Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 июня 2017; проверки требуют 17 правок.
Список предстоятелей Русской церкви включает первых по чести епископов Русской православной церкви, начиная со времени её создания, с учётом изменения титулования.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9_%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8
Содержание
- 1 Использованные материалы
- 2 Климент Смолятич
- 3 Церковная иерархия
- 4 Константин (1156–1159)
- 5 Митрополиты Киевские и всея Руси
- 6 Митрополиты сегодня
- 7 Синодальный период
- 8 Митрополит в католической Церкви
- 9 Кирилл II (1242–1281)
- 10 Максим (1283–1305)
- 11 Петр (1308–1326)
- 12 Кто такой митрополит
- 13 Алексий (1354–1378)
- 14 Митяй
- 15 Киприан (1389–1406)
- 16 Фотий (1408–1431)
- 17 Иона (1448–1461)
- 18 Феодосий (1461–1464)
- 19 Филипп I (1464–1473)
- 20 Геронтий (1473–1489)
- 21 Даниил (1522–1539)
- 22 Иоасаф (1539–1542)
- 23 Макарий (1542–1563)
- 24 Филипп II (1566–1568)
Использованные материалы
- Епископат Русской Православной Церкви на официальном сайте Московского Патриархата:
Архиереи автономных и самоуправляемых церквей, экзархатов и митропольчьих округов Русской Православной Церкви выделены соответствующими сокращениями: Украинская Православная Церковь — «УПЦ»; Белорусская Православная Церковь — «БПЦ», Православная Церковь Молдавии — «МПЦ», Латвийская Православная Церковь — «ЛПЦ», Эстонская Православная Церковь — «ЭПЦ», Японская Православная Церковь — «ЯПЦ», Русская Православная Церковь Заграницей — «РПЦЗ», Митрополичий округ Русской Православной Церкви в Республике Казахстан — «КМО», Среднеазиатский митрополичий округ — «СМО».
У избранных во епископов указана дата избрания
Источник: https://drevo-info.ru/articles/12420.html
Это интересно: 1100,Междоусобные войны как суть холодной войны
Климент Смолятич
Получив известие о его смерти, великий князь Изяслав созвал в Киеве собор епископов для избрания митрополита (1147), указав как на преемника Михаила на Климента Смолятича, схимника, книжника и философа, «какого прежде не бывало на Руси». Не все иерархи согласились с выбором князя. Прогречески настроенные епископы выступили против Климента, требуя поставления митрополита в Константинополе патриархом. Однако перевес оказался на стороне великого князя Изяслава и Климента Смолятича. Чтобы подчеркнуть законность посвящения нового митрополита, в церемонии интронизации использовали величайшую реликвию – главу св. Климента, папы Римского. Тем не менее Климента Смолятича так и не признали ни патриарх, ни часть русских епископов. Некоторые князья, соперники Изяслава, также не восприняли Климента как главу Русской церкви. Сам же Климент считал себя независимым от патриарха и даже не поминал его имя на богослужении. Начиная с Климента Смолятича митрополиты оказались в течение длительного периода вовлеченными в междоусобную борьбу князей за Киев. В 1148 киевским престолом завладел князь Юрий Долгорукий. Климент вместе с великим князем удалился во Владимир Волынский. Их изгнание продолжалось недолго: вскоре Изяслав вернул себе Киев. См. также КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ.
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html
Церковная иерархия
Вся Церковная иерархия появилась не сразу. Церковь – это живой организм, и все развивалось по своим законам. В “младенчестве” Церкви не было никаких званий. Это не удивительно. Все ждали скорого Пришествия Христа. О Нем говорили так, словно Он скоро явится снова, и это точно известно.
В те далекие времена в христианской Церкви существовали только миряне и апостолы. Вопрос о Церковной иерархии не стоял остро, потому что христиан преследовали, их было мало, и все они подвергались гонениям. Апостолы были учениками Христа, но апостол – это не епископ и звание апостола не имеет отношения к иерархии в Церкви. Позже появились ученики учеников Христа, и.т.д. Это заняло некоторое время. Назрела необходимость изменений в устройстве Церкви. Число последователей Христа росло и множилось. Церковь тоже менялась.
Книга Деяний говорит о том, что раздав свое имущество (а так делали многие в те времена), несколько вдовиц стали презираемы. Так впервые внутри Церкви, а не от внешних гонителей, возник беспорядок. Именно тогда Церкви понадобились диаконы – посвященные богобоязненные люди, которые должны были навести порядок, объяснить пастве, как должна сосуществовать община. Именно так зародилась Церковная иерархия. В дальнейшем она претерпевала многие изменения и в современном мире кажется очень сложной.
Иерархия в Церкви сейчас выглядит так:
- Патриарх
- Митрополит
- Епископ
- Священник
- Диакон
Сразу стать митрополитом или епископом нельзя. Необходимо пройти весь путь, начиная с диакона. Звание митрополита получают за особые заслуги. Это – не только большая честь, но и серьезные обязательства.
Источник: https://www.pravmir.ru/mitropolit/
Константин (1156–1159)
В 1155 киевским князем стал Юрий Долгорукий, а в 1156 на Русь прибыл греческий митрополит Константин (1156). Первым делом Константин низложил всех иерархов, поставленных Климентом, и предал анафеме умершего князя Изяслава. Крутые меры нового митрополита усугубили и без того сложную ситуацию. Когда в 1158 Изяславичи вернули себе престольный город, Константин, проклявший их отца, был вынужден удалиться в Чернигов. Князь Мстислав Изяславич настаивал на возвращении в Киев Климента Смолятича. Ростислав Мстиславич указывал на законно поставленного Константина. После длительных споров братья пришли к решению просить нового митрополита из Царьграда. Смерть Константина в 1159 позволила патриарху пойти навстречу просьбе князей.
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html
Митрополиты
Источник: https://drevo-info.ru/articles/12420.html
Митрополиты Киевские и всея Руси
Киевская митрополия (988—1458)
Илл. | Имя | Начало | Конец | Примечание |
---|---|---|---|---|
![]() |
Михаил I | 988 | 992 | О времени управления им Киевской митрополией существует два мнения: одни считают его первым митрополитом Киевским, другие вторым, после Леонтия. Вопрос остаётся спорным. Исконное предание русской церкви признавало первым митрополитом Киевским Михаила. |
Леонтий | 992 | 1008 | О времени управления им Киевской митрополией существует два мнения: одни считают его первым митрополитом Киевским, другие вторым, после святителя Михаила. Вопрос остаётся спорным. | |
Феофилакт | 1008 | до 1018 | Первый засвидетельствованный источниками киевский митрополит. По одним данным он был первым Киевским митрополитом. По другим следующим за Михаилом и управлял в 991—997 годах. | |
Иоанн I | 1008/1018 | ок.1030 | ||
Феопемпт | ок. 1035 | 1040-е годы | ||
Кирилл (I) Грек | Не упоминается в русских летописях, только на 1050 год упоминается в 1624—1626 годах. | |||
![]() |
Иларион Русин | 1051 | 1054 | Первый митрополит, чьё русское происхождения считается достоверным. |
Ефрем | 1054/1055 | ок.1065 | ||
Георгий | ок.1065 | ок.1076 | ||
Иоанн II | не позднее 1076/1077 | после августа 1089 | ||
Иоанн III | лето 1090 | ранее 14 августа 1097 | ||
Николай | ок.1097 | ранее 1104 | ||
Никифор I | 18 декабря 1104 | апрель 1121 | ||
Никита | 15 октября 1122 | 9 марта 1126 | После него около пяти лет кафедра митрополии русской оставалась праздною. | |
Михаил II | лето 1130 | 1145 | На основании его послания можно догадываться, что Михаил сложил с себя сан митрополита (отписался митрополии) в ходе кризиса, виновником которого, по-видимому, был он сам. | |
Климент Смолятич | 27 июля 1147 | начало 1155 | Первый русский богослов, второй митрополит русского происхождения. Киевский князь Изяслав Мстиславич поставил Климента Смолятича митрополитом без санкции Константинопольского патриарха, что вызвало огромное неудовольствие и противодействие среди церковнослужителей-греков. После смерти Изяслава (1154) принуждён был оставить митрополичью кафедру. | |
Константин I | 1156—1158 | 1159 | Низложил всех иерархов, поставленных Климентом Смолятичем. Князья решили устранить от кафедры обоих прежних митрополитов, Климента и Константина, и просить у константинопольского патриарха нового первосвятителя для России. Но Константин умер прежде принятия решения. | |
Феодор | август 1160 | июнь 1163 | После смерти Феодора шла речь о повторном поставлении Климента Смолятича. | |
Иоанн IV | весна 1164 | 1166 | ||
Константин II | 1167 | 1169/1170 | Вступил в конфликт с Киево-Печерским монастырём; подверг епитимье печерского игумена Поликарпа. Эта мера вызвала такое раздражение против него, что разграбление Киева войсками Андрея Боголюбского рассматривалось как божественное возмездие за «неправду митрополичью». | |
Михаил III | весна 1171 | ? | Русским источникам неизвестен | |
Никифор II | ранее 1183 | после 1201 | ||
Матфей | ранее 1210 | 19 августа 1220 | ||
Кирилл I (II) Блаженный | 1224/1225 | лето 1233 | ||
Иосиф | 1242/1247 | ? | ||
Кирилл III | 1242/1247 | 27 ноября 1281 | ||
Максим | 1283 | 6 декабря 1305 | Перенёс митрополичью резиденцию («седалище») из Киева в Брянск, а затем (в 1299 году) во Владимир. | |
![]() |
Пётр | 1308 | 21 декабря 1326 | Первый из митрополитов Киевских, имевших постоянное местопребывание в Москве (с 1325 года) |
![]() |
Феогност | 1328 | 1353 | |
![]() |
Алексий (Бяконт) | 1354 | 1378 | |
![]() |
Михаил (Митяй) | 1379 | Наречённый митрополит, поставлен князем. Для утверждения сана митрополита Митяй вынужден был совершить поездку в Константинополь, во время которой скончался. | |
![]() |
Киприан | 1381 | 1383 | Фигура Киприана, не приемлемая для Константинополя (он не был канонически поставленными митрополитом), была неприемлема и для Орды (так как он не мог представлять Константинополь). Киприан был удалён из Москвы, а Пимен возвращён из ссылки и занял престол митрополии всея Руси. |
![]() |
Пимен | 1382 | 1384, фактически до 1389 | |
![]() |
Дионисий | 1383 | 1385 | |
![]() |
Киприан | 1390 | 1406 | Повторно. |
![]() |
Фотий | 1408 | 1431 | |
![]() |
Герасим | 1433 | 1435 | |
![]() |
Исидор | 1437 | 1458 | Из-за отпадения митрополита Исидора в унию в Москве был поставлен параллельный митрополит Иона. |
![]() |
Иона | 1448 | 1461 | Параллельно Исидору. В 1451 году был признан в Литве. |
С 1461 года после начала автокефалии восточно-русских епархий, находящихся в составе Московского государства, митрополиты, имевшие кафедру в Москве, стали именоваться Московскими и всея Руси (или Руссии).
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9_%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8
Это интересно: 1111,Михаил Горбачёв: распишем по порядку
Митрополиты сегодня
Сегодня митрополиты продолжают решать важные вопросы Церкви. Выше митрополита в церковной иерархии стоит только Патриарх. Митрополит носит голубую мантию и белый клобук с крестом, духовенство менее высокого ранга носит черные клобуки.
Митрополиты возглавляют митрополии, это звание также носят архиереи самоуправляемых Церквей.
Среди современных митрополитов одним из самых известных иерархов стал митрополит Иларион (Алфеев) – богослов, церковный историк, композитор и педагог, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, постоянный член Священного синода, автор труда «Иисус Христос. Жизнь и Учение».
– «Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы
Источник: https://www.pravmir.ru/mitropolit/
Синодальный период
Первенствующие члены Святейшего синода
Илл. | Имя | Кафедра | Период | Комментарий |
---|---|---|---|---|
![]() |
Стефан (Яворский) | митрополит Рязанский | 14 февраля 1721 — 27 ноября 1722 | президент Синода.
Стефан отказывался подписывать протоколы Синода, не бывал в его заседаниях. Никакого влияния на синодальные дела Стефан не имел; царь, очевидно, держал его только для того, чтобы, пользуясь его именем, придать известную санкцию новому учреждению. |
Феодосий (Яновский) | архиепископ Новгородский | 27 ноября 1722—1725 | первый вице-президент Синода | |
![]() |
Феофан (Прокопович) |
архиепископ Новгородский |
1725 — 15 июля 1726 | первый вице-президент Синода
При образовании в 1721 году Святейшего Синода стал его первым вице-президентом (и по смерти Стефана Яворского — его фактическим руководителем), с 15 июля 1726 года — уже титулуется как первенствующий член Синода. |
![]() |
Феофан (Прокопович) | архиепископ Новгородский | 15 июля 1726 — 8 сентября 1736 | Уже с другим титулованием. |
![]() |
Амвросий (Юшкевич) | архиепископ Новгородский | 29 мая 1740 — 17 мая 1745 | |
Стефан (Калиновский) | архиепископ Новгородский | 18 августа 1745 — 16 сентября 1753 | ||
Платон (Малиновский) |
архиепископ Московский |
1753 — 14 июня 1754 | ||
![]() |
Сильвестр (Кулябка) | 1754—1757 | ||
![]() |
Димитрий (Сеченов) |
архиепископ Новгородский (с 1762 — митрополит) |
22 октября 1757 — 14 декабря 1767 | |
![]() |
Гавриил (Петров) |
(с 1775 — архиепископ Новгородский, с 1783 — митрополит) |
22 сентября 1770 — 16 октября 1799 | |
![]() |
Амвросий (Подобедов) |
(с 1801 — архиепископ Новгородский) |
16 октября 1799 — 26 марта 1818 | |
![]() |
Михаил (Десницкий) | митрополит Санкт-Петербургский
(с июня 1818 — митрополит Новгородский) |
1818 — 24 марта 1821 | |
![]() |
Серафим (Глаголевский) | митрополит Новгородский | 26 марта 1821 — 17 января 1843 | |
![]() |
Антоний (Рафальский) | митрополит Новгородский | 17 января 1843 — 4 ноября 1848 | |
![]() |
Никанор (Клементьевский) |
митрополит Новгородский |
20 ноября 1848 — 17 сентября 1856 | |
![]() |
Григорий (Постников) | 1 октября 1856 — 17 июня 1860 | ||
![]() |
Исидор (Никольский) | митрополит Новгородский | 1 июля 1860 — 7 сентября 1892 | |
![]() |
Палладий (Раев-Писарев) | митрополит Санкт-Петербургский | 18 октября 1892 — 5 декабря 1898 | |
![]() |
Иоанникий (Руднев) | митрополит Киевский | 25 декабря 1898 — 7 июня 1900 | |
![]() |
Антоний (Вадковский) | митрополит Санкт-Петербургский | 9 июня 1900 — 2 ноября 1912 | |
![]() |
Владимир (Богоявленский) | митрополит Санкт-Петербургский
(с 1915 — митрополит Киевский) |
23 ноября 1912 — 6 марта 1917 | |
![]() |
Платон (Рождественский) | архиепископ Карталинский и Кахетинский,
Экзарх Грузии (с августа 1917 — митрополит Тифлисский и Бакинский, Экзарх Кавказский) |
14 апреля 1917 — 21 ноября 1917 |
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9_%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8
Митрополит в католической Церкви
Сначала права митрополита и на Западе и на Востоке оставались абсолютно равными. Но появление новых германских государств изменило положение митрополита, потому что сами митрополии потеряли свое прежнее значение. Постепенно епископы стали независимы от митрополитов и только в Англии митрополиты долго еще обладали прежними правами.
Сейчас в католической Церкви сразу несколько епархий (и архиепархий) могут составлять митрополию или церковную провинцию. Поскольку центр митрополии должен совпадать с центром архиепархии, митрополит в Католической церкви является еще и архиепископом. В ряде стран, таких как Италия, США и др. митрополии объединили в церковные регионы. Епископы большинства стран объединены в конференцию епископов, обладающую большими полномочиями в организации церковной жизни страны.
Смотрите также интервью с митрополитом Иларионом (Алфеевым)
Источник: https://www.pravmir.ru/mitropolit/
Кирилл II (1242–1281)
В 1242 место Иосифа занял русский епископ, митрополит Кирилл II. Инициатива поставления Кирилла принадлежала могущественному князю Даниилу Галицкому. Ввиду того, что Киев лежал в руинах, митрополит Кирилл почти постоянно пребывал на северо-востоке Руси, тесно сотрудничая с князем Александром Невским. Окормляя паству в страшные годы, последовавшие за монголо-татарским нашествием, он постоянно разъезжал по стране, подолгу оставаясь во Владимире на Клязьме. В 1252 он торжественно встретил Александра Невского, возвратившегося из Орды, и посадил его на великое княжение. Как и князь Александр, Кирилл избрал в своей политике путь признания господства монголов для того, чтобы дать Руси возможность постепенного восстановления из разрухи. Ему удалось добиться от монгольских ханов освобождения церкви от выплаты обременительной дани. К заслугам этого архипастыря следует также отнести основание православной епархии в Сарае для тех русских людей, кто был вынужден подолгу проживать в Орде.
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html
Викарии
Источник: https://drevo-info.ru/articles/12420.html
Максим (1283–1305)
В 1283 Кирилла сменил грек Максим. В отношении татар он продолжал политику своего предшественника. Местом своего пребывания с 1299 он также избрал Владимир, куда переселился со всем клиром.
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html
На покое
Источник: https://drevo-info.ru/articles/12420.html
Петр (1308–1326)
Перенесение митрополичьей кафедры в Северо-Восточную Русь вызвало беспокойство у галицкого князя Юрия Львовича, внука великого Даниила, и побудило его задуматься о создании самостоятельной митрополии. Для выполнения своих замыслов он убедил ратского игумена Петра поехать в Царьград. Прибыв в Константинополь, Петр узнал, что до него сюда же прибыл из Северо-Восточной Руси второй претендент, некий Геронтий, привезший в качестве даров патриарху святительскую ризницу митрополита Максима. Несмотря на богатые дары, патриарх остановил свой выбор на Петре, которому и вручил полученные от Геронтия святительские одежды, пастырский жезл и икону, некогда написанную самим Петром в подарок митрополиту Максиму. В Суздальской земле многие были недовольны таким решением Константинополя. Тверской епископ Андрей даже написал ложный донос на Петра. В 1311 жалобу рассмотрел собор русских епископов и оправдал Петра. В 1313 митрополит Петр совершил поездку в Орду и испросил у хана подтверждения привилегий, дарованных Русской церкви, освобождавших ее от уплаты дани. Вопреки ожиданиям галицкого князя, Петр, много ездивший по епархиям, любил останавливаться в Москве, а с московским князем Иваном Даниловичем их вскоре связала настоящая дружба. Митрополит Петр пророчествовал о том, что Москва возвысится над всеми русскими городами и станет местом пребывания святителей. С благословения Петра Иван Данилович начал строительство Успенского храма в Кремле, в котором святитель завещал себя похоронить, положив, таким образом, начало традиции погребения русских митрополитов в московском Успенском соборе. Вскоре после смерти Петр был канонизирован и стал одним из самых почитаемых русских святых, а мощи его, хранящиеся в Успенском соборе, стали главной святыней московского храма. Известно, что Петр еще при жизни избрал себе преемника – архимандрита Феодора, но, по всей видимости, патриарх отказал последнему в сане.
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html
Кто такой митрополит
Митрополит – это епископский титул в Русской Православной Церкви. Такой духовный сан относится к высшему рангу. Слово “митрополит” происходит от слова “метрополия”, митрополит в переводе с греческого – столичный человек. Первое официальное упоминание этого звания относится к документа I Вселенского Собора (325 год). В конце 4-го правила написано: «Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту».
– Митрополит Иларион (Алфеев): Всем в своей жизни я обязан Церкви
Митрополит не только имел право созывать поместные Соборы, но и оказался наделен другими важными церковными полномочиями.
- право надзора за церковными делами всей области. Это значило, что без разрешения митрополита епископы не принимали значимые решения.
- право давать общительные грамоты лицам из клира, отлучающимся из своих епархий (litters formatas);
- право принимать апелляции на епископов от пресвитеров и клириков;
- право утверждать и посвящать, при участии других двух или трех епископов, вновь избранных на епископство.
Митрополитами считали городских епископов, но возглавлять он мог и большую провинцию или целую область. Это – почетное звание. Главой митрополита в Русской Церкви считается только Патриарх. На митрополите лежит большая ответственность. Конечно, этот титул существовал не всегда.
Источник: https://www.pravmir.ru/mitropolit/
Алексий (1354–1378)
В том же году Москва получила грамоту, призывавшую Алексия в Константинополь. В 1354 он был посвящен в митрополиты. Уступив просьбе московского князя, патриарх тем не менее подчеркнул, что избрание русского епископа является исключением из правила. Узнав о поставлении Алексия, вновь активизировалось Великое княжество Литовское. Князь Ольгерд прислал патриарху богатые дары и своего кандидата в митрополиты Киевские – епископа Романа, через которого намеревался распространить свое влияние на русские земли. Патриарх благосклонно отнесся к просьбе литовского князя. Литва получила своего митрополита, однако, поскольку пределы митрополий не были разграничены, создалась ситуация постоянного соперничества между Алексием и Романом, которые поневоле вмешивались в дела друг друга. Церковная усобица прекратилась только со смертью Романа в 1362. Напряженные отношения с Литвой привели к русско-литовской войне во второй половине 1360-х годов. Константинополь опасался, что она может окончательно расколоть общерусскую церковь. Патриарх Филофей решительно стал на сторону Москвы, видя в ней силу, при помощи которой он намеревался помешать крушению православия в русских землях. В 1370 он подтвердил постановление, что литовская земля не отделяется от власти митрополита Киевского Алексия. Однако многочисленные жалобы Ольгерда на Алексия, будто пастырь не уделяет должного внимания Литве, которые литовский князь не уставал присылать в Константинополь, привели к тому, что патриарх принял решение о разделе русской митрополии.
В 1375 он поставил митрополитом Киевским и Литовским Киприана, который пользовался его неограниченным доверием. После смерти Алексия Киприан должен был возглавить всю Русскую церковь в качестве митрополита Киевского и Русского. Подобное решение в Москве вызвало недовольство. Сам митрополит Алексий видел своим преемником Сергия Радонежского, однако тот решительно отказался от принятия сана. Тогда великий князь Дмитрий Иванович вопреки воле Алексия наметил на митрополию своего духовника Михаила-Митяя. В 1378 Алексий умер. Этот пастырь, в течение четверти века возглавлявший Русскую церковь, сумел поставить авторитет духовной власти на небывалую прежде высоту. Он оказывал большое влияние на политику князя Дмитрия Ивановича, а в годы его малолетства фактически стоял во главе государства.
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html
Митяй
После смерти Алексия Митяй стал править митрополией без посвящения. Киприана, приехавшего, чтобы вступить в свои полномочия, в Москву не пустили. Митяя же князь направил в Константинополь для получения посвящения. В дороге он неожиданно умер.
Пимен, один из сопровождавших его архимандритов, воспользовался документами с княжеской печатью и получил от патриарха митрополичий сан. Поначалу московский князь был возмущен подобным поступком и не принял Пимена. Однако, не найдя взаимопонимания с Киприаном, призвал Пимена в Москву на митрополию. Одновременно Дмитрий Иванович вновь снарядил посольство в Константинополь, желая видеть на митрополичьем столе своего ставленника Дионисия.
Этому претенденту также не повезло. Возвращаясь из Константинополя, Дионисий был пленен киевским князем Владимиром Ольгердовичем и умер в заточении.
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html
Киприан (1389–1406)
В 1389 скончался великий князь Московский. Умер и Пимен. Только после этого осуществился план константинопольского патриарха: Киприан стал митрополитом Киевским и Русским, объединив в своих руках всю митрополию, и стоял у ее кормила до 1406. Несмотря на частые распри с великим князем, Киприан всегда держал сторону Москвы и всячески способствовал объединению страны под ее властью. В 1390-х годах он добился упразднения Галицкой митрополии. С именем Киприана связано также проведение церковной реформы – введение Иерусалимского устава, принятого на Афоне. По инициативе Киприана в Москву была принесена чудотворная икона Богоматери Владимирской и установлено празднование в связи со спасением Москвы от нашествия Тамерлана. Перу Киприана, который был незаурядным литератором, принадлежит Служба и одна из редакций жития святого митрополита Петра.
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html
Фотий (1408–1431)
Когда Киприан умер, ему на смену из Константинополя приехал просвещенный грек Фотий. Литовский князь Витовт попытался оказать давление на Фотия и заставить его остаться в Киеве. Фотий пробыл в Киеве около полугода, а затем (1410) переселился в Москву. В ответ собор литовских епископов в 1416 самовольно избрал митрополитом Григория Цамблака, который, несмотря на протесты Фотия и самого Константинополя, правил киевской митрополией до 1419. После смерти Григория Витовт вновь признал юрисдикцию Фотия. Митрополит Фотий занимал одно из ведущих мест в правительстве при малолетнем князе Василии II. Ему удалось удержать дядю Василия II, князя Звенигородского Юрия, от вооруженной борьбы за великокняжеский престол.
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html
Иона (1448–1461)
Сразу после кончины митрополита, вероятно, состоялось наречение на митрополию епископа Рязанского Ионы, который когда-то был самим Фотием поставлен на епископию. Однако возможность отправить посольство Ионы в Константинополь для его поставления образовалась лишь в 1435. К тому времени сан митрополита Русского уже получил некий Исидор, ставленник императора Иоанна Палеолога и патриарха Иосифа, сторонников заключения унии с Католической церковью. Ионе же пришлось довольствоваться патриаршим благословением на митрополию в случае смерти Исидора. В 1439 Исидор присутствовал на знаменитом Флорентийском соборе, а затем приехал на Русь с целью ввести здесь унию. Экстренно созванный князем собор русских епископов не признал унию и осудил Исидора. Он был заключен под стражу, но в 1441 ему дали возможность бежать из русских пределов. Великий князь принял решение не отправлять посольство Ионы в Константинополь, где императорский трон занимал подписавший унию Иоанн VIII, а патриарший престол – униат Григорий Мамма. Как только в Москве стало известно о кончине императора, великий князь Василий посчитал необходимым возложить на себя выполнение функции православного императора по защите православия и созвал Архиерейский собор, на котором Иона был возведен в сан митрополита. Митрополиту Ионе было суждено стать последним митрополитом всея Руси.
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html
Феодосий (1461–1464)
Незадолго до кончины Иона избрал своим преемником Феодосия и, обговорив свое решение с великим князем, написал на имя Феодосия благословенную грамоту, обнародованную после его смерти.
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html
Филипп I (1464–1473)
Таким же образом поступил Феодосий в отношении своего преемника – Филиппа I. С этого времени можно говорить об автокефалии Русской церкви.
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html
Геронтий (1473–1489)
Митрополит Геронтий был поставлен без благословения предшественника, скоропостижно скончавшегося, одной лишь волей великого князя. После этого роль великого князя в избрании претендентов на митрополичий престол значительно возросла. Святительство Геронтия было отмечено конфликтом с княжеской властью, которая посчитала себя более компетентной, чем митрополит, в одном из богослужебных вопросов: Иван III обвинил Геронтия в том, что он на освящении Успенского собора шел крестным ходом не «посолонь», а против солнца. Митрополит довольно долго пытался убедить князя в том, что хождение «посолонь» – латинский обычай. Не достигнув успеха, Геронтий покинул кафедру. Великий князь был вынужден идти к митрополиту с челобитьем и обещать «в всякых речех… слушати» первосвятителя. В 1484 Иван III предпринял попытку свести с кафедры «слишком самостоятельного» Геронтия. Однако и в этом случае митрополит сохранил за собой престол.
После смерти Геронтия в Москве митрополита не было почти полтора года. Митрополит Зосима занял кафедру в 1490, а в 1494 был сведен с кафедры. Зосиму сменил Симон (1495–1511). На время пастырства Зосимы и Симона приходятся церковные соборы на еретиков, повлекшие за собой серию казней инакомыслящих. Митрополит Симон оставил преемником Варлаама, но эта кандидатура не устроила великого князя Василия III. Он заточил Варлаама в монастырь и сам избрал митрополита. Им стал Даниил, управлявший митрополией до 1539.
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html
Даниил (1522–1539)
Святитель Даниил чувствовал зависимость от власти великого князя и потому поддерживал его во всех политических мероприятиях. В 1523 он помог заманить в Москву соперника Василия Иоанновича Василия Шемячича. Печально известна и роль Даниила в разводе Василия III с Соломонией Сабуровой. Именно Даниил инициировал созыв соборов, осудивших Максима Грека и Вассиана Патрикеева. После смерти Иосифа Волоцкого Даниил стал ревностным защитником права монастырей владеть вотчинами. Современники писали о нем, что он управлял церковью круто, был «немилосерд», жесток и сребролюбив. Перу Даниила принадлежат значительные литературные произведения. Известно, что он принимал самое непосредственное участие в составлении Никоновской летописи. Во время малолетства Ивана IV Даниил поддерживал партию бояр Бельских. Одержавшие верх Шуйские отправили его в 1539 в ссылку в Волоколамский монастырь.
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html
Иоасаф (1539–1542)
За приверженность Бельским пострадал и следующий митрополит – Иоасаф, который был возведен в сан в 1539. В 1542 Шуйские произвели государственный переворот. Иоасаф пытался противодействовать им. Спасаясь от мятежников, которые чинили владыке «всякое бесчестие и срамоту великую», Иоасаф бежал на подворье Троице-Сергиевой лавры. Опасаясь его влияния на отрока Иоанна, бояре сослали епископа на Белоозеро, после чего провели избрание нового митрополита.
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html
Макарий (1542–1563)
В 1542 новым митрополитом стал бывший новгородский архиепископ Макарий. Этот осторожный и умный политик возглавлял кафедру в течение двадцати двух лет. При Иване IV он занял положение первого царского советника и участвовал в решении важнейших государственных проблем. В 1547 венчал на царство Ивана IV и впоследствии много сделал для утверждения теократического характера власти государя. По инициативе Макария было созвано несколько церковных соборов, на которых решались вопросы канонизации русских святых. Нововведением Макария стало обсуждение на церковных соборах вопросов земского устроения, что позволило церкви оказывать влияние на решения светской власти. Много сделал Макарий и для развития книгописания, литературы и искусства. Под его руководством составлялась Степенная книга царского родословия и Великие Четьи Минеи. Умер Макарий в 1563.Его место занял ученик митрополита – Афанасий. Не обладая политическим даром Макария, Афанасий оставался на кафедре только год и добровольно покинул ее, не чувствуя в себе сил противостоять опричнине. См. МАКАРИЙ, СВ.
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html
Филипп II (1566–1568)
Отпустив Афанасия, Иван IV просил занять кафедру игумена Соловецкого монастыря Филиппа (Колычева), видя в нем кандидатуру, приемлемую как для земщины, так и для опричнины. Однако Филипп обладал суровым и непреклонным характером. Он четко выразил свое непримиримое отношение к опричнине. Противостояние митрополита и царя закончилось публичным низложением Филиппа, процедура которого была продумана самим Иваном Грозным. Опричный боярин ворвался в собор и, прервав богослужение, прочел царский указ о низложении Филиппа. Малюта Скуратов сорвал с него святительскую мантию. Митрополита бросили в сани и увезли из Кремля. По указу царя митрополит Филипп был задушен Малютой Скуратовым в тверском Отрочем монастыре (1569). Филипп стал последним митрополитом, который открыто противостоял светской власти, обличая творимые царем неправды (канонизирован в 1652). После него следует ряд фигур, которые выступали лишь в роли безмолвных свидетелей происходящего (Кирилл, 1568–1572; Антоний, 1572–1581).
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9_%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8: использовано 4 блоков из 9, кол-во символов 7631 (14%)
- https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html: использовано 18 блоков из 24, кол-во символов 17246 (32%)
- https://www.pravmir.ru/mitropolit/: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 4530 (8%)
- https://drevo-info.ru/articles/12420.html: использовано 6 блоков из 10, кол-во символов 23906 (45%)