Консерватизм, либерализм и социализм — общественно-политические течения, сложившиеся в 19 веке, которые пытались объяснить и обосновать изменения, происходившие во время перехода от традиционного общества к индустриальному, также называемого промышленным переворотом.
Источник: https://www.polnaja-jenciklopedija.ru/istorija-chelovechestva/obshhestvenno-politicheskie-techeniya-19-veka.html
Содержание
Традиционализм
Традиционализм пережил свою высшую точку в период правления императора Александра 3. Во многом это стало реакцией на предыдущие годы правления, когда излишний либерализм привел к росту революционного движения в России. Особенно сильным оно было в 70-ые годы 19 века.
Представители традиционного общественного движения характеризовались строгой приверженность идеалам власти, политическим консерватизмом, сохранением текущих духовных и моральных ценностей общества. Основная задача традиционных партий и учреждений заключалась в том, чтобы создать в России такую социальную базу, которая защитит страну от любых политических потрясений, а также от любых попыток изменения социальной структуры общества. Иными словами речь идет о сохранении стабильности любой ценой, даже когда это запрещает логичное и необходимое развитие определенных отраслей и направлений.
Выделяются 3 основные течения традиционализма в российском общественно-политическом движении конца 19 века:
- Государственный консерватизм. Ярчайшим представителем этого направления являлся обер-прокурор святейшего Синода Константин Победоносцев. Основные задачи государственного консерватизма были изложены в «Московском сборнике», изданном в 1896 году. Этот трактат в основном критиковал демократию, отмечая: власть народу может принадлежать только в небольшом обществе, власть народа в России является фикцией, свободной прессы существовать не может, поскольку так или иначе она будет зависеть от частного капитала, процветание России возможно только при укреплении власти императора и при укреплении православной веры.
- Религиозно-философский традиционализм. Представители этого общественного движения были убеждены, что современные цивилизации обречены, и что единственный путь к созданию лучшего мира заключается в создании новой славяно-византийской цивилизации, которая будет основываться на принципах православия и консерватизма пролетариата. Величайший представитель этого направления: Константин Леонтьев, издавший в 1875 году трактат «Византизм и славянство».
- Новое славянофильство. Представители этого направления были в основном философы и литературы. Они говорили о полном отрицании западной цивилизации, как в виде социализма, так и виде капитализма. Кроме того новые славянофилы говорили о том, что Россия обладает уникальной историей и культурой, а также уникальными религиозно-нравственными ценностями, которые являются благом для всех, и которые позволят создать новый лучший мир, или, как говорили представители новых славянофилов, «царство Божье на Земле».
Несмотря на то, что идеи традиционализма достаточно хорошо воспринимаются обществом, данные общественные организации успеха не достигли, поскольку были гораздо менее организованы, чем, например, либеральные организации. Представители традиционализма несколько раз пытались создать политические организации, но каждый раз это заканчивалась неудачей.
Священная дружина
В марте 1881 года была создана тайная традиционная монархическая организация под названием «Священная дружина». Деятельность данной организации до сих пор мало изучена историей. Считается, что ее руководителями были Граф Шувалов, министр императорского двора Воронцов-Дашков, генерал губернатора Москвы князь Долгоруков, Витте, министр внутренних дел граф Игнатьев, обер прокурор святейшего Синода Победоносцев. По некоторым данным членами организации были Владимир и Алексей Александровичи, великие князья династии Романовых.
«Священная дружина» это классический пример того, как ограниченность мышления традиционного течения не позволяет донести эти идеи до широких масс. Одна из причин, почему традиционные организации не смогли проявить себя, заключается в том, что согласно манифесту «Священной дружины» организация должна была решать следующие задачи:
- Создание крестового похода против врагов России и текущего порядка. Это был ответ народничеству. Для достижения этих целей использовались те же методы что и у народников — террор.
- Стремление натравить революционные организации друг на друга.
Эти цели показывают, что «Священная дружина» не стремилась что-либо созидать, а только стремилась мешать другим. Это одна из причин, почему деятельность традиционной организации провалилась. Важно отметить еще один факт — именно с этой организации началась головокружительная карьера Витте.
Источник: https://istoriarusi.ru/imper/obshestvennoe-dvizenie-v-konce-19-veka.html
Консерватизм
В исторической литературе существует несколько вариантов объяснения термина «консерватизм». Вот некоторые из них:
- консерватизм (от лат. conservo — «охраняю», «храню») — теория, практика, которая пытается совместить прогресс в обществе с сохранением традиционных ценностей — семьи, правопорядка, труда, морали, патриотизма, закона и тому подобное. В экономике консерватизм защищает принцип протекционизма;
- консерватизм — совокупность различных идейно-политических течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. Для консерватизма характерны: приверженность к существующим и устоявшимся социальным системам и норм, неприятие революций и радикальных реформ, отстаивание эволюционного органического развития;
- консерватизм является философией стабильности как условия нормального функционирования общества, уважения традиций, связи поколений (поколений), подражания традиционным добродетелям и ценностям бытия;
- консерватизм, в отличие от либеральной или социалистической идеологии, никогда не был политическим учением, скорее, это склад ума, чувств, образ жизни.
Эдмунд Берк
Идеология консерватизма сформировалась как реакция на ужасы Французской революции (знаменитый памфлет Эдмунда Берка, 1790 г.). Кроме Берка, вклад в становление консерватизма сделали французский иезуит Жозеф де Местр (1753-1821), английский философ Томас Гоббс (1588-1679) и австрийский канцлер Элемент Меттерних (1773-1859).
Консерваторы стремились сохранить существующие традиционные формы власти, основы правления. При этом следует отметить и тот факт, что они не отрицали необходимости реформ, но не радикальных, а умеренных и постепенных. В целом консерватизм характеризовался следующими чертами: то, что можно не менять, менять не надо; мудрости предков и мудрости обычая нужно отдавать предпочтение перед индивидуальным самовольным решением и суждением; любые действия должны оцениваться не по немедленными последствиями, а с отдаленной перспективой.
Человек, по мнению консерваторов, несовершеннен, и поэтому существование идеального общественного порядка невозможно. Однако в правлении, опирающемся на традицию, всегда возможны, даже в несовершенном обществе, улучшение. Консервативные партии выступали за неизменность и укрепление главных «основ общества» — семьи, правопорядка. Они имели поддержку наиболее обеспеченных слоев общества — предпринимателей, землевладельцев, высшего чиновничества, а также части крестьянства.
Источник: https://www.polnaja-jenciklopedija.ru/istorija-chelovechestva/obshhestvenno-politicheskie-techeniya-19-veka.html
Либеральные организации конца 19 века
Либерализм, как общественно-политическое движение в конце 19 века в России, развивался в двух основных направлениях:
- Интеллектуальный
- Земский
Изначально наибольшую власть имели земские либеральные движения, пик могущества которых пришелся на период с 1878 по 1882 годы. В этот период было создано общество «Земского союза и самоуправления», а также направленно 50 ходатайств на имя императора, в которых предлагалось при земствах создать дополнительный народный орган контроля. После убийства Александра 2 земский либерализм практически полностью исчез.
Ему на смену пришел либерализм интеллектуальный. Его представителями были видные историки, юристы, экономисты, философы своего времени. Основное направление деятельности этого движения заключалась в создании независимой и демократичной судебной системы, а также эффективной работе органов городского и земского самоуправления.
Интеллектуальный либерализм в основном функционировал вокруг Вольного экономического общества и Русского юридического общества. Организации пытались донести свою идею до масс, в частности публикуя различные газеты и журналы, среди которых можно выделить «Вестник Европы», «Русская мысль» и «Русские ведомости». К концу 19 века либеральные организации создали кружок «Беседа», который состоял из 50 видных дворян Российской Империи, среди которых было 9 князей, 8 графов и 2 барона.
Источник: https://istoriarusi.ru/imper/obshestvennoe-dvizenie-v-konce-19-veka.html
Либерализм
Либерализм (от лат. либер — «свободный») — это общественно-политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя и свободы предпринимательства. Либерализм предпочитает конституционный порядок, а не абсолютизм; местное самоуправление, а не централизацию власти; свободу личности, а не полицейский надзор. Провозглашает отмену сословных привилегий, равномерное распределение налогов. Либерализм является противником ограничений свободы торговли и свободы труда. Главный принцип либерализма: никто не может быть выше другого по своим правам. Личная свобода базируется на экономической независимости, которую обеспечивают неприкосновенность частной собственности, свободный рынок и конкуренция.
Либералы выступали в защиту прав и свобод личности, права частной собственности, частного предпринимательства, свободы совести и политической деятельности. Одной из основных доктрин либералов было осуждения государственного вмешательства в сферу бизнеса и торговли. По их мнению, государство должно ограничиваться функциями обеспечения правопорядка, обороноспособности и защиты страны, но не вмешиваться в ее экономическую жизнь.
Либералы стали влиятельной политической силой в США, Великобритании и некоторых европейских странах. Их социальной опорой, прежде всего, были предприниматели, часть интеллигенции, рабочих, служащих. Они стали последовательными сторонниками социальных реформ, направленных на улучшение жизненного уровня населения, ликвидации угрозы революционных потрясений. Такую политику, получившая название либерального реформизма, поддерживали довольно широкие круги общественности как в европейских странах, так и в США.
Главными политическими ценностями либерализма были и остаются идеи правового равенства граждан, договорной природы государства, политического плюрализма (от лат. «Множественный») и конституционализма.
К видным представителям либерализма относились: британский философ Джереми Бентам (1748-1832), французский публицист Бенжамен Констан (1767-1830), британский философ Джон Стюарт Милль (1806-1873).
Источник: https://www.polnaja-jenciklopedija.ru/istorija-chelovechestva/obshhestvenno-politicheskie-techeniya-19-veka.html
Народничество
Народничество, как элемент общественно-политической мысли России в конце 19 века подразделялся на 3 направления:
- Революционное народничество.
- Либеральное народничество.
- Революционное народничество.
Изначально наибольшей властью пользовались организации революционного народничества. Однако, после убийства Александра 2 эти организации либо начали распадаться, либо значительно утрачивали свою власть. Им на смену пришло либеральное народничество. Внутри них шла борьба между, так называемыми, «западниками» и «почвенниками». Однако, несмотря на эту борьбу, народники были едины с тем, кто является их главным политическим оппонентом — либералы. Отличие либерального народничества от революционного заключается в стремлении отказаться от террора. В истории либеральное народничество известно как «теория малых дел». Они вели каждодневную работу для того, чтобы донести свои идеи до простых людей, то есть до крестьян.
Источник: https://istoriarusi.ru/imper/obshestvennoe-dvizenie-v-konce-19-veka.html
Это интересно: 1258,Общественно-политическое движение в России в XIX веке — от Сенатской площади до Интернационала
Социализм
Промышленный переворот привел к коренному изменению в социальной структуре европейского общества. Одной из самых многочисленных слоев общества становятся наемные рабочие, которые, в отличие от ремесленников и крестьян, не обладали средствами производства. Существуя только за счет продажи своей рабочей силы на рынке труда, наемные рабочие были постоянной жертвой цикличности рыночной экономики. Потеря работы означала потерю любых средств к существованию как для них самих, так и для их семей. Поэтому стремление обеспечить относительные гарантии своей социальной стабильности породило массовое рабочее движение, идеологией которого стал социализм (от франц. — «общественный») — учение о модели справедливого общества (термин «социализм» употреблялся с 1830-х годов.). Первые теоретические обоснования построения такого общества сделали британский философ Роберт Оуэн (1771-1858) и французские философы Шарль Фурье (1772-1837) и Клод Сен-Симон (1760-1825).
Социализм представлял собой совокупность теорий, которые утверждали не только желательность, но и возможность ликвидации буржуазных порядков и установления нового общества, где будет достигнуто социальное равенство людей. По вопросу о формах установления нового общества социалисты делились на сторонников мирного (реформаторского) и сторонников насильственного (революционного) путей. Несмотря на эти различия, общим для создателей социализма было глубокое идейное убеждение, незыблемая вера в светлое будущее человечества.
Социалисты стремились к замене буржуазного общества новым обществом социальной справедливости — социализмом, в котором будет ликвидирована частная собственность на средства производства и его результаты, где власть будет принадлежать трудящимся и будет действовать принцип «от каждого по способностям и каждому — по труду». Социальной опорой социалистов были наемные рабочие, сельский пролетариат, радикально настроенная молодежь и интеллигенция, часть служащих.
Источник: https://www.polnaja-jenciklopedija.ru/istorija-chelovechestva/obshhestvenno-politicheskie-techeniya-19-veka.html
Активизация революционеров
Однако половинчатость реформ, не оправдавших ожидания не только крестьян, но и российской общественности вообще, вызвала новый всплеск революционных настроений. В стране стали распространяться прокламации от разных авторов, носившие самый разнообразный характер: от умеренных обращений к власти и обществу о необходимости более глубоких реформ, до призывов к свержению монархии и революционной диктатуре.
Вторая половина 19 века в России отмечена образованием революционных организаций, имевших не только цель, но и разрабатывавших планы их реализации, пусть и не всегда реальные. Первой такой организацией стал в 1861 году союз «Земля и воля». Реализовать свои реформы организация планировала с помощью крестьянского восстания. Но когда стало понятно, что революции не будет, «Земля и воля» самоликвидировалась в начале 1864 года.
В 70—80-х годах получило развитие так называемое народничество. Представители зарождавшейся в России интеллигенции считали, что для ускорения перемен необходимо обратиться напрямую к народу. Но среди них тоже не было единства. Одни считали, что нужно ограничиться просвещением народа и разъяснением необходимости перемен и только потом говорить о революции. Другие призывали к ликвидации централизованного государства и анархической федерализации крестьянских общин как основы общественного устройства страны. Третьи планировали захват власти хорошо организованной партией посредством заговора. Но крестьяне не пошли за ними, и бунта не случилось.
Тогда в 1876 году народники создали первую по-настоящему крупную, хорошо законспирированную революционную организацию под названием «Земля и воля». Но и здесь внутренние разногласия привели к расколу. Сторонники терроризма организовали «Народную волю», а те, кто рассчитывал добиваться изменений с помощью пропаганды, собрались в «Чёрный передел». Но и эти общественно-политические движения ничего не достигли.
В 1881 году народовольцы убили Александра II. Однако ожидаемого ими революционного взрыва не случилось. Ни крестьяне, ни рабочие восстания не подняли. Более того, большая часть заговорщиков была арестована и казнена. А после покушения на Александра III в 1887 году «Народная воля» была окончательно разгромлена.
Источник: https://BusinessMan.ru/new-obshhestvenno-politicheskie-dvizheniya-v-rossii-19-veka.html
Анархисты
В общественных движениях России конца 19 века можно выделить 2 основные группы анархистов: революционные и мирные. Лидером революционного анархизма выступал Пётр Алексеевич Кропоткин. Основная идея революционного анархизма заключалась в уничтожение государства как структуры, а также в уничтожении любой системы, практикующей эксплуатацию человека. Князь Кропоткин полагал, что уничтожить государство возможно только социальной революцией. После нее должны были сформироваться федерации трудовых коллективов, а также объединения людей с общей целью и идеей. Эта идеология в дальнейшем трансформировалась в 4 направления:
- Анархизм «коммунизм». Выступали за активную стадию народной революции. Представитель — Кропоткин.
- Анархизм «синдикализм». Пытались совместить идеи уничтожения государства с идеями создания кооперативов и коопераций. Представитель: Кирилловский.
- Анархисты «индивидуалисты». Выступали за свободу личности, которая никем и ничем не ограничена. Представители: Городецкий и Паровой.
- Анархисты «безначальщины». Предполагали наличие террора важнейшим фактором при образовании государства. Представители: Махно, Романов.
Идейным вдохновителем мирного анархизма был Лев Николаевич Толстой. Он говорил о том, что власть и государство должны трансформироваться с точки зрения принципов религии раннего христианства, а также на принципе русских духоборов. Духоборы ранее проповедовали принципы равенства, полного отсутствия насилия, а также отречения личности ради достижения духовного идеала. Идеи выражены в знаменитом произведении «Учение о непротивлении злу насилием».
Источник: https://istoriarusi.ru/imper/obshestvennoe-dvizenie-v-konce-19-veka.html
Социал-демократическое движение
Социал-демократия — общее название социалистических партий, возникших во второй половине XIX в. в разных странах; идеологическая и политическое течение, которое выступает за внедрение идей социализма во всех сферах жизни.
Эдуард Бернштейн
В 1899 г. немецкий социал-демократ Э. Бернштейн (1850-1932) опубликовал книгу «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии», в которой подверг критике некоторые принципиальные положения марксистской доктрины. Анализируя новые тенденции индустриального развития, он пришел к выводу о ложности марксистского положения о дальнейшем обеднение пролетариата и наличии предпосылок для построения социалистического общества, а также недооценки марксистами возможностей государственного регулирования товарно-рыночной экономики и значение реформ для прогрессивного развития общества. Бернштейн одним из первых дал развернутое обоснование социал-демократической идеи.
Карл Маркс
В отличие от К. Маркса он считал невозможным завоевания политической власти пролетариатом, который не достиг уровня политической и нравственной зрелости, чтобы управлять общественными процессами, взять на себя всю полноту государственной власти. Переход к социализму может произойти не в результате революции, которую Бернштейн считал «признаком варварства», а только через социализацию капитализма. Ближайшими целями рабочего класса он считал борьбу за экономические и политические права.
Бернштейн предпочитал общество, в основе развития которого является потребительская и производственная кооперация, при которой ни один класс не имеет привилегий. Чтобы достичь такого положения в обществе, нужен определенный уровень сознания граждан — умение жить по законам, контролируя свои страсти. Ведь демократическая форма правления предполагает высокую степень не только свободы, но и ответственности всех. Для социализма как движения характерно гуманистическое отношение к человеку труда, его потребностей и интересов. Бернштейн считал, что между социализмом и демократией нет противоречий. Отсюда и название его концепции — «демократический социализм».
Социал-демократия выступала за права человека, свободу слова, печати, самостоятельность профсоюзного движения, существования правового государства. Со временем лозунги дополнились требованиями улучшения качества жизни, экономической демократии, самоуправляющегося социализма.
Социал-демократы выступали за участие в парламентской деятельности. Основным методом своей политики считали реформу.
Источник: https://www.polnaja-jenciklopedija.ru/istorija-chelovechestva/obshhestvenno-politicheskie-techeniya-19-veka.html
Марксисты или социал-демократы
Идейным лидером марксизма считается Карл Маркс, который в 1867 году издал свой знаменитый труд «Капитал». В этом труде с точки зрения теории описывается гибель капиталистической системы мира, а также создание новой социалистической или пролетарской системы. В марксизме Российской Империи принято выделять следующие основные течения:
- Легальные марксисты. Они пересмотрели труды Маркса и отвергли идею диктатуры пролетариата, а также идеи обреченности капиталистической системы уклада мира.
- Революционные марксисты. У них принято выделять 2 крыла: умеренные марксисты и радикальные марксисты. Первые считали социалистическую форму правления в России возможной, но в отдаленной перспективе, поэтому радикальных шагов здесь и сейчас, по их мнению, предпринимать не стоило. Вторые были уверены, что социалистическую форму правления в России можно создать достаточно быстро, поэтому нужно действовать здесь и сейчас. Активно продвигал эту идею Владимир Ильич Ленин.
В последней четверти 19 века активно формируются марксистские общественные движения России, которые сыграли значительную роль в последующих событиях 1917 года.
Источник: https://istoriarusi.ru/imper/obshestvennoe-dvizenie-v-konce-19-veka.html
Самые активные
В эти годы началось проникновение в Россию идей марксизма. В 1883 году в Швейцарии была образована организация «Освобождение труда» под руководством Г. Плеханова, который обосновывал неспособность крестьянства к переменам посредством революции и возлагал надежду на рабочий класс. В основном общественно-политические движения 19 века к концу столетия в России находились под сильным влиянием идей Маркса. Велась пропаганда среди рабочих, они призывались к стачкам и забастовкам. В 1895 году В. Ленин и Ю. Мартов организовали «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», ставший основой для дальнейшего развития различных течений социал-демократического направления в России.
Либеральная оппозиция тем временем продолжала выступать за мирное проведение реформ «сверху», стараясь не допустить революционного решения проблем, стоящих перед российским обществом. Таким образом, активная роль общественно-политических движений марксистской направленности имела определяющее влияние на судьбу России в 20 веке.
Источник: https://BusinessMan.ru/new-obshhestvenno-politicheskie-dvizheniya-v-rossii-19-veka.html
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- https://istoriarusi.ru/imper/obshestvennoe-dvizenie-v-konce-19-veka.html: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 9587 (28%)
- https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16793-obschestvennye-dvizhenija-19-veka.html: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 9028 (26%)
- https://BusinessMan.ru/new-obshhestvenno-politicheskie-dvizheniya-v-rossii-19-veka.html: использовано 6 блоков из 7, кол-во символов 6972 (20%)
- https://www.polnaja-jenciklopedija.ru/istorija-chelovechestva/obshhestvenno-politicheskie-techeniya-19-veka.html: использовано 5 блоков из 5, кол-во символов 9221 (26%)