130,Былины о русских богатырях и их герои — описываем обстоятельно

А между тем, богатырей на Руси было гораздо больше, вот только знают о них далеко не все. Фактрум предлагает исправить ситуацию и публикует подборку легенд о малоизвестных русских богатырях.

Блок: 1/11 | Кол-во символов: 193
Источник: https://www.factroom.ru/rossiya/little-known-russian-heroes

Короткие былины о русских богатырях

Много столетий былины не хранились в письменной форме. Их передавали из уст в уста. Основное их отличие от сказок – напевный мотив. Через несколько веков даже в Российском государстве крестьяне, выполняя рутинную работу, напевали множество историй о подвигах богатырей. Дети сидели около взрослых и учились напевам. Подвиги и слава героев древней Руси сохранилась в памяти людей до наших дней.

Маленькие былины подходят для чтения детям. Они позволяют детям понять историю своего народа в самом раннем возрасте. Трёхлетней ребенок не может воспринимать материал из учебника по древней истории. Короткие былины преподносят историю в доступной сказочной форме и увлекают ребенка. Он с большим удовольствием будет слушать рассказы про русских богатырей: Илье Муромце, Добрыни Никитиче, Святогоре и др.


В младших классах на прочтении маленькой былины ребенку потребуется не более 15 минут, а на пересказ – менее 3 минут.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 949
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/11135-byliny-o-russkih-bogatyryah-i-ih-geroi.html

Ход НОД:

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в далекое историческое прошлое — в страну устного народного творчества – Фольклор. В этой стране множество городов. И названия у них такие необычные. Итак, ребята, отправляемся в путь! (дети отправляются в кабинет ИЗО).

Конверт с заданием.

1. Ребята! Вы прибыли в один из градов страны Фольклора. Здесь «живут» Былины. Но прежде чем продолжить ваше путешествие, вам нужно будет угадать, какие еще города есть в этой стране.

1) «В 3/9 царстве, в 3/10 государстве жил- был…» (Город Сказка).

— Правильно! Можете смело отправляться дальше в путешествие по другим городам нашей чудесной страны.

2) Один вход да три выхода. (г. Загадка).

3) Сам погибай, а друга выручай. (г. Пословица).

4) Много снега- много хлеба. (г. Примета).

5) Раз, два, три, четыре, пять.

Вышел месяц погулять,

А за месяцем луна,

Оставайся ты одна! (г. Считалка).

6) От топота копыт пыль по полю летит. (г. Скороговорка).

7)Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли, люли стояла (2 р.) (Народная песня).

8)-Ты пирог съел?

— Нет, не я!

— А вкусный был?

— Очень! (Прибаутка).

9) Уж как пестрая свинья

На дубу гнездо свила.

Гнездо свила. Детей вывела.

60 поросят по сучочкам висят. (Небылица).

10) Он спустил добра коня да й богатырского,

Он поехал-то дорожкой прямоезжею. (Былина).

-Молодцы! Ребята, вот видите, какие интересные названия городов в этой стране.

А давайте мы с вами попутешествуем по этому городу. Какое красивое название у него?- Бы-ли-на!

-Как вы думаете, что обозначает слово «былина»? (Былина- это то, что было в действительности, в отличие от небылицы.)

Былины — это прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли.

— Главным персонажем былин кто, по-вашему, является (Богатырь.)

-Да, он стал воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Богатыря не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть.

Богатыри любят родную землю, стоят на страже ее границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают от порабощения и унижения. Нет ни одной героической былины, где бы богатырь-воин не победил врага.

Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу отечества, поднимали в тяжелую годину испытаний дух народа, воспитывали в отроках- юношах любовь к родной земле и ненависть к насильникам (печенегам, половцам, монголо-татарам). Пример непобедимых богатырей вселял в людей мужество, укреплял чувство долга, чести.

Защита Родины- долг каждого человека, и прежде всего – мужчины.

Беседа по картине:

-Ребята, видели ли вы картину замечательного русского художника В. М. Васнецова «Богатыри»? Давайте посмотрим, кто на ней изображен.

Послушайте стихотворение:

«Три богатыря»

Вечерняя тает заря,

Клубятся над степью тучи.

Три сказочных богатыря

Коней оседлали могучих.

От силы жестокой вражьей

Народ берегут они

И грозно стоят на страже

Нашей родной земли!

— Известный русский художник В. Васнецов описал в своей картине «Богатыри»(1898г.) трех могучих богатырей на сильных конях, стерегущих покой русской земли. Перед ними расстилаются широкие степи, за их спиной — дремучие леса, села и города. В небесах над богатырями сгущаются синевато- серые тучи.

— Знаете ли вы, как зовут богатырей? (В самом центре картины на могучем коне — богатырь Илья Муромец. Он широк в плечах, в нем чувствуются громадная мощь и отвага. Приложив руку к глазам, он зорко всматривается в даль: не идет ли на Русь войско вражеское? Справа от Ильи Муромца на белом мохнатом коне другой богатырь- Добрыня Никитич. А по левую руку от Ильи- самый юный из богатырей- Алеша Попович.)

-Число богатырей было выбрано не случайно. Число «три» на Руси служило определением большого количества чего бы то ни было. Бравые защитники земли русской на картине выступают как обобщенный образ народа-богатыря, стоящего на страже покоя своей Родины.

-Что вы можете сказать об Илье Муромце? (Он спокоен, рассудителен, обладает большой силой.)

— А Добрыня Никитич? (Он готов обнажить свой меч и ринуться в бой.)

— А кого мы видим слева? (Алешу Поповича. Юноша смотрит лукаво, тоже готов обороняться. Приготовил лук и стрелу)

-Как вы считаете, какие кони у богатырей? (Сильные, ловкие; воинственно смотрят в сторону угрозы; могучие, лохматые.)

— Во что одеты богатыри? Их одеяния и снаряжения сразу привлекают наше внимание. (На голове — шлем; на теле — металлическая рубашка и т. д.)

-Какие же у них снаряжения имеются для борьбы с врагами? (Булатный меч, щит, лук и стрела, колчан, булава, копье.)

Конверт с заданием: «Угадай, что это?» (Рассматривание цветных иллюстраций.)

Конверт с заданием от богатырей. (Кроссворд «Илья Муромец».)

Короткий жезл с шарообразной тяжелой головкой, символ власти военачальника, в старину- ударное оружие. (Булава.)

Футляр для стрел. (Колчан).

Старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец. (Кольчуга.)

Стальной клинок, меч. (Булат.)

Предмет старинного вооружения в виде округлой или с углами плоскости для предохранения от ударов, стрел. (Щит.)

Русская народная эпическая песня- сказание о богатырях. (Былина.)

Тонкий длинный стержень с заостренным наконечником для стрельбы из лука. (Стрела.)

Лохматый, могучий…но все же от «посвиста Соловьева стал спотыкаться.».(Конь.)

Назовите ключевое слово. (Богатырь.)

Выводы:

— Где мы с вами побывали?

-Что вам запомнилось?

— Что нового узнали?

-Что вам понравилось?

-Вечером вас, ребята, ожидает еще один сюрприз. Ну а сейчас нам пора вернуться в группу. (Просмотр мультфильма «Илья Муромец и Соловей-разбойник».)

Физкультминутка «Два притопа, три прихлопа!»

(Возвращаемся в детский сад, а затем в группу.)

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 5628
Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/tema-ruskie-bogatyri-bylinye-geroi.html

Былина о русском богатыре Илье Муромце

Киево-Печерская лавра хранит в своих пещерах мощи Ильи Муромца, которого церковь причислила к святым. В старческом возрасте он постригся в монахи. Известно, что в бою его руку пробили копьем и что был он огромного роста. Из преданий, дошедших до наших дней, стало известно, что святой Илья Муромец является богатырем древней Руси.

История началась в селе Карачарова, что под древним Муромом. Родился мальчик, высокий и крепкий. Его нарекли Ильей. Рос он на радость родителям и сельчан. Однако в семью пришла беда – мальчик заболел неведомой болезнью и не смог самостоятельно передвигаться, онемели руки. Ни травы, ни долгие молитвы матери не могли помочь ребенку. Прошло много лет. Илья стал красивым юношам, но неподвижным. Ему было тяжело осознавать свое положение: он не мог помогать пожилым родителям. Что бы не одолела его печаль, Илья стал молиться Богу. В праздничный день Преображение, когда отец и мать ушли в церковь, в дом Ильи постучали странники и попросили впустить их. Но Илья ответил, что не может отворить дверь, так как уже много лет неподвижен. Но странник настаивал на своем и повторял как заклинание: «Встань, Илья». Сила слов оказалась велика. Илья встал и отворил дверь. Он понял, что за чудо произошло.

Странники попросили водицы, но сперва предложили отпить ее доброму молодцу. Илья выпил несколько глотков и почувствовал неимоверную силу в себе. «За твою веру и терпения Господь подарил тебе исцеление. Будь защитником Руси и православной веры, и смерть не настигнет тебя в бою.», — сказали странники.

Кто же такой Илья Муромец? Русский народ сложил про него наибольшее количество былин. Он был могуч и справедлив, был старшим среди богатырей.

Раньше на территории Руси было много непроходимых лесов. Добираться в Киев следовала объездными путями: к верховью Волги, а потом к Днепру, по реке попадали в столицу древней Руси. Прямая дорога в лесных дебрях была уставлена крестами погибших людей. Русь подвергалась разорению со стороны врагов внутренних и внешних. Угроза была не только одиноким странникам, но и князьям, которые не могли победить зло. Именно Илья Муромец помог расчистить короткий путь к Киев-граду и убил многих врагов Руси того времени.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 2217
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/11135-byliny-o-russkih-bogatyryah-i-ih-geroi.html

Былина о Добрыне Никитиче

Братом по оружию Ильи Муромца был Добрыня Никитич. Он обладает огромной силой и неограниченной храбростью. В настоящем богатыре древней Руси должна быть не только одна сила. Человек должен обладать чувством долга и чести, быть верным другом, патриотом своей Родины и готовым сложить голову ради ее благополучия.

Добрыня был резанцем. В некоторых былинах рассказывается о его детстве. С 7 лет он изучал грамоту и проявлял великие способности в изучении разных наук. В 15 лет ощутил он в себе силу богатыря. С раннего детства его привлекало оружие. Управляться с ним его никто не учил, а богатырское дело постигал самостоятельно. Первое приключение с ним произошло на охоте – он встретил змея. «Молоденький Добрынюшка» стал змеенышей топтать. Это говорит он зарождении нового русского героя, который растет в глубинке, но прославиться на всю Русь.

Однако не только в богатырском деле прославился Добрыня. Он способен одним нырком реку переплыть, точно стреляет из лука, хорошо поет и знает церковные тексты. Богатырь даже соревновался игре на гуслях на пиру и получил высшую похвалу.

Вмести с силой в нем сочетаются миролюбие, душевная чистота, простота и кротость. Добрыня хорошо образован и разносторонне одарен. В былинах часто подчеркивается его хорошие манеры и воспитание. Богатыря зовут для решения деликатного спора или стать важным посланником. Он незаменим в переговорах с иностранными послами, где представляет всю Киевскую Русь. Добрыню Никитича по праву можно назвать самым достойным представителем Руси.

Как и его братья по оружию, Алеша Попович и Илья Муромец, Добрыня мужественен, храбр, а единственный смысл его жизни заключается в защите своей родины. Основным подвигом Добрыни считается спасение племянницы князя Забавы Путятичной от змея Горыныча.

Историки считают, что прообразом богатыря стал Добрыня, дядя князя Киевской Руси Владимира Святославича. В исторических летописях часто упоминается его участия во многих важных событий того времени.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 1987
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/11135-byliny-o-russkih-bogatyryah-i-ih-geroi.html

3. Вольга Святославич

Вольга относится к числу одних из самых древних богатырей в русских былинах. Его отличительными чертами были способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Согласно легендам, Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Когда он увидел свет, содрогалась земля и ужасный страх сковал всех живущих существ. Интересный эпизод встречи Вольги и Микулы Селяниновича описывают былины. Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху.

Radikal.ru

Блок: 4/11 | Кол-во символов: 876
Источник: https://www.factroom.ru/rossiya/little-known-russian-heroes

Былины о русских богатырях презентация

Былины – являются фольклорной эпической песней. В основе былины лежат героические события. Основные герои – богатыри. Они являются эталоном мужчины того времени, руководствуются принципами справедливости и патриотизма. Богатырей разделяют на:

старшие, обладающие стихийными силами (Святогор, Дунай Иван и т.д.);

младшие – смертные люди с минимальными мифологическими чертами (Илья Муромец, Алеша Попович и т.д.).

Древнерусские богатыри воплотили понятия народа о нравственности истинного героя.

Кроме богатырей в былинах часто присутствуют калики – странники-слепцы, постоянно поющие духовные песни. Калика не был искалеченным человекам, как может подумать современный слушатель былин. В древних время так называли людей, которые много путешествовали и посещали многие святые места.

В былинах воспевается любовь к Родине, беззаветная и доблестная храбрость, бескорыстие и верность. Подвиги русских богатырей были направлены на освобождения родных земель от врагов. Могучие люди восстанавливали справедливость, уничтожая зло. Герои Древней Руси многое сделали для процветания своего края, поэтому мы запомним их имена, пришедшие к нам через десятки столетий, навсегда.

Скачать: Былины (пароль-istmira)

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 1232
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/11135-byliny-o-russkih-bogatyryah-i-ih-geroi.html

4. Сухман Одихмантьевич

Герой киевского былинного цикла. Согласно легенде, Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву. Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками. Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью. Из его крови потекла река Сухман.

Блок: 5/11 | Кол-во символов: 672
Источник: https://www.factroom.ru/rossiya/little-known-russian-heroes

Былины о русских богатырях


 

Богатыри на Соколе-корабле

Садко

Вавила и скоморохи

Иван — гостиный сын

Вольга и Микула Селянинович

Ставр Годинович

Бой Василия Буслаева с новгородцами

Булат Еремеевич

Бутман Колыбанович

Василий Буслаев

Василий Игнатьевич и Батыга

Волх Всеславьевич

Глеб Володьевич

Данило Ловчанин

Дюк Степанович и Чурило Пленкович

Иван Годинович

Идолище сватает племянницу князя Владимира

Калика-богатырь

Князь Роман и братья Ливики

Князь Роман и Марья Юрьевна

Королевичи из Крякова

Мамаево побоище

Михайло Данилович

Михайло Казаренин

Михайло Потык

Рахта Рагнозерский

Садков корабль стал на море

Святогор и тяга земная

Смерть Василия Буслаева

Соловей Будимирович

Сорок калик

Сухмантий

Хотен Блудович

Царь Саул Леванидович и его сын

Царь Соломан и Василий Окулович

Чурило и Катерина

Чурило Пленкович у князя Владимира

 

Читать все русские былины

Читать русские народные сказки

Блок: 6/10 | Кол-во символов: 930
Источник: https://skazkibasni.com/byliny

Святогор (богатырь-великан)

Великан и богатырь, обладавший недюжинной силой. Огромный и могучий, рожденный в горах Святых. При его ходьбе леса содрогались и реки разливались. Часть своей силы Святогор в писаниях русского эпоса передал Илье Муромцу. Вскоре после этого и умер.

Реального прототипа образа Святогора, нет. Он являет собой символ огромной первобытной силы, которой так и не нашлось применения.

Подробнее >>

Блок: 6/13 | Кол-во символов: 432
Источник: https://schci.ru/russkie_byliny.html

5. Дунай Иванович

Один из популярнейших богатырских образов в русских былинах. В отличие от трёх главных героев эпоса (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича), Дунай Иванович — персонаж трагический.

Согласно легенде, во время свадьбы Дунай и Настасья Королевична, которая тоже была богатыркой, начинают хвастать, Дунай — храбростью, а Настасья — меткостью. Они устраивают поединок и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная. Не в силах признать превосходство жены, Дунай приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай.

Nnm.me

Стрела Дуная попадает в Настасью. Она умирает, а Дунай узнаёт, «распластавши ей чрево», что она была беременна чудесным младенцем: «по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые». Дунай бросается на свою саблю и умирает рядом с женой, из его крови берёт своё начало Дунай-река.

Блок: 6/11 | Кол-во символов: 970
Источник: https://www.factroom.ru/rossiya/little-known-russian-heroes

6. Михайло Потык

Один из второстепенных богатырей. Известен он лишь в северно-русских былинах как красавец и змееборец. Легенд о нём существует несколько. Согласно одной из них, Михайло на охоте встретил лебедя, который обратился в девушку — Авдотью Лебедь Белую. Они поженились и дали клятву, что если кто-то умрёт раньше, то оставшийся в живых будет похоронен вместе с умершим в одной могиле.

F-picture.ne

Когда Авдотья умерла, Потыка вместе с её трупом спустили в могилу, на коне в полном вооружении. В могилу явился змей, которого богатырь убил, а его кровью воскресил жену. По другим былинам, жена опоила Потыка и обратила в камень, а сама сбежала с царём Кощеем. Товарищи богатыря — Илья, Алёша и другие, спасают Потыка и мстят за него, убив Кощея и четвертовав неверную Лебедь Белую.

Блок: 7/11 | Кол-во символов: 790
Источник: https://www.factroom.ru/rossiya/little-known-russian-heroes

Что такое былина

Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Народное же название этих произведений – старина, старинушка, старинка. Именно это слово использовали сказители. В древности старины исполнялись под аккомпанемент гуслей, но со временем эта традиция отошла в прошлое и во времена, когда к ним обратились собиратели, былины напевались без музыкального сопровождения. «Я улегся на мешке около тощего костра (…) и, пригревшись у огонька, незаметно заснул; меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления», — вспоминает собиратель фольклора П.Н. Рыбников. Современному неподготовленному читателю может быть вначале непросто погрузиться в мир русского эпоса: устаревшие слова, частые повторы, отсутствие привычной рифмы. Но постепенно приходит понимание того, насколько слог былин музыкален и красив. Именно музыкальность следует иметь в виду в первую очередь: былины изначально создавались, чтобы их пели, а не воспринимали в виде написанного или напечатанного текста.

 

Блок: 7/10 | Кол-во символов: 1377
Источник: https://skazkibasni.com/byliny

Вольга Святославич (русский богатырь)

Герой-богатырь древнейших былин. Обладал не только внушительной силой, но и умением понимать язык птиц, а также оборачиваться любым животным и оборачивать в них других. Ходил с походами на земли турецкие и индийские, и после становился их правителем.

Многими учеными образ Вольги Святославича отождествляется с Олегом Вещим.

Подробнее >>

Блок: 8/13 | Кол-во символов: 389
Источник: https://schci.ru/russkie_byliny.html

Классификация былин


По поводу классификации былин в науке не существует единого мнения. Традиционно они разделяются на два больших цикла: киевский и новгородский. При этом с первым связано значительно большее количество персонажей и сюжетов. События былин киевского цикла приурочены к стольному городу Киеву и двору князя Владимира, былинный образ которого объединил воспоминания по меньшей мере о двух великих князьях: Владимире Святом (ум. 1015 г.) и Владимире Мономахе (1053–1125 гг.). Герои этих старин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Михайло Потык, Ставр Годинович, Чурило Пленкович и др. К новгородскому циклу относятся сюжеты о Садке и Василии Буслаеве. Также существует разделение на «старших» и «младших» богатырей. «Старшие» — Святогор и Вольга (иногда также Микула Селянинович), представляют собой останки догосударственного эпоса времен родового строя, олицетворяют старинных богов и силы природы – могучие и часто разрушительные. Когда время этих исполинов проходит, им насмену приходят «младшие» богатыри. Символически это отражено в былине «Илья Муромец и Святогор»: древний воин умирает и Илья, похоронив его, отправляется на службу князю Владимиру.

 

Блок: 8/10 | Кол-во символов: 1184
Источник: https://skazkibasni.com/byliny

Никита Кожемяка (киевский богатырь)

Герой киевских былин. Отважный богатырь, обладавший огромной силой. Мог без труда разорвать сложенную дюжину бычьих шкур. Вырывал шкуру с мясом у несущихся на него разъяренных быков. Прославился тем, что победил змея, освободив от его плена царевну.

Своим появлениям герой обязан мифам о Перуне, сведенных к бытовым проявлениям чудесной силы.

Подробнее >>

Блок: 9/13 | Кол-во символов: 405
Источник: https://schci.ru/russkie_byliny.html

Былины и историческая действительность


Большинство известных нам былин складывалось в эпоху Киевской Руси (IX-XIIвв), а некоторые из старин восходят и вовсе к древним догосударственным временам. В то же время не только исследователь, но и простой читатель может найти в текстах былин отголоски событий и быта гораздо более поздних эпох. Например, нередко упоминаемое «кружало государево» (то есть кабак) имеет отношение к XVI-XVII в. Профессор Н.П. Андреев пишет об упомянутых в одной из былин калошах – предмете из XIX столетия. Отсюда возникает так называемая проблема историзма русских былин – то есть вопрос о соотношении эпоса с исторической действительностью, вызвавший множество споров в научной среде. Как бы то ни было, былина представляет нам особый мир – мир русского эпоса, в рамках которого происходит причудливое взаимодействие и переплетение разнообразных исторических эпох. Как писал исследователь Ф.М. Селиванов: «Далеко не все события и герои, однажды воспетые, оставались в памяти потомков. Ранее возникшие произведения перерабатывались применительно к новым событиям и новым людям, если последние казались более значительными; такие переработки могли быть многократными. Происходило и по-другому: прежним героям приписывались дела и подвиги, совершаемые позднее. Так постепенно складывался особый условно-исторический эпический мир с относительно небольшим числом действующих лиц и ограниченным кругом событий. Эпический мир, по законам устной исторической памяти и народного художественного мышления, объединял в себе людей из разных столетий и разных эпох. Так, все киевские богатыри становились современниками одного князя Владимира и жили в эпоху расцвета Киевской Руси, хотя им приходилось сражаться с врагами, досаждавшими Русской земле с X до XVI в. К этой же эпохе подтягивались и герои (Вольга, Святогор, Микула Селянинович), эпические повествования о которых существовали задолго до княжения Владимира Святославича».

 

Блок: 9/10 | Кол-во символов: 1949
Источник: https://skazkibasni.com/byliny

Ставр Годинович (черниговский боярин)

Ставр Годинович – боярин из Черниговщины. Известен своей хорошей игрой на гуслях и крепкой любовью к жене, чьими талантами не прочь был похвалиться перед другими. В былинах роль играет не главную. Более известна его жена Василиса Микулишна, вызволившая мужа из заточения в темницах Владимира Красна Солнышка.

Упоминание о реальном сотском Ставре имеется в летописях 1118 года. Он был также заточен в погребах князя Владимира Мономаха после беспорядков.

Подробнее >>

Блок: 10/13 | Кол-во символов: 523
Источник: https://schci.ru/russkie_byliny.html

Собирательство былин


На протяжении веков былины передавались в среде крестьянства из уст в уста от старого сказителя к молодому и вплоть до XVIII века не были записаны. Сборник Кирши Данилова был впервые издан в Москве в 1804 году, затем последовали более расширенные и полные его переиздания. Эпоха романтизма пробудила интерес интеллигенции к народному творчеству и национальному искусству. На волне этого интереса в 1830-1850-е гг. развернулась деятельность по собиранию произведений фольклора, организованная славянофилом Петром Васильевичем Киреевским (1808 – 1856 гг.). Корреспондентами Киреевского и им самим было записано около сотни былинных текстов в центральных, поволжских и северных губерниях России, а также на Урале и в Сибири. Настоящим потрясением для научного мира стало открытие в середине XIX в. живой традиции былинного эпоса, причем недалеко от Санкт-Петербурга – в Олонецкой губернии. Честь этого открытия принадлежит Павлу Николаевичу Рыбникову (1831–1885 гг.), народнику, высланному в Петрозаводск под надзор полиции. Ободренные находкой П. Н. Рыбникова, отечественные фольклористы во 2-й половине XIX – начале XX вв. предприняли множество экспедиций, в основном на Русский Север, где были открыты новые очаги сохранности песенного эпоса и от сотен сказителей сделаны записи тысяч былинных текстов (всего исследователь эпоса профессор Ф. М. Селиванов насчитывал к 1980 г. около 3000 текстов, представляющих 80 былинных сюжетов). К сожалению, к нашему времени былины полностью исчезли из живого бытования и являются теперь лишь величественным культурным наследием ушедшего прошлого. Уже в советское время были предприняты попытки приспособить былинный жанр к условиям и требованиям современности. Так появился, например, плач о Ленине «Каменна Москва вся проплакала», записанный от сказительницы Марфы Семеновны Крюковой. Но столь удивительное сочетание старинной формы и нового актуального содержания не прижилось в народном творчестве.

 

————————————————————————————-

Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. М., 1909. Т.1. Стр. LXIX-LXX.

Былины. Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. М., 1988. Стр. 11-12.

В. Ковпик, А. Калугина. Былины. Исторические песни. Баллады. (Серия Библиотека Всемироной литературы). М., 2008. Стр. 11-12.

 

Читать все русские былины

Читать русские народные сказки

Блок: 10/10 | Кол-во символов: 2350
Источник: https://skazkibasni.com/byliny

Соловей разбойник (антигерой)

Ярый противник Ильи Муромца и разбойник, который долгие годы грабил и пеших, и конных на им же заложенной дороге. Убивал их не ружьем, а собственным свистом. В былинах чаще всего предстает в человеческом обличье с явно выраженными тюркскими чертами лица.

Считается, что образ его взят у мордвичей, проживавших в Нижнем Новгороде. Традиционные их имена – это названия птиц: Соловей, Скворец и т.д.

Подробнее >>

Блок: 11/13 | Кол-во символов: 453
Источник: https://schci.ru/russkie_byliny.html

10. Дюк Степанович

Один из самых оригинальных богатырей киевского былинного эпоса. По легенде, Дюк прибывает в Киев из «Индии богатой», так, по всей видимости, называли Галицко-Волынскую землю. По прибытии Дюк начинает хвастать роскошью своего города, собственным богатством, своими одеждами, которые ежедневно его конь приносит из Индии, и находит невкусными вино и калачи князя киевского. Владимир, чтобы проверить хвастовство Дюка, отправляет посольство матери Дюка. В итоге посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит той бумаги.

Pilipok.ru

40 откровенных фактов о русских женщинах

Блок: 11/11 | Кол-во символов: 653
Источник: https://www.factroom.ru/rossiya/little-known-russian-heroes

Змей Горыныч (змей-дракон)


Дракон. Дышащий огнем с тремя головами. Это классический образ Змея Горыныча в русских былинах. Тело у змея одно, имеются крылья, большие острые когти, а также стрелоподобный хвост. Сторожит мост-проход в царство мертвых и извергает огонь, когда нападает. Живет в горах, отсюда и прозвище «Горыныч».

Образ змея мифический. Подобные встречаются в сербской и иранской мифологии.

Подробнее >>

Блок: 12/13 | Кол-во символов: 430
Источник: https://schci.ru/russkie_byliny.html

Идолище Поганое (злодей)

Идолище – тоже богатырь, только от сил темных. Из-за своего чревоугодия имеет огромное бесформенное тулово. Злой, некрещеный и не признающий религий. Грабил города со своей ратью, попутно запрещая милостыню и церкви. Побывал на землях русских, в Турции и Швеции.

В истории прототипом Идолища был хан Итлар, совершавший варварские набеги на города земель русских.

Подробнее >>

Блок: 13/13 | Кол-во символов: 411
Источник: https://schci.ru/russkie_byliny.html

Кол-во блоков: 36 | Общее кол-во символов: 32690
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:

  1. https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/11135-byliny-o-russkih-bogatyryah-i-ih-geroi.html: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 6385 (20%)
  2. https://schci.ru/russkie_byliny.html: использовано 10 блоков из 13, кол-во символов 4665 (14%)
  3. https://www.factroom.ru/rossiya/little-known-russian-heroes: использовано 11 блоков из 11, кол-во символов 7671 (23%)
  4. http://lukoshko.net/storyList/byliny.htm: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 551 (2%)
  5. https://skazkibasni.com/byliny: использовано 5 блоков из 10, кол-во символов 7790 (24%)
  6. https://www.maam.ru/detskijsad/tema-ruskie-bogatyri-bylinye-geroi.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 5628 (17%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий