975,Кризис советской модели социализма — изучаем внимательно

После продолжительной эпохи застоя и правления Л.И. Брежнева в СССР постепенно накапливались внутренние и внешние проблемы, наступал кризис. В первую очередь это был экономический кризис, связанный с всевластием чиновников, бюрократией, геронтократией в руководстве страны. Также это был кризис экономический – спад советской экономической системы и производительности труда. На фоне всего этого в Советском Союзе развился также социально-духовный кризис – из-за безысходности и отсутствия альтернативы. Кроме того, СССР во внешней политике явно начинал сдавать свои позиции и проигрывать холодную войну к 1980-м гг. Обо всем этом более подробно вы узнаете из данного урока.


Блок: 1/7 | Кол-во символов: 674
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/9-klass/sssr-v-poslevoennye-gody/itogi-razvitiya-sssr-1964-1985-gg-krizis-serediny-80-h-gg

Введение

На данном уроке рассматривается ситуация, которая сложилась в СССР к середине 1980-х гг. в политической, экономической, социальной и культурной сферах.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 160
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/9-klass/sssr-v-poslevoennye-gody/itogi-razvitiya-sssr-1964-1985-gg-krizis-serediny-80-h-gg

Ñîçäàíèå «äèêòàòóðû ïðîëåòàðèàòà» ïîñëå Îêòÿáðüñêîé ðåâîëþöèè, òîòàëüíûé êîíòðîëü ïàðòèè íàä ñîöèàëüíî-ïîëèòè÷åñêèìè è ýêîíîìè÷åñêèìè ïðîöåññàìè â ñòðàíå. Èíäóñòðèàëèçàöèÿ è ðàçâèòèå ïðîìûøëåííîñòè êàê îñíîâà ìàòåðèàëüíî-òåõíè÷åñêîé áàçû ñîöèàëèçìà


Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ïîñëå Îêòÿáðüñêîé ðåâîëþöèè 1917 ã. áîëüøåâèêè ïðåäïðèíÿëè ðåøèòåëüíûå øàãè ïî ñîçäàíèþ òàê íàçûâàåìîãî «ãîñóäàðñòâà äèêòàòóðû ïðîëåòàðèàòà», ÷òî îçíà÷àëî, ïî ñóòè, òîòàëüíûé êîíòðîëü ïàðòèè íàä âñåìè ñîöèàëüíî-ïîëèòè÷åñêèìè è ýêîíîìè÷åñêèìè ïðîöåññàìè â ñòðàíå.  20-å — 30-å ãã. ñòðîèòåëüñòâî òîòàëèòàðíîé ãîñóäàðñòâåííîñòè áûëî ïðîäîëæåíî. ÐÊÏ(á) (ñ 1925 ã. — ÂÊÏ(á)) â óñëîâèÿõ îäíîïàðòèéíîñòè ôàêòè÷åñêè ìîíîïîëèçèðîâàëà âñå âûñøèå îðãàíû ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè è óïðàâëåíèÿ.

Äëÿ îñóùåñòâëåíèÿ ñâîåé äèêòàòóðû, ÐÊÏ(á) äîëæíà áûëà ñòàòü îðãàíèçìîì, ñïëî÷åííûì èäåéíî è îðãàíèçàöèîííî. Õ ñúåçä ÐÊÏ(á) (ìàðò 1921 ã.) ïðèíÿë ðåçîëþöèþ «Î åäèíñòâå ïàðòèè», â êîòîðîé âñÿêàÿ ôðàêöèîííàÿ äåÿòåëüíîñòü çàïðåùàëàñü ïîä óãðîçîé èñêëþ÷åíèÿ èç ïàðòèéíûõ ðÿäîâ, ÷òî âåëî ê óòâåðæäåíèþ â ïàðòèè åäèíîìûñëèÿ, ê îáþðîêðà÷èâàíèþ ïàðòèè è âñåâëàñòèþ ïàðòèéíîãî àïïàðàòà, ïðåæäå âñåãî Ïîëèòáþðî ÖÊ è Ñåêðåòàðèàòà ÖÊ, ãëàâîé êîòîðîãî â 1922 ã. ñòàë È.Â. Ñòàëèí. Òàêèì îáðàçîì, äàëüíåéøåå ðàçâèòèå ñîâåòñêîãî ãîñóäàðñòâà è îáùåñòâà îêàçàëàñü â ðóêàõ óçêîãî êðóãà âûñøèõ ïàðòèéíûõ ôóíêöèîíåðîâ è ïîëíîñòüþ çàâèñåëî îò ðåçóëüòàòîâ òîé áîðüáû çà âëàñòü, êîòîðàÿ ðàçâåðíóëàñü ìåæäó íèìè ñðàçó ïîñëå ñìåðòè Â.È. Ëåíèíà. Ãëàâíûìè äåéñòâóþùèìè ëèöàìè áîðüáû çà âëàñòü áûëè È.Â. Ñòàëèí, Ã.Å. Çèíîâüåâ, Ë.Á. Êàìåíåâ è Ë.Ä. Òðîöêèé. Íà ðóáåæå 20-30-õ ãã. âñÿ ïîëíîòà âëàñòè ñîñðåäîòî÷èëàñü â ðóêàõ È.Â. Ñòàëèíà è óæå íèêòî âñåðüåç íå ìîã ïîìåøàòü åìó â îñóùåñòâëåíèè ðåæèìà ëè÷íîé äèêòàòóðû, êîòîðàÿ áàçèðîâàëàñü íà: âñåâëàñòèè ïàðòèéíûõ ñòðóêòóð, êóëüòå ëè÷íîñòè, ìîùè ðåïðåññèâíîãî àïïàðàòà è èäåîëîãè÷åñêîì äèêòàòå.  30-å ãã. áûë ñôàáðèêîâàí öåëûé ðÿä ïîëèòè÷åñêèõ ïðîöåññîâ, êîòîðûå ïîëîæèëè íà÷àëî ìàññîâûì ïîëèòè÷åñêèì ðåïðåññèÿì. ñîöèàëèçì äèêòàòóðà ïðîëåòàðèàò èíäóñòðèàëèçàöèÿ

Ôîðìèðîâàíèå ñòàëèíñêîé ìîäåëè òîòàëèòàðèçìà áûëî òåñíî ñâÿçàíî ñ ýêîíîìè÷åñêîé ïîëèòèêîé Ñîâåòñêîãî ãîñóäàðñòâà â 20-å — 30-å ãã., â êîòîðîé ñëåäóåò âûäåëèòü äâà ýòàïà: 1) íîâàÿ ýêîíîìè÷åñêàÿ ïîëèòèêà (íýï) â 20-å ãã. è 2) ôîðñèðîâàííîå ýêîíîìè÷åñêîå ðàçâèòèå ñ êîíöà 20-õ ãã.

Ïîñëå òîãî, êàê ïîïûòêè íåïîñðåäñòâåííîãî ïåðåõîäà ê ñîöèàëèçìó íà îñíîâå ïîëèòèêè âîåííîãî êîììóíèçìà çàêîí÷èëèñü êðàõîì è ñòàëè óãðîæàòü ñóùåñòâîâàíèþ ñîâåòñêîé âëàñòè, íà Õ ñúåçäå ÐÊÏ(á) (ìàðò 1921 ã.) áûëî ïðèíÿòî ðåøåíèå î çàìåíå ïðîäðàçâåðñòêè ïðîäíàëîãîì, ÷òî ïîëîæèëî íà÷àëî íîâîé ýêîíîìè÷åñêîé ïîëèòèêå.  ðàìêàõ íýïà äîïóñêàëàñü ÷àñòíàÿ òîðãîâëÿ è ïðåäïðèíèìàòåëüñòâî, õîçðàñ÷åò, äåöåíòðàëèçàöèÿ ýêîíîìè÷åñêîãî óïðàâëåíèÿ, ò.å. ñî÷åòàíèå ãîñóäàðñòâåííîãî ðåãóëèðîâàíèÿ â ýêîíîìèêå ñ ýëåìåíòàìè ðûíêà.

 öåëîì íýï ê ñåðåäèíå 20-õ ãã. âûïîëíèë ñâîþ çàäà÷ó â äåëå âîññòàíîâëåíèÿ ðàçðóøåííîãî Ïåðâîé ìèðîâîé è Ãðàæäàíñêîé âîéíàìè õîçÿéñòâà, ïðåîäîëåíèÿ ñîöèàëüíîé íåñòàáèëüíîñòè, óêðåïëåíèÿ ïîëèòè÷åñêîé ìîíîïîëèè áîëüøåâèñòñêîé ïàðòèè. Íî ðåøèòü ïðîáëåìó ïîñòðîåíèÿ ñîöèàëèñòè÷åñêîãî îáùåñòâà íýïîâñêàÿ Ðîññèÿ îêàçàëàñü íå â ñîñòîÿíèè.  óñëîâèÿõ âðàæäåáíîãî äëÿ ÑÑÑÐ êàïèòàëèñòè÷åñêîãî îêðóæåíèÿ òîëüêî èíäóñòðèàëèçàöèÿ ñ ïðåèìóùåñòâåííûì ðàçâèòèåì òÿæåëîé ïðîìûøëåííîñòè äàâàëà âîçìîæíîñòü ñîçäàíèÿ ìàòåðèàëüíî-òåõíè÷åñêîé áàçû ñîöèàëèçìà.  èòîãå, áûë ïðèíÿò êóðñ óñêîðåííîãî èíäóñòðèàëüíîãî ðàçâèòèÿ ñòðàíû.  êà÷åñòâå îñíîâíîãî èñòî÷íèêà íàêîïëåíèÿ ðàññìàòðèâàëîñü êîëëåêòèâèçèðîâàííîå ñåëüñêîå õîçÿéñòâî.

 êîíöå 20-õ — íà÷àëå 30-õ ãã. ôîðñèðîâàííàÿ êîëëåêòèâèçàöèÿ íà÷àëàñü ïî÷òè îäíîâðåìåííî ñ èíäóñòðèàëèçàöèåé. Ýòî ïîçâîëèëî îñóùåñòâèòü, õîòÿ è ñ ãðîìàäíûìè èçäåðæêàìè, èíäóñòðèàëüíûé ïðîðûâ. Ïî àáñîëþòíûì îáúåìàì ïðîìûøëåííîãî ïðîèçâîäñòâà ÑÑÑÐ â êîíöå 30-õ ãã. âûøåë íà âòîðîå ìåñòî â ìèðå ïîñëå ÑØÀ (â 1913 ã. — 5 ìåñòî). Ñðåäíåãîäîâûå òåìïû ïðîìûøëåííîãî ðîñòà ñîñòàâèëè 10,9%. Îäíàêî «áîëüøîé ñêà÷îê» áûë äîñòèãíóò öåíîé îòñòàâàíèÿ ëåãêîé ïðîìûøëåííîñòè, ðàçðóøåíèÿ òðàäèöèîííîé ðîññèéñêîé äåðåâíè, îêîí÷àòåëüíûì ñëîìîì ñàìîðåãóëÿöèè ýêîíîìèêè, ÷òî â êîíå÷íîì èòîãå ïðèâåëî ê ñîçäàíèþ àäìèíèñòðàòèâíî-êîìàíäíîé ñèñòåìû, ýôôåêòèâíîé ëèøü â ðåæèìå ÷ðåçâû÷àéíîé ñèòóàöèè.

Ïîëèòèêà ñîâåòñêîãî ðóêîâîäñòâà â îáëàñòè êóëüòóðû â 20-å — 30-å ãã. ïîëó÷èëà íàçâàíèå «êóëüòóðíîé ðåâîëþöèè». Åå âàæíåéøåé öåëüþ áûëî óòâåðæäåíèå êîììóíèñòè÷åñêîãî ìèðîâîççðåíèÿ â êà÷åñòâå ãîñóäàðñòâåííîé èäåîëîãèè ñîâåòñêîãî îáùåñòâà. Ñîäåðæàíèå ýòîé ïîëèòèêè áûëî ìíîãîïëàíîâûì: 1) ëèêâèäàöèÿ íåãðàìîòíîñòè; 2) ñîçäàíèå íîâîé ñèñòåìû íàðîäíîãî îáðàçîâàíèÿ; 3) ïðåâðàùåíèå ãóìàíèòàðíûõ íàóê, ëèòåðàòóðû è èñêóññòâà â èíñòðóìåíò èäåîëîãè÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ íà ìàññû; 4) èñïîëüçîâàíèå íàó÷íûõ äîñòèæåíèé äëÿ ñîöèàëèñòè÷åñêîãî ñòðîèòåëüñòâà; 5) ñîçäàíèå êàäðîâ íîâîé, «ïðîëåòàðñêîé» èíòåëëèãåíöèè. Ãëàâíàÿ æå çàäà÷à ñîñòîÿëà â òîì, ÷òîáû âîñïèòàòü «íîâîãî» ÷åëîâåêà, — ïðåäàííîãî ñòðîèòåëÿ êîììóíèçìà.

Ñóùåñòâîâàíèå ñîâåòñêîãî ñòðîÿ íåóçíàâàåìî èçìåíèëî ðîññèéñêóþ äåéñòâèòåëüíîñòü. Ìíîãèå, êàçàâøèåñÿ íåîñóùåñòâèìûìè, èäåè áîëüøåâèêîâ áûëè âîïëîùåíû â æèçíü, à íàâÿçàííûé ìèëëèîíàì ëþäåé îáðàç æèçíè ñòàë èõ ïîâñåäíåâíîñòüþ. Ìàññîâûé ýíòóçèàçì è ïðîèçâîäñòâåííûé ãåðîèçì ñî÷åòàëèñü ñ ìàññîâûìè ðåïðåññèÿìè. Óðîâåíü æèçíè íàñåëåíèÿ â êîíöå 30-õ ãîäîâ ïðîäîëæàë îñòàâàòüñÿ êðàéíå íèçêèì. Ïî ìíîãèì ýêîíîìè÷åñêèì ïîêàçàòåëÿì íà äóøó íàñåëåíèÿ è ïî ñîöèàëüíîé îáåñïå÷åííîñòè ñòðàíà ïðîäîëæàëà îòñòàâàòü îò âåäóùèõ åâðîïåéñêèõ ãîñóäàðñòâ è Ñåâåðíîé Àìåðèêè. Îäíàêî ïîñòðîåííûé ôóíäàìåíò ñîâåòñêîé ãîñóäàðñòâåííîñòè ïîìîã îáåñïå÷èòü ïîáåäó ÑÑÑÐ â Âåëèêîé Îòå÷åñòâåííîé âîéíå.

Ïîñëå îêîí÷àíèÿ Âåëèêîé Îòå÷åñòâåííîé âîéíû Ñîâåòñêèé Ñîþç äîëæåí áûë ðåøàòü òÿæåëåéøèå çàäà÷è âîññòàíîâëåíèÿ ðàçðóøåííîãî õîçÿéñòâà. Ïî îñíîâíûì ýêîíîìè÷åñêèì ïîêàçàòåëÿì âîéíà îòáðîñèëà ÑÑÑÐ íà 10-15 ëåò íàçàä.

1945-1953 ãã., — âðåìÿ óêðåïëåíèÿ òîòàëèòàðíî-áþðîêðàòè÷åñêîé ñèñòåìû, «àïîãåé ñòàëèíèçìà». Ïåðâîî÷åðåäíîé çàäà÷åé ñòàëî âîññòàíîâëåíèå è ïðåèìóùåñòâåííîå ðàçâèòèå òÿæåëîé ïðîìûøëåííîñòè, à òàêæå íàó÷íî-òåõíè÷åñêîãî ïîòåíöèàëà, ñ öåëüþ ñîçäàíèÿ ñîâåòñêîãî ÿäåðíîãî îðóæèÿ (1949 ã.). Ýòà çàäà÷à áûëà ðåøåíà â ìàêñèìàëüíî êîðîòêèé ñðîê íå òîëüêî áëàãîäàðÿ ñàìîîòâåðæåííîìó òðóäó ëþäåé, íî è ìàêñèìàëüíîé êîíöåíòðàöèè ðåñóðñîâ, äîñòèãíóòîé çà ñ÷åò «ýêîíîìèè» íà ñåëüñêîì õîçÿéñòâå, ëåãêîé ïðîìûøëåííîñòè è â ñîöèàëüíîé ñôåðå. Âñëåä çà àòîìíûì îðóæèåì â 1953 ã. ñîçäàåòñÿ âîäîðîäíàÿ (òåðìîÿäåðíàÿ) áîìáà.

Ïîáåäà ñîâåòñêîãî íàðîäà íàä ôàøèçìîì ïîðîäèëà â îáùåñòâå îæèäàíèå äåìîêðàòè÷åñêèõ ïåðåìåí, îäíàêî òîòàëüíûé êîíòðîëü â ñòðàíå áûë ëèøü óæåñòî÷åí. Äëÿ óêðåïëåíèÿ ñâîåãî åäèíîâëàñòèÿ Ñòàëèí, êàê è ðàíüøå, îïèðàëñÿ íà îðãàíû ãîñáåçîïàñíîñòè è Êîììóíèñòè÷åñêóþ ïàðòèþ, îñóùåñòâèâ ïåðåñòðîéêó åå ðóêîâîäÿùèõ îðãàíîâ.  ñòðàíå áûëà ðàçâåðíóòà êàìïàíèÿ ïî óêðåïëåíèþ êóëüòà ëè÷íîñòè Ñòàëèíà, óñèëèëîñü èäåîëîãè÷åñêîå äàâëåíèå íà ïàðòèéíûå, ãîñóäàðñòâåííûå, îáùåñòâåííûå îðãàíèçàöèè, íàóêó è îáðàçîâàíèå, ëèòåðàòóðó è èñêóññòâî. Âíîâü ñòàë ðàñêðó÷èâàòüñÿ ìàõîâèê ðåïðåññèé: áûëè ñôàáðèêîâàíû «Ëåíèíãðàäñêîå äåëî», «Ìèíãðåëüñêîå äåëî», «Äåëî âðà÷åé». Òîëüêî ñìåðòü Ñòàëèíà 5 ìàðòà 1953 ã. äàëà âîçìîæíîñòü êàðäèíàëüíî èçìåíèòü ïîëîæåíèå âíóòðè ñòðàíû.

Âòîðàÿ ïîëîâèíà 50-õ — íà÷àëî 60-õ ãã. âîøëà â ñîâåòñêóþ èñòîðèþ êàê âðåìÿ õðóùåâñêîé «îòòåïåëè», âûðàçèâøåéñÿ â ïðîöåññàõ ëèáåðàëèçàöèè âíóòðåííåé è âíåøíåé ïîëèòèêè, â ïîïûòêàõ îñóùåñòâëåíèÿ ýêîíîìè÷åñêèõ è ïîëèòè÷åñêèõ ðåôîðì. Ïðèøåäøèå ê âëàñòè íîâûå ïîëèòè÷åñêèå ðóêîâîäèòåëè èìåëè ñâîè ïðåäñòàâëåíèÿ î âíóòðåííåé è âíåøíåé ïîëèòèêå Ñîâåòñêîãî Ñîþçà. Ñòðàíà âñòóïèëà â íîâûé ïåðèîä ñâîåãî ðàçâèòèÿ, âàæíûì ñîäåðæàíèåì êîòîðîãî ñòàëà «äåñòàëèíèçàöèÿ» îáùåñòâà.

Èñòîðè÷åñêèì ðóáåæîì íà ýòîì ïóòè áûë ÕÕ ñúåçä ÊÏÑÑ (1956 ã.), íà êîòîðîì Í.Ñ. Õðóùåâ — ïåðâûé ñåêðåòàðü ÖÊ ÊÏÑÑ âûñòóïèë ñ äîêëàäîì «Î êóëüòå ëè÷íîñòè è åãî ïîñëåäñòâèÿõ». Ïîñëå ñúåçäà áûë ïðåäïðèíÿò ðÿä ïðàêòè÷åñêèõ øàãîâ ïî âîññòàíîâëåíèþ çàêîííîñòè, äåìîêðàòèçàöèè ãîñóäàðñòâåííîé è ïàðòèéíîé æèçíè, ðåàáèëèòàöèÿ ìèëëèîíîâ íåçàêîííî ðåïðåññèðîâàííûõ ñîâåòñêèõ ëþäåé.  ýêîíîìè÷åñêîé ïîëèòèêå áîëüøîå âíèìàíèå íà÷àëî óäåëÿòüñÿ ðàçâèòèþ ñåëüñêîãî õîçÿéñòâà (îñâîåíèå öåëèííûõ è çàëåæíûõ çåìåëü), ëåãêîé ïðîìûøëåííîñòè, íàóêîåìêèì îòðàñëÿì ïðîèçâîäñòâà. Îäíàêî, ìíîãî÷èñëåííûå ðåôîðìàòîðñêèå ýêñïåðèìåíòû Í.Ñ. Õðóùåâà ñâîäèëèñü â îñíîâíîì ê ãîñóäàðñòâåííûì ïðîãðàììàì è ðåîðãàíèçàöèè óïðàâëåí÷åñêèõ ñòðóêòóð, êîòîðûå íå ìîãëè îáåñïå÷èòü êà÷åñòâåííûå ñäâèãè â ýêîíîìèêå, ïðîäîëæàâøåé îñòàâàòüñÿ ïî ñâîåé ñóòè êîìàíäíî-àäìèíèñòðàòèâíîé.

Âìåñòå ñ òåì, â ñîöèàëüíîé ñôåðå îáîçíà÷èëèñü êðóïíûå ïîçèòèâíûå ñäâèãè: áûñòðî ðîñëà çàðàáîòíàÿ ïëàòà, óâåëè÷èëîñü ïîòðåáëåíèå òîâàðîâ ìàññîâîãî ñïðîñà, óëó÷øèëîñü ïåíñèîííîå îáåñïå÷åíèå, çäðàâîîõðàíåíèå, íà÷àëîñü ìàññîâîå æèëèùíîå ñòðîèòåëüñòâî.

Ëèáåðàëèçàöèÿ áëàãîïðèÿòíî ïîâëèÿëà íà ðàçâèòèå íàóêè, îáðàçîâàíèÿ, êóëüòóðû: ââîäèòñÿ îáÿçàòåëüíîå âîñüìèëåòíåå îáðàçîâàíèå; ñîçäàþòñÿ êðóïíûå íàó÷íûå öåíòðû — Ñèáèðñêîå îòäåëåíèå Àêàäåìèè íàóê ÑÑÑÐ (Íîâîñèáèðñê); Îáúåäèíåííûé èíñòèòóò ÿäåðíûõ èññëåäîâàíèé (Äóáíà).  1957 ã. íà êîñìè÷åñêóþ îðáèòó âûâåäåí ïåðâûé â ìèðå ñïóòíèê, à â 1961 ã. áûë îñóùåñòâëåí ïåðâûé ïîëåò ÷åëîâåêà â êîñìîñ, èì ñòàë ãðàæäàíèí ÑÑÑÐ Þ.À. Ãàãàðèí. Áûëè ðåàáèëèòèðîâàíû òûñÿ÷è äåÿòåëåé íàóêè, ëèòåðàòóðû, èñêóññòâà, êèíåìàòîãðàôèè.  æèçíü âñòóïèëî íîâîå ïîêîëåíèå èíòåëëèãåíöèè — «øåñòèäåñÿòíèêè», ïðèíåñøèå ñîâåòñêîìó îáùåñòâó òâîð÷åñêóþ ñâîáîäó.

Îäíàêî õðóùåâñêàÿ «îòòåïåëü», â òîì ÷èñëå èç-çà íåïîñëåäîâàòåëüíîñòè è ïðîòèâîðå÷èâîñòè ïðîâîäèìîãî êóðñà îêàçàëàñü êðàòêîâðåìåííîé.

 ñåðåäèíå 60-õ ãã. íîâîå ðóêîâîäñòâî ïàðòèè âî ãëàâå ñ Ë.È. Áðåæíåâûì (1964—1982 ãã.) âûíóæäåíî áûëî ïîéòè íà õîçÿéñòâåííóþ ðåôîðìó â ïðîìûøëåííîñòè è ñåëüñêîì õîçÿéñòâå. Ñóòü åå çàêëþ÷àëàñü â óñèëåíèè ýêîíîìè÷åñêèõ ðû÷àãîâ, ðàñøèðåíèè ñàìîñòîÿòåëüíîñòè ïðåäïðèÿòèé. Íî âûõîëàùèâàíèå ýêîíîìè÷åñêèõ ñòèìóëîâ ðàçâèòèÿ â õîäå ðåàëèçàöèè ðåôîðìû ïðèâåëè ê åå ñâåðòûâàíèþ.  70-å ãã. óñèëèëèñü òåíäåíöèè çàñòîÿ è ñòàãíàöèè, ïîñêîëüêó äîñòèæåíèÿ ÍÒÐ â óñëîâèÿõ àäìèíèñòðàòèâíîé ñèñòåìû íå íàõîäèëè ñâîåãî âîïëîùåíèÿ â ïðîèçâîäñòâå.

Íåáëàãîïðèÿòíûì áûëî, ïðåæäå âñåãî, ýêîíîìè÷åñêîå ðàçâèòèå ÑÑÑÐ, îñîáåííî íà ôîíå ïðîìûøëåííî ðàçâèòûõ ñòðàí Çàïàäà. Ýòè ñòðàíû â 70—80-å ãã. ïåðåøëè ê íîâîìó, èíôîðìàöèîííîìó (ïîñòèíäóñòðèàëüíîìó) îáùåñòâó, ãäå ðåçêî óâåëè÷èëàñü ðîëü íåïðîèçâîäñòâåííîé (îñîáåííî îáðàçîâàòåëüíîé) ñôåðû, øåë ïðîöåññ èíäèâèäóàëèçàöèè ïîòðåáëåíèÿ è äð.  ÑÑÑÐ æå ïî-ïðåæíåìó îñíîâíûå ñðåäñòâà ïðîäîëæàëè êîíöåíòðèðîâàòüñÿ â òÿæåëîé è âîåííîé ïðîìûøëåííîñòè, à äîëÿ çàòðàò, øåäøèõ íà ñîöèàëüíûå íóæäû, ñíèæàëàñü.

 îáùåñòâåííî-ïîëèòè÷åñêîì ðàçâèòèè îáîçíà÷èëñÿ êóðñ áðåæíåâñêîãî ðóêîâîäñòâà íà ñâåðòûâàíèå ëèáåðàëüíûõ íà÷èíàíèé õðóùåâñêîé ïîðû, ðîñò êîíñåðâàòèçìà â ïîëèòèêå è èäåîëîãèè, óñèëåíèå ãîñóäàðñòâåííîãî è èäåîëîãè÷åñêîãî äàâëåíèÿ íà îáùåñòâî, îïðåäåëåííàÿ «ðåàíèìàöèÿ ñòàëèíèçìà».

Ïîïûòêà èñïîëüçîâàíèÿ êîíöåïöèè «ðàçâèòîãî ñîöèàëèçìà» â êà÷åñòâå èäåéíî-òåîðåòè÷åñêîãî îáîñíîâàíèÿ «áîëüøèõ äîñòèæåíèé» ÑÑÑÐ íà ôîíå óõóäøàâøåéñÿ âî âòîðîé ïîëîâèíå 70-õ — íà÷àëå 80-õ ãã. ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêîé ñèòóàöèè â ñòðàíå ëèøü ïîðîæäàëî ìàññîâûé ñêåïòèöèçì è íåäîâåðèå ñîâåòñêèõ ëþäåé ê îôèöèàëüíîé ïîëèòèêå ãîñóäàðñòâà.

 ñåðåäèíå 80-õ ãã., êîãäà ãåíåðàëüíûì ñåêðåòàðåì ÖÊ ÊÏÑÑ ñòàë Ì.Ñ. Ãîðáà÷åâ, ïàðòèéíûì ðóêîâîäñòâîì áûëî îôèöèàëüíî ïðèçíàíî êðèçèñíîå ñîñòîÿíèå ñîâåòñêîãî îáùåñòâà.  ýòî âðåìÿ ïðåäïðèíèìàëèñü äåéñòâèÿ, íàïðàâëåííûå íà äîñòèæåíèå ïîçèòèâíûõ èçìåíåíèé íà îñíîâå «óñêîðåíèÿ ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ïðè èñïîëüçîâàíèè íîâåéøèõ äîñòèæåíèé íàó÷íî-òåõíè÷åñêîãî ïðîãðåññà» â ðàìêàõ ñîõðàíåíèÿ êîìàíäíî-àäìèíèñòðàòèâíîé ýêîíîìèêè, ñîâåòñêîé ãîñóäàðñòâåííîé ñèñòåìû, êîììóíèñòè÷åñêîé èäåîëîãèè, âåäóùåé ðîëè ÊÏÑÑ. Îäíàêî êóðñ íà «óñêîðåíèå», ïðåäëîæåííûé XXVII ïàðòèéíûì ñúåçäîì è êîíêðåòèçèðîâàííûé â XII ïÿòèëåòíåì ïëàíå, íå äàë ïîëîæèòåëüíûõ ðåçóëüòàòîâ.

 êîíöå 80-õ ãã. íà÷àëà àêòèâíî ðàçðàáàòûâàòüñÿ è ðàçâèâàòüñÿ íà ïðàêòèêå êîíöåïöèÿ «ïåðåñòðîéêè», âêëþ÷àâøàÿ òàêèå ñîñòàâëÿþùèå, êàê ðåãóëèðóåìàÿ ðûíî÷íàÿ ýêîíîìèêà, äåìîêðàòèçàöèÿ ñîâåòñêîé ñèñòåìû óïðàâëåíèÿ, ïåðåõîä ê ïðàâîâîìó ãîñóäàðñòâó, ìíîãîïàðòèéíîñòü, ãëàñíîñòü, èäåîëîãè÷åñêèé ïëþðàëèçì, «íîâîå ïîëèòè÷åñêîå ìûøëåíèå» êàê âî âíóòðåííèõ äåëàõ, òàê è â ìåæäóíàðîäíûõ îòíîøåíèÿõ.

Ñòðåìëåíèå ïîñòåïåííî ðåôîðìèðîâàòü, îñóùåñòâèòü êîíòðîëèðóåìûé ÊÏÑÑ ïåðåõîä îò «êàçàðìåííîãî» ê «äåìîêðàòè÷åñêîìó ñîöèàëèçìó», ê «ñîöèàëèçìó ñ ÷åëîâå÷åñêèì ëèöîì» ïîòåðïåëî ïîëíûé êðàõ. Ïðè÷èíû ïîðàæåíèÿ «ðåâîëþöèè ñâåðõó» îäíè èññëåäîâàòåëè ñâÿçûâàþò ñ íåâîçìîæíîñòüþ ðåôîðìèðîâàíèÿ àâòîðèòàðíîé ñèñòåìû, âîîáùå, äðóãèå âèäÿò èñòîêè íåóäà÷ «ïåðåñòðîéêè» â îòñóòñòâèè ÿñíûõ öåëåé è ñðåäñòâ èõ äîñòèæåíèÿ, â ïðåâàëèðîâàíèè óçêî êîðïîðàòèâíûõ èíòåðåñîâ ïàðòèéíî-ãîñóäàðñòâåííîãî àïïàðàòà íàä îáùåñòâåííî çíà÷èìûìè çàäà÷àìè.

Ðóêîâîäñòâî ÑÑÑÐ îêàçàëîñü íåñïîñîáíûì ñïðàâèòüñÿ ñ óõóäøàâøåéñÿ ýêîíîìè÷åñêîé îáñòàíîâêîé (ïàäåíèå ïðîèçâîäñòâà, îòñóòñòâèå òîâàðîâ ïåðâîé íåîáõîäèìîñòè, ðîñò öåí è ò.ä.), óâåëè÷åíèåì ñîöèàëüíîé íàïðÿæåííîñòè, ïîëèòè÷åñêîé íåñòàáèëüíîñòüþ, êðèìèíàëèçàöèåé îáùåñòâà. Ñèòóàöèÿ óñóãóáëÿëàñü òåì, ÷òî ðåàëüíîñòüþ ñòàíîâèëàñü îïàñíîñòü ðàñïàäà ÑÑÑÐ, êîãäà î ðåñïóáëèêàíñêîì ñóâåðåíèòåòå çàÿâëÿëè â Ïðèáàëòèêå, Çàêàâêàçüå. Îäíîâðåìåííî â ðÿäå ðåãèîíîâ îáîñòðèëèñü ìåæíàöèîíàëüíûå ïðîòèâîðå÷èÿ è àíòèðóññêèå íàñòðîåíèÿ.

12 èþíÿ 1990 ã. íà 1-ì ñúåçäå íàðîäíûõ äåïóòàòîâ ÐÑÔÑÐ áûëà ïðèíÿòà Äåêëàðàöèÿ î ãîñóäàðñòâåííîì ñóâåðåíèòåòå Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè. Õîòÿ ôîðìàëüíî Äåêëàðàöèÿ ëèøü çàêîíîäàòåëüíî ðàçãðàíè÷èâàëà ïîëíîìî÷èÿ öåíòðà è ðåãèîíà, ðàñøèðÿëà ïðàâà ðåñïóáëèêè è íå âûõîäèëà çà ðàìêè ñîþçíîé Êîíñòèòóöèè, ôàêòè÷åñêè ïðîâîçãëàøåíèå íåçàâèñèìîñòè ÐÔ îçíà÷àëî äâîåâëàñòèå â ñòðàíå, óñèëåíèå ñåïàðàòèñòñêèõ òåíäåíöèé âî âñåõ ðåñïóáëèêàõ Ñîþçà.

Ïîñëå ïðîâàëà àâãóñòîâñêîãî ïóò÷à 1991 ã. êðóøåíèå ÑÑÑÐ ÿâèëîñü, ïî ñóùåñòâó, ñâåðøèâøèìñÿ ôàêòîì, êîòîðûé áûë äîêóìåíòàëüíî îôîðìëåí ïîäïèñàíèåì Áåëîâåæñêîãî ñîãëàøåíèÿ îá îáðàçîâàíèè Ñîäðóæåñòâà Íåçàâèñèìûõ Ãîñóäàðñòâ (8 äåêàáðÿ 1991 ã.). Ïåðâûé Ïðåçèäåíò ÑÑÑÐ Ì.Ñ. Ãîðáà÷åâ ñëîæèë ñâîè ïîëíîìî÷èÿ. Ðîññèéñêàÿ Ôåäåðàöèÿ âî ãëàâå ñ Ïðåçèäåíòîì Á.Í. Åëüöèíûì, âìåñòå ñ äðóãèìè íåçàâèñèìûìè ðåñïóáëèêàìè áûâøåãî ÑÑÑÐ, íà÷àëà ïóòü ñàìîñòîÿòåëüíîãî ñóùåñòâîâàíèÿ.

Ëèòåðàòóðà

1. Èñòîðèÿ Ðîññèè/ Ïîä ðåä. Çóåâà Ì.Í. è ×åðíîáàåâà À.À. Ì., èçä. 2-îå 2004.

2. Èñòîðèÿ Ðîññèè ñ äðåâíåéøèõ âðåìåí äî êîíöà XX âåêà/ Ðóê. àâò. êîëë. Äàíèëîâ À.À. Ì., 2000.

3. Èñòîðèÿ Ðîññèè ñ äðåâíåéøèõ âðåìåí äî íàøèõ äíåé. Îðëîâ À.Ñ., Ãåîðãèåâ Â.À., Ãåîðãèåâà Í.Ã., Ñèâîõèíà Ò.À. Ì., 2003.

4. Îñíîâû êóðñà èñòîðèè Îòå÷åñòâà. Îðëîâ À.Ñ., Ãåîðãèåâ Â.À., Ïîëóíèí Þ.À., Òåðåùåíêî Þ.À. Ì., 2004.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 14556
Источник: https://revolution.allbest.ru/law/00242703_0.html

Политический кризис

Политический кризис в СССР в середине 1980-х гг. достиг своего апогея. За четыре года сменилось три руководителя ЦК КПСС – Л.И. Брежнев (рис. 1), Ю.В. Андропов (рис. 2), К.У. Черненко (рис. 3). Это было вызвано геронтократией, то есть властью стариков – все три Генеральных секретаря, сменявших друг друга в это время, были довольно пожилого возраста, поэтому так быстро умирали. Кроме того, всевластие, бюрократия, номенклатурное засилье, отсутствие социальных лифтов, коррупция в государственной среде также говорили о политическом кризисе в стране. Все это очень не нравилось советским гражданам. Управление государством становилось все хуже и хуже.

Рис. 1. Л.И. Брежнев – Генеральный секретарь ЦК КПСС (Источник)

Рис. 2. Ю.В. Андропов – Генеральный секретарь ЦК КПСС (Источник)

Рис. 3. К.У. Черненко – Генеральный секретарь ЦК КПСС (Источник)

Кроме политического, Советский Союз постиг также идеологический кризис. Марксистско-ленинское учение не обновлялось уже много лет. Ответственные за идеологию люди в партии во главе с М.А. Сусловым (рис. 4) считали, что любое обсуждение или сомнение в идеалах коммунизма – это плохо. В СССР присутствовал некий догматизм и формализм в государственной идеологии. Капитализм в Советском Союзе считали загнивающим строем (рис. 5). Но без объяснений оставался тот факт, что на Западе люди при капиталистическом, более отсталом, по мнению руководства СССР, строе жили лучше, чем в СССР при социализме. 

Рис. 4. М.А. Суслов – руководитель отдела идеологии ЦК КПСС (Источник)

Рис. 5. Советский антикапиталистический плакат (Источник)

Еще один кризис, затронувший советское общество в 1980-х гг., был кризисом власти. Советские граждане перестали к этому времени верить властям из-за насаждавшейся идеологии и регламентации поведения сверху. Люди на работе говорили одно, что они преданы идеалам социализма, а с друзьями и близкими обсуждали запрещенных авторов, слушали не одобряемую властями музыку, вели беседы в русле совсем других взглядов и интересовались диссидентским движением. Поэтому они уставали от постоянной скрытности, лицемерия и вранья. Все это говорило о том, что кризис имел место быть в Советском Союзе того времени.

Последним фактором кризиса в СССР середины 1980-х гг. было то, что граждане Советского Союза начали слушать не советские радиопередачи, а зарубежные, например передачи радиостанций «Голос Америки», «Радио Свобода», «Немецкая волна» и др. Людям хотелось узнать, как им казалось, правду о том, что происходит в окружающем мире.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 2541
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/9-klass/sssr-v-poslevoennye-gody/itogi-razvitiya-sssr-1964-1985-gg-krizis-serediny-80-h-gg

Экономический кризис


Показатель экономики – производительность труда – в СССР в 1970–1980 гг. стала неуклонно падать. Это говорило о том, что люди стали хуже работать, что научно-технический прогресс и организация труда отставали в своем развитии. Таким образом, СССР в своем экономическом развитии отставал от Запада.

Также было показательным то обстоятельство, что многие заводы в Советском Союзе работали неэффективно и не окупались. Эти заводы поддерживались государством. Это было еще одним показателем того, что экономика СССР шла на спад.

Огромный дефицит товаров в магазинах СССР в 1970–1980 гг. тоже характеризовал состояние советской экономики (рис. 6). Причем, это были товары первой необходимости, в том числе продовольственные. Кроме того, система распределения товаров в стране дала сбой, поэтому власти ввели карточную систему.

Рис. 6. Очередь в магазине СССР за хлебом (Источник)

Наконец, в то время возникла такая проблема, как инфляция – обесценивание денег. Это случилось потому, что денег у населения Советского Союза было много, а товаров мало; власти не решались повышать цены, поэтому происходило обесценивание денежной массы.

Также в СССР существовала скрытая безработица – такая ситуация, когда рабочая сила в стране официально была оформлена, но почти не использовалась и получала минимальную зарплату.

Все эти черты показывали, что в СССР к середине 1980-х гг. существовал экономический кризис.

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 1429
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/9-klass/sssr-v-poslevoennye-gody/itogi-razvitiya-sssr-1964-1985-gg-krizis-serediny-80-h-gg

Социальный кризис

Политические и экономические недостатки 1970–1980 гг. нашли свое отражение и в социальной сфере государства. Достаточно серьезно росли социальные проблемы. Одной из них был рост алкоголизма среди населения (рис. 7), на почве которого возникали и другие проблемы. Ели люди не начинали пить, то они уходили в себя. Все эти явления наблюдались среди населения из-за проблем в жизни и отсутствия перспектив.

Рис. 7. Советский плакат борьбы с алкоголизмом (Источник)

Несмотря на кризис советского общества, в СССР он проходил не так жестко как в странах Восточной Европы. Это было возможно благодаря размерам Советского Союза – в такой огромной стране людям все-таки возможно было найти работу или подработку, чтобы заработать себе средства для существования, например, можно было поехать на Север, на строительство БАМ (рис. 8) или на Юг.

Рис. 8. Строительство БАМ (Источник)

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 896
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/9-klass/sssr-v-poslevoennye-gody/itogi-razvitiya-sssr-1964-1985-gg-krizis-serediny-80-h-gg

Кризис во внешней политике


После прихода к власти в Америке Р. Рейгана (рис. 9), в Великобритании – М. Тэтчер (рис. 10), в Германии – Г. Коля (рис. 11) отношения у Л.И. Брежнева, а затем и у Ю.В. Андропова и К.У. Черненко с западными странами нарушились. С их стороны проводилась всемерная антисоветская пропаганда. Лозунги этой пропаганды на Западе были очень популярны среди населения этих стран.

Рис. 9. Р. Рейган – президент США (Источник)

Рис. 10. М. Тэтчер – премьер-министр Великобритании (Источник)

Рис. 11. Г. Коль – канцлер Германии (Источник)

Кроме того, во время холодной войны 1970-х – 1980-х гг. между странами социализма и капитализма происходили небольшие военные столкновения в Анголе, Эфиопии, Конго. Однако СССР попросту растрачивал себя, так как не мог экономически обеспечивать активную внешнюю политику и участвовать в гонке вооружений.

С одной стороны, СССР проигрывал гонку вооружений с западными странами и холодную войну к 1980-м гг. Но с другой стороны, Советский Союз практически в одиночку противостоял крупнейшим западным экономикам мира в течение сорока лет. Это говорит о том, что, безусловно, внешнеполитический кризис СССР имел место быть в это время, однако не нужно преувеличивать его масштабы.

Но была одна проблема, которая беспокоила всех граждан СССР в 1980-е гг. – Афганская война. Люди ощущали на себе ведение этой незримой для них войны как внутренне, так и внешне.

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 1420
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/9-klass/sssr-v-poslevoennye-gody/itogi-razvitiya-sssr-1964-1985-gg-krizis-serediny-80-h-gg

Выводы

Итоги развития СССР в период застоя были очень противоречивыми. С одной стороны, у Советского Союза в то время было второе место в мире по мощи, значимости и влиянию. СССР, безусловно, являлся сверхдержавой. В стране было повышено качество жизни советских людей. С другой стороны, в СССР к середине 1980-х гг. было обнаружено много проблем, которые показали, что нужно было что-то менять в стране.

Список литературы

  1. Арбатов, Г.А. Затянувшееся выздоровление (1953–1985 гг.) Свидетельство современника / Г.А. Арбатов. – М., 1991.
  2. Безбородов, А.Б. Власть и научно-техническая политика в СССР середины 50-х – середины 70-х годов / А.Б. Безбородов. – М.: Мосгорархив, 1997.
  3. Восленский, М. Номенклатура, господствующий класс Советского Союза / М. Восленский. – М.: Советская Россия, 1991.
  4. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России XX – начала XXI в. 9 класс. – М.: «Просвещение», 2012.
  5. Измозик В.С., Журавлева О.Н., Рудник С.Н. История России. 9 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2012.
  6. Пихоя, Р.Г. СССР: История власти. 1945–1991 / Р.Г. Пихоя. – М., 1998.
  7. Россия (СССР) в локальных войнах и вооруженных конфликтах второй половины ХХ века / под ред. В.А. Золотарева. – М., 2000.
  8. Советское общество: Возникновение, развитие, исторический финал : в 2 т. / под общ. ред. Ю.Н. Афанасьева. – М., 1997.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Расскажите о политическом кризисе СССР середины 1980-хх гг. Чем он был вызван? Какие последствия этого кризиса вы можете назвать?
  2. Охарактеризуйте положение экономики СССР в 1970–1980 гг.
  3. В чем заключался социальный кризис в СССР в середине 1980-х гг.? Какие явления в общественной жизни Советского Союза его породили?
  4. Каково было положение СССР на международной арене в 1970–1980 гг.?
Блок: 7/7 | Кол-во символов: 1795
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/9-klass/sssr-v-poslevoennye-gody/itogi-razvitiya-sssr-1964-1985-gg-krizis-serediny-80-h-gg
Кол-во блоков: 9 | Общее кол-во символов: 32440
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/9-klass/sssr-v-poslevoennye-gody/itogi-razvitiya-sssr-1964-1985-gg-krizis-serediny-80-h-gg: использовано 7 блоков из 7, кол-во символов 8915 (27%)
  2. https://studme.org/202579/istoriya/pervyy_krizis_sovetskoy_modeli_1953_1964: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 8969 (28%)
  3. https://revolution.allbest.ru/law/00242703_0.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 14556 (45%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий