1252,Общественная жизнь 60-80 гг

Описание: в статье можно узнать о жизни советского общества, его проблемах и достижениях.


Жизнь общества имеет несколько показателей ее качества. Одним из них является стабильность. Характеризуя обозначенный период, в котором наиболее ярко проявились все черты социалистического общества. Несмотря на общие критерии оценки периода, следует выделить отдельные этапы развития общества.

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 383
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15543-obschestvennaja-zhizn-60-80-gg.html

Культурная жизнь

Шестидесятые годы запомнились ускоренными темпами научного прогресса. Разработки и принятие программ освоения космоса, вывели СССР на первое место в мире по количеству запусков ракет и спутников, строительство нефтепровода «Дружба». Открытие телевизионного центра в Останкино, повысило качество эфиров и съемок. Начинаются ежегодные показы «Голубых огоньков», выходят первые выпуски телевизионной версии КВН.

Мировоззрение общества 60-х формировалось под влиянием плеяды молодых поэтов, публичные выступления, которых стали обычным явлением культурной жизни. Вечера поэзии, проходившие в Политехническом музее, собирали полный зал, необычайно популярные, они способствовали оживленным дискуссиям, здесь можно было окунуться в атмосферу неподдельного творческого восторга от происходящего вокруг. Документальные кадры выступлений А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Б. Окуджавы, Р. Рождественского включил в свой фильм «Застава Ильича» режиссер М. Хуциев. Послевоенное поколение молодежи впитывало новое понимание событий сталинской эпохи из произведений В. Аксенова, Б. Можаева, А. Рыбакова, А. Солженицына. В крупных городах открываются новые вузы, увеличивается количество студентов, которые на летних каникулах отправляются в походы. Увлечение туризмом способствует развитию такого направления в музыке, как бардовская песня.

Культурному обмену способствовало расширение международных связей на уровне министерств, профессиональных сообществ, отраслей, театров. Впервые на гастроли за границу выехал театр «Современник», формируется особый репертуар Театра на Таганке. Московский кинофестиваль посетили такие звезды мирового кино, как С. Лорен, Э. Тейлор, Д. Лоллобриджида, Д. Мазина, Ж. Мааре, И. Монтан, М. Мастрояни.

Расцвет советской комедии как кинематографического жанра приходится на этот период. В 60-е годы создаются фильмы Л. Гайдая с участием знаменитого комедийного трио, кинокартины о приключениях незадачливого студента Шурика. С огромным успехом прошли в прокате комедии: «Бриллиантовая рука», «Полосатый рейс», «Зигзаг удачи». Были созданы фильмы о жизни молодого поколения, такие как «Девчата», «Три плюс два», «Я шагаю по Москве», «Королева бензоколонки».

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 2193
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15543-obschestvennaja-zhizn-60-80-gg.html

Концепция «развитого социализма».

Смена курса в октябре 1964 г. повлекла за собой идеологические перемены. Поначалу отход от демократических начинаний Хрущева объяснялся необходимостью борьбы с его «субъективизмом и волюнтаризмом».

Весьма скоро потребовалось более обстоятельное обоснование консервативного внутриполитического курса. Им стали концепция «развитого социализма» и теория непрерывного обострения идеологической борьбы социалистической и капиталистической систем по мере продвижения к коммунизму.

В выступлении Брежнева на праздновании 50-летия Октябрьской революции в 1967 г. впервые прозвучал вывод о построении в СССР «развитого социалистического общества», оформившийся со временем в новую целостную идеологическую концепцию «развитого социализма». Она опиралась на реальный факт создания в СССР основ индустриального общества. Концепция включала в себя положения о полной, хотя и относительной однородности советского общества; об окончательном решении национального вопроса; отсутствии внутри общества каких-либо реальных противоречий. Соответственно предполагалось и бесконфликтное его развитие. У руководства КПСС эти взгляды стали основой благодушного восприятия действительности. Перспективу построения коммунизма в СССР переводили из конкретно-исторической плоскости (к 1980 г., как это требовала программа КПСС) в теоретическую, отодвигая ее реализацию на долгие времена.

Чем сложнее становилась ситуация в экономике и обществе, тем громче звучали рапорты о трудовых успехах и достижениях. Неудивительно, что позже концепция «развитого социализма» была названа идеологией застоя.

Тезис об обострении идеологической борьбы вытекал из сталинского положения об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, который «обосновывал» в 30-е гг. необходимость массовых репрессий. Обновленный его вариант должен был объяснить общественности преследование инакомыслящих как борьбу с подрывным влиянием Запада, оправдать запреты и ограничения в духовной жизни.

Из речи Л. И. Брежнева

Нам необходимо всегда и повсюду… хранить нерушимую верность принципам марксизма-ленинизма, проявлять четкий классовый, партийный подход ко всем общественным явлениям, давать решительный отпор империализму на идейном фронте, не делая никаких уступок буржуазной идеологии.

Обе идеологические новации были отражены и в Конституции 1977 г. Однако жизнь людей все меньше походила на жизнь при «развитом социализме». Введение в регионах карточного распределения продуктов, снижение жизненного уровня потребовали «уточнений» в идеологии. В 1982 г. новый глава партии и государства Ю.В. Андропов выдвинул идею «совершенствования развитого социализма» и объявил, что это будет весьма длительный исторический период.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 2749
Источник: https://www.ru-history.com/index.php?articles_id=56&view=articles

Экономика и общество

Бурное начало 60-х, демократизация, активная международная политика к завершению десятилетия обозначили во всем мире создание протестных движений. События во Франции, Чехословакии в 1968 году имели разные причины, но которые в итоге одинаково привели к смене руководителей этих государств. Такие тенденции говорили об изменении мышления послевоенной молодежи. Пацифизм, хиппи, как основные направления влияния на молодежь сотрясали западные страны. Двухполюсный мир требовал компромисса, появление на мировой арене стран, которые проводили политику неприсоединения, только подтвердило это назревшее решение. Середина 70-х отмечена Хельсинскими соглашениями и непродолжительным периодом разрядки. Семидесятые годы время радикалов и экономического кризиса, который начался из-за роста цен на нефть. В СССР на основании этих показателей создалась обратная ситуация, повышение цен отразилось на общем товарообмене, что повлияло на временный рост экономического благосостояния граждан и начало многих комсомольских строек. Потребность в рабочих более высокой квалификации и обладающих смежными специальностями выявила необходимость создания школ рабочей молодежи и профессиональных училищ. Строительство автозавода в Тольятти, КамАЗа в Набережных Челнах, БАМа и других народнохозяйственных объектов, вызвало увеличение заработной платы во многих отраслях промышленности. Наличие излишней денежной массы на руках населения, потребовало разработки новых мер по стимулированию сберегательных вкладов и предоставления потребительских кредитов для приобретения товаров, таких как телевизоры, холодильники, предметы роскоши. Разница в материальном обеспечении заложила основу социального расслоения общества. Появляются условия определения престижности профессии, вуза, распределения за границу. Понятие очередности распространяется на все сферы жизни общества, от продвижения по службе до предоставления квартир. Противостояние военных блоков в конце 70-х и последовавшая гонка вооружений потребовала нового напряжения экономики. Основная культурная жизнь была сосредоточена в столичном регионе, выставки, премьеры театральных постановок становятся темой оживленных дискуссий. Поступление в театральный вуз стало мечтой многих молодых людей. В 70-е годы впервые на телевизионные экраны выходят многосерийные фильмы. Появляются музыкальные кинокартины, снятые театральными режиссерами. В моду входят жанр приключений и боевиков. В этот период начинает выпуск телевизионного журнала для детей «Ералаш».

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 2510
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15543-obschestvennaja-zhizn-60-80-gg.html

Проверяем свои знания

  1. На каких примерах вы можете доказать усиление идеологического давления в литературе и искусстве в середине 1960-х — начале 1980-х гг.?
  2. Какие новые формы воздействия властей на творческую интеллигенцию появились в те годы?
  3. Чем можно объяснить рост недовольства различных слоёв населения в середине 1960-х — начале 1980-х гг.?
  4. Расскажите о диссидентском движении. В чём вы видите его значение?

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 421
Источник: http://tepka.ru/istoriya_rossii_9/49.html

Политизация общества

Восьмидесятые годы для Советского Союза начались с олимпийских рекордов, в то же время международная обстановка осложнилась взаимным бойкотом спортивных мероприятий. Жизнь общества во многом была обусловлена проблемами потребления, перекосы в снабжении регионов, вынуждали жителей провинции приобретать товары, в том числе первой необходимости в крупных городах или в Москве, вся страна стояла в очередях. Накопившиеся за годы проблемы образования была призвана решить реформа, главная цель, которой состояла в интеграции школы и производства. В кинематографе четко прослеживается два периода, первый в фильмах, которого отражены настроения на многие негативные явления в обществе и второй, где уже эти моменты режиссеры представляют как неразрешимые противоречия общества и личности. В то же время происходит определенное оживление музыкальной жизни. Появляются новые программы, такие как «Музыкальный ринг», где ведется обсуждение актуальных проблем и музыкальных направлений. Начинается выпуск новых журналов, газет, повышаются книжные тиражи. С 1985 года наступает новая веха общественной жизни. Демократизация и появление институтов гражданского общества создали совершенно иную экономическую ситуацию, в условиях которой происходят процессы идеологического характера.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 1293
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15543-obschestvennaja-zhizn-60-80-gg.html

Учимся быть историками

  1. В I960—1970-е гг. среди деятелей советской культуры наметилось разделение на две группы, которые иногда условно называли «почвенниками» и «западниками». Соберите материалы об этом разделении, о представителях этих групп, об их произведениях, основных идеях. Подготовьте сообщение с презентацией по данной теме.
  2. Изучите материалы об Олимпийских играх и чемпионатах мира 1960—1980-х гг. Составьте таблицы и диаграммы, отражающие достижения советских спортсменов. В каких видах спорта советские спортсмены были наиболее успешны, в каких — наименее? Попробуйте объяснить полученные данные.
  3. Поинтересуйтесь у своих родителей, дедушек и бабушек, учителей, взрослых о любимых композиторах, певцах, артистах, режиссёрах их молодости. Разработайте анкету с вопросами. Результаты обсудите в классе. Что вы знаете о самых популярных деятелях культуры тех лет?

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 877
Источник: http://tepka.ru/istoriya_rossii_9/49.html

Кол-во блоков: 10 | Общее кол-во символов: 12120
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15543-obschestvennaja-zhizn-60-80-gg.html: использовано 4 блоков из 4, кол-во символов 6379 (53%)
  2. https://www.ru-history.com/index.php?articles_id=56&view=articles: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 2749 (23%)
  3. https://www.kursoteka.ru/course/3476/lesson/11712/unit/29080: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 1694 (14%)
  4. http://tepka.ru/istoriya_rossii_9/49.html: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 1298 (11%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий