Музей русской иконы — первый в Москве и второй в России частный музей русской иконы. Создан по инициативе предпринимателя и мецената, владельца компании «Плаза девелопмент» Михаила Абрамова (1963—2019). Открыт в мае 2006 года в Москве. В настоящее время музей находится в центре Москвы на Гончарной улице. Собрание насчитывает около 5000 единиц хранения.
Музей существует только на средства его основателя и не ведёт какой-либо коммерческой деятельности. Посещение, экскурсии, а также лекции и концерты проходят исключительно на бесплатной основе.
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B
Содержание
О музее
Зал русской иконописи XIV—XVI веков. Музей русской иконы
Старообрядческая моленная, перевезённая и воссозданная в стенах Музея русской иконы
Музей русской иконы создан по инициативе предпринимателя и мецената Михаила Абрамова. Открытие музея состоялось в мае 2006 года. Первоначально Музей русской иконы размещался в одном из залов бизнес-центра «Верейская плаза» на западе Москвы. Параллельно шла активная работа по реконструкции и подготовке основного здания музея.
Реконструкция переданного музею здания в центре Москвы, на Гончарной улице закончилась в 2010 году; два доходных дома, прежде находившихся в аварийном состоянии, были укреплены, полностью отреставрированы и превращены в современный музейный комплекс, объединённый стеклянным атриумом. Новое здание музея было торжественно открыто 25 января 2011 года. Церемонию открытия возглавил министр культуры Российской Федерации Александр Авдеев. С открытием нового здания Музей расширился не только экспозиционными залами, но и помещениями для хранения памятников, их научного изучения, каталогизации, реставрации, технико-технологического исследования, что обусловило создание специальной реставрационной мастерской и научно-каталогизационных отделов.
С момента своего открытия Музей русской иконы заслужил широкое общественное и профессиональное признание. К примеру, Музей русской иконы стал первым русским частным собранием, принятым в Международный совет музеев при ЮНЕСКО (ICOM).
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B
Это интересно: 2135,Церковный раскол 17 века: кратко
Отзывы о музее «Музей русской иконы»
Удивительное рядом))
Чудесный музей, в котором не встретишь толп китайских туристов, как можно было бы ожидать от существа всемирно известных русских икон. Нет и российских посетителей. При мне в будний день было всего 4-5 посетителей — по одному на этаж)) На входе просят записать себя в книгу + не прикладываться к иконам (подозреваю, многим очень хочется). У входа забавна озвучка из птичек — кажется, было бы уместнее что-то церковное запустить) Вход для всех бесплатен, как и экскурсии (по предварительной записи). Что удивительнее с учётом той крутой коллекции, которая здесь экспонируется. Даже без Рублёва и Дионисия от всего этого крышу сносит. Особенно впечатляет эфиопская иконопись — ничего подобного за 2 недели путешествия по Эфиопии я не видел! Музей частный, меценатский, открыт в 2006 году — всё с иголочки, на международном уровне. Не стыдно. Свыше четырех тысяч экземпляров, среди которых 600 икон. Можно увидеть целую деревянную молельную комнату старообрядцев XIX века + редкая возможность узнать, что же всё-таки скрыто за иконостасом в православном храме. Часа два можно ходить легко. Мне, пожалуй, не хватило только грузинской и армянской части коллекции.
Сегодня (то есть уже вчера…) снова имела счастливую возможность побывать в музее Русской иконы…
Начали с конца экспозиции — подъем на стеклянном лифте — подарил ощущение полета над эклектичным архитектурным ансамблем, сочетающим белокаменное Афонское подворье и монументально-статную сталинскую высотку…
И вот мы в конце экспозиции — зал иконописи эпохи классицизма — 18 век… Иконы, украшенные барочными пейзажами, античными развалинами; архангел Гавриил, в лике которого отчетливо читается гравюрный портрет Петра; икона великомученицы Екатерины, напоминающей античную статую…. Все эти невероятные и слегка судорожные творческие поиски новоиспеченных иконописцев, лишенных старинных образцов, вполне гармоничны с историческими реалиями — возвышением Священного Синода над авторитетом Святейшего Патриарха…
А потом было несколько абсолютно неземных мгновений в старообрядческой молельне… С лингвистическим отступлением о выражении «ударить в грязь лицом» и демонстрацией той самой грязи… Икона радостного благоразумного разбойника, шествующего в рай… Литые чугунные решетки… Лики по стенам… «И верится, и плачется, и так легко-легко…»
Икона Святой, молящейся за весь мир и за тундру, украшающую икону пейзажем с отчетливо различимым мхом и морошкой… Творчество иконописцев умиляет… Изображение плавающих в водах вокруг Соловецкого монастыря выдр (???)…
Архитектурные тонкости и детали на иконах, дающие подробнейшее представление о том, как изменялись монастырские строения — все это такой тонкий и глубокий творческий простор, который в сочетании с законом обратной перспективы и аскетизмом ликов — умиляют и возвращают на миг душе состояние детства…
Зал Византийской иконописи с царскими вратами и «макетом» алтаря… Византийская изысканность в гармоничном соединении аскетизма ликов и барочной витиеватости рам и пейзажей…Спасенные от бытового применения евхаристические чаши на престоле….
Обретенная икона Богоматери мастера Симона Ушакова, сумевшего примерить аскетизм и русское барокко…
Гимном русскому иконописанию звучит трактовка смысла иконы «Чудо Георгия о Змие», где эпизод из сюжета жития приобретает мощное аллегорическое звучание…
Но главное, что позволило все эти факты запомнить и почувствовать на вкус совершенно далекому от искусства иконописи сознанию, проникнуться трепетным благоговением, умилением, а порой – и детским восторгом перед дышащими молитвой образами – это харизма экскурсовода – профессионала с большой буквы, человека, получающего удовольствие и испытывающего восторг от общения с этим волшебным миром, – Сергея Брюна…
Подумалось, что русская икона в традиционном обывательском сознании обычно неразрывно связывается с образом злобной, брызжущей слюной бабули, агрессивно толкающей тебя вон из храма, за брюки ли платок, завязанный неправильно…или – в лучшем случае, с медитативно-усыпляющим тоном дамы-экскурсовода без возраста в неизменном старообрядческом костюме – бесцветнои и непременно в пол, с вечно скорбным выражением отсутствующего лица… А здесь иначе… Здесь об иконе слышишь живо и с любовью, здесь она – источник непрекращающих открытий и детской непостижимой искренней любви… Здесь икона – чудо…
Выходишь – и хочется обнять мир и тихонько помолиться ….
Низкий поклон- нашему экскурсоводу за это ощущение и , конечно, тому человеку, который этот музей создал…
Многая лета!
Мне музей очень понравился!
Расположен на 4 этажах, но сам небольшой.
Есть весьма необычные иконы. Видела даже со снегом!
Особенно интересен зал Эфиопии.Такая экзотика.
И все бесплатно! Посещение и экскурсии. Редкость для Москвы.
Людей в нём пока мало. А я была в воскресенье. Так что рекомендую!
Тихий и спокойный современный музей с богатой коллекцией христианского искусства. Кроме собственно русских икон представлены византийские и интереснейшие эфиопские экспонаты. Вход бесплатный, все сотрудники от охранников до смотрителей исключительно вежливы. Посетителей мало, можно рассматривать работы часами.
Музей, в который хочется возвращаться.
Источник: https://www.afisha.ru/msk/museum/8966/
Основатель музея
Михаил Юрьевич Абрамов родился в 1963 году в Москве. Детство прошло внутри Бульварного кольца. В 1982-1984 годах служил в Советской армии на Кольском полуострове. С 1985 года занимается предпринимательской деятельностью. С 1991 года работал в компании «ИНГОССТРАХ» (строительство зданий в Москве). С 2003 года начал коллекционировать и изучать древние иконы. 26 мая 2006 года открыл «Частный музей русской иконы» и учредил благотворительный фонд с тем же названием.
Созданный Абрамовым музей смог получить общественное и государственное признание. В работе Музея русской иконы принимали участие лучшие отечественные ученые и специалисты. Выставочная и издательская деятельность Музея русской иконы вызвала высокую оценку и интерес со стороны научного сообщества.
Основатель Музея русской иконы Михаил Абрамов
Меценат не просто собирал иконы, но старался приобрести их на Западе (в антикварных салонах, у частных коллекционеров, на аукционах) для того, чтобы вернуть их в Россию. Основой своей деятельности Абрамов видел возвращение икон в Россию и объединение под одной эгидой собирателей, знатоков и ценителей иконы, безвозмездное ознакомление широкого круга людей с лучшими образцами русской иконописи и восточно-христианского литургического искусства.
20 августа 2019 года Михаил Абрамов погиб в катастрофе вертолёта в Греции около острова Порос.
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B
О коллекции
Зал русской иконописи XIV—XVI вв. Музей русской иконы.
Зал христианского искусства Эфиопии. Музей русской иконы.
Коллекция насчитывает около 5000 экспонатов, из них почти 1000 икон (на май 2015 года).
Основу собрания составляют памятники русской иконописи XIV—XX столетий (до начала XX в. включительно). Помимо достаточного числа древних произведений, некогда создававшихся в крупнейших центрах Руси (Москве, Новгороде, Ростове, Твери, Рязани, в Поволжье — Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде, на русском Севере), предметом особой гордости является целый комплекс древних псковских икон XV—XVI вв. Отдельное направление в формировании музейной коллекции представляют иконы с архитектурным фоном (XVII—XX вв.).
Помимо памятников русской иконописи, рукописных книг, предметов декоративно-прикладного искусства (шитья, резьбы), собрание Музея русской иконы включает следующие разделы:
- Позднеантичные и раннехристианские памятники.
- Собрание византийского прикладного искусства (V—XIV вв.).
- Собрание греческой поствизантийской иконописи (XV—XVIII вв.), включающее целый резной иконостас рубежа XVII—XVIII вв. с комплексом из 19 икон.
- Крупнейшую в России и одну из крупнейших в мире коллекций христианского искусства Эфиопии, в состав которой входит более 2,500 памятников (процессионные, наперсные и священнические кресты, иконы, рукописные книги и свитки, богослужебная утварь, облачения, оружие, музыкальные инструменты).
-
Святой Николай, архиепископ Мирликийский. — (Середина—третья четверть XIV века. Ростов (Поонежские земли)
-
Богоматерь Одигитрия (Грузинская). — (Конец XV века. Новгород).
-
Богоматерь Гликофилуса (середина XV века. Крит. Мастерская Ангелоса Акотантоса).
-
-
Чудо Георгия о змие (Последняя четверть—конец XIV века. Ростовские земли).
-
Чудо Георгия о змие (Чудо Георгия о змие, 1520–1530-е гг. Новгород).
-
-
Святые Благоверные князья Ярославские Фёдор, Давид и Константин (конец XV в., Ростовские земли, Ярославль (?).
-
Архангел Михаил, икона деисусного чина (конец XV-начало XVI вв., Ростов). Музей русской иконы.
-
Апостол Павел, икона деисусного чина (конец XV-начало XVI вв., Ростов). Музей русской иконы.
-
-
Эфиопский складень-триптих. Распятие. Богоматерь с Младенцем. Чудо Георгия о змие. — (Рубеж XVIII-XIX вв. Гондар, Эфиопия).
-
Крест выносной с двумя реликвариями (X-XII вв., Византия).
-
Крест выносной. (XI-XII вв., Византия).
-
Греческий резной иконостас (конец XVII-начало XVIII вв. Ионические острова).
-
Икона ученическая. — Вторая половина XIX в., Мстёра.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B
Памятники, возвращённые Абрамовым и Музеем русской иконы в Россию
Приоритетным направлением в формировании и пополнении собрания Музея русской иконы является поиск и возвращение в Россию тех произведений древнерусского искусства, которые ранее были вывезены и проданы за рубеж советской властью или частными лицами. На сегодняшний день в собрании музея несколько сотен возвращенных памятников. Более того,19 ранее утраченных памятников XVI-XVII вв. были найдены, выкуплены и безвозмездно переданы Музеем русской иконы в государственные региональные музеи (Великоустюгский музей-заповедник, Ростовский Кремль, Муромский историко-художественный музей, Устюженский краеведческий музей).
Среди возвращённых памятников:
-
-
Святая Мария Египетская, с житием (последняя четверть – конец XVIII века. Палех). Музей русской иконы.
-
-
-
-
Богоявление (Псков, 1530-е гг.). Музей русской иконы.
-
Богоматерь Коневская, святитель Николай Мирликийский, Чудо святого Георгия о змие, избранные святые (Первая половина (треть ?) XVI века. Ростовские земли). Музей русской иконы.
-
-
Киотцы с царских врат Никольского придела Благовещенской деревянной церкви г. Данилова Ярославской губернии (Ростовские земли, 1652 г.). Памятник, безвозмездно передан Музеем русской иконы в Государственный Музей-заповедник «Ростовский Кремль» в 2013 г.
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B: использовано 2 блоков из 9, кол-во символов 4155 (31%)
- https://wiki2.org/ru/%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B: использовано 3 блоков из 9, кол-во символов 3329 (24%)
- https://www.rusprofile.ru/id/3525198: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 895 (7%)
- https://www.afisha.ru/msk/museum/8966/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 5243 (38%)