Идея о запуске в Москве подземной железной дороги появилась на полвека раньше, чем проект стали воплощать в жизнь. С 1875 по 1930 год было представлено как минимум пять проектов строительства метрополитена. Но к работам приступили лишь в начале 1930-х годов, когда стало совершенно очевидно, что общественный транспорт (представленный в основном трамваями) не справлялся с пассажирскими перевозками. После пробки 6 января 1931 года, когда в городе на день встал весь транспорт — от трамваев до извозчиков, в Москве началось строительство метро.
Содержание
- 1 Советская Москва
- 2 Современная Москва
- 3 1931–годы: дворец для народа
- 4 Первые станций Московского метрополитена:
- 5 Три очереди строительства
- 6 Метро сегодня
- 7 1961–годы: «стекляшки» и «сороконожки»
- 8 1971–годы: связывая ветки
- 9 1981–годы: обмен метроподарками
- 10 1991–годы: первые станции новой страны
- 11 2001–годы: за пределы Москвы
- 12 С года: «братство» колец
Советская Москва
Московское метро не просто мощная транспортная структура, это настоящий музей всех времен Советской власти.
1930-е годы
Московский Метрополитен в 30-е годы — 15 мая 1935 года в 5 часов 48 минут в тоннелях Московского Метрополитена включили ток, затем вышел первый поезд, а в 6 часов 45 минут двери 13 станций первой ветки метро открылись и приняли своих первых пассажиров.
1940-е годы
Московский Метрополитен в 40-е годы — незадолго до начала войны Совет Народных Комиссаров СССР принял решение о приспособление метро в городе под бомбоубежище. И уже в первую воздушную тревогу в ночь на 22 июня 1941 года в метрополитене оказалось около 500 тыс. человек. К сентябрю 1941 года СНК СССР разработал правила пользования метро, как бомбоубежищем.
1950-е годы
Московский Метрополитен в 50-е годы — в новогоднее утро 1 января 1950 года первая очередь кольцевой линии метро, протяженностью 6,4 км, была запущена в эксплуатацию. Через 2 года 30 января 1952 года был открыт участок второй очереди кольцевой линии, а 14 марта 1954 года был введен в эксплуатацию участок третьей очереди кольцевой линии от станции «Белорусская» до станции «Парк культуры» и знаменитое кольцо московского метрополитена сомкнулось.
1960-е годы
Московский Метрополитен в 60-е годы — Москва стремительно расширялась, такими же быстрыми темпами развивался и Московский метрополитен. В основном развитие было построено на продолжении концепции ответвления радиусов от кольцевой линии метро ти их продления к отдаленным от центра районам Москвы.
1970-е годы
Московский Метрополитен в 70-е годы — в 1971 году начал выполняться второй Генеральный план развития и расширения Москвы по которому столица делилась на восемь зон. В отдаленных границах Москвы строились крупные жилые массивы, названные спальными районами. Таким образом, продолжилось удлинение радиальных веток метро, соединение радиальных веток в диаметральные, а маршруты городского наземного транспорта прокладывались радиальной ветки к другой, соединяя их наземной транспортной линией.
1980-е годы
Московский Метрополитен в 80-е годы — выполнение Генерального плана с 1971 года продолжалось вплоть до 1985 года, не все задуманное было выполнено, тем не менее основная задача расширения Москвы с делением на жилые зоны была реализована. В транспортной структуре в 80-е годы особо не было каких-либо кардинальных изменений, тем более что продолжалась «эпоха застоя», но строительство новых линий метро все же продолжалось, хоть и не так стремительно, как в прежние годы.
Это интересно: История города Волгодонск — кратко
Современная Москва
Современное метро продолжает строительство с сохранением идеи музейного восприятия метро, тем самым Метрополитен Москвы остается самым красивым метро во всем мире.
1990-е годы
Московский Метрополитен в 90-е годы — начало 90-х годов ознаменовались небывалой по размерам культурной социальной революцией, временем перемен и сменой образов уклада и жизни всей страны. Началась эпоха возврата к прежним старым историческим временам. Это же коснулось и станций Московского метрополитена. Были переименованы многие станции, вслед переименованных над ними улиц.
2000-е годы
Московский Метрополитен в 2000-е годы — за годы к началу 2000-х годов пассажир-поток в столичном метро стремительно увеличивался. Этому способствовало увеличение количество населения Москвы. Все это требовало постройки новых станций метро в отдаленных районах города, а также строительства дополнительных линий к отдаленным спальным районам столицы.
XXI век
Московский Метрополитен XXI века — к 2010-м годам Москва стала испытывать все большие проблемы с транспортными пробками в наземной части города, что стало поднимать преимущество метрополитена, традиционно по большей части находящегося в подземной части города. Так, наметившийся курс генерального плана развития Москвы, в первую очередь настроен на развитие и улучшение транспортной системы в городе, открытие новых станций метро с продлением существующих и строительством новых линий метро. Самый крупный проект по развитию метро, это соединение с кольцевой городской железной дорогой, Московским центральным кольцом (МЦК) в 2015 году и строительство большой кольцевой линии метро.
1931–годы: дворец для народа
10 декабря 1931 года во двор дома 13 по улице Русаковской (на месте будущего перегона «Сокольники» — «Красносельская») пришли семь рабочих и вонзили лопаты в мерзлую землю. Через месяц работа кипела уже на всех участках первой линии от «Сокольников» до «Дворца Советов» (сегодня — «Кропоткинская»). Сначала метро не собирались прятать глубоко под землю, но для этого пришлось бы перекопать весь город. Молодой инженер Вениамин Маковский предложил прогрессивное решение: строить на глубине. Неожиданная идея вызвала море протестов, но пришлась по душе градоначальнику Лазарю Кагановичу. Точку в споре поставил Иосиф Сталин, который утвердил проект глубокого заложения.
Строительство шло трудно и медленно: не хватало ни опыта, ни людей. Пришлось обратиться за помощью к зарубежным коллегам. В 1934 году появился английский проходческий щит. Еще один собрали в СССР по его образцу. Работа сразу пошла быстрее. 15 октября 1934 года из электродепо «Северное», расположенного возле станции «Комсомольская», на линию выехал первый в истории метро поезд.
15 мая 1935 года открылись первые 13 станций: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные Ворота», «Кировская» (сегодня — «Чистые пруды»), «Дзержинская» (сегодня — «Лубянка»), «Охотный Ряд», «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов», «Парк культуры», «Улица Коминтерна» (до ноября 1990 года — «Калининская», сегодня — «Александровский сад»), «Арбатская» и «Смоленская». Символ Московского метрополитена — красную букву М — придумал архитектор Иван Таранов.
Строительство второй очереди метро было завершено в 1937–1938 годах. Открылась станция «Киевская» (будущая Филёвская линия) и расположенный на этом участке первый в СССР метромост — Смоленский. Заработали станции «Площадь Революции» и «Курская» Арбатско-Покровской линии. Еще через полгода было запущено шесть станций Горьковского радиуса: «Сокол», «Аэропорт», «Динамо», «Белорусская», «Маяковская», «Площадь Свердлова» (сегодня — «Театральная»).
Строительство проходило под девизом «Создадим дворец для народа!», поэтому архитектура подземки отличалась монументальностью и торжественностью. Станции «Площадь Революции», «Маяковская», «Театральная» можно назвать шедеврами архитектурной мысли. Это оценили и зарубежные специалисты: в 1939-м проект «Маяковской» (архитектор А.Н. Душкин, художник А.А. Дейнека) получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
Всего за первое десятилетие было проложено 24,25 километра линий и построено 22 станции.
Первые станций Московского метрополитена:
• «Сокольники»
• «Красносельская»
• «Комсомольская»
• «Красные Ворота»
• «Кировская» («Чистые пруды»)
• «Дзержинская» («Лубянка»)
• «Охотный Ряд»
• «Библиотека имени Ленина»
• «Дворец Советов» («Кропоткинская»)
• «Парк культуры»
• «Улица Коминтерна» («Александровский сад»)
• «Арбатская»
• «Смоленская»
Строители московского метро стали первыми его пассажирами. Фото: РИА Новости
Станция метро «Cокольники», заложенная на глубине 9 метров, стала первой, с которой началось движение в столичной подземке. Ее вестибюль облицован белым марблитом и мрамором, а по сторонам пилонов изначально были установлены статуи спортсменов. В 1937 году проект этой станции был удостоен Гран-при на Международной выставке в Париже. Позже статуи сносили, а в 2018 году около входа в вестибюль были воссозданы скульптуры метателя дисков и волейболистки. Сегодня станция является памятником архитектуры, ее облик нельзя менять.
Первая очередь московского метро протяженностью 11,5 километра линий была построена за 3,5 года. На этом этапе было организовано «вилочное» движение поездов. Поезда следовали от станции «Сокольники», доезжали до «Охотного Ряда», после чего двигались по одному из двух ответвлений: в сторону «Парка культуры» или до «Смоленской». Для москвичей этот вид транспорта стал невероятным открытием, ведь путь от «Сокольников» до «Смоленской» можно было преодолеть за 21,5 минуты, когда при поездке на трамвае этот же маршрут занимал более двух часов.
Тем не менее в первый год работы столичной подземки пассажиров было мало. Люди боялись спускаться в метро, эскалаторы и быстрые подземные поезда пугали жителей, привыкших ходить по земле. В первый год работы метрополитена в сутки совершалось в среднем 177 тысяч поездок. Отправление поезда было по звонку, который нажимал машинист. В 1953 году на Кольцевой линии впервые была опробована громкоговорящая система оповещения пассажиров.
Три очереди строительства
Идет сборка первого вагона метро, 1934 год. Фото: ТАСС
В течение всех 85 лет главным поставщиком вагонов для московского метро был Мытищинский вагоностроительный завод. Там же в 1934 году впервые собрали вагоны типа А. Каждый вагон был рассчитан на 250 человек, включая 52 сидячих места. Пассажиры совершали поездки на мягких диванах с кожаной обивкой.
Облицовочные работы в вестибюле станции метро «Красносельская» Московского метрополитена им. В. И. Ленина. 1934 год. Фото: РИА Новости
Первые поезда обслуживались электродепо «Северное», которое открылось 15 октября 1934 года. Сначала составы состояли из четырех вагонов и ходили с интервалом 5 минут. К 1936 году на линии уже курсировали поезда с шестью вагонами, но позже и они были модернизированы. Через 40 лет эти поезда были выведены из эксплуатации как морально устаревшие.
В электродепо «Измайлово» на ночной экскурсии можно прокатиться на составе из старых вагонов типа А. Вагоны были восстановлены и поставлены на ход в 2015 году, к 80-летнему юбилею Московского метрополитена.
Строительство метрополитена. На снимке: бригада девушек-метростроевцев. Фото: ТАСС
Строительство второй очереди метро длилось три года и завершилось в сентябре 1938 года. Сюда вошли Покровский радиус со станциями «Площадь революции» и «Курская», а также участок Замоскворецкой линии со станциями «Театральная» (тогда она называлась «Площадь Свердлова»), «Маяковская», «Белорусская», «Динамо», «Аэропорт» и «Сокол». Новые линии метро протянулись на 9,5 километра.
Лепщик И. Я. Пухов во время оформления потолка вестибюля станции метро «Киевский вокзал». Фото: ТАСС/Леонид Великжанин
Метро продолжало работать и строиться даже в годы Великой Отечественной войны. К январю 1944 года завершилось строительство третьей очереди метро. За время войны были открыты два новых участка и семь станций метро. Участок от станции «Театральная» (тогда «Площадь Свердлова») до станции «Автозаводская» (тогда «Завод имени Сталина»), участок от «Курской» до «Партизанской» (тогда «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина») и станция «Электрозаводская». Также был построен переход между станциями «Площадь Свердлова» и «Охотный Ряд».
Это интересно: История России 17 век
Метро сегодня
Фото: Москва 24/Антон Великжанин
Строительство метро продолжалось и после войны. В 50–60-е годы было проложено 58 километров подземки и открыта 31 станция. С кольцом связали новые линии в районах Кунцево, Черемушки, Кузьминки, появились оранжевая и фиолетовая ветки. В 1983 году была введена в эксплуатацию новая Серпуховская линия.
Фото: Москва 24/Антон Великжанин
В сложные 90-е строительство затормозилось, завершались проекты, начатые еще в СССР. В 1992 году в метро были введены металлические жетоны, через полгода – пластиковые. Привычные нам проездные билеты с магнитной полосой ввели в 1999 году, в связи с этим турникеты полностью переоборудовали.
Фото: Москва 24/Антон Великжанин
За последние 10 лет Московский метрополитен расширил свои границы почти в два раза. Открылась 151 новая станция, включая 56 станций метро, 6 станций ММТС, 31 станцию МЦК и 58 станций МЦД. Столичная подземка занимает первое место в Европе по пассажиропотоку и по интенсивности движения среди неавтоматизированных метрополитенов. Входит в топ-10 самых протяженных метрополитенов по всему миру и является первым по соблюдению расписания движения поездов (99,98%).
Читайте также
- Дептранс запустил сервис статистики по пассажирам в масках и перчатках в метро
- «Это наш город»: 195 поездов «Москва» запустили в столичном метро за три года
1961–годы: «стекляшки» и «сороконожки»
Курс на упрощение, взятый в середине 1950-х, продолжался до 1970 года. Появились «стекляшки» (станции со стеклянными вестибюлями) и «сороконожки» (платформы с 40 колоннами в два ряда). Новые станции отличались друг от друга только цветом облицовочного кафеля. Первой станцией, положившей начало архитектурному направлению «сороконожек», была «Первомайская». А наиболее дешево в это десятилетие обошелся участок Филёвской линии от станции «Фили» до «Молодежной»: он почти весь проложен по поверхности.
Также в 1960-е продолжалось удлинение радиусов. Накануне 1967-го открылся участок фиолетовой линии со станциями «Таганская», «Пролетарская», «Волгоградский проспект», «Текстильщики», «Кузьминки», «Рязанский проспект», «Ждановская» (сегодня — «Выхино»). В 1969-м на юг продлевается зеленая ветка: открываются «Коломенская», «Каширская», «Варшавская» и «Каховская».
Любопытно, что одна станция была в это десятилетие закрыта навсегда. Первоначально «Первомайскую» открыли в 1954 году на территории электродепо «Измайлово». Но с продлением Арбатско-Покровской линии на восток она стала не нужна. Саму станцию превратили в цех, а из вестибюля сделали актовый зал для сотрудников депо.
Похожая история произошла и в следующем десятилетии с временной станцией «Калужская». Она просуществовала на территории электродепо «Калужское» с 1964 по 1974 год. Таким образом, в Московском метрополитене есть и выведенные из эксплуатации для пассажиров участки — примерно четыре километра линий и две станции.
За это десятилетие проложено 58 километров подземки и открыта 31 станция.
1971–годы: связывая ветки
Метрополитен не только продолжил удлиняться в сторону окраин, но и связывать между собой радиусы, заполняя внутрикольцевое пространство. В начале 1972 года открылись станции «Площадь Ногина» (сегодня — «Китай-город»), «Колхозная» (ныне «Сухаревская»).
Получает развитие концепция эстетического оформления. Теперь она сочетает индивидуальность сталинского метро и индустриальность хрущевского. В центре строятся станции глубокого заложения. «Кузнецкий Мост», «Пушкинская», «Горьковская» (теперь «Тверская») возводятся в стиле 30-х годов прошлого века. Типовые станции модернизируются, практикуется оригинальный подход. Так, станция «Свиблово» украшена смальтовыми панно и миниатюрами, в оформлении «Марксистской» применялась флорентийская мозаика, на «Шаболовской» использовался витраж из цветного стекла.
В 1970-х годах было проложено 52,8 километра пути и введено в строй 30 станций.
1981–годы: обмен метроподарками
Конец 1970-х — начало 1980-х годов — этот период стал наиболее продуктивным в строительстве метрополитена. В 1983-м была введена в эксплуатацию Серпуховская линия с восемью станциями — от «Серпуховской» до «Южной».
В 1985-м столичная подземка пополнилась станцией чехословацких метростроевцев. В то время как архитекторы и инженеры дружественной страны возводили «Пражскую», советские оформители занимались строительством станции «Московская» в Праге.
Грянула перестройка, и темп прокладки метро замедлился. С 1985 по 1988 год строители ежегодно сдавали по три станции. В 1989-м была открыта только одна — «Крылатское» Филёвской линии. В 1990-м — четыре: «Ясенево» и «Битцевский парк» (сегодня — «Новоясеневская») Калужско-Рижской линии, а также «Черкизовская» и «Улица Подбельского» (сегодня — «Бульвар Рокоссовского») Кировско-Фрунзенской (сейчас — Сокольнической) линии.
Всего за 1980-е годы проложено 46,5 километра пути и открыто 28 станций.
1991–годы: первые станции новой страны
В лихие 1990-е строительство метро резко сократились. Тем не менее были завершены проекты, запущенные еще до распада СССР. С 1991 по 1994 год открывается северный участок Серпуховско-Тимирязевской линии от «Савеловской» до «Алтуфьева». В 1995–1999 годах после долгого строительства запускается Люблинская линия от «Чкаловской» до «Марьино». В августе 2000-го на Серпуховско-Тимирязевской линии открывается «Улица Академика Янгеля».
В это сложное десятилетие в государственной казне почти не было средств, поэтому многие станции метрополитену пришлось прокладывать за свой счет. Но несмотря на тяжелое финансовое положение, их оформление выглядит вполне достойно.
Во время последнего десятилетия прошлого века подземка увеличилась 32,8 километра и 19 станций.
2001–годы: за пределы Москвы
В новом столетии ветки метро продлеваются не только в спальные районы, но и за МКАД. Первой станцией за пределами Московской кольцевой автодороги становится «Бульвар Дмитрия Донского», открытый в конце 2002-го. В том же году после двух десятков лет реконструкции начинает работу станция «Воробьевы горы» на вновь отстроенном Лужнецком метромосту. В мае 2003-го открывается самая глубокая станция подземки — «Парк Победы», а через полгода — Бутовская линия легкого метро. В 2004-м на севере запускается монорельсовая дорога, связавшая районы Останкинский и Тимирязевский. В 2009-м Арбатско-Покровская линия продлевается на запад, причем не только за МКАД, но и — впервые в истории столичного метро — в область: первой станцией метро в Подмосковье стала станция «Мякинино». Появляются новые станции на Филёвской и Люблинско-Дмитровской линиях.
Меняется архитектура: проектирование ведется в новой стилистике. Из наиболее удачных можно отметить «Славянский бульвар», «Парк Победы», «Аннино», «Волоколамскую».
За первое десятилетие нового века построено 37,5 километра пути и 21 станция. А с учетом монорельса москвичи получили за 10 лет 42 километра линий и 27 станций.
С года: «братство» колец
В наши дни подземка приходит в самые отдаленные районы, значительно упрощая жизнь москвичам. За последние шесть лет метро появилось в Братееве, Орехово-Борисове, Тропарёве, а также в расположенных за МКАД районах Новокосино, Выхино-Жулебино, на присоединенных к Москве территориях. Не остаются без внимания и старые районы. В сентябре 2016 года на севере и северо-востоке открыты сразу три станции: «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская». В марте 2017-го три станции — «Минская», «Ломоносовский проспект», «Раменки» — облегчили передвижение по городу жителям запада Москвы. Кроме того, появилось много пересадок за пределами Кольцевой линии: «Зябликово», «Деловой центр», «Парк Победы», «Битцевский парк», «Петровско-Разумовская». Они помогают оптимизировать транспортные потоки и дают возможность москвичам совершать поездки, минуя центр.
Ярким событием в жизни города стал запуск в 2016 году Московского центрального кольца — городской железной дороги, интегрированной в структуру метрополитена. 31 станция, расположенная на линии, позволяет горожанам быстро пересаживаться, минуя центр.
Сегодня метро продолжает распространяться по столице. Менее чем за последние семь лет в Москве открыто для пассажирского движения, считая МЦК, 55 станций и 101 километр линий — намного больше, чем в любой другой период строительства метрополитена. С вводом пяти первых станций Третьего пересадочного контура это уже будет 111,5 километра и 60 станций.
Также близится к завершению строительство участков «Речной вокзал» — «Ховрино», «Раменки» — «Рассказовка» и «Петровско-Разумовская» — «Селигерская». В 2018 году будет открыта новая Кожуховская линия протяженностью 17,5 километра, в 2019-м красную линию дотянут до Столбова, а в 2020–2021 годах будет пущено движение по всему Третьему пересадочному контуру, длина которого составит около 65 километров.
Всего за 10 лет, с 2011 по 2020 год, в Москве будет проложено около 200 километров линий и открыто свыше 100 станций метро, считая МЦК. Примерно столько же было построено с 1965 по 2010 год, то есть за 45 лет.
Фотографии предоставлены Главархивом Москвы