90,Биография Андрея Туполева – гениального конструктора самолетов

В канун 130-летия со дня рождения своего знаменитого деда Андрей Алексеевич Туполев рассказал в интервью ТАСС, что подарил их семье маршал Рокоссовский, чем любил заниматься в свободные минуты глава всемирно известного конструкторского бюро и почему так важно, чтобы самолеты были не только технически совершенными, но и красивыми.


Андрей, внук авиаконструктора Андрея Туполева

© ПАО «Туполев»

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 393
Источник: https://tass.ru/armiya-i-opk/5764081

Конструктор

Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября (по старому стилю — 29 октября) 1888 года в Тверской губернии. Там же окончил гимназию, а в 1908 году поступил в Императорское московское техническое училище, которое окончил через десять лет.

Биография Туполева как конструктора и даже летчика берет свое начало в 1909 году, когда он становится членом воздухоплавательного кружка профессора Николая Жуковского и одним из его любимых учеников. Молодой человек участвовал в постройке небольшого планера, на котором в 1910 году совершил первый полет. С тех самых пор небо, по-видимому, прочно завладело сердцем Андрея Туполева на всю оставшуюся жизнь.

В 1920-е годы Туполев начинает серьезную конструкторскую деятельность и создает первый легкий самолет смешанной конструкции АНТ-1. В 1924 году свет увидел первый советский цельнометаллический самолет АНТ-2, а уже через год — первый боевой АНТ-З.

Андрей Туполев (в центре) рядом с самолетом АНТ-1

© ПАО «Туполев»

До 1936 года под руководством Андрея Туполева были спроектированы и построены несколько типов аэросаней и торпедных катеров, часть из которых запустили в широкую эксплуатацию, а также около 15 типов самолетов различного назначения, в том числе тяжелые серийные бомбардировщики АНТ-4 (ТБ-1), АНТ-6 (ТБ-3).

21 октября 1937 года Туполев был репрессирован, как многие ученые того времени. Находясь в заключении до лета 1941 года и занимаясь конструкторской деятельностью в специальном ЦКБ-29 (Особое техническое бюро НКВД СССР), впоследствии получившем название «Туполевская шарага», он руководил созданием Ту-2 — одного из лучших серийных фронтовых бомбардировщиков Второй мировой войны.

После окончания войны под руководством Андрея Николаевича была создана целая серия боевых тяжелых самолетов, ставших на долгие годы основой отечественных стратегических авиационных сил.

С 1955 года КБ Туполева вело работы по бомбардировщикам с ядерной силовой установкой. Намечалось создание экспериментального самолета Ту-119 и сверхзвуковых бомбардировщиков «120». В 1956–1957 годах в КБ было создано новое подразделение по разработке беспилотных летательных аппаратов. Были созданы беспилотные разведчики Ту-123 «Ястреб», велись работы по планирующему гиперзвуковому аппарату «130» и ракетоплану «136» («Звезда»).

Широко развивалось и гражданское авиастроение. Создание семейства пассажирских магистральных реактивных самолетов Ту-104, Ту-110, Ту-124, Ту-134 и Ту-154, первого турбовинтового межконтинентального самолета Ту-114 способствовало широкому внедрению пассажирских авиационных перевозок в повседневную жизнь страны. Под руководством Андрея Николаевича Туполева был создан первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144, ставший одной из легенд среди технических достижений ХХ века.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 2767
Источник: https://tass.ru/armiya-i-opk/5764081

Самые известные самолеты концерна «Туполев»


Ту-22М3

Ту-22М3 — дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. Предназначен для поражения сверхзвуковыми управляемыми ракетами наземных и морских целей в любое время суток и в любых метеоусловиях. Главный конструктор — Дмитрий Марков. Первый полет совершил 22 июня 1977 г., в серийное производство запущен в 1978 г., принят на вооружение ВВС СССР в марте 1989 г.

Всего было построено около 500 Ту-22М разных модификаций. Максимальная скорость самолета — 2 тыс. км/ч, практическая дальность — 7 тыс. км, практический потолок — 14 тыс. м. Экипаж — 4 человека. Может нести крылатые ракеты различных типов с обычным или ядерным зарядом. В настоящее время ведется ремонт и модернизация самолетов этой модели, стоящих на вооружении ВВС России.

Ту-95МС

Ту-95МС — турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец. Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием важных целей в удаленных военно-географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий. Главный конструктор — Николай Базенков. Самолет создан на базе на базе Ту-142МК и Ту-95К-22.

Первый полет совершил в сентябре 1979 г., принят на вооружение ВВС СССР в 1981 г. Максимальна скорость — 850 км/ч, практическая дальность — до 11 тыс. км, практический потолок — 10,5 тыс. км. Экипаж — 7 человек. Вооружение: крылатые ракеты большой дальности, 2 пушки калибра 23 мм. В настоящее время состоит на вооружении ВВС России. Ведется модернизация до версии Ту-95МСМ (позволит продлить срок эксплуатации самолетов до 2025 г.)

Ту-160

Ту-160 — сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с изменяемой геометрией крыла. Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных целей в удаленных военно-географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий. Главный конструктор Валентин Близнюк.

Первый полет машина совершила 18 декабря 1981 г., принята на вооружение ВВС СССР в 1987 г. Максимальная скорость — 2 тыс. км/ч, практическая дальность — 12 тыс. 300 км, практический потолок — 21 тыс. м. Экипаж — 4 человека. Вооружение: до 12 крылатых ракет или до 40 т авиабомб. Продолжительность полета — до 15 ч (без дозаправки). Не менее 15 машин этого типа состоят на вооружении дальней авиации ВВС России. До 2020 г. ожидается поступление десяти модернизированных машин Ту-160М.

Ту-214ПУ

Ту-214ПУ («пункт управления») — воздушный командный пункт, модернизированная версия реактивного среднемагистрального узкофюзеляжного пассажирского самолета Ту-214. Самолет предназначен для перелетов средней дальности по стране и во время зарубежных визитов президента и председателя правительства России (для дальних визитов используется Ил-96-300ПУ). На борту установлена специальная аппаратура связи и управления.

Два построенных экземпляра (регистрационные номера RA-64517 и RA-64520) эксплуатируются Специальным летным отрядом (СЛО) «Россия» Управления делами президента РФ. Первый полет — 12 мая 2010 г. Крейсерская скорость — 850 км/ч, практическая дальность — 6 тыс. 500 км, практический потолок — 12 тыс. км.

Ту-154

JetAero

Ту-154 — реактивный среднемагистральный пассажирский самолет, самый массовый советский реактивный авиалайнер. Вплоть до конца 2000-х гг. — один из основных самолетов на маршрутах средней дальности в России. Главные конструкторы — Дмитрий Марков, Сергей Егер, Александр Шенгардт, Андрей Гришин. Первый полет — 3 октября 1968 г., самолет серийно производился с 1970 г. по 2013 г.

По данным ОАО «Туполев», построено не менее 930 единиц разных модификаций. По состоянию на январь 2014 г. в эксплуатации оставались порядка 80 единиц. Пассажировместимость Ту-154М — 164-175 человек, максимальная скорость — 950 км/ч, практическая дальность — 3 тыс. 900 км, практический потолок — 12 тыс. м. Экипаж – 4 человека.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 3840
Источник: https://army-news.ru/2015/05/90-let-so-dnya-rozhdeniya-tupoleva-pyaterka-luchshix-samoletov-kb/

Семья

  • Жена — Туполева (урождённая Жёлтикова) Юлия Николаевна (1894—1962).
  • Сын — Туполев, Алексей Андреевич (1925—2001) — известный советский авиаконструктор.
  • Дочь — Туполева, Юлия Андреевна (1920—2011) — заслуженный врач РФ, заведовала терапевтическим отделением МГКБ имени С. П. Боткина, личный врач Андрея Николаевича Туполева.
  • Зять — Вуль, Владимир Михайлович (1920—2012) — ведущий конструктор ОКБ Туполев, заместитель генерального конструктора.

Блок: 3/10 | Кол-во символов: 448
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2,_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

Российский авиаконструктор Алексей Туполев. Биография


Алексей Андреевич Туполев родился 20 мая 1925 г. в Москве в семье авиаконструктора Андрея Туполева (1888-1972) и Юлии Туполевой (1894-1962). В 1942 г., окончив в эвакуации среднюю школу в Омске, начал работать в конструкторском бюро (ЦКБ-29 НКВД СССР) под руководством своего отца.

После возвращения в 1943 г. в Москву, поступил в Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе (ныне Московский авиационный институт — национальный исследовательский университет/ и окончил его в 1949 г. Вернулся в конструкторское бюро Андрея Туполева в Москве на должность ведущего конструктора.

В 1953 г. защитил диссертацию кандидата технических наук. В 1963 г. — доктора технических наук.

В 1956 г. начал заниматься созданием боевой беспилотной техники для полетов в широком диапазоне сверхзвуковых скоростей, в 1957 г. возглавил отдел «К» по беспилотной технике авиационного завода номер 156 (с 1966 г. — Московский машиностроительный завод (ММЗ) «Опыт», с 1989 г. — Авиационный научно-технический комплекс имени А.Н. Туполева, ныне — ОАО «Туполев» в составе Объединенной авиастроительной корпорации, ОАК).

В период с 1963 по 1973 гг. — главный конструктор предприятия, заместитель генерального конструктора. С 1973 г., после смерти отца, — генеральный конструктор ММЗ «Опыт».

Принимал участие в создании многих военных самолетов марки «Ту» и их модификаций — Ту-2 (первый полет в 1941), Ту-4 (1947), Ту-70 (1946), Ту-16 (1952); сверхзвукового тяжелого беспилотного самолета-снаряда Ту-121, оперативных сверхзвуковых беспилотных разведчиков Ту-143 «Рейс» (1970) и Ту-141 «Стриж» (1973); сверхзвукового стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160 (1981). Участвовал в разработке пассажирских самолетов Ту-104 (1955), Ту-114 (1957), Ту-124 (1960), Ту-134 (1963), Ту-154Б (1975), Ту-154М (1982).

Руководил созданием сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144 (1968), экспериментального самолета Ту-155 (1988, использовал криогенное топливо), пассажирского лайнера Ту-204 (1989). Генеральный конструктор одноступенчатого многоразового воздушно- космического самолета (ВКС) Ту-2000 (1986-1995, проект был заморожен из-за отсутствия госфинансирования).

В 1978-1985 гг. — заведующий кафедры «Аэродинамика и конструкция летательных аппаратов» Московского авиационного технологического института (ныне МАТИ — Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского в составе МАИ).

15 марта 1979 г. избран членом-корреспондентом Академии наук (АН) СССР (Отделение механики и процессов управления, специальность «самолетостроение»). С 15 марта 1984 г. — академик АН СССР по специальности «машиностроение, в том числе транспортное машиностроение». С 1991 г. — академик Российской академии наук.

Депутат Совета Национальностей 9-го (1974-1979), 10-го (1979-1984) и 11-го (1984-1989) созывов Верховного Совета СССР, народный депутат СССР.

В 1995 г. участвовал в выборах в Государственную думу РФ второго созыва в составе блока «Тихонов — Туполев — Тихонов» (блок набрал 0,15% голосов, мест в парламенте не получил).

Скончался 12 мая 2001 г., похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награжден тремя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета». Герой Социалистического Труда (1972). Лауреат Ленинской премии (1980), Государственной премии СССР (1967).

Был женат на Майе Александровне Туполевой. Сын Андрей (1961 г. рождения), кандидат технических наук, директор центра маркетинга ОАО «Туполев». Дочь Татьяна (1963 г. рождения), кандидат медицинских наук.

/ По материалам vpk.name /

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 3572
Источник: https://army-news.ru/2015/05/90-let-so-dnya-rozhdeniya-tupoleva-pyaterka-luchshix-samoletov-kb/

Общественно-политическая деятельность

Андрей Николаевич Туполев не состоял в КПСС. Неоднократно избирался депутатом Советов различных уровней.

Блок: 4/10 | Кол-во символов: 144
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2,_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

Наследие


Сын Туполева, Алексей Андреевич, бывал дома еще меньше отца. «Я застал времена, когда рабочие совещания руководства начинались только в девять вечера. Возвращался из института часов в семь, по два-три часа работал над дипломной работой, и только после десяти вечера приходил к своему руководителю проекта Глебу Васильевичу Махоткину», — рассказывает внук Андрей Алексеевич.

Алексей и Андрей Туполевы

© ПАО «Туполев»

Люди трудились так годами, суббота была обычным рабочим днем. После совещаний расходились ближе к 12 ночи, а по воскресеньям руководящий состав обыкновенно ездил в баню. Это тоже был, можно сказать, ритуал — в непринужденной обстановке обсуждались проекты, «выбивались» и лоббировались различные заказы.

Конструкторскую профессиональную среду того времени отличала необыкновенная сплоченность, крепкие дружеские связи с военными и чиновниками разных рангов, отмечает Туполев. Летом главы конструкторских бюро играли в теннис, зимой катались на коньках и лыжах. Все друг друга знали, постоянно общались. А главное, совершенно по-другому решали все вопросы.

«Это были семейные, многолетние отношения, поэтому все важные вопросы решались на каких-то прогулках, поездках. Никаких официальных писем никто не писал. По делу просто звонили, а чаще даже заходили без предупреждения», — рассказывает Андрей Туполев.

Летчик-испытатель Михаил Громов, авиаконструктор Андрей Туполев, генерал-полковник авиации Георгий Байдуков и генерал-лейтенант авиации Александр Беляков

© Владимир Лагранж/ТАСС

В те времена во главе всех научных организаций стояли очень сильные, особенно в техническом отношении, руководители, которые не боялись спорить не только со своими коллегами, но и с вышестоящим руководством. «Тогда их слышали», — признает внук Туполева.

Сравнивая проекты, которые воплощал в жизнь его дед, с принципами работы современных мировых конструкторских бюро, Андрей Туполев уточняет, что сейчас в гражданской авиации понятие «национальный» самолет потеряло актуальность, так как давно наблюдается унификация по оборудованию, материалам, технологии сборки. «Пришло время международных коопераций: крылья собираются в Японии, двигатели в Германии, в Британии, во Франции, складов нет вообще. Со всего мира привозят запчасти, вплоть до гаек, и дальше роботы все это подвозят. На пунктах сборки находятся два-три человека, которые контролируют весь процесс», — рассказывает Туполев.

Кроме того, в современном мире самолеты собирают методом конвейерной сборки, как у Генри Форда. Огромные машины движутся по цехам, идет стыковка блоков фюзеляжа и их отладка. Все это сильно удешевляет процесс и одновременно позволяет отобрать лучших производителей комплектующих, поясняет Андрей Туполев.

Сложно сказать, понравилась бы деду идея слияния технологий и стирания границ. Но он как-то спокойно к этому относился, ведь сам часто ездил в Америку, во Францию, Германию. В 1990-е годы мне приходилось встречать в той же Германии людей, которые его помнили. Он дружил и с Хенкелем, и с Мессершмидтом. Ему, правда, потом это все припомнили… Бывал он и в КБ Сикорского в Соединенных Штатах

Андрей Туполев в США

© ПАО «Туполев»

Современный гражданский самолет должен быть безотказным, комфортным, с практически стопроцентной гарантией вылета, отмечает собеседник агентства. На современных самолетах стоят системы реагирования на сдвиги ветра, что позволяет им избежать неприятной болтанки. Новая технологическая революция в мире идет уже вовсю. Это уже  следующее поколение воздушных судов. Они почти что наполовину электрические, с совершенно другими условиями комфорта, системами безопасности и адаптирования к условиям окружающей среды», — рассказывает Туполев.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 3679
Источник: https://tass.ru/armiya-i-opk/5764081

Историческое значение

Следуя заветам Жуковского, Туполев развивал авиационную науку и ее экспериментальную базу; став вдохновителем и основателем российского металлического самолетостроения в эпоху господства деревянных конструкций и этим создал вектор развития мирового самолетостроения, направив его на перспективный путь. Туполев и его коллектив в 1920-е гг. создал тяжелые бомбардировщики, по своим конструктивным и компоновочным решениям на долгие годы определившие пути развития тяжелых самолетов как военного, так и гражданского назначения. На самолетах Туполева советские летчики впервые садились на Северный полюс, на его машинах экипажи Чкалова и Громова выполнили рекордные перелеты из Москвы в США. По его инициативе был создан первый отечественный реактивный пассажирский самолет Ту-104, положивший начало массовой эксплуатации пассажирских реактивных самолетов в мире. Под его руководством были созданы первоклассные военные и пассажирские самолеты различного назначения, во многом определившие лицо мировой авиации в XX столетии

Благодаря усилиям Туполева в стране началось крупносерийное производство металлических самолетов, причем он же разработал технологию, которая ускорила процесс сборки этих машин. Конструктор руководил производством разведчиков, истребителей, бомбардировщиков, транспортных, пассажирских, морских самолетов, а также торпедных катеров, аэросаней, гондол, мотоустановок и первых советских дирижаблей. Большой вклад в авиационное строительство внесли созданные Туполевым единичные агитационные самолеты «Правда», «Максим Горький», «Родина».

Благодаря Туполеву спроектировано более 100 типов самолетов, 70 из них были поставлены на серийное производство. Самолеты авиаконструктора эксплуатируются авиакомпаниями в десятках стран.

Блок: 5/10 | Кол-во символов: 1768
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2,_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

Будущее


В области пассажирских перевозок самолеты Туполева сегодня занимают особую нишу. Ту-214 в специальных модификациях обеспечивают комфортные условия для перевозок первых лиц государства и глав различных ведомств. Ту-214 хорошо зарекомендовали себя при эксплуатации на пассажирских авиалиниях и были выбраны в качестве базовой модели для создания целого ряда самолетов специального назначения.

Несколько месяцев назад появилась информация о том, что «Туполев» во взаимодействии с ведущими научными организациями страны завершает предпроектные работы по новому перспективному сверхзвуковому пассажирскому самолету примерно на 30 пассажирских мест. Разработчики проводят исследования по способам снижения звукового воздействия, проводят эксперименты, готовятся к созданию полномасштабного экспериментального самолета-демонстратора для проведения предварительных летных испытаний.

И все-таки основное направление развития предприятия, созданного авиаконструктором Туполевым, сегодня связано с укреплением обороноспособности страны. «Туполеву» по-прежнему поручаются проекты государственной важности. В числе приоритетных задач — выполнение программы модернизации самолетов стратегической и дальней авиации, возобновление производства стратегического ракетоносца Ту-160, создание нового перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). Последний, пожалуй, является одним из самых интересных проектов современного бюро Туполева — ожидается, что ПАК ДА превзойдет по своим свойствам все существующие самолеты и совместит в себе лучшие их качества.

Этим проектом руководят серьезные технические специалисты, и я не сомневаюсь, что все у них получится. Эта машина должна быть очень красивой. Она достойно заменит предыдущие поколения самолетов, совмещая многие их параметры и возможности

Говоря о принципах своего деда, внук Туполева вспоминает его знаменитую формулу «Летают только красивые самолеты» и заверяет, что по отношению к ПАК ДА это правило будет реализовано в полной мере.

Анна Юдина

ТАСС благодарит за помощь в организации интервью и предоставленные фотоматериалы пресс-службу ПАО «Туполев»

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 2118
Источник: https://tass.ru/armiya-i-opk/5764081

Память

  • Могила Туполева на Новодевичьем кладбище Москвы

  • Могила жены Туполева на Новодевичьем кладбище

  • Бюст академика А.Н Туполева: Майская площадь, Кимры

В 1973 году именем Туполева был назван Казанский авиационный институт (с 1992 года — Казанский государственный технический университет имени А. Н. Туполева), 4 июня 2014 года в Казани — в сквере на пересечении улиц Декабристов, Гагарина и Королёва — был открыт памятник А. Н. Туполеву.

  • В городе Кимры на Майской площади 7 сентября 1979 года установлен бюст А. Н. Туполева (скульптор Х. Б. Геворкян).
  • В 1988 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Туполеву.
  • В 1979 году снят фильм-биография, посвящённый двум великим авиаконструкторам А. Н. Туполеву и И. И. Сикорскому — «Поэма о крыльях».
  • установлен мемориал на месте, где находилось родное село Туполева Пустомазово. Ныне территория Устиновского сельского поселения Кимрского района Тверской области. Имя Туполева также было присвоено устиновской средней школе, на ней также установлена мемориальная доска в память о герое.
  • Московский машиностроительный завод «Опыт» имени А. Н. Туполева.
  • В 2018 г. Московский аэропорт «Внуково» получил имя А. Н. Туполева.

Блок: 6/10 | Кол-во символов: 1213
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2,_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

Примечания


Блок: 8/10 | Кол-во символов: 13
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2,_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

Кол-во блоков: 20 | Общее кол-во символов: 33345
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:

  1. https://tass.ru/armiya-i-opk/5764081: использовано 5 блоков из 5, кол-во символов 13143 (39%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2,_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87: использовано 5 блоков из 10, кол-во символов 3586 (11%)
  3. https://to-name.ru/biography/andrej-tupolev.htm: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 2363 (7%)
  4. https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15853-biografija-andreja-tupoleva-genialnogo-konstruktora-samoletov.html: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 4595 (14%)
  5. https://mail.to-name.ru/biography/andrej-tupolev.htm: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 2246 (7%)
  6. https://army-news.ru/2015/05/90-let-so-dnya-rozhdeniya-tupoleva-pyaterka-luchshix-samoletov-kb/: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 7412 (22%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий