Первая половина XIX в. явилась в русской истории временем во многих отношениях переломным. К началу этой эпохи Россия, успешно решив многие стоявшие перед ней внутри- и внешнеполитические задачи стала могущественной державой. Ее пределы охватили огромные пространства Восточной Европы и Северной Азии, захватив и часть Северной Америки. Продолжалось расширение территории и в рассматриваемый период. Столь же устойчивой была и тенденция роста населения: 18 млн. человек в 1747 г., 36 млн. — в 1796 г., 74 млн. — в середине XIX в.
Источник: https://www.rusempire.ru/rossijskaya-imperiya/istoriya-rossijskoj-imperii/87-ekonomicheskoe-razvitie-rossii-v-pervoj-polovine-xix-veka.html
Содержание
- 1 Сильные и слабые стороны российской экономики:
- 1.1 Тема урока «Экономика России первой половины XIX в.». Учащимся показано, что основой развития экономики России до 1861 года является сельское хозяйство. Но и промышленность хоть медленно, но развивается. Большое значение для промышленности в этот период имеет ремесленное и мелкотоварное производство. Раскрывается понятие промышленного переворота – переход от мануфактур к фабрике. Перечисляются факторы, способствующие экономическому развитию: новые формы торговли, возникшие в первой половине XIX века, строительство железных и шоссейных дорог.
- 1.2 Промышленность
- 1.3 Транспорт
- 1.4 Развитие промышленного производства
Сильные и слабые стороны российской экономики:
|
|
Источник: https://erteam.ru/what-were-the-features-of-the-socioeconomic-development-of-russia-in-the-first-quarter-of-the-yearsssss.html
Тема урока «Экономика России первой половины XIX в.». Учащимся показано, что основой развития экономики России до 1861 года является сельское хозяйство. Но и промышленность хоть медленно, но развивается. Большое значение для промышленности в этот период имеет ремесленное и мелкотоварное производство. Раскрывается понятие промышленного переворота – переход от мануфактур к фабрике. Перечисляются факторы, способствующие экономическому развитию: новые формы торговли, возникшие в первой половине XIX века, строительство железных и шоссейных дорог.
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/10-klass/rossiya-v-1825-1855-gg/ekonomika-rossii-pervoy-poloviny-xix-v
Промышленность
В промышленности продолжался процесс медленного вытеснения крепостной промышленности вольнонаемным трудом. Уральские заводы, являвшиеся оплотом крепостничества в промышленности с конца XVIII в. переживали затяжной кризис (в XIX в. Россия из страны, экспортировавшей металл превратилась в ео импортера), тогда как легкая (прежде всего текстильная) промышленность, где прежде всего развивался вольнонаемный труд переживает бурный рост, которому в значительной мере способствовали новые таможенные тарифы (см. ниже). Способствовало бурному развитию текстильной промышленности и постоянное понижение стоимости полуфабриката — пряжи ввозившейся из Англии. Вместе с тем, в текстильной промышленности шел процесс вытеснения мелких и средних фабрик и их поглощения крупными предприятиями, способными проводить дорогостоящее техническое переоснащение. Однако вместе с тем стремительными темпами росло кустарное производство наиболее дешевых видов ткани. К концу 20-х гг. XIX в. Россия практически полностью перестает ввозить ситец из-за рубежа. Правительство осознавало обреченность крепостных мануфактур, однако относительная дешевизна и высокая квалификация крепостной рабочей силы сдерживала переход к новым принципам организации производства на государственных мануфактурах. Между тем, в 1840 г. был издан закон, позволявший заводчикам отпускать на волю крепостных рабочих. Это позволило некоторым из них перейти к вольнонаемному труду.
В 1840-х гг. в России начинается промышленный переворот (переход от ручного производства к машинному), который в Европе в основном завершился еще в 1760-х — 1780-х гг. Запоздалое вступление России в индустриальную эпоху и медленное осуществление промышленного переворота вело к экономическому отставанию страны и технологической зависимости от Запада.
Источник: https://www.rusempire.ru/rossijskaya-imperiya/istoriya-rossijskoj-imperii/87-ekonomicheskoe-razvitie-rossii-v-pervoj-polovine-xix-veka.html
Транспорт
Слабостью России, тормозившей ее экономическое развитие была отсталость и неразвитость путей сообщения. По прежнему, как и в XVIII в. основная масса грузов шла по внутренним водным путям. Совершенствованию последних государство придавало очень большое значение. Так, еще в 1808-1811 гг. были созданы Мариинская и Тихвинская системы каналов, соединяющих Верхнюю Волгу с Балтийским морем и Петербургом, реконструированы Днепровско-Бугская водная система (в 1814 — 1848 гг.), связывавшая бассейн Днепра с Польшей и Балтикой, Березинская водная система, соединявшая Днепр и Западную Двину и др. водные пути. При Николае I в 1825 — 1828 гг.) был построен Канал герцога Вюртембергского, связавший Волгу и Северную Двину (т.е. Архангельск). Практически все из этих водных путей сохраняют свое важное значение до сих пор. В начале XIX в. появляются и первые пароходы (в 1815 г. на заводе Берда в СПб спущен на воду пароход “Елизавета”). К концу николаевского царствования пароходы получают уже значительное распространение, хотя их количество значительно отстает от зарубежных старн и преобладающее значение на внутренних водных путях по прежнему сохраняет бурлачество.
Сухопутные пути сообщения после Отечественной войны также начинают приводить в порядок. В 1817 г. начинается строительство мощеных шоссейных дорог. К 1825 г. их протяженность составляла 390 км., а к 1850 г. — 3300 км. В николаевскую эпоху в России появляется железнодорожный транспорт, ставший во II половине XX в. лидером по объему грузоперевозок. Правительство первоначально относилось крайне осторожно к идее создания железных дорог. Только в 30-е гг. XIX в. под влиянием успехов железнодорожного дела в других странах (в Англии железные дороги эксплуатировались с 1825 г.) было принято решение о создании Царскосельской железной дороги от Санкт-Петербурга до Павловска, протяженностью ок. 27 км. Эта линия не имела, конечно же, серьезного экономического значения и служила лишь своего рода испытательным полигоном. В 1839 — 1845 гг. было открыто движение по Варшавско-Венской железной дороге, соединившей Царство Польское с европейской железнодорожной сетью. В 1842 — 1851 гг. была построена Николаевская железная дорога, соединившая две столицы (650 км.) по кратчайшему расстоянию (превысив его всего лишь на 12 км.). Первый поезд шел из Москвы в СПб 21 ч. 15 мин. В 1851 г. было начато сооружение Петербургско-Варшавской железной дороги (окончена в 1862 г.). Общая протяженность железных дорог империи к 1855 г. составила 1044 км.
К николаевскому времени относится и первое применение такого принципиально нового средсва связи, как телеграф (первая линия соединила в 1843 г. СПб и Царское Село).
Источник: https://www.rusempire.ru/rossijskaya-imperiya/istoriya-rossijskoj-imperii/87-ekonomicheskoe-razvitie-rossii-v-pervoj-polovine-xix-veka.html
Развитие промышленного производства
Несмотря на острейший кризис феодально-крепостнической системы в сельском хозяйстве, новый капиталистический способ производства гораздо более быстрыми темпами формировался в отечественной промышленности. В первой половине XIX в. основными формами развития промышленного производства по-прежнему оставались:
1. Мелкая крестьянская (промысловая) промышленность, которая, по мнению большинства историков, окончательно превратилась в мелкотоварное производство и сохранила господствующее положение на общероссийском рынке вплоть до 1880-х гг.
2. Мануфактурное производство, существовавшее в виде казенной, вотчинной, посессионной, частновладельческой и крестьянской мануфактуры. При этом вотчинная, казенная и посессионная мануфактуры, основанные на принудительном труде крепостных и приписных крестьян, как и вся феодально-крепостническая система, переживали острейший кризис и упадок, а крестьянская и частновладельческая капиталистические мануфактуры, основанные на наемном труде, постепенно заняли лидирующее положение. Кстати, именно это обстоятельство заставило владельцев посессионных мануфактур неоднократно обращаться с прошениями к императору об отмене посессионного права, что было, в конце концов, реализовано в Указе 1840 г.
Вместе с тем необходимо отметить, что если первая треть XIX в. характеризовалась дальнейшим развитием капиталистической мануфактуры, то вторая треть XIX в. – началом промышленного переворота. По мнению большинства современных историков, для промышленного переворота обязательны две основных составляющих: 1. техническая сторона, т. е. переход от мануфактуры к фабрике, как системе машин; и 2. социальная сторона, т. е. формирование двух новых классов капиталистического общества – промышленной буржуазии и наемных рабочих (пролетариата).
Рис. 4. Точильщик (Источник)
Справедливости ради необходимо сказать, что данные критерии промышленного переворота утвердились в отечественной науке относительно недавно. Так, в 1940–60-х гг. главным критерием промышленного переворота считали опережающий рост производительности труда в крупном промышленном производстве по сравнению с другими отраслями хозяйства. (С. Струмилин). Затем, начиная с 1970-х гг., акценты этой проблемы несколько сместились: одни историки (П. Рыдзюнский) стали утверждать, что основным критерием промышленного переворота следует считать преобладание капиталистических производственных отношений в крупном промышленном производстве, а их оппоненты (Н. Дружинин) полагали, что таковым критерием являются производительные силы, т. е. уровень технического оснащения крупных промышленных предприятий.
Кроме того, в отечественной исторической науке до сих пор нет единого мнения и о хронологических рамках промышленного переворота. Одни авторы (В. Яцунский) датируют его начало рубежом 1820–1830-х гг. и завершение этого процесса рубежом 1850–1860-х гг. А их оппоненты (П. Рындзюнский, И. Ковальченко) датируют начало этого процесса рубежом 1840–1850-х гг., а его завершение – рубежом 1880–1890-х гг.
Рис. 5. Удачливые охотники (Источник)
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/10-klass/rossiya-v-1825-1855-gg/ekonomika-rossii-pervoy-poloviny-xix-v
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://erteam.ru/what-were-the-features-of-the-socioeconomic-development-of-russia-in-the-first-quarter-of-the-yearsssss.html: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 936 (7%)
- https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/10-klass/rossiya-v-1825-1855-gg/ekonomika-rossii-pervoy-poloviny-xix-v: использовано 2 блоков из 6, кол-во символов 3633 (28%)
- https://www.rusempire.ru/rossijskaya-imperiya/istoriya-rossijskoj-imperii/87-ekonomicheskoe-razvitie-rossii-v-pervoj-polovine-xix-veka.html: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 8623 (65%)