1258,Общественно-политическое движение в России в XIX веке — от Сенатской площади до Интернационала

Движение декабристов – это оппозиционное общественно-политическое движение, состоявшее из представителей дворянского сословия. Деятельность этого движения проявилась в создании тайных обществ и конституционных проектов, а также организации восстания (военного мятежа) 14 декабря 1825 года. Участников движения называют декабристами, так как кульминацией связанных с ними событий стало декабрьское восстание.


Блок: 1/6 | Кол-во символов: 407
Источник: https://histerl.ru/lectures/19_vek/dekabristi.htm

Традиционализм

Традиционализм пережил свою высшую точку в период правления императора Александра 3. Во многом это стало реакцией на предыдущие годы правления, когда излишний либерализм привел к росту революционного движения в России. Особенно сильным оно было в 70-ые годы 19 века.

Представители традиционного общественного движения характеризовались строгой приверженность идеалам власти, политическим консерватизмом, сохранением текущих духовных и моральных ценностей общества. Основная задача традиционных партий и учреждений заключалась в том, чтобы создать в России такую социальную базу, которая защитит страну от любых политических потрясений, а также от любых попыток изменения социальной структуры общества. Иными словами речь идет о сохранении стабильности любой ценой, даже когда это запрещает логичное и необходимое развитие определенных отраслей и направлений.

Выделяются 3 основные течения традиционализма в российском общественно-политическом движении конца 19 века:

  1. Государственный консерватизм. Ярчайшим представителем этого направления являлся обер-прокурор святейшего Синода Константин Победоносцев. Основные задачи государственного консерватизма были изложены в «Московском сборнике», изданном в 1896 году. Этот трактат в основном критиковал демократию, отмечая: власть народу может принадлежать только в небольшом обществе, власть народа в России является фикцией, свободной прессы существовать не может, поскольку так или иначе она будет зависеть от частного капитала, процветание России возможно только при укреплении власти императора и при укреплении православной веры.
  2. Религиозно-философский традиционализм. Представители этого общественного движения были убеждены, что современные цивилизации обречены, и что единственный путь к созданию лучшего мира заключается в создании новой славяно-византийской цивилизации, которая будет основываться на принципах православия и консерватизма пролетариата. Величайший представитель этого направления: Константин Леонтьев, издавший в 1875 году трактат «Византизм и славянство».
  3. Новое славянофильство. Представители этого направления были в основном философы и литературы. Они говорили о полном отрицании западной цивилизации, как в виде социализма, так и виде капитализма. Кроме того новые славянофилы говорили о том, что Россия обладает уникальной историей и культурой, а также уникальными религиозно-нравственными ценностями, которые являются благом для всех, и которые позволят создать новый лучший мир, или, как говорили представители новых славянофилов, «царство Божье на Земле».

Несмотря на то, что идеи традиционализма достаточно хорошо воспринимаются обществом, данные общественные организации успеха не достигли, поскольку были гораздо менее организованы, чем, например, либеральные организации. Представители традиционализма несколько раз пытались создать политические организации, но каждый раз это заканчивалась неудачей.

Священная дружина

В марте 1881 года была создана тайная традиционная монархическая организация под названием «Священная дружина». Деятельность данной организации до сих пор мало изучена историей. Считается, что ее руководителями были Граф Шувалов, министр императорского двора Воронцов-Дашков, генерал губернатора Москвы князь Долгоруков, Витте, министр внутренних дел граф Игнатьев, обер прокурор святейшего Синода Победоносцев. По некоторым данным членами организации были Владимир и Алексей Александровичи, великие князья династии Романовых.

«Священная дружина» это классический пример того, как ограниченность мышления традиционного течения не позволяет донести эти идеи до широких масс. Одна из причин, почему традиционные организации не смогли проявить себя, заключается в том, что согласно манифесту «Священной дружины» организация должна была решать следующие задачи:

  • Создание крестового похода против врагов России и текущего порядка. Это был ответ народничеству. Для достижения этих целей использовались те же методы что и у народников — террор.
  • Стремление натравить революционные организации друг на друга.

Эти цели показывают, что «Священная дружина» не стремилась что-либо созидать, а только стремилась мешать другим. Это одна из причин, почему деятельность традиционной организации провалилась. Важно отметить еще один факт — именно с этой организации началась головокружительная карьера Витте.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 4376
Источник: https://istoriarusi.ru/imper/obshestvennoe-dvizenie-v-konce-19-veka.html

Предпосылки возникновения первых организаций декабристов


  • Окончание Наполеоновских войн и возвращение на родину участников Заграничного похода русской армии, познакомившихся с реалиями европейской жизни
  • Влияние идей эпохи Просвещения на российское дворянство, в частности, идей республиканизма, парламентаризма и широкого народного представительства, а также принципа разделения властей
  • Активизация деятельности европейских масонских лож через представителей российского дворянства с целью влияния на политическую ситуацию в России
  • Смена Александром I внутриполитического курса с либерального на реакционный, что повлекло недовольство т.н. прогрессивного дворянства
Блок: 2/6 | Кол-во символов: 660
Источник: https://histerl.ru/lectures/19_vek/dekabristi.htm

Либеральные организации конца 19 века

Либерализм, как общественно-политическое движение в конце 19 века в России, развивался в двух основных направлениях:

  • Интеллектуальный
  • Земский

Изначально наибольшую власть имели земские либеральные движения, пик могущества которых пришелся на период с 1878 по 1882 годы. В этот период было создано общество «Земского союза и самоуправления», а также направленно 50 ходатайств на имя императора, в которых предлагалось при земствах создать дополнительный народный орган контроля. После убийства Александра 2 земский либерализм практически полностью исчез.

Ему на смену пришел либерализм интеллектуальный. Его представителями были видные историки, юристы, экономисты, философы своего времени. Основное направление деятельности этого движения заключалась в создании независимой и демократичной судебной системы, а также эффективной работе органов городского и земского самоуправления.

Интеллектуальный либерализм в основном функционировал вокруг Вольного экономического общества и Русского юридического общества. Организации пытались донести свою идею до масс, в частности публикуя различные газеты и журналы, среди которых можно выделить «Вестник Европы», «Русская мысль» и «Русские ведомости». К концу 19 века либеральные организации создали кружок «Беседа», который состоял из 50 видных дворян Российской Империи, среди которых было 9 князей, 8 графов и 2 барона.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 1431
Источник: https://istoriarusi.ru/imper/obshestvennoe-dvizenie-v-konce-19-veka.html

Тайные общества декабристов 1816–1825 гг


Название

«Союз спасения»

«Союз благоденствия»

«Южное общество»

«Северное общество»

Период деятельности

1816-1817 гг.

1818–1821 гг.

1821–1825 гг.

1822–1825 гг.

Основные участники

А. Муравьёв,

С. Трубецкой,

С. Муравьёв-Апостол,

Н. Муравьёв,

П. Пестель

Н. Муравьёв,

С. Трубецкой,

П. Пестель,

С. Муравьёв-Апостол,

Н. Тургенев

П. Пестель,

С. Муравьёв-Апостол,

М. Бестужев-Рюмин

Н. Муравьёв,

С. Трубецкой,

К. Рылеев,

П. Каховский

Цели

Ограничение самодержавной власти, принятие конституции, расширение прав граждан

Широкая просветительская деятельность, пропаганда либеральных идей, принятие конституции

Изложены в «Русской правде» Пестеля

Изложены в «Конституции» Муравьёва

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 715
Источник: https://histerl.ru/lectures/19_vek/dekabristi.htm

Программы Северного и Южного обществ. «Манифест к русскому народу» С. П. Трубецкого

Участникам декабристского движения принадлежат два оригинальных проекта по преобразованию России, которые были созданы в 1822–1823 гг. «Русская правда» П. Пестеля стала программой Южного общества, а «Конституция» Муравьёва выразила чаяния большинства членов Северного.

Направления преобразований

«Конституция»

«Русская правда»

Форма государства

Ликвидация самодержавия. Разделение ветвей власти. Перенос столицы в Нижний Новгород. Установление конституционной (дуалистической) монархии. Монарх возглавляет исполнительную власть и вооружённые силы, формирует кабинет министров.

Законодательную власть получает Народное вече. В её состав входят Верховная дума и Палата народных представителей.

Федеративное устройство государства (территория империи дробилась на 13 держав и 2 области)

Ликвидация самодержавия. Разделение властей. Перенос столицы в Нижний Новгород. Установление парламентской республики. В качестве парламента учреждается Народное вече. Полномочия исполнительной власти передаются Державной думе, состоящей из 5 человек и формируемой Народным вечем. Члены Державной думы по очереди становятся Президентами России сроком на 1 год.

Унитарное устройство государства в составе 13 областей.

Социально–политическая сфера

Ликвидация сословной структуры общества.

Свобода слова, печати, вероисповедания.

Право на создание общественно-политических организаций.

Избирательное право ограничивается имущественным цензом.

Ликвидация сословий и сословных ограничений.

Население получает основные гражданские свободы.

Правом участвовать в выборах наделяются все мужчины старше 20 лет.

Земельные отношения помещиков и крестьян

Упразднение крепостного права. Сохранение за помещиками их земельных владений. Крестьяне остаются без пахотной земли либо (в более поздней редакции) получают по 2 десятины.

Упразднение крепостного права. Создание общественного и частного земельных фондов. Частичная конфискация помещичьих земель в общественный земельный фонд для поддержки крестьян.

Путь реализации преобразований

Созыв Учредительного собрания для проведения преобразований.

Создание Временного революционного правительства с диктаторскими полномочиями сроком на 10–15 лет.

В ходе переговоров между членами Северного и Южного обществ ни один из проектов не был принят в качестве объединяющего всех заговорщиков. Внезапная смерть императора Александра I привела к тому, что декабристы выступили с новым программным документом, составленным накануне восстания и получившим название «Манифест к русскому народу». Он провозглашал:

  1. Упразднение самодержавия
  2. Учреждение выборного органа власти
  3. Ликвидация крепостничества
  4. Отмена подушного налога
  5. Отмена сословных ограничений, верховенство закона
  6. Отмена рекрутской повинности, прекращение практики военных поселений
  7. Передача полноты власти временному управляющему органу
Блок: 4/6 | Кол-во символов: 2856
Источник: https://histerl.ru/lectures/19_vek/dekabristi.htm

Народничество


Народничество, как элемент общественно-политической мысли России в конце 19 века подразделялся на 3 направления:

  • Революционное народничество.
  • Либеральное народничество.
  • Революционное народничество.

Изначально наибольшей властью пользовались организации революционного народничества. Однако, после убийства Александра 2 эти организации либо начали распадаться, либо значительно утрачивали свою власть. Им на смену пришло либеральное народничество. Внутри них шла борьба между, так называемыми, «западниками» и «почвенниками». Однако, несмотря на эту борьбу, народники были едины с тем, кто является их главным политическим оппонентом — либералы. Отличие либерального народничества от революционного заключается в стремлении отказаться от террора. В истории либеральное народничество известно как «теория малых дел». Они вели каждодневную работу для того, чтобы донести свои идеи до простых людей, то есть до крестьян.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 967
Источник: https://istoriarusi.ru/imper/obshestvennoe-dvizenie-v-konce-19-veka.html

Поиск путей

Следующие 10 лет в России были отмечены жёсткой реакционностью режима Николая I, стремившегося подавить всякое инакомыслие. О создании каких-либо серьёзных движений и союзов не было речи. Всё оставалось на уровне кружков. Вокруг издателей журналов, столичных салонов, в университетах, среди офицеров и чиновников собирались группы единомышленников, обсуждавших общий больной для всех вопрос: «Что делать?». Но и кружки довольно жёстко преследовались, что привело к угасанию их деятельности уже в 1835 году.

Тем не менее за этот период достаточно чётко определились три основные общественно-политические движения по своему отношению к существующему в России режиму. Это консерваторы, либералы и революционеры. Либералы, в свою очередь, разделились на славянофилов и западников. Последние считали, что России необходимо догонять Европу в своём развитии. Славянофилы, наоборот, идеализировали Русь допетровскую и призывали вернуться к государственному устройству тех времён.

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 984
Источник: https://BusinessMan.ru/new-obshhestvenno-politicheskie-dvizheniya-v-rossii-19-veka.html

Анархисты


В общественных движениях России конца 19 века можно выделить 2 основные группы анархистов: революционные и мирные. Лидером революционного анархизма выступал Пётр Алексеевич Кропоткин. Основная идея революционного анархизма заключалась в уничтожение государства как структуры, а также в уничтожении любой системы, практикующей эксплуатацию человека. Князь Кропоткин полагал, что уничтожить государство возможно только социальной революцией. После нее должны были сформироваться федерации трудовых коллективов, а также объединения людей с общей целью и идеей. Эта идеология в дальнейшем трансформировалась в 4 направления:

  • Анархизм «коммунизм». Выступали за активную стадию народной революции. Представитель — Кропоткин.
  • Анархизм «синдикализм». Пытались совместить идеи уничтожения государства с идеями создания кооперативов и коопераций. Представитель: Кирилловский.
  • Анархисты «индивидуалисты». Выступали за свободу личности, которая никем и ничем не ограничена. Представители: Городецкий и Паровой.
  • Анархисты «безначальщины». Предполагали наличие террора важнейшим фактором при образовании государства. Представители: Махно, Романов.

Идейным вдохновителем мирного анархизма был Лев Николаевич Толстой. Он говорил о том, что власть и государство должны трансформироваться с точки зрения принципов религии раннего христианства, а также на принципе русских духоборов. Духоборы ранее проповедовали принципы равенства, полного отсутствия насилия, а также отречения личности ради достижения духовного идеала. Идеи выражены в знаменитом произведении «Учение о непротивлении злу насилием».

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 1636
Источник: https://istoriarusi.ru/imper/obshestvennoe-dvizenie-v-konce-19-veka.html

Отмена крепостного права

К 40-м годам надежды на реформы от власти стали гаснуть. Это вызвало активизацию революционно настроенных слоёв общества. В Россию из Европы стали проникать идеи социализма. Но последователи этих идей были арестованы, судимы и отправлены в ссылки и на каторгу. К середине 50-х годов никаких активных не только действий, но и просто разговоров о переустройстве России вести было некому. Самые активные общественные деятели жили в ссылке или отбывали каторгу. Кто успел — эмигрировал в Европу.

Но свою роль общественно-политические движения в России первой половины 19 века всё-таки сыграли. Вступивший на престол в 1856 году Александр II с первых дней заговорил о необходимости отмены крепостного права, предпринял конкретные шаги по его юридическому оформлению и в 1861 году подписал исторический Манифест.

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 833
Источник: https://BusinessMan.ru/new-obshhestvenno-politicheskie-dvizheniya-v-rossii-19-veka.html

Активизация революционеров


Однако половинчатость реформ, не оправдавших ожидания не только крестьян, но и российской общественности вообще, вызвала новый всплеск революционных настроений. В стране стали распространяться прокламации от разных авторов, носившие самый разнообразный характер: от умеренных обращений к власти и обществу о необходимости более глубоких реформ, до призывов к свержению монархии и революционной диктатуре.

Вторая половина 19 века в России отмечена образованием революционных организаций, имевших не только цель, но и разрабатывавших планы их реализации, пусть и не всегда реальные. Первой такой организацией стал в 1861 году союз «Земля и воля». Реализовать свои реформы организация планировала с помощью крестьянского восстания. Но когда стало понятно, что революции не будет, «Земля и воля» самоликвидировалась в начале 1864 года.

В 70—80-х годах получило развитие так называемое народничество. Представители зарождавшейся в России интеллигенции считали, что для ускорения перемен необходимо обратиться напрямую к народу. Но среди них тоже не было единства. Одни считали, что нужно ограничиться просвещением народа и разъяснением необходимости перемен и только потом говорить о революции. Другие призывали к ликвидации централизованного государства и анархической федерализации крестьянских общин как основы общественного устройства страны. Третьи планировали захват власти хорошо организованной партией посредством заговора. Но крестьяне не пошли за ними, и бунта не случилось.

Тогда в 1876 году народники создали первую по-настоящему крупную, хорошо законспирированную революционную организацию под названием «Земля и воля». Но и здесь внутренние разногласия привели к расколу. Сторонники терроризма организовали «Народную волю», а те, кто рассчитывал добиваться изменений с помощью пропаганды, собрались в «Чёрный передел». Но и эти общественно-политические движения ничего не достигли.

В 1881 году народовольцы убили Александра II. Однако ожидаемого ими революционного взрыва не случилось. Ни крестьяне, ни рабочие восстания не подняли. Более того, большая часть заговорщиков была арестована и казнена. А после покушения на Александра III в 1887 году «Народная воля» была окончательно разгромлена.

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 2230
Источник: https://BusinessMan.ru/new-obshhestvenno-politicheskie-dvizheniya-v-rossii-19-veka.html

Марксисты или социал-демократы

Идейным лидером марксизма считается Карл Маркс, который в 1867 году издал свой знаменитый труд «Капитал». В этом труде с точки зрения теории описывается гибель капиталистической системы мира, а также создание новой социалистической или пролетарской системы. В марксизме Российской Империи принято выделять следующие основные течения:

  • Легальные марксисты. Они пересмотрели труды Маркса и отвергли идею диктатуры пролетариата, а также идеи обреченности капиталистической системы уклада мира.
  • Революционные марксисты. У них принято выделять 2 крыла: умеренные марксисты и радикальные марксисты. Первые считали социалистическую форму правления в России возможной, но в отдаленной перспективе, поэтому радикальных шагов здесь и сейчас, по их мнению, предпринимать не стоило. Вторые были уверены, что социалистическую форму правления в России можно создать достаточно быстро, поэтому нужно действовать здесь и сейчас. Активно продвигал эту идею Владимир Ильич Ленин.

В последней четверти 19 века активно формируются марксистские общественные движения России, которые сыграли значительную роль в последующих событиях 1917 года.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 1177
Источник: https://istoriarusi.ru/imper/obshestvennoe-dvizenie-v-konce-19-veka.html
Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 19376
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://histerl.ru/lectures/19_vek/dekabristi.htm: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 4638 (24%)
  2. https://BusinessMan.ru/new-obshhestvenno-politicheskie-dvizheniya-v-rossii-19-veka.html: использовано 4 блоков из 7, кол-во символов 5151 (27%)
  3. https://istoriarusi.ru/imper/obshestvennoe-dvizenie-v-konce-19-veka.html: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 9587 (49%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий