Первыми русскими святыми стали князья Борис и Глеб. Они были канонизированы 1072 году, менее чем через 100 лет после принятия христианства. Первые русские святые стали небесными покровителями русской земли, о чем напоминает несколько монастырей, город Борисоглебск, деревня Борис-Глеб и несколько сел с названием Борисоглеб.
Источник: https://obrazovaka.ru/istoriya/pervye-russkie-svyatye.html
Содержание
Почитание святых
Почитание святых, как правило, идет из низов общества. Этот процесс наблюдается и в первые века развития римско-византийского христианства и в начале развития русской православной церкви. Суть заключается в обретении фигуры святых как великих заступников, помогающим тем слоям общества, которым более никто помочь не может.
К примеру, почитание часто распространялось из среды бедняков, заключенных и других несчастных. Многие истории нередко говорят о банальной материальной помощи, как история Николая Чудотворца, или исцелении от недугов благодаря какому-то святому. Власти в свою очередь (в том числе и церковные) просто перенимают такую традицию, стандартизируют и, так сказать, ставят на поток.
Кстати, именно поэтому на протяжении довольно длительного времени в русской церкви в разных регионах почитались разные святые. Где-то епархия принимала одних подвижников, где-то других и использовала эти образы для паствы. Собственно, даже сейчас есть святые особо почитаемые в отдельных областях страны.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/14686-pervye-svjatye-russkoj-cerkvi.html
Содержание
Об авторе
Период домонгольский (до 1237 г.) Лекция 1. Предание о св. Апостоле Андрее Первозванном. Христианство в Северном Причерноморье, Крыму и на Кавказе в I-Х в. Cлавяно-варяжские набеги на Византию. «Фотиево крещение» Руси. Образование епархии «Россия». Христианство на Руси при Олеге Вещем и Игоре Рюриковиче. Крещение св. княгини Ольги. Положение христиан при Святославе Игоревиче и его преемниках. Лекция 2. Языческий период деятельности князя Владимира. Попытка реформы язычества. Выбор веры князем Владимиром. Поход на Херсонес. Крещение князя. Крещение Руси при св. Владимире. Кто был митрополитом Руси при св. Владимире? Гипотеза Приселкова и Карташева о пребывании Русской Церкви в Болгарской юрисдикции при св. Владимире. Лекция 3. Учреждение епархий в Русской Церкви. Дальнейшее распространение христианства и проповедь на окраинах Руси. Подвиг свв. князей Бориса и Глеба. Начало княжения Ярослава Мудрого. Митрополит Иоанн I. Расцвет православной культуры на Руси при Ярославе Мудром. Митрополит Иларион. Лекция 4. Роль Киевских митрополитов в церковной и общественно-политической жизни Руси в XI–XII вв. Климент Смолятич. Попытка достижения независимости от Константинопольского Патриархата при князе Изяславе Мстиславиче. Отношение русских архиереев к этому вопросу. Церковная политика св. кн. Андрея Боголюбского. Епархии и епископы Русской Церкви в домонгольский период. Органы епархиального управления. Приходское духовенство. Начало русского монашества. Киево-Печерский монастырь и его преподобные. Другие обители домонгольского времени. Лекция 5. Борьба с ересями и полемика с инославными. Духовная литература домонгольского периода. Писатели Киевской Руси. Уставы св. Владимира и Ярослава, другие памятники канонического характера. Новые церковные праздники. Первые святые Русской Церкви. Почитание мощей. Церковное пение, гимнография. Особенности богослужения в домонгольский период. Студийский Устав. Период от татаро-монгольского нашествия до разделения митрополии 1237–1458 гг. Лекция 6. Духовно-нравственные причины кризиса Киевской Руси. Завоевание русских княжеств монголо-татарами. Монгольские завоевания в Азии и Европе. Битва на Калке. Нашествие Батыя на Русь. Мученики времени Батыева разорения. Образование Золотой Орды и зависимость от нее русских княжеств. Отношение монголов к Русской Православной Церкви, причины их веротерпимости. Лекция 7. Общая характеристика периода зависимости Руси от Золотой Орды. Князья-мученики периода монголо-татарского ига. Случаи обращения монголо-татар в Православие. Возрастание значения Русской Церкви в жизни народа Руси в годы монголо-татарской зависимости. Митрополит Кирилл, его церковная и общественная деятельность. Владимирский Собор 1274 г. Св. митрополит Максим, его деятельность. Перенесение митрополичьей резиденции из Киева во Владимир и последствия этого шага. Учреждение Галицкой митрополии. Лекция 8. Св. митрополит Петр. Его церковная и общественная деятельность. Переезд митрополита в Москву. Поддержка Русской Церковью объединительной линии Московских князей. Возвышение великого княжества Литовского и подчинение Западной Руси власти Литовских государей. Учреждение Литовской митрополии. Св. митрополит Феогност. Его деятельность по сохранению единства Русской Церкви. Причины роста церковного землевладения на Руси в период монгольского ига. Новые попытки разделения Киевской митрополии и возобновления митрополии Галицкой. Лекция 9. Начало духовного подъема на Руси во II половине XIV в. Св. митрополит Алексий, его церковная и государственная деятельность. Выдающаяся роль св. Алексия в деле объединения Руси вокруг Москвы. Новые попытки Ольгерда Литовского и Казимира III Польского изъять своих православных подданных из юрисдикции митрополитов всея Руси. Митрополиты Литовско-Русские Роман и Киприан. Митрополит Галицкий Антоний. Лекция 10. Вопрос о преемстве на митрополичьей кафедре после смерти св. Алексия. Нареченный митрополит Михаил-Митяй. Митрополиты Пимен, св. Дионисий и св. Киприан. Русская Церковь при св. Киприане. Ересь стригольников в Новгороде и Пскове. Положение православных в Литовской Руси и Польской Галиции при Витовте и Ягайле. Деятельность митрополита Киприана по упорядочению церковной жизни на Руси. Лекция 11. Русская Церковь при св. митрополите Фотии. Конфликт Фотия и Витовта Литовского. Митрополит Литовской Руси Григорий Цамвлак. Великий князь Литовский Свидригайло и митрополит Герасим. Поставление Исидора на митрополию всея Руси. Ферраро-Флорентийский собор и участие в нем митрополита Исидора. Отступничество греков и заключение Флорентийской унии. Св. Марк Эфесский. Возвращение Исидора на Русь и реакция Москвы на Флорентийскую унию. Осуждение унии и низложение Исидора. Значение Московского Собора 1441 г. для судеб Православия. Период от разделения митрополии до конца царствования Ивана Грозного (1458–1584 гг.) Лекция 12. Осмысление русскими последствий Флорентийской унии и отступничества греков. Поставление св. Ионы на митрополию всея Руси – начало автокефалии Русской Церкви. Русская Церковь при св. митрополите Ионе. Поставление Григория Болгарина униатским митрополитом Западной Руси и разделение Русской Церкви на две митрополии – Киево-Литовскую и Московскую. Попытки совращения западных русинов в католичество. Лекция 13. Устроение Русской Церкви в монгольский период. Русские митрополиты, их значение в жизни Церкви и государства. Митрополичья власть и епархиальные архиереи. Особенности положения Новгородского архиепископа. Епархии Русской Церкви. Приходское духовенство. Возрождение русского монашества в XIV столетии. Лекция 14. Преп. Сергий Радонежский и его ученики. Новые обители Северо-Восточной Руси. Другие русские преподобные II половины XIV–I половины XVI вв. и основанные ими монастыри. Монастырская колонизация Русского севера. Монастырское землевладение. Значение монастырей для русской культуры. Иконописание в XIV–XV вв. Феофан Грек, преп. Андрей Рублев и Даниил Черный. Лекция 15. Появление ереси «жидовствующих» в Новгороде. Деятельность Схарии и его соратников, совращение ряда видных представителей новгородского духовенства. Протопопы-еретики Денис и Алексей. Распространение ереси в Москве. Дьяк Феодор Курицын, архимандрит Зосима Симоновский, великая княгиня Елена Волошанка и др. адепты «жидовства». Обнаружение ереси в Новгороде. Розыск по делу о еретиках, предпринятый св. Геннадием, архиепископом Новгородским. Причины невнимания московских властей к делу «жидовствующих». Борьба св. Геннадия Новгородского с ересью. Лекция 16. Появление ереси «жидовствующих» в Новгороде. Деятельность Схарии и его соратников, совращение ряда видных представителей новгородского духовенства. Протопопы-еретики Денис и Алексей. Распространение ереси в Москве. Дьяк Феодор Курицын, архимандрит Зосима Симоновский, великая княгиня Елена Волошанка и др. адепты «жидовства». Обнаружение ереси в Новгороде. Розыск по делу о еретиках, предпринятый св. Геннадием, архиепископом Новгородским. Причины невнимания московских властей к делу «жидовствующих». Борьба св. Геннадия Новгородского с ересью. Лекция 17. Митрополит-еретик Зосима (Брадатый). Собор 1490 г. Первое осуждение и наказание «жидовствующих». Эсхатологические настроения и проблема пасхалии. Низложение Зосимы. Митрополит Симон. Деятельность преп. Иосифа Волоцкого. Книга «Просветитель». Собор 1504 г., окончательное осуждение и казни еретиков. Геннадиевская Библия. Собор 1503 г. и его решения. Споры о монастырском землевладении между сторонниками преп. Нила Сорского и преп. Иосифа В Лекция 18. Дело архиепископа Серапиона Новгородского. Поставление митрополита Варлаама на Московскую кафедру. Русская Церковь в период правления митрополита Варлаама, его нестяжательские воззрения. Чудесное избавление Москвы от полчищ Мехмед-Гирея в 1521 г. Дело Василия Шемячича. Конфликт между митрополитом и великим князем. Низложение и ссылка Варлаама. Проповедь Исаака Жидовина. Поставление митрополита Даниила. Заточение Шемячича с помощью Даниила. Насильственное пострижение великой княгини Соломонии Сабуровой и повторная женитьба Василия III на Елене Глинской. Церковная деятельность Даниила. Гонения на нестяжателей. Положение митрополита Даниила после кончины Василия III, в период правления Елены Глинской. Участие Даниила в распрях между Шуйскими и Бельским. Низложение и ссылка Даниила. Лекция 19. Появление и оформление идеи «Москва – третий Рим». Ее духовный смысл и значение в государственном строительстве Российской державы. Осмысление преемственности Московской Руси от Империи Ромеев в конце XV– начале XVI вв. Идея преемства в «Извещении о Пасхалии…» митрополита Зосимы. Старец Филофей Спасо-Елеазаровский и его послания Василию III и Мисюрю Мунехину. Развитие идеи «Москва – Третий Рим» в творениях старца Филофея и ее пророческий смысл. Дальнейшее развитие идеи Третьего Рима в памятниках русской духовной литературы: «Повесть о белом клобуке», «Сказание о великих князьях Владимирских» и др. Влияние идеи «Москва – Третий Рим» на духовную и общественно-политическую жизнь России в XVI–XVII вв. Лекция 20. Преподобный Максим Грек, его происхождение, образование, деятельность в Италии и на Афоне. Переводческие труды преп. Максима на Руси. Взаимоотношения с митрополитом Варлаамом. Конфликт Максима Грека с митрополитом Даниилом. Суды над преп. Максимом в 1525 и 1531 гг. и его последующее заточение. Взаимоотношения преп. Максима и Вассиана Патрикеева. Литературные труды Максима Грека. Преп. Максим в период правления св. митрополита Макария. Митрополит Московский и всея Руси Иоасаф (Скрипицын). Продолжение боярской смуты. Низложение Иоасафа. Лекция 21. Митрополит Московский и всея Руси св. Макарий, его происхождение и начало церковной деятельности. Св. Макарий в бытность его Новгородским архиепископом. Поставление св. Макария на митрополию и его взаимоотношения с Шуйскими. Первые годы княжения Иоанна IV, влияние боярской смуты на его характер. Роль св. Макария в воспитании государя. Начало самостоятельного правления Иоанна IV, его венчание на царство. Начало преобразований в церковной жизни и государственно-политической системе. Протопоп Сильвестр и «Избранная Рада». Канонизационные Соборы 1547 и 1549 гг. Земский Собор 1550 г. Стоглавый Собор 1551 г. и его значение для церковной и государственной жизни. Окончание работы св. Макария над «Четьими-Минеями». Лекция 22. «Собор на еретиков» 1553–1554 гг. Обнаружение новой ереси. Дело Матвея Башкина. Осуждение старца Артемия, архимандрита Феодорита и проч. Феодосий Косой и его еретические убеждения. Дело дьяка Висковатого. Взятие Казани Иоанном Грозным. Собор 1555 г., образование Казанской архиепископии. Св. Гурий и Герман Казанские и св. Варсонофий Тверской, их миссионерские труды. Покорение Астрахани и ее христианизация. Русская духовная литература середины XVI в., Ермолай-Еразм, Зиновий Отенский, протопоп Сильвестр и др. Начало книгопечатания в Московском государстве. Диакон Иоанн Федоров и его ученики. Лекция 23. Причины перемен в характере царя Иоанна Грозного, обусловившие переход к тираническому правлению и массовому террору. Начало Опричнины. Русская Церковь во время опричного террора. Митрополит Афанасий. Попытка поставления св. Германа Казанского на митрополию. Подвиг святителя Филиппа (Колычева). Митрополит Кирилл III. Поход Иоанна Грозного на Новгород. Митрополит Антоний и Соборы 1573 и 1580 гг. по вопросу о церковном землевладении. Митрополит Дионисий. Кончина Иоанна Грозного и воцарение Феодора Иоанновича. Московские Патриархи Установление Патриаршества в Русской Церкви. Святой Патриарх Иов Святой Иов и Русская Церковь в период его Патриаршества Священномученик Ермоген и Русская Церковь в период его Патриаршества Русская Церковь после смуты, в период «Межпатриаршества» (1612–1619 гг.) Русская Церковь в Патриаршество Филарета (Романова) Патриарх Иоасаф I и Русская Церковь в период его Патриаршества Русская Церковь при Патриархе Иосифе. Часть I Русская Церковь при Патриархе Иосифе. Часть II Русская Церковь в период патриаршества Никона. Часть I Русская Церковь в период патриаршества Никона. Часть II Патриарх Никон. К 400-летию со дня рождения. Жизненный путь и Патриаршее служение Патриарх Никон. К 400-летию со дня рождения. Богослужебная реформа Русская Церковь в период Патриаршества Иоасафа II Из истории Западно-Русской Церкви Православие в Западной Руси после заключения Брестской унии Из истории утверждения унии на Западной Руси
Об авторе
Владислав Игоревич Петрушко родился 29 июля 1966. Церковный историк и журналист.
В 1995 г. окончил Богословско-пастырский факультет Православного Свято-Тихоновского богословского института (ПСТБИ). С 1995 г. – преподаватель ПСТБИ (ныне – Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет; ПСТГУ). В настоящее время – профессор кафедры Истории Русской Церкви ПСТГУ. С февраля 2002 г. по октябрь 2015 г. – шеф-редактор Интернет-портала «Седмица. Ru» при Церковно-научном центре «Православная Энциклопедия».
В 1997 году в ПСТБИ защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата богословия.
В 2006 году Российской академии государственной службы при Президенте РФ защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
В 2006 году в ПСТГУ защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора церковной истории. Автор нескольких монографий и нескольких десятков научных статей, участник многих российских и международных научных конференций.
Женат, имеет двоих детей.
Участник телеигр «Что? Где? Когда?». Обладатель «Хрустальной совы» и титула «бессмертный» (сезон 1989 г.).
Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/kurs-lektsij-po-istorii-russkoj-tserkvi/
Как становятся святыми
Стать святым на самом деле не трудно, для этого требуется, по сути, решение церкви. Таким образом, становится понятным – во многом звание святого является номинальным и может как-то отличаться от подлинных духовных достижений и церковь тоже принимает этот факт. В православной традиции есть такие люди, которые почитаются, но не известны особенно пастве и формально не считаются святыми, но они, согласно доктрине церкви, занимают положение на Небесах равно положению святых, в общем, там довольно трудная концепция, куда следует отдельно углубляться.
Так или иначе, для принятия решения о канонизации церковь имеет специальную комиссию. Решения могут быть приняты разными органами. Например, ранее на заре русской православной церкви канонизировать могли в отдельной епархии, но решающим всегда было слово киевской митрополии, далее более высокое значение приобрел московский митрополит, потом священный Синод, сейчас снова решения принимаются в столичной митрополии.
Если говорить о первых святых, то они могли быть и локальными, даже почитаться только в каком-то одном монастыре или небольшом городе, но могли быть и общеизвестными. Характерным примером тут являются первые православные князья и мученики. Нередко канонизировались и отшельники и духовные подвижники, но многие из них по понятным причинам были меньше известны простому народу и больше оставались в рамках закрытой церковной культуры.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/14686-pervye-svjatye-russkoj-cerkvi.html
Это интересно: 1152,Нарастание кризисных явлений в советском обществе в середине 1960-х – начале 1980
Трагическая судьба Бориса и Глеба
В 1015 году князь Владимир Святославич был болен и вызвал к себе из Ростова князя Бориса. Он поручил ему поход на печенегов. Борис не обнаружил противника, поэтому пошел обратно в Киев. По пути он остановился на реке Альте, которая находится на юго-востоке современно Киевской области. Во время похода скончался князь Владимир и престол занял сводный брат Бориса – князь Святополк. Он решил избавиться от брата, считая его конкурентом на трон в Киеве. К Борису были посланы убийцы, они пронзили его копьями и ударили мечом в сердце. Следующим погиб князь Глеб. Святополк вызвал его в Киев. В пути Глеб сделал остановку около Смоленска, где его и нашли убийцы.
Изначально Бориса похоронили в Вышгороде, а Глеба под Смоленском. Спустя 4 года после усобицы между Святополком и Ярославом, в 1019 году, его тело перенесли в Вышгород.
Они являются святыми не только для русской православной церкви, но и для католической. В ее списках святых они известны как Роман Русский и Давид Польский. Дата их канонизации на Руси до сих пор спорная, между 1020 и 1115.
Рис. 3. Борис и Глеб святые.
Источник: https://obrazovaka.ru/istoriya/pervye-russkie-svyatye.html
Самые известные первые святые
Теперь, пожалуй, настал черед рассказать про самих первых святых и наиболее ярких подробностях биографий этих людей.
•Борис и Глеб. Одни из первых русских православных святых, которые в дальнейшем стали незримыми защитниками русского воинства и приходили на помощь многим последующим князьям. К примеру, они упоминаются в житии Александра Невского. Вывод о святости этих князей был сделан после вскрытия мощей, источавших благовония и остались без признаков разложения.
•Феодосий Печерский. Он действовал на заре развития Киево-Печерской лавры и стал довольно значимым святым для православного мира 11-12 веков. Был учеником Антония, основавшего лавру, но основную часть времени он провел в затворе, поэтому был не известен пастве. Феодосий в свою очередь вел в том числе и публичную деятельность и проповедовал, поэтому и стал почитаемым святым практически сразу.
•Авраам Смоленский. Проживал в Смоленске в 12 веке, родился в довольно богатой семье, с детства был набожным, много посещал церковь, прославился как искушенный проповедник. Помимо этого известен прижизненными чудесами, написал пару икон, более всего интересовался темой Страшного суда Божия.
•Стефан Пермский. Не многие знают этого святого, а он вполне достоин почитания, так как вел весьма трудную работу – проповедовал у язычников. Стефан не просто давал язычникам новые знания и обучал христианской любви, но и сам подстраивался под нравы этого народа. Он обращал языческие народы поблизости от Перми, создавал для них собственную удобную письменность на основе рун, переводил книги.
•Сергий Радонежский. В отличие от предыдущего святого этот преподобный, неверное, является одним из самых известных вообще во всей стране и православной культуре в целом. Отличительной заслугой Сергия Радонежского стало развитие отшельничества и пустынножительства. Такая традиция позволила преобразить монашеский труд, сделать его немного более суровым, но при этом и получить более высокий эффект от духовной работы.
Также следует отметить сонм святых, относящихся к Киево-Печерской лавре. Они во многом стояли у истоков русского православного монашества, в традиции особенно упоминаются 118 святых, мощи до сих пор остаются в лавре.
Отдельной группой являются и святые князья, ставшие яркими представителями русской православной традиции. Для многих может быть странным факт канонизации князей как таковых, ведь князья, как известно, захватывают земли, эксплуатируют подданных и уничтожают представителей других княжеств. Тем не менее, нужно сказать о роли православия в судьбах русских князей, нередко выбиравших довольно нетипичный и благостный христианский путь.
Например, Дмитрий Донской известен не только как освободитель земель, но и как невероятно мирный князь. Когда другие правители русской земли дрались за территорию, использовали подлость и даже нанимали татар, чтобы расправиться с конкурентами, Донской действовал иначе, он всегда старался решить ситуацию мирно и избежал множества сражений только для того чтобы сберечь народ.
Отмеченные выше Борис и Глеб пострадали именно за православную веру, более того, они знали о предательстве собственного брата, решившего погубить младших ради власти и богатства, но не стали восставать против него и приняли свою участь.
Помимо этого следует отметить и других русских князей, канонизированных впоследствии:
•Ольга;
•Владимир;
•Михаил Черниговский;
•Федор Ярославский и сыновья;
•Михаил Тверской;
•Александр Невский
Нужно сказать, эти князья, как вообще любые князья, отмечались церковью только за духовные заслуги, но не за какие-то политические дела или нечто подобное. Как читатели могут помнить из начала данного материала, святость определяется по ряду параметров и просто хороший человек в понимании обывателя совсем не равен святому, который может быть даже не совсем понятен для обывательского понимания нормы и морали.
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/14686-pervye-svjatye-russkoj-cerkvi.html
Что мы узнали?
Следствием принятия христианства на Руси стало не только появление митрополита и церквей, но и канонизация первых русских святых. Они оказалась жертвами очередной княжеской междоусобицы.
Источник: https://obrazovaka.ru/istoriya/pervye-russkie-svyatye.html
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/14686-pervye-svjatye-russkoj-cerkvi.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 6346 (28%)
- https://obrazovaka.ru/istoriya/pervye-russkie-svyatye.html: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 2715 (12%)
- https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/kurs-lektsij-po-istorii-russkoj-tserkvi/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 13642 (60%)