143,В ЧЕМ ВЫ ВИДИТЕ ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ И БЫТА РОССИИ В XVII В, ?

Характерной чертой культуры России XVII в. было ее обмирщение, или секуляризация. Эти процессы коснулись всех сфер культуры, в том числе архитектуры, живописи и церковного пения. В сфере архитектуры приобрел популярность шатровый стиль, а также так называемый «нарышкинский стиль». В сфере живописи иконопись постепенно начала вытеснять парсуна и портрет. Художественное творчество становилось все более светским. А в области церковного пения произошло введение партеса – многоголосного пения, более живого и интересного. Обо всем этом более подробно вы узнаете из данного урока.


Блок: 1/5 | Кол-во символов: 579
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/7-klass/spetskurs/kultura-xvii-veka-novye-yavleniya-v-arhitekture-i-zhivopisi

Образование и книгопечатание как особенности культуры XVII века

Развитие торговли и ремесла, рост аппарата власти, активизация международных связей России, потребности обороны страны требовали увеличения числа образованных людей и улучшения качества образования. Это обусловило быстрый рост системы образования.

  • Расширялась система начального образования: открывались школы при монастырях, частные учебные заведения. Во второй половине столетия было создано несколько государственных школ. Широкое распространение среди знати получило домашнее образование.
  •  Специальные школы готовили служащих для центральных учреждений (для Печатного двора, Аптекарского приказа и т.д.). В 1867г. в Москве была открыта первая высшая школа – Славяно-греко-латинская Академия, в которой наряду с классическими языками и богословием изучали и светские дисциплины. Академия готовила священников и чиновников.
  •  Образование по-прежнему носило церковный характер. Обязательным было заучивание наизусть церковных книг. Более широкое распространение получили светские дисциплины.

Распространение грамотности способствовало развитию книгопечатания — это особенности культурного развития России. Широким спросом пользовались издававшиеся в Москве дешевые буквари.

Уровень грамотности. Хотя масса населения страны оставалась неграмотной, количество грамотных людей резко возросло по сравнению с предыдущим периодом.

Культурная ориентация России. Характерной особенностью этого периода стали оживленные споры среди высшего духовенства знати по вопросам распространения грамотности и организации обучения. В середине века усилилась прозападническая тенденция в просвещении: для обучения царских детей, организации школьного дела, перевода и исправления богослужебных книг в Россию приглашались образованные люди из Украины и Белоруссии.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1808
Источник: https://webhistoryrussia.ru/istoriya-rossii/14-epokha-pervykh-romanovykh/43-osobennosti-kulturnogo-razvitiya-rossii-na-poroge-novogo-vremeni-chast-1

Литература и общественно-политическая мысль как следствие особенностей культуры 17 века России


Литература XVIIв. Характеризуется усилением светского начала, тесной связью с общественно-политической мыслью.

Изживала себя традиция летописей. В 30-е годы XVIIв. Было создано последнее летописное сочинение – «Новый летописец», в котором излагаются события от смерти Ивана Грозного до окончания «Смутного времени» и доказываются права династии Романовых на престол.

На основе развития жанра житийной литературы появились произведения с чертами автобиографии. Первым таким произведением в русской литературе можно назвать «Житие протопопа Аввакума», им самим написанное.

Новые черты приобретала историческая повесть. Утрачивались церковные элементы, героями становились обычные люди, описывались реальные события (повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и др.). Многие произведения рассказывали о событиях «Смутного времени».

Появились новые литературные жанры: драматургия, поэзия, демократическая сатира, бытовая повесть.

  • Родоначальником русской драматургии и поэзии считают белорусского ученого и просветителя Симеона Полоцкого (С.Е. Петровского-Ситниановича), написавшего первые оригинальные стихотворные пьесы на русском языке – «О Навуходоносоре царе» и «Притча о блудном сыне».
  • В первой половине XVIIв. Широкое распространение получила демократическая сатира, в которой наиболее ярко проявили себя новые черты в русской литературе (появление вымышленного героя, использование простого народного языка).
  • К демократической сатире близка бытовая повесть, отражавшая реальную жизнь представителей различных социальных слоев, изменения, которые происходили в быте, мировоззрении.
  • В XVIIв. Был составлен первый русский библиографический труд «Оглавление книг, кто их изложил», автором которого считают С. Медведева.

Дальнейшее развитие получила публицистика, отражавшая развитие общественно-политической мысли.

Под влиянием бурных социальных процессов «Смутного времени» зарождается оппозиционная публицистика.

Все большую популярность приобретала переводная литература, проникавшая в Россию в основном из Польши и Чехии через Белоруссию, реже с Востока. Поучительные повести и рассказы издавались в сборниках «Великое зерцало» и «Римские деяния».

В устном народном творчестве особенности культурного развития России по-прежнему преобладала героическая тематика – события Смуты и борьбы с интервентами. Большое распространение получили исторические песни о разбойниках («Разбойничий дуван») и о Степане Разине («Смерть Разина»). Особым направлением фольклора стало бытование в устной традиции пересказов отечественных и переводных литературных произведений.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 2686
Источник: https://webhistoryrussia.ru/istoriya-rossii/14-epokha-pervykh-romanovykh/43-osobennosti-kulturnogo-razvitiya-rossii-na-poroge-novogo-vremeni-chast-1

Театр

Был создан придворный театр в Москве (1672), просуществовавший лишь четыре года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполняли мужчины. В репертуаре театра были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. Придворный театр не оставил сколько-нибудь заметного следа в русской культуре.

В русских городах и селах широкое распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр — театр скоморохов и Петрушки (главный герой народных кукольных представлений). Правительство и церковные власти преследовали скоморошество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки властей предержащих.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 616
Источник: https://histerl.ru/lectures/17_vek/kultura_17.htm

Архитектуры


Архитектура России в XVII в. расцветала, так как возросли возможности государства. В это время были построены каменные царские палаты в Кремле, а также Теремной дворец (рис. 1). Именно в первой половине XVII в. Спасская башня (рис. 2) Московского Кремля и другие башни были увенчаны шатрами и главное здание России приобрело современный вид.

Рис. 1. Теремной дворец Московского Кремля (Источник) 

Рис. 2. Спасская башня Московского Кремля (Источник)

В это время наибольшее значение имело церковное зодчество.Эталоном церковных зданий стал Храм Троицы в Никитниках (рис. 3) с пятью шатрами, построенный в середине XVII в. Такие храмы строились в русских городах вплоть до первой половины XVIII столетия.

Рис. 3. Храм Троицы в Никитниках (Источник)

Интересным явлением церковного зодчества первой половины XVII в. было увлечение каменными шатрами. Этот элемент в каменное церковное строительство пришел из деревянного. Деревянный шатер был очень удобным. Но, с точки зрения патриарха Никона (рис. 4), это был неправильный элемент в строительстве церквей. Это рассматривалось как обмирщение Церкви, использование светских элементов в церковном строительстве. Церковь Рождества Богородицы в Путинках (рис. 5) – это последний построенный в Москве храм, увенчанный шатрами.  

Рис. 4. Патриарх Никон (Источник)

Рис. 5. Церковь Рождества Богородицы в Путинках (Источник)

В конце XVII в. в России наблюдалось совершенно новое явление в церковном зодчестве – так называемый «нарышкинский стиль». Храм Покрова в Филях (рис. 6), построенный в таком стиле, заметно отличается от Троицы в Никитниках. В таком храме человек ощущает себя в центре, находится прямо под куполом. Косвенно это были отзвуки идеи Возрождения, которые докатились до России в XVII в.: «Человек – это центр Вселенной и мера всех вещей». Несмотря на то что эта идея открыто не звучала в России, архитектурные формы этой идеи дошли до страны в конце XVII в.

Рис. 6. Храм Покрова в Филях (Источник)

В наибольшей степени «нарышкинский стиль» нашел отражение в другом храме – Церкве Знамения в Дубровицах (рис. 7). Это была усадьба воспитателя Петра I – Бориса Голицына. Храм был увенчан короной, что являлось элементом барокко того времени. Кроме того, в главной входной лестнице этого храма можно найти отражение идеи лестницы, спроектированной Микеланджело во Флоренции в одной библиотеке начала XVI в.

Рис. 7. Церковь Знамения в Дубровицах (Источник)

Таким образом, в конце XVII в. все отчетливее проявлялось связь Московского государства с европейскими архитектурными процессами.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 2578
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/7-klass/spetskurs/kultura-xvii-veka-novye-yavleniya-v-arhitekture-i-zhivopisi

Живопись и церковное пение

Новшества XVII в. в России проникли в это же время и в живопись. Это касается в первую очередь иконописи.

Вокруг иконописной манеры С. Ушакова, который написал икону «Спас Нерукотворный» (рис. 8), развернулась полемика. Ушаков считал, что необходимо писать лики святых иначе, чем это делали прежде. Необходимо было, по мнению Симона, показывать объем икон. Вся эта реальная схожесть икон с человеческими лицами вызвали сопротивление традиционалистов. Протопоп Аввакум (рис. 9) обрушился на эти новшества в иконописи. Эта полемика отражает те новые явления, которые существовали в иконописи России второй половины XVII в.

Рис. 8. Икона «Спас Нерукотворный» С. Ушакова (Источник)

Рис. 9. Протопоп Аввакум (Источник)

Еще одним элементом живописи в России XVII в. были фрески – роспись по штукатурке. Примером могут служить фрески в Ярославской церкви Ильи Пророка (рис. 10) иконописца Ф. Зубова. По канонам нужно было изобразить рождение святого в центре, а на заднем плане – остальные детали. Однако иконописец использует рождение Ильи Пророка лишь как повод для того, чтобы изобразить процесс жатвы. То есть иконописца не столько интересует религиозный сюжет, сколько возможность отобразить жизнь.

 

Рис. 10. Фрески Ярославской Церкви Ильи Пророка Ф. Зубова (Источник)

Новым явлением живописи в XVII столетии стало появление парсуны – переходной формы живописи между иконописной и светской манерой написания картин. На парсуне изображались конкретные персонажи с индивидуальными чертами. Однако в ней еще присутствовало плоскостное изображение, как и в иконописи. Примерами этого могут служить парсуны М.В. Скопина-Шуйского (рис. 11) и парсуна царя Федора Алексеевича (рис. 12).

Рис. 11. Парсуна М.В. Скопина-Шуйского (Источник)

Рис. 12. Парсуна царя Федора Алексеевича (Источник)

Таким образом, элементы жизни в XVII в. начали проникать в иконопись. И с конца XVII столетия можно употреблять слова «иконопись» и «живопись» как синонимы.

В конце XVII в. парсуна в России развивалась под заметным влиянием польского сарматского портрета. Шляхетская культура Речи Посполитой того времени именовалась «сарматской культурой». Примером польского сарматского портрета может служить портрет Ежи Оссолинского (рис. 13), а примером русского портрета – портрет князя Репнина (рис. 14).

Рис. 13. Портрет Ежи Оссолинского (Источник)

Рис. 14. Портрет князя Репнина (Источник)

Изменениям подверглось также церковное пение. На смену традиционным церковным песнопениям XVI – первой половины XVII в. с Украины и Речи Посполитой пришла новая манера исполнения, которая называлась партес – многоголосье. Это было более живое и яркое исполнение церковных песнопений. Когда традиционалисты обрушились с критикой на это церковное новшество, то смоленский митрополит Симеон сказал, что без партеса людям в церкви стоять скучно. Это было примером нового, более светского отношения к церкви. Элементы новой культуры, проникающие в Россию с Запада в это время, предусматривали развлечения и интерес к ним и имели право на существование, даже если это не было освещено авторитетом церковного начальства.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 3129
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/7-klass/spetskurs/kultura-xvii-veka-novye-yavleniya-v-arhitekture-i-zhivopisi

Выводы


Изменения в культуре и быте России XVII в. показывают общий поворот от культуры Средневековья к культуре Нового времени. Историки по-разному определяют эту границу. Одни ищут ее в XVII в., другие связывают ее с петровской эпохой. Эти споры уместны, так как перед историками выступает сложный многоплановый процесс.

Культура России XVII в. в своей основе оставалась еще традиционной. Но новшества, заметные во всех ее областях, подготавливали более решительные, кардинальные изменения в петровскую эпоху.

Список литературы

  1. Баранов П.А., Вовина В.Г. и др. История России. 7 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2013.
  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. 7 класс. Конец XVI – XVIII век. – М.: «Просвещение», 2012.
  3. История русского и советского искусства / Под ред. Д. В. Сарабьянова. – М.: Высшая школа, 1979.
  4. Лисовский В.Г. Архитектура России. Поиски национального стиля. – М.: Белый Город, 2009.
  5. Пилявский В.А., Славина Т.А., Тиц А.А., Ушаков Ю.С., Заушкевич Г.В., Савельев Ю.Р. История русской архитектуры / Под ред. Н.Н. Днепрова, Г.Г. Яцевича. – 2-е изд., доп. и перабот. – СПб.: Стройиздат СПб, 1994.
  6. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI–XVII века. – М., 1996.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Что нового появилось в архитектуре России XVII в.? Какие элементы в церковное строительство перешли из светского?
  2. Охарактеризуйте изменения в живописи России XVII в.
  3. Опишите новый тип церковного пения в России в XVII в. – партес.
Блок: 5/5 | Кол-во символов: 1517
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/7-klass/spetskurs/kultura-xvii-veka-novye-yavleniya-v-arhitekture-i-zhivopisi
Кол-во блоков: 9 | Общее кол-во символов: 12913
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://webhistoryrussia.ru/istoriya-rossii/14-epokha-pervykh-romanovykh/43-osobennosti-kulturnogo-razvitiya-rossii-na-poroge-novogo-vremeni-chast-1: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 4494 (35%)
  2. https://histerl.ru/lectures/17_vek/kultura_17.htm: использовано 1 блоков из 6, кол-во символов 616 (5%)
  3. https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/7-klass/spetskurs/kultura-xvii-veka-novye-yavleniya-v-arhitekture-i-zhivopisi: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 7803 (60%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий