584,История возникновения казачества

История казачества неотъемлемая часть истории всей Российской цивилизации. Этот уникальный субэтнос сыграл важнейшую роль в обороне рубежей страны и освоении новых земель.

Блок: 1/8 | Кол-во символов: 171
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15238-istorija-rossijskogo-kazachestva.html

Зарождение казачества

Впервые казаки упоминаются в летописях в конце XIV века. Рассказывается, что они совершили нападение на работорговцев в окрестностях города Судак в Крыму. Происхождение самого слова казаки остаётся неизвестным. Существует большое количество различных версий по этому поводу, но ни одна из них не является преобладающей и исчерпывающе убедительной для специалистов. Несомненно, в формировании казачества принимали участие, как выходцы из России и Речи Посполитой (объединённого польско-литовского государства), переселявшиеся на южные окраины, так и люди из местных народов, обитавших в степных низовьях Днепра, Дона и Волги с давних времён. Казачество возникло в результате постепенного освоения знаменитого Дикого поля, на протяжении многих веков остававшегося своеобразной буферной приграничной зоной между населением лесной и степной природно-географических зон Восточной Европы.

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 903
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15238-istorija-rossijskogo-kazachestva.html

История возникновения

Первое официальное упоминание в российских источниках о «казаках» относится к XVI веку, в частности, в грамоте ногайского князя Юсуфа русскому царю Ивану Грозному. В грамоте, датированной 1550 годом, князь пишет: «Холопи твои, нехто Сарыазман словет, на Дону в трех и в четырех местах городы поделали, да наших послов и людей наших, которые ходят к тебе и назад, стерегут, да забирают, иных до смерти бьют… Этого же году люди наши, исторговав в Руси, назад шли, и на Воронеже твои люди — Сары азманом зовут — разбойник твой пришел и взял их». Различные историки, опираясь на российские источники, до сих пор не могут прийти к единому мнению о происхождении казаков, единственное, что можно достоверно утверждать о происхождении казаков, это то, что казачество возникло в зоне этнических контактов различных этносов. В частности, этноним «казак» имеет однозначно тюркское происхождение.


Блок: 2/9 | Кол-во символов: 909
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

Создание Запорожской Сечи

В 1552 году князь Вишневецкий за свои средства создал военную базу на острове Малая Хортица в нижнем течении Днепра, получившую название Запорожская Сечь. Уже в 1557 г. эту деревянную крепость татары сумели разрушить. Но подобные военные лагеря в последствие возникали на других близлежащих островах в течении примерно двух с половиной столетий. В 1572 году польский король Сигизмунд II Август издал универсал, включивший часть запорожских казаков в состав регулярного войска. Их стали называть реестровыми. Они не только обороняли рубежи страны от набегов крымцев, но иногда привлекались и для подавления крестьянских восстаний. В XVII веке запорожцы и сами неоднократно поднимали восстания против поляков. В итоге Левоборежная Украина с Киевом перешла под власть России.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 797
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15238-istorija-rossijskogo-kazachestva.html

Северские казаки или севрюки


Севрюки’ (сиврюки, реже севруки, позже саяны) — потомки северян, в Московском государстве с конца XVI века считались служивым сословием из Северской земли. Проживали на территории современных Украины и России, в бассейнах рек Десны, Ворсклы, Сейма, Сулы, Быстрой Сосны, Оскола и Северского Донца. Упоминаются в письменных источниках с кон. XV до XVII вв.

В XV—XVII веках севрюки представляли собой военизированное пограничное население, охранявшее границы смежных частей Польско-Литовского и Московского государств. Судя по всему, они были во многом похожи на ранних запорожских, донских и других подобных казаков, обладали некоторой автономией и общинной военной организацией.

Как представители служилого люда (казаки), севрюки упоминаются ещё в начале XVII века, в эпоху Смутного времени, когда они поддержали восстание Болотникова, так, что война эта довольно часто называлась «севрюковской». Московские власти отвечали карательными операциями, вплоть до разгрома некоторых волостей. После завершения смуты севрюкские города Севск, Курск, Рыльск и Путивль подверглись колонизации из Центральной России.

После раздела Северщины по соглашениям Деулинского перемирия (1619), между Московией и Речью Посполитой имя севрюков практически исчезает с исторической арены. Западная Северщина подвергается активной украинской экспансии (козацкой колонизации), северо-восточная (московская) заселяется служилыми людьми и крепостными из Великороссии. Большая часть северских казаков перешла в положение крестьянства, некоторые влились в запорожское казачество. Некоторвая часть переселились на Нижний Дон.

Блок: 3/9 | Кол-во символов: 1627
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

Участие в смутах и в восстаниях

Большую роль казаки сыграли в эпоху Смуты начала XVII века, составляя значительную часть вооружённых формирований, служивших в армии самозванцев, в войске казака Ивана Болотникова, возглавившего восстание против царя Василия Шуйского, а также в рядах народного ополчения. Из-за неурожая и Великого голода 1601-1603 годов, значительные массы беглых, а нередко и изгнанных землевладельцами крестьян и холопов стекались в низовья Дона и Волги, существенно пополнив ряды казаков. В те времена они зачастую вели разбойничий образ жизни.

На Земском Соборе 1613 года представители казачества поддержали избрание Михаила Романова на царский престол. К началу XVIII века в России казачество получило официальный статус военного сословия. Однако казаки не хотели расставаться с прежними вольностями и нередко поднимали антиправительственные мятежи. Они участвовали в крестьянской войне Степана Разина 1670-1671 годов. После восстания под предводительством Кондратия Булавина в 1707-1708 годах донских казаков царь Пётр I лишил прав автономии и возможности избирать атаманов. Многие казаки в 1773-1775 годах активно участвовали в крестьянской войне Емельяна Пугачёва, выдававшего себя за императора Петра III. Во время следствия Пугачёв под пытками признался в своих планах объединиться с запорожскими казаками и содействовать возвращению их прав и вольностей и восстановлению Речи Посполитой. Это крайне разгневало Екатерину II. По её распоряжению Яицкое казачье войско переименовано в Уральское, а Запорожское и Волжское расформированы. Упразднена власть Украинского гетмана. Часть запорожцев переселилась на Дунай, образовав Задунайскую Сечь. Другая значительная часть (около 25 тысяч человек) позднее была переселена на Кубань на земли ногайцев, отвоёванные в ходе русско-турецкой войны. Там было образовано Кубанское казачье войско.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 1859
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15238-istorija-rossijskogo-kazachestva.html

Историческая память и беспамятство

Н.А. Мининков, исследуя менталитет донских казаков XVII в., делает вывод, что они тогда «одинаково ощущали свою принадлежность и к России, и к Дону, и к русскому народу», что в исходивших от Войска Донского документах «никогда не проявлялось стремление противопоставить казачество русскому народу, а Дон — России», и донское казачество «ощущало себя частью общерусского единства»12.

Примечательно также, что потомки казаков-некрасовцев, покинувших российские пределы в 1708 г. после подавления Булавинского восстания и осевших в конце концов в Турции, сохранили историческую память о своем русском происхождении и вплоть до конца XIX в. считали себя русскими13.

В России же в XIX в. складывалась иная ситуация. Вспомним Л.Н. Толстого, его повесть «Казаки», написанную в 1863 г. Из нее следует, что уже в середине XIX в. на Тереке казаки смотрели на русского мужика как на «какое-то чуждое, дикое и презренное существо»14. В конце XIX в. аналогичные настроения отмечались исследователями у казаков на Урале и даже за Уралом, где казачьи войска формировались искусственно, по постановлениям правительства с массовым переводом в них именно крестьян. Там казаки тоже стали смотреть на «мужиков» свысока, «как на низшую породу», всячески дистанцировались от «русских», а браки с «мужиками» или «мужичками» вообще были у казаков неслыханным событием15. В дальнейшем утверждения о происхождении от беглых русских людей стали в казачьей среде порой восприниматься уже как прямое оскорбление, ибо трактовались как попытка вывести казачество из «московских отбросов»16.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 1601
Источник: https://rg.ru/2018/02/26/rodina-kazachestvo.html

Что стоит за возрождением казачества

Возрождение казачества, начавшееся в России с 1990-х гг., вызвало вполне понятный рост интереса к его истории, а естественными в наших условиях издержками этого явления стало нагромождение псевдонаучных теорий и откровенных мифов, прежде всего по вопросу о происхождении и этнической природе казаков. Давно устоявшаяся в историографии и опирающаяся на огромный конкретно-исторический материал точка зрения, согласно которой донские, яицкие и терские казаки (т.е. историческое ядро российского казачества) — это, при всей этнической пестроте ранних казачьих общин, в основном потомки русских людей, самовольно поселившихся в XVI-XVII вв. на Дону, Яике и Тереке, теперь решительно отвергается большинством активистов «казачьего возрождения», утверждающих, что казаки — это древний самобытный народ, генетически не связанный с русским народом.

Выдвигаемые в подтверждение таких взглядов аргументы, будучи основанными, главным образом, на дилетантских сочинениях политически ангажированных казачьих «автономистов» и «сепаратистов» первой четверти ХХ в. и на казачьей эмигрантской литературе, не выдерживают никакой научной критики и порой просто смехотворны1. Но один из доводов адептов этой «концепции» заслуживает особого внимания, поскольку, во-первых, рассматривается ими как наиболее «сильный» и, во-вторых, на самом деле отражает определенные исторические реалии. Речь идет о «феномене казачьего самосознания», об утверждениях, что казаки в массе своей всегда четко отделяли себя от русских, не считали себя русскими, «исторически никогда не связывали себя с московским народом» и т.д., и т.п.2

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 1643
Источник: https://rg.ru/2018/02/26/rodina-kazachestvo.html

Опора престола

Казачество участвовало во всех войнах России, проявив себя как не всегда дисциплинированное, но весьма опытное и боеспособное войско. Во время Бородинского сражения кавалерийский рейд казаков атамана Платова и уланов генерала Уварова по тылам противника нанёс существенный урон французам, затруднив им развитие наступления. После войн с Наполеоном многие пленные французы и поляки, оставшиеся жить в России, были записаны в казачье сословие.

К началу XX столетия существовало 11 отдельных казачьих областей, размещавшихся в приграничных районах всей огромной империи от Дона до Уссури. Каждое из них подчинялось военному министерству через главное управление казачьих войск. С 1827 года на должность главного командующего казачьими войсками всегда назначался наследник императорского престола. Общая численность казачьего сословия согласно переписи 1897 года составляла почти 3 млн человек. Вплоть до 1869 года казакам категорически запрещался выход из сословия. Они были освобождены от налогов и податей и в границах своих областей имели привилегию не платить торговых пошлин. По достижении 18-летнего возраста каждый казак нёс службу в войске, срок которой составлял 20 лет.

С конца XIX века казаки активно привлекались для подавления революционных выступлений, демонстраций и забастовок, зарекомендовав себя как надёжную опору самодержавного строя.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 1367
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15238-istorija-rossijskogo-kazachestva.html

Яицкие казаки

Первое официальное упоминание о пребывании казаков на реке Яик относится к 1584 году когда несколько сотен донских казаков под руководством атаманов Матвея Мещеряка и Барабоши обосновались на берегах реки Яик(Урал) по берегам которой кочевала Ногайская орда. В «Истории Пугачевского бунта» под редакцией Пушкина А. С. собраны устные предания яицких казаков об их появлении на Яике. В частности там говорится о том что казаки появились на Яике под руководством атамана Гугни и были они с Дона. Вначале они отбивали у окружавшей их Ногайской орды женщин, а в случае выступления в поход убивали прижитых ими детей от женщин, а женщин бросали, чтобы не привязываться к земле. Но атаман Гугня первым нарушил запрет и пощадил свою женщину, вследствие чего остальные казаки последовали его примеру и осели на Яике. До 19 века казачки ставили в церквях свечки в память о бабке Гугнихе. Основными занятиями яицких казаков были рыболовство, добыча соли, охота и набеги за добычей и «ясырем» на окружающие народы. Набеги были как успешными, так и крайне неудачными. Так например упоминаются походы двух яицких атаманов, Нечая и Шамая . Первый, набрав вольницу, отправился в Хиву, в надежде на богатую добычу. Счастие ему благоприятствовало. Совершив трудный путь, казаки достигли Хивы. Хан с войском своим находился тогда на войне. Нечай овладел городом без всякого препятствия; но зажился в нем и поздно выступил в обратный поход. Обремененные добычею, казаки были настигнуты возвратившимся ханом и на берегу Сыр-Дарьи разбиты и истреблены. Не более трех возвратилось на Яик с объявлением о погибели храброго Нечая. Несколько лет после другой атаман, по прозванию Шамай, пустился по его следам. Но он попался в плен степным калмыкам, а казаки его отправились далее, сбились с дороги, на Хиву не попали и пришли к Аральскому морю, на котором принуждены были зимовать. Их постигнул голод. Несчастные бродяги убивали и ели друг друга. Большая часть погибла. Остальные послали наконец от себя к хивинскому хану просить, чтоб он их принял и спас от голодной смерти. Хивинцы приехали за ними, забрали всех и отвели рабами в свой город. Там они и пропали, Шамай же, несколько лет после, привезен был калмыками в яицкое войско, вероятно для размена. С тех пор у казаков охота к дальним походам охладела. Они мало-помалу привыкли к жизни семейной и гражданственной. Впервые в совместный с регулярной армией поход в Хиву яицкие казаки отправились с экспедицией князя Бековича-Черкасского в 1714—1717 годах. Яицкие казаки составляли 1500 человек из четырёхтысячного отряда, отправившегося из Гурьева вдоль восточного берега Каспия к Аму-Дарье. Поход, бывший одной из авантюр Петра I, сложился крайне неудачно. Более четверти из состава отряда погибли из-за болезней, жары и жажды, остальные либо погибли в боях, либо пленены и казнены, в том числе и начальник экспедиции. К яикским берегам смогли вернуться лишь около сорока человек. После поражения астраханский генерал-губернатор Татищев решил вывести воинские гарнизоны с Яика. Но казаки смогли убедить царское правительство оставить Яик под своим контролем, взамен обещали за свой счёт обустроить границу. Началось строительство крепостей и форпостов вдоль всего Яика. С этого времени началась пограничная служба яицкого войска, время вольных набегов закончилось. Впоследствии, после подавления русскими войсками под руководством Суворова восстания Пугачева в котором яицкое казачество приняло активное участие, в 1775 году Екатерина II издала указ о том, что в целях полного предания забвению случившейся смуты Яицкое войско переименовывается в Уральское казачье войско, Яицкий городок в Уральск (был переименован и ещё целый ряд населённых пунктов), даже река Яик была названа Уралом. Уральское войско окончательно утратило остатки былой автономии. В ходе Гражданской войны 1917—1921 годов уральское казачество поддержавшее Белое движение было ликвидировано и упразднено Советской властью. Большинство уральских казаков были физически ликвидированы или оказались в числе белоэмигрантских беженцев в Иране, Манчжурии и Китае.

Блок: 5/9 | Кол-во символов: 4077
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

Донские казаки


Донски́е казаки́ или донцы́, донско́е каза́чье во́йско — самое многочисленное из казачьих войск Российской империи. Размещалось на отдельной территории, называющейся Область Войска Донского, которая занимала часть современных Луганской и Донецкой областей Украины, а также Ростовской, Волгоградской, Воронежской областей. Историческое название связано с рекой Дон (бассейн Азовского моря). До 1708 года донское казачество было организованной структурой, абсолютно независимой от окружающих государств. После подавления в 1708 году Булавинского восстания Петром Первым территория донского казачества была официально включена в Российскую империю. Не всегда просто складывались отношения донских казаков с Русским государством и позднее. Не последнюю роль в этом играл вопрос религии. Официально Донское казачество относилось к традиционному православию, хотя, даже на 1903 год минимум 150.000 из двух с половиной миллионов прихожан Донской епархии принадлежали к старообрядцам, а 30 000 казаков-калмыков тринадцати калмыцких станиц Сальского округа исповедовали буддизм. Так например атаман Матвей Платов был представителем поповского течения старообрядчества. Впрочем, казаки частично сохранили свои привилегии в новом статусе, отстаивая их перед имперскими властями, примером чего может служить Есауловский бунт 1792−1794 годов.

Блок: 4/9 | Кол-во символов: 1347
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

Гражданская война и расказачивание

После февральской революции в казачьих воинских частях, в том числе и в тех, которые были расквартированы за пределами казачьих областей, формировались отдельные выборные органы. Это привело к усугублению обособления казачества от остального населения страны. В ходе разгоревшейся Гражданской войны значительная часть казаков поддержала Белое движение. Войско Донское возглавил с мая 1818 года атаман Пётр Краснов. Он проводил политику, направленную на создание в Области Войска Донского отдельного казачьего государства при поддержке Германии. Германия осуществляла поставки оружия в обмен на продовольствие. Такая политика Краснова вступала в непримиримое противоречие с политикой командующего Добровольческой армией генерала Антона Деникина, ориентировавшегося на союзников России по Антанте и боровшегося за сохранение территориальной целостности страны. Эти противоречия существенно помешали координировать совместную борьбу с большевиками вплоть до окончательного поражения Германии в I Мировой войне в ноябре 1918 года. После этого донские казаки признали верховенство власти Деникина, а Пётр Краснов ушёл в отставку с поста атамана. При отступлении армии Врангеля, многие казаки эмигрировали, многие подвергались репрессиям. Директивой ЦК РКП(б) от 1919 года и постановлением ВЦИК от 1920 года казачество было подвергнуто массовому террору. Проводилось так называемое «расказачивание», уравнивание прав казаков с прочим населением страны и репрессирование недовольных. Все, подозревавшиеся в участии в Белом движении или в симпатиях к нему, подлежали поголовному истреблению. На выходцев из казачьих областей были наложены ограничения на прохождение воинской службы, отменённые лишь в 1936 году. Тогда начали формироваться и отдельные кавалерийские части из населения казачьих областей.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 1830
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15238-istorija-rossijskogo-kazachestva.html

Дальневосточное казачество

Первопроходцами Дальнего Востока были казаки, которые не только раздвинули пределы Русского Царства на Востоке, но и сформировали самобытные культурные традиции. Среди них можно выделить нескольких войсковых групп — амурских, забайкальских, уссурийских, камчатских и якутских казаков.

Блок: 6/9 | Кол-во символов: 314
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

Участие во II Мировой войне

Казачьи подразделения успешно сражались в годы Великой Отечественной войны. Но из-за недостаточного вооружения они порой несли значительные потери. Многие из них получили звание гвардейских. Подразделения казаков принимали участие в параде Победы на Красной площади в Москве.

Отдельные казачьи воинские формирования, скомплектованные из белоэмигрантов и военнопленных, находились на стороне Гитлера, считая, что сражаются за освобождение России от власти большевиков и возрождение казачества. Нацистские идеологи считали казаков арийцами, потомками германского племени готов. Казачьи подразделения с 1939 года существовали и в войсках марионеточного прояпонского государства Маньчжоу-Го. Но в августе 1945 года после начала войны с СССР, японцы уничтожили этих казаков на железнодорожной станции Бухэду, чтобы не допустить их переход на сторону Советской армии.

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 889
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15238-istorija-rossijskogo-kazachestva.html

Возрождение казачества в постсоветский период

В постсоветский период прилагаются активные усилия к возрождению казачества. Созданы различные общественные организации, объединяющие казаков. Принятый в апреле 1991 году Верховным Советом РСФСР «Закон о репрессированных народах» причислил к таковым и казаков. Осенью 1991 года за несколько недель до подписания Беловежских соглашений на созванном Большом круге казаков Юга России обсуждались планы создания государственного казачьего образования, которое могло бы войти в обновлённый СССР на правах Союзной республики. К настоящему времени принят большой пакет различных законодательных актов, регламентирующих деятельность казачьих общественных организаций. Их члены привлекаются к охране правопорядка.

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 749
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15238-istorija-rossijskogo-kazachestva.html

Этническое чванство


Но с подавлением Булавинского восстания (1707-1708 гг.), после того, как приток извне и свободный прием в казачество были прекращены и оно превратилось в замкнутое привилегированное сословие, казаки стали быстро забывать о своих корнях, а свое все более усиливавшееся и бросающееся в глаза отличие от «мужика» начали объяснять экзотическими родословными, тем более что и свое дворянство у казаков сформировалось, а ему претила мысль о «мужичьем» происхождении. Появилось сословное чванство, которое в свою очередь перерастало в чванство этническое.

Формированию такого мировоззрения, конечно, во многом способствовало элементарное невежество его носителей. В 1928 г. бывший есаул Донского войска, бывший мировой судья и член Донского войскового круга И.П. Карташев, отметив, что «у казачества воспитывались ненормальные отношения с неказачьим населением, к которому казачество относилось с чрезвычайным презрением», дал этому такое объяснение: «Казаки в прошлом ни в школах, ни на военной службе не изучали своей донской истории…»19

Скудость исторических познаний (сочетающаяся с абсолютной уверенностью в обратном) была характерной чертой казачьих идеологов. Общее впечатление от столь удручающей картины, конечно, несколько сглаживают отдельные представители казачьей интеллигенции — такие, как Е.А. Букановский, И.Н. Ефремов, Н.Ф. Рощупкин, М. А. Поликарпов, П.А. Скачков, К.И. Сычов, М.А. Караулов20. Они пытались донести до широких масс казачества научно обоснованные взгляды на его происхождение и этническую принадлежность, но, увы, остались в меньшинстве, следствием чего явились «независимые государства» на Дону и Кубани в годы Гражданской войны, «казакийское» движение в последующей за ней эмиграции, ставившее главной целью своей деятельности создании на юге и юго-востоке России «независимой Казакии», и сотрудничество многих «казакийцев» с гитлеровской Германией в годы Второй мировой войны21.

Метаморфозы казачьего самосознания в период с XVII по XX в. являют нам печальный парадокс: потомки тех, кто представлял собой наиболее активную, «пассионарную» часть народа, — ту, что предпочла подневольной жизни на родине «буйную волю» на полных опасностей окраинах страны — отреклись от него. Не из-за этого ли смертного греха столько бед в прошлом столетии обрушилось на казачество? И очень бы не хотелось, чтобы нечто подобное случилось у нас на новом витке исторической спирали…

1. Никитин Н.И. Происхождение казачества: мифы и реальность //Осторожно, история. М., 2011. С. 44-65.

2. Казачество: Мысли современников о настоящем, прошлом и будущем казачества. М.,2007. С. 107, 302; Аджиев М. Мы — из рода половецкого! , 1992. С. 54; Вареник В.И. Происхождение донского казачества. Ростов н/Д, 1996. С. 144-148.

3. Вареник В.И. Указ. соч. С. 139, 148.

4. Воинские повести древней Руси. М.; Л., 1949. С. 68.

5. Цит. по: Рознер И.Г. Яик перед бурей. М., 1966. С. 6.

6. См.: Козлов С.А. Кавказ в судьбах казачества. 2е изд. СПб., 2002. С. 29.

7. Станиславский А.Л. Гражданская война в России XVII в.: Казачество на переломе истории. М., 1990. С. 8.

8. Куц О.Ю. Азовское осадное сиденье 1641 года. М., 2016. С. 6.

9. Он же. Донское казачество в период от взятия Азова до выступления С. Разина (1637-1667). СПб., 2009. С. 325.

10. Там же. С. 402, 404.

11. Там же. С. 408.

12. Мининков Н.А. Донское казачество в эпоху позднего средневековья (до 1671 г.). Ростов н/Д, 1998. С. 435.

13. Сень Д.В. Причины иммиграции некрасовских казаков из Турции в Россию в начале ХХ в. //Проблемы истории Северного Кавказа. Сб. научных статей. Краснодар, 2000. С. 109-110.

14. Толстой Л.Н. Казаки. Повести и рассказы. М.,1981. С. 158.

15. История казачества Азиатской России. Екатеринбург, 1995. Т. 2. С. 137; Очерки традиционной культуры казачеств России. М.; Краснодар, 2002. Т. 1. С. 324-325; Русские в Евразии XVII-XIX. Миграции и социокультурная адаптация в иноэтничной среде. М., 2008. С. 455; Ремнев А.В., Суворова Н.Г. «Обрусение» азиатских окраин Российской империи: оптимизм и пессимизм русской колонизации //Исторические записки. М., 2008. Вып. 11. С. 147.

16. Казачество: Мысли современников… С. 187, 199.

17. Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича. М., 2000. С. 159.

18. Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. СПб., 1910. С. 107-113; Любавский М.К. Обзор истории русской колонизации с древнейших времен и до ХХ века. М., 1996. С. 322; Тхоржевский С. Донское войско в первой половине семнадцатого века //Русское прошлое. Пг.; М., 1923. Сб. 3. С. 3, 14-15; Очерки истории СССР. Период феодализма. XVII в. М., 1955. С. 268-270, 274; Пронштейн А.П. Войско Донское накануне Булавинского восстания //Вопросы военной истории России.XVIII и первая половина XIX веков. М., 1969. С. 315-316; Дариенко В.Н. Община на Яике в XVII — первой четверти XVIII в. //Ежегодник по аграрной истории. Вып. 6. Вологда, 1976. С. 55-56; Пронштейн А.П., Мининков Н.А. Крестьянские войны в России XVII-XVIII веков и донское казачество. . С. 82-86, 206-208; Козлов С.А. Кавказ в судьбах казачества (XVI-XVIII). 2е изд. СПб., 2002. С. 17-21.

19. Казачество: Мысли современников… С. 185-186.

20. Там же. С. 191-102, 172, 248, 252-253, 264, 276; Караулов М.А. Терское казачество. М., 2007. С. 24, 28.

21. Кириенко Ю.К. Казачество в эмиграции: споры о его судьбах (1921-1945 гг.) //Вопросы истории. 1996. N 10. С. 3-18.

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 5444
Источник: https://rg.ru/2018/02/26/rodina-kazachestvo.html

Литература

  • Малороссийские казаки // Военная энциклопедия :  / под ред. В. Ф. Новицкого … . — СПб. ;  : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  • Багновская Н. М. Севрюки: население Северной земли в XIV-XVI вв.: Научное издание. — М.: Палеотип (Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова), 2002. — 48 с. — ISBN 5-94727-007-2.
  • Голубовский П. История Северской земли до половины XIV столетия. — М.: Университетская типография (И. И. Завадзкого), 1881.
  • Севрюки. // Малая курская энциклопедия / Сост. Ш. Р. Гойзман — Сайт «МКЭ» (www.mke.su) (2005—2011). Дата обращения 10 августа 2014. Архивировано 24 октября 2012 года.
  • Ракитин А. С. Севрюки − коренное население Северской земли. // Сборник статей и материалов, посвященный деревне Любощь и местам её окружающим — Сайт «Diderix» (diderix.petergen.com) (2009). Дата обращения 10 августа 2014. Архивировано 24 октября 2012 года.
  • {{статья|автор=Садиков П. А.|заглавие=Поход татар и турок на Астрахань в 1569
  • Краснов П. Н. История войска Донского. Картины былого Тихого Дона. — М.: Вече, 2007. — 448. — ISBN 5-9533-1614-3.
  • Алмазов Б. А. Казаки. — СПб: Золотой век; Диамант, 1999. — 79 с.
  • Астапенко М. П. Донские казаки 1550—1920. — Ростов н/Д: Логос, 1992.
  • Астапенко М. П. Край донской казачий… — Ростов н/Д: 1994.
  • Винников Н. Парадоксы донской истории — Ростов н/Д: 2005.
  • Корягин С. В. Генеалогия и семейная история Донского казачества
  • Лазарев С. Е. Советская власть и казачество: трансформации взаимоотношений (конец 1920-х – начало 1930-х годов) // Гражданин и право. 2016. № 11. С. 3–16.
  • Лазарев С. Е. Сергей Михайлович Сивков о жизни и о себе (Наши интервью с известными учёными) // Военно-исторический архив. 2016. № 6 (198). С. 75–84.
Блок: 9/9 | Кол-во символов: 1687
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
Кол-во блоков: 21 | Общее кол-во символов: 32233
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15238-istorija-rossijskogo-kazachestva.html: использовано 8 блоков из 8, кол-во символов 8565 (27%)
  2. https://rg.ru/2018/02/26/rodina-kazachestvo.html: использовано 6 блоков из 8, кол-во символов 13707 (43%)
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8: использовано 6 блоков из 9, кол-во символов 9961 (31%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.