1012,Культура периода застоя — пепел и алмазы

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 июня 2019; проверки требуют 2 правки.


«Пепел и алмаз» (польск. Popiół i diament) — последний фильм «военной трилогии» польского режиссёра Анджея Вайды, снятый в 1958 году по мотивам повести Ежи Анджеевского. Одно из наиболее значительных достижений польской киношколы.

Блок: 1/11 | Кол-во символов: 395
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D0%BB_%D0%B8_%D0%B0%D0%BB%D0%BC%D0%B0%D0%B7

Сюжет

Освобождённая от немцев Польша, 8 мая 1945 года. Бывшие бойцы Армии Крайовой, боровшиеся против немецкой оккупации, а теперь «про́клятые солдаты» Мачек и его командир Анджей, знакомые ещё по Варшавскому восстанию, получают задание убить секретаря обкома ПРП Щуку. По ошибке они расстреливают рабочих цементного завода около придорожной часовни. Они возвращаются в город и приходят в ресторан отеля, чтобы сообщить о ходе операции майору.

В ресторане они узнают, что Щука жив. Там же Мачек знакомится с барменшей Кристиной. Мачек снимает комнату в отеле по соседству с комнатой Щуки и приглашает туда Кристину.

Щука пытается выяснить судьбу своего сына у сестры жены Станевич.

В ресторане гостиницы проводится празднование Дня Победы (капитуляции нацистской Германии) и назначения мэра Свецкого министром здравоохранения. Празднование омрачается поведением секретаря мэра Древновского (также осведомителя Мачека и Анджея), которого напоил давний знакомый мэра редактор газеты Пенёнжек.

Мачек и Кристина встречаются в номере, занимаются любовью, гуляют по ночному городу. Они заходят в полуразрушенный костёл, где на надгробии читают стихи Циприана Норвида (цитатой из них озаглавлен фильм). В этом же костёле они видят тела рабочих цементного завода. Мачек хочет изменить судьбу, о чём разговаривает с Кристиной.

Щука узнаёт, что его сына схватили при уничтожении группы Армии Крайовой, которой командовал капитан Волк.

Анджей назначен на место Волка. Он говорит Мачеку, что тот должен исполнить приказ. Щука идёт на встречу с сыном. За ним следует Мачек и убивает его.

Наступает утро. В гостинице продолжается празднование с исполнением полонеза Шопена A-dur Op. 40 (при этом оркестр сильно фальшивит) и полонеза Огинского «Прощание с Родиной». Мачек покидает отель и Кристину. Мачек не останавливается по требованию патруля. В него стреляют и смертельно ранят. Мачек пытается убежать, но умирает на свалке под звуки полонеза Огинского.

Название фильма

Название фильма (и романа Ежи Анджеевского) взято из стихотворения польского поэта Циприана Норвида:

Когда сгоришь, что станется с тобою:

Уйдешь ли дымом в небо голубое,

Золой ли станешь мертвой на ветру?

Что своего оставишь ты в миру?

Чем вспомнить нам тебя в юдоли ранней,

Зачем ты в мир пришел?

Что пепел скрыл от нас?

А вдруг из пепла нам блеснет алмаз,

Блеснет со дна своею чистой гранью…

(Пер. Г. Андреевой)

Блок: 2/11 | Кол-во символов: 2393
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D0%BB_%D0%B8_%D0%B0%D0%BB%D0%BC%D0%B0%D0%B7

Понятие периода застоя

Термин «застой» впервые был введен в оборот в политическом докладе М.С. Горбачев на 27 Съезде ЦК КПСС, когда он в своей речи отметил, что в развитии Советского Союза и жизни граждан начали проступать некие застойные явления. С тех пор этот термин стал широко использоваться политиками, экономистами и историками.

Следует отметить, что однозначной трактовки термин не имеет, так как под застоем понимают, как положительные, так и негативные явления. С одной стороны, именно в эти двадцать лет, по мнению историков, СССР достиг своего наивысшего развития – строилось огромное количество больших и мелких городов, активно развивалась военная промышленность, Советский Союз начал осваивать космос и выбился в лидеры в этой сфере; также страна достигла значительных успехов в спорте, культурной сфере и самых разных отраслях, включая социальную сферу – уровень благосостояния граждан существенно возрос, появилась уверенность в завтрашнем дне. Стабильность – вот главный термин, который описывает тот период.

Однако у понятия «застой» есть и другое значение. Экономика страны в этот период фактически прекратила свое развитие. По удачному стечению обстоятельств произошел так называемый «нефтяной бум» и цены на черное золото выросли, что позволило руководству страны получать прибыль просто от продажи нефти. В то же время экономика сама по себе не развивалась и требовала реформ, однако из-за общего благосостояния на это обращали меньше внимания, чем требовало. Из-за этого многие называют период застоя – «затишьем перед бурей».

Таким образом, с одной стороны, в это время СССР достигло свое наивысшего рассвета, обеспечил гражданам стабильность и вышел в число мировых держав, а с другой стороны заложил не самый хороший фундамент для экономического развития страны в будущем – в период перестройки.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1823
Источник: https://historykratko.com/period-brezhnevskogo-zastoya

Съёмочная группа


  • Режиссёр: Анджей Вайда
  • Сценарий: Ежи Анджеевский, Анджей Вайда
  • Продюсер: Анджей Вайда
  • Оператор: Ежи Вуйчик
  • Художник: Роман Манн
  • Композиторы: Филип Новак, Ян Кренц
  • Монтаж: Халина Наврок
Блок: 3/11 | Кол-во символов: 201
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D0%BB_%D0%B8_%D0%B0%D0%BB%D0%BC%D0%B0%D0%B7

Характеристики эпохи застоя

  • Консервация политического режима. Практически за 20 лет правления Брежнева административно-управленческий аппарат мало изменился. Уставшие от постоянных перестановок и реорганизаций, члены партии с радостью восприняли лозунг Брежнева «Обеспечить стабильность», что не просто привело к отсутствию серьезных изменений в структуре правящего аппарата, но фактически заморозило ее.

    За весь период не было проведено никаких перестановок в партии, а все должности стали пожизненными. В результате средний возраст членов структуры государственного управления составлял 60-70 лет. Подобная ситуация также привела к усилению партийного контроля — партия теперь контролировала деятельность многих, даже крайне мелких государственных учреждений.

  • Возрастание роли военной сферы. Страна находилась в состоянии холодной войны с США, поэтому одной из основных задач было повысить свою военную мощь. В этот период начали производить в больших количествах оружие, в том числе ядерное и ракетное, велась активная разработка новых боевых систем.

    Промышленность, как и в период Великой Отечественной войны, во многом работала на военную сферу. Снова возросла роль КГБ не только во внутренней, но и во внешней политике.

  • Упадок аграрной промышленности и прекращение развития экономики. Хотя в целом страна успешно двигалась вперед, росло благосостояние, экономика погрузилась в застой и резко снизила темпы своего развития. Основные средства СССР получал от продажи нефти, большая часть предприятий постепенно перебралась в крупные города, а сельское хозяйство потихоньку загнивало.

    После проведенной аграрной реформы многие крестьяне фактически лишились работы, так как были введены знаменитые «поездки на картошку» среди студентов. Колхозы и совхозы все чаще приносили убыток, так как работу выполняли студенты, а не профессионалы. Потери урожая возросли в некоторых областях до 30%.

    Подобная ситуация в селе привела к тому, что граждане стали массово переселяться в города, урожайность падала, и к концу периода застоя начал назревать продовольственный кризис. Особенно тяжело в этот период пришлось Украине, Казахстану и другим регионам, основной деятельностью которых было сельское хозяйство и добывающая промышленность.

  • Социальная жизнь. Хотя дальнейшее развитие экономики внушало опасения, обыденная жизнь граждан значительно улучшилась, выросло благосостояние. Многие граждане СССР имели возможность тем или иным способом улучшить свои жилищные условия, многие стали обладателями хороших автомобилей и других качественных вещей.

    Однако вместе с ростом обеспеченного населения произошло увеличение количества малоимущих, но это пока не достигло катастрофичных масштабов, так как продукты питания стоили относительно дешево. В среднем обычный советский гражданин стал жить гораздо лучше по сравнению с предыдущими периодами.

    Блок: 3/4 | Кол-во символов: 2836
    Источник: https://historynotes.ru/period-zastoya/

    В ролях

    • Збигнев Цибульский — Мачек (дублирует Феликс Яворский)
    • Эва Кшижевская — Кристина (дублирует Юлия Цоглин)
    • Адам Павликовский — Анджей (дублирует Артём Карапетян)
    • Богумил Кобела — Древновский (дублирует Валентин Грачёв)
    • Вацлав Застшежинский — Щука (дублирует Сергей Курилов)
    • Адольф Хроницкий — Подгурский, ассистент Щуки
    • Ян Цецерский — портье (дублирует Борис Баташев)
    • Станислав Мильский — Пенёнжек (дублирует Андрей Тарасов)
    • Збигнев Сковроньский — Сломка, владелец ресторана (дублирует Иван Рыжов)
    • Игнацы Маховский — майор Флориан (Вага) (дублирует Виктор Рождественский)
    • Халина Квятковская — жена Станевича
    • Артур Млодницкий — Котович (дублирует Алексей Консовский)
    • Александер Севрук — Свецкий (дублирует Яков Беленький)
    • Виктор Гротович — Францишек Павлицкий (дублирует Вадим Захарченко)
    • Фердинанд Матысик — Сташек Гавлик
    • Барбара Краффтувна — Стефка, невеста Сташека
    • Зофья Червиньская — буфетчица Лили
    • Тадеуш Калиновский — Вейхерт
    • Ежи Адамчик — майор Врона

    Фильм дублирован на киностудии имени Горького в 1965 году.

    • Режиссёр дубляжа — Мария Сауц
    • Звукооператор — Сергей Юрцев
    Блок: 4/11 | Кол-во символов: 1080
    Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D0%BB_%D0%B8_%D0%B0%D0%BB%D0%BC%D0%B0%D0%B7

    Итоги и значение эпохи застоя

    Как уже было сказано выше, эпоха застоя стала лишь «затишьем перед бурей». Хотя эти 20 лет страна наконец познала стабильность и в некоторых сферах (космос) выбилась в первые ряды в мировом рейтинге, кажущаяся во всем стабильность заставила руководство СССР в очередной раз отложить экономические преобразования. Экономика, живущая на продаже нефти, не развивалась и к концу 70-х гг. превратилась в отстающую, что в результате и дало крайне негативные последствия, когда цена на нефть значительно снизилась. Во многом благоприятные годы для граждан в эпоху Брежнева принесли с собой серьезные потрясения во времена перестройки.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 729
Источник: https://historynotes.ru/period-zastoya/

Работа над фильмом

Вроцлавский отель «Монополь», в интерьерах которого сняты многие эпизоды фильма

Фильм снимали в Тшебнице и во Вроцлаве. Збигнев Цибульский играл в своей повседневной одежде (джинсы, брезентовая сумка через плечо) и тёмных очках, что не соответствовало историческим реалиям 1945 года.

У «Пепла и алмаза» возникли серьёзные цензурные трудности. Ответственных за идеологию смущало то, что антикоммунист в исполнении Цибульского, даже убив партийного функционера, не теряет романтического ореола. На кинофестиваль в Венеции фильм попал по инициативе мелкого чиновника вопреки решению партийного руководства. Хотя ленту показали вне конкурса, она была замечена и получила мировое признание. К показу в СССР фильм был допущен только в 1965 году.

Блок: 6/11 | Кол-во символов: 760
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D0%BB_%D0%B8_%D0%B0%D0%BB%D0%BC%D0%B0%D0%B7

Художественные особенности

Фильм не лишен характерной для Вайды барочной экспрессии. В нём — начиная с самых первых кадров — активно используется христианская символика. Противостояние Польши уходящей и Польши послевоенной под звуки полонеза Огинского представлено как экзистенциальная драма, а финал картины придаёт ей величие исторической трагедии. На визуальные решения оказали влияние «Асфальтовые джунгли» и другие фильмы нуар.

Именно в фильме «Пепел и алмаз» сыграл лучшую свою роль Збигнев Цибульский. При исполнении этой роли он ориентировался на Джеймса Дина в «Бунтаре без причины».

Блок: 7/11 | Кол-во символов: 594
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D0%BB_%D0%B8_%D0%B0%D0%BB%D0%BC%D0%B0%D0%B7

Награды и номинации


  • 1959 — приз еженедельника «Фильм» за лучший польский фильм 1958 года.
  • 1959 — приз ФИПРЕССИ (Международной федерации кинопрессы) на Международном кинофестивале в Венеции.
  • 1960 — две номинации на премию BAFTA: лучший фильм, лучший иностранный актёр (Збигнев Цибульский).
Блок: 8/11 | Кол-во символов: 288
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D0%BB_%D0%B8_%D0%B0%D0%BB%D0%BC%D0%B0%D0%B7

Продолжение

Тематическим продолжением «Пепла и алмаза» должен был стать снятый Вайдой 35 лет спустя фильм «Кольцо с орлом в короне». В этот фильм режиссёр включил автоцитату из «Пепла и алмаза» — знаменитую сцену, когда Мачек поджигает водку в рюмках в память о погибших друзьях. На съёмках «Пепла и алмаза» в рюмках на самом деле был бензин, потому что он дает более яркое пламя, чем спирт.

Блок: 9/11 | Кол-во символов: 393
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D0%BB_%D0%B8_%D0%B0%D0%BB%D0%BC%D0%B0%D0%B7
Кол-во блоков: 15 | Общее кол-во символов: 11931
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D0%BB_%D0%B8_%D0%B0%D0%BB%D0%BC%D0%B0%D0%B7: использовано 8 блоков из 11, кол-во символов 6104 (51%)
  2. https://historykratko.com/period-brezhnevskogo-zastoya: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 2262 (19%)
  3. https://historynotes.ru/period-zastoya/: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 3565 (30%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий