886,Ковров: краткая история города

Ковров — небольшой старый городок во Владимирской области, возможно не очень чистый и не совсем уютный, как например, Гороховец, но в нем все же есть несколько достопримечательностей. Ковров не входит в список Золотого кольца России и не очень популярен у туристов, тем не менее, он вполне заслуживает посещения особо любопытными путешественниками. История города Коврова начинается с XII века, когда великий князь Юрий Долгорукий основал на берегу реки Клязьма небольшое поселение, получившее название Елифановка (по имени одного из первых поселенцев — Елифана). В 1886 году ковровский священник написал об этой легенде в газете, но из-за опечатки деревня получила новое имя — Епифановка.


Блок: 1/4 | Кол-во символов: 689
Источник: https://poznamka.ru/russia/dostoprimechatelnosti-kovrova

История города Коврова

Но вернемся к более ранней истории, потому что Елифановкой деревня звалась не очень долго. В 1157 году князь Андрей Боголюбский заблудился по пути из Суздаля в Стародуб (об этом удивительном городе, которого нет на карте, чуть позже будет отдельный пост). В темноте он набрел на деревню и в честь своего «чудесного» спасения приказал построить в деревне Рождественскую церковь (ведь произошло все это как раз накануне Рождества Христова), а село со временем стало именоваться Рождественское.

В XVI веке село было передано Стародубскому роду — князьям Ковровым, а в российской истории всегда так — сменился хозяин и давай все переименовывать. Поменялось название и у деревни — она стала называться Коврово.

История Коврова как уездного города началась при императрице Екатерине II. По ее приказу в сентябре 1778 года был учрежден новый Ковровский уезд, а село Коврово стало именоваться городом.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 913
Источник: https://poznamka.ru/russia/dostoprimechatelnosti-kovrova

Пазырыкский ковер


Пазырыкский ворсовый ковер соткан из шерсти, его размеры 183 на 200см. Вот описание ковра из Эрмитажа, где он сейчас и находится: «Центральное поле занимает орнамент из 24 крестообразных фигур, каждая из которых представляет собой четыре стилизованных бутона лотоса. Эту композицию обрамляют два бордюра: один с изображением грифонов, а другой с 24 пасущимися пятнистыми ланями с характерными широколопастными рогами. На самой широкой полосе представлено 28 фигур верховых и спешившихся всадников. Сочетание ярко-желтого, голубого и красного цвета создавало эффектную красочную гамму. Пазырыкский ковер выполнен симметричным двойным узлом, так называемым турецким (на 1 кв. дм вручную навязано 3600 узелков, а во всем ковре их свыше 1,250,000), и потому он обладает достаточно высокой плотностью».

Захоронение находится в зоне вечной мерзлоты, поэтому все предметы, в том числе и ковер, прекрасно сохранились. Возраст ковра составляет более 2250-2500 лет и определяется в периоде 250-480 лет до нашей эры. Первоначально было заявлено о персидском происхождении этого ковра, и всех это устраивало. Персию признали родоначальницей ворсового ковроделия. Но некоторые исследователи высказали предположение о тюркском происхождении ковра, мотивируя это неоднозначными выводами по поводу и узла вязания ворса, и цветовой гаммы, и качества нитей основы, и изображений с орнаментами. Такое перемена в происхождении пазырыкского ковра внесло существенные коррективы в устоявшуюся версию истории народов этого региона, что и вызвало серьезное волнение у всех заинтересованных сторон. Но предлагаю оставить, наконец, научные споры в стороне, ведь для нас главное то, что в V веке до нашей эры люди умели ткать ковры на весьма высоком уровне. При этом они не просто ткали пологи и накидки, коврам придавался сакральный смысл, символически отображая на них свою философию миросозерцания. Примерно так же звучат первоначальные выводы исследователей-символистов, пытающихся интерпретировать орнаменты и изображения пазырыкского ковра.

После того, как человек научился ткать изображения, орнаменты и символы, ковер очень быстро превратился в символ власти. Обратите внимание – под троном любого царя был ковер, и не только под троном, но и вокруг него, обозначая зону неприкасаемости. Кроме верховного правителя никто не мог наступить на ковер, его значимость сравнивалась со скипетром или жезлом царя. Так было и во времена короля-солнца, то есть Людовика XIV, так и гораздо раньше – в античные времена по коврам могли ходить только боги.

Об этом, в частности повествует одна из древнегреческих трагедий, в которой Клитемнестра в отместку за то, что ее муж Агамемнон ради военной победы пожертвовал их дочерью Ифигенией, постелила перед ним пурпурный ковер. Опьяненный победой Агамемнон наступил на ковер и тем самым подписал себе смертный приговор. Он тут же был признан попирающим святыни и убит.

Религия использовала ковры примерно таким же образом. Коврами стали застилать пол у алтаря и то место, где должен находиться священник. По мере распространения ковроделия значение ковра, как символа власти постепенно отошло на второй план, а гораздо важнее было отразить то, что эту власть дает, а именно — богатство. Поэтому на многие века ковер становится признаком состоятельности и зажиточности.

В религиозной истории ковра существует интересное предание, повествующее о том, что в каменном Иерусалимском храме помещение для незримого пребывания Господа отделено от всего остального мира толстой ковровой завесой (как утверждается толщиной в мужскую ладонь). Так вот, в момент смерти Иисуса на кресте это завеса разорвалась пополам, как будто следуя неосознанному человеческому порыву от горя раздирать на себе одежды.

На Востоке ковер являлся одним из главных признаков богатства и благополучия, он занимал почетное место, и само наличие ковра в доме являлось признаком высокого положения его хозяина. Персидские ворсовые ковры ценились своим качеством и красотой во всем мире. Придворные ткачи-ковроделы создавали настоящие произведения искусства, создавая в угоду своим правителям огромные, до 50 кв. метров, ковры. Признаком роскоши является персидский ковер с высоким ворсом, в котором нога утопает по щиколотку. Но знатоки персидского ковроделия и истинные ценители этого искусства выше ставят керманские ковры с коротким ворсом, отличающиеся особой мягкостью и нежными красками орнаментов.

Ворсовый ковер ткали, привязывая к основе с помощью узелков разные цветные нити. Провязав ряд узелков, проводили нить утка и после этого ворсинки аккуратно подстригали, выравнивая их по высоте. Качество ворсового ковра оценивалось по количеству узелков на квадратный дециметр. Плотность пазырыкского ковра, напомню – 3600 узелков.

Китайские ковры X века делали из чистого шелка, или с добавлением шерстяной нити. Ковры были яркими, в светлых тонах и имели рельефный ворс – нити фона были короче, чем ворс на рисунке, что придавало изображению видимый объем.

Коврами застилали не только ложе, но и столы. В этих случаях ткали ковер специальной формы с квадратными вырезами по углам, чтобы не было складок. В разложенном виде такой ковер имел форму толстого креста.

Туркменские ковры XII-XIII веков отличались большим количеством натуральных, неокрашенных нитей, поэтому черный, серый, коричневы и белый цвета всегда присутствуют в гамме узоров, наряду с традиционными — всевозможными оттенками красного от нежно-розового до бурого и лилового. Эти ковры отличаются высокой плотностью — от 2-4тыс. до 8 тыс. узелков и занимают одно из первых мест на мировом ковровом рынке. С годами использования туркменские ковры только прибавляли в стоимости. От износа, многократных чисток, от воздействия воздуха и света кончики нитей ворса истирались, придавая ковру серебристый, седоватый оттенок, который высоко ценился знатоками коврового искусства. Поэтому многие торговцы стелили ковры прямо под ноги прохожим и покупателям. А во многих селениях существовала традиция прогонять по новому ковру табун лошадей, и только потом вывозить его на продажу.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 6043
Источник: https://mir-kovrov.ru/customers/story/story-of-carpets/

Ковров — город воинской славы

Ковров входит в список 40 городов России (по данным 2014 года), которым присвоен особый статус — «Город воинской славы». Это почетное звание получают города «за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества». Ковров — один из немногих городов России, имеющий это звание, хотя в самом городе не велись боевые действия. Но не смотря на то, что боев в Коврове не было, он внес весомый вклад в победу СССР над фашистскими захватчиками. Около 19 000 ковровчан ушли на фронт, а рабочие, которые остались в городе, круглосуточно трудились на заводах, обеспечивая армию техникой и оружием. За годы войны жители Коврова отправили на фронт 1 202 481 единицу различного вооружения. Именно за эти заслуги 3 ноября 2011 года указом президента РФ №1456 Коврову было присвоено звание «Города воинской славы». Открытие памятной стелы  на площади перед центральной проходной ОАО «Завод имени В.А. Дегтярёва» состоялось накануне дня Победы — 8 мая 2014 года.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1040
Источник: https://poznamka.ru/russia/dostoprimechatelnosti-kovrova

Брюссельские шпалеры

Самые известные ковры Европы XVI-XVII веков — это брюссельские шпалеры. Шпалера – это безворсовый настенный ковер ручной работы с каким-либо изображением, чаще всего это была сюжетная композиция или пейзаж.

Шпалеры ткали в Европе, начиная с X века, и к XVI веку это искусство достигло своего рассвета. Работы брюссельских мастеров, а именно в Брюсселе сформировался центр шпалерного искусства, имели свой стиль с узнаваемой цветовой гаммой. Их работы отличались сложностью композиции и созданием с помощью света-тени видимого объема фигур. Такие ковры были по достоинству оценены на самом высоком уровне, так, например, Папа Лев X заказал известному шпалерщику из Брюсселя Питеру ванн Альсту соткать серию шпалер для Сикстинской капеллы под названием «Деяния Апостолов». Мастером было изготовлено 7 картин, каждая имела размеры 5 на 6 метров.

С середины XVII века происходит распространение шпалерной техники ковроделия по всей Европе. В Париже в 1667 году на месте красильной мастерской братьев Гобелен была построена Королевская мануфактура, которая стала называться Гобеленовской, а ковры, в ней сотканные, — гобеленами. Французские шпалеры в зависимости от стиля изображения разделяли на вердюры – это пейзажи и сюжеты на фоне зеленой густой растительности; мильфлёры – сюжеты на темном фоне, состоящим из множества мелких цветов; алентуры – на этих шпалерах обрамляющие центральную композицию обычно пышные орнаменты были заменены на более скромные, имитирующие позолоченную деревянную рамку бордюры.

В 1717 году в России Петр I своим указом основал в Петербурге Императорскую шпалерную мануфактуру. Царскую инициативу поддержали многие помещики и дворяне, организовав в своих вотчинах небольшие ткацкие мастерские, изготавливающие гобелены и паласы. Это привело к тому, что к середине XIX века, будучи всего 2 столетия назад признаком роскоши и богатства, ковер стал превращаться в обычный предмет домашнего интерьера если не в каждом крестьянском подворье, то у каждого мещанина точно.

С середины XVII века европейские ткачи начали выделывать ковры собственного стиля. До этого они лишь копировали восточные узоры и орнаменты. Так, например, появились «обюссоны» — ковры, сотканные во французском городе Обюссон, на них нет традиционной для Востока трехстрочной канвы, они содержат сложные сюжеты и орнаменты мифологического содержания или из различных аллегорий.

Ковер XX и XXI веков – это чаще фабричное изделие из синтетических или полусинтетических нитей, однотонные или штампованные каким-либо орнаментом, наделенные всевозможными дополнительными свойствами – пыле- и грязеотталкивающими, износоустойчивыми, противоскользящими и т.д. Но на этом «индустриальном» фоне лишь заметнее становятся ковры ручной работы авторского дизайна, выполненные как в традиционной восточной технике, бережно сохраненной для нас предками, так и следуя современным представлениям о высоком искусстве, воплощая нестандартное видение и мироощущение в индивидуальных образах и сюжетах. Вот так ковер сопровождает человека уже не одно тысячелетие, начав свой путь от охапки сухой травы под головой пещерного человека. Сегодняшняя жизнь ковров по-прежнему неоднозначна и многообразна – одни из них в качестве экспонатов горделиво нежатся под взглядами тысяч посетителей в публичных музеях, другие так же нескромно радуют взор, но уже немногих людей в частных коллекциях; какие-то ковры позволяют пройти по себе лишь некоторым из людей, да и то большинству из них дают на это лишь один шанс, а по каким-то ходят все подряд, не особо церемонясь; есть ковры, всю жизнь свою провисевшие на одной стене, а есть такие, что кочуя с одного места на другое, так и не смогли определиться и рассыпались, истлев и не оставив следа.

Да, как-то не только про ковры получилось… Тем не менее, у каждого ковра – своя судьба, подвластная человеку, его создателю, существу с разумом, душой и чувствами в «одном флаконе». И жизнь ковра напрямую зависит от того, сколько капель из этого сосуда на него расплескалось, и что это был за источник…

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 4030
Источник: https://mir-kovrov.ru/customers/story/story-of-carpets/

Достопримечательности Коврова

Нельзя сказать, что в Коврове много достопримечательностей, но тем они ценнее. Прежде всего, почти все туристы отправляются в музей-квартиру В. А. Дегтярева — выдающегося советского конструктора стрелкового оружия. В музее восстановлена обстановка дома и представлены макеты оружия. Если Вы любите оружие, то обязательно нужно здесь побывать — узнаете много интересного о легендарном конструкторе.

Еще одной достопримечательностью является здание бывших торговых рядов, построенное в 1892-1893 годах. Следует отметить, что к концу XIX — началу XX века Ковров стал одним из важнейших промышленных центров Владимирской губернии (он и сейчас второй по величине город региона). На территории города работал чугунолитейный завод, паровая миткалево-ткацкая фабрика купцов Треумовых, паровая мельница, лесопилка, несколько кирпичных заводов, а в 1916 году началось строительство крупнейшего в России пулеметного завода. С ростом промышленности росло и население города: если в 1847 году здесь проживало около 1 700 человек, то в 1897 году — уже более 14 500. Именно в это время и появились торговые ряды, ведь продажа в крупном промышленным центре шла очень бойко. Сейчас здание хорошо отреставрировано, а внутри разместился «бизнес-инкубатор» для местных предпринимателей.

Недалеко от торговых рядов находится Собор Рождества Христова. По преданию, именно на этом месте по приказу великого князя Андрея Боголюбского была построена деревянная Рождественская церковь.

Современная церковь появилась на месте каменной в конце XVIII века (предположительно в 1778 году), в конце XIX века храм расширили, и он получил статус собора. Христорождественская церковь — одно из самых старых зданий Коврова, его визитная карточка. С 1946 по 1991 год это был единственный действующий храм города, поэтому верующие горожане относятся к нему с особой любовью.

Если по улице Першутова пройти чуть дальше, в сторону сквера А.С. Пушкина, то там можно отыскать еще одну достопримечательность Коврова — церковь Иоанна Воина. Храм был построен в 1810-1827 годах, но до него здесь находилась Покровская церковь при кладбище села Рождественское. Здесь хоронили только богатых и именитых горожан, поэтому часто кладбище называли «кладбищем князей Ковровых». В советские годы старое кладбище было разорено: могильными плитами мостили дорогу на улице Абельмана, часть плит отвозили в Москву и использовали для облицовки станций московского метрополитена, а часовню и некрополь князей Ковровых снесли.

Городской сквер имени А.С. Пушкина располагается как раз на месте бывшего кладбища — очень мрачное место, даже рука не поднялась фотографировать его. В 1994 году храм вернули верующим, его отреставрировали и в настоящее время он является действующим. В 2006 году на месте некрополя Ковровых установили православный крест, а сквер на месте кладбища так и остался, хотя одна могила там все-таки есть — в парке похоронен великий советский военный конструктор В.А. Дегтярев.

Спасо-Преображенский собор Коврова является еще одной известной достопримечательностью города. В отличие от собора Рождества Христова и церкви Иоанна Воина, он не белокаменный, а построен из красного кирпича и очень отличается от всех остальных церквей города. Собор Спаса Преображения был построен в конце XVIII века на средства состоятельных ковровчан.

Существует легенда, что императрица Екатерина II, проплывая по Клязьме, увидела красивый берег реки и сказала, что здесь должен быть построен храм Божий. Скорее всего, это просто красивая легенда, которая не имеет никакого отношения к действительности, ведь храм был построен аж через сто лет после смерти великой императрицы. ?

Как и другие храмы города, любимая горожанами «красная церковь» в 1934 году была закрыта, а в ее стенах разместился сначала дом физкультурника, а затем тюрьма.

За время использования храма не по назначению он серьезно пострадал: церковная ограда была разобрана до основания, утрачены купола, частично разрушена колокольня, и из внутреннего убранства также ничего не сохранилось. Несмотря на то, что церковь была возвращена верующим почти 30 лет назад, восстановительные работы длятся до сих пор.

Ковров — второй по величине город Владимирской области но, не смотря на свои размеры, здесь не так много достопримечательностей. Ехать в Ковров специально, пожалуй, не стоит, но если будете неподалеку, то можно заехать и посмотреть на красивые православные церкви или сходить в необычный «Музей зайцев», в коллекции которого более 700 экспонатов с изображениями этого животного, а любители военной истории и истории оружия получат удовольствие от посещения дома-музея Дегтярева.

Лучше всего приезжать сюда в первых числах июня — именно в начале лета Ковров празднует день города, и тогда помимо осмотра достопримечательностей можно поучаствовать в городских гуляниях или посмотреть выступления местных звезд самодеятельности. ?

Мы же отправляемся дальше — в пригороде Коврова есть одно весьма интересное место. Но об этом в другой раз — не переключайтесь! ?

Город Ковров на карте

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 5019
Источник: https://poznamka.ru/russia/dostoprimechatelnosti-kovrova

Кол-во блоков: 8 | Общее кол-во символов: 20595
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://poznamka.ru/russia/dostoprimechatelnosti-kovrova: использовано 4 блоков из 4, кол-во символов 7661 (37%)
  2. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/09/28/istoriya-goroda-kovrova: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 2861 (14%)
  3. https://mir-kovrov.ru/customers/story/story-of-carpets/: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 10073 (49%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий