1108,Митрополиты Русской церкви — читаем суть

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 июня 2017; проверки требуют 17 правок.


Список предстоятелей Русской церкви включает первых по чести епископов Русской православной церкви, начиная со времени её создания, с учётом изменения титулования.

Блок: 1/9 | Кол-во символов: 329
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9_%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8

Использованные материалы

  • Епископат Русской Православной Церкви на официальном сайте Московского Патриархата:

  Архиереи автономных и самоуправляемых церквей, экзархатов и митропольчьих округов Русской Православной Церкви выделены соответствующими сокращениями: Украинская Православная Церковь — «УПЦ»; Белорусская Православная Церковь — «БПЦ», Православная Церковь Молдавии — «МПЦ», Латвийская Православная Церковь — «ЛПЦ», Эстонская Православная Церковь — «ЭПЦ», Японская Православная Церковь — «ЯПЦ», Русская Православная Церковь Заграницей — «РПЦЗ», Митрополичий округ Русской Православной Церкви в Республике Казахстан — «КМО», Среднеазиатский митрополичий округ — «СМО».

  У избранных во епископов указана дата избрания

Блок: 2/10 | Кол-во символов: 728
Источник: https://drevo-info.ru/articles/12420.html

Климент Смолятич


Получив известие о его смерти, великий князь Изяслав созвал в Киеве собор епископов для избрания митрополита (1147), указав как на преемника Михаила на Климента Смолятича, схимника, книжника и философа, «какого прежде не бывало на Руси». Не все иерархи согласились с выбором князя. Прогречески настроенные епископы выступили против Климента, требуя поставления митрополита в Константинополе патриархом. Однако перевес оказался на стороне великого князя Изяслава и Климента Смолятича. Чтобы подчеркнуть законность посвящения нового митрополита, в церемонии интронизации использовали величайшую реликвию – главу св. Климента, папы Римского. Тем не менее Климента Смолятича так и не признали ни патриарх, ни часть русских епископов. Некоторые князья, соперники Изяслава, также не восприняли Климента как главу Русской церкви. Сам же Климент считал себя независимым от патриарха и даже не поминал его имя на богослужении. Начиная с Климента Смолятича митрополиты оказались в течение длительного периода вовлеченными в междоусобную борьбу князей за Киев. В 1148 киевским престолом завладел князь Юрий Долгорукий. Климент вместе с великим князем удалился во Владимир Волынский. Их изгнание продолжалось недолго: вскоре Изяслав вернул себе Киев. См. также КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ.

Блок: 3/24 | Кол-во символов: 1284
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

Церковная иерархия

Вся Церковная иерархия появилась не сразу. Церковь – это живой организм, и все развивалось по своим законам. В “младенчестве” Церкви не было никаких званий. Это не удивительно. Все ждали скорого Пришествия Христа. О Нем говорили так, словно Он скоро явится снова, и это точно известно.

В те далекие времена в христианской Церкви существовали только миряне и апостолы. Вопрос о Церковной иерархии не стоял остро, потому что христиан преследовали, их было мало, и все они подвергались гонениям. Апостолы были учениками Христа, но апостол – это не епископ и звание апостола не имеет отношения к иерархии в Церкви. Позже появились ученики учеников Христа, и.т.д. Это заняло некоторое время. Назрела необходимость изменений в устройстве Церкви. Число последователей Христа росло и множилось. Церковь тоже менялась.

Книга Деяний говорит о том, что раздав свое имущество (а так делали многие в те времена), несколько вдовиц стали презираемы. Так впервые внутри Церкви, а не от внешних гонителей, возник беспорядок. Именно тогда Церкви понадобились диаконы – посвященные богобоязненные люди, которые должны были навести порядок, объяснить пастве, как должна сосуществовать община. Именно так зародилась Церковная иерархия. В дальнейшем она претерпевала многие изменения и в современном мире кажется очень сложной.

Иерархия в Церкви сейчас выглядит так:

  1. Патриарх
  2. Митрополит
  3. Епископ
  4. Священник
  5. Диакон

Сразу стать митрополитом или епископом нельзя. Необходимо пройти весь путь, начиная с диакона. Звание митрополита получают за особые заслуги. Это – не только большая честь, но и серьезные обязательства.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 1613
Источник: https://www.pravmir.ru/mitropolit/

Константин (1156–1159)


В 1155 киевским князем стал Юрий Долгорукий, а в 1156 на Русь прибыл греческий митрополит Константин (1156). Первым делом Константин низложил всех иерархов, поставленных Климентом, и предал анафеме умершего князя Изяслава. Крутые меры нового митрополита усугубили и без того сложную ситуацию. Когда в 1158 Изяславичи вернули себе престольный город, Константин, проклявший их отца, был вынужден удалиться в Чернигов. Князь Мстислав Изяславич настаивал на возвращении в Киев Климента Смолятича. Ростислав Мстиславич указывал на законно поставленного Константина. После длительных споров братья пришли к решению просить нового митрополита из Царьграда. Смерть Константина в 1159 позволила патриарху пойти навстречу просьбе князей.

Блок: 4/24 | Кол-во символов: 751
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

Митрополиты

  • Ювеналий (Поярков), митр. Крутицкий (26.12.1965)
  • Платон (Удовенко), митр. Феодосийский, УПЦ (16.12.1973)
  • Ириней (Середний), митр. Днепропетровский, УПЦ (27.07.1975)
  • Агафангел (Саввин), митр. Одесский, УПЦ (16.11.1975)
  • Варнава (Кедров), митр. Чебоксарский (30.11.1976)
  • Исидор (Кириченко), митр. Екатеринодарский (19.06.1977)
  • Лазарь (Швец), митр. Симферопольский, УПЦ (18.04.1980)
  • Мефодий (Немцов), митр. Пермский (27.04.1980)
  • Климент (Капалин), митр. Калужский (08.08.1982)
  • Сергий (Фомин), митр. Воронежский (30.01.1983)
  • Иларион (Капрал), митр. Восточно-Американский, первоиерарх РПЦЗ (10.12.1984)
  • Владимир (Иким), митр. Омский (30.06.1985)
  • Пантелеимон (Долганов), митр. Ярославский (17.05.1987)
  • Лев (Церпицкий), митр. Новгородский (01.11.1987)
  • Марк (Петровцы), митр. Хустский, УПЦ (28.07.1988)
  • Алексий (Кутепов), митр. Тульский (01.12.1988)
  • Ионафан (Елецких), митр. Тульчинский, УПЦ (23.04.1989)
  • Сергий (Полеткин), митр. Самарский (05.05.1989)
  • Владимир (Кантарян), митр. Кишиневский и всея Молдовы, МПЦ (21.07.1989)
  • Александр (Кудряшов), митр. Рижский и всея Латвии, ЛПЦ (23.07.1989)
  • Александр (Могилев), митр. Астанайский, КМО (27.09.1989)
  • Арсений (Епифанов), митр. Липецкий (05.10.1989)
  • Вадим (Лазебный), митр. Иркутский (04.02.1990)
  • Варфоломей (Ващук), митр. Ровенский, УПЦ (24.02.1990)
  • Тихон (Емельянов), митр. Владимирский (19.08.1990)
  • Никон (Васюков), митр. Уфимский (26.08.1990)
  • Викентий (Морарь), митр. Ташкенский, СМО (02.09.1990)
  • Димитрий (Капалин), митр. Тобольский (04.11.1990)
  • Онуфрий (Березовский), митр. Киевский и всея Украины, УПЦ (09.12.1990)
  • Варсонофий (Судаков), митр. Санкт-Петербургский (08.02.1991)
  • Сергий (Генсицкий), митр. Тернопольский, УПЦ (17.02.1991)
  • Константин (Горянов), митр. Петрозаводский (16.06.1991)
  • Иларион (Шукало), митр. Донецкий, УПЦ (29.09.1991)
  • Иннокентий (Васильев), митр. Виленский (26.01.1992)
  • Павел (Пономарев), митр. Минский, патриарший экзарх всея Белоруссии, БПЦ (22.03.1992)
  • Антоний (Фиалко), митр. Хмельницкий, УПЦ (27.07.1992)
  • Феодор (Гаюн), митр. Каменец-Подольский, УПЦ (05.08.1992)
  • Софроний (Дмитрук), митр. Черкасский, УПЦ (09.08.1992)
  • Виссарион (Стретович), митр. Овручский, УПЦ (24.08.1992)
  • Питирим (Старинский), митр. Николаевский, УПЦ (26.08.1992)
  • Августин (Маркевич), митр. Белоцерковский, УПЦ (20.09.1992)
  • Герман (Моралин), митр. Курский (28.03.1993)
  • Иоанн (Попов), митр. Белгородский (04.04.1993)
  • Пантелеимон (Кутовой), митр. Красноярский (02.05.1993)
  • Иоанн (Тимофеев), митр. Йошкар-Олинский (25.07.1993)
  • Анатолий (Гладкий), митр. Полесский, УПЦ (28.10.1993)
  • Ростислав (Девятов), митр. Томский (28.11.1993)
  • Евгений (Решетников), митр. Таллинский и всея Эстонии, ЭПЦ (16.04.1994)
  • Марк (Тужиков), митр. Вятский (03.09.1995)
  • Ефрем (Кицай), митр. Криворожский, УПЦ (13.09.1996)
  • Иоанн (Сиопко), митр. Херсонский, УПЦ (13.12.1996)
  • Кирилл (Наконечный), митр. Екатеринбургский (15.03.1998)
  • Игнатий (Пологрудов), митр. Аргентинский (29.03.1998)
  • Амвросий (Поликопа), митр. Черниговский, УПЦ (28.06.1998)
  • Иосиф (Македонов), митр. Иваново-Вознесенский (08.09.1998)
  • Агапит (Бевцик), митр. Могилёв-Подольский, УПЦ (22.11.1998)
  • Иосиф (Балабанов), митр. Симбирский (31.01.1999)
  • Даниил (Нусиро), архиеп. Токийский, митр. всей Японии, ЯПЦ (14.11.1999)
  • Меркурий (Иванов), митр. Ростовский (06.02.2000)
  • Онуфрий (Легкий), митр. Харьковский, УПЦ (22.04.2000)
  • Митрофан (Юрчук), митр. Луганский, УПЦ (30.07.2000)
  • Феофан (Ашурков), митр. Казанский (26.11.2000)
  • Александр (Агриков), митр. Брянский (02.09.2001)
  • Даниил (Доровских), митр. Курганский (11.11.2001)
  • Филипп (Осадченко), митр. Полтавский, УПЦ (30.12.2001)
  • Феодосий (Васнев), митр. Тамбовский (21.04.2002)
  • Георгий (Данилов), митр. Нижегородский (02.02.2003)
  • Вениамин (Зарицкий), митр. Оренбургский (14.08.2003)
  • Лонгин (Корчагин), митр. Саратовский (19.08.2003)
  • Марк (Головков), митр. Рязанский (14.01.2004)
  • Савватий (Антонов), митр. Улан-Удэнский (30.01.2005)
  • Лука (Коваленко), митр. Запорожский, УПЦ (13.11.2005)
  • Мелетий (Егоренко), митр. Черновицкий, УПЦ (30.07.2006)
  • Алексий (Гроха), митр. Балтский, УПЦ (19.08.2006)
  • Аристарх (Смирнов), митр. Кемеровский (20.08.2006)
  • Антоний (Паканич), митр. Бориспольский, УПЦ (26.11.2006)
  • Митрофан (Никитин), митр. Горловский, УПЦ (28.01.2007)
  • Сергий (Чашин), митр. Сингапурский (15.02.2007)
  • Елисей (Иванов), митр. Изюмский, УПЦ (31.03.2007)
  • Никодим (Горенко), митр. Житомирский, УПЦ (04.06.2007)
  • Владимир (Мельник), митр. Владимир-Волынский, УПЦ (11.06.2007)
  • Пантелеимон (Луговой), митр. Уманский, УПЦ (19.10.2007)
  • Евлогий (Гутченко), митр. Сумский, УПЦ (25.11.2007)
  • Иоасаф (Губень), митр. Кировоградский, УПЦ (16.12.2007)
  • Феодор (Мамасуев), митр. Мукачевский, УПЦ (23.12.2007)
  • Никодим (Чибисов), митр. Новосибирский (23.03.2008)
  • Пантелеимон (Поворознюк), митр. Ровеньковский, УПЦ (24.09.2008)
  • Кирилл (Покровский), митр. Ставропольский (29.11.2009)
  • Алипий (Козолий), митр. Джанкойский, УПЦ (14.02.2010)
  • Никодим (Барановский), митр. Северодонецкий, УПЦ (25.12.2010)
  • Филарет (Кучеров), митр. Львовский, УПЦ (02.01.2011)
  • Тихон (Доровских), митр. Орловский (23.01.2011)
  • Зиновий (Корзинкин), митр. Саранский (03.04.2011)
  • Артемий (Снигур), митр. Хабаровский (10.04.2011)
  • Павел (Фокин), митр. Ханты-Мансийский (12.06.2011)
  • Савва (Михеев), митр. Тверской (11.07.2011)
  • Игнатий (Депутатов), митр. Вологодский (21.08.2011)
  • Корнилий (Синяев), митр. Архангельский (11.09.2011)
  • Владимир (Самохин), митр. Владивостокский (02.12.2011)
  • Сергий (Иванников), митр. Барнаульский (18.03.2012)
  • Никон (Фомин), митр. Астраханский (01.07.2012)
  • Климент (Вечеря), митр. Нежинский, УПЦ (23.07.2012)
  • Варсонофий (Столяр), митр. Винницкий, УПЦ (28.08.2012)
  • Серафим (Домнин), митр. Пензенский (12.09.2012)
  • Исидор (Тупикин), митр. Смоленский (17.03.2013)
  • Ферапонт (Кашин), митр. Костромской (28.04.2013)
  • Митрофан (Баданин), митр. Мурманский (24.11.2013)
  • Викторин (Костенков), митр. Ижевский (23.02.2014)
  • Григорий (Петров), митр. Челябинский (16.03.2014)
  • Иоанн (Рощин), митр. Венский (01.08.2014)
  • Димитрий (Елисеев), митр. Читинский (22.02.2015)
  • Тихон (Шевкунов), митр. Псковский (24.10.2015)
  • Антоний (Севрюк), митр. Корсунский (26.10.2015)
  • Феодор (Казанов), митр. Волгоградский (27.12.2015)
  • Блок: 4/10 | Кол-во символов: 6334
    Источник: https://drevo-info.ru/articles/12420.html

    Митрополиты Киевские и всея Руси

    Киевская митрополия (988—1458)

    Илл. Имя Начало Конец Примечание
    Михаил I 988 992 О времени управления им Киевской митрополией существует два мнения: одни считают его первым митрополитом Киевским, другие вторым, после Леонтия. Вопрос остаётся спорным. Исконное предание русской церкви признавало первым митрополитом Киевским Михаила.
    Леонтий 992 1008 О времени управления им Киевской митрополией существует два мнения: одни считают его первым митрополитом Киевским, другие вторым, после святителя Михаила. Вопрос остаётся спорным.
    Феофилакт 1008 до 1018 Первый засвидетельствованный источниками киевский митрополит. По одним данным он был первым Киевским митрополитом. По другим следующим за Михаилом и управлял в 991—997 годах.
    Иоанн I 1008/1018 ок.1030
    Феопемпт ок. 1035 1040-е годы
    Кирилл (I) Грек  Не упоминается в русских летописях, только на 1050 год упоминается в 1624—1626 годах.
    Иларион Русин 1051 1054 Первый митрополит, чьё русское происхождения считается достоверным.
    Ефрем 1054/1055 ок.1065
    Георгий ок.1065 ок.1076
    Иоанн II не позднее 1076/1077 после августа 1089
    Иоанн III лето 1090 ранее 14 августа 1097
    Николай ок.1097 ранее 1104
    Никифор I 18 декабря 1104 апрель 1121
    Никита 15 октября 1122 9 марта 1126 После него около пяти лет кафедра митрополии русской оставалась праздною.
    Михаил II лето 1130 1145 На основании его послания можно догадываться, что Михаил сложил с себя сан митрополита (отписался митрополии) в ходе кризиса, виновником которого, по-видимому, был он сам.
    Климент Смолятич 27 июля 1147 начало 1155 Первый русский богослов, второй митрополит русского происхождения. Киевский князь Изяслав Мстиславич поставил Климента Смолятича митрополитом без санкции Константинопольского патриарха, что вызвало огромное неудовольствие и противодействие среди церковнослужителей-греков. После смерти Изяслава (1154) принуждён был оставить митрополичью кафедру.
    Константин I 1156—1158 1159 Низложил всех иерархов, поставленных Климентом Смолятичем. Князья решили устранить от кафедры обоих прежних митрополитов, Климента и Константина, и просить у константинопольского патриарха нового первосвятителя для России. Но Константин умер прежде принятия решения.
    Феодор август 1160 июнь 1163 После смерти Феодора шла речь о повторном поставлении Климента Смолятича.
    Иоанн IV весна 1164 1166
    Константин II 1167 1169/1170 Вступил в конфликт с Киево-Печерским монастырём; подверг епитимье печерского игумена Поликарпа. Эта мера вызвала такое раздражение против него, что разграбление Киева войсками Андрея Боголюбского рассматривалось как божественное возмездие за «неправду митрополичью».
    Михаил III весна 1171 ? Русским источникам неизвестен
    Никифор II ранее 1183 после 1201
    Матфей ранее 1210 19 августа 1220
    Кирилл I (II) Блаженный 1224/1225 лето 1233
    Иосиф 1242/1247 ?
    Кирилл III 1242/1247 27 ноября 1281
    Максим 1283 6 декабря 1305 Перенёс митрополичью резиденцию («седалище») из Киева в Брянск, а затем (в 1299 году) во Владимир.
    Пётр 1308 21 декабря 1326 Первый из митрополитов Киевских, имевших постоянное местопребывание в Москве (с 1325 года)
    Феогност 1328 1353
    Алексий (Бяконт) 1354 1378
    Михаил (Митяй) 1379 Наречённый митрополит, поставлен князем. Для утверждения сана митрополита Митяй вынужден был совершить поездку в Константинополь, во время которой скончался.
    Киприан 1381 1383 Фигура Киприана, не приемлемая для Константинополя (он не был канонически поставленными митрополитом), была неприемлема и для Орды (так как он не мог представлять Константинополь). Киприан был удалён из Москвы, а Пимен возвращён из ссылки и занял престол митрополии всея Руси.
    Пимен 1382 1384, фактически до 1389
    Дионисий 1383 1385
    Киприан 1390 1406 Повторно.
    Фотий 1408 1431
    Герасим 1433 1435
    Исидор 1437 1458 Из-за отпадения митрополита Исидора в унию в Москве был поставлен параллельный митрополит Иона.
    Иона 1448 1461 Параллельно Исидору. В 1451 году был признан в Литве.

    С 1461 года после начала автокефалии восточно-русских епархий, находящихся в составе Московского государства, митрополиты, имевшие кафедру в Москве, стали именоваться Московскими и всея Руси (или Руссии).

    Блок: 3/9 | Кол-во символов: 4308
    Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9_%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8

    Митрополиты сегодня


    Сегодня митрополиты продолжают решать важные вопросы Церкви. Выше митрополита в церковной иерархии стоит только Патриарх. Митрополит носит голубую мантию и белый клобук с крестом, духовенство менее высокого ранга носит черные клобуки.

    Митрополиты возглавляют митрополии, это звание также носят архиереи самоуправляемых Церквей.

    Среди современных митрополитов одним из самых известных иерархов стал митрополит Иларион (Алфеев) – богослов, церковный историк, композитор и педагог, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, постоянный член Священного синода, автор труда «Иисус Христос. Жизнь и Учение».

    «Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы

    Блок: 5/6 | Кол-во символов: 703
    Источник: https://www.pravmir.ru/mitropolit/

    Синодальный период

    Первенствующие члены Святейшего синода

    Илл. Имя Кафедра Период Комментарий
    Стефан (Яворский) митрополит Рязанский 14 февраля 1721 — 27 ноября 1722 президент Синода.

    Стефан отказывался подписывать протоколы Синода, не бывал в его заседаниях. Никакого влияния на синодальные дела Стефан не имел; царь, очевидно, держал его только для того, чтобы, пользуясь его именем, придать известную санкцию новому учреждению.

    Феодосий (Яновский) архиепископ Новгородский 27 ноября 1722—1725 первый вице-президент Синода
    Феофан (Прокопович)

    архиепископ Новгородский

    1725 — 15 июля 1726 первый вице-президент Синода

    При образовании в 1721 году Святейшего Синода стал его первым вице-президентом (и по смерти Стефана Яворского — его фактическим руководителем), с 15 июля 1726 года — уже титулуется как первенствующий член Синода.

    Феофан (Прокопович) архиепископ Новгородский 15 июля 1726 — 8 сентября 1736 Уже с другим титулованием.
    Амвросий (Юшкевич) архиепископ Новгородский 29 мая 1740 — 17 мая 1745
    Стефан (Калиновский) архиепископ Новгородский 18 августа 1745 — 16 сентября 1753
    Платон (Малиновский)

    архиепископ Московский

    1753 — 14 июня 1754
    Сильвестр (Кулябка) 1754—1757
    Димитрий (Сеченов)

    архиепископ Новгородский

    (с 1762 — митрополит)

    22 октября 1757 — 14 декабря 1767
    Гавриил (Петров)

    (с 1775 — архиепископ Новгородский,

    с 1783 — митрополит)

    22 сентября 1770 — 16 октября 1799
    Амвросий (Подобедов)

    (с 1801 — архиепископ Новгородский)

    16 октября 1799 — 26 марта 1818
    Михаил (Десницкий) митрополит Санкт-Петербургский

    (с июня 1818 — митрополит Новгородский)

    1818 — 24 марта 1821
    Серафим (Глаголевский) митрополит Новгородский 26 марта 1821 — 17 января 1843
    Антоний (Рафальский) митрополит Новгородский 17 января 1843 — 4 ноября 1848
    Никанор (Клементьевский)

    митрополит Новгородский

    20 ноября 1848 — 17 сентября 1856
    Григорий (Постников) 1 октября 1856 — 17 июня 1860
    Исидор (Никольский) митрополит Новгородский 1 июля 1860 — 7 сентября 1892
    Палладий (Раев-Писарев) митрополит Санкт-Петербургский 18 октября 1892 — 5 декабря 1898
    Иоанникий (Руднев) митрополит Киевский 25 декабря 1898 — 7 июня 1900
    Антоний (Вадковский) митрополит Санкт-Петербургский 9 июня 1900 — 2 ноября 1912
    Владимир (Богоявленский) митрополит Санкт-Петербургский

    (с 1915 — митрополит Киевский)

    23 ноября 1912 — 6 марта 1917
    Платон (Рождественский) архиепископ Карталинский и Кахетинский,

    Экзарх Грузии (с августа 1917 — митрополит

    Тифлисский и Бакинский, Экзарх Кавказский)

    14 апреля 1917 — 21 ноября 1917

    Блок: 6/9 | Кол-во символов: 2622
    Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9_%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8

    Митрополит в католической Церкви


    Сначала права митрополита и на Западе и на Востоке оставались абсолютно равными. Но появление новых германских государств изменило положение митрополита, потому что сами митрополии потеряли свое прежнее значение. Постепенно епископы стали независимы от митрополитов и только в Англии митрополиты долго еще обладали прежними правами.

    Сейчас в католической Церкви сразу несколько епархий (и архиепархий) могут составлять митрополию или церковную провинцию. Поскольку центр митрополии должен совпадать с центром архиепархии, митрополит в Католической церкви является еще и архиепископом. В ряде стран, таких как Италия, США и др. митрополии объединили в церковные регионы. Епископы большинства стран объединены в конференцию епископов, обладающую большими полномочиями в организации церковной жизни страны.

    Смотрите также интервью с митрополитом Иларионом (Алфеевым)

    Блок: 6/6 | Кол-во символов: 897
    Источник: https://www.pravmir.ru/mitropolit/

    Кирилл II (1242–1281)

    В 1242 место Иосифа занял русский епископ, митрополит Кирилл II. Инициатива поставления Кирилла принадлежала могущественному князю Даниилу Галицкому. Ввиду того, что Киев лежал в руинах, митрополит Кирилл почти постоянно пребывал на северо-востоке Руси, тесно сотрудничая с князем Александром Невским. Окормляя паству в страшные годы, последовавшие за монголо-татарским нашествием, он постоянно разъезжал по стране, подолгу оставаясь во Владимире на Клязьме. В 1252 он торжественно встретил Александра Невского, возвратившегося из Орды, и посадил его на великое княжение. Как и князь Александр, Кирилл избрал в своей политике путь признания господства монголов для того, чтобы дать Руси возможность постепенного восстановления из разрухи. Ему удалось добиться от монгольских ханов освобождения церкви от выплаты обременительной дани. К заслугам этого архипастыря следует также отнести основание православной епархии в Сарае для тех русских людей, кто был вынужден подолгу проживать в Орде.

    Блок: 7/24 | Кол-во символов: 1012
    Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

    Викарии

  • Павел (Лебедь), митр. Вышгородский, УПЦ (19.04.1997)
  • Владимир (Мороз), митр. Почаевский, УПЦ (03.12.2000)
  • Иларион (Алфеев), митр. Волоколамский (14.01.2002)
  • Арсений (Яковенко), митр. Святогорский, УПЦ (05.12.2005)
  • Алипий (Погребняк), схиархиеп. Краснолиманский, УПЦ (06.10.1991)
  • Иов (Смакоуз), архиеп. Шумский, УПЦ (22.06.1997)
  • Пантелеимон (Бащук), архиеп. Бучанский, УПЦ (24.12.2000)
  • Агапит (Горачек), архиеп. Штуттгартский, РПЦЗ (01.05.2001)
  • Феогност (Гузиков), архиеп. Каширский (31.03.2002)
  • Амвросий (Ермаков), архиеп. Верейский (26.03.2005)
  • Варнава (Филатов), архиеп. Макеевский, УПЦ (11.02.2007)
  • Серафим (Демьянов), архиеп. Яготинский, УПЦ (16.11.2007)
  • Александр (Нестерчук), архиеп. Городницкий, УПЦ (16.11.2008)
  • Евлогий (Пацан), архиеп. Новомосковский, УПЦ (13.12.2009)
  • Феодосий (Снигирёв), архиеп. Боярский, УПЦ (06.01.2011)
  • Иона (Черепанов), архиеп. Обуховский, УПЦ (10.09.2011)
  • Антоний (Крипак), архиеп. Путивльский, УПЦ (13.05.2012)
  • Лонгин (Жар), архиеп. Банченский, УПЦ (22.05.2012)
  • Аркадий (Таранов), архиеп. Овидиопольский, УПЦ (04.08.2012)
  • Дамиан (Давыдов), архиеп. Фастовский, УПЦ (30.08.2012)
  • Диодор (Васильчук), архиеп. Южненский, УПЦ (29.09.2013)
  • Виктор (Быков), архиеп. Арцизский, УПЦ (29.09.2014)
  • Иоанн (Реннето), архиеп. Дубнинский (15.03.2015)
  • Матфей (Копылов), архиеп. Егорьевский (03.01.2016)
  • Петр (Карпусюк), схиеп. Дятловский, БПЦ (24.07.1992)
  • Тихон (Недосекин), еп. Видновский (10.08.1999)
  • Иринарх (Грезин), еп. Красногорский (14.04.2002)
  • Феофилакт (Моисеев), еп. Дмитровский (20.04.2002)
  • Панкратий (Жердев), еп. Троицкий (02.06.2005)
  • Роман (Гаврилов), еп. Серпуховской (10.08.2006)
  • Феодосий (Иващенко), еп. Сеаттлийский, РПЦЗ (07.09.2008)
  • Нектарий (Фролов), еп. Талдыкорганский, КМО (20.11.2008)
  • Георгий (Шейфер), схиеп. Канберрский, РПЦЗ (07.12.2008)
  • Назарий (Лавриненко), еп. Кронштадтский (28.05.2009)
  • Илия (Быков), еп. Балахнинский (01.08.2010)
  • Пантелеимон (Шатов), еп. Орехово-Зуевский (21.08.2010)
  • Геннадий (Гоголев), еп. Каскеленский, КМО (10.10.2010)
  • Иннокентий (Ерохин), еп. Уссурийский (07.12.2010)
  • Дионисий (Порубай), еп. Воскресенский (27.11.2011)
  • Николай (Погребняк), еп. Балашихинский (01.01.2012)
  • Амвросий (Мунтяну), еп. Богородский (04.03.2012)
  • Филарет (Гусев), еп. Дальнеконстантиновский (24.03.2012)
  • Питирим (Творогов), еп. Звенигородский (01.08.2012)
  • Константин (Островский), еп. Зарайский (12.08.2012)
  • Иннокентий (Васецкий), еп. Елабужский (11.10.2012)
  • Николай (Почтовый), еп. Васильковский, УПЦ (17.03.2013)
  • Варсонофий (Винниченко), еп. Новоазовский, УПЦ (30.03.2013)
  • Николай (Ольховский), еп. Манхэттенский, РПЦЗ (29.06.2014)
  • Леонид (Толмачёв), еп. Можайский (14.12.2014)
  • Иоанн (Мошнегуцу), еп. Сорокский, МПЦ (08.03.2015)
  • Иоанн (Вахнюк), еп. Золотоношский, УПЦ (05.04.2015)
  • Серапион (Дунай), еп. Заринский (28.06.2015)
  • Сергий (Михайленко), еп. Болградский, УПЦ (15.11.2015)
  • Парамон (Голубка), еп. Сергиево-Посадский (02.12.2015)
  • Вениамин (Погребной), еп. Новосанжарский, УПЦ (06.12.2015)
  • Фома (Мосолов), еп. Павлово-Посадский (06.12.2015)
  • Иоанн (Сичевский), еп. Елгавский, ЛПЦ (27.03.2016)
  • Арсений (Перевалов), еп. Юрьевский (04.05.2016)
  • Кассиан (Шостак), еп. Иванковский, УПЦ (31.07.2016)
  • Петр (Дмитриев), еп. Луховицкий (26.10.2016)
  • Силуан (Шаларь), еп. Орхейский, МПЦ (04.11.2016)
  • Вениамин (Межинский), еп. Хотинский, УПЦ (13.11.2016)
  • Тихон (Софийчук), еп. Гостомельский, УПЦ (09.12.2016)
  • Исаакий (Андроник), еп. Ворзельский, УПЦ (13.12.2016)
  • Евфимий (Максименко), еп. Усманский (25.12.2016)
  • Сергий (Телих), еп. Маардуский, ЭПЦ (05.02.2017)
  • Серафим (Амельченков), еп. Истринский (04.06.2017)
  • Виктор (Коцаба), еп. Барышевский, УПЦ (05.06.2017)
  • Фома (Демчук), еп. Бронницкий (02.07.2017)
  • Игнатий (Суранов), еп. Мариинско-Посадский (20.11.2017)
  • Сильвестр (Стойчев), еп. Белогородский, УПЦ (24.12.2017)
  • Сергий (Аницой), еп. Ладыжинский, УПЦ (24.03.2018)
  • Пимен (Воят), еп. Дубенский, УПЦ (25.03.2018)
  • Спиридон (Головастов), еп. Добропольский, УПЦ (17.06.2018)
  • Гедеон (Харон), еп. Макаровский, УПЦ (18.06.2018)
  • Нестор (Доненко), еп. Ялтинский, УПЦ (27.09.2018)
  • Дионисий (Пилипчук), еп. Переяслав-Хмельницкий, УПЦ (19.12.2018)
  • Андрей (Василашку), еп. Петропавловский, УПЦ (23.12.2018)
  • Зосима (Балин), еп. Азовский (08.01.2019)
  • Александр (Эчеваррия), еп. Вевейский, РПЦЗ (20.01.2019)
  • Лука (Мурьянка), еп. Сиракузский, РПЦЗ (12.02.2019)
  • Савва (Тутунов), еп. Зеленоградский (03.03.2019)
  • Амвросий (Скобиола), еп. Волновахский, УПЦ (06.04.2019)
  • Симеон (Голубка), еп. Угольский, УПЦ (07.04.2019)
  • Амвросий (Вайнагий), еп. Згуровский, УПЦ (13.04.2019)
  • Стефан (Привалов), еп. Клинский (21.04.2019)
  • Алексий (Поликарпов), еп. Солнечногорский (16.06.2019)
  • Борис (Баранов), еп. Некрасовский (11.07.2019)
  • Силуан (Никитин), еп. Петергофский (18.07.2019)
  • Василий (Кулаков), еп. Николаевский (24.07.2019)
  • Порфирий (Шутов), еп. Одинцовский (08.09.2019)
  • Блок: 7/10 | Кол-во символов: 4974
    Источник: https://drevo-info.ru/articles/12420.html

    Максим (1283–1305)


    В 1283 Кирилла сменил грек Максим. В отношении татар он продолжал политику своего предшественника. Местом своего пребывания с 1299 он также избрал Владимир, куда переселился со всем клиром.

    Блок: 8/24 | Кол-во символов: 209
    Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

    На покое

  • Владимир (Котляров), митр. б. Санкт-Петербургский (30.12.1962)
  • Филарет (Вахромеев), митр. б. Минский, БПЦ (24.10.1965)
  • Герман (Тимофеев), митр. б. Волгоградский (06.12.1968)
  • Хризостом (Мартишкин), митр. б. Виленский (23.04.1972)
  • Иов (Тывонюк), митр. б. Челябинский (03.01.1975)
  • Валентин (Мищук), митр. б. Оренбургский (25.07.1976)
  • Евсевий (Саввин), митр. б. Псковский (01.04.1984)
  • Виктор (Олейник), митр. б. Тверской (04.12.1988)
  • Анастасий (Меткин), митр. б. Симбирский (11.12.1988)
  • Иоанникий (Кобзев), митр. б. Луганский, УПЦ (13.12.1988)
  • Антоний (Черемисов), митр. б. Орловский (22.04.1989)
  • Евлогий (Смирнов), митр. б. Владимирский (11.11.1990)
  • Вениамин (Пушкарь), митр. б. Владивостокский (21.09.1992)
  • Иона (Карпухин), митр. б. Астраханский (25.10.1992)
  • Симон (Гетя), митр. б. Орловский (03.10.1993)
  • Никон (Васин), митр. б. Липецкий (31.03.1996)
  • Иона (Паффхаузен), митр. б. архиеп. Вашингтонский, митр. всея Америки и Канады, РПЦЗ (01.11.2008)
  • Анатолий (Кузнецов), архиеп. б. Керченский (03.09.1972)
  • Филарет (Карагодин), архиеп. б. Пензенский (11.03.1990)
  • Василий (Злотолинский), архиеп. б. Запорожский, УПЦ (02.12.1990)
  • Гурий (Кузьменко), архиеп. б. Житомирский, УПЦ (31.07.1994)
  • Михаил (Донсков), архиеп. б. Мёдонский, РПЦЗ (12.07.1996)
  • Феодосий (Бильченко), архиеп. б. Полоцкий, БПЦ (10.08.1997)
  • Евстафий (Евдокимов), архиеп. б. Александровский (30.01.2000)
  • Илиан (Востряков), еп. б. Серпуховский (25.11.1979)
  • Никандр (Коваленко), еп. б. Звенигородский (07.08.1988)
  • Виктор (Пьянков), еп. б. Подольский (25.03.1990)
  • Аркадий (Афонин), еп. б. Южно-Сахалинский (21.04.1991)
  • Ипполит (Хилько), еп. б. Хустский, УПЦ (16.08.1992)
  • Гурий (Шалимов), еп. б. Петропавловский, КМО (14.01.1993)
  • Евтихий (Курочкин), еп. б. Домодедовский (24.07.1994)
  • Иннокентий (Шестопаль), еп. б. Конотопский, УПЦ (05.10.1994)
  • Николай (Сораич), еп. б. Ситкинский, РПЦЗ (22.04.2001)
  • Антоний (Боровик), еп. б. Угольский, УПЦ (18.05.2008)
  • Иероним (Чернышов), еп. б. Орловский (02.06.2008)
  • Иероним (Шо), еп. б. Манхеттенский, РПЦЗ (10.12.2008)
  • Серафим (Глушаков), еп. б. Анадырский (22.05.2011)
  • Дионисий (Константинов), еп. б. Шепетовский, УПЦ (18.06.2011)
  • Савватий (Перепёлкин), еп. б. Ванинский (30.10.2016)
  • Блок: 8/10 | Кол-во символов: 2267
    Источник: https://drevo-info.ru/articles/12420.html

    Петр (1308–1326)

    Перенесение митрополичьей кафедры в Северо-Восточную Русь вызвало беспокойство у галицкого князя Юрия Львовича, внука великого Даниила, и побудило его задуматься о создании самостоятельной митрополии. Для выполнения своих замыслов он убедил ратского игумена Петра поехать в Царьград. Прибыв в Константинополь, Петр узнал, что до него сюда же прибыл из Северо-Восточной Руси второй претендент, некий Геронтий, привезший в качестве даров патриарху святительскую ризницу митрополита Максима. Несмотря на богатые дары, патриарх остановил свой выбор на Петре, которому и вручил полученные от Геронтия святительские одежды, пастырский жезл и икону, некогда написанную самим Петром в подарок митрополиту Максиму. В Суздальской земле многие были недовольны таким решением Константинополя. Тверской епископ Андрей даже написал ложный донос на Петра. В 1311 жалобу рассмотрел собор русских епископов и оправдал Петра. В 1313 митрополит Петр совершил поездку в Орду и испросил у хана подтверждения привилегий, дарованных Русской церкви, освобождавших ее от уплаты дани. Вопреки ожиданиям галицкого князя, Петр, много ездивший по епархиям, любил останавливаться в Москве, а с московским князем Иваном Даниловичем их вскоре связала настоящая дружба. Митрополит Петр пророчествовал о том, что Москва возвысится над всеми русскими городами и станет местом пребывания святителей. С благословения Петра Иван Данилович начал строительство Успенского храма в Кремле, в котором святитель завещал себя похоронить, положив, таким образом, начало традиции погребения русских митрополитов в московском Успенском соборе. Вскоре после смерти Петр был канонизирован и стал одним из самых почитаемых русских святых, а мощи его, хранящиеся в Успенском соборе, стали главной святыней московского храма. Известно, что Петр еще при жизни избрал себе преемника – архимандрита Феодора, но, по всей видимости, патриарх отказал последнему в сане.

    Блок: 9/24 | Кол-во символов: 1928
    Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

    Кто такой митрополит


    Митрополит – это епископский титул в Русской Православной Церкви. Такой духовный сан относится к высшему рангу. Слово “митрополит” происходит от слова “метрополия”, митрополит в переводе с греческого – столичный человек. Первое официальное упоминание этого звания относится к документа I Вселенского Собора (325 год). В конце 4-го правила написано: «Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту».

    Митрополит Иларион (Алфеев): Всем в своей жизни я обязан Церкви

    Митрополит не только имел право созывать поместные Соборы, но и оказался наделен другими важными церковными полномочиями.

    • право надзора за церковными делами всей области. Это значило, что без разрешения митрополита епископы не принимали значимые решения.
    • право давать общительные грамоты лицам из клира, отлучающимся из своих епархий (litters formatas);
    • право принимать апелляции на епископов от пресвитеров и клириков;
    • право утверждать и посвящать, при участии других двух или трех епископов, вновь избранных на епископство.

    Митрополитами считали городских епископов, но возглавлять он мог и большую провинцию или целую область. Это – почетное звание. Главой митрополита в Русской Церкви считается только Патриарх. На митрополите лежит большая ответственность. Конечно, этот титул существовал не всегда.

    Блок: 2/6 | Кол-во символов: 1317
    Источник: https://www.pravmir.ru/mitropolit/

    Алексий (1354–1378)

    В том же году Москва получила грамоту, призывавшую Алексия в Константинополь. В 1354 он был посвящен в митрополиты. Уступив просьбе московского князя, патриарх тем не менее подчеркнул, что избрание русского епископа является исключением из правила. Узнав о поставлении Алексия, вновь активизировалось Великое княжество Литовское. Князь Ольгерд прислал патриарху богатые дары и своего кандидата в митрополиты Киевские – епископа Романа, через которого намеревался распространить свое влияние на русские земли. Патриарх благосклонно отнесся к просьбе литовского князя. Литва получила своего митрополита, однако, поскольку пределы митрополий не были разграничены, создалась ситуация постоянного соперничества между Алексием и Романом, которые поневоле вмешивались в дела друг друга. Церковная усобица прекратилась только со смертью Романа в 1362. Напряженные отношения с Литвой привели к русско-литовской войне во второй половине 1360-х годов. Константинополь опасался, что она может окончательно расколоть общерусскую церковь. Патриарх Филофей решительно стал на сторону Москвы, видя в ней силу, при помощи которой он намеревался помешать крушению православия в русских землях. В 1370 он подтвердил постановление, что литовская земля не отделяется от власти митрополита Киевского Алексия. Однако многочисленные жалобы Ольгерда на Алексия, будто пастырь не уделяет должного внимания Литве, которые литовский князь не уставал присылать в Константинополь, привели к тому, что патриарх принял решение о разделе русской митрополии.

    В 1375 он поставил митрополитом Киевским и Литовским Киприана, который пользовался его неограниченным доверием. После смерти Алексия Киприан должен был возглавить всю Русскую церковь в качестве митрополита Киевского и Русского. Подобное решение в Москве вызвало недовольство. Сам митрополит Алексий видел своим преемником Сергия Радонежского, однако тот решительно отказался от принятия сана. Тогда великий князь Дмитрий Иванович вопреки воле Алексия наметил на митрополию своего духовника Михаила-Митяя. В 1378 Алексий умер. Этот пастырь, в течение четверти века возглавлявший Русскую церковь, сумел поставить авторитет духовной власти на небывалую прежде высоту. Он оказывал большое влияние на политику князя Дмитрия Ивановича, а в годы его малолетства фактически стоял во главе государства.

    Блок: 11/24 | Кол-во символов: 2339
    Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

    Митяй

    После смерти Алексия Митяй стал править митрополией без посвящения. Киприана, приехавшего, чтобы вступить в свои полномочия, в Москву не пустили. Митяя же князь направил в Константинополь для получения посвящения. В дороге он неожиданно умер.

    Пимен, один из сопровождавших его архимандритов, воспользовался документами с княжеской печатью и получил от патриарха митрополичий сан. Поначалу московский князь был возмущен подобным поступком и не принял Пимена. Однако, не найдя взаимопонимания с Киприаном, призвал Пимена в Москву на митрополию. Одновременно Дмитрий Иванович вновь снарядил посольство в Константинополь, желая видеть на митрополичьем столе своего ставленника Дионисия.

    Этому претенденту также не повезло. Возвращаясь из Константинополя, Дионисий был пленен киевским князем Владимиром Ольгердовичем и умер в заточении.

    Блок: 12/24 | Кол-во символов: 838
    Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

    Киприан (1389–1406)

    В 1389 скончался великий князь Московский. Умер и Пимен. Только после этого осуществился план константинопольского патриарха: Киприан стал митрополитом Киевским и Русским, объединив в своих руках всю митрополию, и стоял у ее кормила до 1406. Несмотря на частые распри с великим князем, Киприан всегда держал сторону Москвы и всячески способствовал объединению страны под ее властью. В 1390-х годах он добился упразднения Галицкой митрополии. С именем Киприана связано также проведение церковной реформы – введение Иерусалимского устава, принятого на Афоне. По инициативе Киприана в Москву была принесена чудотворная икона Богоматери Владимирской и установлено празднование в связи со спасением Москвы от нашествия Тамерлана. Перу Киприана, который был незаурядным литератором, принадлежит Служба и одна из редакций жития святого митрополита Петра.

    Блок: 13/24 | Кол-во символов: 868
    Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

    Фотий (1408–1431)

    Когда Киприан умер, ему на смену из Константинополя приехал просвещенный грек Фотий. Литовский князь Витовт попытался оказать давление на Фотия и заставить его остаться в Киеве. Фотий пробыл в Киеве около полугода, а затем (1410) переселился в Москву. В ответ собор литовских епископов в 1416 самовольно избрал митрополитом Григория Цамблака, который, несмотря на протесты Фотия и самого Константинополя, правил киевской митрополией до 1419. После смерти Григория Витовт вновь признал юрисдикцию Фотия. Митрополит Фотий занимал одно из ведущих мест в правительстве при малолетнем князе Василии II. Ему удалось удержать дядю Василия II, князя Звенигородского Юрия, от вооруженной борьбы за великокняжеский престол.

    Блок: 14/24 | Кол-во символов: 732
    Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

    Иона (1448–1461)

    Сразу после кончины митрополита, вероятно, состоялось наречение на митрополию епископа Рязанского Ионы, который когда-то был самим Фотием поставлен на епископию. Однако возможность отправить посольство Ионы в Константинополь для его поставления образовалась лишь в 1435. К тому времени сан митрополита Русского уже получил некий Исидор, ставленник императора Иоанна Палеолога и патриарха Иосифа, сторонников заключения унии с Католической церковью. Ионе же пришлось довольствоваться патриаршим благословением на митрополию в случае смерти Исидора. В 1439 Исидор присутствовал на знаменитом Флорентийском соборе, а затем приехал на Русь с целью ввести здесь унию. Экстренно созванный князем собор русских епископов не признал унию и осудил Исидора. Он был заключен под стражу, но в 1441 ему дали возможность бежать из русских пределов. Великий князь принял решение не отправлять посольство Ионы в Константинополь, где императорский трон занимал подписавший унию Иоанн VIII, а патриарший престол – униат Григорий Мамма. Как только в Москве стало известно о кончине императора, великий князь Василий посчитал необходимым возложить на себя выполнение функции православного императора по защите православия и созвал Архиерейский собор, на котором Иона был возведен в сан митрополита. Митрополиту Ионе было суждено стать последним митрополитом всея Руси.

    Блок: 15/24 | Кол-во символов: 1366
    Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

    Феодосий (1461–1464)

    Незадолго до кончины Иона избрал своим преемником Феодосия и, обговорив свое решение с великим князем, написал на имя Феодосия благословенную грамоту, обнародованную после его смерти.

    Блок: 17/24 | Кол-во символов: 205
    Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

    Филипп I (1464–1473)

    Таким же образом поступил Феодосий в отношении своего преемника – Филиппа I. С этого времени можно говорить об автокефалии Русской церкви.

    Блок: 18/24 | Кол-во символов: 160
    Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

    Геронтий (1473–1489)

    Митрополит Геронтий был поставлен без благословения предшественника, скоропостижно скончавшегося, одной лишь волей великого князя. После этого роль великого князя в избрании претендентов на митрополичий престол значительно возросла. Святительство Геронтия было отмечено конфликтом с княжеской властью, которая посчитала себя более компетентной, чем митрополит, в одном из богослужебных вопросов: Иван III обвинил Геронтия в том, что он на освящении Успенского собора шел крестным ходом не «посолонь», а против солнца. Митрополит довольно долго пытался убедить князя в том, что хождение «посолонь» – латинский обычай. Не достигнув успеха, Геронтий покинул кафедру. Великий князь был вынужден идти к митрополиту с челобитьем и обещать «в всякых речех… слушати» первосвятителя. В 1484 Иван III предпринял попытку свести с кафедры «слишком самостоятельного» Геронтия. Однако и в этом случае митрополит сохранил за собой престол.

    После смерти Геронтия в Москве митрополита не было почти полтора года. Митрополит Зосима занял кафедру в 1490, а в 1494 был сведен с кафедры. Зосиму сменил Симон (1495–1511). На время пастырства Зосимы и Симона приходятся церковные соборы на еретиков, повлекшие за собой серию казней инакомыслящих. Митрополит Симон оставил преемником Варлаама, но эта кандидатура не устроила великого князя Василия III. Он заточил Варлаама в монастырь и сам избрал митрополита. Им стал Даниил, управлявший митрополией до 1539.

    Блок: 19/24 | Кол-во символов: 1459
    Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

    Даниил (1522–1539)

    Святитель Даниил чувствовал зависимость от власти великого князя и потому поддерживал его во всех политических мероприятиях. В 1523 он помог заманить в Москву соперника Василия Иоанновича Василия Шемячича. Печально известна и роль Даниила в разводе Василия III с Соломонией Сабуровой. Именно Даниил инициировал созыв соборов, осудивших Максима Грека и Вассиана Патрикеева. После смерти Иосифа Волоцкого Даниил стал ревностным защитником права монастырей владеть вотчинами. Современники писали о нем, что он управлял церковью круто, был «немилосерд», жесток и сребролюбив. Перу Даниила принадлежат значительные литературные произведения. Известно, что он принимал самое непосредственное участие в составлении Никоновской летописи. Во время малолетства Ивана IV Даниил поддерживал партию бояр Бельских. Одержавшие верх Шуйские отправили его в 1539 в ссылку в Волоколамский монастырь.

    Блок: 20/24 | Кол-во символов: 901
    Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

    Иоасаф (1539–1542)

    За приверженность Бельским пострадал и следующий митрополит – Иоасаф, который был возведен в сан в 1539. В 1542 Шуйские произвели государственный переворот. Иоасаф пытался противодействовать им. Спасаясь от мятежников, которые чинили владыке «всякое бесчестие и срамоту великую», Иоасаф бежал на подворье Троице-Сергиевой лавры. Опасаясь его влияния на отрока Иоанна, бояре сослали епископа на Белоозеро, после чего провели избрание нового митрополита.

    Блок: 21/24 | Кол-во символов: 472
    Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

    Макарий (1542–1563)

    В 1542 новым митрополитом стал бывший новгородский архиепископ Макарий. Этот осторожный и умный политик возглавлял кафедру в течение двадцати двух лет. При Иване IV он занял положение первого царского советника и участвовал в решении важнейших государственных проблем. В 1547 венчал на царство Ивана IV и впоследствии много сделал для утверждения теократического характера власти государя. По инициативе Макария было созвано несколько церковных соборов, на которых решались вопросы канонизации русских святых. Нововведением Макария стало обсуждение на церковных соборах вопросов земского устроения, что позволило церкви оказывать влияние на решения светской власти. Много сделал Макарий и для развития книгописания, литературы и искусства. Под его руководством составлялась Степенная книга царского родословия и Великие Четьи Минеи. Умер Макарий в 1563.Его место занял ученик митрополита – Афанасий. Не обладая политическим даром Макария, Афанасий оставался на кафедре только год и добровольно покинул ее, не чувствуя в себе сил противостоять опричнине. См. МАКАРИЙ, СВ.

    Блок: 22/24 | Кол-во символов: 1092
    Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

    Филипп II (1566–1568)

    Отпустив Афанасия, Иван IV просил занять кафедру игумена Соловецкого монастыря Филиппа (Колычева), видя в нем кандидатуру, приемлемую как для земщины, так и для опричнины. Однако Филипп обладал суровым и непреклонным характером. Он четко выразил свое непримиримое отношение к опричнине. Противостояние митрополита и царя закончилось публичным низложением Филиппа, процедура которого была продумана самим Иваном Грозным. Опричный боярин ворвался в собор и, прервав богослужение, прочел царский указ о низложении Филиппа. Малюта Скуратов сорвал с него святительскую мантию. Митрополита бросили в сани и увезли из Кремля. По указу царя митрополит Филипп был задушен Малютой Скуратовым в тверском Отрочем монастыре (1569). Филипп стал последним митрополитом, который открыто противостоял светской власти, обличая творимые царем неправды (канонизирован в 1652). После него следует ряд фигур, которые выступали лишь в роли безмолвных свидетелей происходящего (Кирилл, 1568–1572; Антоний, 1572–1581).

    Блок: 23/24 | Кол-во символов: 1016
    Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

    Кол-во блоков: 38 | Общее кол-во символов: 53313
    Количество использованных доноров: 4
    Информация по каждому донору:

    1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9_%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8: использовано 4 блоков из 9, кол-во символов 7631 (14%)
    2. https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html: использовано 18 блоков из 24, кол-во символов 17246 (32%)
    3. https://www.pravmir.ru/mitropolit/: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 4530 (8%)
    4. https://drevo-info.ru/articles/12420.html: использовано 6 блоков из 10, кол-во символов 23906 (45%)


    Поделитесь в соц.сетях:

    Оцените статью:

    1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
    Загрузка...

    Добавить комментарий