Патриотизм выступал и выступает главным объединяющим фактором, помогающим народу преодолеть невзгоды, выстоять в трудные периоды истории. Не может считаться цивилизованным общество, если составляющие его граждане не будут ощущать потребности обогатить и приумножить историческое наследие, бережно относиться к своей Отчизне, культурным и историческим ценностям. Как красиво, а главное точно, сказал один из немецких политиков, патриотизм – это горячо любить свой народ, а не ненавидеть другие.
Патриотическое воспитание – это воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину. Если патриотизм это любовь к Отчизне, то патриотическое воспитание должно быть направленно на формирование у подрастающего поколения этого высокого, великого чувства.
Источник: https://vospitanie.guru/patrioticheskoe/chto-takoe
Содержание
Библиографическая ссылка
Чудаев А.К. ПАТРИОТИЗМ КАК ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОБЯЗАННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ПЕРЕД ГОСУДАРСТВОМ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 1-1. – С. 81-84;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8301 (дата обращения: 01.04.2020).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Источник: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8301
История
Образовано указом императрицы Елизаветы Алексеевны от 29 декабря 1812 в Санкт-Петербурге под названием «Общество патриотических дам» для «вспомоществования бедным, от войны пострадавшим»; получило название Санкт-Петербургского в конце того же года. В состав первого Совета общества вошли: княгиня Варвара Алексеевна Репнина, графиня Мария Васильевна Кочубей, Екатерина Алексеевна Уварова, княгиня Софья Григорьевна Волконская, Аделаида Петровна Васильчикова, Елизавета Марковна Оленина, графиня Мария Артемьевна Воронцова, Софья Петровна Свечина, графиня Мария Дмитриевна Нессельроде, графиня Анна Ивановна Орлова, Екатерина Владимировна Новосильцева и Екатерина Ивановна Бахерахт. Каждая из дам общества приняла на своё попечение какую-либо часть города, имея при себе одну помощницу и одну собирательницу подаяний.
В числе первых в общество вступили: жена московского генерал-губернатора Татьяна Васильевна Голицына, жена обер-камергера Мария Алексеевна Нарышкина, жена президента Академии художеств Елизавета Марковна Оленина, жена будущего декабриста Екатерина Ивановна Трубецкая, мать декабристов Екатерина Федоровна Муравьева, жена поэта Дарья Алексеевна Державина, дочь А. В. Суворова Наталья Александровна Зубова, Зинаида Александровна Волконская, фрейлина Мария Алексевна Свистунова. Секретарём общества стал А. И. Тургенев.
С целью призрения сирот, оставшихся от разоренных войной родителей, общество учредило «Училище сирот» для детей штаб- и обер-офицеров, в 1822 году переименованное в Патриотический институт и переданное в ведение «Комитета о раненых». С 1816 по 1829 год в ведении общества находилось женское учебное заведение «Дом трудолюбия» (позднее Елизаветинское училище). Призрение бездомных детей положило основание школам, сделавшимся известными под названием частных школ патриотического общества: Выборгская, (с июня 1817 года), 1-я Васильевская (с 1818 года), Петербургская (с 1820 года), Литейная (учреждена до 1820 года), 2-я Адмиралтейская (с 1817 года), 3-я Адмиралтейская (с 1821 года), 4-я Адмиралтейская (с 1816).
В 1817 году был утверждён первый устав общества, в 1833 году — новый, точнее определивший цель общества. С 1829 года, после смерти императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Фёдоровны, общество состояло в ведении ведомства Учреждений императрицы Марии.
После Февральской революции все учреждения общества вошли в систему образованного Министерства общественного призрения Временного правительства.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
Это интересно: 1258,Общественно-политическое движение в России в XIX веке — от Сенатской площади до Интернационала
Понятие патриотизма
Источником патриотизма в любой части света является привязанность к родным местам, традициям своего народа, языку. Уже в XVIII столетии он становится составной частью формирования и развития общества, и отображает значимые вехи в развитии государства и становления гражданского самосознания нации.
Но чтобы определить содержание термина, необходимо обратиться к этимологии слова. В переводе с древнегреческого языка слово «патриотизм» означает «соотечественник», «отечество», а главное отображает любовь к родине, способностью поступиться своими интересами, а порой пожертвовать собой ради ее существования и процветания.
Понимая под воспитанием комплекс методов, формирующих личность ребенка, получаем, что патриотическое воспитание, это работа с подрастающим поколением, целью которого формирование патриотических чувств, высоких идеалов служения своему народу.
Если обратится к официальным документам, то в федеральном образовательном стандарте одним из требований выступает формирование российской гражданской идентичности обучающихся. Что это, если не патриотизм?
Важно:
Опираясь на официальные документы, все же заметим, что патриотическое воспитание начинается в семье. Только комплексный, системный подход сможет обеспечить высокий результат общего процесса воспитания. Важен и такой момент патриотического воспитания, как формирование глубокого, а главное осознанного чувства любви родному краю, к родной природе, истории своей страны. Через формирование любви к своей малой родине, пройдя ряд этапов, патриотические чувства должны стать общегосударственным патриотическим самосознанием.
Источник: https://vospitanie.guru/patrioticheskoe/chto-takoe
Членство
Члены общества разделялись на
- действительных (только женского пола), ежегодно вносящих взнос в 60 рублей
- почётных, вносивших ту же сумму, но не принимавших участия в делах общества
- почётных старшин (внёсших значительный вклад).
В 1812 году в общество вступили 74 члена, в 1813 — 48, в 1814 — 27, в 1815 — 12, в 1816 — 9, в 1817 — 6, в 1820 — 2, в 1823 — 1 член. По состоянию на 1895 год в обществе было 43 действительных и 34 почётных членов, а также 29 почётных старшин.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
Задачи патриотического воспитания
Среди множества задач патриотического воспитания выделим основные:
- воспитание настоящего гражданина, любящего свою Родину;
- формирование устойчивой привычки поступать в соответствии с общепринятыми в обществе нормами и правилами;
- воспитание гордости за свою Родину, за ее народных героев, знание и уважительное отношение к прошлому страны;
- воспитание гражданина, знающего свои права, уважительно относящегося к правам другого человека;
- воспитание толерантности, веротерпимости, противодействие проявлению экстремизма среди молодежи;
- формирование чувства сопричастности к своей семье, городу, Отечеству, культурно-историческому наследию своего народа;
- формирование чувства верности своему Отечеству и воспитания готовности у подрастающего поколения в любой момент защитить свою Родину.
Патриотизм гармонично сочетает национальные идеалы, преданность служению Родины. Любое воспитание, в том числе и патриотическое, должно опираться на национальные традиции, наилучшие духовные и культурные достижения народа.
Источник: https://vospitanie.guru/patrioticheskoe/chto-takoe
Организация и финансы
Делами общества управлял совет, состоящий из председательницы (императрицы), вице-председательницы и действительных членов и их помощниц. Кроме того, с 1873 года существовал совещательный комитет для обсуждения разных мер к улучшению заведений общества. В ведении общества в 1895 году состояло: 7 школ с интернатом, 8 школ для приходящих, 1 рукодельня с магазином, 7 ремесленных отделений и классов; при двух школах детские сады, при одной школе хозяйственное (прачечное) отделение, при рукодельне школа кройки. Обучались 541 пансионерка, 1813 приходящих, 4 мальчика в детском саду, 11 приходящих в рукодельне, 24 в школе кухонного искусства. Окончило курс школ в 1895 году 222 человека, выбыло до окончания — 200. Предметы преподавания: Закон Божий, русский язык, история, арифметика, география, естествоведение, чистописание, рисование, гимнастика, пение, шитье и кройка белья и платья, штопка, вязание, вышивание. Учащихся в школах общества — 213.
В начале XX века под руководством общества находилось 21 заведение, в которых опекалось более 2000 детей и 200 взрослых:
- Рукодельня императрицы Марии Александровны с курсами учительниц рукоделия (угол Знаменской улицы и Виленского переулка, 49)
- Школа нянь государыни императрицы Александры Фёдоровны (Царское Село)
- Образцовый детский приют при школе нянь ((Царское Село)
- Счетоводные курсы имени великой княгини Екатерины Михайловны и курсы немецкого и французского языков (Шпалерная улица, 4)
- Класс обучения работе на пишущих машинах (Шпалерная улица, 4)
- Школа имени великой княгини Екатерины Михайловны (Шпалерная улица, 4)
- Рождественская школа (8-я Рождественская улица, 62)
- Голицынская школа (Шпалерная ул., 66)
- Школа имени наследника-цесаревича и великого князя Алексея Николаевича (Канареечная улица, 11)
- Бесплатная женская рукодельно-хозяйственная школа имени А. Г. Елисеева (Средний проспект, 20)
- Школа в память цесаревича и великого князя Николая Александровича (Симбирская улица, 23)
- Петербургская школа (угол Малой Пушкарской и Саблинской улиц, 4/20)
- Школа Ласунского (3-я рота Измайловского полка, 11)
- Школа принца П. Г. Ольденбургского (за Невской заставой, село Фарфоровый завод, Прямой переулок, 1);
- Московская школа (Коломенская улица, 17)
- Школа графини К. П. Клейнмихель (угол Загородного проспекта, 39 и Гороховой улицы, 79)
- Васильевская школа (угол Малого проспекта и 3-й линии Васильевского острова, 4/50)
- Михайловская школа (угол улиц Жуковского и Надеждинской, 14/16)
- Сухаревская школа (угол Столярного переулка и Казанской улицы, 14/7)
- Елисаветинская школа (угол Садовой и Могилевской улиц, 77/9)
- Ремесленная школа Императора Александра II в память 19 февраля 1880 (угол Воскресенского проспекта и Шпалерной улицы, 4/37).
К 1 января 1896 года у общества было капиталов 657 797 рублей и недвижимого имущества на 252 014 руб. Приход общества за 1895 год — 244 381 рублей, расход 197 191 руб.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
Это интересно: 1271,Окончание Второй мировой войны
Структура патриотического воспитания
Определив цели и задачи, легко можно выстроить структуру, определенный алгоритм действий при формировании гражданской позиции личности. Это три основных блока, которые в конечном итоге
- Патриотическое убеждение. Это первоначальные знания о своей Родине, своей истории, которые ребенок получает в семьи, а также в младшей школе.
- Патриотическое осознание. Этап, когда личность пытается осознать полученные знания, и выразить свое отношение. Главная задача этого этапа – научить ребенка думать, давать оценку происходящим событиям, как прошлого, так и настоящего.
- Патриотическая деятельность. На этом этапе ребенок осознает свою сопричастность к судьбе страны, и готовность поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе.
Все эти компоненты в конечном итоге должны последовательно сформировать у детей ценности, правила и нормы поведения, решить основные задачи патриотического воспитания.
Источник: https://vospitanie.guru/patrioticheskoe/chto-takoe
Военно-патриотическое воспитание
Современное общество ставит перед подрастающим поколением новые серьезные задачи, ведь государству нужны сильные, высокоразвитые и инициативные люди, способные учиться и работать на его благо, и, в экстремальной ситуации, встать на защиту Родины. В этой связи важнейшая функция в формировании таких личностей ложится на военно-патриотическое воспитание.
Здесь широкое поле для форм и методов организации этой работы:
- военно-патриотические клубы;
- профильные военно-спортивные лагеря;
- поисковые отряды;
- тесное сотрудничество с музеями, общественными историческими организациями.
В вопросах организации большая часть работы ложится на педагогов, специалистов по военной истории, историков, но необходима существенная поддержка государства в этих вопросах. У военно-патриотического воспитания есть две исключительные особенности, так как оно формирует морально-волевые качества, которые пригодятся, как будущему защитнику Отечества, так и совершенно мирному человеку.
Источник: https://vospitanie.guru/patrioticheskoe/chto-takoe
Источники
Из ЭСБЕ:
- Краткий исторический очерк действий С.-Петербургского женского патриотического общества со времени его основания (1812 г.) и сведения о способах общества, членах его и частных школах. — СПб., 1848.
- Пятидесятилетие Санкт-Петербургского Женского Патриотического общества, 12 ноября 1862 г. — СПб., 1862
- И. Селезнев. Хроника ведомства Учреждений императрицы Марии. — СПб., 1878.
Из энциклопедии благотворительности:
- Семенов П. Н. Исторические сведения об Женском патриотическом обществе (1812-1896 г.). — СПб., 1896.
- Шумигорский Е. С. Императорское Женское Патриотическое Общество. 1812—1912. — СПб.: Гос.тип., 1912. — 226 с.
- Справочная книжка об учреждениях Женского патриотического общества. — Петроград, 1915.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
Роль педагога в патриотическом воспитании
Педагоги прекрасно осознают, что подготовка будущих защитников Родины сложная и многогранная задача, требующая высокой квалификации. Поэтому необходимо постоянно улучшать свое мастерство, пополнять понятийный аппарат новыми знаниями, а главное личным примером воспитывать у детей необходимые качества личности, гражданина.
Особая роль в вопросах военно-патриотического воспитания отводится созданию и работе школьных музеев. Ведь с малого начинается большое. Школьники могут быть задействованы в сборе информации, материалов, создании экспозиции, работать экскурсоводами. В такой деятельности ребята будут ощущать свою значимость, полезность, через сердце пропустят историю своей школы, края. Этот интерес и забота в дальнейшем перерастет в любовь к стране, обществу, государству.
Подводя итог, отметим, что патриотическое воспитание важная часть будущего страны. На основе предыдущих тезисов, сделаем некоторые выводы:
- результатом патриотического воспитания должно стать воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину;
- только совместные усилия семьи, педагогического коллектива и государства в вопросах воспитания подрастающего поколения, смогут обеспечить полноценное развитие личности с четкой гражданской позицией;
- воспитывать поколения новой России на героических примерах истории нашей Родины, национальных традициях, культурных и исторических ценностях русского народа.
Но главное в патриотическом воспитании, это личный пример взрослых граждан государства, когда дети в повседневной жизни постоянно будут видеть положительные моменты бережного отношения своих взрослых товарищей к родной природе, краю, к ближнему, своей Отчизне. Не в воздействии на ребенка, а только в сотрудничестве детей с взрослыми, возможно воспитать настоящего гражданина-патриота.
Патриотическое воспитание – это сложный, а главное важнейший компонент общего учебно-воспитательного процесса формирования личности.
Источник: https://vospitanie.guru/patrioticheskoe/chto-takoe
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8301: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 492 (3%)
- https://vospitanie.guru/patrioticheskoe/chto-takoe: использовано 7 блоков из 7, кол-во символов 7928 (53%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 6554 (44%)