В середине XIX века в Российской империи начинает зарождаться идеологическое течение среди разночинной интеллигенции – народничество. Название оно получило от своей основной идеи – сближения интеллигенции с народом.
Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/narodnichiestvo
Содержание
Либералы
Размышление западных философов о свободе личности в государстве 18 века привело к основной формуле изначального либерализма: свобода личности, общественное благо, гарантия правового и политического равенства. В России, в творческой и научной среде, при Александре Втором тоже появились либералы и сформулировали программу, опубликованную за границей:
— свобода человека иметь свои убеждения, то есть свобода совести;
— отмена крепостного права;
— свобода общественного мнения, книгопечатания, преподавания;
— гласный независимый суд.
В условиях феодального государства даже основополагающее требование конституции не было ими озвучено из-за боязни получения дворянами дополнительных привилегий. Либералы смогли убедить правительство провести некоторые реформы и крепостное право было отменено, хотя в основном в пользу дворянства. Как всякое общественное движение либерализм разделился на три составляющих:
— левое крыло требовало отказа от сословных привилегий и конституции;
— правое крыло скатилось к силовому изменению общественного строя;
— центр проповедовал тактику малых дел, через земское самоуправление, широкое начальное образование готовить общество к конституционной монархии.
Создать что-то внятное на основе искреннего следования либеральным взглядам невозможно. Любая организация политического кружка, партии и в конце концов государства требует подчинения индивидуальной воли общим задачам, а это ущемление прав личности. Разложить любую структуру, развалить государство следуя, несомненно, благородным либеральным устремлениям можно. Как только количество либералов, исповедующих основополагающие принципы достигнет критической массы в партии, государстве начинается цепная реакция распада. Однако, если эти убеждения всего лишь декларация, лозунг, и мало применяется во взаимоотношениях личности и государства, сосуществование вполне может быть комфортно.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16400-obschestvennoe-dvizhenie-liberaly-narodniki-social-demokraty.html
Истоки народничества
Главной задачей, стоящей перед властью и обществом в середине XIX столетия, было решение крестьянского вопроса. В среде интеллигенции предлагалась масса проектов дальнейшего развития страны, и все они первостепенной целью определяли отмену крепостного права.
О своем видении решения проблемы первым заговорил А. Герцен, который предложил теорию общинного социализма. Он считал, что социализм в России появится на базе крестьянской общины. Его главный сторонник Н. Чернышевский доработал эту концепцию и считал, что община – это только переходный этап к коллективной форме производства и потребления.
Идеи общинного социализма легли в основу идеологии народничества:
– Россия должна идти по своему пути.
– Капитализм чужд развитию России.
– Русское общество не содержит социальной основы для самодержавия.
– Россия придет к социализму, не проходя период капитализма.
– Новое социалистическое общество будет опираться не на семью, а на общину.
– Крестьянством должны руководить профессиональные революционеры.
– Крестьяне уже созрели до социалистических идей.
– Только революция способна провести социальные идеи.
Идеи общинного социализма совпадали с мыслями разночинной интеллигенции. Крестьянская реформа 1861 года так и не решила многих вопросов, что все более подталкивало к активным действиям. Еще одним поводом для недовольства стало введение платы за получение высшего образования, из-за чего в университетах не могло учиться большинство разночинной молодежи. Вот они и стали главной социальной опорой народничества в XIX веке.
Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/narodnichiestvo
Основные направления общественной мысли
В советской историографии (Э. Виленская, В. Твардовская, Н. Эйдельман) и в ряде современных научных работ (Н. Троицкий), при изучении истории общественного движения пореформенной России всегда преднамеренно акцентировалось внимание на развитии радикального или революционно-демократического движения. Между тем в этот период продолжали существовать и динамично развиваться и консервативное, и либеральное направления общественной мысли.
а) Консервативное направление. В пореформенный период это направление общественной мысли, которое активно поддерживал император Николай I, по-прежнемуоставалось в идеологических рамках теории «официальной народности», основные постулаты которой были сформулированы графом С.С. Уваровым еще в 1832 г. Новые идеологи этого направления, среди которых были Константин Петрович Победоносцев, Дмитрий Андреевич Толстой, Михаил Никифорович Катков и Владимир Петрович Мещерский, по-прежнему рассматривали самодержавие как единственно возможную форму правления в России, православие провозглашали основой духовной жизни всей нации, а народность трактовали как отсутствие социальных противоречий в стране и единение православного русского народа с царем.
Рис. 1. Заседание государственного совета. Репин И.Е. (Источник)
Если во внутренней политике консерваторы оставались апологетами самодержавия и несколько позднее стали идеологами контрреформ, то во внешней политике они всячески культивировали и отстаивали идеи панславизма, т. е. единения всех славянских народов под скипетром российского монарха.
Социальной базой консервативного движения являлись многие представители высшей правящей элиты и верхушки православного духовенства, консервативно настроенная часть дворянства и купечества, а также подавляющая часть русского крестьянства. Поэтому взгляды консерваторов во многом отражали настроения подавляющей части русского общества, что в нашей историографии традиционно замалчивалось.
б) Либерально-оппозиционное направление. В рамках этого направления общественной мысли существенное место по-прежнему занимали славянофилы. Надо сказать, что в настоящее время целый ряд авторов (В. Шелохаев, Л. Ляшенко, Е. Дудзинская) опровергают сложившийся в советской историографии стереотип, что в пореформенное время наступил период заката и распада славянофильства и превращение его в исключительно реакционное направление.
На арену общественно-политической жизни России в то время выдвинулись такие видные славянофилы, как князь В.А. Черкасский, А.И. Кошелев, И.С. Аксаков и Ю.Ф. Самарин (рис. 2), которые принимали самые активное участие в подготовке и проведении крестьянской, судебной и земской реформ. В пореформенную эпоху дальнейшее развитие получила славянофильская идея созыва общероссийского всесословного законосовещательного органа – Земского Собора – как выразителя широкого общественного мнения. По мнению славянофилов, именно Земский Собор, не ограничивая самодержавной власти монарха, должен был стать инструментом единения царя с народом и гарантом от любых революционных потрясений в стране. Однако защита славянофилами самодержавия как политического института вполне уживалась у них с острой критикой самих российских самодержцев и их политического курса. При этом славянофилы не отрицали возможности введения конституционного правления в России, но считали его преждевременным.
Рис. 2. Славянофил Самарин (Источник)
В 1870-х гг. заметно оживилась и деятельность западников, вождями которых в пореформенный период были Борис Николаевич Чичерин, Федор Иванович Родичев, Константин Дмитриевич Кавелин, Дмитрий Иванович Шаховской и другие видные общественные деятели страны. В отличие от славянофилов, западники, исповедовавшие идею общего цивилизационного развития России и Запада, были сторонниками конституционной монархии и выступали за введение Конституции, созыв законодательного выборного органа власти, значительное расширение полномочий земств и городских дум и за продолжение либеральных реформ. Основными печатными органами западников были два научно-популярных журнала – «Вестник Европы» (рис. 3)и «Русская мысль».
Рис. 3. Журнал «Вестник Европы» (Источник)
При этом и западники, и славянофилы выступали за сохранение сильной исполнительной власти и создание в России правового государства и категорически отвергали любые насильственные методы борьбы и ратовали за эволюционный путь развития страны через механизм реформ.
в) Революционно-демократическое направление. 1860–1870-е гг. стали временем расцвета революционно-демократического или радикального направления русской общественной мысли и зарождения движения революционных народников.
В свое время лидер российских большевиков В.И. Ульянов (Ленин) (рис. 4), проанализировав их политическую программу, писал, что отличительной особенностью революционных народников было: 1. Признание капитализма регрессом и упадком в развитии общества; 2. Убежденность в том, что в России отсутствуют какие-либо объективные предпосылки для становления и развития капитализма; 3. Признание самобытности русского экономического строя вообще и крестьянской поземельной общины в частности; 4. Убежденность в том, что в России существуют объективные предпосылки для строительства социализма, поскольку здесь сохранилась его готовая ячейка – крестьянская поземельная община, основанная на принципах коллективизма.
Рис. 4. Фото В.И. Ленина (Источник)
В отечественной исторической науке традиционно выделяют три основных этапа в развитии революционного движения в России во второй половине XIX в.: а)1860-е гг. – создание революционно-демократической идеологии и первых тайных организаций радикалов; б) 1870 – начало 1880-х гг. – окончательное оформление народнической идеологии и деятельность организаций революционных народников; в)1880–1890-е гг. – разгром движения революционных народников и становление движения либерального народничества, а также начало распространения идей марксизма и первых социал-демократических организаций.
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/10-klass/rossiya-v-1855-1881-gg/obschestvennoe-dvizhenie-1860-1870-h-gg-konservativnoe-liberalnoe-revolyutsionnoe-napravleniya?seconds=0
Цели народничества
Своей главной задачей народники считали полное изменение общества на основе социалистических принципов.
Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/narodnichiestvo
Социал-демократы
Эмигрировавшая часть народников в Европу засела за изучение коммунистической литературы, набиравшей популярность в кругах революционно настроенных людей. Взгляд со стороны на неудачи народничества в свете марксистской теории позволил проанализировать ошибки движения и сделать правильные выводы. Стало понятно, что в грядущей буржуазно — демократической революции пролетариат и буржуазия выступят движущей силой, а крестьянство, скорее, как реакционная, противоборствующая сила.
В последнюю четверть 19 столетия в России капитализм набрал значительную силу. В крупные города стали стекаться на заводы разорившиеся безземельные крестьяне. Лишившись собственности и нещадно эксплуатируемые, они периодически заявляли экономические требования и требовали государственного вмешательства в отношении с фабрикантами.
Вооруженная теорией марксизма революционная часть эмигрировавшего народничества правильно оценила ситуацию и приняло решение о пропаганде коммунистической идеологии в рабочей среде. Такая работа должна была привести к созданию политической партии рабочего класса.
Для этого в Женеве в 1883 году организована группа «Освобождение труда» из бывших видных народников. Ее цель – критика народничества, продвижение идей марксизма и курс на революцию с установлением диктатуры пролетариата.
Промышленный подъем в конце века и дальнейший рост численности и сплоченности рабочего класса, а также рост количества марксистских кружков привел к созданию «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Он начал организовывать стачки, приведшие к законодательному сокращению рабочего дня. Репрессии, которые затем обрушило на рабочие организации правительство, привели к расслоению марксистского движения.
Часть социал-демократов была сослана в Сибирь, часть отошла от революционной деятельность в легальную реформистскую работу по улучшению условий жизни рабочих, но и появилась группа профессиональных революционеров, закаленных в борьбе и вооруженной хорошо проработанной идеологией.
Разброд и шатание диктовало создание по настоящему революционной партии, с дисциплиной, сплоченной способной повести за собой рабочий класс к свержению самодержавия и построению социализма. В 1895 году в Минске была создана Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). В начале 20 века она разделилась на меньшевиков и большевиков. Партия РСДРП(б) в конце концов возглавила строительство первого социалистического государства.
История общественного движения показывает, как мало иметь просто прекрасные убеждения либералов, чтобы сделать общество более справедливым.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16400-obschestvennoe-dvizhenie-liberaly-narodniki-social-demokraty.html
Основные направления движения народничества
Народничество не было однородным. И если главная идея была «общинный социализм», то пути следования к этой цели были самые разные.
Одним из направлений было пропагандистское. Во главе этого движения стояли П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский. Они считали, что недопустимо насильственное переустройство, а социальная революция должна готовиться постоянной пропагандистской работой интеллигенции.
Другое направление носило название бунтарского или анархического. Это движение отрицало государство и хотело заменить его обществами на принципе автономии. Здесь главным лидером и идеологом был М. А. Бакунин. Представители этого направления считали, что большой революционный взрыв может подготовить череда постоянных бунтов и восстаний.
Еще одно направление было социально-революционное, или заговорщицкое. Его идеологи считали, что только революция может дать народу просвещение, равенство и братство. Не надо тратить время на просвещение, необходимо создавать организацию революционеров и захватывать власть. Лидер движения П. Н. Ткачёв был сторонником сильного государства, способного превратить страну в большую коммуну.
Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/narodnichiestvo
Революционные организации и кружки 1860 – начала 1870-х гг.
Радикальное направление в русском освободительном движении середины 1860 – начала 1870-х гг. было представлено деятельностью различных нелегальных и полулегальных кружков и организаций, среди которых обычно выделяют следующие кружки:
а)«Кружок ишутинцев» (1863–1866). Он возник в Москве осенью 1863 г. по инициативе саратовского разночинца и вольнослушателя Московского университетаНиколая Ишутина. Основное ядро этой подпольной организации составили сам Н. Ишутин, его двоюродный брат Д. Каракозов,П. Ермолов, Д. Юрасов, П. Николаев и другие члены пензенского землячества, учившиеся в Москве. Филиал ишутинского кружка в северной столице возглавлял Иван Худяков. Первоначально деятельность ишутинцев не выходила за рамки пропагандистской работы и обсуждения всевозможных проектов реформирования страны. Но в феврале 1865 г., разочаровавшись в итогах своей пропагандистской работы, наиболее радикальные члены «Кружка» создали в его недрах тайное общество под названием «Организация» и стали вынашивать планы государственного переворота и цареубийства. 4 апреля 1866 г.Дмитрий Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II, которое привело к разгрому ишутинского кружка.
б) «Кружок нечаевцев» (1868–1869). Эта тайная организация революционеров возникла в Петербурге по инициативе очередного недоучки Сергея Геннадьевича Нечаева (рис. 6) и его приятеля журналиста Петра Никитича Ткачева. В процессе создания организации они разработали «Программу революционных действий», которая в основном предусматривала пропаганду идеи народного восстания, которое, по мнению С. Нечаева, должно начаться весной 1870 г. Однако, так и не успев встать на ноги, эта очередная контора радикальных революционеров была разгромлена полицией в марте 1869 г.
в) «Народная расправа» (1869–1870). После разгрома «нечаевского кружка» его руководитель успел улизнуть за границу, и, выдав себя за эмиссара мифического Революционного центра, выклянчил у А. Герцена и Н. Огарева крупную сумму денег в размере 20 тысяч франков. Затем он сблизился с теоретиком русских анархистов М. Бакуниным, и они решили создать в России новое тайное общество. С этой целью они написали печально знаменитый «Катехизис революционера», ставшей своеобразной «этикой» революционного экстремизма.
Летом 1869 г., вернувшись в Россию с мандатом официального представителя русского отдела «Всемирного революционного центра», С. Нечаев приступил к созданию нового тайного общества – «Народной расправы». В течение нескольких месяцев быласоздана преступная террористическая организация с железной, по сути, диктаторской дисциплиной и строго конспиративной структурой. Как лидер-диктатор этой организации, С. Нечаев намеревался к лету 1870 г. создать боевые отряды из уголовных элементов и посредством террора начать уничтожение государственной машины Российской империи и ее наиболее видных представителей. Однако его наполеоновские планы лопнули как мыльный пузырь. После убийства студента И. Иванова, совершенного по личному указанию С. Нечаева, полиция напала на след «Народной расправы» и в начале 1870 г. разгромила эту террористическую организацию. С. Нечаев в очередной раз улизнул за границу, но в 1872 г. онбыл выдан царским властям как уголовный преступник и заключен в Петропавловскую крепость, где и умер от помешательства в 1882 г.
Рис. 6. Нечаев (Источник)
Надо сказать, что даже сегодня находятся специалисты (Н. Троицкий), которые, осуждая сам «феномен нечаевщины», оправдывают ее тем, что она была «порождена крайностями правительственной реакции».
г)«Большое общество пропаганды» или «Кружок чайковцев» (1871–1874). После разгрома «Народной расправы» многие революционеры, отвергнув нечаевский радикализм, густо замешанный на уголовщине, ударились в другую крайность и отбросили саму идею централизованной организации, которая так уродливо преломилась в нечаевщине. Кружковцы того периода не признавали ни централизма, ни дисциплины, ни каких-либо уставов и т. д. Только две народнические организации, в условиях всеобщей анархии, сохранили некое подобие организованных структур: «Кружок М. Натансона – П. Кропоткина» и «Кружок С. Перовской».Летом 1871 г. эти организации объединились в «Большое общество пропаганды», которое иногда, не вполне правомерно, называют «Кружком чайковцев». В рамках этой организации существовало несколько региональных отделений в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе и Херсоне, объединявших около 100 членов, в том числе таких известных террористов, как С. Кравчинский, А. Желябов, С. Перовская, Н. Морозов и других, которые затем составят костяк народовольцев (рис. 7).
Рис. 7. Русские террористы (Источник)
В духе того времени «чайковцы» не имели устава, но у них была железная дисциплина, основанная на принципах подчинения личности организации, а меньшинства – большинству. Программа «чайковцев», написанная будущим теоретиком русского анархизма Петром Александровичем Кропоткиным, предусматривала тактику пропаганды и длительной подготовки народного бунта, которая затем станет теоретической основой знаменитого «хождения в народ».
д)«Кружок долгушенцев» (1872–1873). Эта организация, возникшая в Петербурге по инициативе очередного студента-недоучки А.В. Долгушина, состояла всего из 20 человек, но была на редкость амбициозной. Они не только пропагандировали тактику немедленных революционных действий, но и смогли создать подпольную типографию и отпечатать несколько прокламаций, в том числе «Русскому народу». Однако, как только «долгушинцы» попытались начать пропаганду своих идей, на их след напала полиция и «Кружок долгушинцев» был разгромлен.
Список литературы для изучения темы «Общественное движение России в 1860 — 1870-х гг.»:
- Виленская Э.С. Революционное подполье в России в 60-х гг. XIX в. – М., 1965.
- Дудзинская Е.А. Славянофилы в пореформенной России. – М., 1994.
- Леонтович В.В. История либерализма в России. – М., 1995.
- Ляшенко Л.М. Революционные народники. – М., 1989.
- Троицкий Н.А. Безумство храбрых. Русские революционеры и карательная политика царизма. – М., 1978.
- Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. – М., 1996.
- Эйдельман Н.Я. Герцен против самодержавия. – М., 1973.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/10-klass/rossiya-v-1855-1881-gg/obschestvennoe-dvizhenie-1860-1870-h-gg-konservativnoe-liberalnoe-revolyutsionnoe-napravleniya?seconds=0
Деятельность народников
Соратники «Земли и воли» создали тайное общество Н. А. Ишутина (ишутинцы), члены которого собирались подготовить крестьянскую революцию. Они за несколько лет установили связь с подпольными организациями в других городах, открыли в Москве бесплатную школу, несколько мастерских и даже готовили побег Н. Чернышевского с каторги.
4 апреля 1866 года Д. Каракозов, член этой организации, по собственной инициативе организовал покушение на Александра II. Покушение было неудачным, организация – разгромлена, многие ее члены – арестованы.
К концу 60-х годов XIX века организации народников появились во многих городах России. Именно в это время состоялись первые «хождения в народ». Народники предприняли попытку лично пообщаться с народом. Молодые люди отправлялись в деревни, работали учителями, фельдшерами, писарями и по совместительству вели агитацию среди крестьян. Пропагандистская работа закончилась провалом. Крестьяне не очень рвались беседовать с чужаками. В результате около 1500 человек были арестованы и получили срок за антиправительственную агитацию.
В 1876 году была создана вторая организация «Земля и воля». Она имела свои филиалы во многих городах, в основном на юге России. Участниками организации был совершен целый ряд покушений на жандармских и полицейских чиновников. Но террор как средство борьбы разделяли не все участники. Против были В. Засулич, Г. Плеханов, Л. Дейч. В 1879 году в организации произошел окончательный раскол.
Противники террора объединились в организацию «Черный передел», а сторонники террора – в «Народную волю», во главе которой встали А. Желябов, В. Фигнер, С. Перовская и другие. Главной задачей они считали убийство императора Александра II.
Члены «Народной воли» в период с 1879 по 1 марта 1881 года совершили пять неудачных покушений на императора, но в итоге им удалось добиться своей цели. Руководители были арестованы и казнены. По делу народовольцев прошло более 10 000 человек. Репрессии подорвали силы народников, и они уже не представляли серьезной угрозы.
Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/narodnichiestvo
Значение народничества
Народничество прочно заняло свое место в истории классовой борьбы. Были опробованы различные методики политических столкновений. Практика показала, какой должна быть революционная организация, и в дальнейшем этот опыт был взят на вооружение следующим поколением революционеров – социал-демократов. Здесь уместно вспомнить ленинскую фразу: «Мы пойдем другим путем».
Народничество серьезно повлияло на общественную жизнь страны и сумело вовлечь в нее большое количество молодежи. По сути, народничество стало инициативой, которая заставила власть считаться с мнением общества, пусть пока и небольшой его части.
Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/narodnichiestvo
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16400-obschestvennoe-dvizhenie-liberaly-narodniki-social-demokraty.html: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 4489 (16%)
- https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/10-klass/rossiya-v-1855-1881-gg/obschestvennoe-dvizhenie-1860-1870-h-gg-konservativnoe-liberalnoe-revolyutsionnoe-napravleniya?seconds=0: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 17231 (63%)
- https://histrf.ru/biblioteka/b/narodnichiestvo: использовано 6 блоков из 6, кол-во символов 5757 (21%)