Народничество – революционное движение в России во второй половине XIX века, делавшее акцент на сближении прогрессивной интеллигенции с крестьянской общиной.
Источник: https://histerl.ru/lectures/19_vek/narodnicheskie_organizacii.htm
Содержание
- 1 Первый этап
- 2 Предпосылки возникновения народничества
- 3 Второй этап
- 4 16.doc
- 5 Хождение в народ как форма популяризации социалистических идей среди крестьян
- 6 Организации «Земля и воля», «Народная воля», «Чёрный передел»
- 7 Идейные течения народничества
- 8 Либеральное народничество
- 9 Карательная политика царизма в отношении народовольцев
- 10 Окончание деятельности народничества
- 11 Историческое значение движения народников
Первый этап
В середине XIX века в России вырос интерес к высшему образованию, особенно к естественным наукам. Но осенью 1861 г. правительство повысило плату за обучение и запретило студенческие кассы взаимопомощи. В ответ на это в университетах произошли студенческие волнения, после которых многие студенты были исключены из учебных заведений. Значительная часть активной молодёжи оказалась выброшенной из жизни — исключённые студенты не могли ни устроиться на государственную службу по причине «неблагонадежности», ни продолжать учёбу.
Герцен в газете «Колокол» в 1861 году писал:
В последующие годы число «изгнанников науки» росло, и хождение в народ стало массовым явлением. В этот период бывшие и несостоявшиеся студенты становились сельскими учителями и фельдшерами.
Большую известность приобрела пропагандистская деятельность революционера Заичневского, автора прокламации «Молодая Россия», который ходил в народ ещё в 1861 году. Однако в целом в этот период движение носило социально-просветительский характер «служения народу», и радикальная якобинская агитация Заичневского была скорее исключением.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4
Это интересно: 10,«Разрядка» и конфронтация со странами Запада
Предпосылки возникновения народничества
Идея возникновения народничества принадлежала революционным демократам, писателям А.И.Герцену и Н.Г.Чернышевскому, которые обосновали теоретические положения этого направления.
Представители нового революционного движения требовали передать землю крестьянам, ликвидировать самодержавие, лишить дворянство привилегий.
Для возникновения народничества сложился ряд предпосылок:
-
российская экономика носила переходный характер от феодализма к капитализму;
-
поиску выхода из экономического тупика препятствовали сохранение крепостного права, самодержавия и непоследовательность внутриэкономического курса правительства Александра II;
-
неприятие революционно настроенной частью интеллигенции идей капитализма, как искусственно навязанных для аграрной России;
-
идеализация разночинцами крестьянской общины и стремление создать на её основе справедливое социалистическое общество, минуя стадию капитализма.
Источник: https://histerl.ru/lectures/19_vek/narodnicheskie_organizacii.htm
Второй этап
В начале 1870-х годов народники поставили задачу вовлечения народа в революционную борьбу. Идейными руководителями организованного революционного хождения в народ были народник Н. В. Чайковский, анархист П. А. Кропоткин, «умеренный» революционер-теоретик П. Л. Лавров и радикальный анархист М. А. Бакунин, который писал:
Теоретический взгляд на эту проблему развивал нелегальный журнал «Вперед!», издававшийся с 1873 года под редакцией Лаврова. Однако революционная молодёжь стремилась к немедленным действиям, происходила радикализация взглядов в духе идей анархиста Бакунина. Кропоткин развил теорию, согласно которой для осуществления революции передовая интеллигенция должна жить народной жизнью и создавать в деревнях кружки из активных крестьян с последующим их объединением в крестьянское движение. Учение Кропоткина соединяло идеи Лаврова о просвещении масс и анархические идеи Бакунина, который отрицал политическую борьбу в рамках институтов государства, само государство и призывал к всенародному бунту.
В начале 1870-х годов было немало случаев хождения в народ отдельных революционеров. Например, Кравчинский агитировал крестьян Тульской и Тверской губерний ещё осенью 1873 года с помощью Евангелия, из которого он делал социалистические выводы. Пропаганда в переполненных избах продолжалась далеко за полночь и сопровождалась пением революционных гимнов. Но общий взгляд на необходимость массового хождения в народ сложился у народников к 1874 году. Массовая акция началась весной 1874 года, была связана с общественным подъёмом, во многом оставалась стихийной и втягивала в себя разные категории людей. Значительная часть молодёжи была вдохновлена идеей Бакунина немедленно поднять бунт, но в силу разнообразия состава участников пропаганда также была разнообразной, от призывов немедленно начать восстание до скромных задач просвещения народа. Движением было охвачено около сорока губерний, главным образом в Поволжье и на юге России. Развернуть пропаганду в этих регионах было решено в связи с голодом 1873—1874 годов в Среднем Поволжье, народники также полагали, что здесь живы традиции Разина и Пугачёва.
Практически хождение в народ выглядело так: молодые люди, как правило учащаяся молодёжь, по одному или небольшими группами под видом торговых посредников, мастеров и т. д. передвигались от села к селу, выступая на сходках, беседуя с крестьянами, стараясь зародить недоверие к властям, призывали не платить налоги, не повиноваться администрации, объясняли несправедливость распределения земли после реформы. Среди грамотных крестьян распространялись прокламации. Опровергая устоявшееся в народе мнение, что царская власть от Бога, народники первоначально пропагандировали атеизм. Столкнувшись со стойкой религиозностью народа, они стали её использовать, пропагандируя христианское равенство и нестяжательство. Однако, если пропаганда против помещиков находила у крестьян некоторый отклик, то пропаганда против самодержавия не воспринималась вовсе и даже вызывала враждебность.
В 1875 и 1876 годах хождение в народ продолжалось. В 1875 году Всероссийская социально-революционная организация, оставаясь на позициях народников, начала пропаганду уже среди рабочих. В 1876 году организация «Земля и воля» решила изменить тактику и объявила о «втором хождении в народ». Было решено перейти от неудачной практики «летучих отрядов» к организации постоянных поселений агитаторов. Революционеры открывали в сёлах мастерские, устраивались работать учителями или врачами и пытались создать революционные ячейки. Однако опыт трёх лет агитации показал, что крестьянство не воспринимает ни радикальные революционные и социалистические призывы, ни разъяснения текущих нужд народа, как их понимали народники. Попытки поднять народ на борьбу серьёзных результатов не принесли, а правительство обратило внимание на революционную пропаганду народников и развернуло репрессии. Многих пропагандистов сдавали властям сами крестьяне. Аресту подверглось более 4 тысяч человек. Из них к дознанию было привлечено 770 пропагандистов, и 193 человека в 1877 году предстали перед судом. Однако осуждены на каторгу, тюрьму и ссылку были только 99 обвиняемых, остальным либо зачли предварительное заключение, либо они были полностью оправданы.
Бесплодность революционной пропаганды в народе, массовые аресты, процесс 193-х и процесс пятидесяти в 1877—1878 годах положили конец движению. Постоянное пребывание в деревне ощутимых результатов по сближению с крестьянством не дало и к концу 1878 года из-за репрессий правительства в деревнях осталось всего два поселения народников.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4
Доступные файлы (65):
16.doc
16. «Хождение в народ». Возникновение и деятельность народнической организации «земля и воля».
Зимой 73-74гг. народнические организации приняли решение весной идти в народ. Весной и летом 74г. в народ двинулись сторонники Лаврова и Бакинисты. Свыше 1000 революционеров направились в 37 губерний России. Результатом этого массового хождения в народ стали многочисленные восстания крестьян.
Сначала долгушинцы вели бродячие формы пропаганды, но потом революционеры стали селиться в деревнях, занимаясь промыслом, делом. Активная работа велась в Верхневолжской, Саратовской, Киевской губерниях.
Народники встречались с большими трудностями, главной из которых было недоверие со стороны народа.
Поднять массы на всероссийское восстание не удалось, поскольку не было четкого руководства, связей между народниками, ушедшими в народ. Провал был полный, поскольку полиция свирепствовала, буквально пачками отлавливая народников, арестовав в итоге большую часть революционеров. Но революционеры не отказались от своих взглядов. Необходимо было изменить приемы своей деятельности и создать единую организацию.
Такая организация была создана в 76г. Сначала она называлась Северная революционная народническая группа, затем была переименована в 78г. в организацию “Земля и Воля”. Созданная организация выработала программу и устав. В программе утверждалось, что социализм может существовать. Программа требовала ликвидации частной собственности на землю и передачи ее в руки крестьянства при равномерном распределении.
Для осуществления положенных задач “З. и В.” выдвинула лозунг слияния всех революционных организаций с ней для подготовки восстания.
В окончательно принятой в 78г. редакции программы предлагалось систематически истреблять видных лиц правительства.
В уставе определялись структуры организации, сложенной по принципу строгой конспирации и централизации. Руководящую роль осуществляла управленческая группа, включающая в свой состав наиболее активных членов движения. Администрация находилась в Петербурге. “З. и В.” состояла из нескольких групп, выполняющих основные революционные задачи. Деревенщики вели агитацию среди народа, среди рабочих — рабочая группа.
В основную группу входило 25 членов (Натансон, Михайлов, Плеханов, Аптекман. Группа пополнялась: Фигнер, Фроленко, Перовская, Тихомиров Желябов, Морозов и др.). Все общество насчитывало около 200 человек молодежи. Они заявили о себе 6 декабря 78г., организовав политическую демонстрацию около Казанского собора в Петербурге, на которой выступил Плеханов.
В 78г. в Петербурге стала функционировать тайная землевольческая типография, которая выпускала журнал “Начало”, газету “Земля и Воля”, листки “Земля и Воля”. Силами отделения “Земли и Воли” было совершено несколько террактов. Террор сначала одновременно и осуждался и приветствовался, но реальная ситуация требовала пересмотра взглядов на террор. Многочисленные казни, аресты революционеров толкали последних на решительные действия и усиления борьбы. Можно выделить один из совершенных террактов — выстрел Веры Засулич: она 24 января 1874 года стреляла в Трепова и тяжело его ранила. Правительство рассчитывало, что суд присяжных привлечет ее к большому сроку заключения, но во время суда ее адвокат Александров представил дело так, что Трепов сам вынудил ее выстрелить в него. Суд присяжных оправдал Веру Засулич, которая сразу же после процесса исчезла из поля видимости полиции.
Выстрел Веры Засулич явился последним аргументом, склонившим революционеров к началу политической борьбы. Сложилась особая группа, состоявшая из Зунделевича, Квитковского, Морозова и др., считавших, что без политической силовой борьбы нельзя свергнуть царизм.
В 79г. от ножа Квитковского был убит градоначальник Петербурга. 2 апреля 79г. Соловьев стрелял в Александра I.
На съезде в Липецке и Воронеже от “Земли и Воли” откололась группа “Черный передел”. Эта группа подготовила и успешно осуществила терракт против Александра I 1 марта 1881г. Группой руководила Перовская; первую бомбу бросил Рысаков, ранив заодно и себя, а вторую — роковую для Александра I — Гриневецкий. Убийство Александра I не привело к положительным результатам, наоборот, правительство усилило террор против революционеров.
Скачать файл (714.2 kb.)
Источник: https://gendocs.ru/v16796/?cc=7
Хождение в народ как форма популяризации социалистических идей среди крестьян
Ёмкий лозунг «В народ» выдвинул А. И. Герцен в 1861 году, предполагая под ним сближение интеллигенции и народа.
Идею сближения с народом осуществили народнические организации 70-х годов XIX столетия. 37 российских губерний охватило «хождение в народ», в котором участвовали 2,5 тыс. человек.
Несмотря на единую цель – популяризацию революционных идей среди крестьян – единого плана и программы не было вследствие разрозненности и разных методов воздействия: от мирных путей перехода к социализму до разрушения государственных устоев и физического устранения представителей правящей элиты.
В конце 70-х годов новая волна народников попыталась донести свои идеи до крестьян и больше сблизиться с ними через «оседлую пропаганду» (молодёжь селилась рядом с крестьянами для тесного сближения и пропаганды социалистических идей). Однако, вскоре народникам пришлось признать, что долгожданной победы крестьянской революции в России не будет, так как в среде крестьян политические идеи не находили отклика.
Источник: https://histerl.ru/lectures/19_vek/narodnicheskie_organizacii.htm
Это интересно: 24,4, 14 декабря 1825 года
Организации «Земля и воля», «Народная воля», «Чёрный передел»
Организация, годы существования, место |
Руководители |
Цели |
Деятельность |
Программа |
Методы |
---|---|---|---|---|---|
Г. Плеханов, А. Михайлов, С. Перовская, Д. Лизогуб, Н. Морозов и др. |
Подготовка крестьянской революции |
|
|
|
|
П. Лавров, С. Перовская, А. Желябов, В. Фигнер и др. |
Заставить правительство пойти путём демократических реформ, направленных на социальное преобразование общества. |
Физическое уничтожение наиболее одиозных членов правительства. Подрыв основ действующей власти и поднятие революционного духа народа. |
В программе партии указано, что народовольцы немедленно прекратят террор, как только в России будет установлена конституция. |
Индивидуальный Террор — убийство Александра II поднимет народ на борьбу против самодержавия. |
|
Тайное народническое общество «Чёрный передел» («осколок» общества «Земля и Воля») (1879-1881), Петербург |
Плеханов, Аксельрод, Вера Засулич. |
Замена помещичьего землевладения на коллективное владение землёй крестьянскими общинами. |
|
Программа идей общества «Чёрный передел» легла в основу ленинского Декрета о земле, принятого в октябре 2017 г. |
|
Источник: https://histerl.ru/lectures/19_vek/narodnicheskie_organizacii.htm
Идейные течения народничества
Представители народничества считали революцию единственным правильным решением в освобождении народа от самодержавия, но высказывались за разные методы осуществления революции.
-
Бунтарское направление. Лидер — выходец из дворян М.Бакунин. Разрушение существующего государства и установление на его руинах социалистического общества с принципами всеобщего равенства. Движущая сила революции — крестьяне, доведённые до отчаяния нищетой и бесправием, и беднейшие слои пролетариата (люмпены). Бакунинцы называли революцию бунтом, способным распространиться на весь мир.
-
Заговорщическое направление. Лидер — публицист П.Ткачев. Теория Ткачева гласила, что небольшая группа заговорщиков способна совершить государственный переворот и захватить власть, поскольку самодержавие в России не имеет классовой опоры, а возлагать надежды на крестьянство не стоит. Следующий этап – проведение революционно-социалистических преобразований и новое общество готово.
-
Пропагандистское направления. Лидер — профессор военной академии П.Лавров.
Лавров считал, что Россия в силах «перепрыгнуть» через капитализм и путём революции (движущая сила – интеллигенция) прийти к социалистическому обществу. Интеллигенция в силу образованности и понимания происходящего должна «понести в народ» социалистические идеи, разбудив его революционное сознание.
Источник: https://histerl.ru/lectures/19_vek/narodnicheskie_organizacii.htm
Либеральное народничество
Николай Михайловский — теоретик этого направления, разделяя точку зрения большинства народников о некапиталистическом пути развития России, призывал к мирным политико-социальным реформам в обществе, осуждал террор и основным направлением своей деятельности считал культурно-просветительскую работу среди населения через печатные органы и земские организации.
Источник: https://histerl.ru/lectures/19_vek/narodnicheskie_organizacii.htm
Карательная политика царизма в отношении народовольцев
Выступления народников беспощадно карались органами власти, на стороне которых были тюрьмы, армия, полиция. Восемь процессов над участниками революционного движения (1877 – 1887 гг.) привели к тому, что большинство из них оказались на каторге в Сибири, погибли в тюрьмах, а к наиболее опасным, с точки зрения правительства, была применена смертная казнь (Желябов, Каракозов, Кибальчич, Перовская, Соловьёв, Халтурин, и др.).
Источник: https://histerl.ru/lectures/19_vek/narodnicheskie_organizacii.htm
Окончание деятельности народничества
Не сумев поднять крестьян на борьбу против существующего строя, убедившись в равнодушии крестьян к идеям народников, потерпев крах в ошибочной теории индивидуального террора, репрессии со стороны царизма, громкие судебные процессы привели к тому, что в конце 80-х годов народничество утратило влияние.
В дальнейшем преемниками народников стали социалисты-революционеры – эсеры.
Источник: https://histerl.ru/lectures/19_vek/narodnicheskie_organizacii.htm
Историческое значение движения народников
- Народники серьёзно подняли вопрос о самом многочисленном слое населения России – крестьянах, отражая их интересы и настроения.
- Зарождение первых революционных организаций.
- Вовлечение молодёжи в процесс политической борьбы.
- Отказ от террора как главного метода политической борьбы.
- Реальная помощь крестьянам в образовании, лечении, налаживании быта, юридических вопросах («теория малых дел»).
- Тема народничества отражена в творчестве писателей и художников второй половины XIX века: Короленко, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Верещагина, Крамского, Репина и др.
Источник: https://histerl.ru/lectures/19_vek/narodnicheskie_organizacii.htm
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 5694 (26%)
- http://ChtoOznachaet.ru/xozhdenie-v-narod.html: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 3336 (15%)
- https://histerl.ru/lectures/19_vek/narodnicheskie_organizacii.htm: использовано 10 блоков из 10, кол-во символов 8462 (39%)
- https://gendocs.ru/v16796/?cc=7: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 4261 (20%)