Краткое содержание:
- Позиция Н. Хомского
- Мои размышления
- Обсуждение
Родитель! Прежде, чем назвать ребёнка дураком, прочти эту статью!
Мне посчастливилось заложить в себе фундамент любви к процессу обучения в эпоху советского времени. Сколько раздумий у меня было на тему воспитания детей. Сколько было попыток передать эту страстную любовь к получению знаний своим детям, научить их думать и рассуждать.
Содержание
Оценка решения
Дискуссия о разделении Минобрнауки на два ведомства велась последние несколько лет; решение, которое сегодня принял президент Владимир Путин, целесообразно и уже давно назрело, считают эксперты.
«Решение это действительно назрело — так, у современной педагогики расширился круг стоящих перед ней проблем, вызовов. Сегодня есть очень много задач, которые связаны с ранним развитием детей, особенностями становления. С другой стороны, то, что касается высшего образования, науки, технологий, также требует отдельного регулирования. Здесь речь идет в первую очередь о задаче быть глобально конкурентоспособными. То есть такое разделение вполне целесообразно», — сказала РИА Новости директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
Заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ Лев Любимов также приветствовал этот шаг и выразил надежду, что он позволит обратить гораздо больше внимания на школьное и дошкольное образование: «Самая главная отдача — это отдача от дошкольного образования. То, что эти ведомства разделили, я считаю нормальным. По крайней мере, может, они сосредоточатся на школе».
![]() |
Фото: РИА Новости |
В свою очередь, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, экс-замглавы Минобрнауки Виктор Болотов подчеркивает, что то, насколько эти ведомства будут эффективными, зависит от назначений, которые ожидаются в ближайшее время.
«Это ситуация не новая. В 1990-х годах, когда Россия вышла из Советского Союза, было два министерства: просвещения и госкомитет по науке и высшей школе. В этом смысле здесь нет ничего нового. Однако плюсы и минусы той или иной конфигурации, на мой взгляд, зависят от первых лиц — от тех, кто будет руководить Министерством просвещения и Министерством науки и высшего образования», — сказал он.
Ректор Московского городского педагогического университета (МГПУ) Игорь Реморенко обратил внимание на несколько проблемных моментов, которые потребуют объяснений: «Получается так, что регулирование компетенций по подготовке высококвалифицированных рабочих специалистов (то есть среднепрофессиональное образование) будет одним ведомством осуществляться, а регулирование компетенций подготовки специалистов в высшей школе — другим. Мне кажется, здесь надо объяснить, почему профессиональное образование оказалось как бы разорванным. И второй вопрос: если мы называем ведомство Министерством просвещения, то имеется в виду, что оно должно регулировать и образование, и культуру. Здесь же культура не находится в ведении министерства просвещения. То есть что имеется в виду? Почему, например, его не назвали министерством общего образования, или даже так: общего и среднепрофессионального образования? Это не очень ясно».
Ректор подчеркнул, что если используется термин «просвещение», то подразумевается передача и воспроизводство культурных норм. В политическом плане это бы означало объединение образовательного ведомства и ведомства культуры.
«Здесь же этого не произошло, но термин «просвещение» появился. И это потребует дополнительных пояснений», — заключил он.
Что касается еще одной реформы — перехода Рособрнадзора в подчинение правительству, — то его эксперты также в целом приветствовали.
«Вопрос про надзорные органы, это я говорю как бывший руководитель Рособрнадзора, очень много дискутировался. Может ли надзорный орган быть под крышей Министерства образования и науки — того ведомства, которое он должен контролировать? Предложение передать Рособрнадзор под контроль правительству звучало давно», — сказал Виктор Болотов.
Игорь Реморенко также отметил, что инициатива сделать независимым орган, контролирующий образование, хороша. Но с другой стороны, стандарты контроля устанавливаются самими министерствами: «Стандарты, по которым надзорный орган будет проверять, будут ведь устанавливаться этими министерствами. И контрольный орган может сказать «я бы и рад проверять хорошо, но стандарты не позволяют», или что они слишком зарегламентированы. Всегда будет конфликт между органом, осуществляющим проверки, и этими ведомствами».
Это интересно: Пророчества о России старца Паисия Святогорца.
Ожидания РАН
Создание в России министерства науки и высшего образования необходимо для обеспечения технологического прорыва России и выполнения задач, поставленных новым «майским» указом президента РФ, считает вице-президент Российской академии наук Алексей Хохлов.
«Я считаю, что принятое решение о разделении Минобрнауки полностью соответствует задачам по научно-технологическому развитию нашего государства, поставленным в указе президента от 7 мая. Реализация этого указа в части, относящейся к науке возможна только в рамках одного ведомства. Это нужно для обеспечения технологического прорыва страны», — сказал он РИА Новости.
По словам Хохлова, для науки принципиально важен приток новых молодых кадров: «Поэтому очень важно, чтобы наука и высшая школа шли бы «рука об руку». Кроме того, важно, что новая структура будет способствовать объединению науки и высшего образования с высокотехнологичными компаниями, которые могли бы внедрять на практике разработки российских ученых, добавил Хохлов.
![]() |
Фото: РИА Новости |
Российские ученые неоднократно предлагали разделить Министерство образования и науки на два ведомства, одно из которых занималось бы вопросами просвещения, а второе — государственной политикой в области науки.
Как говорится в указе от 7 мая «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», кабинету министров при разработке национального проекта в сфере науки требуется исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить присутствие России в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития.
К этому же сроку требуется обеспечить привлекательность работы в РФ для российских и зарубежных ведущих учёных и молодых перспективных исследователей, а также обеспечить опережающее увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки за счёт всех источников по сравнению с ростом валового внутреннего продукта страны.
Кроме того, правительству предстоит обеспечить решение следующих задач: создание передовой инфраструктуры научных исследований и разработок, инновационной деятельности, включая создание и развитие сети уникальных научных установок класса Megascience; обновление не менее 50% приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки; создание научных центров мирового уровня, включая сеть международных математических центров и центров геномных исследований; создание не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики.
Рассказываем, зачем в России создаются министерство просвещения и министерство науки и высшего образования и как это повлияет на школы и вузы
16.05.2018 | Ирина Синяева
9588
Владимир Путин подписал указ о структуре нового правительства. В нем говорится, что Минобрнауки разделят на два ведомства – министерство просвещения и министерство науки и высшего образования.
В чем разница?
Министерство просвещения будет отвечать за «общую образовательную деятельность» – школы, колледжи и техникумы, дополнительное образование, а также профобразование и профобучение. Ведомство будет решать вопросы воспитания, опеки и попечительства несовершеннолетних и заниматься социальной поддержкой и защитой детей.
Министерство науки и высшего образования будет заниматься развитием вузов и науки. Оно будет контролировать работу научных учреждений и университетов, деятельность государственных и федеральных центров науки и высоких технологий и всего, что с этим связано.
Кроме того, больше не будет работать Федральное агество научных организаций. Его функции будет выполнять новое министерство науки и высшего образования. А еще Рособрнадзор, который находился в ведении Минобрнауки, теперь будет подчиняться напрямую правительству России.
А как это коснется меня?
По прогнозам, такие изменения должны положительно повлиять на работу школ и вузов. Раньше Минобрнауки занималось всем: и вузами, и детскими садами, и наукой. А сейчас каждое ведомство сможет посвятить себя чему-то одному и решить конкретные задачи в своей области. Такая работа, по словам экспертов, будет продуктивнее. Но кто знает, к чему эта продуктивность может привести. Может, новый министр просвещения решит кардинально поменять систему школьного образования, отменив ЕГЭ или, наоборот, добавив в список обязательных экзаменов еще несколько предметов.Пока предсказать, что именно изменится в российском образовании, трудно, ведь еще даже неизвестно, кто будет новыми министром просвещения и министром науки. Хотя прогнозы уже есть: РБК, например, пишет, что на пост министра науки претендует замглавы Минобрнауки Григорий Трубников и глава Федерального агентства научных организаций Михаил Котюков. Имена кандидатов станут известны 18 мая. Но вполне возможно, что после того, как министры вступят в должность, реформы не заставят себя ждать.
Мои размышления
Слушая Н.Хомского про США, я чётко увидела и поняла, что происходит в нашей стране. Какая модель образования взята за основу нашим государством, куда плывёт наш корабль и во главе с кем.
Этим объясняется «тупость» сегодняшних детей (в которой нас стараются убедить), незнание элементарных азов в математике, русском языке и других предметах; отторжение процесса обучения, а порой и ненависть к учёбе.
Понятие просвещения в своем историческом становлении связано с духовным (в условиях России со времени Крещения – православным) мировосприятием.
На протяжения целого столетия меняются названия министерств. Простой обыватель не придаёт этому значение: Министерство просвещения или Министерство образования, какая разница?
«Полная подмена «просвещения» «образованием», завершившаяся на уровне государственного управления в начале 1990-х годов, совпала с вовлечением отечественной педагогики в небывалые и опасные опыты над подрастающими поколениями.
В чем же смысл и сокровенная направленность, казалось бы, незначительных перемен в министерских названиях?»
В условиях наступающего глобализма потребны не народы, а общечеловеческие стада. Цель стоит не просвещать народ, а просто «образовывать» человеческое стадо, толпу сообразно замыслам хозяев.
Наше образование держится на кадрах заточенных отголосками советского времени. Живя в провинции, я знаю великолепных педагогов, дающих настоящие знания в таких нелёгких условиях. Один из таких учителей от Бога, как-то сказала, что нет глупых детей. Только одному ребёнку можно объяснить один раз, и он поймёт, а другому – несколько раз. На таком подходе и строилось советское образование: поэтапно, последовательно, всё необходимое и нужное сообразно возрасту ребёнка. Услышала я и переживания этого педагога, в том, что уйдёт поколение советской и постсоветской эпохи, и образование рухнет совсем.
А недавно я познакомилась через сайт онлайн-репетиторов с великолепными студентами, уже с юных лет, практикующимися в педагогике. Отличные по характеру девчонки! Грамотные. Порядочные.
Я горжусь тем, что, как бы ни пытались нам привить «американскую» модель образования, есть поросль из глубинки России, благодаря которой, мы не превратимся в тупое послушное неграмотное стадо.
Низкий поклон настоящим педагогам! Есть ещё надежда, что появятся на горизонте патриоты, любящие Россию и направившие наш корабль в нужном направлении просвещения.
Воистину Свет освящает, а мрак превращает в скотов.
Хотелось бы начать с малого. Быть полезной и помочь разобраться простым гражданам в дебрях российского законодательства. Опыт мой небольшой, но он есть, и есть желание совершенствоваться и делиться знаниями. А ведь для вселенной нет невозможного. Земельное право. Действия гражданина при проведении государственного земельного контроля. Пока, то, в чём я в большей степени могу помочь разобраться. Буду благодарна за доверие.