1422,Перестройка и культура

Период перестройки был непродолжительным и каких-то существенных перемен в культурную жизнь области не внёс. Главной отличительной чертой этого периода стал рост общественно-политической активности населения. Читателям и зрителям стали доступны многие произведения, ранее запрещавшиеся цензурой.


1 фото

из

Блок: 1/7 | Кол-во символов: 374
Источник: https://yarwiki.ru/article/1954/kultura-i-iskusstvo-brperioda-perestrojki-1985-1991

Культура периода «перестройки»

Культура СССР периода «перестройки» — это культурное развитие СССР в период 1985-1991 гг.

Период «перестройки» — это время масштабных перемен в идеологии, экономической и политической жизни СССР во второй половине 1980-х годов. Курс на «перестройку» был провозглашен Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым. Кардинальные изменения в системе общественных взаимоотношений повлекли за собой и изменения в сфере культуры, которая во многом отразила и переосмыслила эти социально-экономические и политические процессы.

Советским правительством началась проводиться политика демократизации общественной жизни, что означало снятие многих ограничений для деятелей искусства, ведь ранее советская культура подвергалась цензуре. Во второй половине 1980-х гг. происходят следующие процессы:

  • стихийно возникают художественные объединения и группировки, которые предлагали новые подходы и методы в искусстве;
  • снижается уровень контроля со стороны цензуры;
  • появляется новый поток «возвращенной» художественной культуры;
  • социалистический реализм начинает исчезать, а в искусстве начинают доминировать эксперимент и новаторство.
Блок: 2/5 | Кол-во символов: 1151
Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/kultura_perioda_perestroyki/

Изменения в работе библиотек и клубов

К концу 80-х годов ситуация в библиотечном деле резко изменилась. Связано это было с недостатком финансирования. Большинство библио­тек фактически не пополняло фонды новыми изданиями, не выделялось средств даже на периодику. Но, несмотря на это, библиотеки продолжали работу.

К 90-м годам в области насчитывалось более 500 библиотек, находившихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации. Библиотеки были объединены в 20 центральных библиотечных систем, которые попол­нялись за счет передачи в их ведение профсоюзных и ведомственных библиотек.

В середине 80-х годов в Ярославской области насчитывалось около 800 клубов, Дворцов и Домов культуры. В общей сложности в области действовало более 6 тысяч художественных коллективов, в которых участвовало 115 тысяч человек. Такие формы участия в клубной ра­боте приносили больше удовлетворения, поскольку были рассчитаны на раскрытие творческих способностей че­ловека.

В 1988 г. Комитет народного контроля РСФСР провел проверку клубов Ярославской области. Было отмечено, что большинство из них пришло в ветхое состояние и требова­ло ремонта. Практически все они нуждались в эстетическом обновлении. Из 567 обследованных клубов 108 проводили мероприятия бессистемно, одноразово. Многие клубы Не­красовского, Ростовского, Некоузского районов предпочи­тали всем другим мероприятиям кинопоказы, 40 клубов оказались практически бездействующими.

Остаточный принцип финансирования учреждений культуры привел к тому, что большинство клубов не могло вести даже элементарную работу, поскольку не было мебели, не обновлялись музыкальные инструмен­ты, отсутствовали костюмы. Более трети должностей в клубах Ярославской области были заняты совместите­лями или попросту оставались вакантными. В Пошехонском, Борисоглебском районах только третья часть со­трудников клубных учреждений имела диплом культ­просветработника.

Новые условия диктовали необходимость иных форм работы. В 90-е годы, когда видеоиндустрия вытеснила кино как форму досуга, клубы не могли больше предла­гать даже киносеансов. Ушли в прошлое народные уни­верситеты, лектории, торжественные заседания к празд­ничным датам.

Время требовало новых форм работы с малыми группами, с одиночными посетителями. Оста­вались востребованными только те клубные учреждения, где посетитель мог выбирать себе занятия по интересам.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 2374
Источник: https://yarwiki.ru/article/1954/kultura-i-iskusstvo-brperioda-perestrojki-1985-1991

Литература


Решающее значение имела политика «гласности» и частичный пересмотр некоторых положений советской идеологии –провозглашение плюрализма мнений привело к тому, что массовый читатель получил доступ к литературе, которая долгое время находилась в «спецхранах». Рухнул «железный занавес», который отделял страну от внешнего мира, литература почти перестала проходить через идеологическую и цензурную обработку. Началось активное расширение культурного обмена между странами: массовая западная культура хлынула в СССР, находя там новых поклонников.

Многие советские же писатели оказались в состоянии творческого кризиса, пытаясь адаптироваться к новым реалиям. В их работах начали обсуждаться наиболее злободневные исторические и политические проблемы: о демократии, реформах, состоянии русской культуры; начинается довольно острая полемика о войне, судьбе деревни, будущем молодежи. Впервые предпринимается попытка понять умонастроения народа на различных этапах истории, ответить на вопросы «Почему соотечественник уничтожал соотечественника?», «Почему мы такие и, вообще, какие?». Таким образом, острейшие проблемы, которые были в тот период в СССР, стали главными темами литературных произведений 1980-1990-х гг.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 1221
Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/kultura_perioda_perestroyki/

Издательское дело. Периодические издания

Важнейшую роль в издательском деле продолжало играть Верхне-Волжское книжное издательство. В середине 80-х годов оно еще ориентировалось на задачи идеологического воспитания. Важную роль в его продукции составляли массово-поли­тические, производственно-технические, сельскохозяйственные издания. Они были посвящены прежде всего тем задачам, которые ставила перед страной партия: решение вопросов Продовольственной программы, укрепление тру­довой дисциплины, интенсификация производства. Что касается книг по культуре, искусству, истории, то они занимали скромное место.

Важнейшую роль в расширении информационного пространства играли периодические издания. Наряду с областными газетами«Северный рабочий», «Ярослав­ская неделя», «Юность», выходило 18 наименований рай­онных газет издательства«Районная газета».

Особенно­стью«перестроечного» времени стало появление ряда новых альтернативных изданий, связанных с деятельно­стью различных общественных организаций и нефор­мальных движений.

К таким изданиям относились, например, «Городские новости» горкома КПСС и городского Совета народных депутатов, «Золотое кольцо» — орган областного Совета народных депутатов, «Репортер» — орган Международного центра журнали­стов, «Надежда» — орган областного отделения Советско­го детского фонда, «Шабаш» — орган Союза молодежных жилых комплексов, «Стрелка» — приложение к газете«Городские новости» и целый ряд других.

Фактически в эти годы склады­валась система региональной многопартийной периодиче­ской печати. Постепенно разрушалась государственная монополия на средства массовой информации.

Появление множества изданий связано было с разви­тием полиграфических мощностей. Так, в 1988 г. было введено в действие фотонаборное оборудование«Каскад» и создано издательство«Районная газета», директором которого стал Г. А. Воронин. Это заметно повлияло на выпуск местных(районных) и городских газет.

Распространением газет и журналов занималось пред­приятие«Союзпечать». На начало 1989 г. жители Яро­славской области получали более полутора миллионов эк­земпляров периодических изданий, а на начало 1990 г. уже более двух миллионов экземпляров. Спрос на газеты и журналы был настолько высоким, что в розничной про­даже многих газет просто не хватало. Причем не только центральных, таких как«Литературная газета», «Неде­ля», но и местных — «Северный рабочий». Этому способ­ствовала возросшая политическая активность населения.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 2463
Источник: https://yarwiki.ru/article/1954/kultura-i-iskusstvo-brperioda-perestrojki-1985-1991

Кино и театр

Кинематограф и телевидение также были в эпицентре борьбы нового и старого. На экранах появляется большое количество документальных фильмов, исторических и политических передач. Были показаны фильмы, которые цензура ранее отправила «на полку» или иностранные, просто не допущенные к показу. Вышли «застойные» фильмы режиссера А. Германа «Мой друг Иван Лапшин», «Проверка на дорогах». Опальный режиссер получил государственные премии СССР, став заслуженным деятелем искусства. Сенсациями были названы «Покаяние» Т. Абдуладзе и «Собачье сердце» В. Бортко.

Впервые в киноиндустрии СССР возникла проблема проката. Дело в том, что раньше этим занимались несколько человек в центральном руководстве – а теперь право проката фильмов было передано назначенцам из местных обкомов партии. На «Ленфильме» вышла картина «”ЧП” районного масштаба», которая была показана только после расформирования партийных комитетов, потому что там были те чиновники, о которых шла речь в фильме.

Замечание 1

Чем больше было дано свободы, тем очевиднее становилось стремление сделать кино коммерческим. Таким образом, спрос начал определять, что показывать в прокате. На экранах появилось большое количество низкопробных картин с насилием, порнографией, преступным миром.

Ощущение праздника свободы царило в обществе периода «перестройки». В театре начинают ставиться «крамольные» спектакли: «Говори» (театр им. Ермоловой»), «Диктатура свести» (Ленком), постановки возвращенной литературы («Белые одежды», «Дети Арбата», «Доктор Живаго», Факультет ненужных вещей», «Собачье сердце», «Жизнь и судьба»). Переполненные залы на этих спектаклях были доказательством чрезвычайного интереса публики.

В 1986 г. состоялся учредительный съезд Союза театральных деятелей, где были приняты решения по дальнейшему развитию театральной сферы: планировали открыть новые студии, а цензура в театре ликвидировалась.

Однако вскоре театр оказался в трудном положении. Он не был в состоянии заработать столько, чтобы покрыть расходы на костюмы, декорации и т.д. Стал ощущаться дефицит хороших режиссеров. Политические постановки с запретными до недавнего времени персонажами были слишком неглубоки. Следствием этого стало снижение интереса к театру у общества.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 2226
Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/kultura_perioda_perestroyki/

Радио и телевидение

Огромную роль играли в новых условиях и телевидение. Охват на­селения телевизионным вещанием был довольно высоким. В 1985 г. 96% населения области имели возможность смотреть телевизионные передачи пер­вого Всесоюзного канала, а в 1988 г. — уже 97,2%. Соот­ветственно возрастал этот показатель и среди сельского населения: в 1985 — 84%, а в 1988 г. — 86,7%.

Программы ярославского телевидения смотрели 87% населения области. Объем областного телевизионного ве­щания составлял 200 часов. Особенностью этих лет стало внедрение кабельного телевидения. Первым оно появи­лось в Ярославле. Но довольно активно оно стало разви­ваться и в районных центрах. В Угличе этим занимался часовой завод, начавший вещание в 1989 году. В Тутаеве с этого же года аналогичной деятельностью занимался го­родской центр научно-технического творчества молодежи.

Характер передач кабельного телевидения не был слиш­ком разнообразным. В основном это были видеозаписи развлекательных программ и материалы, освещающие события региональной жизни.

Ярославская студия телевидения транслировала и пе­редачи ленинградской программы. Важным этапом в раз­витии телевидения стало создание Рыбинской студии те­левидения как филиала ярославского вещания. В 1986 г. стали выходить местные студийные программы в цветном изображении.

В 1987 г. была сдана в эксплуатацию вторая очередь радиотелевизионной станции в поселке Волга. Были смон­тированы передатчики в Переславле-Залесском, Ростове, Данилове, Любиме, Гаврилов-Яме, Пречистом. С их вво­дом 83% населения области стали принимать передачи второй всесоюзной программы центрального телевидения.

Радиовещание несколько уступало телевизионному в востребованности. Тем не менее, объем областного радиовещания также значительно возрос. Если в 1985 г. он составлял 547 часов, то в 1988 г. уже 912. На каждые 100 жителей области приходилось 55,61 радиоточек. В сельской местности соответственно 33,27.

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 1938
Источник: https://yarwiki.ru/article/1954/kultura-i-iskusstvo-brperioda-perestrojki-1985-1991

Общественные отношения

Гласность открыла и многие частные коллекции советских коллекционеров. При Советском фонде культуры появляется клуб коллекционеров, который провел несколько выставок в Москве и Ленинграде, а также в городах за рубежом.

Таким образом, перестройка, несмотря на свои минусы, открыла возможности для развития русской культуры. Начали открываться новые виды учебных заведений (лицеи, колледжи), гражданам была предоставлена возможность получить второе высшее на платной основе.

Министром образования РСФСР Э. Днепром была принята «Четвертая школьная реформа», в основу которой положены были несколько принципов:

  • демократизация;
  • плюрализм;
  • многоукладность;
  • вариативность;
  • альтернативность;
  • народность и т.д.

При этом сократилось государственное финансирование образования, науки, учреждений культуры. Литература, изобразительное искусство. Кинематограф оказались почти что лишены государственной поддержки. Господствовал «остаточный принцип» финансирования, когда по программе «Сохранения и развития культуры и искусства» основное внимание уделялось спасению важнейших объектов культуры. Этот принцип привел к кризису культуры в 1990-е годы.

Замечание 2

Гласность разрушила и социалистическую идеологию: начался процесс отрицания прошлого – от сноса исторических памятников до объявления деяний большевиков в 1917 г. изначально ошибочными. Вся советская культура и история стала представляться только в негативных красках.

Тотальный рост цен привел к падению тиражей газет, журналов, книг, сокращению выпуска научной литературы, учебников. Театра, музеи становятся малодоступного для основной части населения, так как билеты туда стали дороже. Начинают издаваться низкосортные произведения, которые пользовались спросом, но вели к безнравственности и духовной опустошенности общества.

В таких условиях потерянности общества (особенно молодежи) начинает возрастать роль религии и церкви.

В научно-техническом плане Россия начала отставать от мировых держав: низкий уровень финансирования и отсутствие государственного управления стали причинами «утечки мозгов» за границу, где ученые могли найти работу.

Таким образом, культура периода «перестройки» является сложным и противоречивым явлением, сочетая в себе положительные и отрицательные черты.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 2260
Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/kultura_perioda_perestroyki/

Развитие театральной и музыкальной жизни

В конце 80-х годов активно работал в области Союз театральных деяте­лей, насчитывавший около 200 членов. Он проводил специальные семинары по важнейшим направлениям театральной жизни, готовил коллективы к участию в фестивалях. Так, например, коллектив Ярославского ТЮЗа в 1988 г. участвовал во Всероссийском смотре ТЮЗов и кукольных спектаклей, в 1989 г. — во Всерос­сийском экспериментальном фестивале творческой моло­дежи и других. Большую помощь Союз театральных дея­телей оказывал и самодеятельным театральным коллек­тивам области.

С середины 80-х годов в театральной жизни города важное место стали играть новые театральные коллективы. Особенно ярко заявил о себе на рубеже 80—90-х годов Ярославский театр юного зрителя. Музы­кально-драматическая студия театра представила на суд зрителей рок-оперу«Иисус Христос — суперзвезда», ко­торая пользовалась огромным успехом у молодежной аудитории. С труппой работал главный режиссер театра А. С. Кузин.

С 1987 г. в городе стал работать еще один театраль­ный коллектив — литературный театр«На набережной» под руководством Л. В. Зотовой, который стал своеобразным отделом Ярославского художественного музея, в чьих сте­нах он и работал. К середине 90-х годов им было осущест­влено около полутора десятков постановок. В репертуаре в основном была представлена русская классика.

Возмож­ность творческих поисков, свобода в выборе репертуара, характерные для этого времени, привели к появлению и других молодежных коллективов. Под руководством С. Ф. Куценко начал работу театр-студия«Молодая сце­на», состоявший из студентов Ярославского театрального института.

Получив в начале 80-х годов статус высшего учебного заведения, Ярославское театральное училище пополнило театральные коллективы молодыми актерами. Институт готовил кадры для кино, для драматических и куколь­ных театров.

В 90-е годы начал меняться характер музыкальной жизни. Постоянными становятся международные контак­ты в области музыкальной жизни. В 1990 г. в Ярославле был проведен первый Всесоюзный конкурс любительских джазовых ансамблей, на котором присутствовали и зару­бежные исполнители. Это событие стало началом джазо­вых фестивалей. Уже через год был проведен международ­ный фестиваль«Джаз над Волгой». В это время Яро­славль становится джазовым городом, благодаря активной деятельности популяризатора джазовой музыки И. В. Гав­рилова. В городе работали три джазовых оркестра, другие коллективы. В конце 90-х годов в Ярославле джазовое об­щество получило свой центр.

В 1991 г. был проведен фестиваль«Струны России», в котором участвовали как отечественные, так и зарубеж­ные исполнители.

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 2657
Источник: https://yarwiki.ru/article/1954/kultura-i-iskusstvo-brperioda-perestrojki-1985-1991

Музейная и экскурсионно-туристическая работа

В 1988 г. из состава Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника как самостоятельный выделился музей в Карабихе. По постановлению Совета Министров СССР он получил статус государственного и стал называться Государственный литературно-мемориальный музей-запо­ведник Н. А. Некрасова «Карабиха».

У музея появились два филиала — в селах Грешневе и Аббакумцеве, а через год в состав музея вошел дом крестьян Осориных в селе Макарове Ростовского района.

Поскольку музей был литературным, то одним из ключе­вых направлений его научной работы было изучение ли­тературной жизни края. В этой связи в составе музея появился еще один объект — дом Ржевских в Ярославле, связанный с жизнью и деятельностью белорусского поэта М. А. Богдановича, жившего здесь в начале XX века.

На начало 1985 г. Ярославское бюро международного молодежного туризма«Спутник» приняло более 900 иностранных туристов, направило за границу более тысячи человек, в молодежные лагеря — более 500 человек. По внутрисоюзным путевкам было обслужено около семи тысяч туристов. По сравнению с предыдущими годами эти цифры были весьма показательны, но времена перестрой­ки и распада СССР привели к разрушению сложившейся туристско-экскурсионной системы.

Уже к концу 1980-х годов руководители ярославского«Спутника» констатировали, что всю работу нужно пере­страивать исходя из новой социально-экономической и по­литической ситуации в стране и в мире. В 1989 г. стали осуществляться бартерные обмены, в результате которых«Спутник» получил первые компьютеры и стал приме­нять их в своей деятельности.

Начались безвалютные об­мены тургруппами с рядом городов Болгарии, с фирмой«ИМКА-Кассель». Был подписан договор между«Спутни­ком» г. Ростова и г. Ямса(Финляндия), проведены курсы русского языка и Всесоюзный семинар организаторов кур­сов русского языка для иностранцев, фестиваль породнен­ных городов, ставший заметным событием в культурной жизни города.

Таким образом, нетрадиционные формы работы туристических организаций в конце 80-х годов стали новым шагом в перестройке всей туристско-экскурсионной рабо­ты в 90-е годы.

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 2142
Источник: https://yarwiki.ru/article/1954/kultura-i-iskusstvo-brperioda-perestrojki-1985-1991

Градостроительство

В 80-е годы активно развивалось градостроительство. Появились но­вые микрорайоны. Много оригинальных зданий, памят­ников украсили города. В заволжском районе Ярославля был построен кинотеатр«Аврора», в Дзержинском рай­оне — кинотеатр«Победа».

В середине 80-х годов было закончено строительство комплекса речного вокзала в Ярославле, за сооружение которого авторский коллектив во главе с архитектором Т. П. Садовским был удостоен Государственной премии РСФСР. Были разработаны и сооружены памятники Георгию Димит­рову, Михаилу Фрунзе. В 90-е годы появились памятни­ки: Ярославу Мудрому и Максиму Богдановичу — в Ярославле, Фёдору Ушако­ву — в Рыбинске.

В конце 80-х годов был соз­дан на озере Плещеево Переславский государственный природно-исторический парк.

Еще одним достижением в проектировании стала победа в 1991 г. авторского коллектива комитета по ар­хитектуре и градостроительству области во Всероссий­ском конкурсе на лучший проект генерального плана территории сельского совета, за основу которого по Ярославской области была принята территория Карабихского сельского и Красноткацкого поселковых сове­тов.

Одиннадцать городов Ярославской области были включены в список исторических городов-памятников истории и культуры. С тех пор это налагает особую от­ветственность на проектировщиков, решающих градо­строительные задачи.

Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 1451
Источник: https://yarwiki.ru/article/1954/kultura-i-iskusstvo-brperioda-perestrojki-1985-1991
Кол-во блоков: 12 | Общее кол-во символов: 28395
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/kultura_perioda_perestroyki/: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 6858 (24%)
  2. https://studref.com/351090/kulturologiya/kultura_gody_perestroyki_1985_1991: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 8138 (29%)
  3. https://yarwiki.ru/article/1954/kultura-i-iskusstvo-brperioda-perestrojki-1985-1991: использовано 7 блоков из 7, кол-во символов 13399 (47%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий