1447,Пища и напитки в Киевской Руси — разъясняем развернуто

Изучая свое прошлое, мы чему-то учимся, делаем выводы, обращаем внимание, а потом уж активно используем опыт прошлого. Наши предки, несмотря на то, что жили в те давние и жестокие времена, когда даже элементарные блага были недоступны, были достаточно мудрыми и благоразумными людьми.


Древнее племя славян

Возьмем для примера пищу, которые употребляли древние славяне. Ведь мы знаем, что были на Руси славные богатыри, которые славились своей силой и здоровьем. Но, справедливо будет отметить, что и простой славянский народ отличался своим здоровьем и выносливостью. Конечно, сегодня можно говорить, что все дело в экологии и чистоте окружающей среде, но все же должное нужно отдать и питанию народа того времени.

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 716
Источник: https://history.com.ru/kievrus/chem-pitalis-drevnie-slavyane

Основа рациона-каши

Тот факт, что картофель славянам был чужд известен все, данный овощ был завезен в нашу страну императором Петром І, а пока он стал незаменимым продуктом на столе русского человека прошло достаточно много времени.

Согласно результатам археологических раскопок древних поселений, ученые сделали аргументированный вывод, что основу рациона наших предков составляли злаковые культуры, которые были прародителями сегодняшнего овса, ячменя, ржи, пшеницы и проса.

Прежде чем приготовить блюда, злаковые зерна поджаривали, размачивали. Из них делали муку, но она существенно отличалась от современной, поскольку была грубого помола. Из нее выпекали вначале пресные лепешки, а несколько позднее научились печь хлеб и пироги с различными начинками. О дрожжах тогда не знали, поэтому хлеб пекли из кислого теста. Для его приготовления брали муку и речную воду, все это разводили в деревянной кадке и настаивали в теплом месте в течение нескольких дней, пока не скиснет. Затем из полученной квашни делали тесто и выпекали хлеб.

Быт древнего народа

После хлеба, вторым важным блюдом была каша. Варили ее из пшена или очищенного овса. Каши долго запаривали в печи, а заправляли сливочным, конопляным или льняным маслом. Данное блюдо могло подаваться самостоятельно или в виде гарнира к рыбе или мясу. Присутствие последнего на столе славян сегодня вызывает много споров. Есть мнение что наши предки были вегетарианцами, но опять же результаты изучения останков, полученных в ходе археологических раскопок, показывают, что мясо славяне также употребляли. Это была говядина, конина или свинина, правда чаще всего они появлялись на праздничных столах, а более распространенным блюдом была птица или дичь. Мясо ели в основном жареным.

Супов в Древней Руси не знали. Данное блюдо появилось в рационе славян только лишь во второй половине 17 века, благодаря заезжим европейцам.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1878
Источник: https://history.com.ru/kievrus/chem-pitalis-drevnie-slavyane

Основные напитки в Древней Руси


Все древние культовые напитки были связаны по своему происхождению с природными условиями обитания того или иного народа, с его первоначальной хозяйственной деятельностью.

Изведав выгоды гражданской оседлой жизни, русские примерно с IX в. стали заниматься земледелием для получения хлебного зерна и тогда же стали печь хлебы и готовить квас. Существовало два вида кваса — кислый слабоалкогольный и сильно опьяняющий (со временем называли твореным).

Квас пили все — от царя до последнего крестьянина. Квас был не только дешевым и быстро приготавливаемым напитком, но и служил общепринятой пищевой жидкостью, на базе которой готовилась вся пища тогдашнего населения (окрошка, тюря, ботвинья, свекольник, паренки, запеченное мясо, сладкие кулаги).

Квасы были разных сортов: кроме простого, так называемого житного, приготовляемого из ячменного или ржаного солода, были квасы медвяные и ягодные. Как приводит Н. Костомаров, «медвяный приготовлялся из рассыченного в воде меда, процеженного, с примесью калача вместо дрожжей. Этот раствор стоял некоторое время с калачом, потом сливали его в бочки. Его качество зависело от сорта и количества меда: для царей, например, собирали лучший мед во всем государстве на квас; такого же рода медвяные квасы делались в некоторых монастырях, имевших свои пчельники; и оттого медвяный квас в народе носил эпитет монастырского. Ягодные квасы делались таким же образом из меда и воды с добавкою ягод, вишен, черемухи, малины и прочего; этого рода квас также можно встретить было чаще всего в монастырях, а у зажиточных людей он служил для угощения людей низшего звания» . Рецептуры кваса также приводятся в «Домострое» .

Самым крепким квасом называли квас неисполненный (кисера от кисель). В.В. Похлебкин замечает, что в связи с этим напитком впервые упоминается и похмелье (в оригинале «язя квасная») .

Одним из наиболее известных безалкогольных горячих напитков являлся сбитень, распространенный в городах с середины XIII в. Он представлял из себя теплое питье вроде чая и готовился из меда на зверобое, шалфее, лавровом листе, имбире и стручковом перце. Это народное питье, чрезвычайно полезное, разносилось в саклях — медных чайниках, обвернутых полотенцами, и преимущественно зимою . «Домострой» приводит такую рецептуру: «вина пузырек, уксуса пузырек, пива пузырек, перцу четверть, фунт патоки, три гривенки вина заморского…; сразу же с медом и варить» .

К разряду прохладительных напитков относится березовый сок, или березовец, добываемый в апреле из берез. Первоначально этот же сок стал основным сырьем для получения алкогольного напитка древних русичей, а еще ранее скифов — березовицы пьяной (или хмельной). Напиток получался из самопроизвольно забродившего сока березы, сохраняемого в открытых бочках. Недостатком этого сырья было то, что получить его можно было только ранней весной, значит, приходилось заготавливать его в огромных количествах.

Сикера — напиток, название которого появилось из Библии, переводчики IX в. затруднялись найти ему перевод. Оно было употреблено и понималось как первое общее обозначение алкогольных напитков вообще, но в то же время четко отделялось от виноградного вина.

Более привлекательным, приятным и манящим напитком стал со временем питный мед. Его приготавливали из смеси ягодных соков, доведенных до состояния морса, с медом диких пчел, а затем подвергали многолетней выдержке. Мед являлся алкоголем ради алкоголя, т.е. им не запивали еду, предпочитая употреблять после основного застолья, на десерт или до застолья в качестве аперитива.

Вареный мед был более низкого качества, чем мед ставленый. Ставленые меды приготовлялись, как квасы, но с дрожжами или хмелем и потому отличались от квасов своим охмеляющим свойством. Ставленый ягодный мед был прохладительный и приятный напиток. Его делали из малины, смородины, вишен, яблок и прочего. Некоторые добавляли пряности — гвоздику, кардамон либо имбирь.

Питный мед хоть и вытеснил березовицу хмельную, но также долго не продержался в связи с принятием христианства на Руси и переходом русской церкви на культовый напиток Византии — греческое ароматное красное вино мальвазию, а затем с XVIII в. на кагор. Питный мед продержался как единственный и неоспоримый лидер в ряду русских национальных напитков вплоть до конца XV в., тогда расцвет медоварения был связан с исторической обстановкой, которая удаляла Русь от источников виноградного вина и заставляла изыскивать местное сырье и свои способы для производства алкоголя. Но уже с начала XVI в. вначале ставленый мед, а затем и более дешевый и быстрее изготовляемый вареный мед все более и более превращается в напиток исключительно зажиточных, богатых людей и в праздничный напиток для остальных слоев русского народа.

Виноградное вино стало известно на Руси с IX в., его привозили из Византии и Малой Азии, до середины XII в. оно употреблялось разбавленным водой, так же как его пили в Греции и Византии. Поначалу вина пили только в знатных домах, и то в торжественных случаях, позднее употребление вин распространилось между зажиточными людьми.

В конце XIII в. впервые в письменных источниках упоминается вино твореное, под которым подразумевалось вино, полученное искусственным, производным путем, сотворенным человеком, а не природой.

Примерно с XII в. стало развиваться производства алкогольных напитков на немедовой основе из зерна злаковых. Это производство В.В. Похлебкин относит к «побочным и случайным ветвям хлебопечения… и спору об евхаристии (т.е. применении либо только пресного или только дрожжевого, «квасного», хлеба для причастия)» . Это производство дало пиво и ол, получило особый толчок для своего развития дальнейшего расширения вследствие татаро-монгольского нашествия, изоляция Руси от Византии, перенесения политического центра в район бассейна Оки и Верхней Волги, где основным пищевым сырьем были рожь, овес, ячмень и мед.

Пиво первоначально означало всякое питье, напиток вообще. Позднее появился термин «твореное пиво», т.е. напиток, специально сваренный, как вино. Пиво делалось из ячменя, овса, ржи и пшеницы с добавлением хмеля и полыни. Для народа оно варилось в казенных пивоварнях при кабаках, а люди зажиточные, имевшие дозволение приготовлять у себя напитки, делали его для домашнего обихода в своих дворах и хранили в ледниках под снегом и льдом. Подробная инструкция варения пиво и его крепления приводит «Домострой» .

Пиво в современном понимании имело иной термин — ол (олус, олуй). Его наименование напоминает английский эль, также приготавливаемый из ячменя с травами. Существует свидетельство о том, что в XIII в. ол приносили в храм как замену церковного вина .

Русская водка делалась из ржи, пшеницы, ячменя. Водка вообще называлась вином и разделялась на сорта: обыкновенная водка носила название простого вина; лучше этот сорт назывался вином добрым; еще выше вином боярским; наконец, еще более высший сорт было вино двойное, чрезвычайно крепкое. Некоторые употребляли тройную и даже четвертную, то есть четыре раза перегнанную водку, и умирали от нее. Кроме этих водок делалась водка сладкая, насыщенная патокой; эта водка назначалась единственно для женского пола. Хозяева настаивали водку на всевозможнейших пряностях и разных душистых травах; настаивали на корице, мяте, горчице, зверобое, бадяге, амбре, селитре, померанцевой и лимонной корках, можжевельнике и делали наливки на разных ягодах.

В числе разных напитков при Михаиле Федоровиче Романове в период чудовищного и повального пьянства появился в России чай. Первый раз 64 кг сухого чая был привезено в дар послом России в Монголии Василием Старковым в 1638 г.

Условия для популярности чая при его появлении были крайне неблагоприятны: и рынок, и симпатии народа, и привычки, навыки, а также традиции — все было в пользу водки и кваса, являвшихся не только сильными конкурентами чая, но и изделиями укоренившимися, прочно занявшими свое место в истории, культуре и традициях русского народа. Чай ясно заявил о себе как напитке элитарном, т.к. он требовал не только затрат, но и особых знаний для приготовления и сладкого приклада. Во второй половине XVII века знатные лица употребляли его как лекарство и приписывали ему целительную силу, не предвидя, что этот напиток сделается со временем национальным русским питьем.

Таким образом, в Древней Руси наблюдалось качественное развитие алкогольного производства от березовицы, кваса и меда до вина и водки. При этом каждый напиток имел свое назначение и пился только с определенным блюдом (либо без ничего, как водка или квас) и в определенных обстоятельствах (в холод, чтобы согреться, как чай или сбитень).

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 8659
Источник: https://studbooks.net/2001950/tovarovedenie/napitki_kultura_pitaniya_drevney_rusi

Хлеб – почитаемый славянами продукт питания

Хлеб, который многие жители Руси называли «батюшкой» и «головой», занимал особое место в рационе славян. Его уважали, перед ним преклонялись, о нем говорили с особым трепетом. И пекли без дрожжей!

Привычной для нас муки в те времена не было. Для приготовления хлеба и пирогов славяне использовали муку грубого помола. Делали её из ржаного, ячменного, полбяного или амарантового зерна. О пшенице древние славяне еще не знали.

И хлеб, и пироги, и лепешки хозяйки на Руси пекли из теста на заквасках. Тесто заводили на чистой речной или колодезной воде, помещали в большую квашню, изготовленную из дерева, и оставляли в теплом месте на несколько суток, чтобы оно не только подошло, но и приобрело кисловатый привкус. Благодаря естественному процессу брожения, а не дрожжам, тесто поднималось и пузырилось.

Тесто никогда не использовали полностью. Каждая уважающая себя хозяйка оставляла кусочек теста (закваску) на дне квашни, чтобы в следующий раз развести на его основе новую опару.

На свадьбу же или другие важные праздники хозяйки пекли не хлеб, а калачи и караваи. Новоиспеченная жена, уходя жить к супругу, брала с собой небольшой кусочек домашней опары, чтобы в доме мужа развести тесто и приготовить хлеб, который станет символом их долгой и счастливой совместной жизни.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 1322
Источник: https://BestLavka.ru/chem-pitalis-slavjane-na-rusi/

Кисель и мед – любимые лакомства славян на Руси


Кисель, который издавна на Руси являлся любимым лакомством наших предков, был не сладким, а кислым. Поэтому он и получил свое название! Готовилось это лакомство из овсяной или ржаной муки. Скисшую ржаную или овсяную массу хозяйки варили до тех пор, пока она не становилась такой густой, что её можно было резать ножом. Чаще всего кисель, который в готовом виде был очень упругим, имел коричнево-сероватый оттенок и напоминал студень, ели вприкуску с вареньем, ягодным сиропом или медом.

Жители Руси любили лакомиться не только киселем, но и медом. Его ели, пили, добавляли в различные блюда и варили на нем варенья.

Первый месяц совместной жизни новобрачных не зря называли медовым, так как новоиспеченным супругам на Руси во время свадебных гуляний дарили бочечку меда. За месяц молодожены должны были съесть весь мед, чтобы первенец у них родился сильным и здоровым.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 917
Источник: https://BestLavka.ru/chem-pitalis-slavjane-na-rusi/

Чем еще питались славяне на Руси?

Многие историки утверждают, что наши предки, жившие на Руси, были практически вегетарианцами. Чаще всего славяне ели дичь, но происходило это крайне редко.

Так как корову на Руси называли кормилицей и относились к ней с особым уважением, то нет ничего удивительного в том, что в рацион древних славян входили многие молочные продукты.

Супов на Руси не было, так как борщ, уха и солянка, которые сейчас по праву можно назвать одними из самых популярных первых блюд традиционной русской кухни, появились только в 15 – 17 столетиях. Наши предки иногда питались тюрей. Тюря – это заправленный хлебом квас, в который добавляли нарезанный лук.

Пили древние славяне безалкогольный или немного забродивший и по вкусу напоминающий пиво квас, сухой, сладкий мед, мед с перцем, привезенное из Греции вино.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 829
Источник: https://BestLavka.ru/chem-pitalis-slavjane-na-rusi/
Кол-во блоков: 8 | Общее кол-во символов: 16050
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://history.com.ru/kievrus/chem-pitalis-drevnie-slavyane: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 2594 (16%)
  2. https://BestLavka.ru/chem-pitalis-slavjane-na-rusi/: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 4797 (30%)
  3. https://studbooks.net/2001950/tovarovedenie/napitki_kultura_pitaniya_drevney_rusi: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 8659 (54%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий