1077,ЛИБЕРАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РУССКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ КОНЦА 20-х: НАЧАЛА 30-х гг

В условиях царствования Николая I, когда закончился диалог власти и общества, умственная идейная жизнь части образованных людей должна была найти другие формы (чем тайные декабристские организации) существования.

В конце 20-х – начале 30-х гг. общественное движение выразилось в следующих формах:

1. Распространение вольнолюбивых идей с университетской кафедры (профессора М.У. Грановский, Галич, Надеждин).

2. Распространение вольнолюбивой литературы в списках от руки переписывались и передавались произведения (Пушкина, Рылеева, Ал. Полежаева, Ал. Кольцова).

3. Распространение листовок и прокламаций в провинции.

4. Деятельность молодежных просветительских, либеральных кружков, в основном в Московском Университете.

Идейно все кружки были связаны с декабристами, но от последних они отличались по социальному составу и деятельности.

Впервые с допетровских времен правительство Николая I стремилось открыто опереться на силы традиционализма, на народную поддержку самодержавия. Идеалу либеральной политики Александра I был противопоставлен идеал попечительной, охранительной политики. В 1833 году сформировалась идеологическая доктрина С.С. Уварова, вокруг которого стали объединяться силы консерватизма (традиционализма).

В 40-е годы XIX в. сложилось либеральное общественное течение, представленное славянофилами (славянолюбами) и западниками. Их объединяло то, что они хотели видеть Россию реформированной, эволюционно развивающейся, без крепостного права, Россию с Земским Собором (А.С. Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Ю.Ф. Самарин) или с  представительным органом – парламентом (К.Ф. Каверин, Т.Н. Грановский, Б.Н. Чичерин).

Славянофилы и западники составляли либеральную оппозицию власти. На крайне левом фланге  общественного движения находилось леворадикальное течение представленное родившейся в конце 40-х гг. XIX в. революционно-демократической идеологией. Ее основателями были В.Г. Белинский и А.И. Герцен. Последний явился создателем теории «общинного социализма».

В русском общественном движении заметной фигурой был русский писатель и христианский философ Н.В. Гоголь, который вслед за П.Я. Чаадаевым видел преобразование России через преобразование души каждого человека. Сложным мировоззренческим проблемам посвящена книга н.В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847 г.)

К этому времени Н.В. Гоголь отказался от чисто литературной деятельности, как прозаик, он почувствовал в себе силы проповедника, Учителя. После сильного духовного кризиса Н.В. Гоголь и написал эту книгу. Взгляд Н.В. Гоголя на Россию, это – взгляд христианина, сознающего, что все материальные богатства  должны быть подчинены высшей цели – духовному преобразованию человека.

Главный тезис книги состоит в том, что «не революциями и разрушениями преобразуется общество, не переменой внешних обстоятельств, а переменой во внутреннем мире человека» через искусство и поэзию человек способен придти к идеалу – Христианской Любви. «Там только исцелится народ, где постигнет монарх высшее значение свое – быть Образом того на земле, который сам есть Любовь».

Это произведение высоко чтили П.Я. Чаадаев, Л.Н. Толстой, К. Аксаков, А.И. Блок, Ф.М. Достоевский. И только В.Г. Белинский обрушился с поразительно неприятной, оскорбительной и неумной критикой на Н.В. Гоголя. Он считал, что эта книга – падение Н.В. Гоголя. А – она – его подвиг, нравственный, человеческий. Н.В. Гоголь предвидел кровавые ужасы ХХ в.

Блок: 1/2 | Кол-во символов: 3427
Источник: https://vunivere.ru/work53479/page6

На этом видеоуроке мы рассмотрим тему «Общественное движение России в 1830–1840-е гг.». Будут рассмотрены предпосылки зарождения общественного движения в России, его особенности и направления, отличительные черты от общественного движения стран Европы. Кроме того, будут приведены фамилии исторических личностей, принимавших активное участие в общественном движении, их взгляды. Внимание учеников будет сфокусировано на движении петрашевцев.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 442
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/10-klass/rossiya-v-1825-1855-gg/obschestvennoe-dvizhenie-rossii-v-1830-1840-e-gg

ПЛАН

семинарских занятий по теме:


 «Общественное движение и идейные течения в России

20-50-х гг. XIX в.»

Занятие 1.

1.  Официальная идеология С.С. Уваров: причины создания, содержание, значение.

2.  Влияние официальной идеологии на общественную мысль России 20-        50-х гг. XIX в. (Погодин М.П., Шевырев С.П., журнал «Москвитянин», петербургские литераторы).

Занятие 2.

1.  Литературно-просветительское движение 20-30-х гг. XIX в.: «Любомудры», Н.А. Полевой, Н.И. Надеждин, «Московский телеграф», «Телескоп», Чаадаев П.Я. и его первое философическое письмо».

Уважаемый посетитель!

Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).

Ссылка на скачивание — внизу страницы.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 716
Источник: https://vunivere.ru/work53479/page6

Основные направления общественной мысли

На рубеже 1830–1840-х гг. происходит заметное оживление общественной мысли в стране. К этому времени уже четко обозначились и сформировались два основных направления русской общественно-политической мысли – охранительное и либерально-оппозиционное. Охранительное направление, будучи консервативным по своей сути, было представлено теорией «официальной народности», которую в недавнем прошлом презрительно именовали теорией «казенного патриотизма». А в недрах либерально-оппозиционного движения практически сразу сформировались два основных течения – западники и славянофилы. Затем, на рубеже 1840–1850-х гг., сформировалось революционно-демократическое, или радикальное, направление общественной мысли, которое позднее станет базой для возникновения и развития движения революционных народников.

Именно во взаимоотношениях этих трех основных направлений русской общественной мысли и будет происходить тот идейный водораздел, который определил характер всей общественно-политической борьбы во второй четверти XIX в.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 1060
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/10-klass/rossiya-v-1825-1855-gg/obschestvennoe-dvizhenie-rossii-v-1830-1840-e-gg

Консервативное (охранительное) направление

Идейным выражением охранительного направления стала знаменитая теория «официальной народности», основные принципы которой были сформулированы в 1832 г. членом Государственного Совета графом Сергеем Семеновичем Уваровым (рис. 1). Смысл и содержание этой теории, которая стала государственной идеологией самодержавия, заключался в совокупности трех основных постулатов – самодержавия, православия и народности. Самодержавие являлось опорой и гарантом сохранения российской государственности, ее бытия, могущества и величия. Православие рассматривалось как основа духовной жизни народа, его нравственной чистоты и устойчивости. Народность представляла собой естественный союз православного российского народа с самодержавным монархом.

Рис. 1. Министр просвещения граф С. Уваров (Источник)

Отдельные элементы «уваровской троицы» содержались еще в знаменитом трактате Н.М. Карамзина «О древней и новой России», в Манифестах Николая I по случаю его восшествия на престол и казни декабристов, а также в ведомственных циркулярах III Отделения Императорского Канцелярии. Но смонтировал их в целостную систему именно граф С. Уваров, который в 1833 г. занял ключевой пост министра народного просвещения Российской империи.

Главным вдохновителем и дирижером теории «официальной народности», несомненно, был сам Николай I, а министр народного просвещения,многие ученые и журналисты выступали в роли ее усердных проводников. Основными толкователями этой теории являлись ведущие профессора Московского Императорского университета Сергей Петрович Шевырев, Николай Герасимович Устрялов и Михаил Петрович Погодин, а также видные представители отечественной беллетристики и журналистики Николай Иванович Греч, Фаддей Венедиктович Булгарин, Михаил Николаевич Загоскин и многие другие.

Глашатаи теории «официальной народности» располагали значительным числом периодических изданий, самыми авторитетными среди которых были журналы «Сын Отечества» Ф. Булгарина,«Москвитянин» М. Погодина (рис. 2), «Московский наблюдатель»С. Шевырева, а также газета «Северная пчела»Ф. Булгарина и Н. Греча.

Рис. 2. Журнал «Москвитянин (Источник)

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 2162
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/10-klass/rossiya-v-1825-1855-gg/obschestvennoe-dvizhenie-rossii-v-1830-1840-e-gg

Западники

Сторонники этого направления доказывали, что Россия идет по тому же буржуазному пути, что и европейские страны. Они более решительно, чем славянофилы, выступали за проведение в стране буржуазных реформ. Политическим идеалом западников был буржуазный парламент в рамках конституционной монархии. Так же как и славянофилы западники хотели осуществить преобразования сверху, без революционных потрясений.

В отличие от славянофилов западники (историки Т.Н. Грановский и С.М. Соловьев, литераторы П.В. Анненков и И.С. Тургенев, юрист К.Д. Кавелин) высоко ценили достижения европейских стран и хотели, чтобы Россия развивалась именно по их пути, преодолев с помощью реформ свое отставание. Они считали, что для этого в первую очередь должно быть ликвидировано крепостничество и установлено конституционное государственное устройство. Эти изменения, по их мнению, позволят России образовать вместе с Западом «одну общечеловеческую семью».

Несмотря на имевшие место разногласия, и западники, и славянофилы любили Россию и верили в нее; и те, и другие отрицательно относились к крепостному праву и считали необходимым постепенное проведение реформ, инициатором которых должна была выступить верховная власть. За свои взгляды представители этих направлений либерального движения подвергались гонениям со стороны правительства.

На формирование западнической и славянофильской идеологий значительное влияние оказал П.Я. Чаадаев, который первым остро поднял вопрос о судьбе России и ее историческом месте. По мнению П.Я. Чаадаева, Россия – не Запад и не Восток. Россия – целый особый мир. Подвергая Россию своего времени самой жестокой критике, он был страстным патриотом своей страны и верил в ее потенциальные силы. Критика крепостничества, царизма, теории официальной народности получила отражение в «Философическом письме», опубликованном в 1836 г., за которое П.Я. Чаадаев был объявлен сумасшедшим и отдан под полицейский надзор.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 1932
Источник: https://myfilology.ru/150/osnovnye-napravleniia-razvitiia-obshchestvennoi-mysli-v-30-50-e-gody-xix-veka/
Кол-во блоков: 8 | Общее кол-во символов: 11918
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/10-klass/rossiya-v-1825-1855-gg/obschestvennoe-dvizhenie-rossii-v-1830-1840-e-gg: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 3664 (31%)
  2. https://myfilology.ru/150/osnovnye-napravleniia-razvitiia-obshchestvennoi-mysli-v-30-50-e-gody-xix-veka/: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 4111 (34%)
  3. https://vunivere.ru/work53479/page6: использовано 2 блоков из 2, кол-во символов 4143 (35%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий