1590,Причины и разоблачение культа личности Сталина

В данной статье будет кратко представлено такое явление нашего недавнего прошлого, как культ личности Иосифа Сталина. Каковы были его причины и как он повлиял на жизнь граждан Советского Союза.


Блок: 1/4 | Кол-во символов: 193
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15967-kult-lichnosti-stalina-kratko.html

Формирование культа личности Сталина

Еще при жизни вождя его именем было названо большое количество объектов, среди которых были заводы, культурные центры и населенные пункты.

Не было забыто и участие Иосифа Джугашвили в обороне города Царицын в годы Гражданской войны, который впоследствии был переименован в Сталинград.

Ища ответ на вопрос, каковы же были причины установления культа личности Сталина, не стоит забывать об установившемся политическом режиме в 30-е годы. Именно тогда И.В. Сталин устранил опасных для него соратников Ленина с политической арены. Льва Троцкого советские агенты отыскали и убили на другом конце мира – в Мексике. Зиновьева и Каменева устранили в самом СССР, равно как и иных представителей «троцкистско-зиновьевского объединенного центра».

Рис. 1. Лев Троцкий в Мексике.

Победа во Второй Мировой войны подняла авторитет Сталина до небывалых высот, сделав его чуть ли не самым популярным человеком на Земле. Таким образом, среди советских людей сформировался культ личности вождя и веры в верность всех его решений и поступков. Даже масштабные политические репрессии уходили в тень на фоне того индустриального и военного рывка за 20 лет, который был сделан при Сталине.

Рис. 2. Портрет Сталина.

Советской пропагандой Сталин был объявлен теоретиком марксизма-ленинизма и его портрет ставился на одну ступень с К.Марксом, Ф.Энгельсом, В.И. Лениным. Даже в литературе появилось такое направление, как «сталиниана», в котором восхвалялась личность вождя.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 1492
Источник: https://obrazovaka.ru/istoriya/kult-lichnosti-stalina-kratko.html

Культ личности Сталина


Образ непогрешимого и всесильного «отца народов» с характерным псевдонимом Сталин стал центром внимания всей политической и культурной жизни СССР 30-50-х годов прошлого века. Его славословили не только советские, но и зарубежные коммунистические писатели.

Культ личности Сталина отразился в легендах и песнях народов Страны Советов. Один из казахских поэтов назвал Сталина «учителем Вселенной». Еще при жизни вождя его имя было увековечено в названиях улиц и площадей, заводов и пароходов, колхозов и домов культуры, учебных заведений и военных объектов.

После войны многие населенные пункты Восточной Европы получили имя «вождя мирового пролетариата», «организатора Победы над фашизмом» – Сталина. В странах Варшавского Договора, как грибы, один за одним возникали тезки советского города Сталинграда: в ГДР – Сталинштадт, в Румынии – Орашул-Сталин, в Польше – Сталиногруд, в Венгрии – Сталинварош.

Похороны вождя превратились в массовую истерию. Подобной прощальной церемонии не был удостоен ни один лидер в мировой истории. В течение четырехдневного траура прервалась работа на всех фабриках и заводах. Со всех уголков страны съезжались в Москву люди, чтобы попрощаться с вождем.

Миллионные толпы образовались на Пушкинской площади и примыкающих к ней улицах. В этой ужасающей давке погибло много людей – более 1000 человек, – не сумевших вырваться из плотного кольца почитателей Сталина. Обезображенные тела сваливали в грузовики, вывозили за черту столицы и сразу же предавали земле. Те, кому еще можно было оказать помощь, так и не дождались ее: почти все медики в эти дни всеобщей печали не работали. Эти исторические события наглядно демонстрируют размах культа личности Сталина, распространяющий массовое зло даже после смерти вождя.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1760
Источник: http://rostduha.ru/kult-lichnosti-prichiny-i-posledstviya/

Причины возникновения

Марксизм-ленинизм, идеологическая основа Советской власти, исходя из марксистского положения о равенстве, теоретически отвергает вождизм, ограничивая «роль личности в истории». В то же время некоторые учёные считают вождизм естественным следствием практического социализма. Например, русский философ Н. А. Бердяев считал, что «Ленинизм есть вождизм нового типа, он выдвигает вождя масс, наделённого диктаторской властью». После Октябрьской революции 1917 года в Советской России и СССР стали использоваться во множественном и единственном числе титулы «вожди революции» и просто «вожди» применительно к В. И. Ленину и Л. Д. Троцкому.

Возникновение культа личности И. В. Сталина связывают как с направленной деятельностью высшего руководства ВКП(б) и самого И. В. Сталина, так и с историческими и культурными особенностями развития государства в тот период.

Так, по мнению политолога А. А. Кара-Мурзы, культ личности был создан самим И. В. Сталиным, который занимался этим как приоритетной темой все годы своего правления, вплоть до марта 1953 года. Идея культа заключалась в том, чтобы весь советский народ всем оказывался обязан партии, государству и своему вождю. Одним из аспектов этой системы являлась необходимость выражения благодарности И. В. Сталину, например, за социальные услуги и вообще за всё, что есть у граждан. Профессор русской истории университета Джонса Хопкинса Джеффри Брукс отмечает, что известная фраза «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!» подчёркивала, что у детей счастливое детство потому лишь, что его обеспечил им И. В. Сталин.

В учебнике для юридических вузов и факультетов «Теория государства и права», изданном авторским коллективом под редакцией профессора С. С. Алексеева, об одной из причин культа личности Сталина говорится следующее:

Российская многовековая традиция патернализма нашла воплощение в мелкобуржуазном вождизме, характерном для многомиллионной крестьянской страны. Психология вождизма, бюрократическое обожествление авторитета и послужили питательной средой культу личности Сталина. К началу 30-х годов тоталитарный режим стал суровой политической реальностью.

Среди лиц, положительно оценивающих правление И. В. Сталина (часть коммунистов, этатистов и др.) бытует мнение, что культ был вызван с личностными чертами Сталина и успехами, связанными с его правлением. Так, после «разоблачения культа личности» получила известность фраза, приписываемая обыкновенно М. А. Шолохову (но также и другим персонам): «Да, был культ… Но была и личность!».

Блок: 2/11 | Кол-во символов: 2537
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82_%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0

Проявления


Вождизм

В сталинский период советская пропаганда создала вокруг И. В. Сталина ореол непогрешимого вождя. После обретения И. В. Сталиным всей полноты власти применительно к нему часто использовались и были почти обязательны в официальных публицистике и риторике титулы «великий вождь», «великий вождь и учитель», «отец народов», «великий полководец», «гениальный учёный», «лучший друг (учёных, писателей, физкультурников и др.)» и т. д.

И. В. Сталин был единственным Генералиссимусом Советского Союза.

Ввиду объявления И. В. Сталина теоретиком марксизма-ленинизма его имя упоминалось и его портретный образ помещался в одном ряду с К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным, а также, подобно «марксизму-ленинизму», иногда использовался термин «сталинизм», десятилетия спустя ставший понятием-определением созданного им политического режима с отрицательной оценкой-осмыслением.

Генеральный секретарь ВКП(б) И.В.Сталин (в центре), знатная трактористка, организатор первой женской тракторной бригады в СССР Прасковья Ангелина (слева) и новатор сельскохозяйственного производства, колхозница-свекловод Мария Демченко (справа) в президиуме X съезда ВЛКСМ (11-21 апреля 1936 г.)

Наименование объектов

Именем И. В. Сталина (а также его ближайших соратников) были названы многочисленные географические, народно-хозяйственные, технические, военные, транспортные, культурные и прочие объекты, предметы, награды.

Города

В честь Сталина были названы следующие крупные советские населенные пункты:

В 1937—1938 годах выдвигались предложения переименовать Москву в Сталинодар.

В 1950-х города названные в честь И. В. Сталина были во всех странах Варшавского договора и СЭВ (на тот момент), кроме Чехословакии:

В ГДР и ВНР города были построены практически с нуля и должны были стать «новыми социалистическими городами».

Прочие объекты

Названия, связанные с И. В. Сталиным, были присвоены высочайшим вершинам СССР (Пик Коммунизма), Болгарии (Мусала), Словакии и всех Карпат (Герлаховски-Штит), а также расположенной на территории Канады горе Маунт-Пек.

Имя И. В. Сталина носили станции метро «Семёновская» и «Измайловский парк» в Москве, Беломорско-Балтийский канал, Завод имени Лихачёва, ряд вузов, в том числе Тбилисский государственный университет, Московский институт стали и сплавов (Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»), Московский государственный горный университет, Московский государственный технологический университет «Станкин», Белорусский национальный технический университет и др.

В честь И. В. Сталина были названы серии танков, паровозов, и бронепоезд.

Памятники

Сталиниана

Литература

Витрина книжного магазина в Одессе в 1931 году

Образ И. В. Сталина стал одним из центральных в советской литературе 1930-х-1950-х годов; произведения о вожде писали также зарубежные писатели-коммунисты, в том числе Анри Барбюс (автор изданной посмертно книги «Сталин»), Пабло Неруда, эти произведения переводились и тиражировались в СССР. Произведения, прославляющие И. В. Сталина, в изобилии появлялись и в публикациях фольклора практически всех народов СССР.

Сталиниана постоянно присутствовала в первую очередь в советской печати, кинематографии, музыке, живописи и скульптуре этого периода, включая монументальное, изобразительное и массовое искусство. Прижизненные памятники И. В. Сталину, как и памятники В. И. Ленину, устанавливались массово в большинстве городов СССР, а после 1945 и Восточной Европы. В дни государственных праздников обязательным и широко отражённым в кинематографе стал ритуал поднятия над Москвой на аэростатах огромного портрета И. В. Сталина, подсвечиваемого прожекторами. Особую роль в создании пропагандистского образа И. В. Сталина сыграли массовый советский плакат, посвящённый самой разнообразной тематике с его изображением, а также обязательное размещение его портретов во всех государственных и общественных зданиях и помещениях и на транспорте.

Кинематограф

Живопись

Филателия

Мифологизация картины истории

Главную роль в искажении и создании мифологической картины советской истории сыграл созданный, частью лично И. В. Сталиным, частью под его редакцией, «Краткий курс истории ВКП(б)».

К концу сталинского периода из истории революции и Гражданской войны исчезли многие деятели, игравшие видные роли в этих событиях. Их действия были приписаны И. В. Сталину и узкому кругу его соратников, зачастую игравших в реальности второстепенные и третьестепенные роли, и нескольким видным большевикам, умершим до начала большого террора: Я. М. Свердлову, Ф. Э. Дзержинскому, М. В. Фрунзе, С. М. Кирову и другим.

Партия большевиков представлялась единственной революционной силой; революционная роль остальных партий отрицалась. Отдельным лидерам революции приписывались предательские и контрреволюционные действия.

В официальной историографии Великой Отечественной войны для описания крупнейших наступательных операций Красной Армии, приведших к разгрому Третьего Рейха, использовался термин «Десять Сталинских ударов».

Также при И. В. Сталине, особенно в последнее десятилетие его правления, произошло изменение отношения к дореволюционной истории России, в частности, правлению Ивана Грозного и Петра Первого, что было связано с акцентированием внимания на роли государства и сильного правителя.

Блок: 3/11 | Кол-во символов: 5271
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82_%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0

Влияние Сталинской пропаганды на население

Проводимая в стране индустриализация, благодаря которой СССР стал одной из ведущих стран мира, и победа советского народа в Великой Отечественной войне создали в народном сознании из Сталина не просто героя, а спасителя и пророка. Благодаря пропаганде, все победы советского народа были связаны с именем Сталина. Даже проводимые им массовые репрессии против собственного народа затмевались его фигурой победителя и вождя.

Апофеозом любви к Сталину стал его семидесятилетний юбилей. Тысячи подарков, отправленных Сталину ко дню рождения от всех заводов, колхозов, военных частей и т.д., публиковались в газете «Правда» вплоть до смерти вождя в марте 1953 года.

На каждого гражданина, куда бы он не пошёл, смотрели портреты и памятники непогрешимого вождя. Народ был настолько запуган, что всё, что ему говорили, он воспринимал как стопроцентную правду.

Услышав 5 марта 1953-го слова диктора о смерти Иосифа Сталина, население страны было шокировано, люди рыдали и не представляли своей жизни без Сталина. На его похоронах из-за огромной давки погибли сотни человек.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1108
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15967-kult-lichnosti-stalina-kratko.html

Культ личности И. В. Сталина вне СССР

Культ личности И. В. Сталина был также распространён в большинстве социалистических стран мира. После XX съезда КПСС сталиниская направленность государственной политики и связанный с ней культа личности И. В. Сталина сохранились в Албании (до 1990 г.), КНР и КНДР.

В настоящее время на официальном уровне отдельные проявления культа существуют в КНР, где есть ряд памятных изображений И. В. Сталина и выпускаются сувениры с его изображением, а также в КНДР. К наследию И. В. Сталина обращаются отдельные партии коммунистической направленности по всему миру.

Блок: 4/11 | Кол-во символов: 597
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82_%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0

Разоблачение культа личности

Через три года после похорон Сталина, в 1956 году на 20-ом съезде КПСС его преемник на посту генерального секретаря Никита Хрущёв зачитал доклад «О культе личности и его последствиях». Доклад содержал информацию о происходивших в недавнем времени в стране негативных событий, вся ответственность за которые была возложена на Сталина.

Начали освобождать заключённых из ГУЛАГа, реабилитировать погибших в чистках деятелей государства. Но опубликовали сам текст доклада для широких масс только в 1989 году.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 531
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15967-kult-lichnosti-stalina-kratko.html

Отношение И. В. Сталина к культу личности


Н. С. Хрущёв, развенчивая культ личности в своём знаменитом докладе на XX съезде КПСС, утверждал, что И. В. Сталин всячески поощрял такое положение вещей. Так, Н. С. Хрущёв заявил, что редактируя подготовленную к печати собственную биографию, И. В. Сталин вписывал туда целые страницы, где называл себя вождём народов, великим полководцем, высочайшим теоретиком марксизма, гениальным учёным и т. д. В частности, Н. С. Хрущёв утверждал, что самим И. В. Сталиным был вписан следующий отрывок: «Мастерски выполняя задачи вождя партии и народа, имея полную поддержку всего советского народа, Сталин, однако, не допускал в своей деятельности и тени самомнения, зазнайства, самолюбования».

На замечание Лиона Фейхтвангера «о безвкусном, преувеличенном преклонении перед его личностью», И. В. Сталин «пожал плечами» и «извинил своих крестьян и рабочих тем, что они были слишком заняты другими делами и не могли развить в себе хороший вкус».

В то же время известно, что И. В. Сталин пресекал некоторые акты своего восхваления. Так, по словам писателя О. С. Смысловского, первые эскизы орденов Победы и Славы были выполнены с профилем И. В. Сталина, однако Сталин якобы попросил заменить его профиль на Спасскую башню. В 1949 году, когда МГУ хотели присвоить его имя, И. В. Сталин категорически возразил: «Главный университет страны может носить лишь одно имя — Ломоносова».

Современные исследователи сталинской эпохи считают что подобные действия должны были символизировать так называемую «сталинскую скромность» — одну из сталинских идеологем, важную часть его образа, подчеркивавшуюся пропагандой. По словам немецкого историка Яна Плампера «сложился образ Сталина, находившегося в откровенной оппозиции к своему собственному культу или в лучшем случае неохотно его терпевшего». Российская исследовательница Ольга Эдельман считает феномен «сталинской скромности» хитрым политическим ходом, позволявшим Сталину под видом нежелания «выпячивать» свою личность пресекать излишнее любопытство касательно своего прошлого, заодно оставляя себе возможность отбирать то, что он сам считал годным для печати и таким образом самому формировать свой общественный образ.

Публичное поведение Сталина также играло важную роль. Согласно воспоминаниям:

Возьмем, например, его проходы по коридорам Кремля. Это было одним из своеобразных ритуалов его культа. Идешь с бумагами, смотришь: сам, в окружении охраны. Впереди Сталина метрах в 25-30 шел один охранник. А за ним примерно в двух метрах шло ещё два человека. Полагалось стать к стене спиной, держать руки на виду и ждать, когда он пройдет.

Насчет того, как здороваться, никаких указаний не существовало. Я, к примеру, когда он проходил мимо меня, говорил: «Здравствуйте, товарищ Сталин». Он в ответ поднимал правую руку и молча шел дальше. Шел уверенно, размеренно, спокойно, причем смотрел не на того, кто с ним здоровался, а куда-то вдаль, впереди себя. Выражение лица было такое значительное, что я тогда думал: наверное, голова у него занята какими-то особыми мыслями, до которых нам, смертным, и не додуматься никогда.

Блок: 5/11 | Кол-во символов: 3102
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82_%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0

Что мы узнали?

Говоря кратко о культе личности Сталина, следует отметить, что несмотря на его незыблемость, он был смело развенчан. Пошатнулась вера советского народа в вождя, в лидера партии как в великого проводника к построению социализма. Именно с развенчания культа личности вождя начинается спад развития советского государства.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 338
Источник: https://obrazovaka.ru/istoriya/kult-lichnosti-stalina-kratko.html

Десталинизация


Самым известным разоблачителем культа личности был Н. С. Хрущёв, выступивший в 1956 году на XX съезде КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях», в котором он развенчал культ личности покойного И. В. Сталина. Н. С. Хрущёв, в частности, сказал:

Культ личности приобрёл такие чудовищные размеры главным образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Одним из наиболее характерных проявлений самовосхваления и отсутствия элементарной скромности у Сталина является издание его «Краткой биографии», вышедшей в свет в 1948 году.

Эта книга представляет собой выражение самой безудержной лести, образец обожествления человека, превращения его в непогрешимого мудреца, самого «великого вождя» и «непревзойдённого полководца всех времён и народов». Не было уже других слов, чтобы ещё больше восхвалять роль Сталина.

Нет необходимости цитировать тошнотворно-льстивые характеристики, нагромождённые в этой книге одна на другую. Следует только подчеркнуть, что все они одобрены и отредактированы лично Сталиным, а некоторые из них собственноручно вписаны им в макет книги.

В своём докладе Н. С. Хрущев выделил кинематограф, как один из инструментов насаждения культа личности, в последующие пять лет художественные фильмы, где присутствовала фигура И. В. Сталина, не демонстрировались.

В 1961 году тело И. В. Сталина было вынесено из Мавзолея Ленина — Сталина. Прошли массовые переименования. В частности, город Сталинград был переименован в Волгоград, столица Таджикской ССР Сталинабад — в Душанбе. Почти повсеместно в 1956-63 гг. был произведен демонтаж памятников И. В. Сталину. По решению правительства многие художественные киноленты были подвергнуты цензуре и освобождены от «навязчивого образа» (И. В. Сталина).

В 1962 году были переименованы паровозы ИС (Иосиф Сталин) в ФДп (Феликс Дзержинский, пассажирский вариант) и прочие объекты.

Перестройка

В годы правления Л. И. Брежнева не было ни дальнейших разоблачений, ни возрождения культа; дабы не накалять страсти в обществе по поводу столь противоречивой и резонансной темы, о И. В. Сталине без лишнего повода старались просто не вспоминать. О нём осталась нейтральная статья в Большой советской энциклопедии. В 1979 году сообщили о 100-летии И. В. Сталина в советских СМИ, но особых торжеств не устраивали.

Первое время после прихода к власти М.С.Горбачева политика в отношении Сталина и его эпохи оставалась как при Брежневе, 9 мая 1985 года в речи, посвященной 40-летию Победы, Горбачев упомянул Сталина в комплиментарном тоне. Однако с 1987 года ситуация резко изменилась: на волне Перестройки и Гласности тема И. В. Сталина и его правления вновь стала одной из самых обсуждаемых в обществе, начался новый этап десталинизации.

Российская Федерация

Блок: 6/11 | Кол-во символов: 2823
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82_%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0

Галерея

  • Сталин на картине В. А. Серова «Ленин провозглашает Советскую власть». Марка СССР, 1954 г.

  • «Мир победит войну». В детском саду: «Спасибо родному Сталину за счастливое детство». Художник Е. Буланова  (ЦФА № 1561)

  • Посмертная марка Сталина (1954)

  • Марка СССР с памятником Сталина на ВСХВ у Павильона механизации (1940)

  • Памятник Сталину в Сталинграде на канале Волга-Дон

  • Памятник Сталину в городе Гори, Грузия — последний снесённый из крупных (снесён в июне 2010)

Блок: 7/11 | Кол-во символов: 612
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82_%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0

Литература


  • Дж. Дэвлин. Миф о Сталине: развитие культа // Труды «Русской Антропологической школы»: Вып. 6. М.: РГГУ, 2009, с. 213—240
  • Штёппер,Б., Зуппан, А. «Революция сверху» и культ Сталина / Отв. ред. Б. В. Носов. — Славянские народы: общность истории и культуры: К 70-летию члена-корреспондента Российской академии наук Владимира Константиновича Волкова. — М. : Индрик, 2000. — С. 286-305. — 488 с. — ISBN 5-85759-128-7.
  • Плампер Я. Алхимия власти. Культ Сталина в изобразительном искусстве = The Stalin Cult: A Study in the Alchemy of Power. — Москва: НЛО, 2010.

Блок: 10/11 | Кол-во символов: 571
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82_%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0

Кол-во блоков: 19 | Общее кол-во символов: 24630
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82_%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0: использовано 7 блоков из 11, кол-во символов 15513 (63%)
  2. https://obrazovaka.ru/istoriya/kult-lichnosti-stalina-kratko.html: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 3714 (15%)
  3. https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15967-kult-lichnosti-stalina-kratko.html: использовано 4 блоков из 4, кол-во символов 3643 (15%)
  4. http://rostduha.ru/kult-lichnosti-prichiny-i-posledstviya/: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 1760 (7%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий