1286,Опричнина Ивана Грозного, или Гвардия с песьими головами?

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 апреля 2018; проверки требуют 87 правок.

Опричник.

Увеличенное изображение с поддона подсвечника начала XVII в. Экспонируется в Музее-заповеднике «Александровская слобода»

Опри́чник — телохранитель, человек, состоящий в рядах опричного войска (отряда телохранителей), то есть личной гвардии, созданной русским царём Иваном Грозным в рамках его политической реформы в 1565 году.

«Опричник» — более поздний термин для этого явления. Древнеславянское слово «опричь» (наречие и предлог), согласно словарю Даля, означает: «Вне, окроме, снаружи, за пределами чего». Отсюда «опричный» — «отдельный, выделенный, особый». Во времена Ивана Васильевича опричников называли «государевыми людьми». Слово «опричник» вернулось в русский язык стараниями Н. М. Карамзина (употребил в «Истории государства Российского») в начале XIX века и стало нарицательным для тех, кто жестокими мерами боролся с революционерами .

Блок: 1/10 | Кол-во символов: 1029
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA

Что такое опричнина?

Опричнина

– чрезвычайно интересный для историков период в отечественной истории.

Пожалуй, по данной теме проведено больше всего исследований.

Опричнина воспринимается как одно из направлений внутренней политики русского царя Ивана IV, прозванного Грозным, продолжавшаяся с 1565 года по 1572 год.

Слово «опричнина» в современном русском языке не употребляется, осталось только в виде архаизма. Однако, во времена правления Ивана Грозного одного только этого слова боялось население.

Слово имеет древнерусский корень, «опричь», что значить «кроме». Также часть слова можно перевести как «особый». Действительно, опричнина представляла собой как особое явление на Руси, до этого еще не бывалое.

Опричнина при Иване IV в общем и целом представляла собой следующее.

С одной стороны, это выделение земель для нужд царской охраны (гвардии) и, соответственно, людей, приближенных царю. С другой стороны, опричниной называлась сама выделенная земля. Также под опричниной понимались уделы, выделявшиеся вдовам воинов, если их убивали в битвах и сражениях.


Блок: 2/6 | Кол-во символов: 1072
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/11402-oprichnina-ivana-groznogo-ili-gvardiya-s-pesimi-golovami.html

ПРИЛОЖЕНИЕ. УЧРЕЖДЕНИЕ ОПРИЧНИНЫ

(по Никоновской летописи)

1565 г.

(…) Тоя же зимы, декабря в 3 день, в неделю, царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии с своею царицею и великою княгинею Марьею и с своими детми (…) поехал с Москвы в село в Коломенское. (…) Подъем же его не таков был, якоже преже того езживал по манастырем молитися, или на которые свои потехи в объезды ездил: взял же с собою святость, иконы и кресты, златом и камением драгам украшенные, и суды золотые и серебряные, и поставцы все всяких судов, золотое и серебряное, и платие и денги и всю свою казну повеле взята с собою. Которым же бояром и дворяном ближним и приказным людем повеле с собою ехати, и тем многим повеле с собою ехати з женами и з детми, а дворяном и детем боярским выбором изо всех городов, которых прибрал государь быта с ним, велел тем всем ехати с собою с людми и с коими, со всем служебным нарядом. А жил в селе в Коломенском две недели для непогодия и безпуты, что были дожди и в реках была поводь велика… И как реки стали, и царь и государь ис Коломенского поехал в село Танинское в 17 день, в неделю, а из Танинского к Троице, а чюдотворцову память Петра митрополита. Декабря 21 день, празновал у Троицы в Сергиеве монастыре, а от Троицы из Сергиева монастыря поехал в Слободу. На Москве же тогда быша Афонасий митрополит всеа Русии, Пимин архиепископ Великого Новаграда и Пъскова, Никандр архиепископ Ростовский и Ярославский и ины епископы и архимандриты и игумены, и царевы и великого князя бояре и околничие и все приказные люди; все же о том в недоумении и во унынии быша, такому государьскому великому необычному подъему, и путного его шествия не ведамо, куды бяще. А генваря в 3 день прислал царь и великий князь из Слободы ко отцу своему и богомолцу к Офонасию митрополиту всеа Русии с Костянтином Дмитреевым сыном Поливанова с товарыщи да список, а в нем писаны измены боярские и воеводские и всяких приказных людей, которые они измены делали и убытки государьству его до его государьского возрасту после отца его блаженные памяти великого государя царя и великого князя Василия Ивановича всеа Русии. И царь и великий князь гнев свой положил на своих богомолцов, на архиепископов и епископов и на архимандритов и на игуменов, и на бояр своих и на дворецкого и конюшего и на околничих и на казначеев и на дьяков и на детей боярских и на всех приказных людей опалу свою положил в том, что после отца его… великого государя Василия… в его государьские несвершеные лета, бояре и все приказные люди его государьства людем многие убытки делали и казны его государьские тощили, а прибытков его казне государьской никоторой не прибавляли, также бояре его и воеводы земли государьские себе розоимали, и другом своим и племяни его государьские земли роздавали; и держачи за собою бояре и воеводы поместья и вотчины великие, а жалования государьские кормленые емлючи, и собрав себе великие богатства, и о государе и о его государьстве и о всем православном християнстве не хотя радети, и от недругов его от Крымского и от Литовского и от Немец не хотя крестиянства обороняти, наипаче же крестияном насилие чинити, и сами от службы учали удалятися, и за православных крестиян кровопролитие против безсермен и против Латын и Немец стояти не похотели; и в чем он, государь, бояр своих и всех приказных людей, также и служилых князей и детей боярских похочет которых в их винах понаказати и посмотрити и архиепископы и епископы и архимандриты и игумены, сложася с бояры и з дворяны и з дьяки и со всеми приказными людми, почали по ним же государю царю и великому князю покрывати; и царь и государь и великий князь от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпети, оставил свое государьство и поехал, где вселитися, идеже его, государя, бог наставит.

К гостем же и к купцом и ко всему православному крестиянству града Москвы царь и великий князь прислал грамоту с Костянтином Поливановым, а велел перед гостьми и перед всеми людми ту грамоту пронести дьяком Пугалу Михайлову да Овдрею Васильеву; а в грамоте своей к ним писал, чтобы они себе никоторого сумнения не держали, гневу на них и опалы никоторые нет. Слышав же сия пресвященный Афонасий митрополит всеа Русии и архиепископы и епископы и весь освященный собор, что их для грехов сия сключишася, государь государьство оставил, зело о сем оскорбеша и в велице недоумении быта. Бояре же и околничие, и дети боярские и все приказные люди, и священнический и иноческий чин, и множества народа, слышав таковая, что государь гнев свой и опалу на них положил и государьство свое оставил, они же от многого захлипания слезного перед Офонасием митрополитом всеа Русии и перед архиепископы и епископы и пред всем освященным собором с плачем глаголюще: «увы! горе! како согрешихом перед богом и прогневахом государя своего многими пред ним согрешения и милость его велию превратихом на гнев и на ярость! ныне к тому прибегнем и кто нас помилует и кто нас избавит от нахожения иноплеменных? како могут быть овцы без пастыря? егда волки видят овца без пастуха, и волки восхитят овца, кто изметца от них? такоже и нам как быти без государя?» И иная многая словеса подобная сих изрекоша ко Афонасию митрополиту всеа Русии и всему освященному собору, и не токмо сия глаголюще, наипаче велием гласом молиша его со многими слезами, чтобы Афонасий митрополит всеа Русии с архиепископы и епископы и со освященным собором подвиг свой учинил и плачь их и вопль утолил и благочестивого государя и царя на милость умолил, чтобы государь царь и великий князь гнев свой отовратил, милость показал и опалу свою отдал, а государьства своего не оставлял и своими государьствы владел и правил, якоже годно ему, государю; а хто будет государьские лиходеи которые изменные дела делали, и в тех ведает бог да он, государь, и в животе и в казни его государьская воля: «а мы все своими головами едем за тобою, государем святителем, своему государю Царю и великому князю о его государьской милости бити челом и плакатися».

Также и гости и купцы и все гражане града Москвы по тому же биша челом Афонасию митрополиту всеа Русии и всему освященному собору, чтобы били челом государю царю и великому князю, чтобы над ними милость показал, государьства не оставлял и их на разхищение волком не давал наипаче же от рук силных избавлял; а хто будет государьских лиходеев и изменников, и они за тех не стоят и сами тех потребят. Митрополит же Афонасий, слышав от них плачь и стенание неутолимое, сам же ехати ко государю не изволи для градского брежения, что все приказные люди приказы государьские отставиша и град отставиша никим же брегом, и послал к благочестивому царю и великому князю в Олександровскую слободу от себя того же дни, генваря в 3 день, Пимина архиепископа Великого Новагорода и Пъскова да Михайлова Чюда архимандрита Левкию молити и бити челом, чтобы царь и великий князь над ним, своим отцом и богомолцем и над своими богомолцы, над архиепископы и епископы, и на всем освященном соборе милость показал и гнев свой отложил, такоже бы над своими бояры и над околничими и над казначеи и над воеводами и надо всеми приказными людми и надо всем народом хрестиянским милость свою показал, гнев бы свой и опалу с них сложил, и на государьстве бы был и своими бы государьствы владел и правил, как ему, государю, годно: и хто будет ему, государю, и его государьству изменники и лиходей, и над теми в животе и в казни его государьская воля. А архиепископы и епископы сами о себе бита челом поехали в Слободу царю и государю и великому князю о его царской милости. (…) Бояре князь Иван Дмитреевичь Белской, князь Иван Федоровичь Мстиславской и все бояре и околничие, и казначеи и дворяне и приказные люди многие, не ездя в домы своя, поехаша с митрополичья двора из города за архиепископом и владыками в Олександровскую слободу; такоже гости и купцы и многие черные люди со многим плачем и слезами града Москвы поехали за архиепископы и епископы бити челом и плакатися царю и великому князю о его царьской милости. Пимин же (…) да Чюдовский архимандрит Левкия приехав в Слотино И обослалися в Слободу, как им государь велит очи свои видети.

Государь же им повеле ехати к себе с приставы; приехаша же в Слободу генваря в 5 день… И многим молением молиша его со слезами о всем народе крестиянском, якоже преди изрекохом. Благочестивый же государь царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии, милосердуя о всем православном крестианстве, для отца своего и богомолца Афонасия митрополита всея Русии и для своих богомолцов архиепископов и епископов, бояром своим и приказным людям очи свои видети велел и архиепископом и епископом и всему освященному собору милостивое свое жалованное слово рек: «для отца своего и богомолца Афонасия митрополита веса Русии моления и вас для, своих богомолцов, челобитья государьства свои взяти хотим, а как нам свои государьства взята и государьствы свои владети, о том о всем прикажем к отцу своему и богомолцу к Офонасию митрополиту все Русии с своими богомолцы»… и отпустил их к Москве… А остави у себя бояр князя Ивана Дмитреевича Белского да князя Петра Михайловича Щетанева и иных бояр, а к Москве того же дни генваря в 5 день, отпустил бояр князя Ивана Федоровича Мстиславского, князя Ивана Ивановича Пронского и иных бояр и приказных людей, да будут они по своим приказом и правят его государьство по прежнему обычаю. Челобитье же государь царь и великий князь архиепископов и епископов принял на том, чтобы ему своих изменников, которые измены ему, государю, делали и в чем ему, государю, были непослушны, на тех опала своя класти, а иных казнити и животы их и статки имати; а учинити ему на своем государьстве себе опришнину, двор ему себе и на весь свой обиход учинити особной, а бояр и околничих и дворецкого и казначеев и дьяков и всяких приказных людей, да и дворян и детей боярских и столников и стряпчих и жилцов учинити себе особно; и на дворцех, на Сытном и на Кормовом и на Хлебенном, учинити клюшников и подклюшников и сытников и поваров и хлебников, да и всяких мастеров и конюхов и псарей и всяких дворовых людей на всякой обиход, да и стрелцов приговорил учинити себе особно.

А на свой обиход повелел государь царь и великий князь, да и на детей своих царевичев Иванов и царевичев Федоров обиход, городы и волости: город Иожаеск, город Вязму, город Козелеск, город Перемышль два жеребья, город Белев, город Лихвин обе половины, город Ярославец и с Суходровью, город Медынь и с Товарковою, город Суздаль и с Шуею, город Галичь со всеми пригородки, с Чюхломою и с Унжею и с Коряковым и з Белогородьем, город Вологду, город Юрьевец Поволской, Балахну и с Узолою, Старую Русу, город Вышегород на Поротве, город Устюг со всеми волостьми, город Двину, Каргополь, Вагу; а волости: Олешню, Хотунь, Гусь, Муромское селцо, Аргуново, Гвоздну, Опаков на Угре, Круг Клинской, Числяки, Ординские деревни и стан Пахрянской в Московском уезде, Белгород в Кашине, да волости Вселун, Ошту. Порог Ладошской, Тотму, Прибужь. И иные волости государь поимал кормленым окупом с которых волостей имати всякие доходы на его государьской обиход, жаловати бояр и дворян и всяких его государевых дворовых людей, которые будут у него в опришнине; а с которых городов и волостей доходу не достанет на его государьской обиход, и иные городы и волости имати.

А учинити государю у себя в опришнине князей и дворян и детей боярских дворовых и городовых 1000 голов, и поместья им подавал в тех городех с одново, которые городы поимал в опришнину; а вотчинников и помещиков, которым не быта в опришнине, велел и с тех городов вывести и подавата земли велел в то место в ыных городех, понеже опришнину повеле учинити себе особно… Повеле же и на посаде улицы взята в опришнину от Москвы реки: Чертолскую улицу и з Семчиньским селцом и до всполья, да Арбацкую улицу по обе стороны и с Сивцовым Врагом и до Дорогомиловского всполия, да до Никицкой улицы половину улицы, от города едучи левою стороною и до всполия, опричь Новинского монастыря и Савинского монастыря слобод и опричь Дорогомиловские слободы, и до Нового Девича монастыря и Алексеевского монастыря слободы; а слободам быти в опришнине: Ильинской, под Сосенками, Воронцовской, Лыщиковской. И которые улицы и слободы поймал государь в опришнину, и в тех улицах велел быта бояром и дворяном и всяким приказным людем, которых государь поймал в опришнину, а которым в опришнине быти не велел, и тех и с всех улиц велел перевести в ыные улицы на посад.

Государьство же свое Московское, воинство и суд и управу и всякие дела земские, приказал ведати и делати бояром своим, которым велел быта в земских: князю Ивану Дмитреевичю Белскому, князю Ивану Федоровичю Мстиславскому и всем бояром; а конюшему и дворетцкому и казначеем и дьяком и всем приказным людем велел быти по своим приказом и управу по старине, а о болших делех приходити к бояром; а ратные каковы будут вести или земские великие дела, и бояром о тех делех приходити ко государю, и государь з бояры тем делом управу велит чинити.

За подъем же свой приговорил царь и великий князь взяти из земского сто тысячь рублев; а которые бояре и воеводы и приказные люди дошли за государьские великие измены до смертные казни, а иные дошли до опалы, и тех животы и статки взяти государю на себя. Архиепископы же и епископы и архимандриты и игумены и весь освященный собор, да бояре и приказные люди то все положили на государьской воле.

Тоя же зимы, февраля месяца, повеле царь и великий князь казнити смертною казнью за великие их изменные дела боярина князя Олександра Борисовича Горбатово да сына его князя Петра, да околничево Петра Петрова сына Головина, да князя Ивана княже Иванова сына Сухово-Кашина, да князя Дмитрея княже Ондреева сына Шевырева. Бояр же князя Ивана Куракина, князя Дмитрия Немово повеле в черньцы постричи. А дворяне и дети боярские, которые дошли до государьские опалы, и на тех опалу свою клал и животы их имал на себя; а иных сослал в вотчину свою в Казань на житье з женами и з детми.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 13901
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/OPRICHNINA.html

Зачем была создана опричнина?

Для чего понадобилась опричнина Ивана Грозного? В целях укрепления русского государства изнутри Иван Грозный продумал механизм функционирования опричнины следующим образом: земли зажиточных дворян конфисковывались в пользу государства.

Если возникали конфликты, и люди добровольно не хотели отдавать свое имущество, то опричники начинали самый настоящий террор или, как бы сейчас сказали, репрессии – грабили, убивали. Неслучайно, гвардейцев, верно служивших царю в опричниках прозвали псами (песьими мордами).

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 541
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/11402-oprichnina-ivana-groznogo-ili-gvardiya-s-pesimi-golovami.html

Структура


К 1573 году на балансе у государя числилось около 2 тыс. опричников. Из них около 600 человек составляла личная гвардия. Остальные делились по четырём приказам: Постельный (хозяйство дворца), Бронный (оружие), Конюшенный (коневодство) и Сытный (продовольствие). В дальнейшем опричное войско достигло 5-6 тыс. человек.

Блок: 3/10 | Кол-во символов: 329
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA

Как функционировала опричнина?

Начало опричнины датируют 1565 годом. Отряд опричников сначала насчитывал всего около 1000 конных.

Опричники публично присягали царю на верность. Затем в опричных войсках появилась своя иерархия. Это были отдельно служившие боярские дети «из земщины», дети боярские «из дворовых и городовых». Следовательно, это была личная царская гвардия (из земщины), непосредственно подчинявшаяся царю и гвардия, у которой мог быть специально уполномоченным руководителем городовой или городской голова.

Функции, выполняемые опричниками:

— охранные (охрана царя или влиятельного вельможи);

— разведывательные (доискивающиеся отряды, проверяющие данные о неблагонадежности граждан);

— следственные и карательные (совершавшие суды и казни по приказу царя).

Другая часть опричников делилась на так называемые «4 приказа»: постельный (следили за организацией быта в царском дворце), бронный (ведали оружием, боеприпасами), конюшенный (следили за лошадьми царского двора), сытый (организовывали снабжение продовольствием дворец).

Для опричников царь разработал специальные требования к их внешнему виду: традиционный гвардейский костюм в обязательном порядке добавляли притороченная к седлу голова собаки и метла.

По описаниям современников, изложенным в карамзинской «Истории государства Российского», опричники действительно одевались в черные одежды и имели у седла метлу и собачью голову.

Собачья голова считалась символом преданности государю, а метла «выметала» тех, кто открыто противостоял или мог бы противостоять его воле.

У выдающегося писателя XIX века А.К. Толстого в романе «Князь Серебряный» с собакой связаны образы опричников — князя Вяземского и Малюты Скуратова.

Читаем, например, об опричнике князе Вяземском: «Лжешь ты, окаянный пес», «Сдавайся, пес!».

Уподоблен псу и знаменитый Малюта Скуратов, мастер жестоких расправ, осуществляемых по приказу царя: «рыжий пес», «злой пес», «песий сын».

Почему именно пес? В мифопоэтическом значении собака (пес) является отнюдь не добрым существом, а одним из оборотней, к коим Толстой причисляет всех так называемых отрицательных героев своего романа – Ивана Грозного и его опричников. Царя с его опричниками, любимцами, творящими бесчинства, А. К. Толстой называет оборотнями в образе собаки (пса). Так говорят об Иване Грозном: «И голова-то твоя стала песья» (юродивый). А Грозный о себе: «Боже, помилуй меня, грешного! Помилуй мя, смрадного пса!».

Главными героями опричнины в произведениях искусства являлись князь Вяземский, Григорий Грязной, Басмановы, Малюта Скуратов, что собственно и соответствовало исторической действительности.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 2630
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/11402-oprichnina-ivana-groznogo-ili-gvardiya-s-pesimi-golovami.html

Идеология

Штаб-квартира опричников располагалась в Александровской слободе. Их жизнь подчинялась уставу, который напоминал монашеский и подразумевал ежедневные богослужения, воздержанность и братские трапезы. Исключительно дворянский состав опричнины (как титулованной, так и нетитулованной) и принесение личной присяги главе конгрегации позволяет говорить об опричнине как об орденском образовании — военно-монашеском или военно-политическом ордене опричников.

Блок: 4/10 | Кол-во символов: 463
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA

Почему возникла опричнина?

Не сойдясь во мнениях с Избранной Радой, Иван решил действовать на свое усмотрение и не прислушался к мнению выборного органа о том, что приоритетным направлением во внешней политике нужно выбрать первичное покорение Крыма, нежели разворачивать затратную войну с рыцарями Ливонского ордена ан Западе. Кроме того, когда царь узнал о том, что Адашев, видный деятель Рады, решил сам пойти на переговоры с ливонцами, то отправил чиновника в отставку. Впрочем, причин разрыва царя с главным органом страны значительно больше.

Хотя объективно понятно, что затяжная ливонская война уносила большую часть казны. Государство становилось все более экономически слабым.

Однако война на западе – не единственная тема для разногласий между так называемым парламентом и царем. Недовольство князей вызвал указ государя, изданный в январе 1562 года, заключавшийся в ограничении вотчинных прав князей. Они почувствовали, что их уравняли в правах с представителями поместного дворянства.

Так у дворян возникло желание уехать за границу на постоянное место жительства. Так сбежали в Польшу бояре Колычёв, Т. Пухов-Тетерин, М. Сарохозин. Знаменитые князья В. Глинский, И. Шереметев также пытались бежать, но были схвачены гвардией царя, но помилованы.

Также вскоре Иван подверг казни тех военачальников, которые не смогли одержать определенных побед в Ливонской войне.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 1378
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/11402-oprichnina-ivana-groznogo-ili-gvardiya-s-pesimi-golovami.html

Одеяния


Опричники одевались в чёрную одежду, подобную монашеской. Согласно Иоанну Снычеву опричники носили монашеские скуфейки и черные подрясники. Г. Штаден пишет: «Опричные должны были носить черные кафтаны и шапки и у колчана, куда прятались стрелы, что-то вроде кисти или метлы, привязанной к палке. По этому узнавали опричников».

Блок: 5/10 | Кол-во символов: 336
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA

Последствия опричнины

Опричнина сошла на нет сама собой: привыкшие грабежам, казням и прочим бесчинствам опричники оказались в итоге не способными к ведению войны с крымским ханом.

Так что царь принял решение распустить свою гвардию в 1571 году. Однако отмена произошла не полностью. В силу сложной экономической и социальной ситуации в стране опричнина действовала до самой смерти царя.

Само слово «опричнина» совершенно вышло из повседневного употребления, а стало употреблять слово «двор», а бывшие, «недоказненные» царем, опричники и их потомки стали называться «дворовыми».

Так опричнина Ивана Грозного и все его действия по централизации русского государства вокруг Москвы оказались чрезвычайно кровавыми и малоэффективными. В стране господствовал деспотизм, власть бюрократии, оскудение и падение политического влияния аристократии. Разнузданность и вседозволенность «расхолаживала» самого царя, который трезво не мог решить сложные политические вопросы.

Как примеры – это проигрыш в Ливонской войне на западе страны, пожар Москвы, устроенный крымскими татарами в 1571 г., усиление закрепощения крестьянства, усиление самодержавной власти.

Все эти негативные последствия, а также личная судьба царя (неимение прямого наследника) привели страну к Смутному времени, более страшному времени, чем правление Ивана Грозного со своей опричниной.

Историки, споря друг с другом, насчитывают около 4500 реперессированных граждан в годы существования опричнины.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 1464
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/11402-oprichnina-ivana-groznogo-ili-gvardiya-s-pesimi-golovami.html

Литература

  • Михельсон М. И. образных слов и иносказаний/Опричник/ Опричник (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 ) // Русская мысль и речь: Своё и чужое: Опыт русской фразеологии: Сборник образных слов и иносказаний: В 2 т.
    • Т. 1. — СПб.: . — , VIII, 779 с.
    • Т. 2. — СПб.: . — 580, 250 с.
  • Голобутский В. А. Запорожское казачество. — К., 1957.
  • Большой лингвострановедческий словарь. // Т. Н. Чернявская, К. С. Милославская, Е. Г. Ростова, О. Е. Фролова, В. И. Борисенко, Ю. А. Вьюнов, В. П. Чуднов. — М.: Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина, АСТ-Пресс, 2007.

Блок: 9/10 | Кол-во символов: 594
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA

Ссылки


  • Опричнина // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Учреждение опричнины 1565 году.
  • И. В. Курукин, А. А. Булычев. Повседневная жизнь опричников Ивана Грозного. (Серия: Живая история: Повседневная жизнь человечества.) — М.: Молодая гвардия, 2010.

Блок: 10/10 | Кол-во символов: 306
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA

Кол-во блоков: 16 | Общее кол-во символов: 26922
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/11402-oprichnina-ivana-groznogo-ili-gvardiya-s-pesimi-golovami.html: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 7085 (26%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA: использовано 7 блоков из 10, кол-во символов 5936 (22%)
  3. https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/OPRICHNINA.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 13901 (52%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий