Источник: https://spravochnick.ru/politologiya/politicheskaya_sistema_ponyatie_i_rol/politicheskaya_sistema_sovetskogo_obschestva/
Содержание
- 1 Понятие и общая характеристика политической системы советского общества
- 2 КПСС в политической системе
- 3 Административно-командная система как основа политической системы советского общества
- 4 Конституционные реформы
- 5 Номенклатурный принцип управления как признаком политической системы советского общества
- 6 Советская власть
- 7 Номенклатура
Понятие и общая характеристика политической системы советского общества
Проводя характеристику политической системы советского общества следует отметить, что в специальной литературе традиционно отмечается ее уникальность – соответствующая система практически не имела аналогов в иных зарубежных странах ни до, ни после себя. В наиболее общем виде политическая система советского общества может быть определена следующим образом:
Определение 1
Политическая система советского общества – совокупность партийно-государственных учреждений, и, в меньшей степени, иных общественных объединений, в процессе функционирования которых происходило отправление политической власти и формирование курса политико-государственного развития в СССР.
Важной особенностью политической системы советского общества выступает ее светско-атеистический характер, результатом утверждения которого в политической системе выступает то, что традиционно выделяемый компонент соответствующей системы – религиозные организации, был полностью исключен из политической системы советского общества.
Кроме того, значительные особенности политической системы советского общества наблюдались и в рамках характеристики ее партийной организации – в Советском союзе на конституционном уровне утверждалась руководящая роль единственной Коммунистической партии, деятели которой одновременно занимали все ключевые государственные посты. Иными словами, одним из признаков политической и государственной системы советского общества выступало сращивание партийного и государственного аппарата.
Продолжая характеристику политической системы советского общества, представляется необходимым также отметить, что государственные учреждения, как ядро соответствующей политической системы, подразделялись на три основные группы исходя из их места в системе государственного аппарата:
- Высшие органы государственной власти, выступавшие от имени государства, в руках которых сосредотачивалась вся полнота государственной и политической власти (например, законодательные органы, органы верховного управления, надзора, судебных органов, и т.д.);
- Центральные органы – отраслевые, межотраслевые и функциональные органы политико-государственного управления в советском обществе, сфера компетенции которых была представлена исполнением общеобязательных властных предписаний (наркоматы, государственные комитеты, министерства, и иные государственные органы и государственные учреждения).
- Местные органы государственной власти (Советы) и органы управления (Исполнительные комитеты и их отделы).
Еще одной значительной отличительной чертой, характеризовавшей всю политическую систему советского общества, выступала присущая ей административно-командная система управления, подробная характеристика которой будет проведена ниже.
Источник: https://spravochnick.ru/politologiya/politicheskaya_sistema_ponyatie_i_rol/politicheskaya_sistema_sovetskogo_obschestva/
Это интересно: 1468,Политическая деятельность Хрущёва и его реформы
КПСС в политической системе
К началу 50-х гг. роль и значение партийных органов в системе власти изменились. Приниженной оказалась роль не только ЦК, но и Политбюро. Вместо этих уставных органов реальной властью в стране обладали «пятерки», «семерки», «девятки» ближайших к Сталину лиц — его заместителей по правительству. Эта тенденция еще более укрепилась в первые месяцы после смерти Сталина. «Пусть Совмин все решает, а ЦК будет заниматься идеологией и кадрами», — говорил первый заместитель главы правительства Л. П. Берия. Однако Маленков и Берия напрасно недооценивали роль партийного аппарата. Именно с опорой на его возможности Хрущев сумел одержать победу в борьбе с ними за власть. Роль партийных органов при нем выросла настолько, что попытки ее ограничить, предпринятые на XXII съезде, стоили карьеры самому первому секретарю ЦК.
В 60-е — начале 80-х гг. и без того огромная роль КПСС в жизни советского общества еще более усилилась. В 1977 г. она была закреплена в новой Конституции страны, где впервые за все годы советской власти законодательно закреплялась «руководящая и направляющая роль» КПСС как «ядра политической системы советского общества».
Партийные органы осуществляли контроль за деятельностью администрации не только предприятий, учреждений, школ и больниц, но и министерств. В ЦК существовали отраслевые отделы, которым принадлежало решающее слово в определении стратегии развития отраслей экономики.
Лишь в годы перестройки роль партийных инстанций постепенно начала терять былое значение. Важным шагом на этом пути стала отмена в 1990 г. 6-й статьи Конституции об особом статусе партии в политической системе. Августовский кризис 1991 г., в ходе которого руководство партии поддержало действия ГКЧП, привел к роспуску КПСС.
Источник: https://histerl.ru/kurs_sssp/podrobno/sovetskaia_politicheskaia_sistema.htm
Административно-командная система как основа политической системы советского общества
Как было отмечено выше, ключевой особенностью политического устройства советского общества постепенно выступали административно-командная система управления. При этом анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что в числе ключевых признаков соответствующей системы выступало:
- Умаление роли и постепенное отстранение от власти Советов, обусловленное, с одной стороны, стремлением высших государственных властей к централизации и усилению власти в стане, а с другой – низким культурным уровнем трудящихся, малочисленностью пролетариата, и, в результате, постепенным усилением роли исполнительных органов, большинство структурных частей которых не избиралось, а назначалось сверху.
- Ключевым методом политико-государственного руководства в условиях административно-командной системы была «чрезвычайность» — система принципов, приемов и методов государственного управления, основанных на массовых репрессиях, судебном (а нередко – и внесудебном) принуждении, и т.д. Кроме того, в условиях чрезвычайности нередко допускалось и оправдывалось длительное сохранение соответствующих начал в условиях советской политической реальности;
- На первый план в политической системы выдвигался государственный аппарат, планомерно увеличивавшийся и постепенно объединившийся с аппаратом коммунистической партии. При этом рассматриваемая тенденция обозначилась уже в первые годы существования советской власти – уже в 20-30 гг. XX века, постепенно наблюдался стремительный рост всего управленческого аппарата, возникал и развивался такой феномен как ведомственность, сращивание партийного и государственного аппарата и т. д.
Источник: https://spravochnick.ru/politologiya/politicheskaya_sistema_ponyatie_i_rol/politicheskaya_sistema_sovetskogo_obschestva/
Конституционные реформы
За годы советской власти в стране были приняты четыре Конституции. Еще два конституционных проекта обсуждались в 1946—1947 гг. и 1962—1964 гг. Серьезные изменения в Основной закон государства были внесены в 1989 г.
В основу конституционного проекта 1962—1964 гг. была положена идея общенародного государства, предполагавшая относительную демократизацию системы управления и ограничение репрессивной практики. Вместе с тем основы экономической и политической системы оставались без изменений. Более того, круг объектов государственной собственности заметно расширился. Он охватывал практически все возможное и мыслимое.
Не отрицая личной собственности граждан, проект подчеркивал ее потребительское назначение. Были несколько расширены демократические основы общества: право законодательной инициативы было предоставлено крупнейшим общественным организациям — профсоюзам и комсомолу; планировалось решение важнейших вопросов в жизни страны с помощью референдумов; предполагалось ввести отчеты депутатов и представителей исполнительной власти перед населением. Однако все эти изменения так и не были реализованы из-за падения Хрущева.
В основе Конституции 1977 г. лежала концепция развитого социализма. В ней окончательно было закреплено оформлявшееся долгие годы господство одной партии, единой идеологии, централизованной огосударствленной планово-директивной экономики. В преамбулу были включены основные черты «общества развитого социализма».
Лишь в годы перестройки были приняты изменения в Конституцию страны, ликвидировавшие однопартийную политическую систему, допускавшие наряду с общегосударственной другие формы собственности, вводившие альтернативные, действительно свободные выборы, усилившие роль Советов как органов государственной власти.
Однако именно эти изменения, лишившие властную вертикаль стержня в лице КПСС, привели ее не к укреплению, а к распаду.
ИЗ ПРОЕКТА КОНСТИТУЦИИ (ОСНОВНОГО ЗАКОНА):
В собственности государства находятся земля, ее недра, воды, леса и другие природные богатства, заводы, фабрики, шахты, рудники, электростанции, железнодорожный, водный, воздушный и автомобильный транспорт, сельскохозяйственные предприятия, производимая на государственных предприятиях продукция, жилые дома, торговые, коммунальные и иные предприятия, банки, средства связи.
В собственности государства может находиться и любое другое имущество.
Источник: https://histerl.ru/kurs_sssp/podrobno/sovetskaia_politicheskaia_sistema.htm
Номенклатурный принцип управления как признаком политической системы советского общества
Рассмотренная выше административно-командная система управления в советской политической системе преимущественно основывалась на номенклатурном принципе управления всем обществом. В соответствии с данным началом назначение и перемещение руководящих кадров всего государственного аппарата производилось по воле и решению высших партийных чиновников, что обуславливало существование личной зависимости назначаемых от тех, кто был наверху соответствующей номенклатурной пирамиды.
Определение 2
Номенклатуры – это перечень ключевых должностей государственного (а впоследствии – и партийного) аппарата, кандидатуры на замещение которых предварительно рассматривались, рекомендовались, утверждались, а нередко – и отзывались партийными комитетами соответствующих уровней, от районного до Центрального комитета КПСС.
Кроме того, номенклатуры в советской время подвергались постоянным корректировкам, а не оставались неизменными – они ежегодно пересматривались и в разные года включали различное число должностей.
Номенклатура делилась на два списка, к первому из которых были отнесены должности, на которые руководители назначались только по постановлению Политбюро ЦК партии. В свою очередь, ко второму списку – должности, назначение на которые требовало согласия Орграспредотдела ЦК. Кроме того, дополнительно к номенклатуре № 1 вводился список «выборных должностей», на которые назначение производил сам Центральный комитет компартии.
Источник: https://spravochnick.ru/politologiya/politicheskaya_sistema_ponyatie_i_rol/politicheskaya_sistema_sovetskogo_obschestva/
Это интересно: 1480,Политическое развитие России в 1907- 1917гг, участие в первой мировой войне, (кратко)
Советская власть
Советы с самого начала своего существования не играли центральной роли в политической жизни страны. Все основные решения принимались в партийных структурах. Подобное положение сохранялось на протяжении всего советского периода истории страны.
В 50-е — начале 60-х гг. несколько расширилась компетенция местных Советов, а в начале 60-х гг. Хрущев предложил создавать Советы не только по территориальному принципу, но и по производственному (имелось в виду наделить некоторыми властными полномочиями Советы рабочих непосредственно на производстве).
Конституция 1977 г. изменила название органов власти, которые вместо Советов депутатов трудящихся стали именоваться Советами народных депутатов. Это подчеркивало, по мнению ее творцов, социальную однородность советского общества.
Самой серьезной реформой советской системы организации власти стала попытка М. С. Горбачева в 1988 г. под лозунгом «перераспределения власти от партийных органов к советским» обеспечить сохранение в ней главенствующей роли партийных комитетов. Предполагалось, что теперь Советы на всех уровнях возглавят первые секретари соответствующих партийных комитетов. При этом политические решения попрежнему будут приниматься в партийных инстанциях, а Советы превратятся в своего рода хозяйственные органы. Однако этого на деле не произошло.
После выборов в республиканские и местные Советы, прошедшие в 1990 г., советская власть впервые за все годы стала не декларацией, а реальностью. Вплоть до выборов президентов в республиках весной — летом 1991 г. реальная власть в стране и регионах принадлежала именно Советам.
Источник: https://histerl.ru/kurs_sssp/podrobno/sovetskaia_politicheskaia_sistema.htm
Номенклатура
Период 1964—1984 гг. стал золотым веком партийной номенклатуры. Именно в этот период она превратилась в «новый класс», не только обладавший всей полнотой власти в стране, но и осуществлявший от имени народа управление советской экономикой. Круг лиц, принимавших ключевые решения по всем этим вопросам, был достаточно узок и не превышал по всей стране 3 тыс. человек.
В отличие от предыдущих лет номенклатура в 60-70-е гг. имела ряд отличительных особенностей. В своей основе она была представлена выходцами из семей малоквалифицированных рабочих и беднейших крестьян, не обладавших необходимыми знаниями и управленческими навыками (преимущественно они имели техническое, военное или сельскохозяйственное образование). Это вело к вере в силу приказа, а не законов развития природы и общества. Среди них почти не было юристов, так как сами юридические знания управленцу казались ненужными. Наконец, окончательно сложилась ступенчатость и последовательность назначения на высокие должности. В этой ситуации Советы превратились в «подготовительный класс» для продвижения в партийные комитеты.
В результате сложилась система, воспроизводящая вассально-сюзеренную, существовавшую в феодальном обществе: каждый начальник имел своих «подданных», одновременно являясь «вассалом» вышестоящего начальника. Главной задачей для номенклатуры в эти годы стало расширение круга своих полномочий и обретение новых привилегий. Провозглашение после многочисленных хрущевских реорганизаций Л. И. Брежневым курса на «стабильность руководящих кадров» давало возможность номенклатуре спокойно пользоваться и властью, и привилегиями практически до самой смерти, она не могла лишь одного — передать их по наследству.
Поэтому к началу перестройки часть номенклатуры превратилась в наиболее откровенных сторонников радикального изменения политической и экономической системы.
Таким образом, консервация политического режима в 60—70-е гг. превратилась в главную предпосылку общественных перемен, начатых в годы перестройки.
Источник: https://histerl.ru/kurs_sssp/podrobno/sovetskaia_politicheskaia_sistema.htm
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://spravochnick.ru/politologiya/politicheskaya_sistema_ponyatie_i_rol/politicheskaya_sistema_sovetskogo_obschestva/: использовано 4 блоков из 4, кол-во символов 6007 (27%)
- https://studme.org/56929/politologiya/politicheskaya_sistema_rossii: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 8131 (37%)
- https://histerl.ru/kurs_sssp/podrobno/sovetskaia_politicheskaia_sistema.htm: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 7733 (35%)