1160,Наука и техника в условиях научно-технической революции

Научно-техническая революция (НТР) – преобразование производственных сил, когда ведущим фактором производства становится наука. Когда же началась научно-техническая революция, и какие временные периоды она охватила?


Блок: 1/5 | Кол-во символов: 219
Источник: https://obrazovaka.ru/geografiya/nauchno-tehnicheskaya-revolyuciya-vzaimosvyaz.html

Классификации

Э. Тоффлер выделяет три «волны» в развитии общества:

А. И. Ракитов выделяет пять информационных революций в истории человечества:

  1. появление и внедрение в деятельность и сознание человека языка;
  2. изобретение письменности;
  3. изобретение книгопечатания;
  4. изобретение телеграфа и телефона;
  5. изобретение компьютеров и появление Интернета.

Признанный классик теории постиндустриализма Д. Белл выделяет три технологических революции:

  1. изобретение паровой машины в XVIII веке
  2. научно-технологические достижения в области электричества и химии в XIX веке
  3. создание компьютеров в XX веке

Белл утверждал, что, подобно тому, как в результате промышленной революции появилось конвейерное производство, повысившее производительность труда и подготовившее общество массового потребления, так и теперь должно возникнуть поточное производство информации, обеспечивающее соответствующее социальное развитие по всем направлениям.

«Порох, компас, книгопечатание, — отмечает К. Маркс, — три великих изобретения, предваряющие буржуазное общество. Порох взрывает на воздух рыцарство, компас открывает мировой рынок и основывает колонии, а книгопечатание становится орудием протестантизма и вообще средством возрождения науки, самым мощным рычагом для создания необходимых предпосылок духовного развития». Доктор философских наук профессор Г. Н. Волков в НТР выделяет единство революции в технике — с переходом от механизации к автоматизации производственных процессов, и революции в науке — с её переориентацией на практику, целью на приложение результатов исследований к нуждам производства, в отличие от средневековой (см. Схоластика#Схоластическое воззрение на науку).

По модели, используемой экономистом из Северо-Западного университета (США) профессором Робертом Гордоном, первая НТР, начало которой относится к 1750 году с изобретением парового двигателя и строительством первых железных дорог, продлилась примерно до конца первой трети XIX века. Вторая НТР (1870—1900 годы), когда электричество и двигатель внутреннего сгорания были изобретены с разницей в три месяца в 1897 году. Третья НТР началась в 1960-е годы с появлением первых ЭВМ и промышленной робототехники, глобально значимой она стала в середине 1990-х годов, когда простые пользователи массово получили доступ в интернет, её завершение относится к 2004 году.

Российский историк Л. Е. Гринин, говоря о первых двух революциях в технологическом развитии человечества, придерживается устоявшихся взглядов, выделяя аграрную и промышленную революции. Однако говоря о третьей революции, он обозначает её как кибернетическую. В его концепции кибернетическая революция состоит из двух фаз: научно-информационной фазы (развитие автоматизации, энергетики, область синтетических материалов, космос, создание средств управления, связи и информации) и завершающей фазы управляемых систем, которая по его прогнозу начнётся с 2030—2040-х годов. Аграрная революция: первая фаза это переход к ручному земледелию и животноводству. Этот период начался примерно 12—19 тысяч лет назад, а переход к завершающему этапу аграрной революции начинается около 5,5 тысяч лет назад.

Также кибернетическая революция характеризуется:

  1. Увеличением объёма информации и усложнением различных систем анализа этой информации.
  2. Непрерывным развитием систем управления и самоуправления.
  3. Многочисленным использованием разных искусственных материалов.
  4. Использованием усовершенствованных технологий, которые близки по своей функциональности к искусственному интеллекту.
  5. Оптимизацией ресурсов труда в любой области.
Блок: 2/6 | Кол-во символов: 3527
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F

1. Введение


Всё развитие общества связано с техническим прогрессом. Научно-технический прогресс обеспечивает поступательное развитие производительных сил общества.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 165
Источник: https://interneturok.ru/lesson/geografy/10-klass/bnauchnotehnicheskaya-revolyuciya-i-mirovoe-hozyajstvob/harakteristika-nauchno-tehnicheskoy-revolyutsii?seconds=0

Характеристики НТР

Черты НТР

  • Универсальность, всеохватность: задействование всех отраслей и сфер человеческой деятельности
  • Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований: сокращение времени между открытием и внедрением в производство, постоянное устаревание и обновление. Говоря о темпе важно заметить то, что многократные коренные изменения в жизни социума, вызванные НТР, происходят многократно на протяжении жизни одного поколения.
  • Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов: рост наукоёмкости производства
  • Военно-техническая революция: совершенствование видов вооружения и экипировки
  • Характерной чертой современной НТР является прогресс в инфокоммуникациях, ведь именно прогресс в информационном поле является важнейшим фактором изменений социума, которые радикально меняют ключевые аспекты человеческой жизни.

Составные части НТР

  • Наука: увеличение наукоёмкости, повышение числа научных сотрудников и затрат на научные исследования
  • Технология: повышение эффективности производства. Функции: трудосберегающая, ресурсосберегающая, природоохранная
  • Производство:
    • электронизация
    • комплексная автоматизация
    • перестройка энергетического хозяйства
    • производство новых материалов
    • ускоренное развитие биотехнологии
    • космизация
  • Управление: информатизация и кибернетический подход

Для прогресса современной науки и техники характерно комплексное сочетание их революционных и эволюционных изменений. Примечательно, что за два — три десятилетия многие начальные направления НТР из радикальных постепенно превратились в обычные эволюционные формы совершенствования факторов производства и выпускаемых изделий. Новые крупные научные открытия и изобретения 70-80-х годов породили второй, современный этап НТР. Для него типичны несколько лидирующих направлений: электронизация, комплексная автоматизация, новые виды энергетики, технология изготовления новых материалов, биотехнология. Их развитие предопределяет облик производства в конце ХХ — начале XXI вв.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 1966
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F

Взаимосвязь научных и технических революций

Связь науки и техники в современном мире неоспорима. Развитые государства в последние годы огромную роль уделяют развитию науки, ведь только развитие и исследование новых технологий могут привести страну к господству в мировой экономике.

Научную революцию можно разделить на 4 этапа:

  • I научная революция 17 века – связана с именами Галилея, Кеплера, Ньютона. Эти ученые занимались изучением механики, физики, астрономии и привнесли огромный вклад в развитие этих наук.
  • II научная революция конца 18 века – начала 19 века – связана с появлением дисциплинарных наук, возникновением идеи развития и неклассической науки.
  • III научная революция конца 19 века – середины 20 века – связана с именами Фарадея, Максвелла, Дарвина, Эйнштейна.
  • IV научная революцию 90-ые годы – современное время – для этого периода характерно развитие постнеклассической науки.

Рис. 3. А. Эйнштейн.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 920
Источник: https://obrazovaka.ru/geografiya/nauchno-tehnicheskaya-revolyuciya-vzaimosvyaz.html

Что мы узнали?

При научно-технической революции главной сферой является наука, научные исследования и человеческие знания. Для первого этапа НТР характерно более тесное взаимодействие науки и производственной сферы, а для второго – переход к информационному (постиндустриальному) обществу. Также статья рассказывает кратко о периодах научно-технической революции.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 368
Источник: https://obrazovaka.ru/geografiya/nauchno-tehnicheskaya-revolyuciya-vzaimosvyaz.html

4. Наука


В эпоху НТР наука – сложный комплекс знаний. В настоящее время наблюдается рост наукоемкости. В научную деятельность вовлечено более 10 млн чел., растут затраты на науку, растет число научных работников. Например, первое место по числу ученых и инженеров занимают США, Япония, Германия, растет количество ученых в странах Азии.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (акроним НИОКР) – совокупность работ, направленных на получение новых знаний и их практическое применение при создании нового изделия или технологии.Согласно данным исследовательского института Battelle Memorial Institute, в 2011 году мировые расходы на НИОКР вырастут на 3,6% и составят 1,2 трлн долларов США.

Первое место по объему НИОКР занимают США (382,6 млрд; 2,7% от объема собственного ВВП).

Второе место занимает Китай (153,7 млрд; 1,4% ВВП).

Третье место принадлежит Японии (144,1 млрд; 3,3% ВВП).

Россия замыкает десятку мировых лидеров (23,1 млрд; 1% ВВП).

Для сравнения, в СССР объем внутренних расходов на НИОКР составлял 5% ВВП.

Наукоемкость ВВП – доля расходов на НИОКР в ВВП. 1) Израиль – 4,9% ВВП. 2) Швеция – 4,3% ВВП. 3) Финляндия – 3,5% ВВП. 4) Япония – 3,3% ВВП. 5) Исландия – 3,1% ВВП. 6) США – 2,7% ВВП.

В условиях НТР развитие техники и технологии происходит двумя путями:

1.     Эволюционный путь.

2.     Революционный путь.

Более быстрый, революционный путь развития – главный путь в развитии науки и технологии в эпоху НТР.

Технологии и техника помогают экономить время, перерабатывать вторсырье, экономить ресурсы, увеличивают производительность труда и несут другие блага.

Рис. 2. Научная лаборатория

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 1641
Источник: https://interneturok.ru/lesson/geografy/10-klass/bnauchnotehnicheskaya-revolyuciya-i-mirovoe-hozyajstvob/harakteristika-nauchno-tehnicheskoy-revolyutsii?seconds=0

5. Главные направления развития

В эпоху НТР производство развивается по 6 основным направлениям:

1.     Электронизация характеризуется активным внедрением компьютеров. Наибольшим количеством компьютеров обладают США, Германия, Япония, Китай, Республика Корея.

2.     Комплексная автоматизация. Наибольшим числом промышленных роботов обладают Япония, США, Германия.

Рис. 3. Робот

3.     Перестройка энергетического хозяйства. Главные цели: энергосбережение, использование альтернативных и новых источников энергии. Страны-лидеры: США, Япония, Франция.

4.     Производство новых материалов.

5.     Развитие биотехнологий. Это направление возникло еще в конце 1960 – начале 1970 гг. Особенно успешно данное направление развивается в США, Франции, Нидерландах, Бельгии, Израиле, Японии.

6.     Космизация: развитие космонавтики, аэрокосмической промышленности, исследование космического пространства.

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 905
Источник: https://interneturok.ru/lesson/geografy/10-klass/bnauchnotehnicheskaya-revolyuciya-i-mirovoe-hozyajstvob/harakteristika-nauchno-tehnicheskoy-revolyutsii?seconds=0

6. Управление


По мере развития НТР все большую роль играет управление. Кибернетика – наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах, будь то машины, живые организмы или общество.Кроме того, развивается геоинформатика и геоинформационные системы.

Домашнее задание

Тема 4, П. 1

1.     Перечислите основные черты НТР.

2.     Какие отрасли хозяйства в наибольшей степени были преобразованы под влиянием НТР?

Список литературы

Основная

1.     География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 367 с.

2.     Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. – 13-е изд. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. – 400 с.

3.     Родионова И.А., Елагин С.А., Холина В.Н., Шолудько А.Н. Экономическая, социальная и политическая география: мир, регионы, страны. Учебно-справочное пособие / Под ред. проф. И.А. Родионовой. – М.: Экон-Информ, 2008. – 492 с.

4.     Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. – Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. – 76 с.

Дополнительная

1.     Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. – М.: Дрофа, 2001. – 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

2.     Баженов С.А. Качество жизни населения: теория и практика / С.А. Баженов. – М.: ЭКОС, 2002. – 178 с.

3.     Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

4.     Приказ ФАП № 95 от 16.09.2004 «Об утверждении правил научно-технического сопровождения и приемки выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ».

5.     Мякинина Л.Н. Наука, проектирование с точки зрения научных организаций и потребителей.

6.     Григорьев М. Н., Краснова Е.Ю. Маркетинг продукции военного назначения: Учебник / СПб.: Инфо-да,  2011. – 435 с.

7.     Игнатьев М. Б. Информационные технологии в микро-, нано- и оптоэлектронике. – СПб.: ГУАП, 2008. – 200 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1.     География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – 2-е изд., испр. и дораб. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 656 с.

 Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1.     Контрольно-измерительные материалы. География: 10 класс / Сост. Е.А. Жижина. – М.: ВАКО, 2012. – 96 с.

2.     География. Тесты. 10 класс / Г.Н. Элькин. – СПб.: Паритет, 2005. – 112 с.

3.     Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 80 с.

4.     Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: Астрель, 2010. – 221 с.

5.     Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. – М.: Интеллект-Центр, 2012. – 256 с.

6.     Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 223 с.

7.     ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2009. – 272 с.

8.     Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 94 с.

9.     Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009. География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 250 с.

10.   Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 240 с.

11.   ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2009. – 144 с.

12.   ЕГЭ 2009. География: Тренировочные задания / В.В. Барабанов, С.Е. Дюкова, О.В. Чичерина. – М.: Эксмо, 2008. – 128 с.

13.   ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. – М.: Национальное образование, 2011. – 288 с.

14.   ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. – М.: Национальное образование, 2010. – 280 с.

Материалы в сети Интернет

1.  Федеральный институт педагогических измерений (Источник).

2.  Федеральный портал Российское Образование (Источник).

4.  Википедия (Источник). 

6.  Википедия (Источник). 

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 4548
Источник: https://interneturok.ru/lesson/geografy/10-klass/bnauchnotehnicheskaya-revolyuciya-i-mirovoe-hozyajstvob/harakteristika-nauchno-tehnicheskoy-revolyutsii?seconds=0
Кол-во блоков: 15 | Общее кол-во символов: 16792
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F: использовано 2 блоков из 6, кол-во символов 5493 (33%)
  2. https://interneturok.ru/lesson/geografy/10-klass/bnauchnotehnicheskaya-revolyuciya-i-mirovoe-hozyajstvob/harakteristika-nauchno-tehnicheskoy-revolyutsii?seconds=0: использовано 5 блоков из 7, кол-во символов 7848 (47%)
  3. https://obrazovaka.ru/geografiya/nauchno-tehnicheskaya-revolyuciya-vzaimosvyaz.html: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 3451 (21%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.