1300,Освобождение Москвы ополчением (видео)

Московская битва 1612, также известная как Битва на Девичьем поле — эпизод Смутного времени, в ходе которого польско-литовское войско великого гетмана литовского Ходкевича безуспешно пыталось деблокировать Кремль, в котором заперся польско-литовский гарнизон.

Блок: 1/7 | Кол-во символов: 263
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0_(1612)

Первое ополчение

Инициатором сбора Первого ополчения стал дворянин из рязани Прокопий Ляпунов, атаман Иван Заруцкий и князь Дмитрий Трубецкой. Страна находилась в разрухе и анархии. Боярская власть теряла свою власть. В каждом конце государства правил свой царь: Лжедмитрий II, Марина Мнишек, королевич Владислав. Все это стало причиной решительных действий. Глава церкви Гермоген отправил по всей стране письма с призывом объединения против захватчиков.

К зиме 1611 года в различных городах сформировались народные ополчения (Нижний Новгород, Рязань и т.д.). Состав был абсолютно разношерстный: крестьяне, дворяне, служилые люди, казаки. К марту 1611 года войско ополченцев подошло к Москве. В осаде оказалось семитысячное войско поляков. Ополченцам удалось захватить часть города, но к лету среди войска возникли разногласия. Противоречия остро наметились между дворянством и казачеством, каждый видел свой путь дальнейшего развития страны. В итоге 22 июля 1611 года в ходе заговора был убил лидер Первого ополчения Прокопий Ляпунов. Ополчение распалось, поляки остались в стенах Кремля.


Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1087
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16702-osvobozhdenie-moskvy-ot-poljakov-kratko.html

Новое ополчение

Попытка была не первой – в начале 1611 года было создано первое ополчение. Но из-за внутренних разногласий освобождение Москвы тогда не удалось. Вторая попытка, предпринятая осенью того же года, имела ряд существенных отличий.

  1. Ополчение создавалось не в районе действий польских войск, а на сравнительно спокойной территории – в Нижнем Новгороде.
  2. Среди руководителей важную роль играли люди невысокой знатности (и поэтому без особых претензий на власть), но талантливые и авторитетные. Таким был и Кузьма Минин.
  3. Второе ополчение было истинно народным движением.

Немаловажно и то, что второе ополчение не ринулось в бой с ходу. Зимовка в Ярославле (где возникло своего рода временное правительство) помогло обеспечить ратников оружием, провиантом и прочими необходимыми вещами, а также дождаться подхода подкреплений – отрядов настроенных антипольски бояр.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 872
Источник: https://IstoriyaKratko.ru/pravlenie-ryurikovichey/voyny/osvobozhdenie-moskvy-ot-polyakov.html

Организаторы второго ополчения Минин и Пожарский


Главными инициаторами, вдохновителями и организаторами ополчения стали князья Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Князь Минин был земским старостой в Нижнем Новгороде с сентября 1611 г. Сначала он призывал объединиться в освободительной войне посадских людей. Призыв оказался успешен. Его страстно поддержали. После этого он заручился поддержкой городского совета, а затем духовенства, воевод и служилых людей. Было принято решение о совместной сходке горожан в Спасо-Преображенском соборе в Кремле. После литургии и проповеди Минин выступил со своей пламенной речью. Было решено, что все жители города пожертвуют часть своего имущества «на строение ратных людей».

Вставал вопрос о военачальнике будущего ополчения. По мнению большинства нижегородцев, лучшей кандидатурой на эту должность был князь Пожарский, потому что он:

  • отличался знатным происхождением (Рюрикович в 20-м колене);
  • разбил полки Лжедмитрия под Коломной в 1608 г.;
  • разгромил разбойничьи отряды атамана Салькова в 1609 г.;
  • смог удержать город Зарайск во время массовых протестов против монарха Василия Шуйского;
  • показывал пример героизма и доблести в боях в Москве в марте 1611 г., где получил тяжёлое ранение;
  • он обладал в глазах соотечественников безупречной характеристикой: был бескорыстным, набожным, решительным, честным, справедливым и рассудительным, за что его нижегородцы очень любили.

Нижегородцы поехали к нему с просьбой возглавить ополчение. Князь по существующему этикету продолжительное время отказывался, но всё же согласился на предложение второй делегации с архимандритом Вознесенско-Печёрского монастыря Феодосием. Единственное условие, которое поставил князь Пожарский, это передача заведования всеми хозяйственными делами князю Минину, который получил звание «выборного человека всею землёю».

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 1829
Источник: https://archeonews.ru/vtoroe-narodnoe-opolchenie-smutnogo-vremeni/

Гражданин и князь

Лидерами ополчения историческая традиция называет нижегородского старосту Кузьму Минина и князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Им действительно принадлежит ведущая роль, хотя в ополчении были и другие заметные люди.

Примечательно, что между лидерами не было никакого соперничества. Они сразу разделили обязанности сообразно своим привычкам и навыкам. Минин не понимал в военном деле, но он был «торговый человек», и стал кем-то вроде главного интенданта. Его обязанностью было обеспечение армии (оружием, фуражом, провиантом, транспортом, постоем). Он это хорошо умел.

Князь же уже имел немалый военный опыт. Хотя ему было только 33 года, никто в то время не считал 16-летних детьми, воевать начинали примерно в этом возрасте. Пожарский уступал опытностью польскому гетману Ходкевичу, но все же был уже состоявшимся полководцем. Он взял на себя чисто военное руководство.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 891
Источник: https://IstoriyaKratko.ru/pravlenie-ryurikovichey/voyny/osvobozhdenie-moskvy-ot-polyakov.html

Итоги

Второе ополчение сыграло ключевую роль в изгнании поляков из России и воцарении династии Романовых. Минин и Пожарский почитаются как герои России. А день освобождения Москвы отмечается ежегодно как День Народного Единства.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 227
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16702-osvobozhdenie-moskvy-ot-poljakov-kratko.html

Казанская икона Пресвятой Божией Матери

Как пишет современник событий патриарх Гермоген (в то время священник Гостинодворской церкви Казани Ермолай), после пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города, девятилетней Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище:

Яви убо себе Богородицына икона сицевымъ образомъ. Не яви убо образа своего Владычица ни святителю града, ни начальнику властелинску, ниже вельможи или богату, ниже мудру старцу: но яви свое честное сокровище, источникъ неизсчерпаемый приходящимъ с вѣрою, чудный свой образъ, нѣкоего мужа от простыхъ, имуща мудрость на войнѣ стрелебную, сего дщи юнна, десяти лѣтъ суща, именемъ Матрона. Сей бо дѣвицы явися чюдная она и пресвѣтлая икона Богородицына. И после убо пожара в томъ же лѣте и месяце, сице нача являтися дѣвицы оной, ей же имя преди рекохомъ, икона пресвѣтлая Божия Матери. И веляше ей поити во градъ и повѣдати про икону Богородицыну, ея же видѣ, архиепископу и воеводамъ, дабы шед выняли образъ Пречистые Богородицы от земленыхъ нѣдръ: и мѣсто повѣда ей, идѣже последи обрѣтоша драгаго бисера честное сокровище, чюдную икону Богородицыну.

В указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона.

Обретение и дальнейшая история иконы

У самой почитаемой в Русской церкви иконы Божией Матери поразительно простая история обретения.

Летом 1579 года страшный пожар уничтожил большую часть Казани. Две недели спустя дочери казанского стрельца Матрене Онучиной трижды являлась во сне Пресвятая Дева, настоятельно требуя сообщить Казанскому архиепископу о Ее святом образе, который находится в подвале сгоревшего дома Онучиных. Сначала девочке не поверили, но после новых явлений Богородицы решили все же копать в указанном Богородицей месте. На метровой глубине был найден образ Пресвятой Богородицы, завернутый в ветхий суконный рукав. Лик иконы был ясный, будто только что написанный, нисколько не пострадавший от огня.

У обретенной иконы сразу же стали совершаться чудеса. Первыми исцелились двое слепых, Иосиф и Никита: стоило им приложиться к лику Богородицы, как оба прозрели. А первое свидетельство о чудесах иконы оставил священник Никольской церкви в Казани Ермолай, будущий митрополит Казанский и затем патриарх Московский Ермоген, мученически пострадавший за Православие в смутное время, автор службы в честь Казанского образа и общеизвестного тропаря «Заступнице усердная…».

Узнав о явлении иконы, царь Иван Грозный основал в Казани монастырь Пресвятой Богородицы, первыми постриженицами которого стали девочка Матрена и ее мать. С обретенной иконы, помещенной в монастыре, сделали несколько копий, некоторые из которых позже были признаны чудотворными. В честь обретения иконы был установлен первый праздник Казанской иконы Божией Матери — 8 июля (21 июля по новому стилю).

Один из чудотворных списков в 1611 году сопровождал ополчение князя Дмитрия Пожарского в его освободительном походе на Москву и был обнесен с молитвой вокруг Кремля. Духовное заступничество Богоматери привело к добровольной сдаче Кремля поляками 22 октября, в честь чего был установлен еще один день празднования иконы (4 ноября по новому стилю). Стараниями князя Пожарского в 1636 году в Москве на Красной площади был возведен первый Казанский собор, куда и была помещена икона, украшенная золотым венчиком. С 1649 года по повелению царя Алексея Михайловича Казанскую икону начали почитать как покровительницу Дома Романовых.

Второй чтимый список с Казанской иконы был перенесен в числе других святынь императором Петром Великим в обустраиваемую им северную столицу, став одной главнейших святынь града святого Петра. В 1811 году в честь этого образа отстроили кафедральный Казанский собор, а в следующем году перед чудотворным списком накануне отъезда в действующие войска молился главнокомандующий русской армии М.И.Кутузов.

История явленного в Казани чудотворного образа печально оборвалась в тяжелое для России время начала XX века. В ночь на 29 июня 1904 собор Казанского монастыря был ограблен святотатцами; бесследно пропала и чудотворная икона Богоматери. На следствии воры показали, что драгоценную ризу они продали, а икону порубили и сожгли. В том же году русское воинство постигли неудачи на Дальнем Востоке.

Однако в 1941 году петербургская Казанская икона Пресвятой Богородицы явила еще одно чудо. Митрополиту гор Ливанских Илие, получившему благословение патриарха Антиохийского Александра III молиться за спасение России, явилась в видении Божия Матерь и объявила определение Божие для российского народа в столь критическое время.

«Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем, должны начать служить. Пусть вынесут чудотворную Казанскую икону и обнесут ее крестным ходом вокруг Ленинграда, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России», — эти слова Пресвятой Девы митрополит Илия смог передать в Россию.

По некоторым данным, Сталин отнесся со всей серьезностью к услышанной информации, велел секретарям выяснить у историков все, что касается чудотворной Казанской иконы, и, в частности, историю спасения ею Москвы, после чего вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) и местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия.

В Ленинграде, когда силы уже были на исходе, жители обложенного блокадой города на Неве совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери. В Сталинграде перед Казанской иконой шла непрестанная служба, знаменитая битва началась с молебна перед образом, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, в места, где готовились наступления. В день празднования Казанской иконы Божией Матери был освобожден Киев.

В октябре 1947 года митрополит гор Ливанских Илия, проявивший себя горячим и преданным молитвенником за Россию и Русскую церковь, был приглашен Сталиным в Москву. По распоряжению советского руководства владыку наградили Казанской иконой Божией Матери, крестом с драгоценностями и панагией, украшенной драгоценными каменьями из всех областей страны, чтобы вся Россия участвовала в этом подарке.

День явления Казанской иконы — 8 июля по юлианскому календарю — ныне общецерковный праздник в Русской Церкви.

На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона, принявшая имя Мавры

Уже в XIX веке не было полной ясности, где находился подлинник явленной иконы, но большинство мнений склонялось к тому, что он был в Казанском Богородицком монастыре.

В ночь на 29 июня 1904 года из Богородицкого монастыря икона была похищена вместе с образом Спасителя в драгоценных ризах; обе иконы были украшены драгоценностями на сумму до 100 тысяч рублей; были похищены также деньги из свечных ящиков. Похитителя нашли: им оказался Варфоломей Чайкин (Стоян), крестьянин двадцати восьми лет. Он утверждал, что драгоценности и оклад образа продал, а саму икону расколол и сжёг в печи, что было подтверждено следственными действиями и судом присяжных. Впоследствии он не раз менял свои показания; возникало много версий, что икона не была уничтожена, в частности, что на самом деле была украдена копия иконы, а также что икону Чайкин за огромную сумму перепродал старообрядцам.

История почитания иконы

По преданию, чудеса от иконы начались ещё при её перенесении с места явления во храм: согласно некоторым сведениям, исцелились двое слепых, участвовавших в процессии.

Будущий патриарх Гермоген, святитель Московский, в 1594 году, будучи митрополитом Казанским, составил «Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани».

Ещё один чудотворный список с иконы был привезён из Казани в Москву в войско князя Дмитрия Пожарского в 1611 году, видимо, ополчением из Казани. Осенью 1612 года ополчение свергло боярское правительство королевича Владислава. В память о сём событии было установлено сначала местное (в Москве) празднование иконе; в 1649 году по случаю рождения на праздник «чудотворныя иконы Казанския, во время всенощного пения» наследника престола царевича Димитрия царь Алексей Михайлович повелел праздновать 22 октября Казанской иконе «во всех городах по вся годы».

До постройки Казанского собора на Красной площади Москвы в 1636 году московская «Казанская» находилась в приходском храме Пожарских — церкви Введения на Лубянке, во Псковичах (не сохранилась; стояла на месте нынешней площади Воровского). После разрушения Казанского собора в Москве почитаемый список Казанской иконы был перенесён в Богоявленский Елоховский собор Москвы.

Первым храмом в честь иконы стала Казанская церковь в подмосковном селе Коломенском:

«В 1610 г. Тушинский самозванец с воеводой Сапегою имел здесь свой стан. Царь Михаил Феодорович в память избавления Москвы от поляков приказал заложить каменную пятиглавую церковь во имя Казанской Богоматери, освященную при Алексее Михайловиче». Современный храм в Коломенском был построен в 1649—1653 годах как домовая церковь при Коломенском царском дворце.

В 1657 году патриарх Никон дарит Свято-Троицкому Маркову мужскому монастырю (Витебск, Беларусь) его главную по сей день святыню — список Казанской иконы Божией Матери. Икона была подарена от имени царя Алексея Михайловича.

В 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовою короной. В XIX веке Казанский образ был, вне сомнения, самой почитаемой иконой в России; к началу XX века по Российской империи были десятки официально «чтимых» местных списков Казанской иконы по различным епархиям.

Казанская икона Божией Матери в космосе

13 марта 2011 года, в первую неделю Великого поста и праздник Торжества Православия, по окончании Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл приветствовал присутствовавших на богослужении представителей Федерального космического агентства и вручил руководителю Роскосмоса генерал-полковнику А. Н. Перминову и членам экипажа космического корабля «Юрий Гагарин» российским летчикам-космонавтам А. М. Самокутяеву и А. И. Борисенко Казанскую икону Божией Матери.

Предстоятель сказал:

«Пусть над нашим мятущимся, раздираемым противоречиями миром, в котором так много скорби и человеческого горя, простирается Покров Пречистой Царицы Небесной. В этом смысле российские космонавты, помимо своих очень сложных и важных профессиональных обязанностей, будут осуществлять и некую духовную миссию».

7 апреля 2011 космический корабль «Юрий Гагарин» доставил икону на Международную космическую станцию. Икона будет храниться в российском сегменте станции.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 11014
Источник: https://xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/dni_voinskoi_slavy/dni_slavy_03.html

Отражение событий в кинематографе

  • «Воцарение дома Романовых» (1913).
  • «Минин и Пожарский» (1939).
  • «1612: Хроники смутного времени» — российский приключенческий фильм, фоном для сюжета которого являются события Смуты. Несмотря на присутствие в фильме исторических персонажей (Ксения Годунова, князь Пожарский), он является больше «костюмным», нежели «историческим», так как реальные факты и события значительно изменены и подчинены вымышленной сюжетной линии.

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 457
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0_(1612)

Литература


  • Бибиков Г. Н. Бои русского народного ополчения с польскими интервентами 22-24 августа 1612 г. под Москвой//Исторические записки. М., 1950. Т. 32. С. 173—197.
  • Володихин Д. М. Пожарский. — М.: Вече, 2012. — 336 с. — (Великие исторические персоны). — 2500 экз. — ISBN 978-5-9533-6403-4.

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 294
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0_(1612)

Кол-во блоков: 16 | Общее кол-во символов: 25326
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

  1. https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16702-osvobozhdenie-moskvy-ot-poljakov-kratko.html: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 1314 (5%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0_(1612): использовано 5 блоков из 7, кол-во символов 4406 (17%)
  3. https://archeonews.ru/vtoroe-narodnoe-opolchenie-smutnogo-vremeni/: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 6067 (24%)
  4. https://xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/dni_voinskoi_slavy/dni_slavy_03.html: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 11776 (46%)
  5. https://IstoriyaKratko.ru/pravlenie-ryurikovichey/voyny/osvobozhdenie-moskvy-ot-polyakov.html: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 1763 (7%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий