В середине XIX века в Российской империи начинает зарождаться идеологическое течение среди разночинной интеллигенции – народничество. Название оно получило от своей основной идеи – сближения интеллигенции с народом.
Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/narodnichiestvo
Содержание
Истоки народничества
Главной задачей, стоящей перед властью и обществом в середине XIX столетия, было решение крестьянского вопроса. В среде интеллигенции предлагалась масса проектов дальнейшего развития страны, и все они первостепенной целью определяли отмену крепостного права.
О своем видении решения проблемы первым заговорил А. Герцен, который предложил теорию общинного социализма. Он считал, что социализм в России появится на базе крестьянской общины. Его главный сторонник Н. Чернышевский доработал эту концепцию и считал, что община – это только переходный этап к коллективной форме производства и потребления.
Идеи общинного социализма легли в основу идеологии народничества:
– Россия должна идти по своему пути.
– Капитализм чужд развитию России.
– Русское общество не содержит социальной основы для самодержавия.
– Россия придет к социализму, не проходя период капитализма.
– Новое социалистическое общество будет опираться не на семью, а на общину.
– Крестьянством должны руководить профессиональные революционеры.
– Крестьяне уже созрели до социалистических идей.
– Только революция способна провести социальные идеи.
Идеи общинного социализма совпадали с мыслями разночинной интеллигенции. Крестьянская реформа 1861 года так и не решила многих вопросов, что все более подталкивало к активным действиям. Еще одним поводом для недовольства стало введение платы за получение высшего образования, из-за чего в университетах не могло учиться большинство разночинной молодежи. Вот они и стали главной социальной опорой народничества в XIX веке.
Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/narodnichiestvo
Это интересно: 1154,Народничество: рассмотрим со всех сторон
От нигилизма к народничеству
В конце 50-х гг. среди демократической дворянской и разночинской молодежи получает распространение нигилизм. Отвергая дворянские предрассудки и официальную идеологию, отрицая общепринятые ценности (идеалы, моральные нормы, культуру), нигилисты изучали естественные науки, чтобы, став врачом, агрономом, инженером, приносить конкретную пользу людям. Тип нигилиста запечатлен И. Тургеневым в образе Базарова (роман «Отцы и дети»).
Студенческие волнения начала 60-х гг., вызванные повышением платы за обучение и запрещением студенческих организаций, привели к массовым исключениям из университетов. Исключенные, как правило, высылались под надзор полиции. В это время в сознании оппозиционно настроенной к правительству молодежи получает широкое распространение идея «возвращения долга народу». Юноши и девушки покидали города и устремлялись в деревню. Там они становились сельскими учителями, врачами, фельдшерами, волостными писарями.
Одновременно молодежь пыталась вести среди крестьян пропагандистскую работу. Но, услышав про революцию или социализм, те нередко выдавали «смутьянов» местным властям.
Источник: https://KnowHistory.ru/history/xix-xx/narodnichestvo-v-rossii-vo-vtoroy-polovine-xix-veka
Зарождение революционного народничества и его идеология
Революционная идеология начала формироваться в умах русской интеллигенции еще в конце 50-ых годов. Родоначальником русского движения был Н. Г. Чернышевский, который развивал идеи А. И. Герцена об «общинном» социализме. Искусно обходя цензуру, он публиковал в своих статьях в журнале «Современник» идею о формировании революционной организации.
Рис. 1. Портрет Герцена.
А. И. Герцен называл разночинцев-революционеров «молодыми штурманами будущей бури», которые должны были сблизиться с народом, донести доступным языком до него свои идеи и поднять его на открытую революционную борьбу против царизма.
Рис. 2. Портрет Чернышевского.
В 1861 году в Петербурге возникает тайная организация под названием «Земля и воля». В нее входил разночинный народ от студентов до разорившихся дворян. Программа организации включала в себя идею созыва парламента, установления республики и широких прав и свобод.
На практике же организация занималась распространением и издательством религиозной литературы. В 1864 году «Земля и воля» решила прекратить свое существование в ходе внутренних споров о методах достижения своих целей. В результате раскола были сформированы две новых организации – «Народная воля» и «Черный передел».
Именно народники стали главными реакционерами в государстве, став сторонниками более радикальных мер, чем чернопередельцы. В конечном итоге было сформировано три различных направления.
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
Источник: https://obrazovaka.ru/istoriya/zarozhdenie-revolyucionnogo-narodnichestva-i-ego-ideologiya-tablica.html
Сущность народничества
В первой половине 70-х гг. народничество сложилось в мощное движение со своей собственной идеологией. Родоначальниками его были А. Герцен и Н. Чернышевский. Они-то и сформулировали основные теоретические положения народничества. Народники считали, что в России основной социальной силой является не пролетариат, как на Западе, а крестьянство. Русская же крестьянская община — готовый зародыш социализма. Поэтому Россия может непосредственно перейти к социализму, минуя капитализм.
В революционном народничестве сложились три основных направления: бунтарское, пропагандистское и заговорщическое. Теоретиком бунтарского направления был Михаил Бакунин, пропагандистского — Петр Лавров, заговорщического — Петр Ткачев. Они разработали идеи социального переустройства России и тактику революционной борьбы каждого из этих направлений.
Михаил Александрович Бакунин, революционер, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества
Петр Лаврович Лавров, философ, социолог и публицист. Внес большой вклад в идеологию революционного народничества. Участник освободительного движения 60-х гг.
Петр Никитич Ткачев, публицист, один из создателей идеологии революционного народничества. Участник революционного движения 60-х гг.
М. Бакунин считал, что русский крестьянин является «революционером по инстинкту» и «прирожденным социалистом». Поэтому главная цель революционеров заключается в том, чтобы «взбунтовать» народ. Во второй половине 70-х гг. идеи Бакунина получили развитие в трудах П. Кропоткина, который утверждал, что к революции требуется серьезная подготовка и революционеров, и народа.
В этом с ним был солидарен П. Лавров, который считал, что ни народ, ни интеллигенция не готовы к немедленной революции. Для этого нужна длительная подготовительная работа по просвещению народа. Веру в особую роль интеллигенции Лавров соединял с верой в возможность крестьянской «социалистической революции».
П. Ткачев не верил в революционность народа, в его способность к социальному перевороту. Он утверждал, что главное — это захват политической власти. Для этого следует создать конспиративную политическую организацию революционеров и начать борьбу с правительством, чтобы овладеть системой управления государством. Только после захвата власти следует переходить к социальным преобразованиям.
Несмотря на разницу в предлагаемых формах борьбы, все эти направления объединяло признание революции единственным путем освобождения народа.
До конца 70-х гг. сторонники Бакунина сосредоточили все силы на подготовке крестьянской революции. Предпринятое весной 1874 г. массовое «хождение в народ», в котором участвовало до 3 тыс. чел., закончилось неудачей. Поднять восстание нигде не удалось, а проповедь социалистических идей успеха не имела. Полиция устроила настоящую «охоту» за пропагандистами. В 37 губерниях было арестовано и привлечено к дознанию 770 человек.
Источник: https://KnowHistory.ru/history/xix-xx/narodnichestvo-v-rossii-vo-vtoroy-polovine-xix-veka
Земля и воля
Неудача не охладила народников. В 1876 г. они создают тайную революционную организацию «Земля и воля», отличавшуюся сплоченностью, дисциплиной и надежной конспирацией. Члены организации вели пропаганду социалистических идей среди рабочих и интеллигенции, а также среди крестьян, поселяясь в деревнях на длительное время. Но крестьяне оставались глухи к народнической пропаганде. Это вызывало разочарование «пропагандистов». К осени 1877 г. в деревнях почти не осталось народнических поселений. В «Земле и воле» назревал серьезный кризис. Неудача пропаганды в крестьянских массах и репрессии властей толкнули наиболее активных и нетерпеливых народников к террористической борьбе с царизмом.
С. Л. Перовская и А. И. Желябов. Рисунок, сделанный во время суда над первомартовцами
В 1879 г. в «Земле и воле» произошел раскол на «деревенщиков», которые отстаивали старые методы работы в деревне, и «политиков» — сторонников террористической деятельности. Соответственно возникли две новые организации: «Черный передел» и «Народная воля». Если чернопередельцы организовывали длительные народнические поселения в деревне, то народовольцы пошли по другому пути. Своей главной задачей «Народная воля» считала политический переворот и захват власти.
Источник: https://KnowHistory.ru/history/xix-xx/narodnichestvo-v-rossii-vo-vtoroy-polovine-xix-veka
Это интересно: 1156,Народные восстания 17 века
Что мы узнали?
Идеи Герцена и Чернышевского были основой, которую развили Бакунин, Лавров и Ткачев. Революционное общество росло и готовило Россию к погружению в революционную борьбу.
Источник: https://obrazovaka.ru/istoriya/zarozhdenie-revolyucionnogo-narodnichestva-i-ego-ideologiya-tablica.html
Деятельность народников
Первые нелегальные и полулегальные кружки народников появились еще в 1850 годы. Уже тогда они разделялись на пропагандистские и заговорщицкие.
В начале 1860 годов в Москве, Петербурге и других городах стали возникать кружки народников. Наиболее влиятельным из них была созданная в Петербурге в 1861 году первая «Земля и воля». Ее участниками была разработана первая народническая программа переустройства общества. Но в 1864 году организация самораспустилась. Но соратниками первой «Земли и воли» в 1863 году в Москве было создано тайное общество Н. А. Ишутина («ишутинцы»). Это революционная организация ставила своей целью подготовку крестьянской революции. За три года участники организации установили связи с подпольем в других городах, создали в Москве бесплатную школу, несколько мастерских на «социалистических принципах», готовили побег Н. Чернышевского с каторги. Но неудачное покушение на Александра II, совершенное 4 апреля 1866 года по собственной инициативе членом организации Д. Каракозовым, положило конец ее деятельности. Организация была раскрыта и разгромлена, около двух тысяч человек оказались под следствием. Но только 36 из них были приговорены к заключению.
В конце 1860 годов организации народников стали возникать во всех крупных городах. В начале 1870 годов их было уже несколько десятков. Тогда же, в 1873 -1874 годах, состоялось первое «хождение в народ» — массовая попытка народников
Источник: https://tradesmarter.ru/analitika/prs_narodnichestvo-19-veka-kratko_79fb9.html
Цареубийство
Выдвинув лозунг борьбы за политические свободы, созыв Учредительного собрания, народовольцы отдали все свои силы подготовке и проведению террористических актов против царя. Было организовано пять покушений, но все они заканчивались неудачей. При шестом покушении, 1 марта 1881 г., Александра II убили.
Но надежды революционеров на подъем массовой освободительной борьбы не оправдались. Вожаки «Народной воли» и активные участники покушения (Андрей Желябов, Софья Перовская, Николай Кибальчич и др.) были арестованы и казнены. Начиная с 80-х гг., революционное народничество вступило в полосу кризиса.
Источник: https://KnowHistory.ru/history/xix-xx/narodnichestvo-v-rossii-vo-vtoroy-polovine-xix-veka
Значение народничества
Первыми организациями народников были опробованы методы политической борьбы. Методом проб и ошибок народники пришли к пониманию какой должна быть революционная организация. Этот бесценный опыт был перенят следующим поколением революционеров – социал-демократами. Методы борьбы тоже стали уроком для следующих поколений революционеров, наиболее точно и емко это наследие народников характеризует ленинское «Мы пойдем другим путем».
Идеология народничества оказала огромное влияние на общественную жизнь России второй половины XIX века. Прямыми наследниками этой идеологи были социалисты-революционеры – одна из ведущих сил русских революций. Вовлечение в общественную жизнь большого числа молодежи, практика общественной жизни и политической борьбы – тоже заслуга народничества. Народничество – это общественная инициатива снизу, заставившая власть считаться с мнением, пусть пока небольшой, части общества. Пожалуй, это главное идеологическое значение народничества 19 века в России.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/12286-narodnichestvo-19-veka-kratko.html
Александр III
Политическая реакция. После убийства Александра II на престол вступил его второй сын Александр. Он сразу же выступил с Манифестом об укреплении самодержавия, что означало переход к реакции. Однако этот переход осуществлялся постепенно. В первые месяцы своего правления царь вынужден был маневрировать между либералами и реакционерами. Боясь покушений на свою жизнь, Александр III не рискнул переехать в Зимний дворец, а отсиживался в Гатчинском дворце под Петербургом (за что и получил ироническое прозвище «гатчинского пленника»). И только убедившись в слабости революционных сил и в том, что России немедленная революция не грозит, перешел к откровенно реакционной политике.
Александр III, российский император с 1881 г.
Источник: https://KnowHistory.ru/history/xix-xx/narodnichestvo-v-rossii-vo-vtoroy-polovine-xix-veka
Контрреформы
Самодержавие сурово расправилось с народовольцами. С помощью шпионажа и провокаций большинство революционных народнических кружков и организаций было разгромлено.
Первым советником нового царя стал обер-прокурор Синода К. Победоносцев, его бывший учитель, который не одобрял преобразований Александра II, считая их «преступной ошибкой».
Переход к неприкрытой реакции сопровождался расширением прав администрации и усилением полицейского произвола. Были существенно расширены права губернаторов. Конституционные проекты больше не рассматривались. Закрылись наиболее прогрессивные журналы и газеты, усилилась власть дворян над крестьянами, пересматривались отдельные реформы 60—70-х гг. Значительно урезанными оказались права земских и городских органов самоуправления, судебных учреждений, ограничена автономия (самостоятельность) университетов. Возросла плата за обучение. С 1887 г. в гимназии перестали принимать детей не из дворян.
Яркий поэтический образ эпохи 80-х гг. дал Александр Блок в поэме «Возмездие»:
«В те годы дальние, глухие
В сердцах царили сон и мгла:
Победоносцев над Россией
Простер совиные крыла,
И не было ни дня, ни ночи,
А только тень огромных крыл:
Он дивным кругом очертил
Россию…»
Контрреформы представляли собой попытку восстановить власть государства над формировавшимся гражданским обществом.
Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX — нач. XX в., 1998.
Источник: https://KnowHistory.ru/history/xix-xx/narodnichestvo-v-rossii-vo-vtoroy-polovine-xix-veka
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:
- https://histrf.ru/biblioteka/b/narodnichiestvo: использовано 2 блоков из 6, кол-во символов 1785 (12%)
- https://KnowHistory.ru/history/xix-xx/narodnichestvo-v-rossii-vo-vtoroy-polovine-xix-veka: использовано 6 блоков из 7, кол-во символов 8078 (54%)
- https://tradesmarter.ru/analitika/prs_narodnichestvo-19-veka-kratko_79fb9.html: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 1437 (10%)
- https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/12286-narodnichestvo-19-veka-kratko.html: использовано 1 блоков из 6, кол-во символов 1007 (7%)
- https://obrazovaka.ru/istoriya/zarozhdenie-revolyucionnogo-narodnichestva-i-ego-ideologiya-tablica.html: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 1688 (11%)
- https://istoriarusi.ru/imper/revolucionnoe-narodnichestvo-ideologija.html: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 1074 (7%)