1489,Полюдье на Руси — познаем в общих чертах

Полю́дье — способ сбора дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в IX-XII веках на Руси. Характерной чертой полюдья был его ненормированный характер. При этом племенная полития использовалась княжеской властью для организации сбора дани.


Блок: 1/4 | Кол-во символов: 249
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D1%8C%D0%B5

История

Полюдье — ежегодный объезд князя с дружиной подвластных земель, с целью сбора дани и кормления. Продолжалось с ноября по апрель.

Первое упоминание полюдья в русских летописях, а также подробное описание полюдья византийским императором Константином Багрянородным в его трактате «Об управлении империей», относятся к середине X века.

Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь, их князья выходят со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно — в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда растает лёд на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию.

Однако арабо-персидские источники сообщают о сбыте русами дани, собранной со славян, уже применительно к первой половине IX века:

Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдаленных славян к Румийскому морю. Владетель ар-Рума взимает с них десятину. Если они отправляются по Танису — реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар. Их владетель также взимает с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан и высаживаются на любом берегу… Иногда они везут свои товары от Джурджана до Багдада на верблюдах. Переводчиками них являются славянские слуги-евнухи. Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать.

Возникновение такого явления, как полюдье, было связано с распространением власти русов на часть восточнославянских племён. Константинопольский патриарх Фотий в связи с русско-византийской войной 860 года говорит о русах:

поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу!

Также известно о силах участников полюдья:

Всегда 100—200 из них (русов) ходят к славянам и насильно берут у них на своё содержание, пока там находятся.

При этом активно использовался обычай гостеприимства, заставляющий хозяина содержать гостя, пока тот находился в его доме.

Клавдий Лебедев. Князь Игорь собирает дань с древлян в 945 году («Полюдье»)

В 945 году, когда полюдье возглавлял великий князь Игорь Рюрикович, поводом для восстания древлян и его убийства стало не взимание дани самой по себе, а попытка сбора дополнительной дани. После подавления древлянского восстания княгиня Ольга проводит налоговую реформу, главными пунктами которой были нормализация сбора дани (уроки), который осуществлялся уже не в племенных центрах, а в специальных опорных пунктах — погостах. Впоследствии дань концентрировалась у княжеских наместников в крупных городах и переправлялась в Киев (как происходило с 2/3 новгородских даней в 1014 году при киевском князе Владимире Святославиче и его сыне и новгородском наместнике Ярославе).

О полюдье у славян также свидетельствует Ибн Руста:

Царь ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берёт по одному из её платьев в год, а если сын, то также берёт по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот даёт по одному из платьев жены или рабыни в год.

Сбыт полюдья вятичами на международном рынке и его прекращение с покорением вятичей Святославом Игоревичем в 966 году и окончательно — Владимиром Святославичем в 982 году косвенно подтверждаются хронологией кладов восточных монет в бассейне Оки.

Одно из последних упоминаний полюдья относится к 1190 году к правлению во Владимиро-Суздальском княжестве Всеволода Большое Гнездо. На основании данного примера исследователи рассчитали среднюю скорость полюдья — 7—8 км в сутки.

На русских окраинах и вновь присоединённых землях полюдье как способ сбора дани практиковалось ещё очень долго (на Чукотке и Аляске — даже в XIX в.).

Полюдье имело широкое распространение также в догосударственных и раннегосударственных социально-политических системах Евразии и Африки (вождествах). Не только Константин Багрянородный, но и скандинавские источники (сага о Гаральде) используют для обозначения подобного полюдью механизма сбора дани славянское слово (poluta, polutaswarf). Аналог русского полюдья — древненорвежская вейцла (veizla), буквально — «пир», «угощение», позже трансформировавшаяся в феодальную повинность.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 4280
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D1%8C%D0%B5

Понятие полюдья

Полюдьем в Древней Руси называли объезд земель с целью сбора дани. Сами князья и их дружинники, которые взимали дань, лично объезжали все земли и забирали деньги у людей. От таких «поездок по людям» и произошел позднее термин «полюдье». Сбор дани осуществлялся после сбора урожая, зимой и осенью, чтобы люди могли предоставить необходимое количество денег или ресурсов.

Сегодня ведутся споры о том, когда на Руси появилось полюдье и является ли оно отличительным признаком Киевской Руси или существовало в том или ином виде еще до создания единого государства, когда на русских землях проживали несколько племенных союзов, которые точно так же захватывали территории и взимали дань.

Несмотря на споры, сегодня принято считать, что полюдье ввел князь Олег и связано это было с резким расширением территорий и укреплением власти русских князей над окрестными восточнославянскими племенами. Новые территории должны были приносить прибыль, чтобы князь мог обеспечивать армию и дружинников и оснащать их для дальнейших военных походов, продавая на рынке в Византии полученные в ходе сбора дани товары.

Установление дани в виде полюдья говорит о зарождении раннефеодального государства на территории восточных славян.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1234
Источник: http://historynotes.ru/prinyatie-polyudya-na-rusi/

Литература


Эта страница в последний раз была отредактирована 20 июля 2019 в 21:23.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 178
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D1%8C%D0%B5

Отмена «полюдья»

Известно, что князь Игорь погиб от руки древлян, во время осуществления очередного полюдья, его жена княгиня Ольга отомстила за убийство, отменила полюдье и ввела вместо него новый способ сбора дани — повоз, установив для него фиксированный размер и место. Повоз, в отличие от полюдья князю доставлялся самими плательщиками.

Вятичи (племенной союз) осуществляли сбыт полюдья на международном рынке до победы над ними князем Святославом. Сбыт на время прекратился, а окончательно исчез при князе Владимире в 982 году.

Последние упоминания о полюдье были во Владимиро-Суздальском княжестве, где правил Всеволод Большое Гнездо.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 644
Источник: http://historykratko.com/polyudnaya-dan-na-rusi

Кол-во блоков: 8 | Общее кол-во символов: 7154
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D1%8C%D0%B5: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 4529 (63%)
  2. https://wiki2.org/ru/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D1%8C%D0%B5: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 178 (2%)
  3. http://historynotes.ru/prinyatie-polyudya-na-rusi/: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 1803 (25%)
  4. http://historykratko.com/polyudnaya-dan-na-rusi: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 644 (9%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий