769,Как Киевская Русь отнеслась к выбору вероисповедания

Крещение Руси. Принятие христианства в качестве государственной религии в конце X в. киевским князем Владимиром Святославичем. Традиционная дата события – 988 год

Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках. При широком понимании термина главными этапами крещения Руси можно считать:

1) т.н. первое (Фотиевое или Аскольдовое) крещение в 860-е гг., которое принято связывать с именами киевских князей Аскольда и Дира; оно со­про­во­ж­да­лось соз­да­ни­ем на Ру­си епи­ско­пии (или ар­хи­епи­ско­пии), впо­след­ст­вии по­гиб­шей;


2) личное крещение киевской княгини Ольги в Константинополе в 946 г. или 957 г.;

3) крещение Руси Владимиром;

4) ак­тив­ное цер­ков­ное строи­тель­ст­во и ме­ры по ор­га­ни­зационному  оформ­ле­нию Церк­ви, рас­ши­ре­нию епар­хи­аль­ной и при­ход­ской струк­тур, пред­при­ни­мав­шие­ся при ки­ев­ском кн. Яро­сла­ве Вла­ди­ми­ро­ви­че Му­дром и при его пре­ем­ни­ках.

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 962
Источник: https://histrf.ru/lyuboznatelnim/dictionary/b/krieshchieniie-rusi

Причины христианизации Руси князем Владимиром

Историки всегда задаются вопросами: зачем князь решил крестить Русь и почему выбрал православие?

На это повлияла не только личность и предпочтения князя, но духовные и социально-политические процессы в обществе.

Язычество нельзя считать религией в современном восприятии. Оно состояло из хаотичного набора разных верований и культов. В нем не было учения, как в мировых религиях. Язычество соединяло религиозные обряды и объекты религиозного поклонения. Оно не объединяло существующие племена, в чем нуждалось Киевская Русь на рубеже 10-11 века. Одновременно люди нуждались в объединении из-за одиночества в малонаселенных лесах и болотах и боязни явлений природы. X век требовал историю и познания мира в больших масштабах. Торговые и военные центра проявляли особую тягу к познанию мира. Именно там зарождалась государственность в X веке.

Князь Владимир был великим руководителем и организатором. Они понимал, что языческий политеизм не может существовать в государстве и не отвечал его духовным и политическим требованиям. В 980 году князь попробовал объединить всех языческих богов под руководством Перуна – княжеского бога. Но культ Перуна не прижился. Одному языческому богу противостояло множество таких же неславянских и славянских богов различных племен Руси. Язычество не смогло объединить племена и земли в составе Киевской Руси. Из истории видно, что ислам и христианство отлично справляются с этой задачей.

Выбор православия так же обусловили культурные, экономические и политические связи с Византией. В ней духовная власть подчинялась императору. Это полностью удовлетворяла устремления князя Владимира.

Православие было выбрано и по династическим соображениям. Владимир мог заключить брак с принцессой Анной, сестрой византийского императора. Династический брак укрепит отношения Киевской Руси и Византии, что позволяло расширить культурные и торгово-экономические связи. Так же он защищал Русь от кочевых племен в степи на севере от Черного моря. Византийцы часто использовали их для уничтожения северных соседей.

Повлиял и язык богослужения. Католицизм основывался на латинском языке, а православия не имело языковых канонов. Православная Библия и богослужения были более доступны и близки населению Киевской Руси. Благодаря болгарским священникам и богослужебным книгам православие постепенно входило в жизнь русского народа.

Болгарская письменность представило христианство высокоорганизованной религией с высокой культурой. Церковная письменность считается наиболее важным вкладом христианства для Киевской Руси. Благодаря ей не надо было начинать литературу, следовало просто продолжать и создавать свои высококультурные произведения.

Русь начала отходить от языческой и магометанской Азии и сближалась с Европой.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 2774
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/11262-hristianizaciya-rusi-v-x-veke.html

Образование государства Киевская Русь

Современная история выдвигает две основные версии, согласно которым произошло образование государства Киевская Русь:

  1. норманнская. Данная теория опирается на довольно сомнительный исторический документ – «Повесть временных лет». Также сторонники норманнской версии говорят о различных записях у европейских ученых. Данная версия является базовой и принимается историей. Согласно ей древние племена восточных общин не могли управлять собой самостоятельно и призвали трех варяг — братьев Рюрика, Синеуса и Трувора.
  2. антинорманская (русская). Нормандская теория, несмотря на общепризнанность, выглядит довольно спорно. Ведь в ней нет ответа на даже простой вопрос, кто же такие варяги? Впервые антинорманские высказывания сформулировал великий ученый Михаил Ломоносов. Этот человек отличался тем, что активно отстаивал интересы своей Родины и во всеуслышание заявил, что история древнерусского государства написана немцами и не имеет под собой никакой логики. Немцы в данном случае это не нация, как таковая, а собирательный образ, которым называли всех иноземцев, которые говорили не по-русски. Их называли немыми, отсюда и немцы.

Фактически до конца 9 века в летописях не осталось ни одного упоминания о славянах. Это довольно странно, поскольку здесь жили довольно цивилизованные люди. Этот вопрос очень подробно разобран в материале, про гуннов, которые по многочисленным версиям были никем иными, как русскими. Сейчас хочется отметить, что когда Рюрик пришел в древнерусское государство, там были города, корабли, своя культура, свой язык, свои традиции и обычаи. Да и города были достаточно хорошо укрепленными с военной точки зрения. Как то слабо это связывается с общепринятой версией, что наши предки в то время с палкой-копалкой бегали.

Древнерусское государство Киевская Русь было образовано в 862 году, когда варяг Рюрик пришел управлять в Новгород. Интересный момент заключается в том, что свое правление страной сей князь осуществлял из Ладоги. В 864 г. сподвижники новгородского князя Аскольд и Дир отправились вниз по Днепру и обнаружили город Киев, в котором и стали править. После смерти Рюрика опеку над его малолетним сыном взял Олег, который отправился в поход на Киев, убил Аскольда и Дира и овладел будущей столицей страны. Произошло это в 882 году. Поэтому образование Киевской Руси вполне можно отнести к этой дате. В период правления Олега владения страны расширялась за счет завоевания новых городов, а также происходило укрепление международного могущества, в результате войн с внешними врагами, такими, как Византия. Между новгородскими и киевскими князьями были добропорядочные отношения, и их незначительные стыки не приводили к крупным войнам. Достоверных сведений на этот счет не сохранилось, но многие историки говорят, что эти люди были братьями и только кровные узы сдерживали кровопролитие.

Становление государственности

Киевская Россия была по-настоящему могущественным государством, уважаемым в других странах. Ее политическим центром был Киев. Это была столица, которая по своей красоте и богатству не имела себе равных. Неприступный город-крепость Киев на берегу Днепра долгое время был оплотом Руси. Этот порядок был нарушен в результате первых раздробленностей, которые нанесли урон могуществу государства. Завершилось же все нашествием татаро-монгольских войск, которые буквально сравняли с землей «мать городов русских». По сохранившимся записям современников того страшного события – Киев был разрушен до основания и утратил навсегда свою красоту, значимость и богатство. С тех пор статус первого города ему не принадлежала.

Интересным является выражение «мать городов русских», которое и по сей день активно применяется людьми из разных стран. Здесь мы сталкиваемся с очередной попыткой фальсификации истории, поскольку в тот момент, когда Олег захватил Киев, Русь уже существовала, и столицей ее был Новгород. Да и в сам стольный киев-град князья попали, спустившись по Днепру от Новгорода.

Междоусобные войны и причины распада древнерусского государства

Междоусобный войны это тот страшный кошмар, которые долгие десятилетия мучил русские земли. Причиной этих событий было отсутствие внятной системы престолонаследия. В древнерусском государстве сложилась ситуация, когда после одного правителя оставалось огромное количество претендентов на трон – сыновья, братья, племянники и т.д. И каждый из них стремился реализовать свое право на управление Русью. Это неминуемо приводило к войнам, когда верховная власть утверждалась оружием.

В борьбе за власть отдельные претенденты не чурались ни чем, даже братоубийством. Широко известна история о Святополке Окаянном, который убил своих братьев, за что и получил это прозвище. Несмотря на противоречия, царившие внутри Рюриковичей, Киевская Русь управлялась великим князем.

Во многом именно междоусобные войны привели древнерусское государство к состоянию близкому к краху. Случилось это в 1237 году, когда древнерусские земли впервые услышали о татаро-монголах. Страшные беды принесли они нашим предкам, но внутренние проблемы, разобщенность и нежелание князей отстаивать интересы других земель привели к великой трагедии, и на долгие 2 века Русь попала в полную зависимость от Золотой Орды.

Все эти события привели ко вполне прогнозируемому итогу – древнерусские земли стали распадаться. Датой начала этого процесса принято считать 1132 год, который ознаменовался смертью князя Мстислава, прозванного в народе Великим. Это привело к тому, что два города Полоцк и Новгород отказались признавать власть его приемника.

Все эти события привели распаду государства на мелкие уделы, которые управляли отдельные властители. Оставалась, конечно, и главенствующая роль великого князя, но данный титул походил больше на корону, которую применял только сильнейший в результате очередных междоусобиц.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 5899
Источник: https://istoriarusi.ru/kiev_rus.html

Роль христианизации Руси в X веке

Значение и роль христианизации Руси были противоречивы, как и само православие.

С появлением православия возник новый общественный институт – церковь. До сегодняшних дней она сохранила свою систему управления:

• патриарх (митрополит);

• епархии с архиереями;

• приходы со священнослужителями;

• монастыри с монахами, отрекшимися от мирской жизни.

В патриархальном обществе церковь оказалась наиболее зрелой структурой. Она влияла на становления общества и выполняла некоторые функции государства. Церковь была судьей в наследственных и семейно-брачных делах. Номоканон (Кормчая книга) – свод церковных законов, который действовал вместе с «Русской правдой». Лекари, паломники и клирошане были в ведении церквей. В церкви хранили документы, озвучивали указы, были эталоны весов и мер. Духовенство было школьными учителями и распространяло грамотность среди населения.

С другой стороны князь обеспечивал материальные потребности церкви. В X – XI веке это была десятина княжеского дохода, а потом – целые села с крестьянами.

Важно, что церковь начало заботиться об обездоленных и нищих. Церковная власть поощряла милостыню, устраивала богадельни, давали кров женщине с ребенком, паломникам, слепцам и хромцам.

Притесняя общинные обычаи и права, церковь контролировала семейный быт людей, что было неподвластно государству.

Священники выступали на стороне челяди перед их господами, постепенно приучало прихожан к церковным заповедям, которые с языческих времен имели по несколько жен, не венчались, не постились и «твориле насилие» в святом храме.

Проблематично было заставить бывших язычников исповедоваться своему греховному отцу. Со временем священники стали контролировать повседневные будни прихожан. Люди должны были стыдиться своих поступках и раскаиваться в содеянном, но не бояться ходить в церковь. Священник говорил, что бы грешники «не впадали в отчаяние». За грехи назначались епитимия, но на мирской суд они не выносились.

Церковь содействовала распространению христианства. На завоеванных землях строились храмы, а в городах открывались кафедры. Во время раздробленности церковь вмешивалась в политику. Князья стремились получить наибольшую поддержку церковной корпорации, стремясь покровительствовать важным отечественным святыням. К примеру, церковь способствовала перенесения патронального культа Богородицы во Владимир Андреем Боголюбским. С церковного разрешения появился новый праздник – Покров.

Монастыри начали появляться в Киевской Руси в XI веке. Там подготавливали будущих священнослужителей, осмысливали вероучения, формировался христианский быт и обрядность. Монастыри были центром распространения грамотности, они занимались миссионерской деятельностью. К XIII веку Русь насчитывала 80 монастырей.

Созданное вероучение и строгая организация Русской церкви укрепляло общественный строй. Новая религия произвела переворот в мировоззрении людей, образовала новую систему ценностей.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 2926
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/11262-hristianizaciya-rusi-v-x-veke.html

Ключевые события


Киевская Русь это первая форма российской государственности, которая имела немало великих страниц в своей истории. В качестве основных событий эпохи киевского возвышения можно выделить следующие:

  • 862 г. – приход варяга-Рюрика в Новгород на княжение
  • 882 г. – Вещий Олег захватил Киев
  • 907 г. – поход на Константинополь
  • 988 г. – Крещение Руси
  • 1097 г. – Любечский съезд князей
  • 1125-1132 гг. – княжение Мстислава Великого
Блок: 3/3 | Кол-во символов: 455
Источник: https://istoriarusi.ru/kiev_rus.html

Последствия христианизации Руси

Православие стало основой объединения русского общества. Оно постепенно вытесняло языческие обряды и традиции. В обществе началась германизация. Культурным переворотом оказалось введение единой письменности. Городская культура распространялось в страну с сельскохозяйственной жизнедеятельностью. Православие развивало храмное строительство, литературу, книжное дело, философию и историю.

Христианство помогло становлению византийской формы государственности. Светская и церковная власть тесно сотрудничают в условиях главенства князя. В XI веке формируется церковная юрисдикция, которая рассматривает семейные и наследственные дела. Церковь так же влияет на международные отношения. Христианство помогло Киевской Руси стать равноправным членом европейской цивилизации.

Но были и отрицательные последствия христианизации Руси. Киевская Русь стало отделяться от западноевропейских цивилизаций. Падение Византии привело к изоляции Русской православной церкви и Русского государства. По этой причине Западная Европа не помогала Руси в борьбе с иноверцами.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 1081
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/11262-hristianizaciya-rusi-v-x-veke.html

Христианство в XI-XII вв

Ос­нов­ные на­прав­ле­ния хри­стиа­ни­за­ции го­су­дар­ст­ва и об­ще­ст­ва, обо­зна­чив­шие­ся в хо­де крещения Руси,  бы­ли про­дол­же­ны в XI-XII вв. Епар­хи­аль­ная струк­ту­ра сде­ла­лась бо­лее дроб­ной, чис­ло епар­хий воз­рос­ло до двенадцати. О раз­ви­тии в этот пе­ри­од при­ход­ской сис­те­мы труд­но су­дить из-за от­сут­ст­вия дан­ных; ве­ро­ят­но, оно сле­до­ва­ло за раз­ви­ти­ем государственно-административной. струк­ту­ры, т. к. при­ход­ской храм на­хо­дил­ся обыч­но в административном цен­тре (по­гос­те). Со­вер­шен­ст­во­ва­лось цер­ков­но-государственное взаи­мо­дей­ст­вие в об­лас­ти су­да. Воз­рас­тав­шие по­треб­но­сти в бо­го­слу­жеб­ных кни­гах обес­пе­чи­ва­лись скрип­то­рия­ми, дей­ст­во­вав­ши­ми при круп­ных мо­на­сты­рях и, ве­ро­ят­но, при епи­скоп­ских ка­фед­рах. Всё это име­ло след­ст­ви­ем и бо­лее ак­тив­ную хри­стиа­ни­за­цию сель­ско­го на­се­ле­ния. По­след­ние све­де­ния о язы­че­ских вы­сту­п­ле­ни­ях в круп­ных го­ро­дах (Нов­го­род, Рос­тов, Яро­славль) от­но­сят­ся к 1070-м гг. С это­го вре­ме­ни язы­че­ст­во как об­щественный фак­тор бо­лее не про­сле­жи­ва­ет­ся.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 1149
Источник: https://histrf.ru/lyuboznatelnim/dictionary/b/krieshchieniie-rusi

Значение крещения Руси


Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.

Крещение Руси было важно и для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти. Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.

Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

Литература

Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. СПб., 1913.

Рапов О.М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.

Фроянов И.Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012.

Ща­пов Я. Н. Го­су­дар­ст­во и цер­ковь Древ­ней Ру­си X–XIII вв. М., 1989.

***

Крещение Ольги в Константинополе

Первый Аскольдов поход

Крещение Руси

Татьяна Черникова. Расцвет Древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром в конце Х – середине XI вв. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе (середина XI- начало XII вв.)

***

Также в «Словаре»: Владимир Святой, Древнерусское государство, Древнерусская народность

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 1844
Источник: https://histrf.ru/lyuboznatelnim/dictionary/b/krieshchieniie-rusi
Кол-во блоков: 10 | Общее кол-во символов: 22047
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/11262-hristianizaciya-rusi-v-x-veke.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 6781 (31%)
  2. https://histrf.ru/lyuboznatelnim/dictionary/b/krieshchieniie-rusi: использовано 5 блоков из 5, кол-во символов 8912 (40%)
  3. https://istoriarusi.ru/kiev_rus.html: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 6354 (29%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий