ЧТО НОВОГО ПОЯВИЛОСЬ В НАУКЕ И КУЛЬТУРЕ НАЧАЛА XX В. ? КАКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПОВЛИЯЛИ НА СПЕЦИФИКУ ИХ РАЗВИТИЯ?

В период капиталистической модернизации в российском обществе появилась особая категория граждан – интеллигенция. Для этого слоя было характерно стремление не только физическому и умственному труду, но и к чему-то «высокому».


Образование

Вплоть до XX в. население в мире в целом оставалось неграмотным. Большинство людей не умело даже читать и писать. Только в высокоразвитых странах Западной Европы, охваченных индустриализацией, наблюдался заметный прогресс. В XIX в., особенно во второй половине, началось широкое распространение образования. Это стало возможным благодаря тому, что общество стало богаче и возросло материальное благополучие людей. Кроме того, индустриальная цивилизация нуждалась в квалифицированных рабочих. Поэтому государство стало уделять больше внимания вопросам образования и начало переход ко всеобщему обязательному обучению. В Великобритании закон об обязательном образовании всех детей до 12 лет был принят в 1870 г., во Франции — в 1882 г.

Школа для бедных

В некоторых европейских странах переход ко всеобщему начальному образованию начался еще раньше. В лютеранской Швеции, например, в 1686 г. был принят закон, обязывавший главу семейства обучать грамоте своих детей и даже слуг. И закон этот выполнялся неукоснительно. Ведь важнейшей обязанностью лютеранина было самостоятельное чтение Библии. Даже жениться нельзя было до тех пор, пока молодые люди не овладевали чтением. Неудивительно, что к концу XVIII в. шведское население было самым грамотным в Европе. Однако закон об обязательном начальном обучении был принят лишь в 1880-х гг.

К концу XIX в. число грамотных среди мужчин в Западной Европе достигло 90 %. Во многих городах открывались университеты. Однако высшее образование было доступным не для всех. Оно по-прежнему оставалось элитарным. Для детей из богатых семей создавались средние школы, из которых открывалась прямая дорога в высшие учебные заведения.

Наука


XIX в. часто называют веком науки. Под влиянием ее бурного и стремительного развития менялись представления человека о строении материи, пространстве и времени, о путях развития растительного и животного мира, о происхождении человека и жизни на Земле.

В XIX в. ученые занимали важное место в обществе, пользовались большим влиянием. Их труд был окружен почетом и уважением. На них смотрели как на волшебников современности. Не то, что в предшествующие столетия, когда вести жизнь ученого было рискованно и опасно.

В XV — XVII вв. такая жизнь порой заканчивалась на костре инквизиции. Вспомните, как церковь подвергла сожжению Джордано Бруно. На костре едва не закончилась жизнь Галилео Галилея, утверждавшего, что Земля вращается вокруг Солнца. Столкновения науки с религией тогда были обычным явлением. Совершенно иной стала ситуация в XIX в. Ведь мир промышленности, машинного производства и транспорта зависел от науки. И от нее нельзя было отказаться. Наука наступала по всему фронту, меняя не только окружающую среду, но и внутренний мир человека.

Одно за другим следовали открытия в математике, химии, физике, биологии и общественных науках. Геометрическая теория Евклида, господствовавшая на протяжении двух тысячелетий, была дополнена неевклидовой геометрией Н. И. Лобачевского и немца Б. Римана. Закон сохранения энергии позволил обосновать единство материального мира и неуничтожаемость энергии. Открытие явления электромагнитной индукции проложило путь к превращению электрической энергии в механическую и наоборот. Дж. Максвелл установил электромагнитную природу света. А. Эйнштейн обнаружил, что при скоростях, близких к скорости света, не действуют законы ньютоновской механики.

Еще одно открытие гениального ученого — теория относительности — заставило по-новому взглянуть на время и пространство, признать существование тела в четырехмерном пространстве, координаты которого — длина, ширина, высота и время. Графически изобразить эту систему невозможно. Ее можно представить только с помощью воображения.

Одним из крупнейших открытий XIX в. было построение Д. И. Менделеевым периодической системы элементов. Она не только устанавливала зависимость между атомным весом и химическими свойствами элементов, но и позволяла предсказать открытие новых.

Французский ученый Луи Пастер основал науку о микробах, после чего началась успешная борьба с эпидемическими заболеваниями.

Переворот в естествознании произвели ученые, проникшие в тайны «странного мира» — мира элементарных частиц. В 1895 г. были открыты рентгеновские лучи (по имени немецкого ученого Вильгельма Рентгена). Это открытие сразу получило применение в медицине и технике. Затем последовали открытие радиоактивности и исследования в области атомного ядра, связанные с именами таких выдающихся физиков, как Мария Склодовская-Кюри (Польша), П. Кюри (Франция), Я. Бор (Дания) и Э. Резерфорд (Англия).

Ученые проникали не только в тайны атомного ядра, но и лучше узнавали Вселенную. Были открыты новые планеты Уран и Нептун.

Важнейшие достижения науки

Конец XIX в. и начало нашего века ознаменовались многими важными открытиями в науке. Эти отвечали потребностям капиталистической промышленности. Дальнейший рост техники был возможен в основном лишь в результате прогресса научных знаний. Вместе с тем успехи в области естественных наук приводили к ломке старых представлений о мире.

Важные открытия были сделаны в области физики. В 1865 г. английский ученый Д. Максвелл проник в природу электромагнитных явлений и создал теорию электромагнитного поля. Позже она нашла подтверждение в экспериментах немецкого физика Г. Герца, а затем русского физика П. Н. Лебедева. Над вопросами практического применения электромагнитных волн долгое время работал русский исследователь А. С. Попов.

7 мая 1895 г. на заседании Русского физико-химического общества он демонстрировал созданный им прибор, явившийся первой в мире радиостанцией. Это был день рождения радио, которое в дальнейшем внедрилось в практику: стало средством связи, вошло в быт людей и в военное дело. А. С. Попов открыл новую страницу в научно-техническом развитии, стал основателем радиотехники.исследователи А. С. Попов и Мария Склодовская-Кюри

Развивая теорию электромагнитного поля, созданную Максвеллом, голландский физик Г. Лоренц и английский физик Дж. Дж. Томсон заложили основы электронной теории.

В 1895 г. немецкий ученый В. Рентген открыл особого рода излучение — икс-лучи, получившие большое практическое применение, в особенности в медицине и металлургии, и вошедшие в науку под названием рентгеновских.

В момент открытия ни Рентген, ни кто другой не знали, что эти невидимые лучи подобны световым, но только обладают гораздо меньшей длиной волны. Тогда никто также не догадывался, что они возникают при торможении быстро летящих электронов.

В 1896 г. французский физик А. Беккерель обнаружил, что уран и его соединения испускают какие-то особые невидимые лучи. Однако урановые лучи по своим свойствам отличались от икс-лучей.

И на этот раз ученые сначала не отдавали себе полного отчета в происхождении обнаруженных излучений. Было лишь ясно, что микромир подает о себе весть. Начинался новый этап в развитии физики.

Исследованием урановых лучей занялась наряду с другими учеными Мария Склодовская-Кюри. Вместе со своим мужем Пьером Кюри — крупнейшим французским физиком — она открыла естественную радиоактивность, оказалось, что атомы наиболее тяжелых химических элементов, имеющих в периодической системе порядковые номера свыше 83, беспрерывно разрушаются. Последующие исследования английского физика Э. Резер-форда, датчанина Н. Бора и других дали возможность углубить наши представления о строении атома.

Многие явления, с которыми столкнулась научная мысль, не получали объяснения с помощью классической физики. Первым шагом на пути создания новой физики явилась квантовая теория, разработанная Планком и Бором. Огромную роль в дальнейшем развитии физики сыграла теория относительности А. Эйнштейна. Альберт ЭйнштейнЭто дало основание В.И.Ленину назвать его «великим преобразователем». Теория относительности произвела переворот в науке и наряду с квантовой и электронной теорией легла в основу всей современной физики.

В области химии огромным событием было открытие русским ученым Д. И. Менделеевым периодического закона химических элементов. Последующее развитие современного учения о веществе блестяще его подтвердило.

Конец XIX в. был периодом раскрытия органического мира. Ряд русских ученых — В. О. Ковалевский, И. М. Сеченов, К. А, Тимирязев и другие творчески развивали и углубляли учения.

И. П. Павлов разработал материалистическое учение о высшей нервной деятельности животных и человека. Он доказал, что в основе их поведения лежат материальные, физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга.

Важные открытия произошли в астрономии. Достижения физики и химии привели к новым методам изучения космоса. Благодаря этому астрономия накопила множество новых сведений о движении небесных светил, о их физической природе и химическом составе, о галактиках и туманностях.

Дальнейшие исследования в области физики, астрономии, химии и биологии подтвердили представление марксизма о природе, доказали глубокую научность марксистского мировоззрения.

Переворот в технике

Создание крупного машинного производства и машинной техники составляет основное содержание второго периода Новой истории.

Мощный толчок для механизации производства дало изобретение в конце XVIII в. парового двигателя. С его помощью в движение могли приводиться рабочие машины любого типа. Почти одновременно был разработан процесс получения железа и стали из чугуна. Возникла новая отрасль производства — машиностроение. Развернулся массовый выпуск разнообразных машин. Паровые установки стали применяться в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства, на сухопутном, речном и морском транспорте. Не случайно современники характеризовали XIX в. как «век пара и железа».

Литература

Традиции критического реализма: гуманизм, народность и гражданственность — развивали И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, М. Е. Салтыков‑Щедрин, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн и др. Социальные и философско‑нравственные проблемы особенно отразились в творчестве Л. Н. Толстого. В произведениях М. Горького явственно проявилась связь реалистического метода с постановкой острых социально‑политических проблем России начала XX в.

Появление модернизма в литературе и искусстве:

  • эстетические принципы символистов были сформулированы Д. С. Мережковским, А. А. Блоком, К. Д. Бальмонтом и В. Я. Брюсовым;
  • среди поэтов‑акмеистов наибольшую известность приобрели Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Кузьмин;
  • к футуристам принадлежали Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, Саша Черный.

Творчество блестящего созвездия русских поэтов начала XX в. позволило назвать это время «серебряным веком» русской поэзии.

На рубеже XIX-XX вв. развиваются неоромантизм (М. Горький — «Макар Чудра», «Челкаш», «Мещане», «На дне»), декадентство. Особое место в литературе этого периода заняли «крестьянские» поэты Н. Клюев, П. Орешин, С. Есенин.

Развитие транспорта


Решающие изменения в жизни Европы, Северной Америки, да и всего мира, внесло создание парового транспорта. Первым пароходом было речное судно, построенное в США в 1807 г. Пароходы постепенно вытеснили парусные суда. С 1822 г. их начали строить из железа, а с 80-х гг.— из стали. В начале XX в. русские конструкторы спустили на воду первый теплоход.

Настоящую революцию в транспорте произвело изобретение паровоза (1814) и строительство железных дорог, начавшееся в 1825 г. В 1830 г. общая длина железнодорожных линий в мире составляла всего 300 км. К 1917 г. она достигла 1 млн 146 тыс. км.

ЧТО НОВОГО ПОЯВИЛОСЬ В НАУКЕ И КУЛЬТУРЕ НАЧАЛА XX В. ? КАКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПОВЛИЯЛИ НА СПЕЦИФИКУ ИХ РАЗВИТИЯ?
«Железная лошадь» английского инженера Стефенсона развила скорость около 10 км в час, 1814

На рубеже XIX — XX вв., после создания двигателя внутреннего сгорания, возникли новые виды транспорта — автомобильный и воздушный. Вначале самолеты имели чисто спортивное значение, затем их стали использовать в военном деле.

Большую роль в развитии транспорта сыграло строительство мостов, каналов и гидротехнических сооружений. В 1869 г. был открыт Суэцкий канал, сокративший морской путь из Европы в страны Юго-Восточной Азии почти на 13 тыс. км. В 1914 г. завершилось строительство Панамского канала, связавшего Атлантику с Тихим океаном.

Связь науки с практикой

Научные открытия и технические изобретения были тесно связаны между собой. Одни ученые разрабатывали идеи в какой-либо отрасли науки. Другие проверяли их в лабораториях при институтах и университетах. В ходе таких экспериментов выявлялись пути практического применения того или иного научного открытия. Так, например, произошло с изучением электричества.

Итальянский физик Алессандро Вольта — создатель первого химического источника света — вольтова столба, 1800.
Демонстрация батареи перед Наполеоном Бонапартом

Электрические и магнитные явления были известны еще до XIX в., но они рассматривались изолированно друг от друга. В 1831 г. английский ученый Майкл Фарадей (1791—1867) провел важные опыты, демонстрируя законы электричества. Оказалось, что в медной проволоке, пересекающей магнитные силовые линии, возникает электрический ток. Это открытие известно как явление электромагнитной индукции. От своих современников Фарадей получил шутливый титул «повелитель молний». Его идеи подтвердил и развил шотландский ученый Джеймс Максвелл, доказавший в 1873 г. связь между электричеством и магнетизмом.

Майкл Фарадей

Люди XIX в. полагали, что уже изобрели все, когда появились первые паровозы и автомобили, двигавшиеся со скоростью двадцать километров в час. Но как сильно ошибались они! Сколько всего еще предстояло открыть! Наука об электричестве привела к созданию электротехнической промышленности, которая стала служить человеку. Сначала был изобретен электродвигатель, а в 1880 г. фирма «Сименс» произвела первый электропоезд. Заработали первые в мире электростанции, на фабриках и заводах все шире начали применяться электромоторы. Появилось электрическое освещение городских улиц, жилых домов, общественных и производственных помещений. В прошлое уходила конка. На улицах европейских городов загрохотали трамваи, оповестившие мир о начале эпохи электричества.

Электрическая лампочка, изобретенная Томасом Эдисоном в 1879 г. Более дешевая и практичная, она заменила газовый рожок. Эдисон — автор свыше 1000 изобретений. Он усовершенствовал телеграф и телефон, изобрел фонограф (1882), построил первую в мире электростанцию общественного пользования (1882)

Новый вид энергии открывал новые горизонты перед европейскими странами. Но и она, подобно многим другим изобретениям, вскоре была использована в военных целях.

Средства связи


Во второй половине XIX в. произошла революция в средствах связи. На протяжении многих столетий люди связывались друг с другом с помощью писем. На флоте и в сухопутной армии — с помощью сигнальных флажков, световых или каких-либо других условных знаков. Развитие промышленности и торговли требовало более совершенных средств передачи информации. Научные открытия в области электричества и магнетизма сполна удовлетворили эту потребность.

В 1836 г. американец по имени Сэмюэл Морзе изобрел принципиально новый вид связи — телеграф. Электрический аппарат Морзе передавал сообщения закодированными точками и тире по проводам. К концу столетия главные города мира были соединены телеграфной связью. Ученым понадобилось сорок лет для того, чтобы перейти от кодированных сообщений к передаче по проводам живого голоса. В 1876 г. был изобретен телефон, завоевавший всеобщее признание. На рубеже XX в. родилось третье важное открытие в области передачи информации — беспроволочная связь по воздуху с помощью радиоволн. С этого времени радио стало основным источником информации для всего мира.

В конце XIX в. благодаря техническому прогрессу появился кинематограф. Братья Люмьер изобрели в 1895 г. первый кинопроектор и основали в Париже первый в мире кинотеатр для демонстрации фильмов. Кино очень быстро превратилось в вид искусства и развлечений XX в.

Триумфальное шествие науки сильно изменило жизнь людей. Телеграф, телефон, железные дороги и пароходы, автомобили, а позднее и самолеты сократили расстояния, сделали мир внезапно тесным. Но человек дурно воспользовался дарами науки. Блестящие открытия ослепили его. С помощью науки разрабатывались самые совершенные методы уничтожения. Власть над природой вела к постепенному уничтожению окружающей среды. Правда, человек в то время еще не осознавал этого.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX — нач. XX в., 1998.

Реализм в литературе

Подлинные художники-реалисты все чаще становились выразителями протеста широких народных масс против империализма, рупором усиливающихся демократических настроений среди интеллигенции. Писатели-реалисты направляют свой талант на правдивое и смелое изображение капиталистической действительности и изобличение присущих ей пороков. Вот почему реализм второй половины XIX — начала XX в. получил название критического.

Крупнейшими представителями критического реализма на Западе являются:

  • Ги де Мопассан,
  • Эмиль Золя,
  • Анатоль Франс,
  • Ромен Роллан,
  • Генрих Манн,
  • Джон Голсуорси,
  • Бернард Шоу,
  • Марк Твен,
  • Теодор Драйзер и другие.

Творческий путь этих писателей был различным. Однако реалистическая основа и прогрессивный характер присущи их наиболее зрелым произведениям. Они описывали новые социальные явления, осуждали:

  • подавление человеческой личности,
  • роскошь эксплуататоров и
  • нищету трудящихся масс.

Писатели резко протестовали против:

  • милитаризма и войн и
  • были едины в суровом осуждении пороков и ограниченности буржуазного общества.

Ги де Мопассан (1850-1893) в лучшую пору своего творчества создал роман «Милый друг», обличавший прогнившие политические порядки и буржуазный быт Франции в годы Третьей республики.

Эмиль Золя (1840-1902) в своей многотомной эпопее «Ругон-Маккары», в особенности в «Жерминале», выносит обвинительный приговор капитализму. В «Жерминале» не только вскрыта гнилость буржуазной системы в целом, но и показан ее могильщик — революционный пролетариат.

Анатоль Франс (1844-1924) в «Острове пингвинов» и в других произведениях и Бернард Шоу (1856-1950) в своих пьесах обрушиваются с резким сарказмом на современное им (т. е. буржуазное) общество.

Анатоль Франс - Бернард Шоу - Ромен Роллан

Роман-памфлет «Верноподданный», принадлежащий перу Генриха Манна, клеймит отталкивающие черты немецкой империалистической буржуазии.

Теодор Драйзер (1871-1945) в романах «Финансист», «Титан» и других подверг резкому осуждению «американский образ жизни», калечащий людскую душу, убивающий в ней все человеческое, воспевающий погоню за деньгами и успехом.Теодор Драйзер

Резко выступает против буржуазной действительности и другой американский писатель — Джек Лондон (1876-1916). Написанная им серия очерков «Люди бездны» представляет обличительный документ огромной силы. В романе «Железная пята» писателем разработана тема борьбы американских рабочих с капиталом. На этот раз Джек Лондон не только критикует буржуазное общество, но и намечает пути его революционного преобразования. Дается описание ожесточенной вооруженной борьбы между «железной пятой» — открытой диктатурой монополистического капитала — и рабочим классом, закончившейся его победой.

Джон Голсуорси (1867-1933) в «Саге о Форсайтах» на истории нескольких поколений убедительно показал распад буржуазной семьи, создав при этом галерею незабываемых образов.

Ромен Роллан (1866- 1944) в романе «Жан Кристоф» ставит вопрос о судьбе буржуазной культуры и общественном долге художника. Оптимизм Кола Брюньона в одноименном произведении, его идея о труде, вдохновляющем человека и вечно обновляющем жизнь, вызывали у читателя надежду на лучшее, светлое будущее.

Одно из почетных мест среди представителей критического реализма занимает Марк Твен (1835-1910). В своих романах, рассказах и памфлетах он выступал страстным, непримиримым обличителем американского империализма. В памфлете «Соединенные Линчующие Штаты» автор показывает, что расизм свойствен не только американскому Югу, но и всей системе буржуазного государства, действующей в интересах капитала. В книгах для детей «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» Марк Твен не ограничивается увлекательным описанием похождений и проделок Тома и Гека. Он и здесь выступает в роли обличителя. Образами своих героев автор выражает протест против ханжества, лицемерия, корыстолюбия.

Крупнейшие реалисты XX в., как бы дополняя друг друга, рисуют широкое полотно жизни обреченного буржуазного общества.

В странах Востока, вопреки политике колонизаторов, направленной на подавление национальной культуры, росло стремление к ее возрождению.

На рубеже XIX-XX вв. в Индии появляется поэт и писатель Рабиндранат Тагор (1861 -1941), получивший всемирное признание. Его творчество обширно и многообразно- романы, повести, пьесы, рассказы, стихи, поэмы. В образах своих героев писатель выражал настроения индий-( кой интеллигенции, протест против произвола колонизаторов, тирании феодалов и феодально-патриархальной морали. Творчество Тагора оставило глубокий след в индийской литературе.Лу Синь Рабиндранат Тагор

Основоположником китайского реализма был Лу Синь (1881 — 1936), выступавший также как публицист и переводчик. Он возглавил новую китайскую литературу. В его наиболее значительном произведении — «Подлинная история А-Кью» — беспощадно высмеяны холопство и лицемерная мораль феодального общества. Повесть пронизана глубоким сочувствием к тяжелой жизни бедняков. Творчество Лу Синя оказало огромное влияние на развитие китайской литературы.

Империализм и усиление реакции в области идеологии


Империализм, по словам В. И. Ленина, это реакция по всей линии. После поражения Парижской коммуны реакция усилилась не только во идеологии, внутренней и внешней политике правящих классов, но и в области идеологии и культуры. Предчувствуя решающие схватки с пролетариатом, монополистическая буржуазия стремилась укрепить свое господство, полнее подчинив своему идеологическому влиянию широчайшие народные массы. Она всячески культивировала и распространяла реакционные идеи. Все делалось для отвлечения масс от революционной борьбы против капиталистического гнета.

Поскольку успехи науки ведут к распространению материалистического мировоззрения и марксизма, буржуазия стремится оживить религию, усилить религиозную пропаганду. В этих целях используется реакционная идеалистическая философия, В начале XX в. в буржуазных кругах широко пропагандировались идеи французского философа-идеалиста Анри Бергсона, утверждавшего, будто лишь с помощью интуиции человек способен познать материю, время и движение. Интуиция, учил он, инстинкт стоят выше разума и научного познания. Философия Бергсона, по существу, возвеличивала религию, мистику. Он оправдывал классовое господство и подчинение, считая его «естественным» состоянием, а захватнические войны неизбежным «законом природы». Взгляды Бергсона являются типичными для настроений значительной части империалистической буржуазии.

Наиболее реакционную и агрессивную позицию занимал другой философ-идеалист немец Фридрих Ницше. Он рассматривал мир как бессмысленную игру особых мистических сил. Мир, по его мнению, непознаваем.

Ницше был переполнен ненавистью к социализму и демократии. Его общественный идеал — строй, где «класс господ» обладает непререкаемой властью над классом рабов. «Класс господ», писал Ницше, это «сверхчеловеки», они могут попирать всякие нормы права и нравственности, им дозволено любое преступление, для них «война -высший смысл жизни». Впоследствии немецкие фашисты заимствовали у Ницше его реакционные идеи, в особенности «культ белокурого зверя».

В империалистических странах велась разнузданная шовинистическая пропаганда.

  • Немцам твердили о праве «германской расы» господствовать над всем миром.
  • Англичанам и североамериканцам внушали, что им присущи какие-то особые свойства «англосаксонской расы», дающие якобы основание смотреть свысока на другие народы и в особенности безжалостно эксплуатировать и попирать человеческое достоинство «цветных» — негров, индейцев, китайцев и других народов.
  • В расистском духе старались воспитывать и французов, толкуя им об избранной «латинской расе», якобы обладающей особо утонченной культурой.
  • Японская военщина, вынашивавшая в своих штабах бредовые планы завоевания всей Азии, убеждала подданных микадо в их «божественной миссии» руководить азиатскими народами.

Империализм и колониальную политику возвеличивал английский писатель и поэт Редьярд Киплинг. В своих повестях и стихах он рассказал о далеких странах и захватнических походах, в привлекательных и романтических тонах рисовал колониальные войны и деятельность колонизаторов. Киплинг пытался убедить читателя в мнимом превосходстве «белого человека», в якобы присущем ему призвании нести цивилизацию «цветным» народам. Литературное творчество Киплинга содействовало внедрению в сознание масс шовинистической идеи о «праве сильного». Киплинг вдохновлял, как справедливо заметил А. И. Куприн, «английских наемных солдат на грабеж, кровопролитие и насилие своими патриотическими песнями». Но наряду с произведениями, прославляющими колониальную политику, Киплинг, прекрасно знавший и чувствовавший тропическую природу, написал замечательную книгу «Джунгли», содержащую изумительное, поэтичное описание животного мира.

Кризис буржуазной культуры

Попытки противопоставить религиозное мировоззрение научному или совместить науку с религией и идеалистической философией, отказ от идей буржуазной демократии, переход к культу силы, шовинизму и расизму свидетельствуют о кризисе буржуазной идеологии. Этот кризис повлек за собой появление ряда течений в литературе и искусстве, известных под общим названием «декадентство» (от французского слова decadence -упадок, разложение) . В отличие от реалистов середины XIX в., со свойственными им демократическими устремлениями и верой в человека, декаденты выступали как представители антиреалистического направления, враждебного прогрессивным идеям. В произведениях многих декадентов мы находим:

  • оправдание империалистических захватов,
  • культ аморального «сверхчеловека»,
  • грубой силы, п
  • ессимизм,
  • мистику,
  • человеконенавистничество.

Эти элементы выражены у различных представителей декадентства в весьма многообразных сочетаниях.

Декаденты-символисты уходили от реальной действительно, заявляя что объектом изображения является мир потусторонний, воплощенный в символах. Они нередко подменяли содержание художественного произведения любованием изящной формой, отказывались от грамматических норм общенародного языка, вводили необычные слова и литературные обороты.

Футуризм, кубизм и другие течения, продолжением которых ныне является новейший абстракционизм, заменяли в искусстве образы и идеи хаосом линий, красок, какофонией звуков и слов, лишенных всякого смысла. Их творчество отрывалось от жизненной правды и от реальной действительности. Абстракционизм, часто именуемый на Западе в наши дни новым течением в искусстве, на самом деле достаточно стар. Он зародился лет семьдесят тому назад, на заре империалистической эпохи, эпохи загнивания капиталистического общества.

Характерным для представителей декадентства было упадническое настроение, неверие в силы человека, презрение к народным массам. Эти течения были далеки от народа и чужды ему. Они ориентировались на круг «избранных» эстетов, пропагандирующих культ «чистого искусства». К числу декадентов принадлежали во Франции поэт Поль Верлен, в Англии — писатель Оскар Уайльд. Они видели цель искусства в создании вымышленной красоты.

Однако страдания и нищета народных масс воздействуют и на многих представителей декадентства, накладывают отпечаток на некоторые из их произведений. Так, лейтмотивом созданного Уайльдом цикла сказок («Счастливый принц», «Звездный мальчик» и др.) является утверждение, что добро и служение людям несравненно выше и важнее красоты.

Одним из новых течений в живописи был импрессионизм. Название произошло от французского слова impression — впечатление. Импрессионисты стремились отразить в картинах первичное, непосредственное впечатление от природы. В основу своего творчества они положили принцип: «художник должен писать только то, что он видит, и так, как он видит».

Как художественное течение импрессионизм возник во Франции в борьбе с процветавшей в годы Второй империи салонной живописью. Новое течение отвергало парадные и развлекательные сюжеты. Вместо этого импрессионисты обращались к новым, непосредственно взятым из жизни темам, которые в то время не считались предметом искусства.

Наиболее видными представителями импрессионизма были:

  • Клод Моне,
  • Эдуард Манэ,
  • Огюст Ренуар и
  • Винцент Ван-Гог.

Однако, сосредоточив внимание на чисто зрительном впечатлении, импрессионисты проявили односторонность. Все многообразие окружающей действительности сводилось к непосредственному личному впечатлению художника. В произведениях импрессионистов часто отсутствует глубокое идейное содержание, большие темы социального значения редко находили отражение в их полотнах. О слабых сторонах импрессионистов писал известный русский искусствовед В. В. Стасов: «…При своих столь важных экспериментах по части колорита, краски, воздуха, светового освещения Манэ и его школа «импрессионистов» только и занималась, что своими «импрессионами» (впечатлениями), и совершенно упускала из виду то, что было гораздо важнее внешних физических впечатлений. Они забывали и человека, и его душу, и события людские, и все, все, из чего состоит и сплетается наше существование».

Множество литературных и художественных течений, типичных для конца XIX — начала XX в., говорило не о расцвете искусства, а о тех колебаниях и исканиях, которые имели место в духовной жизни общества того времени.

Зачатки пролетарской литературы


В период 1871-1918 гг. появляются представители прогрессивного искусства, тесно связанные с рабочим движением. Парижская коммуна выдвинула Эжена Потье, автора «Интернационала». Для лирики Потье и близких ему поэтов характерны ненависть к врагам рабочего класса, вера в силу пролетариата и его победу, неиссякаемый оптимизм.

Одним из зачинателей социалистической литературы на Западе был датский писатель Мартин Андерсен-Нексе. В своих произведениях, как например «Пелле-Завоеватель», писатель ставил большие социальные проблемы, пытаясь понять историческую миссию пролетариата.

Постепенное нарастание сил пролетариата и распространение социалистических идей способствовали созданию и развитию литературы нового типа.

Распространение социалистической идеологии.

Борьба Маркса, Энгельса, Ленина против всех видов оппортунизма за чистоту марксистской теории имела всемирно-историческое значение. В конце XIX — начале XX в. происходит широчайшее проникновение марксизма в массы рабочего класса. О распространении социалистических идей свидетельствуют созданные во многих странах в конце XIX в. массовые социалистические партии.

Несмотря на ожесточенное сопротивление носителей буржуазной идеологии, социалистические идеи завоевывали все новых и новых сторонников. Они привлекали к себе своей научной основой, дающей возможность не только ориентироваться в сложной, полной противоречий обстановке капиталистического общества, но и предвидеть, как будут развиваться события, увидеть контуры предстоящих поворотов истории, будущего коммунистического общества. Социалисты создали свою ежедневную прессу, культурно-просветительные организации.

В связи с усилившимся влиянием социалистического мировоззрения заметных успехов достиг научный атеизм. Все шире внедрялись научные взгляды на природу и общество.

Успехи науки во второй половине XIX и начале XX в. привели к завершению в основных чертах научной картины строения и развития мира — без бога, без вмешательства сверхъестественных сил. Развитие естествознания вело к торжеству материалистического мировоззрения.

Мировое значение русской науки, литературы и искусства.

Огромный вклад в развитие науки в числе других внесли выдающиеся русские ученые

  • Менделеев,
  • Тимирязев,
  • Сеченов,
  • Павлов.

Величайшим представителем химической науки был Д. И. Менделеев. Труд Д. И. Менделеева «Основы химии» был переведен почти на все европейские языки, выдержал много изданий.

К. А. Тимирязев в области эволюционного учения.

Убежденный материалист И. И. Мечников, вынужденный из-за преследований царского правительства покинуть Россию, возглавил одну из лабораторий всемирно известного Пастеровского института. Он прославился замечательными работами об иммунитете. Еще более значительной была в развитии науки роль И. П. Павлова.

Русская культура конца XIX — начала XX в. дала миру замечательные сокровища.

Россия в то время быстро шла к революции. Происходивший в стране общедемократический подъем создал поразительно благоприятную почву для расцвета литературы и искусства, отстаивающих народные интересы. Русская культура прониклась пафосом борьбы за свободу, разум и счастье для всех людей без различия расы, языка и веры. Все лучшее в русской литературе и искусстве, развивавшееся в связи с революционной борьбой, оказало могучее влияние далеко за пределами нашей Родины.

На эту связь русской революции и передовой русской культуры обратил внимание В. И. Ленин, давая оценку творчеству Льва Толстого. «Его мировое значение, как художника, его мировая известность, как мыслителя и проповедника, и то и другое отражает, по-своему, мировое значение русской революции» (В. И. Ленин, Сочинения, т. 16, стр. 293).

Передовые писатели Европы и Америки единодушно признавали ведущую роль русской литературы. Ромен Роллан в своем обращении к немецким писателям говорил: «Кто как не русские писатели были нашими руководителями». Анатоль Франс писал: «Толстой — наш общий учитель».

  • Тургенев,
  • Достоевский,
  • Чехов и другие русские писатели

также оказали огромное влияние на творчество ряда представителей западной литературы. Бернард Шоу черпал вдохновение в произведениях Чехова.

Рождение новой, пролетарской литературы связано с именем Горького — основоположника социалистического реализма. Наряду с изображением бурного политического развития России Горький показал революционное развитие личности, превращение рядового труженика в сознательного борца. Горьким впервые был создан высокохудожественный образ рабочего, борющегося под руководством марксистско-ленинской партии против царизма и капитализма. Появление в литературе революционного пролетария обогащало мировую литературу новыми художественными принципами.

Русский театр был украшением русской культуры. С его сцены раздавалось взволнованное, согретое огнем вдохновения, передовое слово, зовущее к преобразованию мира.

Могучего расцвета достигла реалистическая живопись, представленная знаменитыми передвижниками, проникнутая демократическими идеями. Вне связи с народными массами, вне служения идеям народно-освободительной борьбы не мыслилось искусство передовыми русскими мастерами. Эта же эпоха дала миру

  • Репина,
  • Сурикова,
  • Перова,
  • Крамского,
  • Васнецова и других.

В отличие от импрессионистов русские художники нашли в обстановке предреволюционной России и большие общественные темы, и подлинно народное содержание.

Конец XIX в. и начало XX в. были периодом всемирного признания русской музыки, представленной такими талантами, как

  • Чайковский,
  • Римский-Корсаков,
  • Мусоргский и другие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок «Культура России второй половины XIX века»

Урок истории в 10 классе призван сформировать представление учащихся об особенностях развития русской культуры второй половины XIX в.Развивает умения учащихся осуществлять комплексный поиск информации…

Русская культура во второй половине XIII — середине XV века

Презентация по истории России, 6 класс….

РУССКАЯ КУЛЬТУРА во второй половине XIII — середине XV в

§26 РУССКАЯ КУЛЬТУРА во второй половине XIII — середине XV вине XIII — середине XV в…

МБОУ «Всходская ОСШ» Художественная культура народов России второй половины XIX века. (урок МХК в 11 классе)

МБОУ «Всходская ОСШ» Художественная культура народов России второй половины XIX века. (урок МХК в 11 классе)…

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ: Русская культура во второй половине XIII — середине XV века

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ: Русская культура во второй половине XIII — середине XV века…

Развитие культуры в русских землях во второй половине 13 — 14 в.

  • Мне нравится


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий