1410,Первые русские церкви: делимся опытом

Начало христианства в России можно увидеть в красивых церквях и монастырях, которые построены в начале распространения религии по территории страны. Нужно сказать, изначально на Руси переняли Византийскую традицию и архитектуру тоже по большей части взяли оттуда.

Основной канон остался и в дальнейшем, но при Петре Первом архитектура начала меняться. После этого легко появлялись церкви в новом стиле. Многие из них отражали текущие архитектурные тренды и только частично обращалось к исходным.


Блок: 1/12 | Кол-во символов: 497
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/14795-pervye-russkie-cerkvi.html

Содержание

Содержание

Памяти высокопреосвященного Макария, Митрополита Московского

Порабощение Руси монголами и отношения ханов монгольских к Русской Церкви или к вере русских и к их духовенству Митрополиты Киевские и всея России Митрополит Кирилл III Митрополит Максим Митрополит св. Пётр Митрополит Феогност Митрополит св. Алексий Двенадцатилетние замешательства на кафедре митрополии после кончины св. Алексия Св. Стефан, епископ Пермский Митрополит Киприан Митрополит Фотий Митрополит Исидор Митрополиты московские и всея России Митрополит св. Иона МитрополиТ Феодосий Митрополит Филипп Митрополит Геронтий Митрополиты Зосима и Симон Митрополит Варлаам Митрополит Даниил Митрополит Иоасаф Митрополит Макарий Списки великих князей и митрополитов  

Памяти высокопреосвященного Макария, Митрополита Московского

Высокопреосвященный Макарий, в бытность которого митрополитом московским (1879–1882) издан мною первый том Истории русской церкви, доставил мне возможность напечатать этот первый том и по поводу его явил себя моим благожелательным покровителем. Искренняя и горячая благодарность ему за то и другое и обязывает меня посвятить его памяти настоящую первую половину второго тома Истории русской церкви.

Е. Голубинский.

Первый том моей Истории русской церкви, состоящий из двух половин, представляющих из себя две отдельные книги, я напечатал в продолжение 1880–1881 годов; первую половину второго тома, который имеет состоять также из двух половин в двух отдельных книгах, выдаю в 1900 году: следовательно, через 19 лет. Промежуток годов такой, что, быв во время печатания первого тома человеком зрелых лет, печатаю второй том седым стариком. Относительно этого чрезвычайного, не по моей доброй воле случившегося, замедления могу только сказать, что оно крайне для меня прискорбно…

Приготовив второй том к печати вслед за первым, но, не видя возможности напечатать его, я поступил с ним так, как и должен был поступить, т. е. положил его в ящик. При этом я, конечно, следил за тем, что́ писалось по русской церковной Истории о времени, которое обнимается этим вторым томом моей Истории. Но не поручусь решительным образом, чтобы не упустил совершенно ничего из вновь написанного. Впрочем, если и упустил что-нибудь, то лишь не имеющее существенной важности, так что, не отрицая возможности некоторого количества упущений1, позволяю себе быть уверенным, что они не таковы, чтобы благодаря им поздно печатаемый второй том моей Истории являлся устаревшим. Другое дело – достоинства и недостатки его, равно как и первого тома, не зависящие от времени, каково это запоздание. Не принадлежа к числу людей, которые смотрят на свои творения так, чтобы отрицать нужду и возможность дальнейших после них работ над тем же, я считаю себя лишь одним из числа многих, имеющих трудиться над обработкой русской церковной Истории. Моё, так сказать, исповедание относительно сего читатель может найти в небольшой речи, которою я предварил мой докторский диспут (бывший 16 Декабря 1880 года) и которая напечатана в приложении ко второй половине первого тома Истории. Я говорю там о себе не с фарисейским или лицемерным смирением, а с полною искренностью.

Преосвященный Филарет разделяет историю русской церкви на пять периодов, именно: период первый, от начала христианства в России до нашествия Монголов (988–1237г.); период второй, от опустошения России Монголами до разделения митрополии (1237–1410г.); период третий, от разделения митрополии до учреждения патриаршества (1410–1588г.); период четвёртый, – период патриаршества (1588–1720г.); период пятый, синодальное управление (1721– ). Преосвященный Макарий разделяет историю русской церкви на три периода, именно: первый – период совершенной зависимости русской церкви от константинопольского патриарха (988–1240); второй – постепенного перехода её от этой зависимости к самостоятельности (1240–1589); третий – период её самостоятельности (1589– ). Я не могу признать удовлетворительным ни того, ни другого разделения. Что касается до преосвященного Филарета, то «разделение митрополии», т. е. отделение в особую от Москвы митрополию киевской или юго-западной Руси не имело для первой ни малейшего внутреннего значения, а лишь внешнее значение сокращения пределов её церковной области2. А что учреждение патриаршества, состоявшее только в переименовании высшего предстоятеля русской церкви из митрополитов в патриархи, не произвело ни малейшей перемены в жизни и быте церкви, это говорит и сам преосвященный Филарет. Разделение преосвященного Макария и неправильно и неудовлетворительно: во-первых, русская церковь перестала быть фактически независимой от константинопольских патриархов не со времени только учреждения у нас собственного патриаршества, а гораздо ранее; во-вторых, преосвященный соединяет в один период самостоятельности несомненно особые одно от другого времена – патриаршеское и синодальное. Наиболее удовлетворительным разделением истории русской церкви на периоды представляется нам разделение, которое, если не ошибаемся, в последнее время принято для гражданской русской истории, именно – топографическое разделение на три периода: киевский, московский и Петербургский. Топографическое разделение истории на периоды может показаться для иных несколько странным. Но значение топографии в истории как одного из её факторов общепризнанно3, и если периоды какой-нибудь церковной или гражданской истории суть такие отделы времени, которые более или менее отличаются от предшествующих и от последующих отделов времени характером жизни данного гражданского или церковного общества: то несомненно, что отдел времени киевский, отдел времени московский и текущий отдел времени петербургский представляют собою именно такие периоды нашей церковной (равно как и гражданской) истории. Топография проявляет своё влияние в истории, когда играет роль одного из делителей последней на периоды, двояким образом – или так, что новая местность обуславливает новую против предшествующей жизнь; или наоборот так, что новая жизнь требует новой местности. У нас было и то и другое: с перенесением центра жизни с юга на север, из Киева во Владимир – Москву, начался новый против предшествующего, обуславливаемый местностью (подразумевается – не исключительно ею одной), период жизни государственной и церковной; начатый Петром Великим новый период той и другой жизни потребовал перенесения центра жизни на новое место, из Москвы в Петербург.

Период московский должен быть разделяем на две половины: от нашествия Монголов до митрополита Макария с его Стоглавым собором, на котором был подведён, так сказать, итог всей предшествующей жизни, и от митрополита Макария до учреждения св. Синода. А первая половина периода в свою очередь может быть разделяема на свои две половины, именно – время нахождения наших митрополитов под властью константинопольского патриарха и время после отложения от этой власти, что́ совпадает с разделением митрополии на две особые митрополии и с переименованием митрополитов всея России, живших в Москве, из киевских и всея России в московских и всея России, а также с образованием у нас новых взглядов на Греков.

Второй том моей Истории русской церкви имеет обнимать первую половину периода московского или время от нашествия Монголов до митрополита Макария включительно. Подобно первому тому он будет состоять из двух половин: первая половина тома будет посвящена хронологическому обозрению истории церкви по правлениям митрополитов или будет представлять ряд биографий этих последних; вторая половина тома будет посвящена обзору церковной жизни по её отделам или видам, каковы – управление, просвещение, богослужение и пр.

О том, что наши летописи и другие наши исторические памятники дают церковному историку слишком малую возможность писать настоящие биографии наших митрополитов, равно как и других наших церковно-исторических деятелей, я нарочито говорю в предисловии к первому тому моей Истории. Достаточно пришлось мне выслушать укоров за мои откровенные речи от некоторого класса людей. Но и теперь я вынуждаюсь только заявить, что не нахожу возможным отказаться ни от одного сказанного прежде слова. Итак, читатель, спрашивая с нас того, что́ мы могли ему дать, и за что мы ответственны, пусть не спрашивает с нас того, чего, несмотря на всё наше желание, мы не могли дать по независящим от нас обстоятельствам; хотим сказать: пусть читатель не винит нас за то, что мы даём ему очерки жизни и деятельности наших митрополитов, которым название – биографии, но которые очень далеки от того, чтобы быть настоящими биографиями4.

* * *

1

Разумеем новые фактические сведения, а не новые взгляды на основании старых фактических сведений (отсутствие речей о новых взглядах на основании старых фактических сведений должно быть понимаемо в том смысле, что, не разделяя взглядов, мы воздерживаемся от полемики против них).

2

При этом преосвященный Филарет неправильно и ведёт разделение от 1410 года, от времени митрополита Фотия, тогда как оно (постоянное на очень долгое время разделение носит несколько кратных недолговременных разделений) началось с 1458 года, с правления св. Ионы.

3

Как, например, относительно нас – Русских не может не быть общепризнанным, что составляющая половину Европы великая равнина, которую мы занимаем, в значительной степени обуславливала собой образование великого русского государства.

4

Не одинаково с историками церковными, но имеют право жаловаться на летописцев и гражданские наши историки. У Карамзина, который со своим авторитетом да заградит меня собой от несправедливых укоров, мы и действительно находим эту жалобу, и при том высказанной не менее сильно, нежели как высказываем её мы; о даваемых им биографиях князей он говорит: «если вместо живых, целых образов (я) представлял единственно тени, в отрывках: то не моя вина: я не мог дополнять Летописи!» (предисловие, изд. Эйнерлинга стр. XI fin. и см. и далее).

для сайта Cackle

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 9936
Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubinskij/istorija-russkoj-tserkvi-tom-2-chast-1/

Первые митрополиты (10–11 вв.)


Резиденция главы Русской церкви до 13 в. находилась в Киеве, затем во Владимире на Клязьме, а с 14 в. в Москве. Самым первым иерархом в сане митрополита, присланным из Константинополя при князе Владимире, был Михаил (988–992). Однако он не обладал реальной епископской властью, поскольку не существовало еще подчиненных ему епископий. Русская церковь была разделена на епархии преемником Михаила, греком Леонтием (992–1008), который и стал первым русским митрополитом. Местом пребывания первых митрополитов был город Переяславль, находившийся неподалеку от Киева. В Киев они переехали при Ярославе Мудром, который выстроил не только кафедральный Софийский собор, но и митрополичий дом при соборе. Вслед за Леонтием киевский престол занимали Иоанн (1015–1037) и Феопемт (1037–1048). После Феопемта в течение трех лет кафедра оставалась свободной из-за возникшего военного конфликта между Ярославом и византийским императором.

В 1051 киевскую кафедру занял первый русский митрополит Иларион (1051–1062). Летопись сообщает, что он был избран по воле «самовластца» Ярослава собором русских епископов, и хотя Иларион испросил себе благословения у Константинопольского патриарха, он стал первым митрополитом, посвященным в сан без участия Константинополя. Немногочисленные сведения об Иларионе, содержащиеся в Повести временных лет, дают представление о нем как о выдающемся деятеле периода политического и культурного подъема Киевской Руси. Монах и пресвитер, «муж благ и книжен», он был главным помощником великого князя Ярослава, стремившегося к независимости от Византии. Его знаменитое произведение Слово о законе и благодати представляет собой апологию русской державы, ставшей после принятия крещения, как утверждает автор, в один ряд с европейскими государствами.

После Илариона киевскую митрополию вновь возглавляли греки: Ефрем (ок. 1055 – ок.1061), Георгий (1062–1072/1073) и Иоанн II (до 1077/1078–1089). Лишь в конце 11 в. на митрополичий престол взошел русский иерарх, бывший епископ Переяславский Ефрем (1089–1097), посвященный в сан в Константинополе. Затем вновь в течение многих лет в списке митрополитов следуют ставленники Константинопольского патриарха: Николай (1097), Никифор (1104–1121), Никита (1122), Михаил (1130 – не ранее 1145). О митрополите Михаиле известно, что он в разгар княжеских смут покинул Русь и возвратился в Константинополь.

Блок: 2/24 | Кол-во символов: 2444
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

Десятинная церковь

Была сделана из дерева и поэтому не сохранилась, разрушена в период нашествия Батыя. Тем не менее, заслуживает внимания, так как относится к первым церквям построенным после крещения страны, название появилось по причине содержания, обеспечиваемого за счет десятины от княжеских доходов.

Блок: 3/12 | Кол-во символов: 306
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/14795-pervye-russkie-cerkvi.html

Климент Смолятич

Получив известие о его смерти, великий князь Изяслав созвал в Киеве собор епископов для избрания митрополита (1147), указав как на преемника Михаила на Климента Смолятича, схимника, книжника и философа, «какого прежде не бывало на Руси». Не все иерархи согласились с выбором князя. Прогречески настроенные епископы выступили против Климента, требуя поставления митрополита в Константинополе патриархом. Однако перевес оказался на стороне великого князя Изяслава и Климента Смолятича. Чтобы подчеркнуть законность посвящения нового митрополита, в церемонии интронизации использовали величайшую реликвию – главу св. Климента, папы Римского. Тем не менее Климента Смолятича так и не признали ни патриарх, ни часть русских епископов. Некоторые князья, соперники Изяслава, также не восприняли Климента как главу Русской церкви. Сам же Климент считал себя независимым от патриарха и даже не поминал его имя на богослужении. Начиная с Климента Смолятича митрополиты оказались в течение длительного периода вовлеченными в междоусобную борьбу князей за Киев. В 1148 киевским престолом завладел князь Юрий Долгорукий. Климент вместе с великим князем удалился во Владимир Волынский. Их изгнание продолжалось недолго: вскоре Изяслав вернул себе Киев. См. также КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ.

Блок: 3/24 | Кол-во символов: 1284
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

Собор Святой Софии в Новгороде («София Новгородская»)

Еще один собор под названием «София» стоит в Новгороде (в северной части России), был построен во времена сына Владимира Великого, князя Ярослава I Мудрого. Две церкви в двух главных центрах Киевской Руси являются символами единства в этом фрагментированном славянском государстве. Святые каменные здания представляют собой мощный образ новой религии, недавно принятой в России.

Блок: 4/12 | Кол-во символов: 431
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/14795-pervye-russkie-cerkvi.html

Константин (1156–1159)


В 1155 киевским князем стал Юрий Долгорукий, а в 1156 на Русь прибыл греческий митрополит Константин (1156). Первым делом Константин низложил всех иерархов, поставленных Климентом, и предал анафеме умершего князя Изяслава. Крутые меры нового митрополита усугубили и без того сложную ситуацию. Когда в 1158 Изяславичи вернули себе престольный город, Константин, проклявший их отца, был вынужден удалиться в Чернигов. Князь Мстислав Изяславич настаивал на возвращении в Киев Климента Смолятича. Ростислав Мстиславич указывал на законно поставленного Константина. После длительных споров братья пришли к решению просить нового митрополита из Царьграда. Смерть Константина в 1159 позволила патриарху пойти навстречу просьбе князей.

Блок: 4/24 | Кол-во символов: 751
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

«Киево-Печерская Лавра»

Киево-Печерская лавра (Киевский пещерный монастырь) является одним из первых монастырей, созданных в Киевской Руси, во времена правления Ярослава I в середине XI века. Предполагается, что самая ранняя восточнославянская хроника, а именно «Повесть временных лет», была написана в этом монастыре монахом по имени Нестор. Все это еще раз подчеркивает важность церкви как культурного учреждения в то время. Позже Нестор был канонизирован Русской Православной Церковью.

Следует отметить и других известных людей, которые относятся к этому пространству. Речь о 12 зодчих, которые возводили церковь для Киевской лавры. Мощи этих людей покоятся теперь на территории самой лавры, а сами зодчие почитаются регулярно 27 февраля.

Эти греческие мастера не известны по именам, но они оставили после себя первую каменную церковь Успения, которая сохранилась на данный период только частично. Теперь части этой церкви включены в более новое здание. Прихожане могут детально рассмотреть работу мастеров.

Блок: 5/12 | Кол-во символов: 1011
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/14795-pervye-russkie-cerkvi.html

Феодор (1161–1163)

В 1160 в Киеве появился митрополит Федор. Через десять месяцев он умер, не успев проявить себя в качестве главы митрополии.

По смерти Феодора князь Ростислав предпринял попытку возвратить в Киев Климента, однако патриарх вновь прислал своего ставленника, не посчитавшись с желанием великого князя. По «ходатайству» самого византийского императора князь принял митрополита Иоанна (1164), но твердо заявил, что смиряется с таким положением вещей в последний раз. Таким образом, смута, начавшаяся поставлением Климента Смолятича, закончилась победой греков. За Иоанном IV последовал Константин II.

Блок: 5/24 | Кол-во символов: 614
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

Плащаница Нерли

Церковь Пресвятой Богородицы, построенная в середине XII века, расположена недалеко от города Владимира, который в то время был главным центром российского государства, даже больше, чем Киев и южные районы. Церковь считается одним из самых красивых памятников русской древней архитектуры. Как говорит один из искусствоведов, «прекрасная гармония церкви подобна восхитительной музыке, поднимающейся на небеса».

Блок: 6/12 | Кол-во символов: 424
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/14795-pervye-russkie-cerkvi.html

Константин II (1167–1169)


По данным сфрагистики (науки, изучающей печати), именно начиная с этого митрополита епископ Киевский получает титул митрополита всея Руси. При Константине Андрей Боголюбский, основавший Владимирское княжество, предпринял первую в истории Русской церкви попытку разделить митрополию. Он обратился к патриарху с просьбой возвести в митрополиты Владимирские своего кандидата Феодора. Однако патриарх посвятил Феодора лишь в епископы, проявив в данном случае историческую прозорливость, так как ход русской истории показал, как важно было сохранение единства церкви в условиях феодальной раздробленности и беспрерывных княжеских усобиц.

Преемниками Константина II стали Никифор II (до 1183 – после 1198), Матфей (1200–1220), Кирилл I (1224) и Иосиф (1236). О Никифоре известно, что он пытался инициировать отвоевание Галича, захваченного венграми. Матфей выступил в качестве посредника в распре черниговских князей со Всеволодом Большое Гнездо. Время пребывания на Руси митрополита Иосифа совпало с началом монголо-татарского нашествия. Этот митрополит пропал без вести во время разорения Киева Батыем.

Блок: 6/24 | Кол-во символов: 1125
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

Успенская церковь во Владимире

С возвышением Владимира и Северной Руси в целом собор Успения Девы Марии во Владимире становится главным храмом в Древней Руси. В 1299 году митрополит Киевский, глава Православной Церкви в Руси, покинул бывшую столицу страны, полностью опустошенную монгольским нашествием, и переехал во Владимир. В соборе проходили коронации великих князей Владимира и Москвы.

Блок: 7/12 | Кол-во символов: 390
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/14795-pervye-russkie-cerkvi.html

Кирилл II (1242–1281)

В 1242 место Иосифа занял русский епископ, митрополит Кирилл II. Инициатива поставления Кирилла принадлежала могущественному князю Даниилу Галицкому. Ввиду того, что Киев лежал в руинах, митрополит Кирилл почти постоянно пребывал на северо-востоке Руси, тесно сотрудничая с князем Александром Невским. Окормляя паству в страшные годы, последовавшие за монголо-татарским нашествием, он постоянно разъезжал по стране, подолгу оставаясь во Владимире на Клязьме. В 1252 он торжественно встретил Александра Невского, возвратившегося из Орды, и посадил его на великое княжение. Как и князь Александр, Кирилл избрал в своей политике путь признания господства монголов для того, чтобы дать Руси возможность постепенного восстановления из разрухи. Ему удалось добиться от монгольских ханов освобождения церкви от выплаты обременительной дани. К заслугам этого архипастыря следует также отнести основание православной епархии в Сарае для тех русских людей, кто был вынужден подолгу проживать в Орде.

Блок: 7/24 | Кол-во символов: 1012
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Является крупнейшим русским монастырем и духовным центром. Основатель монастыря Сергий Радонежский, ставший одним из самых почитаемых русских святых.

Блок: 8/12 | Кол-во символов: 178
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/14795-pervye-russkie-cerkvi.html

Максим (1283–1305)


В 1283 Кирилла сменил грек Максим. В отношении татар он продолжал политику своего предшественника. Местом своего пребывания с 1299 он также избрал Владимир, куда переселился со всем клиром.

Блок: 8/24 | Кол-во символов: 209
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

Спасо-Перображенский Черниговский собор

Был основан в 1030-х годах князем Мстиславом Владимировичем. Собор стал пристанищем для праха некоторых князей, которые упоминались в Повести временных лет. До сих пор действует как храм-музей и является частью наследия ЮНЕСКО.

Церковь Спаса-на-Берестове

Располагается с северной стороны от Киевской лавры, является частью всемирного наследия Юнеско. Эта церковь тоже упоминается в летописях Нестора и известна как пристанище многих князей. Какие-то почили именно там, другие оттуда правили и вели государственные дела.

Блок: 9/12 | Кол-во символов: 558
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/14795-pervye-russkie-cerkvi.html

Петр (1308–1326)

Перенесение митрополичьей кафедры в Северо-Восточную Русь вызвало беспокойство у галицкого князя Юрия Львовича, внука великого Даниила, и побудило его задуматься о создании самостоятельной митрополии. Для выполнения своих замыслов он убедил ратского игумена Петра поехать в Царьград. Прибыв в Константинополь, Петр узнал, что до него сюда же прибыл из Северо-Восточной Руси второй претендент, некий Геронтий, привезший в качестве даров патриарху святительскую ризницу митрополита Максима. Несмотря на богатые дары, патриарх остановил свой выбор на Петре, которому и вручил полученные от Геронтия святительские одежды, пастырский жезл и икону, некогда написанную самим Петром в подарок митрополиту Максиму. В Суздальской земле многие были недовольны таким решением Константинополя. Тверской епископ Андрей даже написал ложный донос на Петра. В 1311 жалобу рассмотрел собор русских епископов и оправдал Петра. В 1313 митрополит Петр совершил поездку в Орду и испросил у хана подтверждения привилегий, дарованных Русской церкви, освобождавших ее от уплаты дани. Вопреки ожиданиям галицкого князя, Петр, много ездивший по епархиям, любил останавливаться в Москве, а с московским князем Иваном Даниловичем их вскоре связала настоящая дружба. Митрополит Петр пророчествовал о том, что Москва возвысится над всеми русскими городами и станет местом пребывания святителей. С благословения Петра Иван Данилович начал строительство Успенского храма в Кремле, в котором святитель завещал себя похоронить, положив, таким образом, начало традиции погребения русских митрополитов в московском Успенском соборе. Вскоре после смерти Петр был канонизирован и стал одним из самых почитаемых русских святых, а мощи его, хранящиеся в Успенском соборе, стали главной святыней московского храма. Известно, что Петр еще при жизни избрал себе преемника – архимандрита Феодора, но, по всей видимости, патриарх отказал последнему в сане.

Блок: 9/24 | Кол-во символов: 1928
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

Кафедральный храм «Успение» в Московском Кремле

Успенский собор в Московском Кремле был построен известным итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти в конце пятнадцатого века после того, как Россия победила монголов. Собор является главной русской церковью до революции в 1917 году. С середины шестнадцатого века она стала свидетелем коронации всех русских монархов.

Блок: 10/12 | Кол-во символов: 371
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/14795-pervye-russkie-cerkvi.html

Феогност (1328–1353)


В 1338 из Царьграда на Русь прислали нового митрополита – Феогноста. Он сначала посетил Киев, где пока официально находилась первосвятительская кафедра, потом Владимир и затем прибыл в Москву. Именно Феогност окончательно перенес митрополичью кафедру в столицу Московского княжества. Во время святительства Феогноста на юго-западе Руси образовалось Великое княжество Литовское, вступившее в борьбу за лидерство с московским князем. Избрав политику поддержки Москвы, Феогност всячески содействовал тому, чтобы во всех епархиях русской митрополии сохранить единство веры и древний церковный порядок. В 1330–1340-е годы в Византии происходила смута, вызванная богословскими спорами о природе фаворского света. Епископ Галицкий не преминул воспользоваться подобной ситуацией и сумел добиться основания митрополии в Галиче с подчинением ей всех епархий Волыни. В 1347, когда на патриаршую кафедру Константинополя взошел новый патриарх, он по просьбе Феогноста и князя Симеона снова подчинил Волынь митрополиту Киевскому и всея Руси. В 1352 в Константинополь с богатыми дарами прибыл некий Феодорит. Утверждая, что Феогност умер, он потребовал возведения в сан. Патриарх учинил следствие, после чего изгнал Феодорита. Несмотря на это, самозванец сумел получить митрополичий сан из рук патриарха Тырновского и поселился в Киеве. Феогност и князь Симеон обратились к патриарху с просьбой во избежание повторения подобной ситуации после смерти Феогноста поставить на русскую митрополию епископа владимирского Алексия, выделявшегося среди русского духовенства как знатностью, так и незаурядными способностями государственного деятеля. В 1353 во время эпидемии чумы Феогност умер.

Блок: 10/24 | Кол-во символов: 1691
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

Современный храм «Христа Спасителя» в Москве

Храм Христа Спасителя — самое высокое православное здание на планете. Нынешняя церковь была построена всего два десятилетия назад. Первоначальный собор, возведенный в 19 веке, был снесен в начале 1930-х годов во время реконструкции Москвы Сталиным. После распада СССР президент Борис Ельцин решил восстановить церковь, несмотря на недостаточный государственный бюджет.

Блок: 11/12 | Кол-во символов: 413
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/14795-pervye-russkie-cerkvi.html

Алексий (1354–1378)

В том же году Москва получила грамоту, призывавшую Алексия в Константинополь. В 1354 он был посвящен в митрополиты. Уступив просьбе московского князя, патриарх тем не менее подчеркнул, что избрание русского епископа является исключением из правила. Узнав о поставлении Алексия, вновь активизировалось Великое княжество Литовское. Князь Ольгерд прислал патриарху богатые дары и своего кандидата в митрополиты Киевские – епископа Романа, через которого намеревался распространить свое влияние на русские земли. Патриарх благосклонно отнесся к просьбе литовского князя. Литва получила своего митрополита, однако, поскольку пределы митрополий не были разграничены, создалась ситуация постоянного соперничества между Алексием и Романом, которые поневоле вмешивались в дела друг друга. Церковная усобица прекратилась только со смертью Романа в 1362. Напряженные отношения с Литвой привели к русско-литовской войне во второй половине 1360-х годов. Константинополь опасался, что она может окончательно расколоть общерусскую церковь. Патриарх Филофей решительно стал на сторону Москвы, видя в ней силу, при помощи которой он намеревался помешать крушению православия в русских землях. В 1370 он подтвердил постановление, что литовская земля не отделяется от власти митрополита Киевского Алексия. Однако многочисленные жалобы Ольгерда на Алексия, будто пастырь не уделяет должного внимания Литве, которые литовский князь не уставал присылать в Константинополь, привели к тому, что патриарх принял решение о разделе русской митрополии.

В 1375 он поставил митрополитом Киевским и Литовским Киприана, который пользовался его неограниченным доверием. После смерти Алексия Киприан должен был возглавить всю Русскую церковь в качестве митрополита Киевского и Русского. Подобное решение в Москве вызвало недовольство. Сам митрополит Алексий видел своим преемником Сергия Радонежского, однако тот решительно отказался от принятия сана. Тогда великий князь Дмитрий Иванович вопреки воле Алексия наметил на митрополию своего духовника Михаила-Митяя. В 1378 Алексий умер. Этот пастырь, в течение четверти века возглавлявший Русскую церковь, сумел поставить авторитет духовной власти на небывалую прежде высоту. Он оказывал большое влияние на политику князя Дмитрия Ивановича, а в годы его малолетства фактически стоял во главе государства.

Блок: 11/24 | Кол-во символов: 2339
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

Резюме

Безусловно, в России намного больше интереснейших и красивых храмов. Многие из них восстанавливались, другие практически полностью сохранились.

Условно хронологически они делятся на храмы:

•домонгольского периода – в основном рассматривались выше, характеризуются крестово-купольной архитектурой и склонностью к византийской традиции;

•монгольского периода – по понятным причинам делалось не так много храмов, но есть великолепные примеры;

•после петровского периода – храмы стали делать во многом, опираясь на европейские традиции.

Для того чтобы изучить эти красоты есть масса возможностей. К примеру, путешествие по Золотому кольцу или паломнические туры.

Блок: 12/12 | Кол-во символов: 676
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/14795-pervye-russkie-cerkvi.html

Митяй


После смерти Алексия Митяй стал править митрополией без посвящения. Киприана, приехавшего, чтобы вступить в свои полномочия, в Москву не пустили. Митяя же князь направил в Константинополь для получения посвящения. В дороге он неожиданно умер.

Пимен, один из сопровождавших его архимандритов, воспользовался документами с княжеской печатью и получил от патриарха митрополичий сан. Поначалу московский князь был возмущен подобным поступком и не принял Пимена. Однако, не найдя взаимопонимания с Киприаном, призвал Пимена в Москву на митрополию. Одновременно Дмитрий Иванович вновь снарядил посольство в Константинополь, желая видеть на митрополичьем столе своего ставленника Дионисия.

Этому претенденту также не повезло. Возвращаясь из Константинополя, Дионисий был пленен киевским князем Владимиром Ольгердовичем и умер в заточении.

Блок: 12/24 | Кол-во символов: 838
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

Киприан (1389–1406)

В 1389 скончался великий князь Московский. Умер и Пимен. Только после этого осуществился план константинопольского патриарха: Киприан стал митрополитом Киевским и Русским, объединив в своих руках всю митрополию, и стоял у ее кормила до 1406. Несмотря на частые распри с великим князем, Киприан всегда держал сторону Москвы и всячески способствовал объединению страны под ее властью. В 1390-х годах он добился упразднения Галицкой митрополии. С именем Киприана связано также проведение церковной реформы – введение Иерусалимского устава, принятого на Афоне. По инициативе Киприана в Москву была принесена чудотворная икона Богоматери Владимирской и установлено празднование в связи со спасением Москвы от нашествия Тамерлана. Перу Киприана, который был незаурядным литератором, принадлежит Служба и одна из редакций жития святого митрополита Петра.

Блок: 13/24 | Кол-во символов: 868
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

Фотий (1408–1431)

Когда Киприан умер, ему на смену из Константинополя приехал просвещенный грек Фотий. Литовский князь Витовт попытался оказать давление на Фотия и заставить его остаться в Киеве. Фотий пробыл в Киеве около полугода, а затем (1410) переселился в Москву. В ответ собор литовских епископов в 1416 самовольно избрал митрополитом Григория Цамблака, который, несмотря на протесты Фотия и самого Константинополя, правил киевской митрополией до 1419. После смерти Григория Витовт вновь признал юрисдикцию Фотия. Митрополит Фотий занимал одно из ведущих мест в правительстве при малолетнем князе Василии II. Ему удалось удержать дядю Василия II, князя Звенигородского Юрия, от вооруженной борьбы за великокняжеский престол.

Блок: 14/24 | Кол-во символов: 732
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

Иона (1448–1461)

Сразу после кончины митрополита, вероятно, состоялось наречение на митрополию епископа Рязанского Ионы, который когда-то был самим Фотием поставлен на епископию. Однако возможность отправить посольство Ионы в Константинополь для его поставления образовалась лишь в 1435. К тому времени сан митрополита Русского уже получил некий Исидор, ставленник императора Иоанна Палеолога и патриарха Иосифа, сторонников заключения унии с Католической церковью. Ионе же пришлось довольствоваться патриаршим благословением на митрополию в случае смерти Исидора. В 1439 Исидор присутствовал на знаменитом Флорентийском соборе, а затем приехал на Русь с целью ввести здесь унию. Экстренно созванный князем собор русских епископов не признал унию и осудил Исидора. Он был заключен под стражу, но в 1441 ему дали возможность бежать из русских пределов. Великий князь принял решение не отправлять посольство Ионы в Константинополь, где императорский трон занимал подписавший унию Иоанн VIII, а патриарший престол – униат Григорий Мамма. Как только в Москве стало известно о кончине императора, великий князь Василий посчитал необходимым возложить на себя выполнение функции православного императора по защите православия и созвал Архиерейский собор, на котором Иона был возведен в сан митрополита. Митрополиту Ионе было суждено стать последним митрополитом всея Руси.

Блок: 15/24 | Кол-во символов: 1366
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

Киевская и Московская митрополии

В 1458 в Риме патриарх-униат посвятил в митрополиты Русские Григория, ученика Исидора. Притязания Григория распространялись на Юго-Западную Русь. В Москве вынуждены были констатировать разделение митрополии. В 1460 Григорий прислал в Москву посольство и потребовал смещения митрополита Ионы. Последовавший отказ, выраженный в самой категоричной форме, подтвердил разделение митрополии на Киевскую и Московскую.

Блок: 16/24 | Кол-во символов: 444
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

Феодосий (1461–1464)

Незадолго до кончины Иона избрал своим преемником Феодосия и, обговорив свое решение с великим князем, написал на имя Феодосия благословенную грамоту, обнародованную после его смерти.

Блок: 17/24 | Кол-во символов: 205
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

Филипп I (1464–1473)

Таким же образом поступил Феодосий в отношении своего преемника – Филиппа I. С этого времени можно говорить об автокефалии Русской церкви.

Блок: 18/24 | Кол-во символов: 160
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

Геронтий (1473–1489)

Митрополит Геронтий был поставлен без благословения предшественника, скоропостижно скончавшегося, одной лишь волей великого князя. После этого роль великого князя в избрании претендентов на митрополичий престол значительно возросла. Святительство Геронтия было отмечено конфликтом с княжеской властью, которая посчитала себя более компетентной, чем митрополит, в одном из богослужебных вопросов: Иван III обвинил Геронтия в том, что он на освящении Успенского собора шел крестным ходом не «посолонь», а против солнца. Митрополит довольно долго пытался убедить князя в том, что хождение «посолонь» – латинский обычай. Не достигнув успеха, Геронтий покинул кафедру. Великий князь был вынужден идти к митрополиту с челобитьем и обещать «в всякых речех… слушати» первосвятителя. В 1484 Иван III предпринял попытку свести с кафедры «слишком самостоятельного» Геронтия. Однако и в этом случае митрополит сохранил за собой престол.

После смерти Геронтия в Москве митрополита не было почти полтора года. Митрополит Зосима занял кафедру в 1490, а в 1494 был сведен с кафедры. Зосиму сменил Симон (1495–1511). На время пастырства Зосимы и Симона приходятся церковные соборы на еретиков, повлекшие за собой серию казней инакомыслящих. Митрополит Симон оставил преемником Варлаама, но эта кандидатура не устроила великого князя Василия III. Он заточил Варлаама в монастырь и сам избрал митрополита. Им стал Даниил, управлявший митрополией до 1539.

Блок: 19/24 | Кол-во символов: 1459
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

Даниил (1522–1539)

Святитель Даниил чувствовал зависимость от власти великого князя и потому поддерживал его во всех политических мероприятиях. В 1523 он помог заманить в Москву соперника Василия Иоанновича Василия Шемячича. Печально известна и роль Даниила в разводе Василия III с Соломонией Сабуровой. Именно Даниил инициировал созыв соборов, осудивших Максима Грека и Вассиана Патрикеева. После смерти Иосифа Волоцкого Даниил стал ревностным защитником права монастырей владеть вотчинами. Современники писали о нем, что он управлял церковью круто, был «немилосерд», жесток и сребролюбив. Перу Даниила принадлежат значительные литературные произведения. Известно, что он принимал самое непосредственное участие в составлении Никоновской летописи. Во время малолетства Ивана IV Даниил поддерживал партию бояр Бельских. Одержавшие верх Шуйские отправили его в 1539 в ссылку в Волоколамский монастырь.

Блок: 20/24 | Кол-во символов: 901
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

Иоасаф (1539–1542)

За приверженность Бельским пострадал и следующий митрополит – Иоасаф, который был возведен в сан в 1539. В 1542 Шуйские произвели государственный переворот. Иоасаф пытался противодействовать им. Спасаясь от мятежников, которые чинили владыке «всякое бесчестие и срамоту великую», Иоасаф бежал на подворье Троице-Сергиевой лавры. Опасаясь его влияния на отрока Иоанна, бояре сослали епископа на Белоозеро, после чего провели избрание нового митрополита.

Блок: 21/24 | Кол-во символов: 472
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

Макарий (1542–1563)

В 1542 новым митрополитом стал бывший новгородский архиепископ Макарий. Этот осторожный и умный политик возглавлял кафедру в течение двадцати двух лет. При Иване IV он занял положение первого царского советника и участвовал в решении важнейших государственных проблем. В 1547 венчал на царство Ивана IV и впоследствии много сделал для утверждения теократического характера власти государя. По инициативе Макария было созвано несколько церковных соборов, на которых решались вопросы канонизации русских святых. Нововведением Макария стало обсуждение на церковных соборах вопросов земского устроения, что позволило церкви оказывать влияние на решения светской власти. Много сделал Макарий и для развития книгописания, литературы и искусства. Под его руководством составлялась Степенная книга царского родословия и Великие Четьи Минеи. Умер Макарий в 1563.Его место занял ученик митрополита – Афанасий. Не обладая политическим даром Макария, Афанасий оставался на кафедре только год и добровольно покинул ее, не чувствуя в себе сил противостоять опричнине. См. МАКАРИЙ, СВ.

Блок: 22/24 | Кол-во символов: 1092
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

Филипп II (1566–1568)

Отпустив Афанасия, Иван IV просил занять кафедру игумена Соловецкого монастыря Филиппа (Колычева), видя в нем кандидатуру, приемлемую как для земщины, так и для опричнины. Однако Филипп обладал суровым и непреклонным характером. Он четко выразил свое непримиримое отношение к опричнине. Противостояние митрополита и царя закончилось публичным низложением Филиппа, процедура которого была продумана самим Иваном Грозным. Опричный боярин ворвался в собор и, прервав богослужение, прочел царский указ о низложении Филиппа. Малюта Скуратов сорвал с него святительскую мантию. Митрополита бросили в сани и увезли из Кремля. По указу царя митрополит Филипп был задушен Малютой Скуратовым в тверском Отрочем монастыре (1569). Филипп стал последним митрополитом, который открыто противостоял светской власти, обличая творимые царем неправды (канонизирован в 1652). После него следует ряд фигур, которые выступали лишь в роли безмолвных свидетелей происходящего (Кирилл, 1568–1572; Антоний, 1572–1581).

Блок: 23/24 | Кол-во символов: 1016
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

Дионисий (1581–1586)

При царе Федоре Иоанновиче митрополитом стал Дионисий. Этот иерарх пытался оказывать влияние на царя и упрекал его в излишней доверчивости по отношению к Борису Годунову. Закономерно, что он не понравился могущественному родственнику царя. Годунов свел его с престола и поставил в 1587 послушного ему Иова.

Через два года (1589) Борис Годунов сделал Иова патриархом, добившись от Константинополя учреждения патриаршества в России. См. ПАТРИАРХИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

Блок: 24/24 | Кол-во символов: 495
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html

Кол-во блоков: 36 | Общее кол-во символов: 39196
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubinskij/istorija-russkoj-tserkvi-tom-2-chast-1/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 9936 (25%)
  2. https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/14795-pervye-russkie-cerkvi.html: использовано 12 блоков из 12, кол-во символов 5815 (15%)
  3. https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html: использовано 23 блоков из 24, кол-во символов 23445 (60%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий