Эльдар Рязанов в картине «Ирония судьбы, или С легким паром!» несколько преувеличил то, насколько российские улицы похожи друг на друга. Однако здания одних и тех же архитектурных направлений есть во многих российских городах. «Культура.РФ» составила краткий путеводитель по основным стилям, которые можно увидеть практически в любом городе нашей страны.
Источник: https://www.culture.ru/materials/182972/arkhitektura-na-vashei-ulice
Содержание
Дополнительные фото:
Палаты бояр Романовых
Палаты Романовых находятся в Зарядье. Зарядье — так в старину называлась часть центра Москвы, расположенная «за рядами» торговых лавок, примыкающих к Кремлю. Район расположен к Востоку от Кремля, между Варварской улицей, в советские времена носившей имя Разина, и Москвой-рекой. Свое название он получил в XVI веке. И сегодня это место в центре Москвы. Палаты Романовых в Зарядье — это единственная постройка, сохранившаяся от большой усадьбы бояр Романовых.
Старый английский двор
Покровский собор
Ссылки:
От: Мамедова Л.,  
Скрыть комментарии (3)
:
Источник: https://www.mosarchinform.ru/architecture/p2_articleid/12253
Древнерусская крестово-купольная архитектура
Гражданских памятников XI–XVII веков сохранилось крайне мало, однако церкви этого периода можно увидеть в городах старше 400 лет. Как правило, это прямоугольные здания, стены которых ориентированы по сторонам света. Венчают церкви купола, количество которых может варьироваться, наиболее часто встречаются одно-, пяти-, девяти- и тринадцатиглавые храмы. Например, Софийский собор в Великом Новгороде — пятикупольный, а храм Покрова на Нерли венчает один купол. Но сколько бы ни было у храма куполов, всегда есть один главный: он приподнят на специальном основании — барабане.
Источник: https://www.culture.ru/materials/182972/arkhitektura-na-vashei-ulice
Пятиглавые соборы
В больших городах и крупнейших монастырях России иногда строились огромные пятиглавые соборы по образцу Успенского собора Московского Кремля. Примером может служить Смоленский собор Новодевичьего монастыря, построенный в 1525 г. по распоряжению Василия III. Такие же каменные великаны возводились и при Иване Грозном (Успенский собор Троице-Сергиева монастыря, Софийский собор в Вологде).
Собор Соловецкого монастыря
Неповторимой красотой и своеобразием конструкции отличается собор Соловецкого монастыря на Белом море (1566). Его огромный четверик увенчан высоким пятиглавием. В боковых частях размещены приделы во имя почитаемых святых. При этом своды и главы опираются всего лишь на два монументальных столба. Заказчиком собора был соловецкий игумен Филипп — широко одарённый церковный деятель, впоследствии митрополит.
Источник: http://WikiWhat.ru/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_16_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0
Древнерусская шатровая архитектура
В XVI веке на смену куполам пришло чисто русское изобретение, не имеющее аналогов в церковной архитектуре других стран: шатер — завершение храма в виде многогранной пирамиды, а не купола. Вероятно, появление шатрового зодчества связано с техническими сложностями: многие церкви на Руси строили из дерева, а сделать купол из этого материала непросто. Позже эта архитектурная особенность распространилась и на каменное строительство. Чтобы представить себе шатровый храм, достаточно вспомнить церковь Вознесения в Коломенском и шатровую колокольню в Кижах.
Источник: https://www.culture.ru/materials/182972/arkhitektura-na-vashei-ulice
Четырёхстолпные храмы
Однако гораздо чаще встречались более скромные по размерам храмы с четырьмя внутренними столбами и одной или тремя главами. Переход от основного четверика к барабану центрального купола у этих храмов обычно выполнялся в виде нескольких ярусов полукруглых кокошников. До наших дней сохранились многие образцы этого типа — собор Рождественского монастыря в Москве, собор Спасского монастыря в Ярославле и др.
Источник: http://WikiWhat.ru/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_16_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0
Барокко
Этот архитектурный стиль пришел в Россию в самом конце XVII века. Первые постройки появились в Москве, потом барочными зданиями активно застраивался Петербург. Стиль барокко определить просто: его главные особенности — сложные формы и обилие украшений. Собственно, сам термин «барокко» в переводе с итальянского означает «причудливый, странный». Среди примеров — Зимний дворец в Петербурге и церковь Знамения в Дубровицах в Подмосковье.
Источник: https://www.culture.ru/materials/182972/arkhitektura-na-vashei-ulice
Бесстолпные церкви
Ещё один распространённый в России XVI века тип каменных храмов — небольшие бесстолпные церкви с одной главой. Их заказчиками обычно выступали жители одной улицы или разбогатевшие купцы. В Москве примером такого типа может служить церковь Зачатия Анны.
Источник: http://WikiWhat.ru/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_16_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0
Рококо
В целом популярный во второй половине XVIII века стиль рококо имеет много общего с барокко. Главные отличия кроются в деталях. Здания в стиле рококо обильно украшены скульптурным декором — вазами и цветочными гирляндами, масками или просто милыми завитками. Подобных построек в России сохранилось немного. К ним относятся Китайский дворец и павильон «Катальная горка» в Ораниенбауме.
Источник: https://www.culture.ru/materials/182972/arkhitektura-na-vashei-ulice
Шатровые храмы
Среди построек России XVI века особняком стоят шатровые храмы. Все они строились как памятники какому-то важному событию. Так, например, прекрасная церковь Вознесения в селе Коломенском (1532) была поставлена по приказу Василия III в честь рождения долгожданного наследника. А знаменитый собор Василия Блаженного (Покрова на Рву) (1561) служил памятником победы над Казанью. Его центральный объём, увенчанный шатром, окружён восемью стройными приделами в виде башен. Посвящения престолов храма связаны с памятными датами казанского похода. Третий шедевр шатровой архитектуры — Преображенская церковь села Остров близ Москвы. Её заказчиком был сам царь Иван Грозный, имевший здесь одну из своих загородных резиденций.
Развитие архитектуры городов
Источник: http://WikiWhat.ru/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_16_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0
Это интересно: 1249,Общая характеристика 7-го столетия — рассмотрим вопрос
Классицизм
Здания в стиле классицизм можно найти во многих российских городах. Это архитектурное направление было распространено в конце XVIII — первой половине XIX века. В классическом стиле строили дворцы и усадьбы, театры и даже склады. Ключевая деталь, по которой можно без труда опознать памятник эпохи классицизма, — это колонна. Точнее, много колонн. Также здания в этом стиле отличаются сдержанностью, симметричностью и лаконичным декором. Таковы, например, Таврический дворец в Петербурге и Большой театр в Москве.
Источник: https://www.culture.ru/materials/182972/arkhitektura-na-vashei-ulice
Москва
Кремль
Продолжалось строительство на территории Московского Кремля. Он поражал иностранцев белизной соборов, золотом куполов, цветными фресками храмов, росписью царских палат.
При Иване IV внутри Кремля была создана Оружейная палата. Царь очень гордился ею. Там хранилось: дорогое оружие; золотая и серебряная посуда; царские одежды, шитые жемчугом и украшенные драгоценными камнями; царские регалии.
Церковь Вознесения
В честь рождения сына Ивана, будущего первого русского царя, его отец — великий князь Василий III — повелел построить в селе Коломенском под Москвой церковь Вознесения. Она ознаменовала появление нового направления в архитектуре — шатрового стиля. При взгляде на неё кажется, что видишь гигантский шатёр.
Знаменитый французский композитор XIX в. Г. Берлиоз писал: «Ничто меня так не поразило, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Многое я видел, многим любовался, но древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но, кроме налепленных украшений, я ничего не нашёл. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломлённый».
Храм Василия Блаженного
Белокаменная стена
Столица разрасталась. Потребовались новые городские укрепления. Белокаменная стена, возведённая под руководством русского зодчего Фёдора Коня, опоясала город. Эта новая территория получила название Белый город.
Монастырские укрепления
За столицей шло кольцо монастырских укреплений. В Симоновом монастыре в Москве до сих пор сохранилась башня «Дуло», что была создана в конце XVI в.
Источник: http://WikiWhat.ru/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_16_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0
Историзм
Постройки в этом архитектурном стиле, появившемся в середине XIX века, наиболее разнообразны. Главная особенность историзма — обращение архитектора к наследию прошлого. Прошлое могло быть, например, византийским — тогда появлялись здания в неорусском стиле, как храм Христа Спасителя. Могло быть готическим — так была возведена усадьба Царицыно в Москве. А могло быть осмыслением наследия эпохи ренессанс — как Московский и Ленинградский вокзалы. Ключевые внешние особенности историзма сформулировать достаточно сложно: постройки этого стиля непохожи. Если вы видите здание, которое «хочет казаться старше, чем есть на самом деле» — вероятно, это памятник историзма.
Источник: https://www.culture.ru/materials/182972/arkhitektura-na-vashei-ulice
Другие города
Фёдор Конь выстроил стены Смоленского кремля — «ожерелья земли русской». Был обнесён каменными стенами Троице-Сергиев монастырь. В 60-х гг. XVI в. Иван IV повелел основать Тихвинский монастырь.
см. Царский дворец#Помещения дворца
-
Блок: 8/21 | Кол-во символов: 291
Источник: http://WikiWhat.ru/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_16_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0Модерн
Здания в архитектурном стиле модерн появились в конце XIX — начале XX века. Обилие стекла и железа, использование мозаики и росписи на фасадах, необычные изогнутые линии и асимметрия — все это приметы модерна. Дом компании «Зингер» в Петербурге или гостиница «Метрополь» в Москве — наиболее характерные здания в этом стиле.
Блок: 8/11 | Кол-во символов: 329
Источник: https://www.culture.ru/materials/182972/arkhitektura-na-vashei-uliceАвангард
В 1920-е в Советском государстве появился такой же революционный, как и новая власть, архитектурный стиль. Простые конструкции и отсутствие декора, стекло и бетон — такими строили авангардные здания. Для архитекторов-авангардистов была важна функциональность постройки, а не ее эстетическая ценность. Неудивительно, что у стиля, помимо сторонников, были и ярые противники, называвшие авангардные здания «бетонными опухолями» на теле Москвы. Так, например, современники оценили мельниковский Дом культуры имени Русакова. Универмаг Мосторг на Красной Пресне — другой известный пример авангарда — встретили спокойнее.
Блок: 9/11 | Кол-во символов: 622
Источник: https://www.culture.ru/materials/182972/arkhitektura-na-vashei-uliceСталинская неоклассика
В сталинское время архитекторы стали вновь обращаться к классическому наследию, хотя и в несколько ином смысле. Здания 1930–40-х годов были величественными и помпезными — с колоннами и лепниной, настенными росписями и обилием декора с советской символикой. В моду вновь вошли колонны. Одним из интересных осмыслений стиля классицизм в сталинское время стали Центральный академический театр Российской армии в форме пятиконечной звезды и Главное здание МГУ на Воробьевых горах.
Блок: 10/11 | Кол-во символов: 498
Источник: https://www.culture.ru/materials/182972/arkhitektura-na-vashei-uliceТиповая архитектура хрущевского и брежневского времени
Вместе с эпохой Сталина закончилась и эпоха «архитектурных излишеств» и монументализма. Одинаковые невыразительные здания по типовым проектам можно встретить как в жилой застройке того времени, так и в общественной архитектуре — такими стали кинотеатры, школы, больницы. В спальном районе любого российского города так называемые хрущевки, скорее всего, будут основой местного пейзажа.
Автор: Лидия Утёмова
Блок: 11/11 | Кол-во символов: 459
Источник: https://www.culture.ru/materials/182972/arkhitektura-na-vashei-uliceПодготовить сообщение на тему особенности архитектектуры 16 в
Вопросы к этой статье:
-
Блок: 13/21 | Кол-во символов: 99
Источник: http://WikiWhat.ru/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_16_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0Кол-во блоков: 32 | Общее кол-во символов: 12884
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:- https://www.mosarchinform.ru/architecture/p2_articleid/12253: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 623 (5%)
- http://WikiWhat.ru/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_16_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0: использовано 8 блоков из 21, кол-во символов 6763 (52%)
- https://www.culture.ru/materials/182972/arkhitektura-na-vashei-ulice: использовано 11 блоков из 11, кол-во символов 5498 (43%)