Кто ли не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время! И так прославил Бог угодника своего. Богу же нашему слава, прославившему святых своих во веки веков. Аминь.
Источник: https://dom-knig.com/read_182456-49
Иконография
Наиболее ранние сохранившиеся изображения А. Я. Н. относятся к сер. XVI в. Нек-рые исследователи (Смирнова, Лаурина, Гордиенко. С. 229) отождествляют с А. Я. Н. всадника в доспехах и шлеме, представленного вместе с вмч. Георгием, блгв. князьями Борисом и Глебом на новгородской иконе сер. XV в. «Знамение от иконы Богородицы» («Битва новгородцев с суздальцами») (НГОМЗ), однако др. подобных изображений А. Я. Н. неизвестно.
2 варианта иконографии святого — в монашеских и княжеских одеждах — появились одновременно. В иконописи до XVIII в. А. Я. Н. изображался как преподобный: на иконе-таблетке «Преподобные Иоанн, Авраамий Ростовский, Александр Невский» сер. XVI в. из собора Св. Софии в Новгороде (НГОМЗ) он представлен в коричневой мантии, серовато-охристом хитоне, на плечах куколь схимы, короткие, слегка вьющиеся волосы и небольшая клинообразная борода тронуты сединой, в левой руке развернутый свиток с текстом: «Братие моя, Бога бойтесь и заповеди Его творите». Святой изображался также с куколем на голове: фреска сер. XVI в. из Благовещенского собора Московского Кремля (рядом с А. Я. Н. представлен вел. кн. Иоанн Калита в монашеском одеянии и с нимбом); житийная икона кон. XVI в. из собора Покрова на Рву (ГИМ); крышка ковчега-мощевика А. Я. Н. кон. XVI — нач. XVII в. (ГММК) — на свитке текст: «Пощимся со усердием, взыдем на гору Гдню»; икона 1695 г. (ГЭ), являвшаяся крышкой деревянной гробницы святого; икона XVII в. из частного собрания (каталог Recklinghausen. S. 49) с надписью: «Преподобный Александр Невский»; шитые покровы XVII-XVIII вв. (ГВСМЗ, ГРМ). На покрове, происходящем, по-видимому, из собора Рождественского мон-ря во Владимире, выполненном в 70-80-х гг. XVII в. в строгановских мастерских (СПГИАХМЗ), А. Я. Н. представлен с закрытыми глазами, в схиме и мантии; в руках — развернутая хартия с текстом молитвы; короткая борода и усы исполнены темно-красным шелком, что выделяет лик на фоне серебряного и золотного шитья одежд, нимба и фона. Иконописный подлинник рекомендует изображать А. Я. Н. «в схиме, ризы преподобническия, кудерцы видеть маленько ис под схимы, сам плечист телом, риза багор, испод дичь, в руце свиток зажат» (БАН. Строг. № 66. Л. 56 об.; кон. XVIII в.).
Княжеская иконография А. Я. Н. представлена в монументальной живописи и книжной миниатюре XVI — XVII вв.: в росписи 1565 г. Архангельского собора Московского Кремля святой изображен в богато расшитой шубе и княжеской шапке, с крестом в правой руке; на миниатюрах лицевого жития, входящего в Лицевой летописный свод (РНБ. Лаптевский том. F IV. 233. Л. 927 об., 938; 2-я пол. XVI в.),- также в княжеском одеянии, в иллюстрациях с батальными сценами — в шапке, плаще и доспехах. На иконах XVIII-XIX вв. А. Я. Н. в соответствии с указом Святейшего Синода от 15 июня 1724 г. писали преимущественно в воинских доспехах и царской мантии, украшенной горностаем, иногда верхом на коне.
Сохранилась житийная икона кон. XVI — нач. XVII в. А. Я. Н. с 36 клеймами в приделе Входа Господня в Иерусалим собора Покрова на Рву (ГИМ). Икона была написана для ц. Александра Невского, построенной в кон. XVI в. в Московском Кремле; на протяжении XVII в. туда совершались ежегодные царские выходы в день памяти святого (впосл. церковь была разобрана). В небольшом среднике — фронтальное изображение А. Я. Н. в рост в монашеском одеянии, надпись: «Святый благоверный великий князь Александр Невский, нареченный во иноцех Алексий»; вокруг средника 2 ряда клейм, из к-рых 12, занимающих верхнее поле, посвящены событиям жизни святого, остальные — посмертным чудесам: первое — о «душевной грамоте», затем следуют различные чудеса и исцеления у гроба, в конце -«Чудо о Донской победе» (А. Я. Н. оказывает помощь блгв. кн. Димитрию Донскому в Куликовской битве) и «Чудо в битве на Молодех» (А. Я. Н., святые князья Борис и Глеб, князья Андрей, Всеволод, Георгий и Ярослав принимают участие в сражении рус. войска с крымским ханом Девлет-Гиреем (1572)). В нек-рых клеймах над гробницей А. Я. Н. на высокой подставке помещена небольшая икона с поясным изображением князя, что, возможно, воспроизводит конкретные реалии Рождественского собора.
Лит.: Бегунов Ю. К. Житие Александра Невского в станковой живописи начала XVII века // ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 312; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода, XV век. М., 1982. С. 229; Силкин А. Лицевое шитье // Искусство строгановских мастеров: Реставрация. Исслед. Проблемы: Кат. выст. М., 1991. С. 124, 166-167; Russisch Нeilige in Ikonen: 2000 jahre Orthodoxe Kirche in der Russ’, 988-1988 / Museеn der Stadt Recklinghausen, 20 Nov. 1988 — 15 Jan. / Hrsg., F. Ullrich. Recklinghausen 1988. S. 49; Житие Александра Невского. Текст и миниатюры Лицевого свода XVI века. Факс. изд. Л., 1990; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 42-43.
Святые Русской Православной Церкви Собор Владимирских святых (23 июня) Великие князья Владимирские Древняя Русь (Древнерусское государство), древнейшее государство восточных славян Князья новгородские Благоверные князья и княгини Русской Православной Церкви Иконография святых благоверных князей и княгинь Собор Новгородских святых (3-я Неделя по Пятидесятнице) Монашество Русской Православной Церкви (муж.) Собор Карельских святых (21 мая) Мощи святых Собор святых Санкт-Петербургской митрополии (3-я Неделя по Пятидесятнице) Собор Ростово-Ярославских святых (23 мая) Собор Тульских святых (22 сентября) Собор святых Эстонской земли (18 ноября) Александр Ярославич Невский (в иночестве Алексий, после 1219/20 — 1263), великий князь Владимирский, святой благоверный (пам. 23 нояб. и 30 авг. в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе Эстонских святых)
БОРИС И ГЛЕБ (90-е гг. X в.? — 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля)
АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 — 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых)
ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 — 1052), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых)
АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. — обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )
АГАФИЯ ВСЕВОЛОДОВНА († 1238), св. блгв. кнг. местночтимая (пам. 23 июня — в Соборе Владимирских святых)
АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая — перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых)
АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая — в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых)
АННА († 1018 ?), св. блгв. кнг., вероятно, первая супруга вел. кн. Ярослава Мудрого (пам. 4 окт., 10 февр. и в Соборе Новгородских святых)
АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVв. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в 3-е воскресенье по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых, в субботу между 31 окт. и 6 нояб. — в Соборе Карельских святых и в Соборе Петербургских святых)
ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая — в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ВСЕВОЛОД (ГАВРИИЛ) МСТИСЛАВИЧ (Гавриил) Мстиславич (ок. 1095/1100-10/11.02.1138), блгв. кн. (пам. 11 февр., 27 нояб., 22 апр. и в Соборе Псковских святых)
ВСЕВОЛОД (ДИМИТРИЙ) ГЕОРГИЕВИЧ (1212 — 1238), кн. мч. (пам. 4 февр., 23 июня — в Соборе Владимирских святых)
ГЛЕБ АНДРЕЕВИЧ блгв. кн. (пам. 20 июня, 23 июня — в Соборе Владимирских святых)
ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ (1237 (или 1236) — 1278), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая — в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ДИМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (нач. 50-х гг. XIII в.- 1294), св. (пам. 23 июня — в Соборе Владимирских святых), кн. переяславский (1263-1294) и новгородский (1259-1293, с перерывами), вел. кн. Владимирский (1276-1294, с перерывами)
ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; †1612), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая — в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых)
ИГОРЬ (ГЕОРГИЙ) ОЛЬГОВИЧ († 1147, Киев), блгв. кн. киевский (пам. 5 июня, 19 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых)
АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая — в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых)
АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня — в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших)
АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая — обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)
АННА КАШИНСКАЯ (ок. 1280-1368), св. блгв. кнг. (пам. 12 июня, 2 окт.)
АНТОНИЙ (АВРААМИЙ) КОЖЕЕЗЕРСКИЙ († 1634), прп. (пам. местн. 27 июня, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых)
АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV — XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая — в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых)
БОРИС ЮРЬЕВИЧ (1031/33-1159), св. блгв. кн. (пам. 23 июня- в Соборе Владимирских святых)
ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ( Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых)
ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых)
ВАСИЛИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1208–1238), мч. (пам. 4 марта, 23 мая — в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня — в Соборе Владимирских святых и в Соборе Тверских святых)
ВАСИЛИЙ МСТИСЛАВИЧ († 1218,), кн. блгв., (пам. 4 окт. и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых)
Источник: http://www.pravenc.ru/text/64418.html
Текстовое сопровождение к Презентации
Святой благоверный великий князь Александр Ярославович родился 30 мая 1220г. в Переяславле – Залесском. Он- прямой потомок Рюрика в 11 колене. Александр унаследовал от своих благородных и мужественных предков необыкновенное благочестие и любовь к своей Родине, свойственные им, сострадательное сердце, глубокую веру, кротость характера, отвагу и блестящие военные способности от дедов и прадедов со стороны матери. Со стороны отца и деда – ясный и проникновенный ум, твёрдость воли в государственных делах.
С раннего детства Александр получил обширное и всестороннее образование. «… от малых ногтей всякому делу благу научен бысть» — говорил про него летописец. Вместе взятые – образование, игры, охота развивали физические силы мальчика, а молитвенное общение с Богом укрепляло его душевные силы , готовило из него доброго защитника Руси и страдальца за Русскую землю. В 15-летнем возрасте Александр принимал участие в военных походах своего отца. В 16 лет стал самостоятельным новгородским князем.
В стихотворении, приложенном к «Житию святого благоверного великого князя Александра Невскаго» дан светлый образ Александра.
Красою ангельского лица
И взором, кротостью обильным.
Он влёк к себе, как дань, сердца
Неотразимо чувством сильным.
Его власы до стройных плеч
Как прядь златая упадали.
Уста любовию дышали,
И мудростью звучала речь.
Высокой доблестью украшен
И сердцем истинный герой –
Врагам средь битв был грозно страшен,
Вне битв – отрадой был святой.
Всегда в сознанье долга строгом,
Он правду всей душою чтил –
И чувства сердца разделил
Между отчизною и Богом….
На жертву блага придаёт
Себя с любовью он святою. –
Народ его чтит всей душою,
И красным солнышком зовёт.
Как полководец Александр Невский считается одним из великих, потому что за свою жизнь не проиграл ни одного сражения. Командуя небольшим числом дружинников , он побеждал более сильных врагов, сочетал ум полководца с личной отвагой, основой которой была духовная крепость. Как правитель Руси он не менее велик, ибо сумел сориентироваться в сложной обстановке, созданной в результате монгольского нашествия, и стать первым на тот единственно верный путь победы над Ордой, заключив временное перемирие.
Кроме этого в начале Х111 века над Русью нависла новая угроза со
стороны немецких и шведских рыцарей. В начале июля (15) 1240г. на побережье Финского залива в устье реки Невы войско Александра Ярославича полностью разбило Шведское войско. Полководческое искусство молодого князя было высоко оценено народом, который прозвал его Невским.
В народной песне так поётся об этой победе:
А и было дело на Неве-реке
На Неве-реке, на большой воде,
Там рубили мы злое воинство…
Уж как бились мы, как рубались мы,
Нашу кровь-руду не жалели мы
За великую землю Русскую…
Кто придёт на Русь, будет насмерть бит,
Не уступим мы землю Русскую.
Александр Невский проявил в этой битве качества выдающегося полководца и высоким личным примером в бою воодушевлял русских воинов. Русские воины показали чудеса доблести, храбрости и инициативы.
Вскоре после Невской победы своенравные новгородские бояре поднялись против Александра. Неблагодарность новгородцев вынудила зимой 1240г князя Александра уйти из Новгорода вместе с женой и дружиной. Этот уход произошел при надвигающейся агрессии Ливонского ордена. Новгородцы и псковитяне не смогли выдержать натиск захватчиков и пришли на поклон к князю Александру Ярославичу в Переяславль-Залесский .Милость князя обратилась не к боярам, а к страдальческому простому люду. Собрав дружину и народное ополчение, в 1241г князь выступил против Ливонского ордена. Решающее сражение произошло 5 апреля 1242г на Чудском озере, напротив острова Вороний камень, которое впоследствии стало именоваться «Ледовым побоищем».
В честь этой героической победы дружины и народного ополчения Александра Невского над немецкими рыцарями, 24 июня 1993гв дни празднования 1090-летия Пскова был открыт монумент русским воинам и князю Александру Невскому.
В 1248-49гг. князь Александр вместе со своим младшим братом князем Андреем совершает первую из шести поездок в Сарай-Бату и Каракорум по вызовам хана Батыя и великой ханши Огул-Каймиш. В результате этого визита князь Александр получает ярлык на «Киев и всю землю Русскую», кроме Владимиро-Суздальского княжества, которое перешло князю Андрею.
Немало славных дел совершил за последние 10 лет князь Александр и на ратном и на мирном поприще. Сколько раз он терпел унижения от татаро-монгольских ханов ради свободы земли Русской.
Но шестая поездка князя Александра в Орду в 1262-63гг. была последней и самой тяжёлой. Хан Берке готовился к войне с иранским ханом Хулагу и потребовал набора русских рекрутов (воинов). Князь отмолил русский народ от беды, но сам тяжело заболел. По приданию князя Александра отравили .
Сколько храбрых воинов пало на его глазах более чем в 20 битвах, в которых он участвовал! Сколько раз приходилось ездить ему в Орду и в далёкую Монголию к грозным ханам, где многие из князей окончили свою жизнь под ножами ордынцев. Скольким опасностям подвергался он во время своих путешествий! Но Бог хранил его: отовсюду выходил он невредимым, мечи врагов и ножи убийц щадили его — только он сам не щадил себя. Неодолимый в битвах, ещё в полном цвете мужества, он изнемог под бременем великокняжеского венца, который был для него венцом терновым, едва достигнув 43-летнего возраста.
Приехав в Нижний Новгород, Александр так ослабел, что не мог продолжать свой путь дальше. Немного оправившись, он продолжил своё путешествие. Но доехав до Городца, занемог так, что понял, что приближается конец его многотрудной жизни и стал готовиться к переходу в вечность. 14 ноября 1263г. великорусский князь Александр Невский скончался. Похоронили Александра Невского во Владимирском Рождественском монастыре.
Сурова, полна тяжких самоотверженных трудов была жизнь Александра. Один из великих учителей церкви сказал: « Верь мне, суровая жизнь есть истинна радость».
Цари и многие русские князья считали своим небесным покровителем святого Александра. Пётр 1 назвал своего первого сына – Александром. Российские императоры Александр 1,11, 111 с честью носили это имя. Особо почитал святого Александра, как своего небесного покровителя, Александр Васильевич Суворов. Во времена правления династии Романовых орден Александра Невского получали за заслуги перед Отечеством. Талантливые боевые командиры, отдельные воинские части в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. награждались орденом Александра Невского.
Но как бы ни велика была земная слава страдальца земли Русской, она не сравнится с небесной славой. В ореоле святых, в земле Российской просиявших, лик великого князя сияет яркой звездой.
Литература.
- Александр Соколов. Святой витязь земли русской. Святость жизни благоверного великого князя Александра Ярославича Невского.- 2-е изд., доп.- Н.Новгород, 2009.- 367с.:ил.
Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/592061/
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- http://www.pravenc.ru/text/64418.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 10431 (43%)
- https://dom-knig.com/read_182456-49: использовано 2 блоков из 2, кол-во символов 6552 (27%)
- https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/592061/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 7177 (30%)