690,История Российского казачества: познаем главное

История казачества неотъемлемая часть истории всей Российской цивилизации. Этот уникальный субэтнос сыграл важнейшую роль в обороне рубежей страны и освоении новых земель.

Блок: 1/8 | Кол-во символов: 171
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15238-istorija-rossijskogo-kazachestva.html

Зарождение казачества

Впервые казаки упоминаются в летописях в конце XIV века. Рассказывается, что они совершили нападение на работорговцев в окрестностях города Судак в Крыму. Происхождение самого слова казаки остаётся неизвестным. Существует большое количество различных версий по этому поводу, но ни одна из них не является преобладающей и исчерпывающе убедительной для специалистов. Несомненно, в формировании казачества принимали участие, как выходцы из России и Речи Посполитой (объединённого польско-литовского государства), переселявшиеся на южные окраины, так и люди из местных народов, обитавших в степных низовьях Днепра, Дона и Волги с давних времён. Казачество возникло в результате постепенного освоения знаменитого Дикого поля, на протяжении многих веков остававшегося своеобразной буферной приграничной зоной между населением лесной и степной природно-географических зон Восточной Европы.


Блок: 2/8 | Кол-во символов: 903
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15238-istorija-rossijskogo-kazachestva.html

История появления и распространения казачества

В постперестроечные годы страну наводнили переводы иностранной детской литературы, и в американских детских книгах по географии, россияне с удивлением обнаружили, что на картах России есть огромная область — Казакия. Там проживал «особый народ» – казаки.

Сами они в подавляющем большинстве считают себя самыми «правильными» русскими и самыми ярыми защитниками православия, и история России тому лучшее подтверждение.

Впервые про них упомянуто в летописях XIV века. Сообщается, что в Сугдее, нынешнем Судаке, скончался некто Альмальчу, заколотый казаками. Тогда Судак был центром работорговли Северного Причерноморья и если бы не Запорожские казаки, то туда попадало бы куда больше пленных славян, черкесов, греков.

Также в летописи 1444 года «Повесть о Мустафе царевиче» упоминаются рязанские казаки, воевавшие с рязанцами и москвичами против этого татарского принца. В этом случае, они позиционируются как стража или города Рязани, или границ рязанского княжества, и пришли на помощь княжеской дружине.

То есть уже первые источники показывают двойственность казачества. Этим термином называли, во-первых – вольные народы, обосновавшиеся на окраинах русских земель, во-вторых – служилых людей, как городскую стражу, так и пограничные войска.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 1292
Источник: https://tanci-kavkaza.ru/kazaki/

Казаки в России и история казачества


Не единожды в истории народы разделялись: от общей массы откалывались отдельные этнические группы, создавая достаточно замкнутое сообщество по различным признакам. Это религия, обычаи и традиции, одежда, нравственные устои.

Воинственным этносом в России всегда считалось казачество. Однако мало кто знает, откуда появилось слово «казак», почему казаки имеют особое мировосприятие с ярко выраженной религиозностью. Сегодня среди этнологов нет единого мнения, являются ли казаки отдельной нацией. Казаки активно выделяют себя среди других народов. Их история начинается еще в 15 веке.

Блок: 2/11 | Кол-во символов: 648
Источник: https://www.o-vere.ru/kazaki-v-rossii.html

Создание Запорожской Сечи

В 1552 году князь Вишневецкий за свои средства создал военную базу на острове Малая Хортица в нижнем течении Днепра, получившую название Запорожская Сечь. Уже в 1557 г. эту деревянную крепость татары сумели разрушить. Но подобные военные лагеря в последствие возникали на других близлежащих островах в течении примерно двух с половиной столетий. В 1572 году польский король Сигизмунд II Август издал универсал, включивший часть запорожских казаков в состав регулярного войска. Их стали называть реестровыми. Они не только обороняли рубежи страны от набегов крымцев, но иногда привлекались и для подавления крестьянских восстаний. В XVII веке запорожцы и сами неоднократно поднимали восстания против поляков. В итоге Левоборежная Украина с Киевом перешла под власть России.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 797
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15238-istorija-rossijskogo-kazachestva.html

Вольное казаки во главе с атаманами

Кто осваивал южные окраины Руси? Это охотники и беглые крестьяне, люд, искавший лучшей доли и спасавшийся от голода, а также те, кто был не в ладах с законом. К ним присоединялись все инородцы, которым тоже не сиделось на одном месте, а возможно и остатки тех народов, что населяли эту территорию — хазары, скифы, гунны.

Образовав дружины и выбрав атаманов, они воевали, то за, то против тех с кем соседствовали. Постепенно сформировалась Запорожская Сечь. Вся ее история — участие во всех войнах региона, непрестанные восстания, заключение договоров с соседями и их нарушение. Вера казаков этого региона представляла собой странную смесь христианства и язычества. Они были православными и, одновременно, крайне суеверными – верили в колдунов (которые пользовались большим уважением), приметы, дурной глаз и т.д.

Угомонила их (и то не сразу) тяжелая длань Российской Империи, уже в XIX веке сформировавшая из запорожцев Азовское казачье войско, которое в основном охраняло Кавказское побережье, и успело показать себя в Крымской войне, где пластуны – разведчики их войска показывали удивительную ловкость и удаль.

В 1860 началось переселение казаков на Кубань, где после соединения с другими казачьими полками из них было создано Кубанское казачье войско. Примерно также сформировалось другое вольное войско – Донское. Впервые оно упоминается в жалобе, которую царю Ивану Грозному прислал ногайский князь Юсуф, возмущенный тем, что донцы и «города поделали» и его людей «стерегут, забирают, до смерти бьют».

Люди, по разным причинам бежавшие на окраину страны, сбивались в ватаги, выбирали атаманов и жили, как могли – охотой, грабежами, набегами и службой соседям, когда случалась очередная война. Это сближало их с запорожцами – они вместе ходили в походы, даже в морские.

Но участие казаков в народных восстаниях, заставило русских царей заняться наведением порядка на их территориях. Петр I включил этот край в Российскую империю, его жителей обязал служить в царской армии, а на Дону повелел построить ряд крепостей.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 2063
Источник: https://tanci-kavkaza.ru/kazaki/

Участие в смутах и в восстаниях

Большую роль казаки сыграли в эпоху Смуты начала XVII века, составляя значительную часть вооружённых формирований, служивших в армии самозванцев, в войске казака Ивана Болотникова, возглавившего восстание против царя Василия Шуйского, а также в рядах народного ополчения. Из-за неурожая и Великого голода 1601-1603 годов, значительные массы беглых, а нередко и изгнанных землевладельцами крестьян и холопов стекались в низовья Дона и Волги, существенно пополнив ряды казаков. В те времена они зачастую вели разбойничий образ жизни.

На Земском Соборе 1613 года представители казачества поддержали избрание Михаила Романова на царский престол. К началу XVIII века в России казачество получило официальный статус военного сословия. Однако казаки не хотели расставаться с прежними вольностями и нередко поднимали антиправительственные мятежи. Они участвовали в крестьянской войне Степана Разина 1670-1671 годов. После восстания под предводительством Кондратия Булавина в 1707-1708 годах донских казаков царь Пётр I лишил прав автономии и возможности избирать атаманов. Многие казаки в 1773-1775 годах активно участвовали в крестьянской войне Емельяна Пугачёва, выдававшего себя за императора Петра III. Во время следствия Пугачёв под пытками признался в своих планах объединиться с запорожскими казаками и содействовать возвращению их прав и вольностей и восстановлению Речи Посполитой. Это крайне разгневало Екатерину II. По её распоряжению Яицкое казачье войско переименовано в Уральское, а Запорожское и Волжское расформированы. Упразднена власть Украинского гетмана. Часть запорожцев переселилась на Дунай, образовав Задунайскую Сечь. Другая значительная часть (около 25 тысяч человек) позднее была переселена на Кубань на земли ногайцев, отвоёванные в ходе русско-турецкой войны. Там было образовано Кубанское казачье войско.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 1859
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15238-istorija-rossijskogo-kazachestva.html

Привлечение к государевой службе

Видимо, почти одновременно с вольным казачеством, на Руси и в Речи Посполитой появились казаки, как род войск. Часто это были те же самые вольные казаки, сначала просто воевавшие в качестве наемников, охранявшие границы и посольства за плату. Постепенно они превратились в отдельное сословие, выполнявшее те же функции.

История русского казачества богата на события и крайне запутана, но если вкратце — сначала Русь, потом Российская империя почти на всем протяжении своей истории расширяла свои границы. Иногда ради земли и охотничьих угодий, иногда для самозащиты, как в случае с Крымом и Кавказом, но всегда в числе отборных войск были казаки и они же селились на завоеванных землях. Или сначала они селились на свободных землях, а потом царь приводил их к повиновению.

Они строили станицы, возделывали землю, защищали территории от нежелающих жить мирно соседей или, недовольных присоединением, аборигенов. С мирными жили мирно, частично перенимая их обычаи, традиции, одежду, язык, кухню и музыку. Это привело к тому, что одежда казаков разных регионов России серьезно отличается, также различны говор, обычаи и песни.

Самый яркий пример тому – казаки Кубани и Терека, которые довольно быстро переняли у народов Кавказа такие элементы одежды горцев, как папаху, черкеску, бурку. Их музыка и песни, также приобрели кавказские мотивы, например, казачья лезгинка, очень похожая на горскую. Так возникло уникальное культурное явление, с которым может познакомиться любой желающий, сходив на концерт Кубанского казачьего хора.

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 1563
Источник: https://tanci-kavkaza.ru/kazaki/

Опора престола

Казачество участвовало во всех войнах России, проявив себя как не всегда дисциплинированное, но весьма опытное и боеспособное войско. Во время Бородинского сражения кавалерийский рейд казаков атамана Платова и уланов генерала Уварова по тылам противника нанёс существенный урон французам, затруднив им развитие наступления. После войн с Наполеоном многие пленные французы и поляки, оставшиеся жить в России, были записаны в казачье сословие.

К началу XX столетия существовало 11 отдельных казачьих областей, размещавшихся в приграничных районах всей огромной империи от Дона до Уссури. Каждое из них подчинялось военному министерству через главное управление казачьих войск. С 1827 года на должность главного командующего казачьими войсками всегда назначался наследник императорского престола. Общая численность казачьего сословия согласно переписи 1897 года составляла почти 3 млн человек. Вплоть до 1869 года казакам категорически запрещался выход из сословия. Они были освобождены от налогов и податей и в границах своих областей имели привилегию не платить торговых пошлин. По достижении 18-летнего возраста каждый казак нёс службу в войске, срок которой составлял 20 лет.

С конца XIX века казаки активно привлекались для подавления революционных выступлений, демонстраций и забастовок, зарекомендовав себя как надёжную опору самодержавного строя.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 1367
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15238-istorija-rossijskogo-kazachestva.html

Казацкая служба и казацкие восстания

В 1569 году на территория нынешней Литвы и Польши была образована Речь Посполитая, которое вольные казаки мешали несмотря на то, что поневоле служили защитой от татарских набегов. В 1572 году король Речи Посполитой Сигизмунд II Август нанял на государственную службу 300 казаков, положив им щедрое довольствие. Названы они были реестровыми казаками, поскольку поименно входили в список (реестр). Такие казаки постоянно пребывали в боевой готовности: они защищали государство от пресловутых кочевников и даже подавляли крестьянские восстания.

Между тем, сами казаки под предводительством ряда лидеров также восставали против влияния Речи Посполитой ради религиозно-национальной независимости. Это происходило с 1583 по 1657 год. Например, после 1620 года гетман Сагайдачный вступил в Киевское братство с оставшимися запорожскими казаками, не перешедшими на службу полякам и литовцам.

Именно поcле этого времени казаки навечно объединились с Православием. Известно, что до этого христианство задавало казацким традициям тон, но объединяло и католиков, и православных. Но с 17 века битвы казаков были не только за свободу, но и за веру. Так, напряженные отношения между казачеством и Польшей завершились национально-освободительной войной 1648-1654 гг., которую возглавил ставший национальным украинским героем Богдан Хмельницкий. Другими предводителями ряда религиозно-освободительных восстаний стали гетманы Наливайко, Сулима, Павлюк, Косинский и др.

Блок: 5/11 | Кол-во символов: 1520
Источник: https://www.o-vere.ru/kazaki-v-rossii.html

Гражданская война и расказачивание

После февральской революции в казачьих воинских частях, в том числе и в тех, которые были расквартированы за пределами казачьих областей, формировались отдельные выборные органы. Это привело к усугублению обособления казачества от остального населения страны. В ходе разгоревшейся Гражданской войны значительная часть казаков поддержала Белое движение. Войско Донское возглавил с мая 1818 года атаман Пётр Краснов. Он проводил политику, направленную на создание в Области Войска Донского отдельного казачьего государства при поддержке Германии. Германия осуществляла поставки оружия в обмен на продовольствие. Такая политика Краснова вступала в непримиримое противоречие с политикой командующего Добровольческой армией генерала Антона Деникина, ориентировавшегося на союзников России по Антанте и боровшегося за сохранение территориальной целостности страны. Эти противоречия существенно помешали координировать совместную борьбу с большевиками вплоть до окончательного поражения Германии в I Мировой войне в ноябре 1918 года. После этого донские казаки признали верховенство власти Деникина, а Пётр Краснов ушёл в отставку с поста атамана. При отступлении армии Врангеля, многие казаки эмигрировали, многие подвергались репрессиям. Директивой ЦК РКП(б) от 1919 года и постановлением ВЦИК от 1920 года казачество было подвергнуто массовому террору. Проводилось так называемое «расказачивание», уравнивание прав казаков с прочим населением страны и репрессирование недовольных. Все, подозревавшиеся в участии в Белом движении или в симпатиях к нему, подлежали поголовному истреблению. На выходцев из казачьих областей были наложены ограничения на прохождение воинской службы, отменённые лишь в 1936 году. Тогда начали формироваться и отдельные кавалерийские части из населения казачьих областей.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 1830
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15238-istorija-rossijskogo-kazachestva.html

Роль и место в истории страны


Из вышеперечисленных, исторически сложившихся сообществ, к началу XX века были сформированы следующие казачьи войска:

  1. Амурское.
  2. Астраханское.
  3. Донское.
  4. Забайкальское.
  5. Кубанское.
  6. Оренбургское.
  7. Семиреченское.
  8. Сибирское.
  9. Терское.
  10. Уральское.
  11. Уссурийское.

Всего их (с семьями) к тому времени было почти 3 миллиона, это чуть больше 2% населения страны. При этом они участвовали во всех мало-мальски важных событиях страны – в охране границ и важных лиц, военных походах и сопровождении научных экспедиций, в усмирении народных волнений и национальных погромах.

Они проявили себя настоящими героями во время Первой Мировой войны и, по утверждению некоторых историков, запятнали себя Ленским расстрелом. После революции часть их присоединилась к белогвардейскому движению, часть с энтузиазмом приняла власть большевиков.

Наверно, ни один исторический документ так точно и пронзительно не сможет пересказать, что тогда творилось в среде казачества, как смог это сделать писатель Михаил Шолохов в своих произведениях.

К сожалению, на этом беды этого сословия не прекратились – новая власть стала последовательно проводить политику расказачивания, отнимая их привилегии и репрессируя тех, кто посмел возражать. Объединение в колхозы тоже нельзя было назвать гладким.

В Великой Отечественной войне казачьи кавалерийские и пластунские дивизии, которым вернули традиционную форму, показали хорошую выучку, военную смекалку, храбрость и настоящий героизм. Семи кавкорпусам и 17-ти кавдивизиям присвоили гвардейские звания. Немало выходцев из казачьего сословия служило в других частях, в том числе добровольцами. Всего за четыре года войны 262-м кавалеристам было присвоено звание Героя Советского Союза.

Казаки – герои ВОв, это известные всей стране генерал Д. Карбышев, адмирал А. Головко, генерал М. Попов, танковый ас Д. Лавриненко, конструктор оружия Ф. Токарев и др.

Немалая часть тех, кто ранее сражался против Советской власти, увидев, какая беда угрожает родине, оставив политические взгляды в стороне, приняли участие во II-й мировой на стороне СССР. Однако были и те, кто встал на сторону фашистов в надежде, что они скинут коммунистов и вернут Россию на прежний путь.

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 2197
Источник: https://tanci-kavkaza.ru/kazaki/

Крупнейшие казачьи войска России

К концу XVII века казачество в России постепенно стало трансформироваться в те объединения, которые и заставили весь мир считать их элитой русской армии. Процесс завершился в XIX веке, и конец всей системе положила Великая октябрьская революция и последовавшая за ней Гражданская война.

В тот период выделялись:

  • Донские казаки.

О том, как они появились, рассказано выше, а их государева служба началась в 1671 году, после присяги царю Алексею Михайловичу. Но только Петр Великий преобразовал их окончательно, запретил выбор атаманов, ввел свою иерархию.

В итоге Российская империя получила хоть поначалу и не очень дисциплинированное, но зато храброе и опытное войско, которое в основном использовалось для охраны южной и восточной границы страны.

  • Хопeрские.

Эти жители верховьев Дона упоминались еще во времена Золотой Орды, и сразу позиционировались как «Козаци». В отличие от вольных людей, живших ниже по Дону, были отличными хозяйственниками – имели отлаженное самоуправление, строили крепости, верфи, разводили скот, пахали землю.

Присоединение к Российской империи было довольно болезненным – хоперцы успели поучаствовать в восстаниях. Они подверглись репрессиям и реорганизациям, побывать в составе Донского и Астраханского войска. Весной 1786 года ими усилили Кавказскую линию, принудительно переселив на Кавказ. Тогда же их пополнили крещеными персами и калмыками, коих к ним было приписано 145 семейств. Но это уже история кубанских казаков.

Интересно, что еще не раз к ним присоединялись представители других национальностей. После Отечественной войны 1812 года к Оренбургскому казачьему войску приписали тысячи, принявших российское подданство, французов — бывших военнопленных. А поляки из армии Наполеона стали сибирскими казаками, о чем сейчас напоминают только польские фамилии их потомков.

  • Хлыновские.

Основанный новгородцами еще в Х веке, город Хлынов на реке Вятке, постепенно стал развитым центром большого края. Удаленность от столицы, позволила вятичам создать собственное самоуправление, а к XV веку начать серьезно досаждать всем соседям. Иван III прекратил эту вольницу, разгромив их и присоединив эти земли к Руси.

Лидеры были казнены, знать расселена в подмосковных городках, остальных определили в холопы. Немалая их часть с семьями, успели уйти на судах – на Северную Двину, на Волгу, на Верхнюю Каму и Чусовую. Позднее купцы Строгановы нанимали их отряды для охраны своих приуральских имений, а также для завоевания сибирских земель.

  • Мещерские.

Это единственные казаки, изначально не славянского происхождения. Их земли — Мещерская Украина, находившиеся межу Окой, Мещерой и Цной заселяли фино-угорские племена, перемешанные с тюрками – половцами и берендеями. Основная их деятельность – скотоводство и грабежи (казакование) – соседей и купцов.

В XIV веке они уже служили русским царям — охрана посольств, отправляемых в Крым, Турцию и Сибирь. В конце XV века упоминаются в качестве военного сословия, участвовавшего в походах на Азов и Казань, охранявшего границы Руси от нагайцев и калмыков. За поддержку самозванцев в Смутное Время мещеряков выгнали из страны. Часть выбрала Литву, другая поселилась в Костромском крае и затем участвовала в образовании Оренбургского и Башкирско-мещерякского казачьих войск.

  • Северские.

Это потомки северян – одного из восточнославянских племен. Они в XIV—XV веках имели самоуправление типа запорожского и часто подвергались набегам своих беспокойных соседей — ордынцев. Закаленных в боях севрюков, с удовольствием брали на службу московские и литовские князья.

Начало их концу также положило Смутное время — за участие в восстании Болотникова. Земли северских казаков были колонизированы Москвой, а в 1619 году вообще поделены между ней и Речью Посполитой. Большая часть севрюков перешла в положение крестьянства, часть подалась в запорожские или донские земли.

  • Волжские.

Это те самые хлыновцы, которые поселившись в Жигулевских горах, разбойничали на Волге. Московским царям не удавалось их утихомирить, что впрочем, не мешало им пользоваться их услугами. Уроженец этих мест Ермак со своим войском в XVI веке покорял Сибирь для России, в XVII все Волжское войско обороняло ее от Калмыцкой Орды.

Помогали донцам и запорожцам воевать с турками, затем служили на Кавказе, мешая чеченцам, черкесам, кабардинцам, туркам и персам совершать набеги на российские территории. Во время правления Петра I участвовали во всех его походах. Он же в начале XVIII века повелел переписать их, и составить в одно войско – Волгское.

  • Кубанские.

После русско-турецкой войны возникла необходимость заселить новые земли и, одновременно, найти применение запорожцам – буйным и плохо управляемым подданным Российской империи. Им была пожалована Тамань с окрестностями, а сами они получили название – Черноморское казачье войско.

Затем, после долгих переговоров им отдали и Кубань. Это было впечатляющее переселение казаков — порядка 25 тысяч человек перебрались на новую родину, занялись созданием оборонительной линии и хозяйствованием на новых землях.

Сейчас об этом напоминает памятник казакам – основателям земли Кубанской, установленный в Краснодарском Крае. Переустройство под общие стандарты, смена формы на одежду горцев, а также пополнение казачьими полками из других регионов страны и просто крестьянами и отставными солдатами привело к созданию совершенно новой общности.

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 5366
Источник: https://tanci-kavkaza.ru/kazaki/

Участие во II Мировой войне

Казачьи подразделения успешно сражались в годы Великой Отечественной войны. Но из-за недостаточного вооружения они порой несли значительные потери. Многие из них получили звание гвардейских. Подразделения казаков принимали участие в параде Победы на Красной площади в Москве.

Отдельные казачьи воинские формирования, скомплектованные из белоэмигрантов и военнопленных, находились на стороне Гитлера, считая, что сражаются за освобождение России от власти большевиков и возрождение казачества. Нацистские идеологи считали казаков арийцами, потомками германского племени готов. Казачьи подразделения с 1939 года существовали и в войсках марионеточного прояпонского государства Маньчжоу-Го. Но в августе 1945 года после начала войны с СССР, японцы уничтожили этих казаков на железнодорожной станции Бухэду, чтобы не допустить их переход на сторону Советской армии.

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 889
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15238-istorija-rossijskogo-kazachestva.html

Менталитет, культура и традиции


Казаки – народ воинственный, своенравный и гордый (зачастую излишне), из-за чего у них всегда были трения с соседями и земляками, не относившимися к их сословию. Зато эти качества нужны в бою, а потому приветствовались внутри общин. Сильным характером обладали и женщины, на которых держалось все хозяйство, так как большую часть времени мужчины были заняты войной.

Язык казаков, имея в основе русский, приобрел свои особенности, связанные как с историей казачьих войск, так и с заимствованиями из языков соседей. Например, кубанская балачка (диалект) похожа на юго-восточный украинский суржик, донская балачка ближе к южно-русским диалектам.

Главным оружием казаков было принято считать шашки и сабли, хотя это не совсем так. Да, кубанцы носили шашки, особенно черкесские, а вот черноморцы предпочитали огнестрельное оружие. Помимо основного средства защиты каждый носил нож или кинжал.

Какое-то однообразие в вооружении появилось только во второй половине XIX века. До этого каждый выбирал сам и, судя по сохранившимся описаниям, выглядели оружие весьма живописно. Оно являлось честью казака, поэтому оно всегда было в идеальном состоянии, в отличных ножнах, часто богато украшенных.

Обряды казаков, в общем, совпадают с общерусскими, но имеют и свою специфику, вызванную образом жизни. Например, на похоронах за гробом покойного вели его боевого коня, а следом уже шли близкие. В доме вдовы, под образами лежала шапка мужа.

Особыми ритуалами сопровождались проводы мужчин на войну и их встреча, к их соблюдению относились очень серьезно. Но самым пышным, сложным и радостным событием была свадьба казаков. Действо было многоходовым – смотрины, сватовство, празднование в доме невесты, венчание, празднование в доме жениха.

И все это под специальные песни и в самых лучших нарядах. Костюм мужчины обязательно включал оружие, женщины в яркой одежде и, что было неприемлемо для крестьянок, с непокрытой головой. Платок лишь прикрывал узел волос на затылке.

Сейчас казаки живут во многих регионах России, объединяются в различные сообщества, активно участвуют в жизни страны, в местах их компактного проживания детям факультативно преподают историю казачества. Учебники, фото и видео знакомят молодежь с обычаями, напоминают, что их предки из поколения в поколение отдавали свои жизни во славу Царя и Отечества.

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 2344
Источник: https://tanci-kavkaza.ru/kazaki/

Возрождение казачества в постсоветский период

В постсоветский период прилагаются активные усилия к возрождению казачества. Созданы различные общественные организации, объединяющие казаков. Принятый в апреле 1991 году Верховным Советом РСФСР «Закон о репрессированных народах» причислил к таковым и казаков. Осенью 1991 года за несколько недель до подписания Беловежских соглашений на созванном Большом круге казаков Юга России обсуждались планы создания государственного казачьего образования, которое могло бы войти в обновлённый СССР на правах Союзной республики. К настоящему времени принят большой пакет различных законодательных актов, регламентирующих деятельность казачьих общественных организаций. Их члены привлекаются к охране правопорядка.

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 749
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15238-istorija-rossijskogo-kazachestva.html

Литература

  • Малороссийские казаки // Военная энциклопедия :  / под ред. В. Ф. Новицкого . — СПб. ;  : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  • Багновская Н. М. Севрюки: население Северной земли в XIV-XVI вв.: Научное издание. — М.: Палеотип (Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова), 2002. — 48 с. — ISBN 5-94727-007-2.
  • Голубовский П. История Северской земли до половины XIV столетия. — М.: Университетская типография (И. И. Завадзкого), 1881.
  • Севрюки. // Малая курская энциклопедия / Сост. Ш. Р. Гойзман — Сайт «МКЭ» (www.mke.su) (2005—2011). Дата обращения 10 августа 2014. Архивировано 24 октября 2012 года.
  • Ракитин А. С. Севрюки − коренное население Северской земли. // Сборник статей и материалов, посвященный деревне Любощь и местам её окружающим — Сайт «Diderix» (diderix.petergen.com) (2009). Дата обращения 10 августа 2014. Архивировано 24 октября 2012 года.
  • {{статья|автор=Садиков П. А.|заглавие=Поход татар и турок на Астрахань в 1569
  • Краснов П. Н. История войска Донского. Картины былого Тихого Дона. — М.: Вече, 2007. — 448. — ISBN 5-9533-1614-3.
  • Алмазов Б. А. Казаки. — СПб: Золотой век; Диамант, 1999. — 79 с.
  • Астапенко М. П. Донские казаки 1550—1920. — Ростов н/Д: Логос, 1992.
  • Астапенко М. П. Край донской казачий… — Ростов н/Д: 1994.
  • Винников Н. Парадоксы донской истории — Ростов н/Д: 2005.
  • Корягин С. В. Генеалогия и семейная история Донского казачества
  • Лазарев С. Е. Советская власть и казачество: трансформации взаимоотношений (конец 1920-х – начало 1930-х годов) // Гражданин и право. 2016. № 11. С. 3–16.
  • Лазарев С. Е. Сергей Михайлович Сивков о жизни и о себе (Наши интервью с известными учёными) // Военно-исторический архив. 2016. № 6 (198). С. 75–84.

Блок: 9/9 | Кол-во символов: 1685
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

Кубанские казаки


Кубанское казачество иногда называют «русские казаки». Они были сформированы в 1860 году из ряда казацких формирований того времени. Со временем они стали особой специализированной частью войска Российской Империи. Их база находилась на Северном Кавказе (напомним, что Кубанью называют часть Краснодарского края, хранившую свое название).

Основой кубанских казаков стало то самое Черноморское казачье войско вкупе с Кавказским войском, уничтоженным после кавказской войны. Они стали пограничными силами, контролировавшими положение на Кавказе: ситуация оставалась нестабильной. Казаки были своеобразным буфером между Кавказом и Россией

Кубанцы воевали и во время Великой Отечественной войны — уже в ХХ веке. Старинный быт, культура и традиции Кубани сохранились по сей день благодаря официальному Кубанскому войсковому казачьему обществу.

Блок: 9/11 | Кол-во символов: 889
Источник: https://www.o-vere.ru/kazaki-v-rossii.html

Казачество в обществе и мировой культуре

Сегодня история и традиции, быт и сам этнос казаков изучаются этнологами всего мира. Ученные действительно изучают все элементы казачьей культуры, чтобы узнать и сохранить этот памятник. А современные казаки воплощают его в жизнь.

Блок: 11/11 | Кол-во символов: 298
Источник: https://www.o-vere.ru/kazaki-v-rossii.html

Кол-во блоков: 28 | Общее кол-во символов: 40291
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15238-istorija-rossijskogo-kazachestva.html: использовано 8 блоков из 8, кол-во символов 8565 (21%)
  2. https://www.o-vere.ru/kazaki-v-rossii.html: использовано 7 блоков из 11, кол-во символов 9196 (23%)
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8: использовано 4 блоков из 9, кол-во символов 7705 (19%)
  4. https://tanci-kavkaza.ru/kazaki/: использовано 6 блоков из 7, кол-во символов 14825 (37%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий