С падением политического значения Киева, началом раздробленности Киевской Руси в едином историко‑культурном процессе возникли самостоятельные художественные школы, связанные с региональными бытовыми и художественными традициями.
Источник: https://istorikonline.ru/ege-po-istorii/kulturnoye-razvitiye-russkikh-zemel-i-knyazhestv.html
Содержание
Домонгольский период
Литература развивалась по трем направлениям:
— летописание (приобрело местный характер): особенным богатством языка, образностью отличались Киевская и Галицкая летописи;
— «слова» (речи): наиболее известный литературный памятник Руси XII в. — «Слово о полку Игореве». Его содержание проникнуто сознанием необходимости единения Русской земли, прекращения братоубийственных распрей и междоусобиц;
— памятники дворянской общественной мысли: «Моление» Даниила Заточника.
Продолжало развиваться устное народное творчество (былины, песни).
Характерные черты:
— общая замедленность темпов развития;
— традиционализм (авторитет старины, следование образцам);
— господство в идеологии религиозного мировоззрения;
— накопление знаний;
— христианские вечные ценности, определявшие тип культуры.
В период раздробленности складывались различные архитектурно‑художественные школы. Большинство храмов XII — начала XIII в. одноглавые. Мозаичные изображения уступили место фрескам. Отличия в характере архитектуры в основном связаны со строительным материалом, используемым в той или иной земле. Например, в Киеве, Смоленске, Чернигове, Рязани по‑прежнему строили из плинфы, в Новгороде из известняка, в Киеве, во Владимиро‑Суздальской и Галицко‑Волынской Руси из камня. Характерные черты белокаменной архитектуры — изысканность, стройность, ясность, устремленность ввысь, богатый декор стен. Отличительной чертой этих сооружений является аркатурно‑колончатый пояс, проходящий посередине здания.
Зодчество отличается уменьшением объемов и упрощением конфигурации каменных зданий. Белокаменные храмы — Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота во Владимире‑на‑Клязьме, церковь Покрова‑на‑Нерли, княжеский замок в Боголюбове — стали образцами для других русских земель.
Изобразительное искусство. Храмы украшали иконами, фресками, мозаикой, резьбой по камню и дереву. Возрастало влияние церкви, ужесточавшей контроль за соблюдением канонов (образы становились более суровыми, аскетичными); в искусство местных школ активно стали проникать элементы народной культуры. Иконы: «Боголюбская Богоматерь» (середина XI в.); «Богоматерь Оранта — Великая Панагия» (конец XI в.); «Дмитрий Солунский» (конец XII в.).
Источник: https://istorikonline.ru/ege-po-istorii/kulturnoye-razvitiye-russkikh-zemel-i-knyazhestv.html
Летопись и сказание XIV–XV столетия
Быстрыми темпами возрождалось летописание, которое рассказывало историю русского народа со времен правления Рюрика. Главной целью летописей было донести до народа идею единства Русских земель. В XIV столетии летописи пишутся в монастыре Троице-Сергиевском и храмах города Москвы. В этот период была написана летопись «Русский хронограф», в которой описывали объединение русских княжеств против монголо-татарского войска. Самым объёмным произведение считается «Сказания о мамаевом побоище».
Новым письменным жанром эпохи было сказание или житие, которое рассказывало о жизни светских или духовных лиц. Популярным чтением народа этой эпохи стало «Житие Сергия Радонежского», которое написал Епифаний Премудрый в 1417–1418 года. Памятником культуры русского народа XIV века считается сказание «Зодонщица», в котором раскрываются события Куликовского сражения 1380 года. Известный рассказ о путешествиях «Хождение за три моря» написанный купцом А. Никитиным, который описывал события с 1466 по 1472 года.
В Троицко-Сергеевском, Кирило-Белозерском и Соловецком монастырях были открыты библиотеки, а также книгописные мастерские. Книги в эту эпоху были редкостью и создавались в основном на заказ. В эту эпоху дорогой пергамент и брест заменила бумага, которую привозили с Франции и Италии.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/11266-russkaya-kultura-xivxv-vekov.html
Это интересно: 85,Бердск: краткая история города
Литература
Новый подъем переживает устное народное творчество. Новые произведения звали на борьбу за свержение золото-ордынского ига («Сказание о невидимом граде Китеже», «Песня о Щелкане Дудентьевиче»). Появились новые центры летописания. С 1325 года летописные записи стали вестись в Москве. В 1408 году был составлен общерусский летописный свод — Троицкая летопись. Интерес к всемирной истории вызвал появление хронографов — своеобразной всемирной истории. В 1442 году Пахомием Логофетом был составлен первый русский хронограф. Распространенным литературным жанром стали исторические повести («Повесть о разорении Рязани Батыем», повести «О битве на Калке», об Александре Невском и др.). Победе на Куликовом поле посвящены «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина». Расцвел жанр житийной литературы. Первое в европейской литературе описание Индии дал тверской купец Афанасий Никитин («Хождение за три моря» (1466—1472гг.)).
Источник: https://histerl.ru/lectures/kultura_xiii-xv_vekov.htm
Развитие живописи
Периодом расцвета русской иконописи и святости припадает на XIV–XV столетия. Наиболее значимым для русской культуры этой эпохи стал Рублев Андрей. Основные работы иконописца:
— иконостас Троицкого собора в Троицко-Сергиевом монастыре;
— иконы «Жена-мироносица у гроба Христа» и «Троица».
Живопись в русской культуре XIV–XV веков относится, к золотому веку также популярными становится росписи фресками. В конце XIV века была создана художественная школа живописи, ее выходец Феофан Грек. Он сделал большой вклад в развитии школ искусства в таких городах, как Москва и Новгород. Феофан Грек расписал фресками: московский Благовещенский собор, Спасо-Преображенский собор, икону «Донской Богоматери», церкви Федора Стратилата Стенная и Успения Богоматери, иконостас Благовещенского собора.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/11266-russkaya-kultura-xivxv-vekov.html
Архитектура
В Новгороде и Пскове быстрее, чем в других землях, возобновилось каменное строительство (церкви Федора Стратилата (1361 год) и Спаса на Ильине улице (1374 год) в Новгороде, расписанная внутри Феофаном Греком, церковь Василия на Горке (1410 год) в Пскове). Каменные постройки в Московском княжестве появились в XIV—XV век (храмы в Звенигороде, Загорске, собор Андронникова монастыря в Москве). При Дмитрии Донском в 1367 году были возведены белокаменные стены Московского Кремля. Спустя сто лет участием итальянских мастеров был созван ансамбль Московского Кремля, во многом хранившийся до наших дней. В 1475—1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти был создан главный храм Московского Кремля — Успенский собор. В 1484— 1489 годах псковскими мастерами был сооружен Благовещенский собор. Тогда же (в 1487—1491гг.) была построена Грановитая палата.
Источник: https://histerl.ru/lectures/kultura_xiii-xv_vekov.htm
Культура Владимиро‑Суздальской земли
В Северо-Восточной Руси было создано замечательное произведение древнерусской литературы — «Слово Даниила Заточника».
На протяжении долгих веков на Руси развивалось и совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее — по камню. Белокаменная резьба Владимиро‑Суздальской Руси времени правления Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, ярко выраженная в украшениях дворцов, соборов, стала примечательной чертой древнерусского искусства.
Под Владимиром Андрей Боголюбский основал город‑замок, названный Боголюбовом. В Боголюбове есть постройка, ставшая символом древнерусской архитектуры, — знаменитая церковь Покрова-на-Нерли (1165), возведенная князем в память о сыне Изяславе, погибшем в бою с волжскими булгарами. Во Владимире на княжеском дворе стояла церковь Спаса, входили в город через Золотые ворота (1164). Новый владимирский Успенский собор (1158-1160), заложенный князем Андреем, по высоте превосходил все соборы Святой Софии, построенные на Руси.
Источник: https://istorikonline.ru/ege-po-istorii/kulturnoye-razvitiye-russkikh-zemel-i-knyazhestv.html
Живопись
Как и в архитектуре, в живописи шел процесс слияния местных художественных школ в общерусскую (вплоть до XVII века). В XIV веке в Новгороде и Москве работал выдающийся художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Высший подъем русской живописи этого периода связан с творчеством гениального русского художника Андрея Рублева, жившего на рубеже XIV—XV веков. Наиболее известными произведениями Рублева являются «Троица» (хранится в Третьяковской галерее), фрески Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина (Третьяковская галерея), Троицкого собора в Загорске.
Источник: https://histerl.ru/lectures/kultura_xiii-xv_vekov.htm
Это интересно: 145,В ЧЕМ ВЫ ВИДИТЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО УКЛАДА ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОГО КНЯЖЕСТВА В XII-XIII вв?
Культура Новгородской земли
На протяжении нескольких столетий Новгород Великий был «второй столицей» Руси после Киева. Сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о наличии высокого уровня грамотности среди городского населения. Во второй половине XIII в. в Новгороде замерло каменное строительство. В 1292 г. новгородцы начали возводить церковь Николы на Липне, а в XIV в. на Новгородской земле создается целый ряд храмов: церкви Федора Стратилата на Ручью (1360) и Спаса на Ильине улице (1374).
Во второй половине XIII — середине XIV в. новгородские мастера создали особый стиль храмового строительства: малые размеры церквей, изящество форм и оригинальность декора; фасады храмовых зданий покрыты маленькими фигурными нишами, углублениями в форме розеток, крестиками, выложенными из обтесанного кирпича; барабаны куполов опоясаны рядами кокетливых арок и треугольников; трехлопастное покрытие, подчеркнутое декоративной аркой, — который стал в XIV-XV вв. истинным архитектурным символом новгородского стиля храмового строительства.
В Новгороде Великом развивалась и светская архитектура, яркий пример тому — каменная Грановитая палата, в которой собирались на совет родовитые бояре. Характерные черты новгородской школы живописи: ясность идеи, реальность изображения, доступность (иконы «Ангел Златые власы», «Спас Нерукотворный», «Успение Богородицы»). К шедеврам Новгородской земли относятся и знаменитые фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (конец XII в.).
Источник: https://istorikonline.ru/ege-po-istorii/kulturnoye-razvitiye-russkikh-zemel-i-knyazhestv.html
Основные документы эпохи
«Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли», «Ледовое побоище 1242 г.», «Задонщина», «Судебник 1497 года».
Источник: https://histerl.ru/lectures/kultura_xiii-xv_vekov.htm
Культура Московского княжества
В Москве, возглавившей процесс собирания русских земель, велось активное строительство. В центре Кремля, на Соборной площади, появилась колокольня Ивана Великого (достроена при Борисе Годунове). В 1479 г. было завершено строительство нового Успенского собора (зодчий Аристотель Фиорованти). В 1484-1489 гг. псковские мастера возвели Благовещенский собор — домовую церковь московских государей. Неподалеку от него была сооружена усыпальница московских великих князей — Архангельский собор. В конце XV в. была построена Грановитая палата, которая являлась частью царского дворца, его тронным залом. Московский Кремль стал своеобразным символом могущества и силы сложившегося вокруг Москвы государства.
Живопись XIV-XV вв. поднялась на новую, высшую, ступень своего развития. В Новгороде при росписи Волотовской церкви, а позднее в Москве в конце XIV — начале XV в. работал художник Феофан Грек. Вместе с Симеоном Черным он трудился над оформлением московской церкви Рождества Богородицы, участвовал в оформлении Архангельского собора в Москве. Крупнейший русский художник конца XIV — начала XV в. Андрей Рублев совместно с Феофаном Греком и живописцем Прохором из Городца расписал Троицкий собор в Троице‑Сергиевом монастыре. Его перу принадлежит знаменитое произведение «Троица». В творчестве Рублева отразилась эпоха национального подъема, вызванного Куликовской битвой.
Большого развития в XIV-XV вв. достигло русское прикладное искусство. Сохранились выдающиеся образцы ювелирных изделий, резьбы по дереву и камню, деревянной скульптуры, произведений шелкового шитья. С образованием самостоятельных княжеств‑государств в живописи складывались местные художественные школы, отличавшиеся друг от друга манерой исполнения и цветовой гаммой.
Одним из важнейших итогов развития Киевской Руси и княжеств‑государств периода раздробленности, их культуры было складывание древнерусской народности. Для нее характерны единый язык, относительное политическое единство, общая территория, близость материальной и духовной культуры.
Источник: https://istorikonline.ru/ege-po-istorii/kulturnoye-razvitiye-russkikh-zemel-i-knyazhestv.html
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://istorikonline.ru/ege-po-istorii/kulturnoye-razvitiye-russkikh-zemel-i-knyazhestv.html: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 7011 (53%)
- https://histerl.ru/lectures/kultura_xiii-xv_vekov.htm: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 2539 (19%)
- https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/11266-russkaya-kultura-xivxv-vekov.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 3570 (27%)