1081,Литература и искусство

Литература и искусство
Специализация литературно-критический
Периодичность ежемесячный
Язык русский
Учредители ЛИЯ Комакадемии
Страна  СССР
Издатель ГИХЛ
Дата основания 1930

«Литература и искусство» (в 1932 переименован в «Марксистско-ленинское искусствознание») — журнал марксистской критики и методологии, орган Института литературы, искусства и языка Комакадемии. Выходил в Москве в 1930—1932 годах. Номинально ежемесячный, фактически же больше половины номеров вышло сдвоенными.


Блок: 1/4 | Кол-во символов: 491
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%B8_%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

Византия и крестоносцы

Эпоха Комнинов (1081–1185) и Ангелов (1185–1204)

Глава 1. Византия и крестоносцы 1. Комнины и их внешняя политика 2. Алексей I и внешняя политика до первого Крестового похода Норманская война 3. Борьба империи с турками и печенегами 4. Первый Крестовый поход и Византия 5. Внешняя политика при Иоанне II Отношение Иоанна к Востоку 6. Внешняя политика Мануила I и второй Крестовый поход Взаимоотношения с турками Союз двух империй Второй Крестовый поход Внешняя политика Мануила после Крестового похода 7. Внешняя политика Алексее II и Андронике I 8. Внешняя политика времени Ангелов 9. Образование Второго Болгарского царства 10. Третий Крестовый поход и Византия 11. Генрих VI и его восточные планы 12. Четвертый Крестовый поход и Византия 13. Внутреннее состояние империи в эпоху Комнинов и Ангелов 14. Внутреннее управление Финансовые и социальные обстоятельства Оборона и торговля 15. Просвещение, наука, литература и искусство

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1041
Источник: https://azbyka.ru/otechnik/books/8344-istorija-vizantijskoj-imperii-tom2/

Искусство Византии


Подробности Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 28.01.2016 16:53 11173

«Византия создала блестящую культуру, может быть, самую блестящую, какую только знали средние века, бесспорно единственную, которая до XI в. существовала в христианской Европе. 

Константинополь оставался в течение многих столетий единственным великим городом христианской Европы, не знавшим себе равных по великолепию. Своей литературой и искусством Византия оказывала значительное влияние на окружавшие её народы. Оставшиеся от неё памятники и величественные произведения искусства показывают нам весь блеск византийской культуры. Поэтому Византия занимала в истории средних веков значительное и заслуженное место» (Ш. Диль «Основные проблемы византийской империи»).

Византийская художественная культура стала родоначальницей некоторых национальных культур, в том числе, например, древнерусской культуры.

Византийская империя (Византия) сформировалась в 395 г. в результате окончательного раздела Римской империи после смерти императора Феодосия I на западную и восточную части. Через 80 лет Западная Римская империя прекратила своё существование, а Византия стала исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима на протяжении почти 10 столетий.

В 1453 г. Византийская империя окончательно прекратила своё существование под натиском османов (Османской империи).

Бессменной столицей и цивилизационным центром Византийской империи был Константинополь, один из крупнейших городов средневекового мира. В южнославянских языках назывался Царьград. Официально переименован в Стамбул в 1930 г.

Юстиниан I. Мозаика из базилики Сан-Витале (Равенна)

Положения самой могущественной средиземноморской державы Византия добилась при императоре Юстиниане I (527-565). 

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 1880
Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-drevnikh-narodov/545-iskusstvo-vizantii

Латинское Владычество на Востоке

Эпоха Никейской и Латинской империи

Глава 2. Никейская Империя (1204–1261). 1. Новые государства, образовавшиеся на византийской территории 2. Начало Никейской империи и Ласкариды 3. Внешняя политика Ласкаридов и возрождение Византийской империи Турки-сельджуки Латинская империя Иоанн III Дука Ватац (1222–1254) Эпирский деспотат и Никейская империя Фессалоника и Никея 4. Роль Болгарии на христианском Востоке при царе Иоанне-Асене II Греко-болгарский союз Союз Иоанна Ватаца с Фридрихом II Гогенштауфеном 5. Монгольское вторжение и союз правителей Малой Азии против монголов. Значение внешней политики Иоанна Ватаца 6. Феодор и Иоанн Ласкариды и восстановление Византийской империи 7. Церковные отношения в эпоху Никейской и Латинской империй Социальные и экономические условия в Никейской империи 8. Просвещение, литература и наука в эпоху Никейской империи 9. Византийский феодализм

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 977
Источник: https://azbyka.ru/otechnik/books/8344-istorija-vizantijskoj-imperii-tom2/

Общая характеристика византийского изобразительного искусства

I-III вв. – раннехристианский период (период предвизантийской культуры).

IV-VII вв. – ранневизантийский период. Его называли «золотым веком» императора Юстиниана I (527-565). 

VIII-начало IX вв. – иконоборческий период по указанию императора Льва III Исавра (717-741). Он издал Эдикт о запрещении икон.

867-1056 гг. – период Македонского Возрождения. Считается классическим периодом византийского искусства. XI в. – высшая точка расцвета византийского искусства.

1081-1185 гг. – период консерватизма. Правление императоров династии Комнины.

1261-1453 гг. – период Палеологовского Ренессанса. Это время возрождения эллинистических традиций.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 709
Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-drevnikh-narodov/545-iskusstvo-vizantii

Падение Византии. Эпоха Палеологов (1261 – 1451)

Глава 3. Падение Византии 1. Общее положение империи 2. Внешняя политика Михаила VIII Византия и Королевство Обеих Сицилий. Карл Анжуйский и Сицилийская Вечерня Восточная политика Михаила VIII 3. Внешняя политика Византии в царствование Андроников Испанские (каталонские) дружины на Востоке Успехи турок в Малой Азии Византия и возвышение Сербии. Стефан Душан Продвижение албанцев к югу Венеция и Генуя Иоанн V (1341–1391), Иоанн VI Кантакузин (1341–1354) и апогей сербского могущества при Стефане Душане 4. Политика Византии во второй половине XIV века Турки Генуя, Черная смерть 1348 г. и венецианско-генуэзская война 5. Мануил II (1391–1425) и турки Крестовый поход Сигизмунда Венгерского и сражение при Никополе Экспедиция маршала Бусико Путешествие Мануила II по Западной Европе Битва при Ангоре и ее значение для Византии Положение в Пелопоннесе Проекты реформ Гемиста Плифона Осада Константинополя в 1422 г. 6. Иоанн VIII (1425–1448) и турецкая угроза 7. Константин XI (1449–1453) и взятие Константинополя турками 8. Церковные отношения при Палеологах Лионская уния Арсениты, “Зилоты” и “Политики” Исихастское движение Обращение в католицизм Иоанна V Флорентийская уния Вопрос о соборе в Святой Софии 9. Политические и социальные условия в империи 10. Просвещение, литература, наука и искусство в эпоху Палеологов 11. Вопрос об унии Исихастское движение, мистики 12. Византия и итальянское Возрождение – Приложения Приложения от научного редактора Византийские императоры Императоры Латинской империи, и правители мелких независимых государств, существовавших на территории Византии после 1204 г. Патриархи Константинопольские за период 381–1453 гг.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 1836
Источник: https://azbyka.ru/otechnik/books/8344-istorija-vizantijskoj-imperii-tom2/

Архитектура Византии


С первых дней своего существования Византия начала возводить величественные сооружения. К греко-римским элементам искусства и архитектуры примешивались восточные веяния. За весь период существования Византийской империи было создано много замечательных памятников во всех областях Восточной империи. До сих пор в искусстве Армении, России, Италии, Франции, в арабском и в турецком искусстве прослеживаются византийские мотивы.

Особенности византийской архитектуры

Формы византийской архитектуры были заимствованы у античной архитектуры. Но византийское зодчество постепенно их видоизменяло и в течение V в. выработало свой тип сооружений. В основном это были храмовые сооружения.

Главной его особенностью являлся купол для покрытия средней части здания (центрально-купольная система). Купол был уже известен в языческом Риме и в Сирии, но там он помещался на круглом основании. Византийцы первые разрешили задачу помещения купола над основанием квадратного и четырёхугольного плана при помощи так называемых парусов.

Па́рус – часть свода, элемент купольной конструкции. Посредством паруса осуществляется переход от прямоугольного основания к купольному перекрытию или его барабану. Парус имеет форму сферического треугольника, вершиной опущенного вниз. Основания сферических треугольников парусов в сумме образуют окружность и распределяют нагрузку купола по периметру арок.

Внутри византийских храмов вокруг среднего подкупольного пространства, за исключением алтарной стороны, шла галерея типа хо́ров (верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви, обычно на уровне второго этажа в парадном зале.

В западноевропейских храмах на хорах обычно размещаются музыканты, певчие, орган. В православных церквях – клирос (певчие и чтецы).

Владимирский собор в Киеве. Хо́ры, устроенные над боковыми нефами храма

Снизу галерею поддерживали колонны, антаблемент (балочное перекрытие пролёта или завершение стены) которых был не горизонтальный, а состоял из полуциркульных арок, перекинутых с колонны на колонну.

Колонны, поддерживающие галерею в храме Святой Софии

Внутренность здания не отличалась богатством и сложностью архитектурных деталей, но его стены облицовывались снизу дорогими сортами мрамора, а вверху, как и своды, обильно украшались позолотой, мозаичными изображениями на золотом фоне или фресковой живописью.

Интерьер Софийского собора

Мозаичное изображение Богородицы

Шедевром византийской архитектуры является Софийский собор.

Софийский собор (Стамбул)

Бывший православный собор, впоследствии – мечеть, в настоящее время – музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника в сегодняшний день – Музей Айя-Софья.

Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире (до постройки собора Святого Петра в Риме). Высота Софийского собора 55,6 м, диаметр купола 31 м.

Церковь Святой Ирины в Константинополе (Стамбул)

Представляет новый для VI в. тип базилики в форме креста. Притвор церкви выложен мозаикой времен Юстиниана. Внутри стоит саркофаг, в котором, по преданию, покоятся останки Константина (римского императора).

После завоевания Константинополя в 1453 г. церковь не была переделана в мечеть и значительных изменений в её внешнем виде не было произведено. Благодаря этому до наших дней храм Святой Ирины является единственной церковью в городе, сохранившей свой первоначальный атриум (просторное высокое помещение при входе в церковь).

Современный интерьер церкви

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 3558
Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-drevnikh-narodov/545-iskusstvo-vizantii

Живопись

Основным видом живописи была иконопись. Иконопись развивалась, в основном, на территории Византийской империи и стран, принявших восточную ветвь христианства – православие. Иконопись вместе с христианством приходит сначала в Болгарию, затем в Сербию и Русь.

Владимирская икона Божией Матери (начало XII в., Константинополь)

По церковному преданию, икону написал евангелист Лука. Икона попала в Константинополь из Иерусалима в V в. при императоре Феодосии.

На Русь икона попала из Византии в начале XII в. в качестве подарка святому князю Мстиславу от патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга. Сначала Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода (недалеко от Киева). Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 г. принес икону во Владимир (поэтому она и получила своё наименование). Хранилась в Успенском соборе.

Во время нашествия Тамерлана в 1395 г. чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. Войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, по заступничеству Богородицы.

В монументальной живописи Византии большое распространение получила мозаика.

Византийская мозаика (V в.)

Мозаика времён Юстиниана I

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 1364
Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-drevnikh-narodov/545-iskusstvo-vizantii

Скульптура


Скульптура в Византийской империи не получила особого развития, т.к. восточная церковь не очень благосклонно относилась к статуям, считая поклонение им в некотором роде идолопоклонством. Особенно нетерпимыми скульптурные изображения стали после постановления Никейского собора 842 г. – они были полностью устранены из соборов.

Поэтому скульптуре оставалось только украшать саркофаги или орнаментальные рельефы, переплёты для книг, сосуды и др. Материалом для них служила в большинстве случаев слоновая кость.

Порфировые тетрархи

Четыре тетрарха – скульптурная композиция из тёмно-красного порфира (тёмно-красная, пурпурная горная порода), вмонтированная в южный фасад венецианского собора Сан-Марко. Статуя была изготовлена в первой половине IV в. и являлась частью константинопольского Филадельфейона (одна из важнейших городских площадей Константинополя), построенного рядом с колонной Константина (современная площадь Чемберлиташ).

Известен Диптих Барберини – византийское изделие из слоновой кости, выполненное в античном стиле. Это изображение императорского триумфа датируется первой половиной VI в., а император обычно отождествляется с Анастасием I или, что более вероятно, Юстинианом I.

Диптих Барберини (V-VI вв.)

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 1246
Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-drevnikh-narodov/545-iskusstvo-vizantii

Декоративно-прикладное искусство

Были развиты резное дело, обработка металлов, из которых исполнялись выбивные или литые рельефные произведения.

Существовал и ещё один вид работ (agemina): на медной поверхности дверей или других плоскостей делался лишь слегка углублённый контур, который выкладывался другим металлом, серебром или золотом. Так выполнены двери римской базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, погибшие во время пожара в 1823 г., двери в соборах Амальфи и Салерно близ Неаполя.

Таким же способом изготовлялись напрестольные образа, доски для стенок престолов, оклады для Евангелий, ковчеги для мощей и т. п.

Особенно искусны были византийские мастера в эмальерных изделиях, которые можно разделить на два сорта: простую эмаль и перегородочную эмаль. В первой на поверхности металла делались с помощью резца углубления соответственно рисунку, и в эти углубления насыпался порошок цветного стекловидного вещества, которое потом сплавлялось на огне и приставало прочно к металлу; во второй рисунок на металле обозначался приклеенной к нему проволокой, и пространства между получившихся перегородок заполнялись стекловидным веществом, получавшим потом гладкую поверхность и прикреплявшимся к металлу вместе с проволокой посредством плавления.

Образцом византийского эмальерного дела является знаменитая Pala d’oro (золотой алтарь). Это род маленького иконостаса с миниатюрами в технике перегородчатой эмали, украшающий собой главный алтарь в венецианском соборе св. Марка.

Пала д’Оро

Иконостас содержит множество миниатюр.

Миниатюра с изображением Христа

Изготавливали в Византии и ювелирные украшения.

Обручальное кольцо, чернёное золото (Византия)

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 1669
Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-drevnikh-narodov/545-iskusstvo-vizantii
Кол-во блоков: 13 | Общее кол-во символов: 16116
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://azbyka.ru/otechnik/books/8344-istorija-vizantijskoj-imperii-tom2/: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 3854 (24%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%B8_%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 1836 (11%)
  3. http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-drevnikh-narodov/545-iskusstvo-vizantii: использовано 6 блоков из 7, кол-во символов 10426 (65%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.