечения серьезных инвестиций в аграрный сектор. Государственные же дотации не вкладывались в обновление техники и технологий.

К весне 1998 г. ситуация обострилась, развернулось новое движение протестов. 31 марта правительство в полном составе было отправлено в отставку. Новым премьер‑министром был утвержден С. В. Кириенко.

3.2. Социально‑экономическая ситуация 1998 г.

• Экономический курс правительства С. В. Кириенко. Мировой финансовый кризис 1998 г. привел к падению цен на сырье, в том числе на нефть – в 2 раза. Понизился курс акций российских компаний. С целью не допустить обесценивания российского рубля правительство заявило об ужесточении бюджетной политики, обратившись одновременно за помощью к США, Германии и Международному валютному фонду.

• Августовский денежно‑финансовый кризис и его последствия. Иностранная помощь опоздала: в августе 1998 г. в стране разразился сильнейший финансовый кризис, была обрушена пирамида ГКО. 17 августа 1998 г. Кириенко заявил о дефолте (прекращении выплат по обязательствам государства) и моратории на выплату долгов зарубежным банкам. 23 августа последовала отставка правительства.

Последствия кризиса оказались чрезвычайно тяжелыми для населения. Высокая инфляция (до 60 %) и рост цен привели к снижению реальных доходов граждан примерно на треть. Падение импорта (в 6–7 раз) вызвало резкое сокращение таможенных пошлин как традиционного источника доходов в казну. Наступил крах рыночной инфраструктуры, кризис банковской системы и рынка ценных бумаг.

В то же время ловушка ГКО была ликвидирована, падение курса рубля в 4 раза и резкий спад импорта привели к росту сбыта российских товаров, что создало предпосылки для возрождения отечественной промышленности.

3.3. Поиски выхода из кризиса.

• Задачи правительственного кабинета Е. М. Примакова.

В сентябре 1998 г. новым главой правительства был утвержден Е. М. Примаков, сделавший ставку на увеличение государственного регулирования экономики, предотвращение гиперинфляции, прекращение криминализации хозяйства.

• Смена кабинета министров. Однако принятых мер оказалось недостаточно. В мае 1999 г. Президент отправил в отставку правительство Примакова. Новым главой кабинета министров стал С. В. Степашин, которого уже спустя три месяцы (в августе) сменил В. В. Путин.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 4182
Источник: http://history.iamruss.ru/article/socialno-ekonomicheskoe-razvitie-rossijskoj-federacii-v-90-e-gg-xx-%E2%80%93-nachale-xxi-v.html

4. Экономическая политика России в 1999–2004 гг

4.1. Наследие первых лет реформ.

• Состояние экономики и финансов. К моменту прихода в кабинет министров В. В. Путина процесс разгосударствления и внедрения экономический свободы в России не был завершен как в организационном, так и правовом плане. Размер внутреннего и внешнего долга РФ к 1999 г. достиг огромных размеров (158,8 млрд долл.). Российская экономика продолжала испытывать на себе сильное влияние внешних факторов, прежде всего цен на нефть, доля которой в общем объеме экспорта страны составляла с учетом нефтепродуктов более трети.

• Социальные последствия реформ. Произошли изменения в социальной структуре российского государства. Образовались бизнес‑и политическая элита, началось складывание пока немногочисленного среднего класса. Вместе с тем реформы привели к процессу маргинализации, резкому расслоению населения на бедных и богатых. Четверо из десяти россиян к концу XX в. находились за чертой бедности.

К концу 1990‑х гг. в стране обозначился кризис народонаселения: за десятилетие оно сократилось со 150 до 145 млн. человек. Объективные трудности и ошибки в проведении реформ привели к ослаблению государственности и усилению на этом фоне роли финансовой олигархии.

4.2. Экономическая политика правительства В. В. Путина заключалась в том, чтобы смягчить кризисность переходного периода в России, сделать социальные последствия реформ менее тяжелыми, сочетая на этом пути не только либерально‑демократические, но и социально‑демократические меры (как это относительно успешно было реализовано в Чехии, Венгрии, Польше). Речь фактически идет о создании в России модели социального государства.

• Приоритетным направлением бюджетной политики российского правительства объявлялось обеспечение социальных функций государства (национальная оборона и безопасность, образование и здравоохранение, поддержка социальной инфраструктуры).

4.3. Экономические меры кабинета министров М. М. Касьянова. 2000–2004 гг.

• Планы реформ и их реализация. После передачи полномочий президента В. В. Путину новым главой кабинета министров в мае 2000 г. был назначен М. М. Касьянов. Программа его мероприятий включала в себя налоговую, судебную, военную реформы, реформу жилищно‑коммунального хозяйства, реструктуризацию «естественных монополий», а также принятие Земельного кодекса.

Социальная программа кабинета М. М. Касьянова ставила также задачи усовершенствования системы образования, реформирования социального обеспечения.

• Налоговая реформа, проводимая правительством, была направлена на последовательное снижение налоговой нагрузки на экономику (ставка налога на прибыль организаций снижена с 35 до 24 % с одновременной отменой всех налоговых льгот; для физических лиц введен единый подоходный налог в размере 13 %), что должно было способствовать выводу капитала из теневого оборота, росту налоговых выплат.

• Правительство приступило к реализации военной реформы. На ближайшие 10 лет планируется проведение модернизации техники и перевод армии на вооружение нового поколения. В феврале 2002 г. был принят закон об альтернативной службе в армии. К 2007 г. должна быть завершена работа по формированию частей на профессиональной основе в сухопутных, воздушно‑десантных войсках, морской пехоте, а также во внутренних и пограничных войсках. К 2008 г. ставится задача сокращения службы по призыву до одного года.

• Идет работа над жилищно‑коммунальной реформой, в ходе которой общество должно перейти на стопроцентную оплату жилищно‑коммунальных услуг.

• Итоги экономического курса. За первые четыре года президентства Путина наметился реальный подъем экономики. ВВП вырос на 20 %, инвестиции в основной капитал – более чем на 30 %; объем статей экспорта товаров увеличился на четверть. Правительству удалось обеспечивать соблюдение бюджетных обязательств по своевременной выплате пенсий, заработной платы, пособий на детей, чему способствовал рост цен на нефть. Впервые за полвека Россия превратилась из импортера зерна в его экспортера. Президентом была поставлена задача в течение ближайших десяти лет увеличить вдвое ВВП.

Вместе с тем отмечается, что правительству пока не удалось придать бюджету социальную направленность. Четверть населения имеет доход ниже прожиточного минимума. Оппозиция отмечает также многократное превосходство объемов выплат на обслуживание иностранных кредиторов по сравнению с расходами на социальную сферу. Не удалось установить полный контроль за перечислением денег в счет долгов предприятий и регионов за электроэнергию и тепло (отсюда частые отключения от тепла и энергии населенных пунктов, государственных учреждений, военных объектов). Продолжается утечка капитала за рубеж – в 2000 г. было вывезено 24 млрд долл. Колебания цен на нефть периодически создают кризисные ситуации в финансах страны.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 4842
Источник: http://history.iamruss.ru/article/socialno-ekonomicheskoe-razvitie-rossijskoj-federacii-v-90-e-gg-xx-%E2%80%93-nachale-xxi-v.html

5. Выводы

1. С распадом СССР и советской экономической системы в Российской Федерации начался новый этап экономической модернизации. Реформы, проводившиеся в России в 1990‑е гг., привели к демонтажу основных элементов отжившей административной системы и переходу к экономическим методам регулирования. Сформировались новые социальные слои собственников различного уровня и высших менеджеров, удалось добиться активизации потребительского рынка. Россия вступила на путь интеграции в мировое хозяйство.

2. Вместе с тем многолетний спад производства вызвал осложнение экономической ситуации в стране, обострение социальных проблем, усиление расслоения общества на богатых и бедных, криминализацию экономики. Сохраняется огромное влияние государственной бюрократии на экономику.

3. Одной из главных причин ограниченности успехов реформ стала ориентация на разработанные на Западе модели преобразований. Они не учитывали социокультурных особенностей России, специфики отечественного менталитета, огромного социального опыта и традиций советского периода. После десятилетия реформаторской деятельности руководство страны восприняло урок и осознало необходимость выработки собственного варианта модернизации, где цели были бы общими со всем человечеством, а методы и пути их осуществления соответствовали бы социокультурным условиям России.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 1342
Источник: http://history.iamruss.ru/article/socialno-ekonomicheskoe-razvitie-rossijskoj-federacii-v-90-e-gg-xx-%E2%80%93-nachale-xxi-v.html

Кол-во блоков: 13 | Общее кол-во символов: 34161
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16015-socialno-jekonomicheskaja-i-obschestvenno-politicheskaja-transformacija-rossii-v-90e-gg.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 6004 (18%)
  2. http://history.iamruss.ru/article/socialno-ekonomicheskoe-razvitie-rossijskoj-federacii-v-90-e-gg-xx-%E2%80%93-nachale-xxi-v.html: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 19887 (58%)
  3. https://revolution.allbest.ru/history/00635052_0.html: использовано 1 блоков из 6, кол-во символов 8270 (24%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.