1017,Культура России второй половины 19 в — рассмотрим основательно

Развитию культуры в этот период способствовали следующие факторы:

  • отмена крепостного права
  • развитие экономики
  • завершение промышленного переворота. 

Осуществлялся процесс демократизации культуры. 

Блок: 1/7 | Кол-во символов: 196
Источник: https://webhistoryrussia.ru/istoriya-rossii/16-rossiya-v-xixv/64-kultura-vtoroj-poloviny-khikh-v

Образование

Произошёл небывалый рост уровня образования. Начали открываться многочисленные школы, образование становилось поуровневым – начальная школа и средняя. К средним относились многочисленные гимназии и училища, где студенты не только получали общее образование, но и осваивали необходимые для дальнейшей работы знания. Появились женские курсы.

Образование оставалось платным, поэтому все большее значение стали обретать библиотеки и музеи, где могли обрести знания те, у кого не было денег на лицей или гимназию. Были созданы Третьяковская галерея, Исторический музей, Русский музей и другие.


Также активно развивалась наука, были созданы несколько научных школ, которые стали фундаментом для важнейших открытий. Огромное развитие получили история и философия.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 769
Источник: http://historykratko.com/kultura-vo-vtoroy-polovine-19-veka

2. Наука

Солидная база, созданная развитием науки и просвещения в первой половине XIX в., потребности капиталистической экономики в пореформенной России способствовали блестящим успехам естественных и точных наук во второй половине XIX в. Мировую известность приобрели исследования математика П.Л.Чебышева, физиков А.Г.Столетова и П.НЛебедева.

Величайшим научным открытием стал периодический закон химических элементов, сформулированный Д.И.Менделеевым. А.М.Бутлеров провел глубокие исследования в сфере органической химии. Психологию и высшую нервную деятельность животных и человека изучали И.И.Сеченов и И.П. Павлов. И.И.Мечников работал в сфере бактериологии. Значительные успехи были достигнуты и в географических исследованиях: Н.М.Пржевальский изучал Центральную Азию, Н.Н.Миклухо-Маклай — Океанию.

Вторая половина ХГХ в. ознаменовалась рядом технических открытий: Г.Ш.Яблочков и А.Н.Лодыгин сконструировали электрические лампы, А.С.Попов — радиоприемник В 1880-е гг. была построена первая в России электростанция, электричество стало применяться при освещении городов. Входят в быт телеграф и телефон.

Блестящие достижения точных и естественных наук укрепляли в среде интеллигенции культ разума, науки, точных знаний. Многие выдающиеся русские ученые были атеистами и материалистами. Материалистических взглядов в философии и социологии придерживались Чернышевский, Добролюбов, Писарев.

Иную позицию занимали позитивисты: они считали, что человек не должен задаваться общими философскими вопросами (например, о том, что первично — материя или сознание), а должен сосредоточиться на конкретных научных исследованиях. Позитивистами были многие либералы, в том числе видный философ К.Д.Кавелин, близок к этому течению был и Н.К.Михайловский.

Материалистам и позитивистам противостояли религиозные философы, наиболее яркими из которых были К.Н.Леонтьев (1831-1891) и Вл.С.Соловьев (1853-1900). И Соловьев и Леонтьев утверждали, что человек и весь материальный мир созданы Богом и подвластны ему. Леонтьев обосновывал с помощью этой идеи необходимость самодержавной власти и общественного неравенства, говорил о неизбежности страданий и несправедливости. Соловьев же считал идею Бога основой для внесения в жизнь начал добра, справедливости, милосердия.

Во второй половине XIX в. на значительную высоту поднялась российская историческая наука. Великий историк С.М.Соловьев создал фундаментальную «Историю России с древнейших времен». Следуя взглядам Гегеля, он изобразил русскую историю как борьбу противоположностей — созидательного государственного начала и разрушительных антигосударственных тенденций (народных бунтов и др.). Ученик Соловьева В.О.Ключевский, близкий по взглядам к позитивистам, больше внимания уделил народной жизни, быту, социально-экономической истории и изложил результаты своих исследований в блестящем «Курсе русской истории».

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 2864
Источник: http://historikoff.net/dop18.htm

Начало XX века — «серебряный век» русской культуры


Российская культура начала нового столетия явилась достойной преемницей русской культуры XIX в., хотя ее развитие проходило в иных исторических условиях.

Начало XX века — это время творческого взлета русской науки, литературы, искусства, своеобразное культурное возрождение. Оно как бы распадалось на несколько течений: с одной стороны, дальнейшее развитие лучших демократических традиций, с другой — сомнения, пересмотр старого, противоречивые и мятежные искания нового, попытки максимального самовыражения. Во многом это была культура для «избранных», далекая не только от народа, но и от широких кругов интеллигенции. Но именно она положила начало новому направлению в искусстве России.

Новые направления в литературе. В начале XX в. литература по-прежнему играла исключительно важную роль в культурной жизни страны. Наряду с реалистическим направлением (Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин, А. Куприн, М. Горький и др.) в русской литературе, особенно в поэзии, появляются новые направления. Это было связано с именами Л. Андреева, А. Блока, В. Брюсова, А. Ахматовой, И. Северянина, В. Маяковского и др. Характерной особенностью новых направлений в поэзии — декадентства, символизма — являлся не только своеобразный протест и неприятие действительности, но и поиск новых путей самовыражения.



Александр Александрович Блок

Музыка

Развитие музыкального искусства, как и в предыдущие годы, было тесно связано с именами композиторов — членов «Могучей кучки». Однако в русской музыке появляются и новые имена. В это время начинают свою композиторскую деятельность А. Глазунов, С. Рахманинов, А. Скрябин, И. Стравинский, С. Прокофьев. В их творчестве национальные традиции связываются с активными поисками в области музыкальной формы. Немало замечательных певцов дала русская вокальная школа. Среди них звездами первой величины были Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова.

Живопись

Для русской живописи, впрочем, как и для всего изобразительного искусства начала XX в., характерны две главные тенденции: традиционная реалистическая и модернистская. Реалистическое направление в живописи представлял И. Репин, написавший за 1909—1916 гг. ряд портретов (П. Столыпина, Л. Толстого, В. Короленко, В. Бехтерева и др.), его ученик В. Серов, портреты которого — настоящие психологические характеристики писателей, артистов, врачей. К этому периоду относится и деятельность «поэта русской природы» И. Левитана.

Модернизм был связан с отходом ряда художников от устоявшихся норм в живописи и поиском новых художественных решений. Модернизм не был сугубо российским явлением в изобразительном искусстве. Он затронул все страны, особенно Францию и Италию. В начале века в России получает развитие живопись импрессионизма. Ее приверженцами были К. Коровин, В. Борисов-Мусатов и др. Родоначальником модернизма в России можно считать М. Врубеля. Тема Демона, в течение десятилетий бывшая основной в его творчестве, воплощала неудовлетворенность, тоску и гнев мятущегося человека.

Подлинными лидерами абстракционизма не только в России, но и в мировой живописи стали В. Кандинский и К. Малевич.

Следует заметить, что культурную жизнь в России поддерживала плеяда российских меценатов (С. Дягилев, С. Мамонтов, С. Морозов и др.), сыгравших значительную роль в развитии русской культуры.

Всемирное признание русской культуры. Культура России начала XX в. достигла удивительных высот. Она способствовала не только росту самосознания народов России, но и оказала влияние на всю европейскую культуру.



Сергей Павлович Дягилев, русский театральный и художественный деятель

Русское искусство получило широкое международное признание. Организованные С. Дягилевым «Русские сезоны в Париже» (1906—1912) явились заметными событиями в европейской культурной жизни.

Так в 1906 г. парижанам была представлена выставка «Два века русской живописи и скульптуры», которую Дягилев дополнил концертом русской музыки. Успех был потрясающий. В следующем году парижане могли познакомиться с русской музыкой от Глинки до Скрябина. В 1908 г. в Париже с исключительным успехом выступил Ф. Шаляпин, исполнивший партию царя Бориса в опере Мусоргского «Борис Годунов». Поистине уникальным явлением явился взлет русского балета в начале века. С 1909 по 1912 г. в Париже ежегодно проходили «Русские се-зоны балета», ставшие событием мирового масштаба. На газетных полосах замелькали имена русских танцовщиков — Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского. Небывалый успех выпал на долю балетов И. Стравинского «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная». 

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ:

Несмотря на относительно невысокий уровень грамотности в России (менее 30 % к 1913 г.), газеты, журналы, книги получают все большее распространение. Накануне первой мировой войны в стране издавалось 2915 журналов и газет, а по количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире (после Германии и Японии).

Использованная литература:

В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX — нач. XX в., 1998.

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 5010
Источник: https://KnowHistory.ru/history/xix-xx/russkaya-kultura-vo-vtoroy-polovine-xix-nachale-xx-veka

Живопись

Большую известность получили художники-реалисты – Е.И. Репин, В.И. Суриков, А.Г. Саврасов. Во главе с И.Н Крамским они образовали «товарищество передвижников», ставящее своей главной целью необходимость «нести искусство в массы». Эти художники открывали небольшие передвижные выставки в самых отдалённых уголках России, чтобы приучить народ к искусству.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 363
Источник: http://historykratko.com/kultura-vo-vtoroy-polovine-19-veka

Скульптура как вид культуры второй половины 19 века

Скульптор М.О. Микешин создал памятники «Тысячелетие России» в Новгороде Великом, «Богдан Хмельницкий» в Киеве, «Минин» в Нижнем Новгороде. В Москве в 1880 г. был открыт памятник А.С. Пушкину работы А. М Опекушина. ММ Антокольский известен скульптурами Мефистофеля, Вольтера, Петра 1, Ермака, Ивана Грозного. 

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 362
Источник: https://webhistoryrussia.ru/istoriya-rossii/16-rossiya-v-xixv/64-kultura-vtoroj-poloviny-khikh-v

Архитектура второй половины XIX века


Господствующим стилем была эклектика (смешение различных стилей), разновидность которой — псевдорусский стиль. По проекту К.А. Тона были возведены Большой Кремлевский дворец. Оружейная палата, Николаевский и Московский вокзалы, храм Христа Спасителя. В.А. Шервуд- автор здания Исторического музея. 

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 336
Источник: https://webhistoryrussia.ru/istoriya-rossii/16-rossiya-v-xixv/64-kultura-vtoroj-poloviny-khikh-v

ИСТОЧНИКИ

С вступлением России в конце XIX — начале XX вв. в стадию монополистического капитализма изменяется характер и структура корпуса источников. Увеличивается количество хозяйственной документации. С укрупнением производства налаживается система строгой отчетности всех производственных звеньев, унифицируется текущая документация, для ее ведения используются типографские бланки с твердым формуляром. Это во многом облегчает работу с этим видом источников. Кроме того, с начала XX в. начинает широко применяться машинопись и др. механические способы воспроизведения записей. Новыми формами экономической документации в этот период являются тайные монополистические договоры, протоколы совещаний руководителей компаний, частные статистические сводки.

В результате революции 1905-07 гг. изменяется характер русского законодательства. 17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест, в котором, кроме введения общедемократических свобод — слова, печати, собраний — провозгласил создание в России законодательной Думы. Отныне законы должны были приниматься с одобрения Думы. За царем сохранялось право законодательного почина, утверждения законов, а также их принятие без одобрения Думы в чрезвычайных обстоятельствах. Законы, изданные с 1881 по 1913 гг. вошли в III собрание «Полного собрания законов Российской империи». Текущие законодательные акты публиковались в периодически издававшемся «Собрании узаконений». 23 апреля 1906 г. накануне открытия I Государственной Думы Николай II подписал новый Свод Основных государственных законов.

В начале XX в. появляется еще один принципиально новый вид источников — документы политических партий. Первые русские политические партии — социалистов-революционеров и социал-демократов — были созданы подпольно в 1901-03 гг. После манифеста 17 октября образование партий стало легальным. Крупнейшими из новообразованных партий в России были конституционно-демократическая партия и Союз 17 октября. Изучение партийных программ и установок является одним из важнейших направлений общественно-политических исследований.

Из публицистических сочинений периода получили большую известность работы В.Г.Плеханова «Наши разногласия», В.И.Ленина «Развитие капитализма в России», «Империализм как высшая стадия капитализма», антиреволюционный сборник статей о русской интеллигенции «Вехи», авторами которого были П.Б.Струве, Н.А.Бердяев, С.Булгаков, М.О.Гершензон и др. При использовании публицистических материалов, особенно в периодике, необходимо учитывать, что провозглашение свободы слова в России относится только к 1905 г.

Из документов личного происхождения особенно известны дневники Николая II и его переписка, воспоминания С.Ю. Витте, П.Н.Милюкова и др.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 2704
Источник: http://historikoff.net/dop18.htm

Литература второй половины XIX века


В 1860-е гг. в Петербурге сплотилась группа композиторов, за которой закрепилось название «Могучая кучка». Ее создателем стал МА. Балакирев. В состав «Могучей кучки» входили М.П. Мусоргский (оперы «Борис Годунов», «Хованщина»), Н.А. Римский-Корсаков(оперы «Псковитянка», «Снегурочка»), А.П. Бородин (опера «Князь Игорь»), ЦА. Кюи. Произведения участников «Могучей кучки» утвердили в музыке русские национальные начала. Великим русским и мировым композитором стал П.И. Чайковский, сумевший совместить в своем творчестве общеевропейские и русские национальные музыкальные формы. Он создал оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», симфонии, романсы. В Москве и Петербурге в 1860-е гг. открылись первые консерватории. Но на  Рубеже 19-20 веков была совсем другая обстановка.

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 866
Источник: https://webhistoryrussia.ru/istoriya-rossii/16-rossiya-v-xixv/64-kultura-vtoroj-poloviny-khikh-v

Кол-во блоков: 12 | Общее кол-во символов: 14394
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. http://historykratko.com/kultura-vo-vtoroy-polovine-19-veka: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 1132 (8%)
  2. https://webhistoryrussia.ru/istoriya-rossii/16-rossiya-v-xixv/64-kultura-vtoroj-poloviny-khikh-v: использовано 5 блоков из 7, кол-во символов 2684 (19%)
  3. http://historikoff.net/dop18.htm: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 5568 (39%)
  4. https://KnowHistory.ru/history/xix-xx/russkaya-kultura-vo-vtoroy-polovine-xix-nachale-xx-veka: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 5010 (35%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий